Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ КИТАЯВ 2018 ГОДУ'

СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ КИТАЯВ 2018 ГОДУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1740
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КИТАЯ / ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ КИТАЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / МЕСТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КИТАЯ / МИРНАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ / КОМИТЕТЫ КОНТРОЛЯ КИТАЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сун Лэй

В статье рассматриваются актуальные теоретические вопросы, касающиеся процесса принятия поправок к Конституции Китайской Народной Республики (КНР) и их содержания. Конституция КНР является основополагающим законом Китая. Она играет важнейшую роль в социалистической правовой системе с китайской спецификой в новую эпоху. С 29 сентября 2017 г. по 11 марта 2018 г. сформирован и принят пятый пакет поправок к Конституции КНР 1982 г. Это большое событие в Китае, имеющее историческое значение для развития китайского законодательства. Проект предполагал внесение 21 изменения в действующую Конституцию КНР. Приводится содержание изменений, в частности: утверждение научного подхода к развитию государства и общества на основе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху как главного ориентира в социально-политической жизни страны; регулирование полноценного выполнения общего плана по строительству социализма с китайской спецификой; совершенствование действий по управлению страной в соответствии с законом и по реализации Конституции; полноценное соответствие пути революции и развития строительства страны; Единый патриотический фронт и межнациональные отношения; дополнение содержания мирной дипломатической политики; укрепление руководящей роли КПК; подчеркивание роли базовых социалистических ценностей; изменение установленных ранее сроков нахождения на посту председателя государства; расширение полномочий местного законодательства городов центрального подчинения и соответствующих проверяющих комиссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT AND PROCESS OF ADOPTING AMENDMENTS TO THE CONSTITUTION OF CHINA IN 2018

The article discusses current theoretical issues concerning the process of adopting amendments to the Constitution of the People’s Republic of China (PRC) and their content. The Constitution of the PRC is the fundamental law of China. It plays a crucial role in the socialist legal system with Chinese specifics in the new era. From September 29, 2017 to March 11, 2018, the fifth draft amendments to the Constitution of the PRC in 1982 were formed and adopted within 6 months. This is a great event in China, and it also carries a landmark and historical significance for the development of Chinese legislation. The draft amendments were supposed to make 21 changes to the current Constitution of the PRC. The content of the changes is provided as: affirming the scientific approach to the development of the state and society, Xi Jinping’s ideas about socialism with Chinese characteristics in the new era have become the main reference point in the socio-political life of the country; regulation of the full implementation of the general plan for the construction of socialism with Chinese characteristics; improving actions to govern the country in accordance with the law and to implement legislation; full improvement of the essence of the development of the revolution and the construction of the country; full enhancement of the content of the United Patriotic Front and interethnic relations; filling the direction of peaceful diplomatic policy with content; providing support and strengthening the leadership of the Communist Part of China; emphasizing the role of basic socialist values; changes to the previously established terms of office of the President of the state; expansion of the regulation of local legislation of cities of central subordination; expansion of the regulations for the relevant inspection commissions.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ ПОПРАВОК К КОНСТИТУЦИИ КИТАЯВ 2018 ГОДУ»

УДК 342.41

Вестник СПбГУ Право. 2021. Т. 12. Вып. 1

Содержание и процесс принятия поправок к Конституции Китая в 2018 году

Сун Лэй

Пекинский политехнический институт,

Китайская Народная Республика, 100081, Пекин, ул. Южная Чжунгуаньцунь, 5

Для цитирования: Сун Лэй. 2021. «Содержание и процесс принятия поправок к Конституции Китая в 2018 году». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 1: 155-166. https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.111

В статье рассматриваются актуальные теоретические вопросы, касающиеся процесса принятия поправок к Конституции Китайской Народной Республики (КНР) и их содержания. Конституция КНР является основополагающим законом Китая. Она играет важнейшую роль в социалистической правовой системе с китайской спецификой в новую эпоху. С 29 сентября 2017 г. по 11 марта 2018 г. сформирован и принят пятый пакет поправок к Конституции КНР 1982 г. Это большое событие в Китае, имеющее историческое значение для развития китайского законодательства. Проект предполагал внесение 21 изменения в действующую Конституцию КНР. Приводится содержание изменений, в частности: утверждение научного подхода к развитию государства и общества на основе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху как главного ориентира в социально-политической жизни страны; регулирование полноценного выполнения общего плана по строительству социализма с китайской спецификой; совершенствование действий по управлению страной в соответствии с законом и по реализации Конституции; полноценное соответствие пути революции и развития строительства страны; Единый патриотический фронт и межнациональные отношения; дополнение содержания мирной дипломатической политики; укрепление руководящей роли КПК; подчеркивание роли базовых социалистических ценностей; изменение установленных ранее сроков нахождения на посту председателя государства; расширение полномочий местного законодательства городов центрального подчинения и соответствующих проверяющих комиссий.

Ключевые слова: конституционное право Китая, поправки к Конституции Китая, социалистическая правовая система, социализм с китайской спецификой, местное законодательство Китая, мирная дипломатическая политика Китая, Комитеты контроля Китая.

1. Введение

Внесение поправок в Конституцию Китая1— большое событие в жизни Коммунистической партии Китая (далее — КПК) и Китая в целом. Это важное решение принято Центральным комитетом (далее — ЦК) КПК во главе с товарищем Си

1 Текст Конституции Китайской Народной Республики (далее — КНР) дается по изданию 1982 г.: 04.12.1982. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.gov.cn/

guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm.

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

Цзиньпином в соответствии с высокими общими целями поддержания и развития социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Поправки должны способствовать развитию системы государственного управления, модернизации Китая в соответствии с законодательной системой.

Ныне действующая Конституция КНР принята V съездом Всекитайского собрания народных представителей (далее — ВСНП) и вступила в силу 04.12.1982. Исторически Конституция 1982 г. продолжает и развивает «Общую программу Народного политического консультативного совета Китая»2, которая играла роль временной конституции, а также Конституции КНР 19543, 19754, 19785 гг. После того как Конституция 1982 г. вступила в силу, на основании курса реформ и принципа открытости Китая, а также для осуществления и развития строительства социалистической модернизации ВСНП под руководством ЦК КПК четыре раза принимало важные поправки в разные статьи и части Конституции — в 1988, 1993, 1999 и 2004 гг. Всего принята 31 поправка (Ван Тайсянь 2014, 173).

2. Основное исследование

2.1. Процесс формирования поправок к Конституции в 2018 году

29 сентября 2017 г. под руководством Си Цзиньпина открылось заседание Политбюро ЦК КПК. На нем было принято решение о начале работы над поправками к Конституции. В связи с этим на заседании постановили создать исполнительную группу по поправкам. Группу в качестве заведующего возглавил Чжан Дэцзян, а Ли Чжаньшу и Ван Хунин стали его заместителями. К участию в работе были привлечены сотрудники из других заинтересованных ведомств, таких как ЦК КПК, ВСНП, соответствующие подразделения Госсовета, Верховного народного суда КНР и Верховной народной прокуратуры КНР.

13 октября 2017 г. ЦК КПК выпустил уведомление о сборе предложений относительно содержания поправок к Конституции6, запросил ведомства из каждой административной единицы выдвинуть свои предложения на основании широких слушаний и тщательно организованного обсуждения. Ведомства из разных административных единиц КНР предоставили 118 письменных отчетов7. Департамент Единого фронта ЦК КПК провел совещания с беспартийными специалистами для ознакомления с мнениями и рекомендациями от ответственных лиц ЦК демократических партий, Всекитайского союза промышленников и торговцев.

2 «ф^айшишй^клйшш». 29.09.1949. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www. law-lib.com/law/law_view. asp?id=283576.

3 20.09.1954. Дата обращения 20 июля, 2018. https://baike.baidu.com/item.

4 17.01.1975. Дата обращения 20 июля, 2018. https://baike.baidu.com/item/%E4%B8 %83%E4%BA%94%E5%AE%AA%E6%B3%95.

5 «—Л^Й». 05.03.1978. Дата обращения 20 июля, 2018. https://baike.baidu.com/item/%E4%B8 %83%E5%85%AB%E5%AE%AA%E6%B3%95.

6 Дата обращения 20 июля, 2018. http:// sc.people.com.cn/n2/2018/0307/c345167-31316070-2.html.

7 2018. АйВ№ [«Запись о рождении поправок к конституции КНР». 2018. People's daily]. Дата обращения 25 июля, 2018. http://politics.people.com. cn/n1/2018/0313/c1001-29864286.html.

Ведомства из разных административных единиц КНР выдвинули в общей сложности 2639 предложений8. Группа по работе над поправками к Конституции провела тщательное исследование общих требований 19-го съезда КПК и ЦК КПК, глубокий и доскональный анализ на основании необходимости полноценного развития демократии и широкого обсуждения. После многочисленных доработок она сформировала центральный черновой проект предложений о внесении поправок в Конституцию.

Постоянный комитет Политбюро ЦК КПК и Политбюро ЦК КПК отдельно обсудили центральный черновой проект предложений о внесении поправок в Конституцию. 12 декабря на основании решения ЦК КПК Канцелярия ЦК КПК оформила извещение о сборе предложений определенных частей КПК по поводу центрального чернового проекта предложений о внесении поправок в Конституцию9. Различные ведомства из разных административных единиц КНР дали обратную связь, выдвинув 230 предложений10. ЦК также ознакомился с мнениями давних членов партии.

15 декабря генеральный секретарь Си Цзиньпин провел встречу с беспартийными гражданами, выслушал мнения и предложения ответственных лиц ЦК демократических партий, Всекитайского союза промышленников и торговцев. Беспартийные предложили 10 черновых поправок11.

2 и 3 января 2018 г. при содействии ЦК КПК товарищ Чжан Дэцзян провел четыре совещания, заслушал предложения и замечания по поводу центрального чернового проекта предложений о внесении поправок в Конституцию со стороны ответственных лиц, выдвинутых от парткомов и партийных групп из департаментов органов ЦК и государства, со стороны экспертов и ученых, ответственных лиц из постоянных комитетов ВСНП разных провинций. По результатам совещаний было составлено 52 письменных отчета12.

18 и 19 января 2018 г. на втором пленарном заседании ЦК КПК 19-го созыва были рассмотрены и изучены «Предложения ЦК КПК по содержанию части поправок к Конституции»13, товарищ Чжан Дэцзян выступил с разъяснением по поводу черновых предложений. 26 января ЦК КПК передал «Предложения ЦК КПК по содержанию части поправок к Конституции» на рассмотрение ВСНП.

29 и 30 января XII съезд ВСНП провел 32-е заседание, член Постоянного комитета Политбюро КПК, заместитель Группы по работе над поправками к Конституции Ли Чжаньшу получил поддержку ЦК КПК и выступил перед ВСНП по поводу предложений о поправках к Конституции. На заседании обсудили предложения о поправках, ВСНП выразил единодушную поддержку плана ЦК КПК по работе ними, единодушно одобрил основные требования и принципы ЦК КПК при рабо-

8 Ibid.

9 «Ф^АйЛдаД^Ш^Е^С^^)»^®. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www. gov.cn/xinwen/2018-03/06/content_5271525.htm.

10 2018. АйВ№ [«Запись о рождении поправок к конституции КНР». 2018. Peoples daily].

11 Ibid.

12 Дата обращения 20 июля, 2018. http:// sc.people.com.cn/n2/2018/0307/c345167-31316070-2.html.

13 ФЛФ^^^ШЙ^Й^^Й^ЙЙК. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www. xinhuanet.com/politics/2018-02/25/c_1122451187.htm.

те над данными поправками, единогласно признал предложения о поправках завершенными. Получив поддержку заседания ВСНП, законодательный комитет Постоянного комитета (далее — ПК) ВСНП на основании центральных предложений о поправках к Конституции выработал первоначальный проект «Поправок к Конституции КНР» и «Предложения ПК ВСНП по поводу рассмотрения проекта "Поправок к Конституции КНР"». Далее прошли рассмотрение и голосование, было решено провести рассмотрение проекта на первом заседании XIII съезда ВСНП.

11 марта 2018 г. на первом заседании XIII съезда ВСНП был принят «Проект поправок к Конституции КНР»14.

2.2. Содержание поправок к Конституции в 2018 году

Проект поправок предполагал внесение 21 изменения в действующую Конституцию. Приведем содержание данных изменений.

2.2.1. Утверждение научного подхода к развитию государства и общества на основе идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху как главного ориентира в социально-политической жизни страны

Проект поправок к Конституции подразумевает замену в § 7 Преамбулы слов «руководимые Коммунистической партией Китая и руководствующиеся марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, теорией "трех представительств"»15 словами «руководимые Коммунистической партией Китая и руководствующиеся марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, теорией "трех представительств", концепцией научного развития, идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху». Также предложено перед словами «собственными силами и упорной борьбой» вписать «пройдя новую концепцию развития».

Идеи научного развития и идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой закреплены рядом с марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и теорией «трех представительств», что свидетельствует об их руководящем месте в политике государства и социальной жизни, отражает общие желания народов КНР, воплощает в себе единство помыслов руководства партии и народа, освещает общую идеологическую основу борьбы всего народа и всей партии за осуществление великого возрождения китайской нации, имеет большое практическое значение и далеко идущий исторический смысл.

Инновации, гармония, экология, открытость, совместное применение новой концепции развития — теоретические основы реализации экономического развития Китая, предложенные ЦК КПК во главе с товарищем Си Цзиньпином на XVIII съезде КПК. Они являются основным содержанием экономических идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху. Включение «но-

14 11.03.2018. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.gov.cn/ х1^еп/2018-03/11/согйеп^5273222.Ы:ш.

15 13.03.2004. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.gov. сп^иод^/2018-03/22/соп:еп:_5276318.Ы:ш.

вой концепции развития» в Конституцию помогает утвердить в Основном законе важные теоретические результаты, развивать их руководящую роль во всестороннем построении среднезажиточного общества, в инициировании нового пути всестороннего строительства социалистического модернизированного государства для экономического развития Китая.

2.2.2. Регулирование полноценного выполнения общего плана по строительству социализма с китайской спецификой,

а также достижение целей, которые обозначены в содержании второй столетней битвы

Проект поправок к Конституции вносит следующие поправки в § 7 Преамбулы Основного закона: слова «стимулировать гармоничное развитие материальной, политической и духовной культуры, превратить нашу страну в богатое, могучее, демократическое, цивилизованное социалистическое государство»16 заменены словами «стимулировать гармоничное развитие материальной, политической и духовной, общественной и экологической культуры, превратить нашу страну в богатое, могучее, демократическое, цивилизованное и гармоничное и прекрасное социалистическое государство для реализации цели великого возрождения китайской нации». В п. 6 ст. 89 гл. 3 «Структура государства» после текста «руководит и управляет работой в сфере экономики, городского и сельского строительства» добавлены слова «и экокультурного строительства».

Превращение Китая в богатое, могучее, демократическое, цивилизованное, гармоничное и прекрасное социалистическое государство для великого возрождения китайской нации — это цели борьбы, установленные XIX съездом КПК. Данные поправки отражены в отчете о XIX съезде КПК. Они способствуют тому, чтобы направить партию и народ к четкому исполнению установок закона и науки, неуклонно работать над созданием новой формы партийно-государственного развития, всем сердцем и всеми силами стремиться к осуществлению целей «двух столетних битв» (к 2021 г в Китае должно появиться среднезажиточное общество, а к 100-летию основания КНР в 2049 г. страна должена стать богатым, могучим, демократическим, цивилизованным и гармоничным социалистическим государством), осуществлять китайскую мечту великого возрождения китайской нации и неустанно бороться за нее.

2.2.3. Совершенствование действий по управлению страной в соответствии с законом и по реализации Конституции

Проект поправок к Конституции в § 7 Преамбулы слова «укреплять социалистическую законность»17 заменяет словами «укреплять социалистическое верховенство права». Это изменение способствует управлению государством на основе права, строительству правовой системы социализма с китайской спецификой, ускорению осуществления модернизации системы управления государством. Поправки

16 Ibid.

17 Ibid.

дают существенную, всеобъемлющую, устойчивую и длительную системную гарантию для дела партийно-государственного развития. Одновременно с этим в ст. 27 гл. 1 «Основные принципы» Конституции добавлен § 3: «Все государственные служащие при вступлении в должность в соответствии с положениями законов публично приносят присягу на Конституции». Постоянный комитет ВСНП 1 июля 2015 г. уже принял решение об осуществлении режима присяги. Это способствует формированию конституционной сознательности у государственных служащих, привычки строго соблюдать принципы Конституции, развитию конституционного духа, претворению в жизнь миссии Конституции, а также укреплению авторитета Конституции, воспитывает преданность госслужащих Конституции, способствует ее уважению, защите и укреплению ее позиций.

2.2.4. Полноценное соответствие пути революции и развития строительства Китая

Проект поправок к Конституции в § 10 Преамбулы Основного закона заменяет слова «в ходе длительной революции и строительства»18 словами «в ходе длительной революции, строительства и реформ». В § 12 Преамбулы слова «достижения Китая в революции и строительстве неотделимы от поддержки народов мира» заменены словами «достижения Китая в революции, строительстве и реформах неотделимы от поддержки народов мира». Эти поправки придают процессу общей борьбы партии и народа еще большую завершенность.

2.2.5. Единый патриотический фронт и межнациональные отношения

Проект поправок к Конституции в § 10 Преамбулы слова «объединяющий всех социалистических тружеников, организаторов социалистического дела, патриотов, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины»19 заменяет словами «объединяющий всех социалистических тружеников, организаторов социалистического дела, патриотов, поддерживающих социализм, и патриотов, поддерживающих объединение Родины и прилагающих усилия для великого возрождения китайской нации».

В § 11 Преамбулы предложение «Уже установились и будут укрепляться впредь социалистические национальные отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи» дается в следующей редакции: «Уже установились и будут укрепляться впредь социалистические национальные отношения равенства, сплоченности, взаимопомощи и гармонии». В соответствии с этим в первой строке ст. 4 гл. 1 «Основные принципы» слова «охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи всех национальностей»20 изменены так: «охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности, взаимопомощи и гармонии между всеми национальностями». Развитие отношений равенства, сплоченности, взаимопомощи и гармонии всех национальностей — важнейшая идея, которая повторялась и под-

18 13.03.2004. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.gov. cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm.

19 Ibid.

20 Ibid.

черкивалась после XVIII съезда КПК во главе с товарищем Си Цзиньпином. Такие поправки способствуют развитию чувства единства китайской нации у представителей разных национальностей страны, усиливают связи и сплоченность разных народов, содействуют мирным отношениям среди них, единодушному сотрудничеству и гармоничному развитию.

2.2.6. Дополнение содержания мирной дипломатической политики

Проект поправок к Конституции в § 12 Преамбулы после слов «Китай последовательно проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, твердо придерживается пяти принципов — взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования»21 добавляет слова «...отстаивает путь мирного развития, отстаивает стратегию открытости, ориентированную на взаимную выгоду и совместный выигрыш». Слова «развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен» заменены словами «развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, продвигает создание человеческого сообщества с единой судьбой». Эти изменения способствуют укреплению контроля над глубокими изменениями международной ситуации. Взаимовыгодные веяния времени — мирная адаптация, развитие, сотрудничество — все это координирует два направления внутреннего и внешнего курса, два дела мирного развития. Данный процесс проходит во имя развития Китая, строительства благоприятной внешней среды, для отстаивания мира во всем мире и внесения вклада в стимулирование совместного развития.

2.2.7. Укрепление руководящей роли КПК

Проект поправок к Конституции в предл. 2 ст. 1 гл. 1 после слов «Социалистический строй является основным строем Китайской Народной Республики»22 добавляет фразу «Руководство со стороны Коммунистической партии Китая является сущностной особенностью социализма с китайской спецификой».

Поправки указывают, что КПК является правящей партией, представляет собой наивысшую политическую руководящую силу в государстве. Руководство КПК — неотъемлемый признак социализма с китайской спецификой, оно является самым большим преимуществом строя социализма с китайской спецификой. Конституция с точки зрения основных атрибутов социалистического строя поддерживает и упрочивает всеобъемлющее руководство партии, способствует укреплению осознания руководства партии у всего народа, эффективно осуществляет руководство партии во всем процессе и всех направлениях государственной работы, обеспечивает все необходимое, чтобы дело партии и государства двигалось вперед в правильном направлении.

21 Ibid.

22 Ibid.

2.2.8. Подчеркивание роли базовых социалистических ценностей

Проект поправок к Конституции заменяет предл. 2 ст. 24 ч. 1 «Основные принципы» «Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму»23 предложением «Государство выступает за ключевые ценности социализма и общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму».

Ключевые ценности социализма — это проявление духа современного Китая, они скрепляют стремление народа к общим ценностям. Эти поправки следуют идеям XIX съезда КПК, способствуют установлению и реализации в обществе базовых ценностей социализма, укрепляют общую борьбу всего государства и всей партии за общие моральные устои.

2.2.9. Изменение установленных ранее сроков нахождения на посту

председателя государства

В ст. 79 гл. 3 «Структура государства» «Срок полномочий Председателя и заместителя Председателя Китайской Народной Республики соответствует сроку полномочий Всекитайского собрания народных представителей. Председатель и заместитель Председателя Китайской Народной Республики могут занимать эти должности не более чем два срока подряд»24 проект поправок к Конституции убирает последнее предложение.

В процессе опросов и исследований кадрового состава множества разных районов и ведомств стала очевидна необходимость изменений в соответствующих постановлениях о сроке нахождения Председателя КНР на своем посту. Во время проведения седьмого пленума 18-го созыва и XIX съезда КПК точка зрения делегатов на данный вопрос была выражена очень явно. Все единогласно полагают, что сейчас Устав партии (Устав КПК, принятый с частичными поправками 2002, 2017 гг.) в отношении генерального секретаря ЦК и председателя Центрального военного совета КНР и Конституция в отношении председателя Центрального военного совета КНР не предусматривают ограничения на нахождение на посту свыше двух сроков25. Конституция, сообразно соответствующим постановлениям для Председателя государства, также должна придерживаться указанного формата. Это защитит авторитет и единое руководство КПК во главе с Си Цзиньпином, будет способствовать укреплению и совершенствованию системы руководства государства.

2.2.10. Расширение полномочий местного законодательства городов

центрального подчинения

Проект поправок к Конституции в ст. 100 гл. 3 «Структура государства» добавляет предл. 2: «Собрания народных представителей городов с районным делением

23 «Ф^АйЛЮД%Ш04Ш^-Ш». 13.03.2004. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.gov. cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm.

24 Ibid.

25 24.10.2017. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.xinhuanet.com// politics/19cpcnc/2017-10/28/c_1121870794.htm.

и их постоянные комитеты могут в соответствии с положениями законов принимать местные нормативные акты, не противоречащие Конституции, законам, административным положениям и местным нормативным актам собственной провинции и автономного района, с последующим обращением в постоянный комитет народных представителей собственной провинции или автономного района для утверждения». Добавление этой нормы укрепляет статус городов центрального подчинения в Конституции и законодательстве, утверждает реальное местное законодательство таких административно-территориальных единиц, а также общественного управления, содействует социально-экономическому развитию и местным законодательным полномочиям городов центрального подчинения.

2.2.11. Расширение полномочий соответствующих проверяющих комиссий

Для последовательного претворения в жизнь духа структурной реформы по углублению государственного надзора, для установления конституционных основ для проверяющих комиссий проект поправок к Конституции в гл. 3 «Структура государства» после шестого раздела добавляет еще один, седьмой — «Комитеты контроля». В нем приводятся разъяснения по поводу природы государственных и местных комитетов контроля различных ступеней, их положения, наименования, касательно состава работников, срока работы, структуры управления и механизма функционирования. В соответствии с этим внесены следующие поправки.

Третье предложение ст. 3 гл. 1 «Основные принципы» «Все государственные административные органы, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей»26 заменено предложением «Все государственные административные органы, органы контроля, судебные органы и органы прокуратуры формируются собраниями народных представителей».

Четвертое предложение ст. 65 гл. 3 «Структура государства» «Лица, входящие в состав Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, не могут состоять на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры»27 изменено так: «Лица, входящие в состав Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, не могут состоять на службе в государственных административных органах, органах контроля, суда и прокуратуры».

Третье предложение ст. 103 гл. 3 «Структура государства» «Лица, входящие в состав постоянных комитетов местных собраний народных представителей не ниже уездного уровня, не могут состоять на службе в государственных административных органах, в судебных органах и органах прокуратуры»28 изменено так: «Лица, входящие в состав постоянных комитетов местных собраний народных представителей не ниже уездного уровня, не могут состоять на службе в государственных административных органах, в органах контроля, судебных органах и органах прокуратуры».

26 13.03.2004. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.gov. cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm.

27 Ibid.

28 Ibid.

В предл. 6 ст. 62 гл. 3 «Структура государства» добавлено: «...избирает руководителя Государственного комитета контроля»; в предл. 3 ст. 63 добавлено: «.руководителя Государственного комитета контроля»; в предл. 6 ст. 67 добавлено «Государственный комитет контроля»; в предл. 10 добавлено «.по предложению руководителя Государственного комитета контроля назначает и смещает заместителей и членов Государственного комитета контроля».

Второе предложение ст. 101 гл. 3 «Структура государства» «Местные собрания народных представителей не ниже уездного уровня избирают и имеют право отзывать представителей народных судов и главных прокуроров народных прокуратур данного уровня» изменено так: «Местные собрания народных представителей не ниже уездного уровня избирают и имеют право отзывать руководителей органов контроля, представителей народных судов и главных прокуроров народных прокуратур данной ступени». В ст. 104 слова «осуществляют контроль за работой народных правительств, народных судов и народных прокуратур соответствующего уровня»29 заменили словами «осуществляют контроль за работой народных правительств, комитетов контроля, народных судов и народных прокуратур соответствующей ступени».

Из предл. 8 ст. 89 гл. 3 «Структура государства» «руководит и управляет работой органов гражданской администрации, общественной безопасности, судебного управления, контроля и иных органов» удалено слово «контроля». Из предл. 1 ст. 107 «Местные народные правительства не ниже уездного уровня в пределах компетенции, установленной законом, ведают работой в сфере экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, городского и сельского строительства, финансов, гражданской администрации, общественной безопасности, национальностей, судебной администрации, контроля, планирования рождаемости и иной административной работой в данном административном районе» также удалено слово «контроля»30.

3. Выводы

Вышеописанные поправки отражают результаты реформы системы государственного контроля, которая велась с XVIII съезда КПК, они помогают довести до конца замысел XIX съезда КПК по установлению системы всепартийного и всего-сударственного контроля, а также показывают новые перемены и новые потребности ВСНП и его Постоянного комитета, местных собраний народных представителей и их постоянных комитетов, Госсовета и местных правительств разного уровня после создания Национального комитета по контролю и местных комитетов по контролю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28 февраля 2018 г. III пленум ЦК КПК 19-го созыва рассмотрел «Проект углубления реформ партийного и государственного устройства», заменил «Юридическую комиссию ВСНП» на «Конституционную и юридическую комиссию ВСНП». Вышеизложенные изменения затрагивают ст. 70 Конституции о названии Юридической комиссии ВСНП.

29 13.03.2004. Дата обращения 20 июля, 2018. http://www.gov. cn/guoqing/2018-03/22/content_5276318.htm.

30 Ibid.

11 марта 2018 г. на первом заседании XIII съезда ВСНП принят пятый проект поправок к Конституции 1982 г. Эти поправки вносятся в Конституцию в важнейший момент — во время успешного открытия XIX съезда КПК и вступления социализма с китайской спецификой в новую эру «двух столетних битв»31. Они имеют эпохальное историческое значение.

Библиография

ДАЙ. 2014. ФД^Й^. [Ван, Тайсянь. 2014. Конституционное право Китая. Пе-

кин: Юридическая пресса Китая].

Статья поступила в редакцию 12 января 2019 г.; рекомендована в печать 17 декабря 2020 г.

Контактная информация:

Сун Лэй — канд. пед. наук, доц.; 759220970@qq.com

The content and process of adopting amendments to the Constitution of China in 2018

Song Lei

Beijing Institute of Technology,

5, Zhongguanchun nan, Beijing, 100081, People's Republic of China

For citation: Song Lei. 2021. "The content and process of adopting amendments to the Constitution

of China in 2018". Vestnik of Saint Petersburg University. Law 1: 155-166.

https://doi.org/10.21638/spbu14.2021.111 (In Russian)

The article discusses current theoretical issues concerning the process of adopting amendments to the Constitution of the People's Republic of China (PRC) and their content. The Constitution of the PRC is the fundamental law of China. It plays a crucial role in the socialist legal system with Chinese specifics in the new era. From September 29, 2017 to March 11, 2018, the fifth draft amendments to the Constitution of the PRC in 1982 were formed and adopted within 6 months. This is a great event in China, and it also carries a landmark and historical significance for the development of Chinese legislation. The draft amendments were supposed to make 21 changes to the current Constitution of the PRC. The content of the changes is provided as: affirming the scientific approach to the development of the state and society, Xi Jin-ping's ideas about socialism with Chinese characteristics in the new era have become the main reference point in the socio-political life of the country; regulation of the full implementation of the general plan for the construction of socialism with Chinese characteristics; improving actions to govern the country in accordance with the law and to implement legislation; full improvement of the essence of the development of the revolution and the construction of the country; full enhancement of the content of the United Patriotic Front and interethnic relations; filling the direction of peaceful diplomatic policy with content; providing support and strengthening the leadership of the Communist Part of China; emphasizing the role of basic socialist values; changes to the previously established terms of office of the President of the

31 «Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК». 2017. 19-й Всекитайский съезд КПК. Дата обращения 25 июля, 2018. http://russian.news.cn/2017-11/03/с_136726299.Ыш.

state; expansion of the regulation of local legislation of cities of central subordination; expansion of the regulations for the relevant inspection commissions.

Keywords: constitutional law of China, amendments to the Constitution of China, socialist legal system, socialism with Chinese characteristics, local legislation of China, peaceful diplomatic policy of China, Chinese control committees.

References

Wang, Tàixian. 2014. Chinese Constitution. Beijing, Fälüchübän Publ. (In Chinese)

Received: January 12, 2019 Accepted: December 17, 2020

Author's information:

Lei Song — Dr. Sci. in Pedagogy, Associate Professor; 759220970@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.