Полицейская и следственная деятельность
Правильная ссылка на статью:
Габоев Н.В. — Некоторые особенности информационного обеспечения подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в борьбе с коррупционными преступлениями в сфере дорожной деятельности // Полицейская и следственная деятельность. - 2019. - № 2. DOI: 10.25136/2409-7810.2019.2.29455 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=29455
Некоторые особенности информационного обеспечения подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в борьбе с коррупционными преступлениями в сфере дорожной деятельности
Габоев Николай Викторович
заместитель начальника ОЭБиПК УМВД России по г. Липецку 398017, Россия, г. Липецк, ул. Талалихина, 9
Статья из рубрики "Оперативно-разыскная деятельность полиции"
Аннотация.
Предметом исследования является закономерности формирования и использования на основе информационного обеспечения подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции результатов оперативно-розыскной деятльности в борьбе с коррупционными преступлениями в дорожной отрасли. Автор рассматривает и изучает некоторые особенности организации информационного обеспечения и аналитической работы, с точки зрения более продуктивного способа противодействия коррупционным проявлениям в сфере дорожной деятельности. Особое внимание уделяется механизму и источникам формирования информации, наиболее эффективным уровням информационно-аналитической работы, а также значению и роли аналитической работы при комплексном и расширенном ее использовании в противодействии коррупционными проявлениям в указанной сфере. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории познания, системно-структурного и системно-деятельностного методов. Основным вкладом автора в исследование темы является разработка практически-эффективного метода информационного обеспечения оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, направленного на выявление, раскрытие и предупреждение коррупционных преступлений в дорожной отрасли, на основе информационно-аналитической работы, с учетом различных условий и ситуаций, складывающихся в ходе оперативного обслуживания указанной сферы, а также ее значимости при применении в организации управленческой деятельности, нацеленной на решение оперативно-тактических и стратегических задач.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, коррупция, оперативное обслуживание, информационное обеспечение, противодействие коррупции, дорожная отрасль, информационно-аналитическая работа, оперативные подразделения, дорожная деятельность, коррупционные преступления
10.25136/2409-7810.2019.2.29455 DOI:
10.25136/2409-7810.2019.2.29455
Дата направления в редакцию:
07-04-2019
Дата рецензирования:
08-04-2019
Одним из важнейших условий совершенствования и улучшения профилактической деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел РФ (далее -ЭБиПК) по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений в сфере дорожной деятельности является наращивание уровня
информирования о складывающейся оперативной обстановке на объектах содержания и обслуживания, текущего и капитального ремонта либо строительства
дорожной сети Низкий уровень осведомленности напрямую отражается на
эффективности борьбы с коррупционными проявлениями в рассматриваемой сфере. При возникновении такой проблемы, разрешение видится в подготовке, формировании и организации качественного оперативного обслуживания объектов, выполняющих строительные работы, а также осуществляющих финансирование и контроль над
освоением направляемых на эти цели денежных средств ^ .
Сравнивая и соотнося мнения разнообразных ученых, считаем, что понятие «оперативное обслуживание» представляет из себя законодательно отрегулированный механизм осуществления оперативно-розыскных и иных мероприятий, реализуемых подразделениями ЭБиПК, которые направлены на получение сведений и информации о состоянии складывающейся оперативной обстановки с целью последующего заблаговременного реагирования на ее изменение, идентификации сигналов замаскированных коррупционных и экономических преступлений, установления условий и причин, им способствующих [4], а также предотвращения и раскрытия противоправных деяний в сфере дорожной деятельности.
Специфика оперативного обслуживания дорожной отрасли характеризуется: особым режимом работы, объектов представляющих оперативный интерес; разнообразным уровнем финансирования и контроля над данными объектами (федеральный, региональный, местный); наличием организаций и предприятий с различными формами собственности (государственной, частной и смешанной); вовлечением в дорожную деятельность этнических групп, имеющих межрегиональную сферу влияния.
Последнее обстоятельство вызывает трудности, в связи с существованием проблемы оперативного обслуживания объектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность за пределами территории обслуживания подразделения ЭБиПК.
Проведенным нами исследованием установлено, что формирование информационной основы для выявления и раскрытия коррупционных преступлений в сфере дорожного строительства, представляет значительную сложность.
Проблема, с которой сталкиваются сотрудники оперативных подразделений ЭБиПК, заключается в лимитированных возможностях получения сведений и информации об объектах оперативного обслуживания. Практическая деятельность указанных подразделений по противодействию коррупционным преступлениям в дорожной отрасли показывает, что получение интересующих оперативных данных осуществляется: при проверке первичной информации по жалобам граждан и общественных объединений о состоянии и качестве дорог; в ходе документирования лиц, осуществляющих коррупционную деятельность в рассматриваемой сфере; путем мониторинга и исследования сети «Интернет».
Исследуя вышеуказанные способы получения интересующей информации, стоит отметить, что практическими работниками подразделений ЭБиПК не достигается выполнения основных критерий оперативных данных, таких как: соотносимость, значимость, своевременность и эффективность.
По нашему мнению, такие сведения могут быть получены при комплексном и расширенном использовании в рамках оперативно-розыскной деятельности (далее -ОРД) информационно-аналитической работы.
Аналитическая работа является важным элементом процесса познания, проводимого в рамках решения задач оперативно-розыскной деятельности. Основываясь на использовании различных сведений, информационно-аналитическая работа дает возможность: устанавливать и исследовать свойства и состояние объектов ОРД, с учетом их индивидуальной или групповой принадлежности; проводить анализ результатов и их соотношения с разнообразными факторами, которые оказывают на них определенное воздействие; прогнозировать последующие ходы криминальных явлений; определять
замаскированные взаимосвязи между объектами и т.д.
Необходимо отметить, что во всех оперативно-розыскных мероприятиях в той или иной мере действует механизм аналитической работы. Рассматривая борьбу с коррупционными преступлениями в дорожной отрасли сквозь призму реализации указанного механизма, стоит указать, что данный процесс проходит через соответствующие этапы, включающие в себя:
- сбор и обработку информации о лицах причастных к коррупционной деятельности в дорожной отрасли;
- выявление положительной и отрицательной динамики противоправной коррупционной деятельности, с учетом складывающейся оперативной остановки;
- прогнозирование противоправной деятельности, исходя из результатов, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий;
- формирования обоснованных выводов, с целью осуществления качественного документирования противоправной деятельности лиц, причастных к коррупционным преступлениям в дорожной отрасли.
Учитывая вышесказанное необходимо отметить, что по своему содержанию информационно-аналитическая работа при планировании, проведении и реализации оперативно-розыскных мероприятий служит методологической основой ОРД в общем, а
также выступает продуктивным средством ведомственного контроля-6!.
С учет обозначенных проблем, с которыми сталкиваются подразделения ЭБиПК в
процессе оперативного обслуживания дорожной отрасли, является целесообразным выделить, по нашему мнению, наиболее эффективные уровни информационно-аналитической работы:
- учитывая специфику дорожной отрасли, первый уровень предусматривает осуществление аналитической деятельности, в ходе оперативно-розыскной
профилактики преступлений-^, с привлечением не только оперативных сотрудников подразделений ЭБиПК, но и смежных подразделений, в частности осуществляющих борьбу с этническими преступными группами и организованной преступностью, а также подразделений ЭБиП К других регионов, на территории которых, в силу поступающей оперативной информации, могут осуществлять свой преступный замысел лица, представляющие оперативный интерес;
- второй уровень предполагает аналитическую работу в процессе документирования преступной деятельности по делам оперативного учета с привлечением подразделений оперативно-розыскной информации и бюро специальных технических мероприятий;
- третий уровень предусматривает аналитическую обработку, обобщение и структурирование сведений, поступающих от конфидентов подразделений ЭБиПК и контролирующих органов в сфере регулирования дорожной деятельности;
- четвертый уровень представляет собой механизм аналитической работы, который заключается в анализе и синтезе информации по заявлениям и жалобам граждан и общественных объединений о состоянии и качестве дорог;
- пятый уровень включает в себя принятие управленческих решений, на основании результатов проведенного анализа полученной оперативно-значимой информации, в ходе реализации предыдущих стадий, заключающихся в организации постоянного обмена поступающей информацией между задействованными подразделениями, а также реализации совместных планов, с распределением конкретных оперативно-розыскных мероприятий и др.
С учетом обозначенных уровней уместно предположить, что в качестве источников оперативно-значимых сведений в ходе информационного обеспечения ОРД при противодействии коррупционным проявлениям в дорожной отрасли используются:
- материалы проверок, рассматриваемые в рамках уголовно-процессуального законодательства РФ ^ или в порядке, предусмотренном ведомственными нормативно-правовыми актами I10!, а также отказные материалы;
- данные, поступающие от общественно-политических организаций и общественных движений (Общероссийский народный фронт и др);
- сведения, предоставляемые оперативно-поисковыми подразделениями;
- лица, оказывающие содействие подразделениям ЭБиПК;
- результаты проведения специальных технических мероприятий;
- результаты мероприятий, проведенных контролирующими органами, а также результаты ведомственных ревизий и инвентаризаций;
- следственно-судебная практика борьбы с коррупционными преступлениями в дорожной
сфере подразделений других регионов.
С учетом многообразия процессов, происходящих в дорожной отрасли и количества вовлеченных в него лиц, и принимая во внимание, как правило, поступление разрозненных оперативно-значимых сведений о криминогенной обстановке в ходе оперативного обслуживания рассматриваемой сферы, применение информационно-аналитической работы, с использованием источников вышеуказанной информации, на наш взгляд, оптимизирует разобщенные данные в логически обоснованную слаженную систему закономерностей (причинно-следственных, пространственно-временных и др.), что в свою очередь может дать возможность верно оценивать оперативную обстановку с целью дальнейшего планирования и документирования противоправной коррупционной деятельности.
В заключение хотелось бы указать, что значение аналитической деятельности в рамках информационного обеспечения оперативно-розыскных подразделений ЭБиПК в борьбе с коррупционными проявлениями в дорожной сфере не ограничивается функцией использования информационно-справочных ресурсов. Наиболее значимое ее применение заключается в организации управленческой деятельности, нацеленной на решение оперативно-тактических и стратегических задач
Таким образом, в целях принятия наиболее эффективных организационных и правовых решений, при осуществлении оперативного обслуживания дорожной сферы, по нашему мнению, было бы вполне оправданно, на начальных этапах формирования информационного базиса, использование многоуровневой информационно-
аналитической работы, предусматривающей очень тесное взаимодействие оперативных подразделений криминального блока органов внутренних дел, контролирующих органов и подразделений ЭБиПК других регионов.
Библиография
1. Официальный сайт «Гарант» - Статья 10 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ -https://base.garant.ru/10104229/3d3a9e2eb4f30c73ea6671464e2a54b5/.
2. Официальный сайт «КонсультантПлюс» - Статья 16 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/af351949b63a52badf393c5f 1e5fd1877f16c737/.
3. Официальный сайт «КонсультантПлюс» - Статья 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/3c99f6d56d8731f9563b0ae3 1cc46654246db4be/.
4. Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI. Белкин Р. С.. 2000, С. 162.
5. Овчинский А.С. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам): монография / А.С. Овчинский. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2015. С. 2630.
6. Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: монография. М., 2002. С. 6.
7. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебное пособие / Е.В. Кузнецов, А.Е. Ступницкий. Иркутск, 2011. С. 101.
8- Теория оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 356-358.
9. Официальный сайт «КонсультантПлюс» - статьи 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ -
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/a3d0f7ee6816ad8ac5a3a397 5cf93b26a443c4f8/.
10. Официальный сайт «Гарант» - Приказ МВД России от 12 сентября 2013 № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» -https://base.garant.ru/70564276/.
11. Овчинский А.С. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам): монография / А.С. Овчинский. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2015. С. 2630.