Научная статья на тему 'Позиции идеи "китайская мечта" в идеологической сфере КПК после 2017 г'

Позиции идеи "китайская мечта" в идеологической сфере КПК после 2017 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ МЕЧТА / ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / КИТАЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / CHINESE DREAM / IDEOLOGY / POLICY / CHINESE SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грузинов Иван Ильич

Статья посвящена изучению роли и места идеи «китайской мечты о великом возрождении китайской нации», месту этой концепции в идеологической сфере КПК и в системе государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The position of the " Chinese dream " idea in the CPC’s ideology after 2017

The article deals with the evolution of the concept of “Chinese dream”, its place in the ideological system of the PRC and the system of public administration.

Текст научной работы на тему «Позиции идеи "китайская мечта" в идеологической сфере КПК после 2017 г»

И.И. ГРУЗИНОВ аспирант кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

Позиции идеи «китайская мечта» в идеологической сфере КПК после 2017 г.

Статья посвящена изучению роли и места идеи «китайской мечты о великом возрождении китайской нации», месту этой концепции в идеологической сфере КПК и в системе государственного управления.

Ключевые слова: китайская мечта; идеология; политика; китайское общество.

Gruzinov I.I. The position of the «Chinese dream» idea in the CPC's ideology after 2017. The article deals with the evolution of the concept of"Chinese dream", its place in the ideological system of the PRC and the system of public administration.

Keywords: the Chinese dream, ideology, policy, Chinese society.

При изучении идеологии Коммунистической партии Китая (КПК) исследователи с необходимостью анализируют «руководящие идеи». Это концепции, выполняющие функции социально-политических курсов, возникшие в результате синтеза понятий «государственная стратегия» и «идеология». Они описывают программу развития и функционирования Китайской Народной Республики (КНР) и позиционируются как идеи «главного представителя» китайских коммунистов, т.е. лидера государства и партии, и в таком виде вносятся в устав КПК1. На основании перечисленных факторов «руководящие идеи» трактуются как составные элементы идеологического аппарата КПК.

Новые «руководящие идеи» появляются регулярно; обычно это связано с приходом к власти очередного «по-

* Грузинов Иван Ильич, e-mail: [email protected]

1 Полный текст Устава КПК, принятого с частичными поправками XIX Всекитайским съездом КПК 24 октября 2017 г. // Сайт Посольства КНР в РФ [Эл. рес.]. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/19sjd/ (Дата обр.: 12.02.2019).

коления руководителей» КНР. Причиной появления каждой следующей идеи практически всегда выступает необходимость обновления действующего идеологического курса1. Механизм создания «руководящих идей» был достаточно хорошо разработан и продемонстрировал свою эффективность в период руководства Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао. Сразу после открытия XVIII съезда КПК в 2012 г. Си Цзинь-пин также выдвинул, как предполагалось, новую «руководящую идею» - «китайскую мечту о великом возрождении китайской нации». Уже в марте 2013 г. Си Цзиньпин выступил с докладами перед Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) и Народным политическим консультативным советом Китая (НПКСК), в которых изложил условия достижения «китайской мечты»2. В ходе следующего доклада3 Си Цзиньпин озвучил и другие положения «китайской мечты», которые позволили трактовать её более точно и более подробно.

В своих выступлениях Си Цзиньпин подчеркивал, что «осуществление великого возрождения китайской нации -это величайшая мечта китайской нации начиная с нового времени»4: корни этой мечты кроются в борьбе, которую ведет китайский народ с начала Опиумных войн (1839-1842 и 1856-1860 гг.). Окончание борьбы должно произойти к столетнему юбилею образования КНР в 2049 г. Следует указать на важность интерпретации понятий, заключенных в концепте «китайской мечты»: выражения «нация Китая» и «Китай» синтетически связаны. В данном контексте они неотделимы друг от друга, что объясняется представлением не об этносе (имеются в виду ханьцы), а о макрообъединении народов, населяющих Поднебесную, которые и называются «китайс-

1 Под водительством важной идеи «тройных представительств» широкой поступью идти вперед // Жэньминь жибао [Эл. рес.]. URL: http://russian.peop-le.com.cn/200210/22/rus20021022_67108.html (Дата обр.: 26.02.2018).

2 Председатель Си Цзиньпин описал «китайскую мечту» // Синьхуа [Эл. рес.]. http://news.xinhuanet.com/ziliao/2013-05/08/c_124669102.htm (Дата обр.: 20.01.2019).

3 Пояснения к постановлению ЦК КПК относительно некоторых важных вопросов всестороннего углубления реформ // Китайский информационный Интернет-центр [Эл. рес.]. URL: http://russian.china.org.cn/china/Chi-na Key_Words/2014-01 /15/content_34148541.htm (Дата обр.: 18.06.2015).

4 Си Цзиньпин: продолжать и развивать дело предшественников, продолжать бороться за продвижение к цели великого возрождения китайской нации // Синьхуа [Эл. рес.]. URL: http://news.xinhuanet.com/politics/2012-11/29/c-113852724.htm (Дата обр.: 20.01.2019).

кой нацией»1. Таким образом, «возрождение китайской нации» следует интерпретировать как «возрождение Китая».

Определение «китайской мечты» как «руководящей идеи» было подтверждено «Постановлением ЦК КПК относительно некоторых важных вопросов всестороннего углубления реформ» и принято на 3-м пленуме ЦК КПК 18-го созыва в 2013 г. В этом документе реализация «китайской мечты» стоит в одном ряду с социализмом с китайской спецификой и построением среднезажиточного общества2. Однако на XIX съезде КПК стало очевидно, что «мечту» нужно трактовать иначе: идея отсутствовала в программной части Устава КПК3. Этот показатель важен, так как второй абзац данного раздела Устава представляет собой перечисление руководящих принципов, которые использует КПК в своей деятельности, и ссылка на какой-либо концепт необходима для оценки ее значения в идеологической платформе партии. При этом в той же части Устава КПК, принятого с частичными поправками XIX Всекитайским съездом КПК 24 октября 2017 г., находятся «идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи»4, которые впервые были озвучены на XIX съезде КПК. Таким образом, можно утверждать, что «китайская мечта» не является актуальной «руководящей идеей».

Тем не менее исключать «китайскую мечту о великом возрождении китайской нации» из идеологической платформы КПК некорректно. Есть несколько причин:

- «мечта» - важнейшая составляющая идеологической платформы КПК, она дает новое прочтение некоторым старым положениям КПК, актуализирует идеи предшественников Си Цзиньпина;

- «китайская мечта» является инструментом агрегации реальных интересов и запросов китайского общества;

1 Москвалёв А.А. Нация и национализм в Китае. Эволюция китайской мысли в подходах к нации и национализму. М.: Памятники исторической мысли, 2005, с. 129-142.

2 Постановление ЦК КПК относительно некоторых важных вопросов всестороннего углубления реформ // Кит. информ. Интернет-центр [Эл. рес.]. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-01/15/content_31202914_25.htm

Полный текст Устава КПК, принятого с частичными поправками 19-м Всекитайским съездом КПК 24 октября 2017 г. // Сайт Посольства КНР в РФ. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/19sjd/ (Дата обр.: 12.02.2019).

4 Там же.

- эта идея играет роль элемента пропаганды, так как является важным индикатором, демонстрирующим связь между КПК и гражданами КНР.

Несмотря на появление новых идей Си Цзиньпина в 2017 г. в Уставе КПК «китайская мечта» упоминается многократно, в том числе в видоизмененной или усеченной формулировке: например, используется выражение «великое возрождение китайской нации»1. Автор считает, что положение о «возрождении китайской нации» является смыслообразующим для всей идеи «китайской мечты», поэтому допустимо трактовать эти понятия как синонимичные. Также многократно встречаются элементы этой идеи, в частности, «две столетние цели развития». Важно и то, что «китайская мечта» согласно Уставу КПК, принятому в 2017 г., стоит рядом с «целями борьбы», которые являются системообразующими для пар-тии2 и её идеологии.

Положение о «китайской мечте» заняло место принципа «выполнения грандиозных задач социалистической модернизации», которое присутствовало в предыдущих редакциях Устава КПК3. Исходя из примеров аналогичной «замены» в других разделах Устава КПК, можно заключить, что «китайская мечта» является новой формулировкой, обобщением нескольких устаревших элементов идеологической платформы партии.

Гипотезу о важности концептуальных оснований «китайской мечты», которые не позволяют вычеркнуть её из идеологической сферы КПК, можно подтвердить при помощи анализа более ранних идеологических построений. Первым современным упоминанием о «возрождения Китая» можно считать позицию Сунь Ятсена, который был связан с рядом революционных организаций, желающих возродить страну (на-

1 Там же.

2 Там же.

3 Полный текст Устава КПК, принятого с частичными поправками XVIII Всекитайским съездом КПК 14 ноября 2012 г. // Жэньминь жибао [Эл. рес.]. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8023853.html (Дата обр.: 25.02.2018); Полный текст Устава КПК, принятого с частичными поправками XVII Всекитайским съездом КПК 21 октября 2007 г. // Жэньминь жибао [Эл. рес.]. URL: http://russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/26/content_9128399.htm (Дата обр.: 26.02.2018); Полный текст Устава КПК, принятого с частичными поправками XVI Всекитайским съездом КПК 14 ноября 2002 г. // Жэньминь жибао [Эл. рес.]. URL: http://russian.people.com.cn/31857/66995/66996/-4521684.html (Дата обр.: 26.02.2018).

пример, эти идеи можно обнаружить в «Декларации объединенного союза»1). Затем к подобному лозунгу в различных интерпретациях обращались и другие китайские правители, в том числе Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь, Ху

Цзиньтао, которые обладали собственным видением пра-

2

вильного пути возрождения страны .

В частности, Мао Цзэдун говорил, что если взять в качестве точки отсчета первую Опиумную войну (1840-1842 гг.), то для победы демократической революции и построения богатого и процветающего социалистического общества потребуется приблизительно два столетия. Дэн Сяопин выдвинул стратегию «трех шагов» (на первом этапе - удвоение к 1990 г. ВНП против уровня 1981 г., решение проблемы обеспечения народа питанием и одеждой; на втором - удвоение показателя ВНП 1990 г. к концу XX в., обеспечение населению страны среднезажиточного уровня жизни; на третьем этапе - к середине XXI в.а в основном завершить модернизацию, обеспечив среднедушевой уровень ВВП на уровне среднеразвитых государств, что очевидно коррелирует с «двумя столетними целями развития»). Затем «начальный этап социализма» получил определение «исторического этапа осуществления великого возрождения нации Китая на основе социализма» на XV съезде КПК в 1997 г., а на XVI съезде партии в 2002 г. утвердилось положение о «серьезном предназначении, возложенном на партию историей и эпохой», которое заключалось в «великом возрождении нации Китая на путях социализма китайского образца»3.

Таким образом, допустимо сказать, что Си Цзиньпин выдвигал «актуализированную» идею и в действительности не является полностью аутентичным автором всей концепции. «Мечта» неразрывно связана с идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина, «важными идеями тройного представительства» Цзян Цзэминя и «научной концепцией развития» Ху Цзиньтао и составляет с ними единое целое. Это значит, что «китайская мечта» представляет собой часть постоянно развивающейся идейно-теоретической системы.

1 Сунь Ятсен. Избранные произведения. М.: Наука, 1985, с. 103-106.

2 Кузнецов Д.В. Концепция «китайской мечты» и национальное возрождение Китая // Современный Китай в условиях трансформации / Отв. ред. Д.В. Кузнецов, Д.В. Буяров. М.: ЛЕНАНД, 2015, с. 189.

3 Гэльбрас В.Г. Китай: возрождение национальной идеи // Полития, 2003, № 2, с. 80-90.

При этом идею «китайской мечты» можно и нужно трактовать как политический инструмент, который служит упрочению власти КПК и сохранению за ней доминирующего положения в стране. Она призвана исправить ошибки и «устранить перегибы» в политике, которые сказались на имидже партии и потенциально угрожают её лидирующему положению в стране, а также указать на роль КПК как необходимого механизма для реализации желаний китайского народа1, пропагандируя её главенствующее положение в политической сфере КНР и демонстрируя связь между устремлениями китайского народа и целями партии.

«Мечта» была представлена в период, связанный с падением темпов экономического роста, кризисом власти (проблемы преемственности; коррупционные скандалы) и прочими вызовами и изначально позиционировала решение этих вопросов как свою цель. «Китайская мечта» выстраивала видение потенциальных изменений, и эта картина благополучного будущего должна была стабилизировать политическую обстановку внутри страны. Это тем более важно с учетом позиции об опасности реальных политических реформ в условиях замедления экономического роста: они могут привести к дестабилизации всей политической системы2. Тем не менее власти КНР не отказываются от данных обещаний о проведении политических реформ различного толка3.

Таким образом, «китайская мечта» обладает несколькими важными уникальными характеристиками, которые объясняют необходимость её присутствия в идеологической сфере КПК: она имеет конкретные сроки реализации реформ и завершения модернизационных процессов («столетние цели развития»), обновляет формулировки и избавляется от устаревших или неактуальных постулатов Устава КПК («китайская мечта» вместо «социалистической модернизации»), предлагает четкий план по совершенствованию многих сфер жиз-

1 Си Цзиньпин - проводник новой эпохи // Синьхуа [Эл. рес.]. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-11 /17/content_50062723_0.htm (Дата обр.: 23.02.2019).

2 Киреев А.А. Социально-экономические реформы Си Цзиньпина // Современный Китай в условиях трансформации / Отв. ред. Д.В. Кузнецов, Д.В. Буяров. М.: ЛЕНАНД, 2015, с. 29.

3 Аналитики: к какому типу реформаторов относится Ли Кэцян // The Financial Times [Эл. рес.]. URL: http://www.ftchinese.com/sto-ry/001049481 ?full=y (Дата обр.: 20.01.2019).

ни КНР (борьба с коррупцией, меритократический подход, экономические реформы, идеи «китайской нации»)1, обеспечивает необходимый уровень поддержки КПК среди населения через пропаганду общности интересов партии и народа.

Можно заключить, что концепция «китайской мечты о возрождении китайской нации» сохранила свое влияние на китайское общество и государство. Она является совокупностью управленческих принципов, целей и задач КПК, излагает планы и концепцию проводимых в КНР реформ. «Мечта» также важна как инструмент, агрегирующий запросы китайского общества, что должно привести к сближению КПК и населения КНР. Это демонстрирует успешное включение «китайской мечты» в идеологическую платформу КПК, пусть и на других, нежели ранее предполагалось, ролях. Идея по-прежнему присутствует в политическом дискурсе КПК, и многие проекты в Китае реализуются именно как элементы «китайской мечты»2.

1 Постановление ЦК КПК относительно некоторых важных вопросов всестороннего углубления реформ // Кит. информ. Интернет-центр [Эл. рес.] URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-01/15/content_31202914_25.htm (Дата обр.:19.02.2019).

2 Внимая курсу верных суждений ВСНП и НПКСК, накапливая единство сообща стоить «китайскую мечту» // Дахыван [Эл. рес.]. URL: http://www.cNna-news.com/wap/detail/zw/gn/2019/03-08/8774850.shtml (Дата обр.: 15.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.