Научная статья на тему 'Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной России часть II'

Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной России часть II Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF PEDAGOGICS / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH / НЕИССЛЕДОВАННЫЕ И МАЛОИССЛЕДОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ / UNSOLVED AND LITTLE-INVESTIGATED PROBLEMS OF THE HISTORY / ПЕДАГОГИКА / THE PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAN SCHOOL AND PEDAGOGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепров Эдуард Дмитриевич

В статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, который представляет собой третью часть подготовленной автором своеобразной историографической триады. В истории дореволюционной отечественной школы и педагогики представлены и библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Эдуард Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME UNSOLVED AND LITTLE-INVESTIGATED PROBLEMS OF THE HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA PART II

The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics which represent the third part of the so-called historiographical triad proposed by the author. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной России часть II»

Методология и методика

историко-педагогического

исследования

Э. д. днепров

Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной россии

часть ii

УДК 37.(450+571)(091) ББК 74.03(2)г

В статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, который представляет собой третью часть подготовленной автором своеобразной историографической триады. В истории дореволюционной отечественной школы и педагогики представлены и библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.

Ключевые слова: неисследованные и малоисследованные проблемы истории дореволюционной отечественной школы и педагогики; историография истории педагогики, историко-педагогическое исследование.

E. D. Dneprov

Some unsolved and little-investigated PROBLEMS OF THE

HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

PART II

The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics,

81

which represent the third part of the so-called historiographical triad proposed by the author. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.

The Key Words: unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, historiography of the history of pedagogics, historical-pedagogical research.

1. историография дореволюционной отечественной школы и педагогики

• Задачи, сущность, принципы и методы историографического исследования в истории педагогики

• *Дореволюционная историография отечественной школы и педагоги-

1

ческой мысли

• Изучение народной педагогики

• Основные направления изучения истории дореволюционной отечественной школы в историко-педагогической

2

литературе :

— Начальная народная школа дореволюционной России в историко-педагогической литературе.

— Средняя школа дореволюционной России в историко-педагогичес-кой литературе.

— Низшее и среднее профессионально-техническое образование дореволюционной России в историко-педагогической литературе.

— Высшая школа дореволюционной России в историко-педагогичес-кой литературе.

— Педагогическое образование дореволюционной России в историко-педагогической литературе.

— История внешкольного образования в дореволюционной России в историко-педагогической литературе.

— История дошкольного воспитания в дореволюционной России в ис-торико-педагогической литературе

— Учительство дореволюционной России в историко-педагогической литературе.

• Школьная политика самодержавия в исторической и историко-педа-гогической литературе

• основные направления изучения истории дореволюционной педагогической мысли в историко-педагоги-ческой литературе

• Историография учебной литературы в дореволюционной России

• Историография общественно-педагогического движения в дореволюционной России

• Региональная (национальная) проблематика в историко-педагоги-ческой литературе.

• Издания сочинений выдающихся

1 Темы, отмеченные звездочкой «*», могут представить интерес для разработки на уровне докторских диссертаций.

2 Частные темы, приводимые в перечне в соподчинении с основной проблемой, не претендуют на ее полное раскрытие. Они лишь отражают отдельные аспекты проблемы, которые могут стать предметом самостоятельного рассмотрения.

педагогов дореволюционной России до и после революции

• Историография учебной литературы по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России

• Литература по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России в общем контексте историографии отечественной культуры

• Зарубежная историография школы и педагогической мысли дореволюционной России

II. историко-ПЕДАГоГИЧЕСКоЕ

источниковедение

1. Методологические, теоретические и методические вопросы истори-ко-педагогического источниковедения

• *Предмет, задачи и методы ис-торико-педагогического источниковедения

• Понятие «историко-педагогичес-кий источник»

• Историко-педагогический источник в свете учения об информации

• Историко-педагогический процесс и его отражение в исторических источниках. Специфика документирования историко-педагогических фактов и явлений

• Гносеологическая роль историко-педагогических источников

• Эволюция историко-педагоги-ческих источников

• Классификация историко-педа-гогических источников

• Задачи, принципы и методы источниковедческого анализа историко-педагогических источников:

— Логика историко-педагогичес-кого познания и основные стадии работы с источниками.

— Принципы и методика поиска и отбора историко-педагогических источников.

— Методика работы историка педагогики с архивными документами.

— Задачи, содержание и этапы научной критики историко-педагоги-ческих источников.

— Методы изучения и использования историко-педагогических источников. Системно-структурный анализ источников и количественные методы их обработки.

— Использование данных смежных наук при работе с историко-педа-гогическими источниками.

• Основные виды источников по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России, их специфика и методика работы с ними:

— Законодательные и нормативные акты.

— Делопроизводственные документы.

— Документации учебных заведений.

— Статистические материалы.

— Периодическая печать.

— Педагогическая литература.

— Научные труды, публицистические и политические сочинения, литературные памятники.

— Документы личного происхождения: мемуары, дневники, переписка.

2. Конкретно-источниковедческие исследования по истории школы и педагогики дореволюционной России

• Задачи, сущность, принципы и методы конкретно-источниковедческого исследования в истории педагогики

• Источниковедение народной педагогики

• Педагогическая литература как объект историко-педагогического источниковедения

• Школьная документация как ис-торико-педагогический источник

• Документы общественных организаций как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России

• Педагогическая журналистика как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России

• Литературная и политическая пресса как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России

• Научная периодика как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России

• Ведомственные издания как источник по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России

• Художественная литература как источник по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России

• Публицистика как источник по истории школы, педагогической мысли и общественно-педагогического движения в дореволюционной России

• вещественные историко-педаго-гические источники

• Археологические материалы как историко-педагогический источник

• Фольклорные и этнографические материалы как историко-педагогичес-кий источник

* * *

• *Источниковедение истории школы и педагогической мысли Древней Руси:

— Берестяные грамоты как источник по истории просвещения, образования и обучения в древнем Новгороде.

— Известия о школах, грамотности и обучении в летописных памятниках Древней Руси.

— Проблемы школы и образования в законодательных и актовых материалах Древней Руси.

— Обучение и воспитание по агиографическим памятникам Древней Руси.

— Известия о школах и учительстве в городах и селах России XVII века по писцовым и переписным книгам.

— Источники по истории ремесленного ученичества и профессионального образования в Древней Руси.

— Ремесленное ученичество и профессиональное образование по делопроизводственным материалам московских приказов XVII века.

— Отражение процесса обучения писцов в древнерусских рукописных памятниках.

— Ученичество в отображении древнерусской живописи.

— Школа, обучение, ученик и учитель по книжным миниатюрам Древней Руси.

— Источники для изучения грамотности в древней Руси.

— Документы монастырских архивов как источник по истории просвещения и образовании в Древней Руси.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Записи на полях рукописных и печатных книг как источник по истории просвещения и образования в Древней Руси.

— Документы личных архивов XVII века как источник по истории просвещения и образования в России.

— Литературные источники по истории педагогической мысли Древней Руси

— Древнерусская литература как источник по истории воспитания, обучения и педагогических представлений в Древней Руси.

— Педагогические материалы в древнерусских рукописных сборниках (постоянного и непостоянного состава).

— Предисловия к учебной литературе как источник по истории отечественной педагогической мысли Х^-Х^ веков.

— Оценка русскими путешественниками просвещения и образования за границей по статейным спискам XVI—XVII веков.

— Записки иностранцев как источник по истории просвещения и образования в России XVI—XVII веков.

* * *

• *Источники по истории народного образования в дореволюционной России (в целом, по этапам и регионам)

• Источники по истории школьной политики самодержавия (в целом и по этапам)

— Документы высших государс-

твенных учреждений дореволюционной России как источник по истории образования и школьной политики самодержавия.

— Состав и структура архивных фондов Министерства народного просвещения.

— Документы Ученого комитета министерства народного просвещения как источник по истории школы, педагогической мысли и школьной политики в дореволюционной России.

— Документы различных министерств и ведомств как источник по истории образования и школьной политики в дореволюционной России.

— Документы местных органов власти как источник по истории образования и школьной политики в дореволюционной России.

— Документы местной учебной администрации как источник по истории образования и школьной политики в дореволюционной России.

— Источники по истории школьных реформ в дореволюционной России.

— Источники изучения организации управления образованием в дореволюционной России.

• Источники изучения экономики образования в дореволюционной России

• Статистические материалы как источник по истории образования в дореволюционной России

• Школьные переписи как источник по истории образования в дореволюционной России

• Земские школьные переписи как историко-педагогический источник

• Перепись 1897 года как источ-

ник по истории грамотности и образования в дореволюционной России

• Источники по истории грамотности в дореволюционной России

• Источники по истории учительства дореволюционной России

* * *

• Источники по истории общественно-педагогического движения в дореволюционной России (в целом, по этапам и регионам)

• Источники по истории земской деятельности в области народного образования:

— Земские издания по народному образованию как историко-педагоги-ческий источник.

— Земские ходатайства как источник по истории образования, общественно-педагогического движения и школьной политики в дореволюционной России.

• Источники по истории педагогических и просветительских обществ, организаций и учреждений дореволюционной России

• Источники по истории педагогических и учительских съездов в дореволюционной России

• Материалы профессиональных союзов как источник по истории общественно-педагогического движения

в России начала XX века * * *

• Источники сравнительно-исторического изучения российской и зарубежной школы и педагогической мысли

• Источники по истории русско-зарубежных педагогических связей

3. Справочно-методические пособия для исследователей

А. дореволюционные издания но народному образованию

• Законодательство об образовании в дореволюционной России

• Справочные издания по народному образованию в дореволюционной России

• Статистические издания по народному образованию в дореволюционной России

• ведомственные издания по народному образованию в дореволюционной России

• Земские издания по народному образованию в дореволюционной России

• История дореволюционной отечественной школы и педагогической мысли в дневниках и воспоминаниях

Б. Педагогические общества и педагогическая журналистика (справочники)

• Педагогическая журналистика дореволюционной России

• Педагогические и просветительские общества и организации дореволюционной России

• Педагогические съезды и съезды по народному образованию в дореволюционной России

В. Архивные документы

Пособия по материалам отдельных архивов

• Вопросы образования в документах высших государственных учреждений России. Ч. I. 1802—1905 годы

• Вопросы образования в документах высших государственных учреждений России. Ч. 2. 1906—1917 годы

• Земские ходатайства по вопросам образования в фондах Российского государственного исторического архива

• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в личных фондах Российского государственного исторического архива

• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в личных фондах Отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки

• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в личных фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки

• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в фондах Российского государственного военно-исторического архива

• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в фондах Российского государственного архива литературы и искусства

• материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в фондах архива Российской академии наук

• Материалы по истории образования и педагогической мысли дореволюционной России в архивных фондах Государственного исторического музея

• Материалы по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России в фондах Российского государственного архива древних актов

• Материалы по истории школы и

педагогики дореволюционной России в Научном архиве Российской академии образования

III. ШКОДА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСДЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

• Школа и педагогическая мысль Древней Руси как предмет историко-педагогического исследования

• Специфика педагогической реальности Древней Руси. Пути, методы и средства ее изучения

• Виды и формы социализации и воспитательной практики в Древней Руси:

— Традиции народной педагогики в воспитательной практике Древней Руси.

• Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси в контексте русского исторического процесса

• Периодизация истории просвещения, школы и педагогической мысли Древней Руси

• Понятия «детство», «ребенок», «воспитание», «образование», «обучение», «просвещение», «грамотность», «школа» («училище»), «учитель», «ученик», «учебная литература», «педагогический памятник» и «педагогическая мысль» применительно к реальности Древней Руси

• Основные черты и особенности педагогической мысли древней Руси:

— Система средневекового мышления и педагогические представления в Древней Руси. Древнерусская педагогическая мысль и педагогическое сознание средневековья.

— Педагогические представления в системе общественного сознания,

идеологии и культуры Древней Руси: социальные функции, круг идей, специфика проявления и способы выражения.

— Христианство и древнерусская педагогическая мысль. Отражение православного миросозерцания в педагогических представлениях Древней Руси.

— Педагогическая мысль Древней Руси и умственные течения, идеологические системы и социальные движения средневековья.

— Традиции народной педагогики в древнерусской педагогической мысли.

— Национальное своеобразие и наднациональные черты в педагогической мысли Древней Руси

— Естественно-научные представления в педагогической мысли Древней Руси.

— Психологические представления в педагогической мысли Древней Руси.

— Развитие представлений о сущности, назначении и воспитании человека в педагогической мысли Древней Руси. Человек в системе: род — корпорация — личность. Идеал человека в древнерусской педагогической мысли.

• Педагогические памятники

Древней Руси. Вопросы воспитания и образования в памятниках древнерусской литературы, общественной и научной мысли

— Учительные функции, воспитательные идеалы и просветительные мотивы древнерусской литературы.

— Идейно-воспитательная направленность различных жанров

древнерусской литературы. Специфика выражения в них педагогических идей и представлений.

— Идеал человека и педагогические представления в агиографической литературе.

— Вопросы воспитания и образования в древнерусских произведениях ораторского искусства.

— Педагогические идеи в древнерусской публицистике.

— Педагогические идеи и представления в исторических сочинениях Древней Руси.

— Социальные идеалы, общественная мораль и педагогические представления в юридических памятниках Древней Руси.

— Педагогические идеи и представления в памятниках естественнонаучной мысли Древней Руси.

• Древнерусская школа и педагогика в контексте мирового историко-педагогического процесса (проблема общего и особенного, типология, культурно-исторические аналоги)

• Педагогическое наследие Древней Руси и проблема зарубежных влияний. Основные направления и типы влияний в древнерусской педагогической мысли

• Педагогическое наследие Древней Руси в свете концепций «культурной трансплантации» и «культурного посредничества». Условность понятий «оригинальные» и «переводные» памятники древнерусской педагогической мысли

• Общее и особенное в развитии просвещения и педагогической мысли славянских народов в X—XVII веках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Педагогические идеи в общении древнеславянских культур. Общий слой педагогических памятников. Процесс дифференциации древнесла-вянских культур и его отражение в педагогической мысли Древней Руси

• Культурное посредничество Византии и педагогическое наследие Древней Руси

• Южнославянские влияния и педагогическое наследие Древней Руси

• Возрождение и педагогическая мысль Древней Руси

• Европейская педагогическая мысль и русская педагогика

XVII века

• Коменский и русская педагогическая мысль XVII века

IV. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА

1. Система образования в дореволюционной России

• Периодизация истории школьного дела в дореволюционной России (в соотнесении с общеисторической периодизацией и периодизацией истории отечественной педагогической мысли)

• *Школьное дело в России в

XVIII веке: факторы, этапы, тенденции и направления развития

• *«Просвещенный абсолютизм» и проблемы просвещения в России в XVIII веке:

— Примат задач воспитания нового человека в государственной политике и просвещенческой общественной мысли XVIII века.

— Изменения в образовательной концепции государства в XVIII веке: 1) от подготовки работника к форми-

рованию человека и гражданина, от формирования гражданина к воспитанию верноподданного; 2) от эпохи взаимствования идей к эпохе взаимс-твования учреждений.

— Екатерининские реформы в сфере образования.

— Образовательные проекты 1760-х годов.

— Вопросы образования в Комиссии по составлению нового Уложения.

— Задачи и деятельность Комиссии об учреждении народных училищ. Попытки создания целостной системы образования.

— Преемственность социально-педагогических задач XVIII и первой четверти XIX века.

• Образование в России в конце XIX — начале XX века

— Образование в России на рубеже XIX—XX веков

— Образование в России в период революции 1905—1907 годов. Влияние революции на последующее развитие российской школы

— Образование в России в период реакции и нового революционного подъема.

— Образование в России в период Первой мировой войны

— Образование в России между

февралем и октябрем 1917 года * * *

• Проблема факторов развития образования в дореволюционной России

• Становление российского капитализма как фактор развития образования. Новые задачи, функции и организация образования в капиталистической России:

— Особенности развития капи-

тализма в России и специфика капиталистической эволюции российской школы.

— Влияние промышленного переворота в России на характер и направления развития образования.

— Влияние процесса развития капитализма «вглубь» и «вширь» на характер эволюции образования в России.

— Экономические факторы развития образования в России в конце XIX — начале XX века.

• Общественно-педагогическое движение как фактор развития народного образования в дореволюционной России

• Самодержавие и образование в России:

— Правительственные программы в области образования и их место в общеполитической программе самодержавия.

— Механизм принятия решений в школьной политике самодержавия.

— Высшие правительственные учреждения дореволюционной России и их роль в формировании и реализации школьной политики самодержавия. Вопросы образования в деятельности Комитета министров, Совета министров и Государственного совета в XIX — начале XX века.

— Вопросы образования в Государственной думе I — созывов

— Разработка и реализация основных задач и направлений школьной политики самодержавия в деятельности Министерства народного просвещения.

— Ученый комитет Министерства народного просвещения и его роль в

формировании, обосновании и реализации школьной политики самодержавия.

— Межведомственные комитеты, комиссии и совещания по вопросам образования и их влияние на определение задач и направлений школьной политики самодержавия.

— Роль местных административных властей в определении и реализации задач и направлений школьной политики самодержавия.

— Внешнеполитические влияния на изменение школьной политики самодержавия.

— Противоречия в школьной политике самодержавия, их сущность, характер и истоки.

«Либеральная бюрократия» и ее взгляды на задачи и пути развития образования в России:

— Идеологи и деятели школьной политики самодержавия.

— Школьная политика самодержавия и официальная педагогика.

• Социальная сущность, политический смысл и исторический опыт школьных реформ в дореволюционной России

— Петровские реформы в области просвещения.

— Педагогические проекты 1760— 1770-х годов.

— Школьная реформа 1786 года: замысел и итоги.

— Школьные реформы начала XIX века.

— Школьные реформы второй четверти XIX века.

— *Школьные реформы 1860-х годов как составная часть общих буржуазных преобразований в Рос-

сии. Сравнительный анализ проектов школьных реформ 1860-х годов.

— Истоки, сущность и этапы школьной контрреформы 1870—1880-х годов. Школьные контрреформы в системе общих контрреформ конца XIX века.

— *Проекты школьных реформ конца XIX — начала XX века.

— Сравнительный анализ школьных реформ в дореволюционной России.

— Педагогическое содержание школьных реформ в дореволюционной России.

— Зарубежные аналоги и заимствования в школьных реформах дореволюционной России.

— Влияние прогрессивной отечественной педагогической мысли на школьные реформы в дореволюционной Россия.

• Влияние буржуазных реформ 1860—1870-х годов на развитие образования в России

— Отмена крепостного права и ее влияние на развитие народного образования в России.

— Земская реформа и ее влияние на развитие народного образования в России.

— Городская реформа 1870 года и ее влияние на развитие народного образования в России.

— Закон о введении всеобщей воинской повинности и его влияние на развитие образования в России.

• Вопросы образования в правительственных комиссиях и совещаниях по изучению состояния промышленности и сельского хозяйства во второй половине XIX — начале XX века

— Вопросы образования в комиссиях по разработке фабричного законодательства.

— Вопросы образования в Комиссии для исследования сельского хозяйства и сельской производительности в России (начало 1870-х годов).

— Вопросы образования на Особом совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности

(1902—1904).

• *Церковь и образование в дореволюционной России

• Дворянская реакция в области народного образования во второй половине XIX — начале XX века:

— Формирование и реализация программы дворянской реакции в области образования в 1870—1880-х годах.

— Совет объединенного дворянства и его влияние на школьную политику самодержавия (1906—1914).

• Буржуазия и образование в дореволюционной России

* * *

• Проблемы типологии и классификации дореволюционной российской школы:

— Опыты классификации дореволюционной российской школы.

— Цель и задачи типологии и классификации дореволюционной российской школы.

— Понятия и термины типологии и классификации дореволюционной российской школы.

— Принципы, категории и методы типологии и классификации дореволюционной российской школы, факторы, формирующие тип школы.

•*Система образования дореволюционной России в ее историческом развитии: организация, структура, типология, соотношение и взаимосвязь различных видов образования и типов школ:

— Основные факторы, этапы и тенденции формирования и развития системы образования в дореволюционной России.

• Социальный облик и классовая структура системы образования дореволюционной России (в их историческом развитии)

— Социальный облик системы образования и социально-классовая структура населения Россия в XIX — начале XX века. Развитие образования в ряду факторов изменения социальной структуры российского общества.

• Национальный контингент различных звеньев системы образования и типов школ дореволюционной России

• Конфессиональная структура системы образования дореволюционной России

• Управление образованием в дореволюционной России:

— Опыты организации управления школьным делом в России в XVIII веке.

— Становление и развитие системы управления образованием в России в XIX — начале XX века (факторы, этапы, тенденции, итоги).

— Министерство народного просвещения в системе управления образованием в дореволюционной России. Центральное и местное управление: состав, структура, функции, кадры.

— Организация, структура и ап-

парат управления школьным делом в различных министерствах и ведомствах дореволюционной России.

— Местные административные власти в системе управления образованием в дореволюционной России.

— Институт почетных попечителей, смотрителей и блюстителей учебных заведений в системе управления народным образованием в дореволюционной России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• *Экономика образования в дореволюционной России:

— Принципы организации финансирования образования в дореволюционной России.

— Расходы на образование в общем государственном бюджете дореволюционной России.

— Структура расходов на образование в дореволюционной России.

— Источники финансирования образования в дореволюционной России.

— Особенности финансирования различных звеньев системы образования и типов школ в дореволюционной России. Сравнительный анализ объема, источников и структуры бюджета различных типов учебных заведений.

— Плата за обучение в различных типах учебных заведений дореволюционной России.

— Специфика финансирования школьного дела в различных регионах и национальных районах дореволюционной России.

— Сфера общественного участия в финансировании образования в дореволюционной России.

• Планирование образования в дореволюционной России

• Статистика образования в дореволюционной России:

— Официальная статистика образования в дореволюционной России.

— Земская статистика народного образования в дореволюционной России.

— Деятельность просветительских обществ и организаций дореволюционной России в области школьной статистики.

— Теоретическая разработка проблем статистики образования в дореволюционной России.

• Историческая география образования в дореволюционной России:

— География образования и социально-экономическое районирование дореволюционной России.

— Территориальная структура образования и география населения дореволюционной России.

— Социальная структура системы образования и ее география.

• Особенности развития образования в различных регионах и национальных районах дореволюционной России

• Уровень грамотности и образования населения в дореволюционной России:

— Уровень грамотности и образования в России во второй половине XIX века (по данным о грамотности новобранцев, земским обследованиям, переписям городов и губерний).

— Уровень грамотности и образования в России по переписи 1897 года. Образовательный уровень различных социальных, профессиональных, по-

ловозрастных и национальных групп населения.

— Уровень грамотности и образования различных групп населения в разных регионах и национальных районах России по переписи 1897 года.

— Уровень грамотности и образования в России накануне октября 1917 года.

— Методы ретроспективного и прогностического расчета грамотности в дореволюционной России на основе материалов переписи 1897 года.

— Школа в ряду факторов грамотности в дореволюционной России.

2. Развитие отдельных звеньев системы образования и типов школ3 Начальное народное образование

• *Начальная народная школа в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития начальной народной школы в XVIII — начале XX века

• Управление начальной народной школой в дореволюционной России:

— Организация, структура, основные этапы и тенденции развития системы управления начальной народной школой в дореволюционной России.

— Дирекция и инспекция народных училищ в системе управления начальной народной школой дореволюционной России: политические и педагогические функции, динамика и география развития, кадры (служебное положение, социальный, вероисповедный и возрастной состав, образовательный уровень).

3 См. также: Учительство и учащиеся в дореволюционной России

— Училищные советы и их роль в системе управления начальной народной школой дореволюционной России.

— Особенности организации управления начальной народной школой в городах дореволюционной России.

• Сравнительный анализ уставов и положений начальной народной школы дореволюционной России (1786 г., 1804 г., 1828 г., проекты 1860-х годов, 1864 г., 1874 г., 1884 г., проекты начала XX в.)

• Особенности развития сельской и городской начальной народной школы в дореволюционной России

• Исторический опыт создания и развития земской школы в России. Основные этапы и направления строительства земской школы (в целом и по различным регионам)

• Городские училища в системе начального образования дореволюционной России

• Образование работающей молодежи в дореволюционной России:

— Правительственная политика в области образования работающей молодежи в дореволюционной России. Разработка и практическая реализация законодательства о работе и обучении малолетних рабочих.

— Буржуазия и образование работающей молодежи в дореволюционной России.

— Фабрично-заводские школы в дореволюционной России.

• Исторический опыт решения проблемы всеобщего начального обучения в дореволюционной России

— Предпосылки, факторы, этапы и основные направления решения воп-

роса о всеобщем начальном обучении в дореволюционной России.

— Официальные проекты всеобщего начального обучения в дореволюционной России.

— Общественные проекты и общественная деятельность в области всеобщего начального обучения в дореволюционной России.

— Теоретическая разработка проблем всеобщего начального обучения в дореволюционной России.

— Уроки и итоги движения дореволюционной России к всеобщему начальному обучению.

• Учебно-воспитательная работа в начальной народной школе дореволюционной России:

— Дискуссии о воспитательных и образовательных задачах начальной народной школы.

— Проблема соотношения общего и профессионального образования в начальной народной школе дореволюционной России. Борьба вокруг вопросов профессионализации начального народного образования.

— Опыт разработки и реализации учебных программ для начальной народной школы дореволюционной России.

— Творческие поиски передовых народных учителей дореволюционной России.

• Начальная народная школа дореволюционной России как фактор социализации

• Роль начальной народной школы в развитии грамотности и образования в дореволюционной России

Среднее образование

• *Средняя школа в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития среднего образования в XVIII

— начале XX века

• Сравнительный анализ уставов, учебных планов и программ средней школы дореволюционной России

(1804 г., 1828 г., 1849—1852 гг., проекты 1860-х годов, 1664 г., 1871 — 1872 гг., 1888 г., 1890 г., проекты конца XIX — начала XX в.)

• Модернизация содержания образования в ходе исторической эволюции средней школы дореволюционной России

• Влияние прогрессивной отечественной педагогической мысли на учебно-воспитательную работу средней школы дореволюционной России

высшее образование

• *Высшая школа в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития высшего образования в XVIII

— начале XX века

• *Правительственная политика в области высшего образования в дореволюционной России на различных этапах его развития

• Буржуазия и высшая школа в дореволюционной России

• Формирование и развитие негосударственного сектора высшей школы в дореволюционной России (основные этапы и тенденции)

• Высшие специальные учебные заведения дореволюционной России и правительственная политика в области

высшего специального образования

• Развитие организационных форм высшего образования в дореволюционной России

• Учебно-воспитательный процесс в высшей школе дореволюционной России

• Педагогическая подготовка в высших учебных заведениях дореволюционной России4

Профессионально-техническое образование

• *Профессионально-технические учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития профессионально-технического образования в XVIII — начале XX века:

— Профессионально-техническое образование в России в XVIII — первой половине XIX века.

• Социально-экономическое развитие России и его влияние на организацию, структуру, содержание и формы профессионально-технического образования:

— Генезис капитализма в России и развитие профессионально-технического образования.

— Промышленный переворот в России и его влияние на развитие профессионально-технического образования.

— Влияние развития техники и технологии производства на содержание, формы и методы профессионально-технического обучения в дореволюционной России.

• Правительственная политика в области профессионально-технического образования и ее эволюция на

4 См. также: Педагогическое образование.

различных этапах социально-экономического развития дореволюционной России

• Буржуазия и профессионально-техническое образование в дореволюционной России

• Структура народного хозяйства дореволюционной России и отраслевой профиль системы профессионально-технического образования

• Учебно-воспитательный процесс в профессионально-технических учебных заведениях дореволюционной России:

— Содержание образования, организационные формы и методы обучения в профессионально-технической школе дореволюционной России.

— «Русская система» производственного обучения.

Педагогическое образование

• *Педагогические учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития педагогического образования в XVIII — начале XX века

• Правительственная политика в области педагогического образования и ее эволюция на различных этапах развития школьного дела в дореволюционной России

• Типы педагогических учебных заведений дореволюционной России в их историческом развитии

• Высшее педагогическое образование в дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития:

— Новые типы высших педагогических учебных заведений в России в конце XIX — начале XX века.

• Земские учительские семинарии

и школы в дореволюционной России

• Подготовка педагогических кадров для начальной народной школы национальных районов дореволюционной России

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Подготовка педагогических кадров для профессиональных учебных заведений в дореволюционной России

• Учебно-воспитательный процесс в педагогических учебных заведениях дореволюционной России:

— Проблема содержания образования и учебных планов в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.

— Психолого-педагогическая подготовка в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.

— Система методической подготовки в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.

— Организация и содержание педагогической практики в педагогических учебных заведениях дореволюционной России.

внешкольное образование

• *Внешкольное образование в общей системе образования дореволюционной России. Основные факторы, этапы, тенденции, направления и итоги развития внешкольного образования во второй половине XIX — начале XX века

• Правительственная политика в области внешкольного образования и ее эволюция во второй половине XIX — начале XX в.

• Церковь и внешкольное образование в дореволюционной России

• Буржуазия и внешкольное образование в дореволюционной России

• Система внешкольного образо-

вания в дореволюционной России (в ее историческом развитии):

— Типы внешкольных учебно-воспитательных учреждений в дореволюционной России в их историческом развитии.

— Особенности развития внешкольного образования в городах и селах дореволюционной России.

— Особенности развития внешкольного образования в различных регионах и национальных районах дореволюционной России.

— Социальный контингент учреждений внешкольного образования в дореволюционной России.

— География внешкольного образования в дореволюционной России.

• Организация, содержание, формы и методы учебно-воспитательной деятельности внешкольных учреждений дореволюционной России

• Внешкольное образование как фактор роста грамотности и образовательного уровня населения дореволюционной России

Прочие виды образования и типы школ

• *Медицинское образование в дореволюционной России

• *Военное образование в дореволюционной России:

— Военные учебные заведения в обшей системе образования дореволюционной России в XVIII — начале XX века: основные этапы, тенденции и направления развития.

— Становление системы военного образования в России в первой половине XVIII века.

— Военное образование в России во второй половине XVIII — первой

половине XIX века.

— Реформа военных учебных заведений 1860-х годов и ее роль в общей системе школьных реформ.

— Военные гимназии — передовой тип русской средней школы 1860— 1870-х годов.

— Военные учебные заведения в России в середине XIX — начале XX века.

— Типы военных учебных заведения дореволюционной России в их историческом развитии (сравнительный анализ).

— Высшие военные учебные заведения дореволюционной России.

— Система управления военными учебными заведениями в дореволюционной России.

— Социальный контингент различных типов военных учебных заведений дореволюционной России в XVIII — начале XX века (в сравнении с социальным составом учащихся общеобразовательной школы).

— Учебно-воспитательный процесс в военных учебных заведениях дореволюционной России.

• Духовные учебные заведения в дореволюционной России:

— Духовные учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России в XVIII — начале XX века: основные этапы, тенденции и направления развития.

— Реформы духовных учебных заведений и их место в общей системе школьных реформ и контрреформ.

— Типы духовных учебных заведений дореволюционной России в их историческом развитии (сравнительный анализ).

— Духовные семинарии как тип

средней общеобразовательной школы дореволюционной России.

— Социальный состав учащихся различных типов духовных учебных заведений дореволюционной России (в сравнении с социальным составом учащихся общеобразовательной школы).

• Учебные заведения различных обществ и организаций в дореволюционной России:

— Школы Императорского русского технического общества.

— Школы Императорского человеколюбивого общества.

— Школы Женского патриотического общества.

• *Частные учебные заведения в дореволюционной России:

— Частные учебные заведения в общей системе образования дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития.

— Правительственная политика по отношению к частным учебным заведениям и ее изменения на различных этапах эволюции школьного дела и социально-экономического развития дореволюционной России.

— Законодательство о частных учебных заведениях в общей системе школьных реформ и контрреформ.

— Сравнительный анализ учебных планов и программ правительственных и частных учебных заведений дореволюционной России.

— Социальный состав учащихся частных школ дореволюционной России (в сравнении с контингентом правительственных учебных заведений).

— Национальный состав учащихся частных учебных заведений дореволюционной России.

— География частных учебных заведений дореволюционной России.

— Опыт передовых частных школ дореволюционной России и его значение для развития педагогической теории и практики.

• Опытно-экспериментальные школы в дореволюционной России и их роль в развитии педагогической теории и практики

• Благотворительные учебно-воспитательные заведения в дореволюционной России

• Сиротские учебно-воспитательные заведения в дореволюционной России

• Вспомогательные школы в дореволюционной России

• Учебно-исправительные заведения в дореволюционной России и деятельность в них передовых русских педагогов

• Домашнее образование в дореволюционной России

• Становление и развитие дошкольных учебно-воспитательных учреждений в дореволюционной России:

— Правительственная политика в области дошкольного воспитания в дореволюционной России. Законодательство, регламентирующее деятельность дошкольных учреждений

— Типы дошкольных учреждений в дореволюционной России.

— География дошкольных учреждений в дореволюционной России.

3. Учительство и учащиеся в дореволюционной России

• Становление и развитие профессиональной педагогической деятельности в дореволюционной России

• Профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений дореволюционной России

• Учительство в дореволюционной России:

— Учительская деятельность в общей системе профессиональной и общественной деятельности в дореволюционной России.

— Правительственная политика по отношению к учительству. Основные законоположения, регламентирующие учительский труд, правовое и материальное положение учителей.

— Учительство начальных народных школ дореволюционной России.

— Учительство средних школ дореволюционной России.

— Педагогические кадры профессиональных учебных заведений дореволюционной России.

— Преподавательский состав педагогических учебных заведений дореволюционной Россиию.

— Учительство женских учебных заведений дореволюционной России.

— Педагогические кадры военных учебных заведений дореволюционной России.

— Педагогические кадры внешкольных учебно-воспитательных учреждений дореволюционной России.

— Педагогические кадры дошкольных учебно-воспитательных учреждений дореволюционной России.

— Домашние наставники и домашние учителя в дореволюционной России.

— Женский учительский труд в дореволюционной России.

• Педагогические советы учебных заведений в дореволюционной России

• Учительство России в общественном и революционном движении

* * *

• *Студенчество дореволюционной России:

— Студенчество дореволюционной России как социальная группа

— Сравнительная характеристика студенчества различных высших учебных заведений дореволюционной России: численность, социальный и национальный состав, материальное положение, права по окончании учебных заведений.

— Студенческое движение в дореволюционной России: основные задачи, этапы, тенденции, формы и направления.

— Студенчество в российском освободительном движении.

— Студенческие общества, организации и объединения в дореволюционной России.

— Студенческая печать в дореволюционной России.

• Учащиеся средних и низших учебных заведений дореволюционной России:

— Сравнительная характеристика учащихся различных типов средних и низших учебных заведений дореволюционной России: численность, социальный и национальный состав, материальное положение, права по окончании учебных заведений.

— Учащиеся России в общественном и революционном движении.

— Ученические общества, организации и объединения в дореволюционной России.

— Печатные и рукописные ученические газеты и журналы в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.