Научная статья на тему 'ЭТАПЫ КИТАЙСКОГО "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА"'

ЭТАПЫ КИТАЙСКОГО "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
665
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / МОДЕЛЬ СОЦИАЛИЗМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фомичев Александр Васильевич, Фомичева Людмила Семеновна

В статье прослежены этапы конституционного развития КНР. Раскрыты особенности структуры и содержания китайских конституций в их динамике. Рассмотрены экономические, политические, идеологические основы общественного строя современного Китая. Показано своеобразие национальной партийной системы. Выявлены возможные пути трансформации китайского общества и государства в перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF CONSTITUTIONAL DEVELOPMENT IN PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA

The article traces the stages of constitutional development in People's Republic of China. Peculiarities of the structure and content of Chinese constitutions in their dynamics are revealed. The basic economical, political, ideological principles of the social structure of modern China are considered in the article. The originality of the national party system is shown. Possible ways of transformation of Chinese society and the state in the future is identified.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ КИТАЙСКОГО "СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА"»

УДК 327

А.В. Фомичев, Л.С. Фомичева

ЭТАПЫ КИТАЙСКОГО «СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА»

За время после провозглашения 1 октября 1949 года Китайской Народной Республики в стране было принято четыре конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг.), отразивших сложный и противоречивый путь её развития.

После победы революции роль временной конституции КНР выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета (НПКС) Китая - высшего органа китайской революции, принявшего на себя функции парламента, Закон об организации Центрального народного правительства, ряд других нормативно-правовых актов. В этих документах КНР характеризовалась как «государство новой демократии», целями которой провозглашались «борьба против империализма, феодализма... за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая» [1, с. 51]. Оставляя национальной буржуазии вспомогательную роль в экономике, акцент делался на создание общественного народного хозяйства.

Первая конституция КНР была принята в 1954 году Всекитайским собранием народных представителей и действовала более 10 лет. Она состояла из трех десятков статей, узаконивших положения Общей программы, и представляла собой скорее политическую декларацию, чем правовой акт. Поэтому вслед за ней были приняты пять органических законов, определявших принципы формирования, построения и деятельности верховных и местных государственных органов. В последующие годы структура конституции претерпела изменения: значительно увеличился ее объем, 106 статей были объединены в четыре главы.

В соответствии с основным законом КНР характеризовалась как «государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян». В рамках многопартийной системы закреплялась руководящая роль Компартии, четко определялась цель общественного развития: «построение процветающего и счастливого социалистического общества». В качестве основных задач переходного к социализму периода определялись социалистическая индустриализация, завершение социалистических преобразований в сельском хозяйстве, промышленности и торговле.

Организация государственной власти строилась по советскому типу - через систему полновластных собраний народных представителей разных уровней. Учреждался институт Председателя КНР. Последний был призван представлять государство в международных отношениях и возглавлять вооруженные силы [2, с. 29-30].

Конституция послужила правовой основой переустройства китайского общества и государства в соответствии с социалистической доктриной при учете национальной специфики.

В период так называемой «культурной революции» (1966-1976) под флагом борьбы с «ревизионизмом» внутри страны и в международном коммунистическом движении произошел разгром основных конституционных институтов КНР. Политическую основу государства составили революционные комитеты, выступавшие в качестве правительственных органов. В их состав входили назначаемые «сверху» лица и представители карательных структур. Управление страной на всех уровнях оказалось во многом основано на произволе властей и «толпы». В качестве опоры диктатуры пролетариата объявлялись вооруженные силы. Безудержно восхвалялась личность Мао Цзэдуна, а маоизм был провозглашен государственной идеологией. Наконец, была предпринята попытка немедленно социализировать все общество и под лозунгом «большого скачка» в кратчайший срок достигнуть уровня экономически развитых стран. В эти годы Мао Цзэдун устранил из руководящих

90

органов партии и государства всех несогласных с его концепциями дальнейшего развития Китая [3, с. 521-525].

Результаты «культурной революции» были закреплены в принятой за год до смерти Мао Цзэдуна конституции 1975 года [4]. Основной закон легализовал некоторые институты и политические установки этого периода, например «ревкомы», упразднил институт Председателя КНР, прокуратуру, Государственный комитет обороны, урезал полномочия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета (ПК), ужесточил режим управления страной. Число статей конституции сократилось со 106 до 30 при сохранении общей её структуры.

Через два года после смерти Мао Цзэдуна (1976) в Китае была принята третья конституция, имевшая компромиссный, конъюнктурный характер: в основном законе 1978 г. политические установки нового китайского руководства сочетались с постулатами «культурной революции». Конституция просуществовала немногим более 4 лет, в нее дважды вносились существенные изменения. Был упразднен институт ревкомов и учреждался новый институт -постоянных комитетов местных собраний народных представителей (СНП). Конституция поставила в качестве основной задачи осуществление «четырех модернизаций», что предполагало превращение КНР уже к 2000 г. в «мощное государство с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной обороной, современной наукой и техникой» [5].

Внесенные в конституцию 1978 г. поправки не смогли устранить присущие ей существенные недостатки. Поэтому ВСНП по указанию ЦК КПК и отца реформ - Дэн Сяопина, приняло решение о ее пересмотре. Проект новой Конституции, подготовленный специальной комиссией во главе с председателем ПК ВСНП Цзяньином, был вынесен на всенародное обсуждение, рассмотрен на пятой сессии ВСНП пятого созыва и 4 декабря 1982 г. принят высшим представительным органом страны [6]. Китай получил основной закон - конституцию «модернизированного социализма»,

91

действующую и сегодня. Отметим, учредители именуют её не новой, а «исправленной», тем самым подчёркивая её преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству.

За истекший период в Конституцию было внесено значительное число поправок. Особенно значимыми стали конституционные реформы 1993, 1999 и 2004 гг., отразившие курс на проведение социалистической модернизации и создание социалистической рыночной экономики.

Особенности Конституции КНР 1982г. Конституция КНР 1982г. сравнительно небольшой по объему документ, состоящий из Введения и четырех глав, содержащих 138 статей. По форме и по содержанию - это типичная социалистическая конституция.

Вместе с тем Конституция отражает трансформацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В Конституции появились такие новаторские понятия как «социалистическое правовое государство», «социалистическая рыночная экономика» и т. п. Некоторые старые формулировки были «очищены» от тенденциозной социалистической терминологии [7, с. 201].

В обширном Введении Конституции освещается ретроспектива пройденного Китаем исторического пути, перечислены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа, увековечивается роль личности Мао Цзэдуна в этой борьбе, восхваляется Коммунистическая партия (пп. 1-6). Китайский народ призывается в течение длительного времени вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, «которые подрывают наш социалистический строй» (п. 8). При этом само содержание понятий «внутренние вражеские силы и элементы» не конкретизируется. Это положение, в своё время, сформулированное Мао, в контексте проводимых в Китае реформ, вероятнее всего, следует рассматривать как дань прежним идеологическим представлениям. Однако в нем можно усмотреть и

резервное конституционное оправдание возможных репрессий внутри страны и действий на международной арене.

Здесь же отмечается, что после образования КНР китайское общество осуществило переход от новой демократии к социализму. Одновременно на перспективу сформулирована амбициозная задача: через осуществление «социалистической модернизации» превратить страну в «высокоцивилизованное, высоко демократическое социалистическое государство» (п. 7). В последующем, в ходе конституционных реформ, последние фразы были заменены на «. могучее, процветающее, демократическое и цивилизованное социалистическое государство» (редакция 1993). При этом признается, что Китай в течение долгого времени будет «находиться на начальной стадии социализма» с «китайской спецификой», утверждается, что народ под руководством Компартии, руководствуясь теорией марксизма-ленинизма, идеями Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, будет проводить политику «реформ и открытости», опираясь на собственные силы (редакция 1993 и 1999 гг.). Зрелое социалистическое общество предполагается создать нескоро, приблизительно через 100 лет.

Во Введении закрепляются основы внешней политики государства. Свое будущее Китай связывает с «будущим всего мира» и в этом контексте формулирует основные принципы своей внешней политики, взаимодействия с другими государствами: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. КНР, что традиционно для конституций государств социалистического типа, выступает против империализма и колониализма; за укрепление сплоченности с народами различных стран мира; поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран.» (п. 12).

Политика КНР по отношению к Тайваню определяется через признание острова-государства в качестве «части священной

93

территории Китайской Народной Республики». Воссоединение Тайваня с континентальным Китаем рассматривается как важнейшая общенациональная задача, как «священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване» (п.9).

В главе I Конституции «Общие положения» сформулированы основы общественно-политического и экономического строя современного Китая. Отметим, что закреплению основ общественного строя и характеру государства концепция «социалистического конституционализма» придаёт особое значение, рассматривая остальные вопросы как производные от них.

КНР провозглашена «социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанном на союзе рабочих и крестьян» (ст. 1), социалистическим правовым государством (ст. 5 в ред. 1999 г.). Статья 2 декларирует принадлежность всей власти в стране народу, которую он (народ) осуществляет через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания разного уровня.

Как и другие социалистические конституции, Основной закон КНР не содержит принципа разделения властей. Вместо него провозглашается принцип полновластия и верховенства выборных представительных органов - собраний народных представителей, которые формируют все остальные государственные органы и которым все они подконтрольны и подотчетны (ст. 3). Здесь же закрепляется механизм осуществления государственной власти, в основе которого лежит принцип демократического централизма в организации и деятельности государственных органов.

Политическая система КНР характеризуется традиционными для социалистических стран чертами. Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая. В рядах правящей партии состоит более 70 миллионов человек. На современном этапе расширена ее социальная база. Это -рабочие, крестьяне, интеллигенция и китайские предприниматели,

94

ещё в 90-е гг. XX в. рассматривавшиеся как «буржуазные элементы». Последним разрешено вступать в правящую партию и занимать в ней руководящие посты [8, с. 59].

Руководители или представители КПК возглавляют важнейшие государственные институты и многие общественные организации (профсоюзные, молодёжные, женские и др.). Только КПК может создавать свои организации в армии и спецслужбах. Это привело к тесному переплетению партийных и государственных функций, сращиванию КПК и государства: партия вырабатывает политические установки, которые на основе решений ВСНП становятся законами и решениями государства. Несмотря на то, что в последние годы китайское руководство многократно декларировало намерения разграничить функции КПК и государства, на практике этот процесс идёт крайне медленно.

Существенной особенностью политического механизма КНР является наличие помимо КПК еще восьми численно небольших традиционных партий. Это - Революционный комитет гоминьдана Китая, Демократическая лига Китая, Ассоциация содействия развитию демократии Китая, Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая, Чжунго Чжигундан «Партия стремления к справедливости», Общество Цзюсань «Общество 3 сентября», Лига демократической автономии Тайваня, Всекитайская ассоциация демократического национального строительства [9]. Вместе с тем говорить о реальной многопартийности применительно к КНР нельзя: названные партии не участвуют в конкурентной борьбе за политическую власть. В соответствии с уставами все они называются «партиями, участвующими в политической жизни», осуществляющими свою деятельность под руководством КПК, которое безоговорочно признают.

В уставах партий говорится, что каждая из них является политическим союзом, состоящим частью из социалистических тружеников и частью из патриотов, поддерживающих социализм, политической партией, служащей социализму. Отметим, название

95

партий не отражает их специфику и социальную базу. Так, костяк Крестьянско-рабочей демократической партии составляют работники медицины и науки, а китайской партии стремления к справедливости -репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом.

Представители партий представлены в ВСНП, являются руководителями ряда постоянных комитетов ВСНП и НПКС Китая, правительственных органов. Однако их деятельность строго регламентируется и контролируется.

Особенность политической системы КНР проявляется и в том, что КПК и союзные с ней партии, а так же многочисленные народные (общественные) организации, согласно Конституции, образуют ядро «широкого патриотического Единого фронта», как символа единства китайского народа. Конституция подчеркивает, что фронт «и впредь будет укрепляться и расширяться» под руководством КПК (п. 10 Введения).

Организационной формой Единого фронта выступает Народный политический консультативный совет, формируемый из представителей входящих в состав фронта объединений. Формально в его рамках осуществляется согласование позиций общественных объединений по различным вопросам. Вместе с тем фронт используется КПК для осуществления контроля коммунистов за деятельностью всех общественных объединений, входящих в его состав. При этом следует отметить, что руководящая роль КПК рассматривается другими общественными организациями как гарантия стабильности в стране, а стабильность - как необходимое условие проведения реформ.

В Конституции КНР (ст. 6-18) содержится обобщенная характеристика экономической системы Китая. Особенностью нынешней китайской модели социализма является плюрализм форм собственности [10, с. 57]. До марта 1999г. основой социалистической экономической системы Конституция объявляла социалистическую общественную собственность (ст. 6). Наряду с общественной собственностью она закрепляла «индивидуальную собственность

96

городских и сельских тружеников», а также частную собственность «в пределах, установленных законом». Однако индивидуальное и частное хозяйство рассматривалось лишь как «дополнение к социалистической экономике, основанной на общественной собственности» (ст. 11).

Поправки, внесенные в 1993 и 1999 гг., несколько смягчили данный подход. Новая редакция статьи 6, закрепляя доминирование общественной собственности в экономике, вместе с тем провозглашает ее совместное развитие и сосуществование с другими формами собственности. В свою очередь статья 15 Конституции декларирует, что «государство осуществляет социалистическое рыночное хозяйство», «совершенствует макрорегулирование». В прежней редакции утверждалось, что КНР ведет плановое хозяйство при вспомогательной роли рыночного регулирования.

Таким образом, современная экономика Китая сочетает два основных начала: рынок и государственное макрорегулирование. В последней редакции Конституции устранены все положения, касающиеся плановой экономики. Развитие хозяйства государство видит в расширении самостоятельности предприятий при условии подчинения их руководству со стороны государства, а так же в широком привлечении иностранного капитала, интенсивного внешнеэкономического сотрудничества.

В последние годы в Китае наблюдается постепенный отход от непререкаемых постулатов прежней официальной идеологии (марксизм-ленинизм, социалистический путь, руководящая роль КПК, народная демократическая власть), которые заменяются лозунгами развития, патриотизма, социально ориентированной экономики. При этом руководящая роль КПК декларируется неизменной.

Идеи, так сказать, «либерального социализма» особенно наглядно проявляются в социально-экономической политике КНР. Так начато акционирование государственных предприятий, притом, что государство оставляет за собой контрольные пакеты акций.

97

Первоначально Конституция весьма категорично заявляла, что задача социалистической собственности заключается в ликвидации эксплуатации человека человеком и осуществлении принципа «От каждого по способностям - каждому по труду» (ст. 6). После вступления в силу поправок Основной закон допускает существование наряду с распределением по труду других принципов распределения, что должно, по замыслу реформаторов, способствовать развитию предпринимательства и других экономических свобод.

В главе 1 также изложены принципы национальной политики и формы её осуществления (ст. 4), а также основы государственной политики в области науки, образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта (ст. 19-24), планирования семьи (ст. 25), защиты окружающей природной среды (ст. 26.). Статья 30 закрепляет административно - территориальное деление государства и создание автономных территориальных единиц, а ст. 31 - особых административных районов.

Глава II «Основные права и обязанности граждан» (ст. 33-56) посвящена основам правового статуса граждан и прописывает перечень традиционных для конституций прав, свобод и обязанностей граждан. Глава содержит 24 статьи, что больше, чем в предыдущих конституциях. В ней сформулировано понятие гражданства, закреплены гарантии реализации прав и свобод, нашли отражение характерные для КНР положения, вытекающие из её недавнего прошлого: запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле.

Глава III «Государственная структура» наиболее обширна по объему (ст. 54-135) и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов.

Глава IV «Государственный флаг, государственный герб, столица» состоит из трех статей (ст. 136-138), посвященных соответствующим символам и столице.

В заключение отметим: как и многие другие социалистические конституции, Основной закон КНР «грешит» декларативностью многих положений, отсутствием механизмов их реализации. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в действующую редакцию Конституции внесены многочисленные поправки, направленные на определённое смягчение её идеологизированного классового подхода, на восприятие некоторых ценностей классического конституционализма: народного суверенитета и правового государства, прав и свобод граждан и их государственную защиту, улучшение условий жизни граждан. В практику введена норма о предельном сроке пребывания руководителей партии и государства на своих должностях.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Законодательные акты Китайской Народной Республики. М., Политиздат, 1952.

2. Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики. М., Политиздат, 1955.

3. Шорт Ф. Мао Цзэдун / Ф.Шорт. М., Изд-во АСТ,2001.

4. Конституция КНР 1975г. [Electronic resource].-URL:http://e-chaupak.net /database /chicon /1975/1975e.htm).

5. Конституция КНР 1978г.[Electronic resource].-URL: http://e-chaupak.net/database/chicon/1978/1978e.pdf)

6. Конституция Китайской Народной Республики // Современное законодательство Китайской Народной Республики. Сб. нормативно-правовых актов /Составитель, редактор и автор предисловия Л.М.Гудошников. М.,2004.

7. Политическая система и право КНР в процессе реформ (1978-2005) /Руководитель авт. кол-ва Л.М.Гудошников. М., Русская панорама,2007.

8. Мамаева Н.Л. Партия и власть: Компартия Китая и проблема реформы политической системы. - М.: НП ИД «Русская панорама», 2007.

9. Степанова Г.А. Система многопартийного сотрудничества в Китайской Народной Республике. М., ИДВ РАН, 1999.

10. Портяков В.Я. Шэньчжень: история успеха // Проблемы Дальнего Востока. - 2011. - № 6. - С. 45-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.