Научная статья на тему 'Некоторые особенности действующего российского законодательства в сфере миграции'

Некоторые особенности действующего российского законодательства в сфере миграции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ КАРТА / ПАТЕНТ / МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / РЕГИСТРАЦИОННЫЙ УЧЕТ / ДЕПОРТАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фаттахова Р.Р.

В данной статье описаны проблемы, связанные с увеличением притока граждан из-за рубежа. В связи с расширением Российской Федерацией международных связей, перед государством остро встала проблема урегулирования отношений непосредственными участниками которых являются иностранные граждане. Данные отношения имеют место быть, когда указанные лица прибывают на территорию нашего государства и, соответственно, становятся субъектами отечественного права. Основу их правового статуса определяет конституционное право, руководствуясь положениями Конституции РФ. Путем рассуждений определены некоторые особенности, действующего Российского законодательства, направленных на значительный положительный эффект в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности действующего российского законодательства в сфере миграции»

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 351.756 (094.5) Р- Р- ФАТТАХОВА, старший преподаватель ка-

федры профессиональной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

R. R. FATTAKHOVA, senior lecturer of Depart-

ment of professional training of Ufa juridical Institute

of the MIA of Russia (Ufa)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

SOME FEATURES OF THE CURRENT RUSSIAN LEGISLATION IN THE SPHERE OF MIGRATION

Аннотация. В данной статье описаны проблемы, связанные с увеличением притока граждан из-за рубежа. В связи с расширением Российской Федерацией международных связей, перед государством остро встала проблема урегулирования отношений непосредственными участниками которых являются иностранные граждане. Данные отношения имеют место быть, когда указанные лица прибывают на территорию нашего государства и, соответственно, становятся субъектами отечественного права. Основу их правового статуса определяет конституционное право, руководствуясь положениями Конституции РФ. Путем рассуждений определены не-^ которые особенности, действующего Российского законодательства, направленных ^ на значительный положительный эффект в сфере миграции.

Ключевые слова: миграция, миграционная карта, патент, миграционный

® учет, регистрационный учет, депортация, законодательство РФ.

а а

| Abstract. This article describes the problems associated with the growing influx of

^ citizens from abroad. In connection with the Russian Federation's international relations be-§ fore the state raised the issue of normalization of relations direct participants of which are ^ foreign nationals. These relationships are the place to be when these individuals arrive in the I territory of our state and, accordingly, become the subjects of domestic law. The basis of their Л legal status defines the constitutional right, according to the provisions of the Constitution of S the Russian Federation. By reasoning identifies some features of the current Russian legisla-§ tion, aimed at a significant positive effect on migration.

§ Keywords: migration, migration card, patent, registration, registration, deportation,

§ the legislation of the Russian Federation.

ц Особенности развития отноше-

Ц ний, складывающихся в сфере мигра-® ции, в Российской Федерации в послед-§ нее время самым тесным образом связа-| ны с происходящими социально-^^ экономическими и политическими пе-^ ременами. Именно они обусловили тот « факт, что Россия продолжает оставаться | центром миграционного притяжения в первую очередь для стран ближнего зарубежья, чье историческое развитие во

многом связано с прошлым и, будем надеяться, с будущим нашего государства.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть некоторые особенности нововведений в рассматриваемой сфере, регламентирующих жизнедеятельность особой группы населения России - мигрантов, которые в результате перемещения попадают в правовое поле российского законодатель-

ства со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Прежде всего отметим, что с 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [1]. В соответствии с ними иностранные граждане, которые прибывают в Россию из стран с безвизовым режимом, должны оформлять патенты, которые заменяют получение разрешений на работу.

Обращает на себя внимание тот факт, что ранее действующее законодательство предоставляло право на работу мигрантов только у физических лиц. Патентная система же распространила свое действие на их работу у юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. При этом патенты для работы у юридических или физических лиц необходимо получать отдельно. Отметим и то, что выданный патент действует только на территории одного региона.

Таким образом, при необходимости получения патента, мигранту нужно лично обратиться в региональное отделение ФМС и написать соответствующее заявление на получение патента, приложив ряд необходимых документов (паспорт с нотариально заверенным переводом на русский язык; миграционную карту с отметкой о целях приезда; сертификат, подтверждающий уровень владения русским языком, знание истории РФ и основ законодательства; полис добровольного медицинского страхования, выданный на территории РФ; справку об отсутствии наркозависимости и опасных инфекционных заболеваний; справку об отсутствии ВИЧ-инфекции; документ, подтверждающий авансовую оплату НДФЛ в фиксированном размере; документы о постановке на учет по месту пребывания). В случае положительного решения иностранному гражданину оформят па-

тент в течение 10 рабочих дней после подачи заявления.

Срок действия выданного патента варьируется от месяца до года и устанавливается на период, за который уплачен НДФЛ. Оплата производится авансом, а оплаченный патент продлится автоматически без необходимости визита в ФМС. В случае неоплаты патент прекращает срок своего действия на следующий день. Что касается стоимости патентов, то она варьируется в зависимости от субъекта РФ. Так, для Москвы и области ежемесячный НДФЛ установлен в размере 4000 руб., для Санкт-Петербурга и Тульской области -3000 руб. Один из самых дорогих патентов в Ямало-Ненецком автономном округе - 6629 руб., дешевых - в Ростовской области 1568,4 руб.

Стоит отметить и особо перспективные изменения законодательства в рассматриваемой сфере. Так, для граждан Армении (которая 2 января 2015 года вступила в Евразийский экономический союз) и Кыргызстана (вступил в Евразийский экономический союз 8 мая 2015 года) для работы в Рос- а сии патент теперь не нужен. |

Существенные изменения кос- ^ нулись и законодательства, предусмат- ^ ривающего административную ответ- ^ ственность за совершение миграцион- | ных правонарушений. Так, например, Ц предусматривается возможность депор- | тации лица, которое совершило два и ^ более административных проступка, ® независимо от степени тяжести. Пово- ф дом, в данном случае, может стать даже ^

¡у

повторное нарушение ПДД. ^а

Также, с июля 2015 года всту- Ц пил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 199-ФЗ «О внесении § изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодек- ^ са Российской Федерации об административных правонарушениях» и Феде- ^ ральный закон «О правовом положении а иностранных граждан в Российской Фе- § дерации» [2]. Указанный Федеральный ^ закон устанавливает административную

<4

ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в РФ по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), в виде штрафа 2000-5000 рублей с административным выдворением из РФ или без такового, а также за необращение иностранного гражданина или с целью внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом (штраф 4000-5000 рублей).

Была установлена административная ответственность и за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина по профессии (специальности, должности, виду тру-^ довой деятельности), не указанной в ^ разрешении на работу или патенте, если 5 разрешение на работу или патент со-^ держит сведения о профессии (специ-| альности, должности, виде трудовой де-^ ятельности). При этом, размер штрафа, ^ налагаемого на граждан, составит 2000-§ 5000 рублей.

| Отметим, что с 2015 года в ре-

Ц зультате внесения изменений в дей-| ствующий Федеральный закон от 15 ав-^ густа 1996 года № 114-ФЗ (ред. от 13 ® июля 2015 года) «О порядке выезда из | Российской Федерации и въезда в Рос-^ сийскую Федерацию» [3] был введен

¡у

^з запрет на въезд в РФ до 10 лет мигран-Ц там, которые длительное время нахо-

^ дятся в России на нелегальном положе-©

^ нии.

у В этой связи глава ФМС РФ

Константин Ромодановский отметил, ^ что информационная система показыва-а ет, что на территории РФ в настоящее § время находятся почти 3 млн иностран-^ ных граждан, значительно превышающих срок законного пребывания - 90

суток. Большинство из них - граждане стран СНГ. Более 734000 иностранцев находятся в России с нарушением более 270 суток, но менее 360 дней, 1 млн 28 тысяч 62 иностранных гражданина -более 360 суток. В этой связи новые нормы законодательства, предусматривают дифференцированный подход к определению степени нарушения.

По новым правилам, превышение 120-дневного пребывания приведет к закрытию въезда на 3 года, превышение 270 дней - въезд будет закрыт на 5 лет. За незаконное нахождение в России более 360 дней - нарушитель законодательства не сможет въехать в Россию 10 лет [4].

Существенные изменения коснулись и законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за совершение миграционных преступлений. В частности, с 2013 года [5] в России начали действовать более строгие правила относительно мест регистрации мигрантов. По этим правилам, за фиктивную «прописку» последует значительный штраф (100 000 руб. - 500 000 руб.) или лишение свободы. Примечательно, что наказываются не только иностранцы, но и владельцы жилья. Наказание ожидает также и тех, кто проживает не по указанной прописке, а также хозяев квартиры, где фактически проживает мигрант.

К числу особо перспективных направлений развития миграционного законодательства следует отнести подготовку к введению в 2016 году новой государственной системы миграционного и регистрационного учета «Мир». Эта система будет создана на базе объединения госсистемы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и государственной информационной системы миграционного учета. Предполагается, что она позволит повысить степень защиты документов, удостоверяющих личность, от подделки, эффективности пограничного контроля и мер

по борьбе с незаконной миграцией, повысить полноту, достоверность и актуальность данных миграционного и регистрационного учета [6].

Новации государства, связанные с регулированием отношений в сфере миграции населения, в последние годы по-прежнему были большей частью направлены на привлечение в Россию трудовых ресурсов. Однако имеющие место проблемы, до сих пор связаны не столько с несовершенством действующего законодательства, сколько с имеющимися недостатками правоприменительной практики в этой сфере, а имен-

но, низкой правовой культурой и безнаказанным произволом чиновников, от которых во многом зависят судьбы приезжих. Именно поэтому, принятые законы, касающиеся правового положения иностранных граждан и радикально меняющие миграционную ситуацию, хотя и дали значительный положительный эффект, но подлежат значительной доработке. В этой связи особо отметим, что центральным институтом в системе миграционных отношений должен по-прежнему оставаться человек с присущими ему и закрепленными законом правами.

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2002. № 140. 31 июля.

2. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 6 июля.

3. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета. 1996. № 159.

4. В 2015 году более миллиону нелегальных мигрантов грозит запрет на въезд в Россию. Вестник мигранта. [Электронный ресурс]. URL: http://migrant.lameroid.ru/2015/01/stop-for-illegal-migrants-2015.html (дата обращения: 20.08.2015).

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

6. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 20.08.2015).

7. Актуальные проблемы реализации миграционного законодательства. Аналитический обзор / О. А. Герасимова, Л. В. Иванова, Е. В. Заверткина, С. В. Михайленко. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 25 с.

8. Миграционное право: учебное пособие / под ред. А. Н. Чашина. М.: Дело и Сервис, 2013. 176 с.

© Фаттахова Р. Р.

Щ

<ч а а

и и

«

а о

0 «

3*

а -с а

1

о

0 «

1 £

а «

и

aq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.