Научная статья на тему 'Государство и процессы модернизации в современном Китае'

Государство и процессы модернизации в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗМ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ЦЕЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАКРОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Михаил Васильевич

В статье раскрыты основные функции социального государства в строительстве социализма с китайской спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROCESSES OF MODERNISATION ARE IN MODERN CHINA

In the article the main functions of the social state in constructions of socialism with the Chinese specifics are considered.

Текст научной работы на тему «Государство и процессы модернизации в современном Китае»

УДК 33.24.021.8(510) М.В. Романенко

ГОСУДАРСТВО И ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЕ

Аннотация. В статье раскрыты основные функции социального государства в строительстве социализма с китайской спецификой.

Ключевые слова: социализм с китайской спецификой, функции государства, целевое регулирование, макроконтроль.

Romanenko vidian THE STATE AND PROCESSES OF MODERNISATION

ARE IN MODERN CHINA

Annotation. In the article the main functions of the social state in constructions of socialism with the Chinese specifics are considered.

Keywords: socialism with the Chinese specifics, functions of the state, target regulation, macrocontrol.

Нынешнее руководство Китая поставило перед народом и страной амбициозную задачу -создание богатого и могущественного, демократического и цивилизованного, гармоничного и модернизированного социалистического государства. Решение этой задачи направлено на осуществление китайской мечты о великом возрождении китайской нации. Строительство социализма с китайской спецификой (ныне - этап созидания среднезажиточного общества (сяокан) осуществляется под руководством Коммунистической партии Китая (КПК) и при самом активном участии народа и народного социального государства. Дэн Сяопин, главный теоретик концепции рыночной модернизации Китая, указывал: «В нашей реформе нельзя отходить от социалистического пути и отказаться от руководства со стороны партии. Без руководства со стороны компартии не может быть и речи о социалистическом пути» [8, с. 235]. В противном случае китайский «народ потерял бы цементирующую силу, лишился бы боеспособности» [8, с. 200].

Государство в Китае осуществляет свою деятельность под руководством КПК. Руководство партии есть преимущественно руководство политическое, идеологическое и организационное. Выделим две главные формы влияния социального государства в Китае на рыночную экономику: а) прямое влияние через качественное укрепление важнейших отраслей государственной (общественной) собственности и целевое регулирование хозяйственной деятельности и б) косвенное влияние с помощью различных мер социально - экономической политики.

В Китае нет господства рыночной стихии, рынок регулируется государством. Правительство осуществляет диалектический подход к сочетанию «невидимой руки» рынка и роли «видимой руки» правительства. Давая свободу «невидимой руке» рынок помогает выявить роль «видимой руки» правительства, и тем самым стимулирует устойчивый рост экономики [2]. В целях концентрации усилий на осуществляемых ныне реформах создана, возглавляемая Генеральным секретарем ЦК КПК Си Цзиньпином, руководящая группа при ЦК по всестороннему углублению реформ, которая ставит задачи спланировать и скоординировать важнейшие вопросы с разделением их на этапы для последующей реализации. Такая практика называется «10 % планирования, 90 % реализации». Это касается 15 направлений, которые включают больше 330 крупных мер в области экономики, политики, культуры, экологии и других областей [3, с. 3].

Хотя влияние социального государства на рыночную экономику не абсолютно, не всесильно, все же оно играет ведущую роль в рыночной модернизации. Все, что делает народное социалистическое правительство Китая предназначено для того, чтобы народ жил более счастливо и с большим

© Романенко М.В., 2015

достоинством, чтобы общество становилось все более справедливым и гармоничным [5]. Основные функции современного социалистического государства КНР в рыночной социально-ориентированной экономике сводятся к следующему.

1. Макропланирование и макроконтроль. Вмешательство государства в социально-экономические отношения не безгранично, а только в определенных пределах. Эти пределы установлены масштабами вызовов и рисков, связанных с рынком в целом и конкретной социально-экономической ситуацией. Умелое государственное индикативное макропланирование и макрорегулирование позволяет минимизировать те «провалы» и риски рынка, которые невозможно восполнить, используя исключительно рыночный механизм.

2. Защита и поддержка конкуренции. Правительство защищает предпринимателей от угрозы со стороны недобросовестных конкурентов и преступных элементов, монополистических объединений, крупных фирм, усиливает и модифицирует функционирование социально-экономических рыночных отношений.

3. Справедливое распределение дохода и богатства, защита малообеспеченных слоев населения, особенно тех, кто живет «в крайней нищете». 6-ой пленум ЦК КПК (октябрь 2006 г.) поставил задачу сформировать в Китае надежную «систему обеспечения социальной справедливости», главное содержание которой заключается в создании «равных прав, шансов, правил и распределения». И эта задача планомерно реализуется. 5 марта 2015 г. премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 12-го созыва отмечал, что уровень жизни китайского народа постоянно повышается, среднедушевые располагаемые доходы населения страны в 2014 г. фактически увеличились на 8 %, что превысило темпы роста экономики [3].

4. Корректирование распределения природных, людских, финансовых и др. ресурсов с целью изменить структуру и, главное качество, экологическую безопасность национальной продукции и направить ее прежде всего на удовлетворение потребностей народа и национальной экономики.

5. Стабилизация социально-экономических рыночных отношений, что предполагает контроль за уровнем занятости активного населения, подготовкой и переподготовкой кадров, трудоустройством высвобождающейся рабочей силы, создание рынка жилья, контроль за инфляцией, порождаемой колебаниями социально-экономической конъюнктуры.

6. Обеспечение институциональной базы рыночных отношений, создание правовой базы, которая в условиях открытости Китая всему миру учитывает принципы Устава Организации объединенных наций (ООН) и общепринятые принципы международных отношений, а также создание благоприятного инвестиционного климата (в 2014 г. по притоку иностранных инвестиций Китай занял первое место в мире и удерживает это место и в 2015 г.), поддержание общественной атмосферы, которая способствует эффективному функционированию социально-ориентированного рыночного хозяйства.

7. Совершенствование всеобъемлющей системы предупреждения правонарушений и контроля за общественным порядком, ведение решительной борьбы против социальных патологий: коррупции, преступности, наркомании, алкоголизма и т.д. с помощью гоударственных органов, правоохранительных структур с опорой на широкие массы трудящихся слоев населения.

8. Стимулирование социально-экономического роста (по объему валового внутреннего продукта (ВВП) Китай с конца 2014 г. занимает первое место в мире) на основе научного анализа социально-экономической действительности и реализации научно-обоснованной социально-экономической политики. «Если политику и масштабы развития определять на основе иллюзорных представлений в отрыве от реальности, то корабль потонет, то есть тогда воцарится социальный хаос и задачи реформы и возрождения Китая превратятся в пустое фразерство» - прозорливо предупреждал Дэн Сяопин [4, с. 213]. Сегодня Китай руководствуется научной теоретической системой, которая

включает теорию Дэн Сяопина, важные идеи тройного представительства, а также научную концепцию развития и другие стратегические идеи огромного значения. Теоретическая система социализма с китайской спецификой как продолжение и развитие идей Мао Цзэдуна системно ответила на ряд важнейших вопросов: какой социализм строить и как именно, какую именно партию и каким образом создавать, какое именно развитие и каким образом осуществлять в такой огромной развивающейся стране, как Китай, с его более чем 1,35 миллиардным населением.

9. Строительство в Китае «экологической цивилизации». Экоцивилизационному развитию придается важное значение, что предполагает «экологизацию» всех аспектов экономического, политического, культурного и социального строительства. На 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 12-го созыва в марте 2015 г. говорилось о необходимости «добиваться вечно устойчивого развития, когда небо постоянно голубое, а воды - прозрачные» [5].

10. Совершенствование человеческого капитала и формирование «армии человеческих ресурсов» (ныне трудящиеся составляют 950 млн чел.) на основе развития креатосферы: образования, здравоохранения, науки; высокотехнологичных авангардных технологий: нано-, био-, информационно-цифровых и социальных технологий; воспитания у народа чувства гордости и патриотизма, развития и «мобилизации активности всех и каждого», энергии всех слоев населения, чтобы внести весомый вклад в интересах выполнения намеченных задач к «двум приближающимся столетним юбилеям» (основание Коммунистической партии Китая и образование Китайской Народной Республики): задачи построения богатого и могущественного, демократического и цивилизованного, гармоничного и модернизированного социалистического государства и задачи осуществления мечты о великом возрождении китайской нации.

В начале XXI в. Китай успешно решает проблему продуктивного соединения рыночной экономики, социальной политики и социальной экологии, умело, хотя и не без трудностей, сочетает эффективность рыночной экономики с общественной эффективностью (социальной справедливостью). Решение этой сложной проблемы, как отмечено в партийных и государственных документах, требует постоянного повышения руководящей роли КПК как ключевого фактора построения социалистического гармоничного общества, а также комплекса единого и всестороннего индикативного макропланирования и высокоэффективного макро-, мезо- и микроконтроля за результативностью и социальной направленностью функционирования всех сфер (экономической, политической, социальной, культурной и экологической) жизнедеятельности и прогрессивного развития модернизирующегося китайского общества.

Китай в ходе рыночных реформ добился больших успехов в развитии экономики, макроэкономической стабильности и активизации субъектов хозяйственной деятельности, а также внушительных внешнеэкономических успехов. Китайскую модель развития отличает ведущая роль государства в экономике, опережающий рост промышленности, повышенное внимание к развитию науки и образования, существенное повышение уровня и качества жизни населения, резкое сокращение бедности и нищеты. Данные черты, позволяющие характеризовать Китай как пример продуктивной модернизации, дали основание для появления выражения «Пекинский консенсус». Это выражение символизирует привлекательность китайского опыта для всех стран мира, в том числе, по нашему мнению, и для России.

Россия в социально-экономической и других сферах жизнедеятельности общества ныне следует курсу «Вашингтонского консенсуса», то есть политике либерализма, «минималистского государства» и монетаризма. Итоги двадцатипятилетних либеральных реформ неутешительны. К примеру, доля высокотехнологичной продукции в экспорте России составляет менее 0,2 %. Современная стагфляция, нарастание девиантности в поведении и деятельности людей и множество других негативных фактов (по данным Международного валютного фонда падение ВВП России составит в

2015 г. 3,4 %, по данным Минэкономразвития в 2015 г. сокращение ВВП составит 1,3 %, инвестиций - 10,6 %, розничной торговли - 8,2 %, инфляция составит 10,8 %, доходы населения упадут на 14,5 % [3, с. 2]) «свидетельствуют о наличии вполне серьезных угроз национальной безопасности», -утверждают академик С.Ю. Глазьев и профессор В.В. Локосов [2, с. 598]. Объективно уже давно назрела существенная корректировка социально-экономического курса страны или смена вектора развития. Ученые РАН, МГУ, Института нового индустриального развития имени С.Ю. Витте, изучая опыт социализма, передовых стран мира, и прежде всего Китая, разработали научную стратегию новой индустриализации России [1]. Реализация этой стратегии, с точки зрения ученых-разработчиков новой стратегии, позволит совершить переход нашей страны от деиндустриализации и экспортно-сырьевой эволюции к инновационному высокотехнологичному типу развития (шестому технологическому укладу и связанную с ним новую длинную волну экономического роста), обеспечить существенный подъем уровня и качества жизни населения, утвердить в обществе социальную справедливость.

Библиографический список

1. Бодрунов, С. Д. Формирование стратегии реиндустриализации России : монография / С. Д. Бодрунов. -СПб. : Институт нового индустриального развития (ИНИР), 2013. - 680 с.

2. Глазьев, С. Ю. Оценка предельно-критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием / С. Ю. Глазьев, В. В. Локосов. -2012.-№4(22). - С. 22-41.

3. Коньков, Николай ВВП России: упал - отжался? / Н. Коньяков // Завтра. -2015. - № 24. - С. 2.

4. Полный текст Доклада о работе правительства, зачитанного премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://russian.news.cn/china/2014-03/14/c_133187162.htm (дата обращения : 17.05.2014).

5. Полный текст Доклада о работе правительства, зачитанного премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на 3 -й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва созыва [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://russian.news.cn/china/2015-03/16/c134071542.htm (дата обращения: 12.04.2015).

6. Романенко, М. В. Дэн Сяопин и социализм с китайской спецификой / М. В. Романенко, Сюй Яньли. - М. -Пекин : Университетская книга, 2012. - 398 с.

7. Слово товарища Си. Из интервью Председателя КНР российскому телевидению [Электронный ресурс] // Завтра. - 2014 - № 7. - Режим доступа : http://zavtra.ru/content/view/slovo-tovarischa-si/ (дата обращения : 5.10.2015).

8. Сяопин, Дэн Основные вопросы современного Китая / Дэн Сяопин. - М. : Политиздат, 1988. - 259 с. -ISBN 5-250-00095-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.