Вопросы безопасности
Правильная ссылка на статью:
Габоев Н.В. — Отдельные аспекты деятельности оперативных подразделений в ходе поиска сигналов коррупционных проявлений в дорожно-хозяйственной отрасли, с использованием единой информационной системы в сфере закупок РФ // Вопросы безопасности. - 2019. - № 3. DOI: 10.25136/2409-7543.2019.3.29551 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=29551
Отдельные аспекты деятельности оперативных подразделений в ходе поиска сигналов коррупционных проявлений в дорожно-хозяйственной отрасли, с использованием единой информационной системы в сфере закупок РФ
Габоев Николай Викторович
заместитель начальника ОЭБиПК УМВД России по г. Липецку 398017, Россия, г. Липецк, ул. Талалихина, 9
Статья из рубрики "Оперативное реагирование и тактика действий"
Аннотация.
Предметом исследования является отдельные аспекты деятельности оперативных подразделений в ходе поиска сигналов коррупционных проявлений в дорожно-хозяйственной отрасли, с использованием единой информационной системы в сфере закупок РФ. Автор подробно описывает поисковую деятельность оперативных подразделений в борьбе с коррупционными проявлениями в дорожно-строительной сфере, изучая ее специфику, практическую значимость и эффективность при использовании информационного интернет-пространства. Особое внимание уделено применению единой информационной системы в сфере закупок. Методологической основой исследования является общенаучный метод диалектического материализма, а также основанные на нем общенаучные методы, в частности, методы формальной логики и описания; сравнительно-правовой метод; метод обобщения и классификации Основными выводами проведенного исследования является теоретическое обоснование практической значимости и эффективности использования поисковой деятельности оперативными подразделениями в борьбе с коррупционными преступлениями в дорожно-строительной сфере, с применением информационного пространства интернета, в частности единой информационной системы в сфере закупок и иных Интернет-ресурсов.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, противодействие коррупции, коррупция, поисковая деятельность, дорожно-хозяйственная отрасль, дорожная де я те л ь н о с ть , государственные закупки, государственный заказ, единая
информационная система, интернет-ресурсы
DOI:
10.25136/2409-7543.2019.3.29551
Дата направления в редакцию:
17-04-2019
Дата рецензирования:
21-04-2019
Удовлетворение государственных и муниципальных нужд является основным и актуальным вопросом, стоящим перед органами власти. В соответствии с действующим
законодательством РФ Ш обеспечение потребности государства осуществляется с помощью реализации механизма государственных закупок. Анализируя мнения некоторых учетных, необходимо отметить, что государственные закупки, как единый п р о це с с , представляет собой средство государственного управления с целью достижения приоритетов общественного развития более эффективного освоения
бюджетных средств и развития здоровой конкуренции имеющее макроэкономическую основу для инвестиционных целей и удовлетворения нужд государства или его
подведомственных органов
Рассматриваемый процесс играет важную роль в регулировании экономической деятельности государства и в то же самое время носит социальной и политический
характер Действия, совершаемые уполномоченными органами, опосредованно или напрямую воздействуют на общественные отношения, складывающиеся между соответствующими должностными лицами, организациями и гражданами. Реализация контрактной системы в РФ имеет очевидную социальную значимость, в связи с тем, что неправильное функционирование системы может серьезно повлиять на запланированные и ожидаемые результаты и отразится на экономической составляющей. По нашему мнению, особо отчетливо и ярко такое влияние оказывается на дорожно-хозяйственную отрасль.
Это обусловлено тем, что дорожно-хозяйственная деятельность имеет ряд особенностей, к которым относятся:
- усиленный государственный и общественный контроль над состоянием дорог;
- специальные источники финансирования, действующие как на федеральном, так и региональном уровнях
- привлечение сторонних экспертных организаций для проведения лабораторных исследований на качество используемых материалов и проверки соответствия дорожного полотна проектной документации, в процессе строительного контроля
- отдельные специализированные категории закупок (проектной документации; строительства новых дорожных объектов; капитального ремонта дорог; текущего ремонта и содержания дорог)
- участие в процессе дорожно-хозяйственной деятельности крупных учреждений и предприятий с долей государственной или муниципальной собственности в уставном
капитале;
- использование права заключения контрактов с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в соответствии с действующими нормами, регулирующими контрактную систему РФ
- специфика выполняемых работ, требующая возможности изготовления или приобретения качественного асфальта, наличия специализированной техники, квалифицированных работников и большого штата подсобных рабочих.
Необходимо отметить, что фундаментальные принципы контрактной системы, на которых основывается законодатель показывают, что одной из основных целей является устранение коррупции. Отталкиваясь от данных принципов и анализируя нормативно-правовую базу, регламентирующую государственные закупки, считаем целесообразным исследовать элементы контрактной системы с целью дальнейшего формирования деятельности оперативных подразделений, направленную на поиск сигналов о коррупционных проявлениях в дорожно-хозяйственной отрасли.
Стоит сразу же обратить внимание, что нами принимается изложенная в литературе точка зрения, в соответствии с которой «осуществление поисковых мероприятий
является сущностью оперативно-розыскной деятельности» Формируя общее понятие «поисковая деятельность» нами проведен обобщающий анализ мнений некоторых ученных Г12ДЗД41, согласно которых, в сжатом виде, рассматриваемый процесс представляет собой комплекс правовых, организационных и оперативно-розыскных мероприятий, в интересах создания собственной информационной сети, обеспечивающий выявление преступлений и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Осуществление поисковой деятельности в современное время, с использованием виртуального информационного пространства, имеет ряд преимуществ и особенностей для оперативных подразделений в борьбе с коррупционными преступлениями в дорожной отрасли. Ниже нами проведено исследование данной специфики на примере применения официального Интернет-ресурса «Единая информационная система в сфере закупок». Основной упор проводимого нами анализа сделан на изучении практической значимости и эффективности указанного аспекта поисковых действий, не делая акцент на правовые основы ее осуществления.
Единая информационная система является электронным ресурсом, созданным в целях
информационного обеспечения контрактной системы РФ [151. Изучив ее структуру нами проведена классификация элементов системы, с целью дальнейшего формирования этапов поиска отклонений, имеющих признаки коррупционности:
1 . Сведения и документы о запланированных мероприятиях и финансировании (планы закупок, планы-графики и т.д.).
2 . Информационные реестры (контрактов, единственных поставщиков, участников закупок, недобросовестных поставщиков, банковских гарантий, жалоб, проверок и т.д.)
3. Отчетная документация (реализация планов, отчеты заказчиков);
4. Результаты мониторинга, аудита и контроля;
5 . Общая информация (каталоги и цены товаров, работ и услуг, нормативно-правовая
база и т.д.).
Стоит обратить внимание на то, что, реализуя принцип открытости и прозрачности, законодатель предоставил свободный доступ к контрактной системе посредством внедрения электронного Интернет-сервиса, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru. В этой связи, оперативным подразделениям предоставлен широкий спектр получения информации через открытый ресурс, с минимальным использованием сил и средств, предусмотренных законодательством РФ в сфере оперативно-розыскной деятельности. Данный фактор имеет большое значение для целенаправленной и постоянной работы по получению и анализу сведений, которые могут свидетельствовать о наличии коррупционных явлений в дорожной отрасли. Кроме того, это обстоятельство исключает необходимость, на начальных этапах, осуществлять взаимодействие с организациями и государственными органами для получения интересующих сведений.
В ходе дальнейшего исследования попытаемся сформировать стадии поисковой активности оперативных подразделений в сетевом пространстве, формируя общую структуру каждого из этапов, с последующим моделированием конкретных ситуаций:
1. Стадия анализа общедоступных сведений. На данном этапе осуществляется сбор и обобщение информации о расходной части дорожного фонда соответствующего распорядителя (министерство, главное управление, управление субъекта РФ), как правило, размещенной на официальном сайте интересующего государственного органа исполнительной власти, а также объемов финансового обеспечения для проведения закупок в соответствии с планом закупок и планом-графиком закупок, сформированными в разделе планирования единой информационной системы в сфере закупок. По нашему мнению, данная стадия необходима для формирования макроэкономической картины дорожной отрасли на территории соответствующего субъекта РФ, а также прогнозирования коррупционной обстановки по данной линии, с учетом начальной цены и сроков закупки, условий участия в торгах, способа размещения и т.д. К примеру, важными сигналами могут быть несоответствие запланированной начальной цены торгов фактическим объемам работ, либо слишком короткие сроки для проведения дорожных работ и др.
2. Стадия проверки реестра единственных поставщиков. Данный реестр сформирован в разделе общих сведений об организациях единой информационной системы в сфере закупок. Законодательство РФ в сфере закупок в отдельных случаях делает исключение
для некоторых участников приостанавливая действие принципа обеспечения
конкуренции. Данные отступления от общепринятых процедур, могут, с одной стороны, привести к повышению эффективности закупок товаров, с другой стороны, к росту
относительных цен государственных контрактов и, вследствие чего, неэффективному расходованию бюджетных средств дорожного фонда. По нашему мнению, на данном этапе наибольший эффект в поиске коррупционных проявления может принести оперативно-правовая оценка итогов закупок с единственным участником. В данном случае сотрудникам оперативного подразделения целесообразно уделять особое внимание правовым основаниям заключения контракта с единственным поставщиком. Несоответствие объективных условий проведения закупки с применяемыми организатором торгов юридическими нормами является существенным сигналом для дальнейшей поисковой деятельности. К примеру, заказчики могут ссылаться на заведомо незаконные решения региональных органов исполнительной власти о заключении контракта с единственным поставщиком по основаниям объективно не подтверждающихся, как правило, связанных с введением режима чрезвычайной
ситуации и ликвидацией последствий стихийных бедствий на дорогах. Стоит отметить, что для получения более объективной информации целесообразно осуществить взаимодействие с территориальными органами МЧС РФ, центрами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также организациями, осуществляющими круглосуточную видеорегистрацию.
3. Стадия исследования реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний. Единая информационная система предусматривает
формирование типовых отчетов о результатах проверок контролирующими органами в сфере закупок по каждому региону РФ. В них включены следующие сведения:
- субъекты проверок: заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, организаторы, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации и подрядчики;
- информация о количестве плановых и внеплановых проверок;
- результаты контроля: количество выданных актов, заключений, предписаний и решений по каждому субъекту.
Анализ вышеуказанных количественных показателей предоставляет возможность установить наиболее криминогенные субъекты закупок. На данном этапе нами видится осуществление тесного взаимодействия с территориальными органами ФАС, с целью получения информации о конкретных жалобах, материалах проверок и их результатах для дальнейшего оперативного использования.
4. Стадия проверки соблюдения условий контрактов, в части привлечения экспертных организаций. Согласно строительным нормам и правилам —201, обязательными условиями приемки строительства и капитального ремонта автодорог являются:
- контроль качества асфальтобетона по показателям кернов;
- контроль качества применяемых материалов на предмет соответствия требованиям проектной документации;
- контроль качества бетона монолитных конструкций;
- соблюдение технологии укладки нижних и верхних слоев дорожного полотна.
Вышеуказанные условия не могут быть соблюдены без привлечения специализированных экспертных организаций, имеющих соответствующие средства и инструменты для проведения лабораторных исследований и предоставления мотивированного
заключения. Исследовав региональное законодательство мы приходим к выводу, что в субъектах РФ приняты и действуют нормы, обязующие заказчиков, в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов в дорожной сфере, осуществлять контроль качества дорожного полотна с привлечением сторонних экспертных организаций. Как правило, обязательное участие экспертов при приемке дорожных работ является существенным условием заключаемых контрактов в рассматриваемой сфере. В данном случае сотрудниками оперативного подразделения исследуются находящиеся в свободном доступе государственные и муниципальные контракты, акты приемки выполненных работ на предмет соблюдения указанных обязательств. Моделируя ситуацию, в качестве нарушений могут быть: поддельное заключение экспертизы; привлечение неаккредитованной экспертной организации; грубое нарушение контракта, путем несоблюдения данных условий и др.
5 . Стадия проверки соответствия подрядчиков (исполнителей) установленным требованиям. Как было уже сказано выше, одной из особенностей дорожно-хозяйственной отрасли является специфика выполняемых работ, требующая возможности изготовления или приобретения качественного асфальта, наличия специализированной техники, квалифицированных работников и большого штата подсобных рабочих. Единая информационная система располагает полными установочными сведениями об участниках и победителях торгов. Данный этап требует более глубокой поисковой деятельности и связано это, прежде всего, с необходимостью взаимодействия с территориальными налоговыми органами, органами Ростехнадзора, с электронными площадками, где проводятся государственные закупки (Сбербанк АСТ; Государственная тендерная площадка «Росэлторг»; Электронная площадка торгов «РТС тендер»; ММВБ — Национальная электронная площадка; Электронная торговая площадка «Заказ РФ»). Подрядчик проверяется на наличие в штате работников, специализированной техники, на соответствие налоговой отчетности, а также сведений указанных в заявке, поданной на участие в закупке.
Сформированные нами стадии поисковой деятельности в сфере дорожного хозяйства отражены в усеченном виде и не являются исчерпывающими. Несмотря на это, затронутые аспекты показывают эффективность использования в практической деятельности оперативных подразделений не только единой информационной системы в сфере закупок, но и, в перспективе, иных Интернет-ресурсов для формирования оперативно-информационной сети, с целью противодействия коррупционным преступлениям в дорожной отрасли.
Нельзя не согласиться с профессором Халиковым А.С., который справедливо указывает, что при динамике развития общества оперативно-розыскная деятельность должна
гармонично корректироваться I22!. С учетом быстрого развития виртуального информационного пространства интернета, ускоренное получение оперативно-значимой информации является более целесообразным, чем традиционные способы получения документальных сведений, путем направления запросов, писем и т.д. Социальная значимость и усиленный общественный контроль над состоянием дорог в России показывает необходимость применения и развития поисковой деятельности оперативных подразделений в данном направлении.
Библиография
1. Официальный сайт Консультант плюс// ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ea6152e9068c49297ce8e3 244874b570d6bf08bc/.
2. Гусева Н. М. Анализ состояния системы государственных закупок Российской Федерации с позиции системного подхода // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 108-117.
3. Медведева Н. Г. К вопросу о целевой ориентации и принципах правового регулирования государственных и муниципальных закупок // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 6. С. 237-239.
4. Демин А.А. Государственный заказ как фактор развития государственного сектора трансформационной экономики: теоретико-экономические аспекты: Дисс., канд.
экон. наук. Челябинск, 2007.-С. 63, 65.
5. Павленко И. А. Коррупция в сфере государственных закупок // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 378-380.
6. Официальный сайт Консультант плюс// ст. 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерацииот 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/3c99f6d56d8731f9563b0ae3 1cc46654246db4be/.
7. Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (Росавтодор). Москва, 2016. - С. 179.
8. Официальный сайт Консультант плюс// глава 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/4dc5b26e0295790ee0e345f0 f58bc7826b36943e/.
9. Официальный сайт Консультант плюс// ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 « 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_144624/ab3273e757a9e718cbb3741596bc36eb8138e4f6/.
10. Официальный сайт Консультант плюс// ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_144624/247fafb4fbe2f6a66e13443a 1f6027682f3cdc95/.
11. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов / Под ред. В.Б. Рушайло.-СПб, Изд-во Лань, 2002. с. 24-57.
12. Матвеев С. Е. Оперативный поиск в криминальной среде. Под общей ред. д.ю.н. Кваши Ю.Ф. Уч. Пособие.-М. : МИ МВД России, УВД Новгородской обл; 1998. с. 13
13. Нагиленко Б.Я., Вандышев А.С. Теория оперативного поиска: В кн. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ре. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, Г.К. Синилова-М.: ИНФРА-М, 2007. С. 445-446;.
14. Кваша Ю.Ф., Зубов И.Н. Сущность разведывательно-поисковой работы в сфере и инфраструктуре социально-аномальной среды. Оперативный поиск: в Кн. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебник для юридических вузов под ред. В.Б. Рушайло-СПб, 2002. с. 433-467.
15. Официальный сайт Единая информационная система в сфере закупок. - URL: http://zakupki.gov.ru .
16. Официальный сайт Консультант плюс// ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 « 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/2f348a222a65dde36e5d9cd fd5656c3eea6f1cc7/.
17. Подколзина Е. А. Бальсевич А. А. Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках России// Экономический журнал ВШЭ. М. 2014.- С. 563.
18. Официальный сайт Единая информационная система в сфере закупок//раздел
Контроль и аудит - URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/ aggregate-feedback.html
19. - п. 10.40 СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги. - URL: http://docs.cntd.ru/document/5200259.
20. Официальный сайт Консорциум Кодекс // п. 1.9 ВСН 19-89 Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200006779.
21. Официальный сайт Региональное законодательство. - URL: http://www.regionz.ru.
22. Халиков А. Н. Оперативно-розыскная деятельность по борьбе с коррупционными преступлениями, совершаемыми должностными лицами органов власти. — М.: РИОР, 2011. 314 с.