Научная статья на тему 'Конституционные обязанности как элемент правового статуса гражданина в Китайской Народной Республике'

Конституционные обязанности как элемент правового статуса гражданина в Китайской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1102
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ В КНР / ОБЯЗАННОСТИ В КНР / КОНСТИТУЦИЯ КНР / CONSTITUTION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КНР / ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА КНР / LEGAL STATUS OF THE CITIZEN OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / LEGAL RELATIONS IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / A DUTY IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / THE LEGISLATION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давудова Камилла Каримовна.

На основе результатов исследований ученых КНР, а также нормативных правовых актов КНР рассматриваются обязанности участников общественных отношений КНР. Дается характеристика каждой из основных конституционных обязанностей, анализируется связь данных обязанностей с правами, а также особенности обязанностей, свойственных исключительно общественным отношениям в КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давудова Камилла Каримовна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The constitutional duties as an element of legal status of the citizen in People’s Republic of China

On the basis of results of researches of scientists of the People’s Republic of China, and also regulations of the People’s Republic of China duties of participants of the public relations of the People’s Republic of China are considered. The characteristic of each of the fundamental constitutional obligations is given; communication of these duties with the rights, and also features of the duties peculiar to exclusively public relations in the People’s Republic of China is analyzed.

Текст научной работы на тему «Конституционные обязанности как элемент правового статуса гражданина в Китайской Народной Республике»

УДК 341.01 ББК 67.51

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА В КИТАЙСКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

КАМИЛЛА КАРИМОВНА ДАВУДОВА,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

E-mail: office@unity-dana.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе результатов исследований ученых КНР, а также нормативных правовых актов КНР рассматриваются обязанности участников общественных отношений КНР. Дается характеристика каждой из основных конституционных обязанностей, анализируется связь данных обязанностей с правами, а также особенности обязанностей, свойственных исключительно общественным отношениям в КНР.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, правовое отношение в КНР, обязанности в КНР, Конституция КНР, законодательство КНР, правовой статус гражданина КНР.

Annotation. On the basis of results of researches of scientists of the People's Republic of China, and also regulations of the People's Republic of China duties of participants of the public relations of the People's Republic of China are considered. The characteristic of each of the fundamental constitutional obligations is given; communication of these duties with the rights, and also features of the duties peculiar to exclusively public relations in the People's Republic of China is analyzed.

Keywords: People's Republic of China, legal relations in the People's Republic of China, a duty in the People's Republic of China, the Constitution of the People's Republic of China, the legislation of the People's Republic of China, legal status of the citizen of the People's Republic of China.

Согласно Конституции КНР 1982 г., к конституционным обязанностям гражданина относятся: защита единства государства и сплочённости всех национальностей страны (ст. 52); соблюдение Конституции и законов; сохранение государственной тайны, сохранение общественной собственности, соблюдение трудовой дисциплины и общественного порядка, уважение норм общественной морали (ст. 53); защита безопасности, чести и интересов Родины (ст. 54); военная служба (ст. 55); уплата налогов (ст. 56). Все основные конституционные обязанности человека и гражданина КНР, выраженные в конституционных нормах, должны исполняться гражданами КНР независимо от места их нахождения.

На территории КНР все основные обязанности зависят от статуса субъекта - гражданин КНР, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства. Так, в гл. 2 Конституции КНР 1982 г. закреплены основные обязанности субъектов. Однако, иностранцы не обязаны выполнять все эти обязанности. Например, иностранцы не несут военную службу. Кроме того, как известно, иностранцы не имеют некоторых политических прав и свобод и, как следствие, на них не возлагаются корреспондирующие таким правам обязанности.

По форме выполнения обязанности принято делить на позитивные обязанности, т.е. те, которые

должны выполняться; и негативные обязанности, т.е. те, которые диктуют, что совершать нельзя1. В Конституции КНР 1982 г. к позитивным обязанностям относятся, например, обязанность защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны (ст. 52); обязанность соблюдать Конституцию и законы (ст. 53) и т.д. К негативным обязанностям, закрепленным в нормах Конституции КНР 1982 г., можно отнести, например, запрет лишать или ограничивать свободу личности граждан незаконным заключением под стражу или иными незаконными действиями; запрет на незаконный обыск граждан (п. 3 ст. 37); запрет каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле (п. 2 ст. 38) и т. д. При этом негативные обязанности выполняют вспомогательную роль для реализации основной части соответствующих статей, а именно, для реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Следует обратить внимание, что субъектом негативных обязанностей, как правило, является государство, которое выполняет эти обязанности перед гражданами. Субъектами основных позитивных обязанностей, напротив, являются преимущественно граждане. Поэтому, рассматривая основные обязанности человека и гражданина в КНР, следует обратиться, прежде всего, к анализу позитивных обязанностей.

Рассмотрим далее каждую основную конституционную обязанность граждан КНР в отдельности.

1. Согласно ст. 52 Конституции КНР граждане Китайской Народной Республики обязаны защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны.

Китайские ученые считают, что обязанность защищать единство государства является важным условием реализации основных прав и свобод граждан КНР. Эта обязанность, по их мнению, имеет следующие значение: наличие права граждан на участие в создании Конституции является главным признаком единства государства; если государство не будет единым, то любое право и свобода не могут быть реализованы; таким образом демократический конституционализм основывается на единстве государства. Единство государства является предпосылкой к единству китайской социалистической системы права2.

Китай представляет собой единую, но многонациональную страну, поэтому обязанность защиты сплоченности всех национальностей страны занимает важнейшее место и входит в систему основных обязанностей граждан. Данная обязанность закреплена не только в ст. 52 Конституции КНР, но и во многих иных нормах. Например, согласно ч. 1 ст. 4 Конституции КНР все национальности в Китайской Народной Республике равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы всех национальных меньшинств, охраняет и развивает отношения равенства, сплоченности и взаимопомощи всех национальностей. Запрещаются дискриминация и гнет в отношении любой национальности. Запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями. В гл. 1 о «преступлении против государственной безопасности» особенной части Уголовного Кодекса КНР предусматривается, что сговор с иностранным государством в ущерб суверенитету, территориальной целостности и безопасности КНР наказывается пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок десять и более лет (ст. 102 УК КНР).

2. Соблюдение Конституции и законов. Хранение государственной тайны. Сохранность общественной собственности. Соблюдение трудовой дисциплины и общественного порядка. Уважение норм общественной морали.

Соблюдение Конституции и законов является главной обязанностью граждан КНР, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории КНР. Эта обязанность зафиксирована в гл. 1 Конституции КНР «общие положения» (ч. 2 ст. 5). Вместе с тем, указанную конституционную обязанность не следует ограничивать только требованиями Конституции КНР и законодательных актов, она распространяется также на подзаконные акты и акты органов местного управления. При этом никакие законы, административно-правовые акты и местные

установления не должны противоречить Конституции. Государственные органы и вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать Конституцию и законы. Любое нарушение Конституции и законов влечет ответственность3.

Обязанность хранить государственную тайну непосредственно связана с безопасностью и интересами государства. Согласно ст. 3 Закона о «соблюдении государственной тайны» все государственные органы и вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения, а также граждане КНР должны хранить государственную тайну. Любое нарушение государственной тайны влечет ответственность. Так, в соответствии со ст. 111 УК КНР похищение, выведывание, подкуп, незаконная передача государственной тайны или информации в интересах находящихся за границей структур, организаций, отдельных лиц наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет; при особо отягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок десять и более лет либо пожизненным лишением свободы; при смягчающих обстоятельствах - лишением свободы на срок до пяти лет, арестом, надзором либо лишением политических прав.

Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики - социалистическая общественная собственность на средства производства (общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся) и ее сохранность. Согласно ст. 12 Конституции КНР социалистическая общественная собственность священна и неприкосновенна. Государство охраняет социалистическую общественную собственность. Запрещается любым организациям или отдельным лицам какими бы то ни было способами присваивать или подрывать государственную и коллективную собственность. Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип «от каждого - по способностям, каждому - по труду» (ст. 6 Конституции КНР).

Китайские ученые считают, что трудовая дисциплина требует, чтобы работник соблюдал трудовые нормы и другие дисциплинарные процедуры на производстве и в обществе4. Общественный порядок требует выполнения норм и морали общества. Соблюдение общественного порядка является предпосылкой реализации общественной сплоченности и укрепления государства. По законодательству КНР каждый гражданин должен соблюдать общественный порядок, и бороться с его нарушениями. Согласно ст. 28 Конституции КНР государство охраняет общественный порядок, подавляет преступную деятельность, карает за нарушение общественной безопасности, за дезорганизацию социалистической экономики и за другие преступные действия, наказывает и перевоспитывает преступные элементы.

Нормы общественной морали - это исторически сложившиеся в данном обществе взгляды человека на определенные правила поведения, которые обязаны соблюдать на работе и в жизни. Для общественной морали характерна любовь к Родине, народу, труду, науке. Чтобы все граждане соблюдали нормы морали, государство воспитывает своих граждан в духе патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, на основе учения диалектического и исторического материализма, ведет борьбу против буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии5.

3. В соответствии со ст. 54 Конституции КНР граждане Китайской Народной Республики обязаны охранять безопасность, честь и интересы Родины; они не должны совершать действия, наносящие вред безопасности, чести и интересам Родины.

Безопасность Родины представляет собой важнейшее обеспечение стабильности политической власти и основных прав и свобод гражданина. Когда Родина находится в безопасности, тогда граждане могут реализовать права и свободы, а государство может развиваться. Каждый гражданин обязан защищать безопасность Родины, бороться с действиями, наносящими вред безопасности Родины - это его гражданский долг.

Закон о государственной безопасности КНР (ст. 4) предусматривает ответственность виновных за действия, наносящие вред безопасности Родины. При этом к действиям, наносящим вред безопасности Родины относятся: организация, планирование и осуществление раскола страны, нарушение единства государства; осуществление подрыва государственной власти, свержение социалистического строя; участие в шпионских организациях или получение заданий от шпионских организаций и их агентов; похищение, выведывание, подкуп, незаконная передача государственной тайны и информации; провоцирование, принуждение, вовлечение, подкуп работников государственных органов к совершению вооруженного мятежа или вооруженных беспорядков; другие действия, наносящие вред безопасности Родины6. В гл. 1 особенной части Уголовного кодекса КНР закрепляются меры наказания за эти действия.

Защита чести Родины в КНР - это священный долг каждого гражданина КНР. Во исполнение указанной обязанности в Китае проводится большая воспитательная работа в духе патриотизма, коллективизма и интернационализма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма; осуществляется борьба с действиями, наносящими вред чести Родины. Государственный флаг КНР является символом страны. Все граждане должны соблюдать закон о государственном флаге и строго исполнять институт поднятия флага. Когда проводится церемония поднятия флага, должен звучать гимн. Законодательство КНР требует, чтобы все граждане понимали содержание гимна, значение флага и герба.

Интересы Родины в КНР составляют единое целое с общегосударственными интересами. Их можно раз-

делить на внешние и внутренние. Внешние выражают национальные интересы в политических, экономических и других областях. Внутренние интересы также являются высшим выражением интересов гражданина. Каждый гражданин должен понимать, что интересы государства, коллектива, и человека едины7.

4. Согласно ст. 55 Конституции КНР воинская служба и участие в народном ополчении в соответствии с законом являются почетной обязанностью граждан Китайской Народной Республики. Защита отечества и отражение агрессии - священный долг каждого гражданина Китайской Народной Республики, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования.

Граждане КНР несут военную службу в соответствии с законом. Порядок военной службы регулируется законом КНР от 1 октябри 1984 г. «О военной службе» (новая редакция принята в 1998 г). В соответствии с указанным Законом действительная военная служба в Китае представляет собой сочетание службы по призыву и добровольной службы, а служба в запасе - сочетание службы в резерве и в народном ополчении.

Рядовой состав вооруженных сил КНР комплектуется на основе призыва, которому подлежат граждане, достигшие 18 лет, включая, женщин «исходя из потребностей вооруженных сил». С учетом вышеупомянутых потребностей могут быть призваны в армию и недо-стигшие 18-летнего возраста. Предусмотрена отсрочка для тех, кто является единственным кормильцем в семье, а также для студентов дневных вузов. Срок службы по призыву - два года, после чего желающие могут перейти на добровольную службу, что соответствует существовавшему понятию сверхсрочной службы. Для китайских солдат-добровольцев служба длится не менее трех и не более тридцати лет; предельный возраст для увольнения в запас - пятьдесят пять лет.

5. В ст. 56 Конституции КНР говорится, что граждане Китайской Народной Республики обязаны в соответствии с законом платить налоги.

Уплата налогов в соответствии с законом является обязательством налогоплательщиков. По Законодательству КНР налогоплательщиками являются все предприятия и организации, в том числе предприятия с иностранными инвестициями. Это может быть как китайско-иностранное совместное предприятие, так и китайско-иностранное совместное акционерное предприятие, а также предприятие со 100% иностранным капиталом (п. 3. ст. 2 и п. 2-3. ст. 3 Закона КНР о налоге на прибыль предприятий от 1 января 2008 г.).

Налогоплательщиками являются и граждане КНР, а также иностранные граждане. Так, любое физическое лицо уплачивает подоходный налог с доходов, полученных из источников на территории КНР и за ее пределами.

Обязанностям граждан уплачивать налоги корреспондируют следующие права: на получение от нало-

говых органов и их должностных лиц разъяснений о налоговых ставках, тарифах; на использование налоговых льгот; на рассрочку, отсрочку уплаты налогов и т.д. Например, согласно ст. 1 Закона КНР о подоходном налоге с физических лиц от 10 сентября 1980 г., если физическое лицо проживает на территории КНР менее одного года, а его доходы, получены из источников за пределами территории КНР, то такое физическое лицо не уплачивает подоходный налог в КНР. В соответствии со ст. 4 указанного закона от уплаты подоходного налога освобождается физическое лицо, имеющее следующие виды доходов: премии или награды за достижения в науке, технике, образовании, культуре, здравоохранении, спорте и защите окружающей среды, присуждаемые государственными органами, а также иностранными и международными организациями; пособия благотворительного характера, пенсии по случаю потери кормильца, платежи в рамках материальной помощи; страховые выплаты пострадавшим; денежные выплаты и вознаграждения военнослужащим. Дипломатические и консульские работники освобождаются от уплаты подходного налога, хотя бы их доходы были получены из источников на территории КНР.

За уклонение от уплаты налогов, а также за иные нарушения налогового законодательства законодательством КНР предусмотрена ответственность. Так, Уголовный кодекс КНР содержит разд. 6 гл. 3

о «преступлениях против порядка сбора налогов», где предусмотрена уголовная ответственность за налоговые преступления.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что по законодательству КНР обязанности являются важнейшим элементом общественных правовых отношений. Основные обязанности человека и гражданина в КНР закреплены в Конституции КНР и тесно взаимосвязаны с корреспондирующими им правами. В целом перечень основных конституционных обязанностей схож с аналогичными обязанностями, закрепленными в конституциях европейских государств и России. Однако, безусловно, имеются и существенные особенности, связанные, прежде всего, с особым политическим режимом КНР.

1 Чжан Венсань «Теория права» // Пекин: Изд-во «Закон», 2007. С. 166.

2Хан Даюань «Конституционное право КНР»: Учебник для вузов. 2-е изд и доп. Пекин.: Закон. 2005. С. 307.

3 Ч. 3 ст. 5 Конституции КНР 1982 г. (в ред. 2004 г.).

4 Хан Даюань «Конституционное право КНР» // Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. Пекин: Закон, 2005. С. 309.

5 Ч. 2. Ст. 24 Конституции КНР 1982 г. (в ред. 2004 г.).

6Хан Даюань «Конституционное право КНР». Учебник для вузов. 2-е изд. и доп. Пекин: изд-во Закон. 2005. С. 310.

7Хан Даюань «Конституционное право КНР». Учебник для вузов. 2-е изд и доп. Пекин.: изд-во Закон. 2005. С. 311.

УДК 340.15 ББК 67.2

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА КАЛЬГИНА,

кандидат юридических наук, доцент Одинцовского гуманитарного института

E-mail: aleksandranauka6@yandex. ru ВЯЧЕСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ БЕЛОНОВСКИЙ, профессор кафедры публичного права юридического факультета РГГУ Научные специальности 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право; 12.00.01 - теория и история права и государства; история политических учений Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются законодательные регламентации особенностей выборных процедур в практике Древнего Рима, которые характеризовали довольно развитую электоральную культуру античности.

Ключевые слова: закон, электоральная практика, выборы, выборные производства, цензы, срок полномочий, тайное голосование, кандидат, ambitus, народное собрание, сенат, магистратура, коллегиальность, выборность, срочность, безвозмездность, ответственность, республика, империя.

Annotation. The legislative regulations of the special features of the elective procedures in the practice of Ancient Rome, which characterized the sufficiently developed electoral culture of the antiquity, are examined.

Keywords: law, electoral practice, selections, elective productions, qualifications, the period of authorities, secret voting, candidate, ambitus, people meeting, the senate, magistracy, collectiveness, electivity, urgency, gratuitousness, responsibility, republic, empire.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.