Методология и методика
историко-педагогического
исследования
Э. д. днепров
Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной россии
часть ii
УДК 37.(450+571)(091) ББК 74.03(2)г
В статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, который представляет собой третью часть подготовленной автором своеобразной историографической триады. В истории дореволюционной отечественной школы и педагогики представлены и библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.
Ключевые слова: неисследованные и малоисследованные проблемы истории дореволюционной отечественной школы и педагогики; историография истории педагогики, историко-педагогическое исследование.
E. D. Dneprov
Some unsolved and little-investigated PROBLEMS OF THE
HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
PART II
The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics,
81
which represent the third part of the so-called historiographical triad proposed by the author. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.
The Key Words: unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, historiography of the history of pedagogics, historical-pedagogical research.
1. историография дореволюционной отечественной школы и педагогики
• Задачи, сущность, принципы и методы историографического исследования в истории педагогики
• *Дореволюционная историография отечественной школы и педагоги-
1
ческой мысли
• Изучение народной педагогики
• Основные направления изучения истории дореволюционной отечественной школы в историко-педагогической
2
литературе :
— Начальная народная школа дореволюционной России в историко-педагогической литературе.
— Средняя школа дореволюционной России в историко-педагогичес-кой литературе.
— Низшее и среднее профессионально-техническое образование дореволюционной России в историко-педагогической литературе.
— Высшая школа дореволюционной России в историко-педагогичес-кой литературе.
— Педагогическое образование дореволюционной России в историко-педагогической литературе.
— История внешкольного образования в дореволюционной России в историко-педагогической литературе.
— История дошкольного воспитания в дореволюционной России в ис-торико-педагогической литературе
— Учительство дореволюционной России в историко-педагогической литературе.
• Школьная политика самодержавия в исторической и историко-педа-гогической литературе
• основные направления изучения истории дореволюционной педагогической мысли в историко-педагоги-ческой литературе
• Историография учебной литературы в дореволюционной России
• Историография общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• Региональная (национальная) проблематика в историко-педагоги-ческой литературе.
• Издания сочинений выдающихся
1 Темы, отмеченные звездочкой «*», могут представить интерес для разработки на уровне докторских диссертаций.
2 Частные темы, приводимые в перечне в соподчинении с основной проблемой, не претендуют на ее полное раскрытие. Они лишь отражают отдельные аспекты проблемы, которые могут стать предметом самостоятельного рассмотрения.
педагогов дореволюционной России до и после революции
• Историография учебной литературы по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России
• Литература по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России в общем контексте историографии отечественной культуры
• Зарубежная историография школы и педагогической мысли дореволюционной России
II. историко-ПЕДАГоГИЧЕСКоЕ
источниковедение
1. Методологические, теоретические и методические вопросы истори-ко-педагогического источниковедения
• *Предмет, задачи и методы ис-торико-педагогического источниковедения
• Понятие «историко-педагогичес-кий источник»
• Историко-педагогический источник в свете учения об информации
• Историко-педагогический процесс и его отражение в исторических источниках. Специфика документирования историко-педагогических фактов и явлений
• Гносеологическая роль историко-педагогических источников
• Эволюция историко-педагоги-ческих источников
• Классификация историко-педа-гогических источников
• Задачи, принципы и методы источниковедческого анализа историко-педагогических источников:
— Логика историко-педагогичес-кого познания и основные стадии работы с источниками.
— Принципы и методика поиска и отбора историко-педагогических источников.
— Методика работы историка педагогики с архивными документами.
— Задачи, содержание и этапы научной критики историко-педагоги-ческих источников.
— Методы изучения и использования историко-педагогических источников. Системно-структурный анализ источников и количественные методы их обработки.
— Использование данных смежных наук при работе с историко-педа-гогическими источниками.
• Основные виды источников по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России, их специфика и методика работы с ними:
— Законодательные и нормативные акты.
— Делопроизводственные документы.
— Документации учебных заведений.
— Статистические материалы.
— Периодическая печать.
— Педагогическая литература.
— Научные труды, публицистические и политические сочинения, литературные памятники.
— Документы личного происхождения: мемуары, дневники, переписка.
2. Конкретно-источниковедческие исследования по истории школы и педагогики дореволюционной России
• Задачи, сущность, принципы и методы конкретно-источниковедческого исследования в истории педагогики
• Источниковедение народной педагогики
• Педагогическая литература как объект историко-педагогического источниковедения
• Школьная документация как ис-торико-педагогический источник
• Документы общественных организаций как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• Педагогическая журналистика как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• Литературная и политическая пресса как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• Научная периодика как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• Ведомственные издания как источник по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России
• Художественная литература как источник по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России
• Публицистика как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России
• вещественные историко-педаго-гические источники
• Археологические материалы как историко-педагогический источник
• Фольклорные и этнографические материалы как историко-педагогичес-кий источник
* * *
• *Источниковедение истории школы и педагогической мысли Древней Руси:
— Берестяные грамоты как источник по истории просвещения, образования и обучения в древнем Новгороде.
— Известия о школах, грамотности и обучении в летописных памятниках Древней Руси.
— Проблемы школы и образования в законодательных и актовых материалах Древней Руси.
— Обучение и воспитание по агиографическим памятникам Древней Руси.
— Известия о школах и учительстве в городах и селах России XVII века по писцовым и переписным книгам.
— Источники по истории ремесленного ученичества и профессионального образования в Древней Руси.
— Ремесленное ученичество и профессиональное образование по делопроизводственным материалам московских приказов XVII века.
— Отражение процесса обучения писцов в древнерусских рукописных памятниках.
— Ученичество в отображении древнерусской живописи.
— Школа, обучение, ученик и учитель по книжным миниатюрам Древней Руси.
— Источники для изучения грамотности в древней Руси.
— Документы монастырских архивов как источник по истории просвещения и образовании в Древней Руси.
— Записи на полях рукописных и печатных книг как источник по истории просвещения и образования в Древней Руси.
— Документы личных архивов XVII века как источник по истории просвещения и образования в России.
— Литературные источники по истории педагогической мысли Древней Руси
— Древнерусская литература как источник по истории воспитания, обучения и педагогических представлений в Древней Руси.
— Педагогические материалы в древнерусских рукописных сборниках (постоянного и непостоянного состава).
— Предисловия к учебной литературе как источник по истории отечественной педагогической мысли Х^-Х^ веков.
— Оценка русскими путешественниками просвещения и образования за границей по статейным спискам XVI—XVII веков.
— Записки иностранцев как источник по истории просвещения и образования в России XVI—XVII веков.
* * *
• *Источники по истории народного образования в дореволюционной России (в целом, по этапам и регионам)
• Источники по истории школьной политики самодержавия (в целом и по этапам)
— Документы высших государс-
твенных учреждений дореволюционной России как источник по истории образования и школьной политики самодержавия.
— Состав и структура архивных фондов Министерства народного просвещения.
— Документы Ученого комитета министерства народного просвещения как источник по истории школы, педагогической мысли и школьной политики в дореволюционной России.
— Документы различных министерств и ведомств как источник по истории образования и школьной политики в дореволюционной России.
— Документы местных органов власти как источник по истории образования и школьной политики в дореволюционной России.
— Документы местной учебной администрации как источник по истории образования и школьной политики в дореволюционной России.
— Источники по истории школьных реформ в дореволюционной России.
— Источники изучения организации управления образованием в дореволюционной России.
• Источники изучения экономики образования в дореволюционной России
• Статистические материалы как источник по истории образования в дореволюционной России
• Школьные переписи как источник по истории образования в дореволюционной России
• Земские школьные переписи как историко-педагогический источник
• Перепись 1897 года как источ-
ник по истории грамотности и образования в дореволюционной России
• Источники по истории грамотности в дореволюционной России
• Источники по истории учительства дореволюционной России
* * *
• Источники по истории общественно-педагогического движения в дореволюционной России (в целом, по этапам и регионам)
• Источники по истории земской деятельности в области народного образования:
— Земские издания по народному образованию как историко-педагоги-ческий источник.
— Земские ходатайства как источник по истории образования, общественно-педагогического движения и школьной политики в дореволюционной России.
• Источники по истории педагогических и просветительских обществ, организаций и учреждений дореволюционной России
• Источники по истории педагогических и учительских съездов в дореволюционной России
• Материалы профессиональных союзов как источник по истории общественно-педагогического движения
в России начала XX века * * *
• Источники сравнительно-исторического изучения российской и зарубежной школы и педагогической мысли
• Источники по истории русско-зарубежных педагогических связей
3. Справочно-методические пособия для исследователей
А. дореволюционные издания но народному образованию
• Законодательство об образовании в дореволюционной России
• Справочные издания по народному образованию в дореволюционной России
• Статистические издания по народному образованию в дореволюционной России
• ведомственные издания по народному образованию в дореволюционной России
• Земские издания по народному образованию в дореволюционной России
• История дореволюционной отечественной школы и педагогической мысли в дневниках и воспоминаниях
Б. Педагогические общества и педагогическая журналистика (справочники)
• Педагогическая журналистика дореволюционной России
• Педагогические и просветительские общества и организации дореволюционной России
• Педагогические съезды и съезды по народному образованию в дореволюционной России
В. Архивные документы
Пособия по материалам отдельных архивов
• Вопросы образования в документах высших государственных учреждений России. Ч. I. 1802—1905 годы
• Вопросы образования в документах высших государственных учреждений России. Ч. 2. 1906—1917 годы
• Земские ходатайства по вопросам образования в фондах Российского государственного исторического архива
• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в личных фондах Российского государственного исторического архива
• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в личных фондах Отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки
• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в личных фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки
• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в фондах Российского государственного военно-исторического архива
• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в фондах Российского государственного архива литературы и искусства
• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в фондах архива Российской академии наук
• Материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в архивных фондах Государственного исторического музея
• Материалы по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России в фондах Российского государственного архива древних актов
• Материалы по истории школы и
педагогики дореволюционной России в Научном архиве Российской академии образования
III. ШКОДА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСДЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
• Школа и педагогическая мысль Древней Руси как предмет историко-педагогического исследования
• Специфика педагогической реальности Древней Руси. Пути, методы и средства ее изучения
• Виды и формы социализации и воспитательной практики в Древней Руси:
— Традиции народной педагогики в воспитательной практике Древней Руси.
• Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси в контексте русского исторического процесса
• Периодизация истории просвещения, школы и педагогической мысли Древней Руси
• Понятия «детство», «ребенок», «воспитание», «образование», «обучение», «просвещение», «грамотность», «школа» («училище»), «учитель», «ученик», «учебная литература», «педагогический памятник» и «педагогическая мысль» применительно к реальности Древней Руси
• Основные черты и особенности педагогической мысли древней Руси:
— Система средневекового мышления и педагогические представления в Древней Руси. Древнерусская педагогическая мысль и педагогическое сознание средневековья.
— Педагогические представления в системе общественного сознания,
идеологии и культуры Древней Руси: социальные функции, круг идей, специфика проявления и способы выражения.
— Христианство и древнерусская педагогическая мысль. Отражение православного миросозерцания в педагогических представлениях Древней Руси.
— Педагогическая мысль Древней Руси и умственные течения, идеологические системы и социальные движения средневековья.
— Традиции народной педагогики в древнерусской педагогической мысли.
— Национальное своеобразие и наднациональные черты в педагогической мысли Древней Руси
— Естественно-научные представления в педагогической мысли Древней Руси.
— Психологические представления в педагогической мысли Древней Руси.
— Развитие представлений о сущности, назначении и воспитании человека в педагогической мысли Древней Руси. Человек в системе: род — корпорация — личность. Идеал человека в древнерусской педагогической мысли.
• Педагогические памятники
Древней Руси. Вопросы воспитания и образования в памятниках древнерусской литературы, общественной и научной мысли
— Учительные функции, воспитательные идеалы и просветительные мотивы древнерусской литературы.
— Идейно-воспитательная направленность различных жанров
древнерусской литературы. Специфика выражения в них педагогических идей и представлений.
— Идеал человека и педагогические представления в агиографической литературе.
— Вопросы воспитания и образования в древнерусских произведениях ораторского искусства.
— Педагогические идеи в древнерусской публицистике.
— Педагогические идеи и представления в исторических сочинениях Древней Руси.
— Социальные идеалы, общественная мораль и педагогические представления в юридических памятниках Древней Руси.
— Педагогические идеи и представления в памятниках естественнонаучной мысли Древней Руси.
• Древнерусская школа и педагогика в контексте мирового историко-педагогического процесса (проблема общего и особенного, типология, культурно-исторические аналоги)
• Педагогическое наследие Древней Руси и проблема зарубежных влияний. Основные направления и типы влияний в древнерусской педагогической мысли
• Педагогическое наследие Древней Руси в свете концепций «культурной трансплантации» и «культурного посредничества». Условность понятий «оригинальные» и «переводные» памятники древнерусской педагогической мысли
• Общее и особенное в развитии просвещения и педагогической мысли славянских народов в X—XVII веках
• Педагогические идеи в общении древнеславянских культур. Общий слой педагогических памятников. Процесс дифференциации древнесла-вянских культур и его отражение в педагогической мысли Древней Руси
• Культурное посредничество Византии и педагогическое наследие Древней Руси
• Южнославянские влияния и педагогическое наследие Древней Руси
• Возрождение и педагогическая мысль Древней Руси
• Европейская педагогическая мысль и русская педагогика
XVII века
• Коменский и русская педагогическая мысль XVII века
IV. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА
1. Система образования в дореволюционной России
• Периодизация истории школьного дела в дореволюционной России (в соотнесении с общеисторической периодизацией и периодизацией истории отечественной педагогической мысли)
• *Школьное дело в России в
XVIII веке: факторы, этапы, тенденции и направления развития
• *«Просвещенный абсолютизм» и проблемы просвещения в России в XVIII веке:
— Примат задач воспитания нового человека в государственной политике и просвещенческой общественной мысли XVIII века.
— Изменения в образовательной концепции государства в XVIII веке: 1) от подготовки работника к форми-
рованию человека и гражданина, от формирования гражданина к воспитанию верноподданного; 2) от эпохи взаимствования идей к эпохе взаимс-твования учреждений.
— Екатерининские реформы в сфере образования.
— Образовательные проекты 1760-х годов.
— Вопросы образования в Комиссии по составлению нового Уложения.
— Задачи и деятельность Комиссии об учреждении народных училищ. Попытки создания целостной системы образования.
— Преемственность социально-педагогических задач XVIII и первой четверти XIX века.
• Образование в России в конце XIX — начале XX века
— Образование в России на рубеже XIX—XX веков
— Образование в России в период революции 1905—1907 годов. Влияние революции на последующее развитие российской школы
— Образование в России в период реакции и нового революционного подъема.
— Образование в России в период Первой мировой войны
— Образование в России между
февралем и октябрем 1917 года * * *
• Проблема факторов развития образования в дореволюционной России
• Становление российского капитализма как фактор развития образования. Новые задачи, функции и организация образования в капиталистической России:
— Особенности развития капи-
тализма в России и специфика капиталистической эволюции российской школы.
— Влияние промышленного переворота в России на характер и направления развития образования.
— Влияние процесса развития капитализма «вглубь» и «вширь» на характер эволюции образования в России.
— Экономические факторы развития образования в России в конце XIX — начале XX века.
• Общественно-педагогическое движение как фактор развития народного образования в дореволюционной России
• Самодержавие и образование в России:
— Правительственные программы в области образования и их место в общеполитической программе самодержавия.
— Механизм принятия решений в школьной политике самодержавия.
— Высшие правительственные учреждения дореволюционной России и их роль в формировании и реализации школьной политики самодержавия. Вопросы образования в деятельности Комитета министров, Совета министров и Государственного совета в XIX — начале XX века.
— Вопросы образования в Государственной думе I — созывов
— Разработка и реализация основных задач и направлений школьной политики самодержавия в деятельности Министерства народного просвещения.
— Ученый комитет Министерства народного просвещения и его роль в
формировании, обосновании и реализации школьной политики самодержавия.
— Межведомственные комитеты, комиссии и совещания по вопросам образования и их влияние на определение задач и направлений школьной политики самодержавия.
— Роль местных административных властей в определении и реализации задач и направлений школьной политики самодержавия.
— Внешнеполитические влияния на изменение школьной политики самодержавия.
— Противоречия в школьной политике самодержавия, их сущность, характер и истоки.
«Либеральная бюрократия» и ее взгляды на задачи и пути развития образования в России:
— Идеологи и деятели школьной политики самодержавия.
— Школьная политика самодержавия и официальная педагогика.
• Социальная сущность, политический смысл и исторический опыт школьных реформ в дореволюционной России
— Петровские реформы в области просвещения.
— Педагогические проекты 1760— 1770-х годов.
— Школьная реформа 1786 года: замысел и итоги.
— Школьные реформы начала XIX века.
— Школьные реформы второй четверти XIX века.
— *Школьные реформы 1860-х годов как составная часть общих буржуазных преобразований в Рос-
сии. Сравнительный анализ проектов школьных реформ 1860-х годов.
— Истоки, сущность и этапы школьной контрреформы 1870—1880-х годов. Школьные контрреформы в системе общих контрреформ конца XIX века.
— *Проекты школьных реформ конца XIX — начала XX века.
— Сравнительный анализ школьных реформ в дореволюционной России.
— Педагогическое содержание школьных реформ в дореволюционной России.
— Зарубежные аналоги и заимствования в школьных реформах дореволюционной России.
— Влияние прогрессивной отечественной педагогической мысли на школьные реформы в дореволюционной Россия.
• Влияние буржуазных реформ 1860—1870-х годов на развитие образования в России
— Отмена крепостного права и ее влияние на развитие народного образования в России.
— Земская реформа и ее влияние на развитие народного образования в России.
— Городская реформа 1870 года и ее влияние на развитие народного образования в России.
— Закон о введении всеобщей воинской повинности и его влияние на развитие образования в России.
• Вопросы образования в правительственных комиссиях и совещаниях по изучению состояния промышленности и сельского хозяйства во второй половине XIX — начале XX века
— Вопросы образования в комиссиях по разработке фабричного законодательства.
— Вопросы образования в Комиссии для исследования сельского хозяйства и сельской производительности в России (начало 1870-х годов).
— Вопросы образования на Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности
(1902—1904).
• *Церковь и образование в дореволюционной России
• Дворянская реакция в области народного образования во второй половине XIX — начале XX века:
— Формирование и реализация программы дворянской реакции в области образования в 1870—1880-х годах.
— Совет объединенного дворянства и его влияние на школьную политику самодержавия (1906—1914).
• Буржуазия и образование в дореволюционной России
* * *
• Проблемы типологии и классификации дореволюционной российской школы:
— Опыты классификации дореволюционной российской школы.
— Цель и задачи типологии и классификации дореволюционной российской школы.
— Понятия и термины типологии и классификации дореволюционной российской школы.
— Принципы, категории и методы типологии и классификации дореволюционной российской школы, факторы, формирующие тип школы.
•*Система образования дореволюционной России в ее историческом развитии: организация, структура, типология, соотношение и взаимосвязь различных видов образования и типов школ:
— Основные факторы, этапы и тенденции формирования и развития системы образования в дореволюционной России.
• Социальный облик и классовая структура системы образования дореволюционной России (в их историческом развитии)
— Социальный облик системы образования и социально-классовая структура населения Россия в XIX — начале XX века. Развитие образования в ряду факторов изменения социальной структуры российского общества.
• Национальный контингент различных звеньев системы образования и типов школ дореволюционной России
• Конфессиональная структура системы образования дореволюционной России
• Управление образованием в дореволюционной России:
— Опыты организации управления школьным делом в России в XVIII веке.
— Становление и развитие системы управления образованием в России в XIX — начале XX века (факторы, этапы, тенденции, итоги).
— Министерство народного просвещения в системе управления образованием в дореволюционной России. Центральное и местное управление: состав, структура, функции, кадры.
— Организация, структура и ап-
парат управления школьным делом в различных министерствах и ведомствах дореволюционной России.
— Местные административные власти в системе управления образованием в дореволюционной России.
— Институт почетных попечителей, смотрителей и блюстителей учебных заведений в системе управления народным образованием в дореволюционной России.
• *Экономика образования в дореволюционной России:
— Принципы организации финансирования образования в дореволюционной России.
— Расходы на образование в общем государственном бюджете дореволюционной России.
— Структура расходов на образование в дореволюционной России.
— Источники финансирования образования в дореволюционной России.
— Особенности финансирования различных звеньев системы образования и типов школ в дореволюционной России. Сравнительный анализ объема, источников и структуры бюджета различных типов учебных заведений.
— Плата за обучение в различных типах учебных заведений дореволюционной России.
— Специфика финансирования школьного дела в различных регионах и национальных районах дореволюционной России.
— Сфера общественного участия в финансировании образования в дореволюционной России.
• Планирование образования в дореволюционной России
• Статистика образования в дореволюционной России:
— Официальная статистика образования в дореволюционной России.
— Земская статистика народного образования в дореволюционной России.
— Деятельность просветительских обществ и организаций дореволюционной России в области школьной статистики.
— Теоретическая разработка проблем статистики образования в дореволюционной России.
• Историческая география образования в дореволюционной России:
— География образования и социально-экономическое районирование дореволюционной России.
— Территориальная структура образования и география населения дореволюционной России.
— Социальная структура системы образования и ее география.
• Особенности развития образования в различных регионах и национальных районах дореволюционной России
• Уровень грамотности и образования населения в дореволюционной России:
— Уровень грамотности и образования в России во второй половине XIX века (по данным о грамотности новобранцев, земским обследованиям, переписям городов и губерний).
— Уровень грамотности и образования в России по переписи 1897 года. Образовательный уровень различных социальных, профессиональных, по-
ловозрастных и национальных групп населения.
— Уровень грамотности и образования различных групп населения в разных регионах и национальных районах России по переписи 1897 года.
— Уровень грамотности и образования в России накануне октября 1917 года.
— Методы ретроспективного и прогностического расчета грамотности в дореволюционной России на основе материалов переписи 1897 года.
— Школа в ряду факторов грамотности в дореволюционной России.
2. Развитие отдельных звеньев системы образования и типов школ3 Начальное народное образование
• *Начальная народная школа в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития начальной народной школы в XVIII — начале XX века
• Управление начальной народной школой в дореволюционной России:
— Организация, структура, основные этапы и тенденции развития системы управления начальной народной школой в дореволюционной России.
— Дирекция и инспекция народных училищ в системе управления начальной народной школой дореволюционной России: политические и педагогические функции, динамика и география развития, кадры (служебное положение, социальный, вероисповедный и возрастной состав, образовательный уровень).
3 См. также: Учительство и учащиеся в дореволюционной России
— Училищные советы и их роль в системе управления начальной народной школой дореволюционной России.
— Особенности организации управления начальной народной школой в городах дореволюционной России.
• Сравнительный анализ уставов и положений начальной народной школы дореволюционной России (1786 г., 1804 г., 1828 г., проекты 1860-х годов, 1864 г., 1874 г., 1884 г., проекты начала XX в.)
• Особенности развития сельской и городской начальной народной школы в дореволюционной России
• Исторический опыт создания и развития земской школы в России. Основные этапы и направления строительства земской школы (в целом и по различным регионам)
• Городские училища в системе начального образования дореволюционной России
• Образование работающей молодежи в дореволюционной России:
— Правительственная политика в области образования работающей молодежи в дореволюционной России. Разработка и практическая реализация законодательства о работе и обучении малолетних рабочих.
— Буржуазия и образование работающей молодежи в дореволюционной России.
— Фабрично-заводские школы в дореволюционной России.
• Исторический опыт решения проблемы всеобщего начального обучения в дореволюционной России
— Предпосылки, факторы, этапы и основные направления решения воп-
роса о всеобщем начальном обучении в дореволюционной России.
— Официальные проекты всеобщего начального обучения в дореволюционной России.
— Общественные проекты и общественная деятельность в области всеобщего начального обучения в дореволюционной России.
— Теоретическая разработка проблем всеобщего начального обучения в дореволюционной России.
— Уроки и итоги движения дореволюционной России к всеобщему начальному обучению.
• Учебно-воспитательная работа в начальной народной школе дореволюционной России:
— Дискуссии о воспитательных и образовательных задачах начальной народной школы.
— Проблема соотношения общего и профессионального образования в начальной народной школе дореволюционной России. Борьба вокруг вопросов профессионализации начального народного образования.
— Опыт разработки и реализации учебных программ для начальной народной школы дореволюционной России.
— Творческие поиски передовых народных учителей дореволюционной России.
• Начальная народная школа дореволюционной России как фактор социализации
• Роль начальной народной школы в развитии грамотности и образования в дореволюционной России
Среднее образование
• *Средняя школа в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития среднего образования в XVIII
— начале XX века
• Сравнительный анализ уставов, учебных планов и программ средней школы дореволюционной России
(1804 г., 1828 г., 1849—1852 гг., проекты 1860-х годов, 1664 г., 1871 — 1872 гг., 1888 г., 1890 г., проекты конца XIX — начала XX в.)
• Модернизация содержания образования в ходе исторической эволюции средней школы дореволюционной России
• Влияние прогрессивной отечественной педагогической мысли на учебно-воспитательную работу средней школы дореволюционной России
высшее образование
• *Высшая школа в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития высшего образования в XVIII
— начале XX века
• *Правительственная политика в области высшего образования в дореволюционной России на различных этапах его развития
• Буржуазия и высшая школа в дореволюционной России
• Формирование и развитие негосударственного сектора высшей школы в дореволюционной России (основные этапы и тенденции)
• Высшие специальные учебные заведения дореволюционной России и правительственная политика в области
высшего специального образования
• Развитие организационных форм высшего образования в дореволюционной России
• Учебно-воспитательный процесс в высшей школе дореволюционной России
• Педагогическая подготовка в высших учебных заведениях дореволюционной России4
Профессионально-техническое образование
• *Профессионально-технические учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития профессионально-технического образования в XVIII — начале XX века:
— Профессионально-техническое образование в России в XVIII — первой половине XIX века.
• Социально-экономическое развитие России и его влияние на организацию, структуру, содержание и формы профессионально-технического образования:
— Генезис капитализма в России и развитие профессионально-технического образования.
— Промышленный переворот в России и его влияние на развитие профессионально-технического образования.
— Влияние развития техники и технологии производства на содержание, формы и методы профессионально-технического обучения в дореволюционной России.
• Правительственная политика в области профессионально-технического образования и ее эволюция на
4 См. также: Педагогическое образование.
различных этапах социально-экономического развития дореволюционной России
• Буржуазия и профессионально-техническое образование в дореволюционной России
• Структура народного хозяйства дореволюционной России и отраслевой профиль системы профессионально-технического образования
• Учебно-воспитательный процесс в профессионально-технических учебных заведениях дореволюционной России:
— Содержание образования, организационные формы и методы обучения в профессионально-технической школе дореволюционной России.
— «Русская система» производственного обучения.
Педагогическое образование
• *Педагогические учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития педагогического образования в XVIII — начале XX века
• Правительственная политика в области педагогического образования и ее эволюция на различных этапах развития школьного дела в дореволюционной России
• Типы педагогических учебных заведений дореволюционной России в их историческом развитии
• Высшее педагогическое образование в дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития:
— Новые типы высших педагогических учебных заведений в России в конце XIX — начале XX века.
• Земские учительские семинарии
и школы в дореволюционной России
• Подготовка педагогических кадров для начальной народной школы национальных районов дореволюционной России
• Подготовка педагогических кадров для профессиональных учебных заведений в дореволюционной России
• Учебно-воспитательный процесс в педагогических учебных заведениях дореволюционной России:
— Проблема содержания образования и учебных планов в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.
— Психолого-педагогическая подготовка в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.
— Система методической подготовки в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.
— Организация и содержание педагогической практики в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.
внешкольное образование
• *Внешкольное образование в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития внешкольного образования во второй половине XIX — начале XX века
• Правительственная политика в области внешкольного образования и ее эволюция во второй половине XIX — начале XX в.
• Церковь и внешкольное образование в дореволюционной России
• Буржуазия и внешкольное образование в дореволюционной России
• Система внешкольного образо-
вания в дореволюционной России (в ее историческом развитии):
— Типы внешкольных учебно-воспитательных учреждений в дореволюционной России в их историческом развитии.
— Особенности развития внешкольного образования в городах и селах дореволюционной России.
— Особенности развития внешкольного образования в различных регионах и национальных районах дореволюционной России.
— Социальный контингент учреждений внешкольного образования в дореволюционной России.
— География внешкольного образования в дореволюционной России.
• Организация, содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности внешкольных учреждений дореволюционной России
• Внешкольное образование как фактор роста грамотности и образовательного уровня населения дореволюционной России
Прочие виды образования и типы школ
• *Медицинское образование в дореволюционной России
• *Военное образование в дореволюционной России:
— Военные учебные заведения в обшей системе образования дореволюционной России в XVIII — начале XX века: основные этапы, тенденции и направления развития.
— Становление системы военного образования в России в первой половине XVIII века.
— Военное образование в России во второй половине XVIII — первой
половине XIX века.
— Реформа военных учебных заведений 1860-х годов и ее роль в общей системе школьных реформ.
— Военные гимназии — передовой тип русской средней школы 1860— 1870-х годов.
— Военные учебные заведения в России в середине XIX — начале XX века.
— Типы военных учебных заведения дореволюционной России в их историческом развитии (сравнительный анализ).
— Высшие военные учебные заведения дореволюционной России.
— Система управления военными учебными заведениями в дореволюционной России.
— Социальный контингент различных типов военных учебных заведений дореволюционной России в XVIII — начале XX века (в сравнении с социальным составом учащихся общеобразовательной школы).
— Учебно-воспитательный процесс в военных учебных заведениях дореволюционной России.
• Духовные учебные заведения в дореволюционной России:
— Духовные учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России в XVIII — начале XX века: основные этапы, тенденции и направления развития.
— Реформы духовных учебных заведений и их место в общей системе школьных реформ и контрреформ.
— Типы духовных учебных заведений дореволюционной России в их историческом развитии (сравнительный анализ).
— Духовные семинарии как тип
средней общеобразовательной школы дореволюционной России.
— Социальный состав учащихся различных типов духовных учебных заведений дореволюционной России (в сравнении с социальным составом учащихся общеобразовательной школы).
• Учебные заведения различных обществ и организаций в дореволюционной России:
— Школы Императорского русского технического общества.
— Школы Императорского человеколюбивого общества.
— Школы Женского патриотического общества.
• *Частные учебные заведения в дореволюционной России:
— Частные учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития.
— Правительственная политика по отношению к частным учебным заведениям и ее изменения на различных этапах эволюции школьного дела и социально-экономического развития дореволюционной России.
— Законодательство о частных учебных заведениях в общей системе школьных реформ и контрреформ.
— Сравнительный анализ учебных планов и программ правительственных и частных учебных заведений дореволюционной России.
— Социальный состав учащихся частных школ дореволюционной России (в сравнении с контингентом правительственных учебных заведений).
— Национальный состав учащихся частных учебных заведений дореволюционной России.
— География частных учебных заведений дореволюционной России.
— Опыт передовых частных школ дореволюционной России и его значение для развития педагогической теории и практики.
• Опытно-экспериментальные школы в дореволюционной России и их роль в развитии педагогической теории и практики
• Благотворительные учебно-воспитательные заведения в дореволюционной России
• Сиротские учебно-воспитательные заведения в дореволюционной России
• Вспомогательные школы в дореволюционной России
• Учебно-исправительные заведения в дореволюционной России и деятельность в них передовых русских педагогов
• Домашнее образование в дореволюционной России
• Становление и развитие дошкольных учебно-воспитательных учреждений в дореволюционной России:
— Правительственная политика в области дошкольного воспитания в дореволюционной России. Законодательство, регламентирующее деятельность дошкольных учреждений
— Типы дошкольных учреждений в дореволюционной России.
— География дошкольных учреждений в дореволюционной России.
3. Учительство и учащиеся в дореволюционной России
• Становление и развитие профессиональной педагогической деятельности в дореволюционной России
• Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений дореволюционной России
• Учительство в дореволюционной России:
— Учительская деятельность в общей системе профессиональной и общественной деятельности в дореволюционной России.
— Правительственная политика по отношению к учительству. Основные законоположения, регламентирующие учительский труд, правовое и материальное положение учителей.
— Учительство начальных народных школ дореволюционной России.
— Учительство средних школ дореволюционной России.
— Педагогические кадры профессиональных учебных заведений дореволюционной России.
— Преподавательский состав педагогических учебных заведений дореволюционной Россиию.
— Учительство женских учебных заведений дореволюционной России.
— Педагогические кадры военных учебных заведений дореволюционной России.
— Педагогические кадры внешкольных учебно-воспитательных учреждений дореволюционной России.
— Педагогические кадры дошкольных учебно-воспитательных учреждений дореволюционной России.
— Домашние наставники и домашние учителя в дореволюционной России.
— Женский учительский труд в дореволюционной России.
• Педагогические советы учебных заведений в дореволюционной России
• Учительство России в общественном и революционном движении
* * *
• *Студенчество дореволюционной России:
— Студенчество дореволюционной России как социальная группа
— Сравнительная характеристика студенчества различных высших учебных заведений дореволюционной России: численность, социальный и национальный состав, материальное положение, права по окончании учебных заведений.
— Студенческое движение в дореволюционной России: основные задачи, этапы, тенденции, формы и направления.
— Студенчество в российском освободительном движении.
— Студенческие общества, организации и объединения в дореволюционной России.
— Студенческая печать в дореволюционной России.
• Учащиеся средних и низших учебных заведений дореволюционной России:
— Сравнительная характеристика учащихся различных типов средних и низших учебных заведений дореволюционной России: численность, социальный и национальный состав, материальное положение, права по окончании учебных заведений.
— Учащиеся России в общественном и революционном движении.
— Ученические общества, организации и объединения в дореволюционной России.
— Печатные и рукописные ученические газеты и журналы в дореволюционной России.