Научная статья на тему 'Конституционные права и обязанности иностранных граждан на въезд в КНР и получения гражданства'

Конституционные права и обязанности иностранных граждан на въезд в КНР и получения гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
699
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / КОНСТИТУЦИЯ КНР / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ГРАЖДАНСТВО / CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASES / CONSTITUTION OF THE PRC / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / FOREIGN CITIZENS / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Гордеев Игорь Витальевич, Осавелюк Алексей Михайлович

В статье рассмотрены конституционные права и обязанности иностранных граждан на въезд в КНР и получения гражданства. Автор проводит анализ и делает выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional rights and obligations of foreign citizens to enter China and acquire citizenship

In this article we explore constitutional rights and obligations of foreign citizens to enter China and acquire citizenship. The author makes analysis and gives conclusions.

Текст научной работы на тему «Конституционные права и обязанности иностранных граждан на въезд в КНР и получения гражданства»

УДК 34 ББК 67

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ВЪЕЗД В КНР И ПОЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

профессор Московского университета МВД России, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники;

ИГОРЬ ВИТАЛЬЕВИЧ ГОРДЕЕВ, кандидат юридических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки;

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОСАВЕЛЮК, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)

E-mail: gordeeviv@ya.ru

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассмотрены конституционные права и обязанности иностранных граждан на въезд в КНР и получения гражданства. Автор проводит анализ и делает выводы.

Ключевые слова: конституционно-правовые основы, Конституция КНР, Китайская Народная Республика, иностранные граждане, гражданство

Annotation. In this article we explore constitutional rights and obligations of foreign citizens to enter China and acquire citizenship. The author makes analysis and gives conclusions.

Keywords: constitutional and legal bases, Constitution of the PRC, People's Republic of China, foreign citizens, citizenship

В соответствии со статьей 33 «Закона КНР об управлении въездом в КНР и выездом из КНР иностранцев» (ниже сокращенное название «Закон об управлении въездом и выездом иностранцев»1), установлены следующие правила:

1. Для того чтобы въехать в Китай, иностранцы должны подать заявление о выдаче виз на въезд представительным органам МИД КНР, консульским органам или другим органам, уполномоченных МИДом.

При наличии письма, телеграммы уполномоченных в Китае органов и простых виз КНР, иностранцы, имеющие дипломатические или официальные торговые отношения с Китаем, и не успевшие подать заявление о выдаче виз уполномоченным МОБ

(Министерство Общественной Безопасности) портовым органам, должны подать заявление вышеназванным органам в случаях:

• китайская сторона временно решает пригласить принять участие в ярмарках в Китае;

• иностранцы по приглашению принимают участие в торгах или официально заключают торговые контракты;

• согласно договорам иностранцы приезжают в Китай, чтобы контролировать проверку экспортной и импортной торговли или принимают участие в заключении контрактов;

• иностранцы по приглашению принимают участие в сборке оборудования или срочном ремонте зданий;

• иностранцы по требованию китайской стороны приезжают в Китай, чтобы решать вопросы о возмещении ущерба;

• иностранцы по приглашению приезжают в Китай, чтобы представить научно-технический запрос;

• приглашенные Китаем группы, получив визы, могут временно добавлять количество членов по согласию китайской стороны.

• необходимо навестить крайне тяжелобольных или заняться устройством похорон;

• из-за действия непреодолимой силы транзитные пассажиры не в состоянии вылететь на прежнем самолете в течение 24 часов или должны выехать на других транспортных средствах;

• другие иностранцы, приглашенные Китаем, действительно не успевают подать заявления о выдаче виз на въезд вышесказанным органам и имеют письма и телеграммы, назначенные управляющими органами, о выдаче виз на въезд портовым органам2.

Если случай не входит в вышеназванные пункты, портовым органам нельзя принять их заявления о выдаче виз на въезд3.

В соответствии с общественным положением иностранцев, приезжающих в Китай и видом их паспортов, дифференцированно выдаются дипломатические визы, почетные визы, служебные визы, обычные визы.

Основания для отказа иностранным гражданам во въезде:

• если правительство Китая ранее выдворяло его за границу, и срок применения санкции еще не истек;

• если предполагается, что он после въезда в Китай может совершить террористические акты, насильственные преступления или заниматься подрывной деятельностью;

• если предполагается, что он после въезда может заняться контрабандой, торговлей наркотиками, проституцией;

• если болен психическими заболеваниями и проказой, СПИДом (AIDS), венерическими болезнями, открытой формой туберкулеза легких и другими заразными заболеваниями;

• при отсутствии необходимого количества денег для пребывания в Китае;

• если предполагается, что, после въезда иностранец может иным способом угрожать китайской безопасности или нарушить общественный порядок.

Иммиграция в Китай представляется делом нелегким. Причина в том, что по закону от 9 октября 1980 года («Закон КНР о гражданстве») граждане разных стран должны отвечать определенным требованиям для получения гражданства Китая:

По упомянутому закону гражданин может получить, утратить либо восстановить гражданство КНР. Гражданством данной страны обладают все лица, которые относятся к любой из национальностей Китая, проживающих на территории страны. Кроме того, ребенок, родившийся в КНР, станет ее гражданином в том случае, если его родители (или один из них) имеет гражданство страны.

Также, если ребенок родился на территории Китая, но его родители не имеют гражданства ни одной из стран мира и проживают на территории КНР долгое время, он автоматически становится гражданином КНР.

Согласно пятой статье закона о гражданстве КНР4 лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны, считаются китайскими гражданами. Однако лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами, постоянно проживающими за пределами Китая, и которые приобрели по рождению гражданство другой страны, не считаются китайскими гражданами5.

В связи с этим, у иностранцев, находящихся в браке с гражданами КНР и чей ребенок родился на территории другой страны, возникают проблемы в связи с незнанием данной статьи.

Например, у гражданки РФ, находящийся в браке с гражданином КНР, в 2010 году родился ребенок на территории Российской Федерации и получил все русские документы (свидетельство о рождении, гражданство, загранпаспорт). При въезде в КНР была сделана туристическая виза для ребенка на месяц, чтобы уже в Китае продлить ее на год. Но китайские власти визу не продляют, так как говорят, что в данном случае ребенок имеет китайское гражданство согласно пятой статье закона о гражданстве КНР. Для решения ситуации предложили сделать официальный отказ от гражданства КНР и только

тогда появится возможность продления визы. Но и здесь кроется ловушка, невозможно подать заявку на отказ от гражданства, так как нет никаких документов, ни свидетельства о рождении на территории КНР, ни прописки. Замкнутый круг. И, к сожалению, это не единичный случай6.

Согласно седьмой статье закона о гражданстве КНР, лица без гражданства либо иностранцы могут обратиться со своим заявлением в компетентные органы Китая. Заявитель, вступая в китайское гражданство по собственной воле, должен соблюдать Конституцию страны и другие ее законы7.

Также иностранные граждане и лица без гражданства для натурализации должны иметь близкого родственника, обладающего гражданством КНР. К таким родственникам можно отнести родителей (как родных, так и неродных), супругов, детей (также усыновленных или родных), братьев и сестер, дедушек и бабушек.

Кроме того, заявитель обязан проживать в Китае постоянно. Иностранцы, которые длительное время находились под китайской юрисдикцией, пользовались правовой защитой, соблюдали все законы страны, тоже могут подать заявление на китайское гражданство и получить разрешение.

Если же заявитель не обладает ни одним из перечисленных условий, то согласно статье 7 пункта 3 закона о гражданстве КНР, иностранцы или лица без гражданства могут приобрести китайское гражданство «имея иные надлежащие основания». Данные основания нигде не прописаны и представляют собой широкую сферу для размышления.

Проведя анализ лиц, получивших китайское гражданство на основании данной статьи, можно сделать вывод что «надлежащими основаниями» являются различные уважительные доводы (например, если человек горячо любит Китай и внес огромный вклад в революцию, строительство в Китае, или же является другом китайского народа)8.

Какой же вклад нужно внести в развитие и процветание Китая, чтобы удостоиться чести носить звание гражданина КНР? Рассмотрим на примере Ма Хайдэ — первый иностранец, который вступил в Компартию Китая и получил китайское гражданство сразу после образования КНР.

Бывшее имя Ма Хайдэ — Джордж Хейтем. В ноябре 1933 года Джордж, который только защи-

тил докторскую степень по медицине, услышал, что в Шанхае царит эпидемия восточной лихорадки. Сочувствие заставило его отправиться в Шанхай9.

В 1937 году Ма Хайдэ вступил в Компартию Китая. В ходе своей работы он служил военнослужащим, оказывал медицинскую помощь жителям освобождаемых районов и внес большие вклады в дело внешних связей КПК. После победы в Антияпонской войне Ма Хайдэ не покинул Китай, продолжая революционную деятельность китайского народа. В 1949 году Ма Хайдэ получил китайское гражданство. В 1950 году он был назначен советником Министерства здравоохранения КНР.

Необходимо обратить внимание на то, что после подачи заявления на получение гражданства и его удовлетворения автоматически будет потеряно гражданство другой страны, поскольку Китайская Народная Республика не признает двойного гражданства.

На практике получить гражданство КНР, не являясь китайцем по нации — практически невозможно, поскольку правительство Китая в течение одного года дает разрешение на въезд всего лишь одной — двум семьям китайской национальности и то за выдающиеся заслуги перед Китаем.

Таким образом, очевидно, что законы КНР на въезд и получение гражданства являются весьма специфическими, при этом соответствуют присущему китайскому народу видению мира. С точки зрения КНР зарубежные китайцы далеко не однородное явление. Поскольку в силу исторических обстоятельств после 1949 г. Китай оказался расколотым, и руководство КНР предпринимало различные усилия для воссоединения, правовое регулирование в отношении зарубежных китайцев было дифференцированным. Особую категорию составляли и составляют "соотечественники с Тайваня". На уровне текущего законодательства при установлении льгот о них обычно упоминается особо. Так, например, в Специальных Экономических Зонах (далее СЭЗ) действует упрощенный режим въезда и выезда для соотечественников с Тайваня. Китайцы из Тайваня пользуются правом безвизового въезда по предъявлению приглашения или его копии (в отличие, например, от иностранных граждан, которые должны получить визу в соответствующих зарубежных

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

китайских учреждениях (с территории КНР въезд в СЭЗ для них свободный). Оценить эту льготу можно с позиций, например, граждан КНР, для которых перемещение между зонами и внутренними районами ограничивается (например, въезд в Шэньчжэнь возможен лишь по пропускам).

1 Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / сост. Ганин О.В, Захаров В.В. Тамбов: ТГТУ, 2006. С. 639.

2 Конституционное право зарубежных стран / под ред. Малько А.В. М.: Норма, 2009. С. 316.

3 Воскресенский А.Д. Россия и Китай: теория и история международных отношений. Московский общественный научный фонд, ИДВ РАН. М., 2009. С. 235.

4 Конституционное право зарубежных стран: Хрестоматия / сост. Ганин О.В, Захаров В.В. Тамбов: ТГТУ, 2006. С. 630.

5 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 2009. С. 389.

6 http://polusharie.com/index.php?topic=2704.50

7 Васьков О.В. Дипломатия и наука в КНР // Дипломатический вестник. 2008. № 4.

8 Каменное П.Б. Военное строительство КНР // Информационный бюллетень, ИДВ РАН. 2007. № 2.

9 Ли Вл.Ф. КНР в современном мире. М., 2007. С. 85.

Оперативно-розыскная

деятельность

Оперативно-розыскная деятельность: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. И.А. Климова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 407 с.

Изложены базовые положения оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в Российской Федерации. Приведены материалы, касающиеся оперативно-розыскной тактики, агентурного метода ОРД, финансового обеспечения, тактических особенностей деятельности различных субъектов ОРД по выявлению конкретных преступлений и других вопросов, составляющих государственную тайну.

В основе учебника — Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 г. (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями). Для студентов, слушателей и курсантов учебных заведений системы правоохранительных органов Российской Федерации.

J V

Адвокатская этика

шм% аtfi

Учебник

S

Адвокатская этика. Учебник. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник. Гриф НИИ образования и науки. / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 303 с.

Раскрываются содержание и социальная ценность профессиональной этики адвоката. Всесторонне рассматриваются этико-психологические особенности личности и деятельности адвоката, морально-психологические аспекты оказания им консультационных услуг, защиты прав и интересов граждан в суде. Даются практические рекомендации по формированию профессионального имиджа, преодолению профессио-нальной деформации, использованию методов правомерного психологического воздействия на участников уголовного и гражданского процесса. Освещаются вопросы истории этических установок в адвокатской деятельности и отношения к адвокатской профессии.

Для студентов и аспирантов, преподавателей юридических вузов, практикующих адвокатов, стажеров и помощников адвокатов, слушателей курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.