Евразийский журнал региональных и политических исследований. 2020. № 1 (20). С. 86—89.
УДК 342.7 ББК 67.9
Некоторые особенности конституционно-правового статуса личности в Китайской Народной Республике
В. И. Стариков
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
В статье рассматривается социалистическая концепция прав человека в КНР, которая отвергает понятие естественных прав и связывает правовой статус личности с природой общества и государства.
Ключевые слова: Конституция КНР, иерархия прав, социально-экономические права, гражданство, политические права, социальная защита, гарантии социальных и экономических прав, обязанности граждан.
В зарубежных конституциях нормы сводятся к трем основным блокам регулирования: правовому положению личности; структуре и порядку функционирования органов государственной власти; развитию региональных и международных норм права.
В научной литературе под правовым статусом личности понимается юридически оформленное положение человека в его взаимоотношениях с обществом и государством.
Статус личности — явление неоднородное. Он включает следующие элементы: гражданство; права, свободы, основные обязанности и запреты, с которыми связано юридически значимое поведение людей; гарантии прав и свобод человека. В настоящее время правовая теория прав человека характеризуется многообразием концепций. Эти концепции можно условно квалифицировать по следующим основаниям: историческим, идеологическим и с точки зрения национально-культурной специфики государства. При всем многообразии концепций прав человека, отмечает С. И. Глушкова, «теоретическим основанием, которому сторонники той или иной концепции следуют или оппонируют, для большинства из них является классическая (либеральная) концепция1.
Права человека — это естественные неотчуждаемые права, принадлежащие человеку в силу его рождения «К неотчуждаемым правам относятся: право на жизнь, свободу, собственность, неприкосновенность, право на чистую природную среду. К правам гражданина можно отнести право на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства. Эти два понятия разделяют условно, они носят общетеоретический характер»2.
1 Права человека : энцикл. слов. / под ред. С. С. Алексеева. М. : Норма, 2013.
2 Стариков В. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учеб. пособие. Челябинск, 2003. С. 22.
Исследуя китайскую концепцию прав человека, необходимо кратко остановиться на ее Основном законе, так как именно он устанавливает меру взаимной свободы и ответственности государства и личности. Действующая Конституция Китайской Народной Республики (1982 г.) как и другие зарубежные конституции регулирует отношения свободы и прав личности во всех сферах общественной жизни: политической, социально-экономической и духовно-культурной. Как справедливо отмечает Б. С. Эбзеев, «Именно конституционные права и свободы являются мерилом в оценке всех сфер права, следовательно, система ценностей основных прав является критерием, которому должны соответствовать все иные права граждан не только в публичном, но и частном праве»3.
Учитывая, что в иерархии прав человека в Китае на первое место выдвигаются социально-экономические права, Н. В. Витрук отмечает, «Социально-правовой статус личности обеспечивает потребление и обмен полученных материальных и иных благ, создание условий, гарантирующих достойную жизнь и свободное развитие человека, т. е. гарантии социальной защиты»4. В действующей Конституции КНР в главе «Общие положения» определяется сущность КНР как «социалистического государства демократической диктатуры народа, руководимого рабочим классом и основанного на союзе рабочих и крестьян»5.
Следует отметить, что китайское конституционное регулирование по объему прав и свобод существенно отстает от европейских стандартов. Так, в Конституции КНР 1975 г. было 4 статьи, в Конституции 1978 г. — 16. В действующей Конституции 1 982 г. правам и свободам отведено
3 Эбзеев Б. С. Введение в Конституцию России. М. : Норма, 2013. С. 181.
4 Витрук Н. В. Общая теория правового статуса личности. М. : Норма, 2008. С. 291.
5 Конституция Китайской Народной Республики : принята ВСНП в 1982 г
24 статьи (например, в Конституции Италии из 139 статей, правам и свободам отведено 54 статьи).
Для китайского права характерна насыщенность нормативных актов нормами-принципами, нормами-пожеланиями, «например, не трудящийся да не ест». Так, интересна ст. 27, которая гласит: «Все государственные органы и государственные служащие должны опираться на народ, постоянно поддерживать тесные связи с народом, прислушиваться к мнениям и предложениям масс, находиться под их контролем, отдавать все силы служению народу». Анализируя эту статью Г. Н. Андреева верно отмечает, «с логической точки зрения она не поддается анализу, т. к. если это норма морали, не обеспеченная правовым механизмом, то какой смысл включения ее в конституцию; если же такой механизм контроля существует, то почему не записать «государственные служащие ... должны... находиться под контролем народа» и очертить формы этого контроля?»1
Конституции КНР относится к числу «жестких» конституций: изменения вносятся только по представлению Постоянного комитета ВСНП или 1/5 от общего числа депутатов ВСНП. В основной закон в 2004 г. были внесены конституционные поправки которые впервые закрепила понятие «права человека», расширили правовые гарантии частной собственности. Так, в ст. 33 Конституции включено положение: «Государство уважает и защищает права человека». Л. М. Гудошников отмечает, что «В связи с этой поправкой заместитель председателя Китайского общества по изучению прав человека Дун Юньху писал, что внесение положения о правах человека в Конституцию КНР является важным прорывом в развитие прав человека в условиях социализма»2. Важной является ст. 37 Конституции, которая декларирует неприкосновенность свободы личности. Здесь в ч. 2 сказано, что «никто из граждан не может быть подвергнут аресту иначе как органами общественной безопасности с санкции или по постановлению прокуратуры или по постановлению суда».
Важнейшей особенностью механизма власти в стране является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (КПК). Каждый член партии (а общая численность партии составляет приблизительно 80 млн. человек) должен безоговорочно подчинятся решениям партии и ее органов и обязан их выполнять.
В преамбуле Основного закона сказано, что КНР конституирована как республика советского
1 Иностранное конституционное право / под. ред. В. В. Маклакова. М. : Юристь, 1997. С. 357.
2 Конституция Китайской Народной Республики.
типа, идущая «по пути строительства социализма с китайской спецификой». Соответственно правовой статус личности базируется на социалистической доктрине прав человека.
Во второй главе « Основные права и обязанности граждан», которая содержит 23 статьи — на первое место в иерархии прав человека выдвигаются социально- экономические права, которые считаются наиболее важными для трудящегося человека. Так, в ст. 42 сказано: «граждане КНР имеют право на труд и обязаны трудиться. Государство, используя различные каналы создает условия для занятости, совершенствует безопасность условий труда, улучшает условия труда, и основываясь на увеличении количества выпускаемой продукции, увеличивает оплату труда и социальные пособия. Труд является вопросом чести и обязанностью каждого трудоспособного гражданина»
Согласно ст. 44, «государство, в соответствии с законом, использует пенсионную систему для рабочих и служащих предприятий и учреждений и для работников государственных органов. Государство и общество обеспечивает пенсионерам средства существования». Но здесь, как отмечают востоковеды, имеются давние традиции — это содержание престарелых родителей взрослыми детьми. То есть китайские граждане больше рассчитывают на помощь детей, чем государства. Статья 43 гласит: «Трудящиеся КНР имеют право на отдых. Государство расширяет сеть возможностей для отдыха и восстановления сил трудящихся и определяет время работы и отдыха рабочих и служащих»3.
Следующая особенность правового статуса личности, как отмечается в различных исследованиях, это зависимость от категории к которой данное лицо относится. Конституция различает права граждан и права трудящихся. Из приведенных статей (42 и 43) мы видим, что право на труд, образование принадлежит всем гражданам, а право на отдых, и пенсионное обеспечение только трудящимся. Так, для получения пенсии трудящиеся китайцы должны отработать не менее 15 лет. Пенсию получают различные чиновники, менеджеры, индивидуальные предприниматели и жители сельской местности, многих пенсионеров по-прежнему содержат в семье.
В 2017 году прошла пресс-конференция министра трудовых ресурсов и социального обеспечения страны4. На конференции было сказано
3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / под ред. Б. А. Страшуна. М. : Норма, 2008. С. 751.
4 Пенсии не для всех, или как поддерживают население в Китае. URL: http:// www.rline/syobodnyj-korrspondent/socalnaya-zashchita-vkitae.
о дальнейшем развитии системы, ближайших планах и перспективах. В частности, было заявлено, что категорию лиц, получающих пенсию, планируют расширить.
На 14-м съезде КПК было сказано о поддержке бедняков и инвалидов. Эта поддержка зависит от уровня прожиточного минимума и имеет различия в районных городах и районах. Если у семьи действительно низкий доход, то можно рассчитывать на материальную поддержку. Особенно положительный пример показывает Китай по отношению к инвалидам. Этим людям создают все условия, чтобы они имели возможность трудиться. Восемь из десяти инвалидов работают.
Следующая особенность статуса личности: это зависимость от категории, к которой данное лицо относится (гражданин лицо без гражданства или это иностранец). Базовые вопросы, связанные гражданством регулируются Конституцией. Так, ст. 33 Основного закона определяет: «Все лица, имеющие гражданство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики». Порядок приобретения, утраты гражданства и восстановления в гражданстве регулируется Законом о гражданстве 1980 г. Так, китайскими гражданами считаются:
• лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории Китая;
• лица, родившиеся в Китае и родители которых, будучи апатридами, постоянно проживают в Китае. В Законе говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство КНР.
Для этого они должны «проявить готовность соблюдать Конституцию и законы страны» и отвечать одному из условий: иметь близких родственников среди китайских граждан, постоянно проживать в КНР или иметь надлежащие основания (какие именно, закон не оговаривает).
Двойное гражданство за китайскими гражданами не признается. За лицами, которые приобрели китайское гражданство, иностранное гражданство не сохраняется. Соответственно китайские граж-
дане, постоянно проживающие на территории другой страны в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства — утрачивают китайское гражданство. Законом также предусмотрена возможность восстановления в китайском гражданстве. Иностранцы, состоявшие ранее в китайском гражданстве, могут ходатайствовать с указанием уважительных причин о восстановлении китайского гражданства. За лицами, восстановленными в китайском гражданстве, не сохраняется иностранное гражданство.
К особенностям правового статуса личности можно отнести и широкий круг обязанностей. Обязанности могут быть как политическими так и личными. Так, граждане КНР обязаны: защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны (ст. 52); соблюдать Конституцию законы; хранить государственную тайну; беречь общественный порядок; уважать норм общественной морали (ст. 53); охранять безопасность, честь и интерес Родины и не совершать действий, наносящий вред безопасности, чести и интересам Родины (ст. 54); обязанность учиться (ст. 46); обязанность родителей содержать и воспитывать несовершеннолетних детей, совершеннолетних детей — содержать и поддерживать родителей, супруги муж и жена — обязаны осуществлять планирование рождаемости (ст. 49).
В заключение следует также отметить особые административные районы Китая (ОАР), (бывшие колониальные владения Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг), которые возвращены Китаю Португалией и Великобританией. По мнению Л.М. Гудошникова «Особенность правового статуса личности в этих районов состоит в том, что права и свободы жителей этих районов сформулированы более широко, чем для всех граждан в Конституции КНР»1. Для этой категории граждан предусмотрено широкое передвижение в другие страны, свободный выезд за границу без особого разрешения (при наличии соответствующих документов).
1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран... С. 817.
Сведения об авторе
Стариков Вячеслав Иванович — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права и муниципального права, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия.
Eurasian journal of region and political research. 2020. No. 1 (20). Pp. 86—89.
Some features of the constitutional and legal status of the individual in the People's Republic of China
VI. Starikov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia
The article examines the socialist concept of human rights in the PRC, which rejects the concept of natural rights and links the legal status of the individual with the nature of society and the state.
Keywords: Constitution of the People's Republic of China, hierarchy of rights, socio-economic rights, citizenship, political rights, social protection, guarantees of social and economic rights, obligations of citizens.