Научная статья на тему 'Некоторые особенности деятельности сотрудников полиции в противодействии проявлениям политического экстремизма'

Некоторые особенности деятельности сотрудников полиции в противодействии проявлениям политического экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Российская Федерация / законодательство / нормативный правовой акт / Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г. / сотрудник полиции / экстремизм / политический экстремизм / противодействие / политология / Russian Federation / legislation / regulatory legal act / Federal law of the Russian Federation / Federal law «On police» dated January 28 / 2011 / police officer / extremism / political extremism / counteraction / political science.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азамат Мухажидович Факов

В статье при анализе юридической литературы и нормативных правовых актов о деятельности сотрудников полиции при противодействии политическому экстремизму высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования полномочий сотрудников полиции, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.; все иные федеральные законы РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты в части регулирования полномочий сотрудников полиции не могут противоречить Федеральному закону РФ от 28 января 2011 г.; полномочиями по противодействию политическому экстремизму могут наделяться наиболее подготовленные сотрудники полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азамат Мухажидович Факов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of the activities of police officers in countering manifestations of political extremism

In the article, when analyzing legal literature and regulatory legal acts on the activities of police officers in countering political extremism, several judgments have been expressed: a normative legal act specifically designed to regulate the powers of police officers is the Federal law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011; all other Federal laws of the Russian Federation, as well as subordinate normative legal acts in terms of regulating the powers of police officers may not contradict the Federal law of January 28, 2011; the powers to counteract political extremism may be vested in the most trained police officers.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности деятельности сотрудников полиции в противодействии проявлениям политического экстремизма»

УДК 343 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10027

ББК 67

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА

Азамат Мухажидович ФАКОВ, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат экономических наук E-mail: fakov_1984@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье при анализе юридической литературы и нормативных правовых актов о деятельности сотрудников полиции при противодействии политическому экстремизму высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования полномочий сотрудников полиции, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.; все иные федеральные законы РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты в части регулирования полномочий сотрудников полиции не могут противоречить Федеральному закону РФ от 28 января 2011 г.; полномочиями по противодействию политическому экстремизму могут наделяться наиболее подготовленные сотрудники полиции.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г., сотрудник полиции, экстремизм, политический экстремизм, противодействие, политология.

Annotation. In the article, when analyzing legal literature and regulatory legal acts on the activities of police officers in countering political extremism, several judgments have been expressed: a normative legal act specifically designed to regulate the powers of police officers is the Federal law of the Russian Federation «On police» of January 28, 2011; all other Federal laws of the Russian Federation, as well as subordinate normative legal acts in terms of regulating the powers of police officers may not contradict the Federal law of January 28, 2011; the powers to counteract political extremism may be vested in the most trained police officers.

Key words: Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Federal law of the Russian Federation, Federal law «On police» dated January 28, 2011, police officer, extremism, political extremism, counteraction, political science.

Предметом данной статьи является правовое регулирование деятельности сотрудников полиции по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации.

Первоначально о состоянии теории относительно еще не устоявшейся правовой категории — «политический экстремизм».

Так, В.В. Лапаева при разрешении проблем политического экстремизма с правовых позиций сформулировала суждение о том, что федеральный законодатель должен работать на опережение при соответствующей требованиям Конституции РФ продуманной политико-правовой стратегии противодействия экстремистской деятельности1.

Н.Б. Бааль при рассмотрении молодежного политического экстремизма в современном рос-

сийском обществе сформулировал обобщающее суждение о том, что в Российской Федерации значение профашистской категории группировок ультранационалистического спектра возрастает начиная с середины 90-х годов прошлого столетия в связи с увлеченностью ряда их лидеров фашистскими и националистическими идеями2. В последующем названный автор определила понятие «молодежный политический экстремизм в РФ» как «приверженность граждан России в возрасте от 14 до 30 лет крайним политическим взглядам и действиям, направленным на изменение конституционного строя, провоцируемая специфическими социально-экономическими и политическими условиями»3.

№ 2/2018

С.Д. Юрчевским при рассмотрении «правовых и организационных проблем противодействия политическому экстремизму» предложены «меры по предупреждению политического экстремизма на Северном Кавказе»:

«1. В науке отмечается, что отдельные религии иногда используются как инструмент борьбы, политический фактор. Исходя из этого, а также с учетом крайней опасности дальнейшего распространения в России экстремизма, обусловленного прежде всего национальными и конфессиональными факторами, органы государственной власти РФ, правоохранительные органы должны вести целенаправленную борьбу с антиконституционной деятельностью экстремистских организаций, в том числе связанных с нетрадиционным исламом, особенно на территории Южного федерального округа.

2. При противодействии экстремизму весьма важным направлением деятельности представляется борьба с агитацией экстремистов. Данное направление условно предлагается разделять на:

а) нейтрализацию самих агитаторов: вербовка, дискредитация и т.д.;

б) нейтрализацию средств агитации, которая должна включать... оперативные мероприятия по выявлению подпольных типографий, каналов поставки литературы, а также меры социального противодействия, как то: коллективные работы по уборке наглядных средств агитации экстремистов с улиц города, конкретное (материальное, моральное) поощрение наиболее активных граждан, осуществляющих общественную деятельность по противодействию экстремизму, и т.д.

3. Представляется необходимой организация комплексной антиэкстремистской пропаганды как на федеральном, так и на региональном уровне, направленной на формирование адекватного, объективного общественного мнения о сущности экстремизма и методах противодействия ему»4.

«Экстремизм не может существовать в вакууме, ему необходим постоянный приток новых сторонников, которые заражаются человеконенавистническими идеями через религиозную, образовательную, культурную и благотворительную среду. Поэтому именно благодаря системной профилактической работе, объединению усилий всех институтов государственной власти и гражданского общества по устранению идеологических основ его существования и распространения можно добиться более или менее эффективных результатов»5.

При разрешении «проблем ответственности политических партий за экстремизм в российском законодательстве» В.И. Ерыгина высказа-

ла следующее суждение: «Показателен тот факт, что за полтора десятилетия в России единственный раз состоялся судебный процесс по делу о разжигании национальной розни. Однако в этой области была проведена значительная законотворческая работа, результатом которой явилась развитая система нормативных актов, направленных на противодействие политическому и религиозному экстремизму. Трудности с реализацией ряда положений законов, регулирующих отношения в сфере противодействия экстремистской деятельности, связаны с отсутствием четких формулировок. Имеется проблема трактовки понятий «вражда», «унижение достоинства», «пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности». Необходима экспертная оценка как указанных законодательных положений, так и деяний, которые квалифицируются как экстремистская деятельность, направленная на разжигание вражды, розни, ненависти между людьми»6.

В исследовании М.К. Арчакова «Становление и развитие политического экстремизма в современной России, его сущность, формы проявления, меры по защите от него Российского государства и общества» фактически признано отсутствие общепризнанного подхода к определению понятия «политический экстремизм»7. А ранее этот же автор высказал предположение о том, что политический экстремизм — это «радикальный, идейно обоснованный вид политической деятельности определенных социальных субъектов, поставленных в критические, чрезвычайные условия существования и использующих нелигитимные противоправные формы политического насилия для коренного изменения сложившейся ситуации»8.

А.К. Шараповым предложена «поливариантная» классификация политического экстремизма9.

Противоречивые суждения ученых и практиков во многом предопределяют и несовершенство законодательства Российской Федерации10 о противодействии политическому экстремизму правоохранительными органами11, в том числе и сотрудниками полиции.

Нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования полномочий сотрудников полиции и по юридической силе приравненном к федеральному закону РФ12, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.13.

Равным по юридической силе Федеральному закону РФ от 28 января 2011 г. признается Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 22 июня 2002 г.14.

№ 2/2018

В этом же ряду находится и Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г.15, введенный в действие с 13 января 1997 г.16 (например, ст. 280 «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»).

Имеются и подзаконные нормативные акты, специально предназначенные для регулирования противодействия политическому экстремизму:

■ Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» № 310 от 23 марта 1995 г.17 («В Российской Федерации участились случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма. Антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер; создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования; нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами. Эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации»);

■ приказ Госкомвуза РФ «Об Указе Президента РФ от 23.03.1995 № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» № 436 от 3 марта 1995 г.18.

Таким образом, полномочия сотрудников полиции по противодействию политическому экстремизму предполагают специальную подготовку, в том числе и с овладением основных положений политологии.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования полномочий сотрудников полиции, является Федеральный закон РФ «О полиции» от 28 января 2011 г.

Во-вторых, все иные федеральные законы РФ, а также подзаконные нормативные правовые акты в части регулирования полномочий сотрудников полиции не могут противоречить Федеральному закону РФ от 28 января 2011 г.

В-третьих, полномочиями по противодействию политическому экстремизму могут наде-

ляться наиболее подготовленные сотрудники полиции.

В-четвертых, полномочия сотрудников полиции по противодействию экстремизму и терроризму предполагают специальную подготовку, в том числе и с овладением основных положений политологии.

1 Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Адвокат. 2001. № 10.

2 Баалъ Н.Б. Молодежный политический экстремизм в современном российском обществе // Рос. следователь. 2007. № 12.

3 Баалъ Н.Б. Политический экстремизм российской молодежи и технологии его преодоления: Автореферат дис. ... д-ра полит. наук. Н. Новгород, 2012. С. 15.

4 Юрчевский С.Д. Некоторые проблемы противодействия политическому экстремизму (региональный аспект) // Административное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 9—13.

5 Юрчевский С.Д. К вопросу о политическом экстремизме на Северном Кавказе и проблемах противодействия ему // Административное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 65—67.

6 Ерыгина В.И. Проблема ответственности политических партий за экстремизм в российском законодательстве // Гос. власть и местное самоуправление. 2010. № 8. С. 41—44.

7 Арчаков М.К. Политический экстремизм в России (сущность, проявление, меры противодействия): Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2016. С. 8—9.

8 Арчаков М.К. Политический экстремизм в России (сущность, проявление, меры противодействия): Монография. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. С. 276.

9 Шарапов А.К. Политический экстремизм: Учеб. пособие. Чита: ЗабГУ, 2017. С. 71—100.

10 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подроб. об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123).

11 О правоохранительных органах подроб. см.: Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в российской юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15—16;

Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, О.Д. Жука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

12 О системе нормативных правовых актов в РФ подроб. см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28—30;

Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27—30.

13 СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2018. № 11. Ст. 1591.

14 Там же. 2002. № 30. Ст. 3031; 2015 № 48 (ч. I). Ст. 6680.

15 Там же. 1996. № 25. Ст. 2954; 2018. № 18. Ст. 2581.

16 О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24.05.1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2955.

17 Там же. 1995. № 13. Ст. 1127.

18 В официальных источниках не публиковался.

№ 2/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.