м,
ЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Э. Д. Днепров
N,
1ЕКОТОРЫЕ НЕИССЛЕДОВАННЫЕ И МАЛОИССЛЕДОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ РОССИИ ЧАСТЬ IV*
УДК 37(450+571)(091) ББК 74.03(2)г
в статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, а так же библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.
ключевые слова: неисследованные и малоисследованные проблемы истории дореволюционной отечественной школы и педагогики; историография истории педагогики, историко-педагогическое исследование.
E. D. Dneprov
Some unsolved and little-investigated
PROBLEMS OF THE HISTORY OF EDUCATION AND
PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
PART IV
The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.
The Key Words: unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, historiography of the history of pedagogics, historical-pedagogical research.
* Начало статьи в № 4, 2013 и № 1, № 2, 2014 г.
VI. общественно-педагогическое движение в дореволюционной России
несколько предварительных замечаний
Проблематика, представленная в данной части перечня, конспективно раскрывает широкую, комплексную тему — «Общественно-педагогическое движение в дореволюционной России», тему, которая до настоящего времени не получила необходимого освещения в историко-педагогической литературе.
Автору настоящих строк уже неоднократно приходилось отмечать, что общественно-педагогическое движение присутствует в истори-ко-педагогических работах большей частью лишь в начальном плане и что практически во всех этих работах оно рассматривается весьма узко, только в непосредственной связи с 60-ми годами XIX в. Даже в «Педагогической энциклопедии» 1966 г. императивно выделена дефиниция: «Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX в.». В «Педагогической энциклопедии» 1999 г. эта дефиниция вообще отсутствует).
Между тем, общественно-педагогическое движение представляет собой знаменательный и еще не познанный феномен общественной жизни России, проявлявшийся в разных его формах и гранях на протяжении всего последнего предреволюционного шестидесятилетия. 60-е годы XIX в. были лишь истоком общественно-пе-
дагогического движения. Его апогеем стали 1890—1900-е годы, когда оно достигло наибольшей силы и приобрело наибольший размах.
Собственно, термин «общественно-педагогическое движение», введенный в литературу более столетия назад, не совсем точен. Речь скорее должна идти о просветительском движении, ибо это движение не ограничивалось только социально-педагогическими и собственно педагогическими вопросами, но ставило и решало проблемы просвещения в целом. С этой точки зрения смотрят на данный феномен историки общественного движения в дореволюционной России, справедливо полагая, что термин «общественно-педагогическое движение» в значительной мере сужает рассматриваемое явление.
Однако вряд ли есть необходимость в замене этого термина, несмотря на некоторую его условность, поскольку именно социально-педагогические проблемы, задачи создания и развития отсутствующих звеньев системы образования в России (начальной народной школы, педагогического, женского, профессионально-технического, внешкольного образования и т. д.), задачи демократизации школьного дела были центральными в общественно-педагогической и просветительной деятельности во второй половине XIX — начале XX в. Эта деятельность и составляла существо общественно-педагогического движе -ния в России, являя собой одну из наиболее важных и наиболее массовых сфер приложения общественных сил.
Первые шаги общественной деятельности в области просвещения
и образования были предприняты в России задолго до 60-х годов XIX в. (достаточно вспомнить начинания Н. И. Новикова, декабристов и многие другие). Но форму общественного движения эта деятельность обрела только в годы первого демократического подъема в России. С этого времени, с 60-х годов XIX в. общественно-педагогическое движение становится мощным, постоянно действующим фактором развития отечественного просвещения, отечественной школы и педагогической мысли.
С вступлением России в эпоху капитализма в области образования получают интенсивное развитие два встречных, противоборствующих процесса. Становясь все более функцией государства, образование все более уходит из его рук, превращаясь в важнейшую функцию общества. И чем шире образование входит в сферу общественной практики, тем жестче становится государственный контроль, тем активнее попытки государства пресечь общественную инициативу.
Однако все эти попытки, несмотря на их жесткость и решительность, имели свои пределы. В качестве таких пределов выступали и потребности социально-экономического развития страны, и не удовлетворяемые самодержавием запросы отдельных слоев имущих классов на образование, и само минимальное участие государства в финансировании многих звеньев школы. В итоге происходит своеобразное размежевание сфер влияния.
Государство крепко держит в своих руках основные образовательные бастионы — мужскую высшую, среднюю, педагогическую (и, естественно, военную и духовную) школу. Общество берет на себя начальное народное, профессионально-техническое, женское и внешкольное образование, вмешиваясь частично и в те области школы, которые почти всецело замкнуло на себе правительство. Характер и степень этого размежевания были различны на разных этапах развития образования, как различна была и мера жесткости правительственного контроля над разными звеньями школы в зависимости от социально-экономической и политической 1
конъюнктуры .
В последующий период, консти-туциируясь как самостоятельный вид общественной деятельности, общественно-педагогическое движение расширяет область своего влияния, укрепляет свои институции (педагогическую журналистику, педагогические общества, съезды и т. д.), обогащает формы и направления воздействия на школьное дело и педагогическую мысль. Оно постепенно охватывает практически все звенья системы образования, формирует его «негосударственную» сферу, достраивая те его компоненты, к которым не проявляет интереса самодержавное государство. Оно рождает новый тип российского общественного деятеля — деятеля просвещения.
В своем развитии общественно-педагогическое движение второй по-
'Днепров Э. Д. Российское образование в XIX - начале XX века / Э. Д. Днепров // Политическая истории российского образования. Т. 1. - М., 2011. - С. 75.
ловины XIX — начала XX в. прошло несколько этапов. Это развитие не было только поступательным. Оно знало свои утраты в периоды реакции и свои приобретения в годы общественного подъема. Будучи слагаемым общероссийской освободительной борьбы, общественно-педагогическое движение не представляло собой «единого потока». Оно отражало общую расстановку социальных сил в стране, что неизбежно вело к усложнению структуры движения, меняло его облик и характер на разных этапах освободительной борьбы.
В данном предисловии нет нужды подробно характеризовать направления и тематику исследований, помещенных в публикуемой части перечня. Они говорят сами за себя. Отметим только, что без изучения общественно-педагогического движения в России не будет полной история отечественного просвещения, отечественной школы и педагогической мысли. Многое в ней останется непонятным и необъясненным, и — главное — сама эта история будет существенно и неоправданно обеднена.
Именно поэтому целенаправленная разработка комплекса предложенных проблем, необходимость в которой давно назрела, представляется сегодня важной и актуальной. Эта разработка даст возможность раскрыть сущность и значимость общественно-педагогического движения в дореволюционной России, его задачи, идеи, формы и направления, его движущие силы, тенденции и этапы его развития, его роль в судьбах отечественной школы и педагогики.
Не менее важно то, что исследование названных проблем будет способствовать введению в научный оборот широких пластов нового материала, раскроет новые стороны истории отечественного просвещения, новые имена, пружины и силы, двигавшие вперед развитие отечественной школы и формировавшие педагогическую науку в России. Это, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для углубленного изучения истории педагогической мысли, педагогической науки в России,
Наконец, исторический опыт общественно-педагогического движения поможет понять и представить современные общественные выступления по вопросам образования именно как движение, как возрождение лучших отечественных традиций.
1. Общие вопросы истории общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• Общественно-педагогическое движение в дореволюционной России как социальный феномен и предмет ис-торико-педагогического исследования
• *Общественно-педагогическое движение в дореволюционной России: основные задачи, идеи, формы и направления, факторы, этапы и тенденции развития:
— Предпосылки, условия и факторы зарождения и развития общественно-педагогического движения в дореволюционной России.
— Основные этапы и тенденции развития общественно-педагогического движения в дореволюционной России.
— Общественно-педагогическое движение в обшей системе общественной деятельности в России во второй половине XIX — начале XX в.
• Общественно-педагогическое движение как составная часть освободительной борьбы в России во второй половине XIX — начале XX в.
• Общественно-педагогическое движение как фактор развития отечественной школы и педагогической мысли во второй половине XIX — начале XX в.
• Общественно-педагогическое движение и основные социально-педагогические проблемы в России во второй половине XIX — начале XX в.
• Периодизация и тенденция развития общественно-педагогического движения в дореволюционной России. Характер изменений в общественно-педагогическом движении на различных этапах российской освободительной борьбы
• Основные направления общественной деятельности в области образования в дореволюционной России и их трансформация на различных этапах освободительной борьбы
• Основные формы общественно-педагогического движения в дореволюционной России, их преемственность и обогащение на различных этапах освободительной борьбы
• Социальный состав общественно-педагогического движения в дореволюционной России и его изменения на различных этапах освободительной борьбы
• Статистика общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• География общественно-педагогического движения в дореволюционной России
* * *
• Истоки общественно-педагогического движения в дореволюционной России. Просветительная и педагогическая общественная деятельность в XVIII — первой половине XIX в.
• *Общественно-педагогическое движение в период первого демократического подъема в России 1860-х годов
• *Общественно-педагогическое движение в пореформенной России:
— Общественно-педагогическое движение в России второй половины 1860-1870-х годов:
— Общественно-педагогическое движение в России в период кризиса «верхов» конца 1870 — начала 1880-х годов.
— Общественно-педагогическое движение в России в 1880-х годах.
— Общественно-педагогическое движение в России в 1890-х годах.
• *Общественно-педагогическое движение и борьба за демократизацию образования в России в период двух буржуазно-демократических революций:
— Общественно-педагогическое движение в России в начале XX в.
— Общественно-педагогическое движение в годы первой российской революции.
— Общественно-педагогическое движение в России в период реакции, нового революционного подъема и Первой мировой войны.
— Общественно-педагогическое движение в России от февраля к октябрю 1917 г.
* * *
• Демократизация образования в России в ряду задач отечественно-педагогического движения
• Борьба общественных сил за демократизацию управления народным образованием, расширение общественного участия в деятельности школы и создание школьной администрации на коллегиальных началах
• Общественные требования по обеспечению общедоступности школы и гарантиям равенства права на образование для всего населения России
• Общественные требования по уравнению условий получения образования для сельского и городского населения России
• Борьба передовой общественности за создание единой школы
• Общественные требования по отделению школы от церкви в период двух буржуазно-демократических революций
• Борьба передовой общественности России за право обучения на родном языке и создание национальных школ
• Проблема совместного обучения в ряду требований по демократизации народного образования в России
• Борьба за изменение внутреннего строя и обновление учебного курса школы
• Общественные требования по отмене прав и привилегий после окончания учебных заведений
• Борьба общественных сил за расширение прав частной инициативы в области образования
• Общественные требования и общественная деятельность по созданию недостающих звеньев системы образования России
• Борьба передовой общественности за расширение прав, улучшение материального положения и подъем образовательного уровня учительства России
• Борьба классов и партий в области образования в период двух буржуазно-демократических революций
• Педагогическое творчество масс в период двух буржуазно-демократических революций в России. Отражение требований народа в области образования в крестьянских приговорах и наказах рабочих и крестьян депутатам Государственной думы
* * *
• *Земство и общественно-педагогическое движение в дореволюционной России. Земская деятельность в области народного образования:
— Земства как социальный институт и их роль в развитии народного образования в дореволюционной России.
— Основные задачи и направления земской деятельности в области народного образования.
— Социальный состав земского представительства, типология земств по характеру участия в развитии народного образования.
— «Третий элемент» в российском земстве и его влияние на характер земской деятельности в области народного образования.
— Периодизация земской деятельности в области народного образования. Характер ее изменений на различных этапах общественно-педагогического движения и освободительной борьбы в дореволюционной России.
— Земская деятельность в области народного образования в 1860—1870-х годов.
— Земская деятельность в области народного образования в 1880-х годах.
— Земская деятельность в области народного образования в 1890 — начале 1900-х годов.
— Земская деятельность в области народного образования в период двух буржуазно-демократических революций.
— Формы земской деятельности в области народного образования.
— Земство и вопросы управления народным образованием.
— Земство и финансирование народного образования.
— Земская деятельность в области начального народного образования.
— Земская деятельность в области педагогического образования.
— Земская деятельность в области профессионально-технического образования.
— Земская деятельность в области внешкольного образования.
— Земство и учительство начальных народных школ.
— Земство и статистика народного образования.
— Земские издания по народному образованию.
— Земские ходатайства по вопросам народного образования.
— Взаимодействие деятельности земств и просветительских обществ и организаций дореволюционной России в области народного образования.
— Научно-педагогическая деятельность земств и ее влияние на развитие русской педагогической мысли.
— Самодержавие и земская деятельность в области народного образования.
— Церковь и земская деятельность в области народного образования.
— Земская деятельность в области народного образования в оценке передовой общественности дореволюционной России.
— Статистика земской деятельности в области народного образования.
— География земской деятельности в области народного образования.
— Итоги земской деятельности в
области народного образования.
* * *
• Буржуазия и общественно-педагогическое движение в дореволюционной России:
— Формы участия российской буржуазии в общественно-педагогическом движении на различных этапах его развития.
— Деятельность городского самоуправления в области образования в дореволюционной России.
— Вопросы образования в органах периодической печати российской буржуазии.
— Вопросы образования в деятельности предпринимательских организаций дореволюционной России.
— Вопросы образования на торгово-промышленных съездах в дореволюционной России.
• Пролетариат и общественно-педагогическое движение в дореволюционной России:
— Формы участия российского пролетариата в общественно-педагогическом движении.
— Профессиональные союзы российского пролетариата и общественно-педагогическое движение.
— Культурно-просветительные общества рабочих и общественно-педагогическое движение.
— Пролетарские очаги просвещения и общественно-педагогическое движение.
— Вопросы образования в рабочей печати дореволюционной России.
• Общественно-педагогическое движение и идейные течения в России второй половины XIX — начала XX в.:
— Революционная демократия и общественно-педагогическое движе -ние в России.
— Революционное народничество и общественно-педагогическое движение в России.
— Либеральное народничество и общественно-педагогическое движе -ние в России.
— Революционная социал-демократия и общественно-педагогическое движение в России.
— Общественно-педагогическое движение и непролетарские партии России. Программы и деятельность
непролетарских партий в области образования.
• Социально-педагогические задачи в женском движении в дореволюционной России. «Женский вопрос» и общественно-педагогическое движение
• Учительство в общественно-педагогическом движении дореволюционной России
• Профессура высших учебных заведений в общественно-педагогическом движении дореволюционной России
• Студенчество в общественно-педагогическом движении дореволюционной России:
— Просветительская деятельность передового студенчества дореволюционной России.
— Политический смысл и социально-педагогическое значение академических требований студенческого движения в пореволюционной России.
— Студенческое движение как фактор развития высшей школы в дореволюционной России.
• Учащиеся средних школ в общественно-педагогическом движении дореволюционной России
• Армия в общественно-педагогическом движении дореволюционной России
• Самодержавие в борьбе против общественно-педагогического движе -ния в России
• Церковь в борьбе против общественно-педагогического движения в России
• Совет объединенного дворянства в борьбе против общественно-
педагогического движения в России
(1906—1914)
2. Основные направления общественной деятельности в области образования в дореволюционной России
• Борьба передовой общественности России против правительственной монополии в области образования
• Борьба передовой общественности России за демократизацию образования
• Роль передовой общественности в организации и развитии новых звеньев системы образования в дореволюционной России. Общественно-педагогическое движение и создание негосударственного сектора российской школы
• *Борьба передовой общественности России за создание и развитие начальной народной школы:
— Создание и развитие начальной народной школы — центральная задача общественно-педагогического движения в дореволюционной России.
— Общественный характер начальной народной школы дореволюционной России.
— Основные этапы, формы и направления общественной деятельности в области начального народного образования.
— Борьба передовой общественности России за доступность начального народного образования для трудящихся масс.
— Борьба передовой общественности России за расширение и обновление учебного курса начальной народной школы.
— Передовая общественность России в борьбе за создание и развитие повышенной начальной народной школы.
— Общественно-педагогическое движение в борьбе против насаждения церковноприходских школ в России.
— Борьба передовой общественности России за расширение сферы общественного участия в управлении начальной народной школой.
— Общественные проекты организации начальной народной школы в период двух буржуазно-демократических революций в России.
• Передовая общественность России в борьбе за преобразование средней общеобразовательной школы:
— Проблемы средней общеобразовательной школы в педагогических дискуссиях 1850—1890-х годов. Общественная критика правительственного курса в области среднего образования.
— Общественные проекты организации средней школы в России конца XIX — начала XX в.
— Борьба передовой общественности за демократизацию средней школы в дореволюционной России.
— Общественные требования в области обновления учебного курса средней общеобразовательной школы дореволюционной России.
— Борьба передовой общественности России за расширение сферы общественного участия в делах средней общеобразовательной школы.
• *Общественно-педагогическое движение как фактор создания и развития системы профессионально-технического образования в дореволюционной России:
— Инициатива передовой общественности России в создании профессионально-технических школ и в теоретической разработке вопросов профессионально-технического образования.
— Формы общественного участия в создании и развитии профессионально-технических школ в дореволюционной России.
— Проблемы профессионально-технического образования в деятельности педагогических обществ и просветительских организаций дореволюционной России.
— Деятельность Русского технического общества по созданию профессиональных школ и теоретической разработке проблем профессионально-технического образования.
— Деятельность Московского общества по распространению технических знаний в области создания профессиональных школ и теоретической разработки проблем профессионально-технического образования.
— Роль съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в развитии профессионально-технической школы и теоретической разработке проблем профессионально-технического образования в дореволюционной России.
— Общественные проекты организации и развития профессионально-технического образования в России в конце XIX — начале XX в.
— Общественная деятельность в области женского профессионально-технического образования в дореволюционной России.
• Общественная деятельность в области высшего образования и создание негосударственного сектора высшей школы
• Формы влияния общественно-педагогического движения на деятельность и развитие высших учебных заведений в дореволюционной России
• Общественная деятельность в области педагогического образования в дореволюционной России:
— Подготовка учителей для народных школ — одна из ведущих задач общественно-педагогического движения в дореволюционной России. Инициатива передовой русской общественности в создании учебных заведений для подготовки народных учителей.
— Общественная деятельность по повышению квалификации учителей начальных народных школ. Учительские съезды и курсы и их роль в профессиональном становлении неродного учительства.
— Деятельность передовой общественности России по созданию и развитию женского педагогического образования.
— Борьба передовой общественности России за создание высших педагогических учебных заведений.
• Общественно-педагогическое движение как фактор развития женского образования в дореволюционной России:
— Женское образование как сфера общественной деятельности в дореволюционной России. Формы общественного участия в развитии женской школы.
— Общественная инициатива в создании и развитии открытых средних женских учебных заведений в дореволюционной России.
— Высшие женские учебные заведения — общественный сектор дореволюционной российской школы.
• Создание частных учебных заведений как одно из направлений общественно-педагогического движения. Общественный характер основной массы частных школ в дореволюционной России
• Проблемы национальной школы в общественно-педагогическом движении дореволюционной России
• Внешкольное образование как сфера общественной деятельности в дореволюционной России:
— Создание системы внешкольного образования — одна из ведущих социально-педагогических задач общественно-педагогического движения в дореволюционной России.
— Общественный характер внешкольного образования в дореволюционной России.
— Основные этапы, формы и направления общественной деятельности в области внешкольного образования в дореволюционной России.
— Борьба передовой общественности России за расширение сферы и обогащение форм внешкольного образования.
— Идейная борьба по вопросам организации и содержания внешкольного образования в период двух буржуазно-демократических революций в России.
• Общественно-педагогическое движение как фактор создания и раз-
вития дошкольных учебно-воспитательных учреждений в дореволюционной России. Основные формы и направления общественной деятельности в области дошкольного воспитания
• Общественная деятельность в области призрения, обучения и воспитания аномальных детей в дореволюционной России
• Проблема охраны детства в общественно-педагогическом движении дореволюционной России
• Проблема учителя в общественно-педагогическом движении дореволюционной России:
— Борьба передовой общественности за улучшение правового и материального положения учительства России и подъем его образовательного уровня.
— Общественные требования в области расширения сферы участия учительства в управлении школьным делом и в деятельности школ.
— Передовая общественность России в борьбе за право женщин на учительский труд и расширение сферы женского учительского труда.
— Борьба передовой общественности России за создание профессиональных учительских обществ и организаций.
— Революционное народничество и учительство России.
— Классы и партии в борьбе за учительство в период двух буржуазно-демократических революций в России.
3. Основные, формы общественно-педагогического движения в дореволюционной России
Педагогическая журналистика
• Педагогическая журналистика как предмет историко-педагогического исследования. Принципы и методы изучения педагогической журналистики
• *Педагогическая журналистика дореволюционной России: социальная роль, педагогическое значение, основные факторы, этапы, тенденции и направления развития:
— Педагогическая журналистика и ее роль в общественно-педагогическом движении дореволюционной России.
— Педагогическая журналистика и социально-педагогические задачи России второй половины XIX — начала XX в.
— Педагогическая журналистика как орган самосознания педагогического сообщества и трибуна общественных требований в области народного образования.
— Типология педагогической прессы в дореволюционной России.
— Борьба идей и социально-педагогических направлений в педагогической журналистике дореволюционной России.
— Школьные реформы в оценке педагогической журналистики дореволюционной России.
— Общественные программы и проекты преобразования школьного дела в педагогической журналистике дореволюционной России.
— Передовая педагогическая журналистика в борьбе за демократизацию народного образования в дореволюционной России.
— Проблема национальной школы в русской педагогической журналистике.
— Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в педагогической журналистике дореволюционной России.
— Проблема учителя в педагогической журналистике дореволюционной России.
— Развитие педагогической теории в педагогической журналистике дореволюционной России.
— География педагогической прессы дореволюционной России.
— Педагогическая журналистика дореволюционной России как фактор развития отечественной школы и педагогической мысли.
• Истоки педагогической журналистики в дореволюционной России
• Педагогическая журналистика в годы первого демократического подъема в России 1860-х годов
• *Педагогическая журналистика в пореформенной России:
— Педагогическая журналистика в России второй половины 1860— 1870-х годов.
— Педагогическая журналистика в России в период кризиса «верхов» конца 1870 — начала 1880-х годов.
— Педагогическая журналистика в России 1880-х годов.
• *Педагогическая журналистика в России в конце XIX — начале XX в.:
— Педагогическая журналистика в России 1890 — начала 1900-х годов.
— Педагогическая журналистика в период первой российской революции.
— Педагогическая журналистика в России в период между двумя бур-
жуазно-демократическими революциями.
— Педагогическая журналистика в России в феврале-октябре 1917 г.
• Петербургская и московская педагогическая периодика и общественно-педагогическое движение в дореволюционной России:
— «Вестник учителей» (1905).
— «Вестник школы» (1914— 1916).
— «Воспитание и обучение»
(1877—1881).
— «Детский сад» (1866—1876).
— «Для Народного учителя»
(1907—1917).
— «Женское образование»
(1876—1891).
— «Журнал Министерства народного просвещения» (1834—1917).
— «Задачи обновленной школы»
(1908).
— «Занятия комитета грамотности» (1863—1869).
— «Записки учителя» (1881— 1885).
— «Народная школа» (1869— 1889).
— «Народное образование»
(1896—1917).
— «Народный учитель» (1906— 1919).
— «Образование» (1892—1909).
— «Педагогическая летопись»
(1876—1877).
— «Педагогическая хроника»
(1878—1885)
— «Педагогический листок»
(1871—1885; 1892—1917).
— «Педагогический музей»
(1875—1880).
— «Педагогический сборник»
(1864—1918).
— «Профессиональное образование» (1915—1917).
— «Русский начальный учитель»
(1880—1911).
— «Русский педагогический вестник» (1857—1861).
— «Русский учитель» (1912— 1913).
— «Свободное воспитание»
(1907—1918).
— «Семья и школа» (1871— 1888).
— «Техническое и коммерческое образование» (1892—1916).
— «Трудовое воспитание» (1914).
— «Учитель» (1861—1870).
— «Учитель» (1907).
— «Школа и жизнь» (1910— 1917).
— «Эхо средней школы» (1906).
• Местная педагогическая периодика и общественно-педагогическое движение в дореволюционной России
• Методическая и отраслевая педагогическая печать дореволюционной России и ее роль в развитии отечественной школы и педагогической мысли:
— Периодические издания по начальному народному образованию в дореволюционной России.
— Периодические издания по профессионально-техническому образованию в дореволюционной России.
— Периодические издания по женскому образованию в дореволюционной России.
— Периодические издания по внешкольному образованию в дореволюционной России.
— Периодические издания по семейному и дошкольному воспитанию в дореволюционной России.
— Методические журналы в дореволюционной России.
— Периодические издания по самообразованию в дореволюционной России.
— Информационно-справочная педагогическая периодика в дореволюционной России.
• Педагогические газеты в дореволюционной России
• Периодические издания педагогических и просветительских обществ и организаций дореволюционной России
• Издания педагогических съездов и съездов по народному образованию в дореволюционной России
• Официальная и официозная педагогическая печать как орудие проведения правительственной политики в области образования и борьбы с передовой педагогической журналистикой:
— Периодические издания Министерства народного просвещения.
— Периодическая периодика Святейшего синода.
• Циркуляры по учебным округам и их роль в ряду педагогических изданий дореволюционной России:
— Циркуляры по Виленскому учебному округу (1862—1915).
— Циркуляры по Восточно-Сибирскому учебному округу (1881 —
1909).
— Циркуляры по Западно-Сибирскому учебному округу (1886—1916).
— Циркуляры по Кавказскому учебному округу (1867—1910).
— Циркуляры по Казанскому учебному округу (1855—1916).
— Циркуляры по Киевскому учебному округу (1859—1915).
— Циркуляры по Московскому учебному округу (1862 — 1911).
— Циркуляры по Одесскому учебному округу (1834—1917).
— Циркуляры по Оренбургскому учебному округу (1875—1915).
— Циркуляры по Санкт-Петербургскому учебному округу (1862 —
1916).
— Циркуляры по Рижскому учебному округу (1866—1915).
— Циркуляры по Харьковскому учебному округу (1861 — 1915).
• Детские и юношеские журналы в
дореволюционной России * * *
• Русская революционно-демократическая журналистика в борьбе за школу и просвещение народа:
— «Современник».
— «Русское слово».
— «Дело».
— «Отечественные записки».
• Нелегальная печать русского революционного народничества в борьбе за школу и просвещение
• Вопросы просвещения, воспитания и образования в периодических изданиях либеральных народников
• Вопросы просвещения, воспитания и образования в либеральной общественно-политической и литератур-ной печати дореволюционной России
• Вопросы просвещения, воспитания и образования в периодических изданиях непролетарских партий дореволюционной России
• Вопросы просвещения, воспитания и образования в консервативной печати дореволюционной России
• Пропаганда и обоснование курса школьной политики самодержавия в официальной и официозной прессе дореволюционной России
• Педагогические проблемы в местной общественно-политической и литературной прессе дореволюционной России
• Педагогические проблемы в отраслевой и ведомственной периодике дореволюционной России
• Педагогические проблемы в научных периодических изданиях дореволюционной России
• Педагогические проблемы в трудах и известиях научных обществ дореволюционной России
• Педагогические проблемы в трудах, известиях и ученых записках высших учебных заведений дореволюционной России
Педагогические и просветительские общества, организации и учреждения
• *Педагогические и просветительские общества и организации в дореволюционной России и их роль в развитии отечественной школы и педагогической мысли:
— Педагогические и просветительские общества и организации как форма общественной деятельности и их роль в общественно-педагогическом движении дореволюционной России.
— Типология педагогических и просветительских обществ и организаций дореволюционной России.
— Основные факторы, этапы, тенденции и направления развития педагогических и просветительских обществ и их организация в дореволюционной России.
— Борьба прогрессивных и реакционных сил за преобладающее влияние на деятельность педагогических и просветительских обществ и организаций дореволюционной России.
— Самодержавие в борьбе против объединения передовых педагогических сил. Правительственные стеснения деятельности педагогических и просветительских обществ. Создание официозных организаций как формы противодействия общественной инициативе.
— Общественно-политические позиции и социальный состав педагогических и просветительных обществ и организаций дореволюционной России.
— Статистика и география педагогических и просветительских обществ и организаций дореволюционной России.
— Роль педагогических и просветительских обществ и организаций в развитии образования в дореволюционной России.
— Педагогические и просветительские общества и организации дореволюционной России и их вклад в развитие отечественной педагогической мысли.
• Общества содействия различным видам образования в дореволюционной России и их роль в развитии отечественной школы и педагогической мысли:
— Общества содействия народному образованию в системе общественно-педагогической деятельности в дореволюционной России.
— Основные факторы, этапы, тенденции и направления развития обществ содействия народному образованию в дореволюционной России.
— Типология обществ содействия народному образованию в дореволюционной России.
— Общественно-политические позиции и социальный состав обществ содействия народному образованию в дореволюционной России.
— Идейная борьба в обществах содействия народному образованию дореволюционной России.
— Комитеты и общества грамотности в дореволюционной России.
— Санкт-Петербургский комитет грамотности.
— Московский комитет грамотности.
— Провинциальные общества грамотности и содействия начальному народному образованию в дореволюционной России.
— Общества содействия среднему образованию в дореволюционной России.
— Общества содействия профессиональному образованию в дореволюционной России.
— Общества содействия женскому образованию в дореволюционной России.
— Общества содействия внешкольному образованию в дореволюционной России.
— Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи
в дореволюционной России (ОСФ-
РУМ).
— Общества вспомоществования учащимся в дореволюционной России.
— Русское техническое общество и его роль в развитии образования и педагогической мысли в дореволюционной России.
— Московское общество по распространению технических знаний и его роль в развитии отечественной школы и педагогической мысли.
— Научно-педагогическая деятельность обществ содействия различным видам образования и ее роль в развитии дореволюционной отечественной педагогической мысли.
• *Научно-педагогические общества, организации и учреждения в дореволюционной России и их роль в развитии отечественной школы и педагогической мысли:
— Научно-педагогические общества, организации и учреждения дореволюционной России и их роль в общественно-педагогическом движении.
— Основные этапы, тенденции и направления развития научно-педагогических обществ, организаций и учреждений в дореволюционной России.
— Типология научно-педагогических обществ, организаций и учреждений в дореволюционной России.
— Общественно-политические позиции и социальный состав научно-педагогических обществ, организаций и учреждений дореволюционной России.
— Борьба социально-педагогических направлений и педагогических
течений в научно-педагогических обществах, организациях и учреждениях дореволюционной России.
— Статистика и география научно-педагогических обществ, организаций и учреждений в дореволюционной России.
— Санкт-Петербургское педагогическое общество.
— Педагогический музей военно-учебных заведений.
— Педагогические комиссии и отделы Русского технического общества.
— Педагогические комиссии и отделы Московского общества по распространению технических знаний.
— Фребелевские общества и учреждения в дореволюционной России.
— Педагогические общества при российских университетах.
— Педагогическая академия.
— Психоневрологический институт.
— Лаборатории экспериментально-педагогической психологии в дореволюционной России.
— Общество экспериментальной педагогики.
— Местные кружки педагогов и родителей в дореволюционной России.
— Педагогические музеи в дореволюционной России, их роль в развитии отечественной школы и педагогической мысли и в пропаганде педагогических знаний.
• *Педагогические и учительские профессиональные организации и объединения в дореволюционной России и их роль в развитии отечественной школы и педагогической мысли:
— Профессиональные организации и объединения педагогов и учителей в системе общественно-педагогической деятельности в дореволюционной России.
— Борьба передовой общественности за профессиональное объединение российского учительства. Основные этапы и тенденции развития профессиональных педагогических организаций и объединений в дореволюционной России.
— Политическая платформа и социальный состав профессиональных педагогических и учительских организаций и объединений.
— Борьба классов и партий за влияние на профессиональные педагогические и учительские объединения в период двух буржуазно-демократических революций в России.
— Статистика и география профессиональных учительских организаций в дореволюционной России.
— Педагогические собрания как форма профессионального объединения учительства дореволюционной России.
— Общества взаимного вспомоществования учителей в дореволюционной России.
— Нелегальные учительские союзы в период первой российской революции.
— Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию
(ВУС).
— Деятельность местных отделений Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.
— Всероссийский союз учителей и деятелей средней школы.
— «Союз союзов» и профессиональные учительские объединения в период революции 1905—1907 гг.
— «Лига образования» и ее роль в объединении педагогических сил России и в развитии отечественной школы и педагогической мысли.
• Педагогические издательства дореволюционной России и их роль в общественно-педагогическом движении и пропаганде педагогических знаний
• Педагогические и учительские библиотеки в дореволюционной России
• Родительские комитеты и организации в дореволюционной России и их роль в общественно-педагогическом движении
• Летние школьные колонии как тип общественных педагогических и просветительских организаций в дореволюционной России
* * *
• Педагогическая и просветительская деятельность общественных организаций дореволюционной России:
— Педагогическая и просветительская деятельность научных обществ.
— Педагогическая и просветительская деятельность технических обществ дореволюционной России.
— Педагогические проблемы в деятельности медицинских обществ дореволюционной России.
— Вопросы просвещения в деятельности сельскохозяйственных обществ дореволюционной России.
— Вопросы просвещения в деятельности торгово-промышленных
обществ дореволюционной России.
— Вопросы просвещения в деятельности литературных и художественных обществ дореволюционной России.
— Педагогические проблемы в деятельности благотворительных организаций дореволюционной России.
— Просветительская деятельность общественных библиотек, музеев и выставок в дореволюционной России.
— Педагогическая и просветительская деятельность Политехнического музея в дореволюционной России.
• Просветительская деятельность демократических издательств дореволюционной России и их роль в общественно-педагогическом движении:
— Выпуск изданий для народа как форма общественной просветительской деятельности в дореволюционной России.
— Общественно-педагогическое значение детских издательств в дореволюционной России.
• Профессиональные союзы дореволюционной России в общественно-педагогическом движении
• Кооперативные организации дореволюционной России в общественно-педагогическом движении
Педагогические съезды и съезды по народному образованию
• *Педагогические съезды и съезды по народному образованию, их роль в объединении педагогических сил России и развитии отечественной школы и педагогической мысли:
— Педагогические съезды и съезды по народному образованию как
форма общественной педагогической деятельности в дореволюционной России.
— Основные этапы деятельности педагогических съездов и съездов по народному образованию в дореволюционной России.
— Идейная борьба на педагогических съездах и съездах по народному образованию в дореволюционной России.
— Политическая платформа и социальный состав педагогических съездов и съездов по народному образованию.
— Самодержавие в борьбе против педагогических съездов и съездов по народному образованию.
— Статистика и география педагогических съездов и съездов по народному образованию в дореволюционной России.
— Роль педагогических съездов и съездов по народному образованию в развитии школьного дела в дореволюционной России.
— Роль педагогических съездов и съездов по народному образованию в развитии педагогической мысли в дореволюционной России.
• Уездные и губернские съезды учителей начальных народных училищ в дореволюционной России
• Съезды учителей-предметников в дореволюционной России
• Всероссийские педагогические съезды и съезды по народному образованию в конце XIX — начале XX в.:
— Съезд учителей при Первой Всероссийской политехнической выставке (1872).
— Съезд учителей при Всероссийской промышленной выставке
(1896).
— Съезды русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1889—1890, 1895— 1896, 1903—1904).
— Совещания (съезды) русских деятелей по коммерческому образованию (1901, 1902).
— Всероссийские съезды представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания (им. К.
Д. Ушинского) (1902—1903, 1913— 1914).
— Съезды Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию (1905, 1906, 1907).
— Съезд Федерации национальных и территориальных союзов учителей и других деятелей по народному образованию (1907).
— Съезды Всероссийского союза учителей и деятелей средней школы
(1906, 1907).
— Всероссийский съезд делегатов от слушателей учительских институтов (1906).
— Всероссийский съезд деятелей обществ народных университетов и других просветительных учреждений
(1908).
— Съезды русских деятелей по общественному и частному призрению (1910, 1914).
— Всероссийский съезд по библиотечному делу (1911).
— Общеземский съезд по народному образованию (1911).
— Общеземский съезд по статистике народного образования (1913).
— Всероссийский съезд по вопросам народного образования (1913 — 1914).
— Всероссийский съезд по образованию женщин (1912 — 1913).
— Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1912—1913.)
— Всероссийский съезд родительских организаций (1917).
— Съезд преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях
(1903).
— Всероссийский съезд учителей городских по Положению 1872 г. училищ (1909).
— Всероссийский съезд преподавателей древних языков (1911).
— Всероссийские съезды преподавателей математики (1911 — 1912, 1913-1914).
— Всероссийский съезд лиц, интересующихся преподаванием новых
языков (1912 — 1913).
— Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии
(1913—1914).
— Съезд преподавателей географии (1915).
— Всероссийский съезд преподавателей русского языка средней школы (1916—1917).
— Всероссийские съезды по педагогической психологии (1906, 1909).
— Всероссийские съезды по экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916).
— Всероссийский съезд деятелей по воспитанию, образованию и призрению глухонемых (1910).
— Всероссийский съезд детских врачей (1912).
— Съезд по скаутизму (1915).
• Региональные педагогические съезды и съезды по народному образованию в дореволюционной России
• Отраслевые педагогические съезды и съезды по народному образованию в дореволюционной России
* * *
• Вопросы просвещения, воспитания и образования на съездах общественных организаций дореволюционной России:
— Педагогические проблемы на земских съездах в дореволюционной России.
— Педагогические проблемы на съездах непролетарских партий дореволюционной России.
— Съезды дворянских обществ и их черносотенная программа в области просвещения.
• Педагогические проблемы на научных съездах в дореволюционной России
• Педагогические проблемы на психологических съездах в дореволюционной России
• Педагогические проблемы на медицинских съездах в дореволюционной России
• Педагогические проблемы на Всероссийских и региональных промышленных и сельскохозяйственных
съездах, совещаниях и выставках * * *
• Исторический опыт и итоги общественной деятельности в области образования в дореволюционной России