Научная статья на тему 'Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогикидореволюционной России (часть v)'

Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогикидореволюционной России (часть v) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОИССЛЕДОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИКИ / UNSOLVED PROBLEMS OF THE HISTORY OF THE PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAN SCHOOL AND PEDAGOGICS / ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF PEDAGOGICS / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепров Эдуард Дмитриевич

В статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, а так же библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Эдуард Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME UNSOLVED AND LITTLE-INVESTIGATED PROBLEMS OF THE HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAPART V

The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогикидореволюционной России (часть v)»

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Э. Д. Днепров

1 некоторые

НЕИССЛЕДОВАННЫЕ И МАЛОИССЛЕДОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ РОССИИ ЧАСТЬ V*

(Окончание)

УДК 37(450+571)(091) ББК 74.03(2)г

в статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, а так же библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.

ключевые слова: неисследованные и малоисследованные проблемы истории дореволюционной отечественной школы и педагогики; историография истории педагогики; историко-педагогическое исследование.

E. D. Dneprov

Some unsolved and little-investigated

PROBLEMS OF THE HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

PART V

The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.

Key words: unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics; historiography of the history of pedagogics; historical-pedagogical research.

* Начало статьи в № 4, 2013 и № 1, № 2, № 3 2014 г.

уц. сравнительные

ИсТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕс-

кие исследования. РосСИйСКО-ЗАРУБЕЖНЫЕ

педагогические связи

В данном разделе публикуемой части перечня намечена проблематика сравнительно-исторического изучения отечественной и зарубежной школы и педагогической мысли. Это направление исследований практически еще не представлено в историко-педагогической литературе.

Нам уже приходилось отмечать, что в проходивших дискуссиях о сравнительной педагогике исторический аспект сравнительно-педагогического анализа неоправданно отсутствовал [1. С. 43—44]. Более того, в учебных пособиях, посвященных данным проблемам, этот аспект был попросту исключен из предмета сравнительной педагогики, которая, как считали авторы пособий, «изучает общие и отличительные черты и тенденции развития педагогических теорий и практики обучения и воспитания в современном мире...» [2. С. 2—21].

Такое ограничение предмета сравнительной педагогики не выдерживает критики. Любые теоретические разработки современных педагогических проблем, в том числе и сравнительные (компаративные), неизбежно предполагают историческое изучение генезиса этих проблем, к чему обязывает необходимость элементарного соблюдения принципа историзма. Однако в указанном ограничении, сужении предмета сравнительной педагогики повинны скорее не современные ком-паратисты, а современные историки педагогики. Ибо именно отсутствие

в истории педагогики сравнительных исследований, неразработанность принципов и методов сравнительного историко-педагогического анализа дали повод к выведению этого аспекта анализа за пределы предмета сравнительной педагогики.

Но дело не только и не столько в сравнительной педагогике, сколько в самой истории педагогики, которая не сможет стать полноценной историей, не обратившись к сравнительному изучению составляющих ее проблем.

Любая общая или отраслевая история любой страны (и в частности история отечественной школы и педагогической мысли) лишь тогда становится полнокровной, когда она рассматривает национальные процессы не изолированно, а в контексте общемирового процесса, когда их системные и национальные факторы исследуются в единстве и взаимосвязи. В этом плане разработка проблемы «Россия в мировом историко-педаго-гическом процессе» — неотъемлемое высшее звено в общем комплексе исследований по истории отечественной школы и педагогической мысли.

Необходимые предпосылки для решения этой проблемы может создать не только исследование вопросов, указанных в данной части перечня. Главное — это целенаправленное сравнительно-историческое изучение большей части тем, названных в других его частях, где представлена проблематика истории народного образования и педагогической мысли дореволюционной России.

Для того чтобы это изучение было эффективным, нужна предварительная детальная проработка методологических и общетеоретических вопросов

сравнительного историко-педагоги-ческого анализа, в частности: уяснение сущности, принципов и методов сравнительного историко-педагогического исследования, выявление национальных и интернациональных черт в историческом движении педагогического процесса, осмысление многих проблем и понятий, пока не раскрытых в исто-рико-педагогической литературе, но достаточно разработанных в других областях знания (например, проблема влияний, понятия «педагогические связи», «педагогические отношения» и т. д.). Теоретическое решение всех этих проблем откроет путь сравнительным историко-педагогическим исследованиям, а вместе с тем — и интенсивному обогащению историко-педагогической науки.

Сравнительно историко-педагоги-ческие исследования

• Задачи, сущность, методологические принципы и методика сравнительного историко-педагогического исследования

• Методологические проблемы сравнительного изучения историко-педагогического процесса. Общее, особенное, единичное. Проблемы типологии

• Методологические аспекты проблемы педагогических влияний и педагогических связей (понятия, сущность, типы и т.д.)

* * *

• *Россия в мировом историко-пе-дагогическом процессе

• *Развитие образования в дореволюционной Россия и зарубежных странах: сравнительно-исторический анализ:

— Типологические аспекты анализа эволюции образования. Типы

развития школьного дела и типология школьных систем.

— Россия в типологическом ряду развития школьного дела и в типологии школьных систем.

— Общие закономерности и специфические черты развития образования на Западе и в России. Истоки своеобразия процесса формирования и развития российской системы образования.

— Особенности социально-экономического и политического развития России и специфика эволюции российской школы.

— Государство и образование на Западе и в России.

— Церковь и образование на Западе и в России.

— Сравнительный анализ систем образования в России и зарубежных странах.

— Сравнительный анализ организации управления образованием в России и зарубежных странах.

— Сравнительный анализ организации финансирования образования и расходов на школу в России и зарубежных странах.

• *Сравнительный анализ развития отдельных звеньев системы образования и типов школ в дореволюционной России и зарубежных странах (социальные функции, типология, этапы, тенденции и направления развития, особенности организации, управления и финансирования, учебный строй, соотношение образовательного уровня и учебных планов, связь с другими звеньями системы образования и типами школ, контингент учащихся и учителей).

— Начальное образование в России и за рубежом.

— Среднее образование в России и за рубежом.

— Низшее и среднее профессиональное образование в России и за рубежом.

— Высшее образование в России и за рубежом.

— Педагогическое образование в России и за рубежом.

— Женское образование в России и за рубежом.

— Частные учебные заведения в России и за рубежом.

— Опытно-экспериментальные школы в России и за рубежом.

— Конфессиональные школы в России и за рубежом.

— Вспомогательные школы в России и за рубежом.

— Внешкольное образование в России и за рубежом.

— Дошкольное воспитание в России и за рубежом.

— Учительство в России и зарубежных странах.

• Зарубежная школа в оценке педагогов России.

— Зарубежный опыт организации школьного дела в оценке отечественных педагогов.

— Зарубежная школьная практика в оценке отечественных педагогов.

• *Общественная деятельность в области образования в дореволюционной России и зарубежных странах: основные задачи, этапы, формы и направления (сравнительный анализ).

• Профессиональные учительские организации в дореволюционной России и зарубежных странах.

• Уровень грамотности и образования в дореволюционной России и зарубежных странах.

• *Русская педагогика в общем контексте развития мировой педагогической мысли (в целом и по этапам).

— Русская педагогика и мировая педагогическая мысль: проблемы общего и особенного.

— Национальное своеобразие русской педагогической мысли и его истоки.

— Русская педагогическая мысль и опыт мировой педагогики: критический анализ, творческая переработка, процесс развития.

— Критика реакционных течений западной педагогики в прогрессивной отечественной педагогической мысли.

— Вклад русской педагогики в развитие мировой педагогической мысли.

• *Европейское просвещение и русская педагогическая мысль XVIII — начала XIX в.

• Русская педагогическая мысль и педагогические течения на Западе в XIX — начале XX в.

— Песталоццианство и русская педагогическая мысль.

— Гербартианство и русская педагогическая мысль.

— «Педагогическая антропология» на Западе и в России.

— Русская педагогическая мысль и позитивистские течения в западной педагогике.

— Русская педагогическая мысль и идеи «эволюционной педагогики».

— «Свободное воспитание» на Западе и в России.

— Экспериментальная педагогика на Западе и в России.

— Педология на Западе и в России

— Русская педагогическая мысль и «педагогика личности».

— Русская педагогическая мысль и педагогика прагматизма.

— Русская педагогическая мысль и идеи «нового воспитания».

— Русская педагогическая мысль и идеи «социального воспитания».

— Русская педагогическая мысль и идеи «гражданского воспитания».

— Концепции «трудовой школы» на Западе и в России.

• *Сравнительный анализ развития педагогической теории и отдельных отраслей педагогического знания на Западе и в России.

— «Философия педагогики» и разработка методологических проблем педагогической науки на Западе и в России.

— Развитие педагогической теории на Западе и в России.

— Теория воспитания на Западе и в России.

— Теория образования и обучения на Западе и в России.

— Развитие частных методик на Западе и в России.

— Педагогическая психология на Западе и в России.

— Дефектология (коррекционная педагогика) на Западе и в России.

— Школьная гигиена на Западе и в России.

— Школоведение на Западе и в России.

— Разработка теоретических проблем профессионального образования на Западе и в России.

— Разработка теоретических проблем педагогического образования на Западе и в России.

— Разработка педагогики высшей школы на Западе и в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• *Становление истории педагогики как отрасли педагогическо-

го знания на Западе и в России.

• Российская педагогика и педагогическая мысль Востока.

• Школа и педагогика России в оценке зарубежных педагогов.

— Зарубежные отклики на российские образовательные реформы.

• Россия на международных педагогических съездах, конгрессах и выставках.

• *Педагогические связи России с зарубежными странами.

— Россия на международных педагогических выставках.

— Русско-славянские педагогические связи.

— Русско-германские педагогические связи.

— Русско-американские педагогические связи.

— Русско-английские педагогические связи.

— Русско-французские педагогические связи.

• Проблемы синхронности развития народного образования и педагогической мысли на Западе и в России.

— Синхронистическая таблица развития российской и зарубежной школы и педагогики.

VIII. ПУБЛИКАЦИЯ

источников,

СЕРИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

И в заключение — о двух последних разделах перечня. Здесь намечены некоторые перспективы публикаций источников, создания и расшире-

ния ряда серийных изданий, учебных и библиографических пособий по истории дореволюционной отечественной школы и педагогической мысли. Важность всех этих изданий не требует пояснений. Они имеют не только непреходящее научное и познавательное значение. Они несут в себе заряд обогащения педагогических традиций, педагогической культуры российского общества.

Историческое сознание общества — фундамент и одна из главных движущих сил развития его культуры. История педагогики призвана пробудить и воспитать историческое сознание, педагогическую культуру у современного педагога, научить его исторически и прогностически мыслить, дать ему реальные знания, необходимые для решения встающих перед ним проблем.

1. Публикация источников и педагогического наследия

• Материалы и документы по история образования дореволюционной России (в целом, по этапам, регионам и национальным районам).

• Материалы и документы по истории общественно-педагогического движения в дореволюционной России (в целом, по этапам, регионам и национальным районам).

Антологии

Педагогическая мысль Древней Руси. Русская народная педагогика

Русская педагогическая мысль

XVIII в.:

— Первая половина XVIII в.

Юности честное зерцало. Духовный регламент 1721 г.

Карион Истомин, Д. К. Кантемир, Ф. С. Салтыков, И. Т. Посошков, Л. Ф. Магницкий, Ф. Прокопович,

В. Н. Татищев. М. В. Ломоносов, Г. Н. Теплов.

— Вторая половина XVIII в. Екатерина II, И. И. Бецкой,

A. П. Протасов, Н. Г. Курганов,

B. В. Крестинин, Н. П. Поповский, А. А. Барсов, Д. С. Аничков,

C. Г. Забелин, А. Т. Болотов, Ф. И. Янкович, И. Ф. Богданович, Е. Р. Дашкова, Н. И. Новиков, Ф. В. Каржавин, А. Д. Байбаков, Х. А. Чеботарев, А. Н. Радищев, Е. Б. Сырейщиков, В. Ф. Зуев, М. Е. Головин, П. И. Стахов, М. И. Панкевич, М. М. Снегирев,

A. Ф. Бестужев, А. А. Прокопович-Антонский, П. А. Сохацкий.

Русская педагогическая мысль первой половины XIX в.:

— Первая четверть XIX в.

М. М. Сперанский, В. Н. Кара-зин, Н. М. Карамзин, И. П. Пнин,

B. В. Попугаев, М. А. Балугян-ский, И. М. Борн, П. Я. Гамалея, И. Д. Ертов, В. В. Измайлов, И. И. Запольский, Г. К. Зельниц-кий, А. С. Кайсаров, Ф. Ф. Кречетов, П. А. Куницын, А. С. Лубкин, В. Ф. Малиновский, И. И. Мартынов, И. Г. Богданович,

A. Ф. Мерзляков, П. Н. Енгалычев,

B. А. Жуковский, Т. Ф. Осиповский, Г. Ф. Покровский, И. Е. Срезневский, Н. И. Тургенев, Л. Г. Якоб

— Декабристы:

П. И. Пестель, Ф. Н. Глинка, И. И. Горбачевский, Д. И. Завали-шин, В. К. Кюхельбекер, М. С. Лунин, П. А. Муханов, П. Д. Черевин, И.Д. Якушкин

— Вторя четверть XIX в.:

А. А. Ширинский-Шихматов, В. Я. Буняковский, Ф. И. Бус-се, А. И. Галич, Е. О. Гугель,

И. И. Давыдов, И. М. Ястребцов, П. С. Гурьев, А. Ф. Автонасьев, А. Г. Ободовский, В. Ф. Одоевский, М. В. Остроградский, С. А. Маслов, М. Г. Павлов, В. П. Перевощиков, Д. М. Перевощиков, Н. И. Надеж-дин, С. П. Шевырев, Н. П. Погодин, Н. И. Полевой, А. С. Пушкин, П. Я. Чаадаев, И. В. Кириевский, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков,

A. В. Станкевич, Н. С. Стремоухов, Т. Н. Грановский, П. Г. Редкин.

— Петрашевцы.

Русская педагогическая мысль второй половины XIX — начала XX в.:

А. Я. Абрамов, И. А. Ано-пов, Е. Н. Андреев, А. Г. Баранов, П. Е. Басистов, И. П. Белоконский, Н. А. Бобровников, Н. Ф. Буна-ков, Ф. И. Буслаев, А. С. Вирениус,

B. И. Водовозов, Е. Н. Водовозо-ва, А. С. Воронов, Н. А. Вышне-градский, А. Д. Галахов, В. С. Гер-бач, А. Я. Герд, И. И. Горбунов-Посадов, И. Я. Гуревич, М. И. Демков, М. И. Драгомиров,

C. Н. Дурылин, В. А. Евтушевский, К. В. Ельницкий, Е. А. Звягинцев,

A. У. Зеленко, Н. И. Ильминский, Н. И. Иорданский, Е. И. Конради, Н. А. Корф, В. А. Латышев,

B. В. Лесевич, М. М. Манасеина,

C. И. Миропольский, Л. Н. Моз-далевский, А. А. Мусин-Пушкин, А. Г. Небольсин, В. П. Недачин, С. Ф. Ольденбург, Ф. Ф. Оль-денбург, А. Н. Острогорский, А. Я. Острогорский, В. П. Острогорский, И. И. Паульсен, М. Л. Песковский, Н. П. Петерсон, Г. Н. Покровский, С. А. Рачинский, И. Ф. Рашевский, П. Г. Редкин,

Ф. Ф. Резенер, Н. А. Рубакин, М. X. Свентицкая, Д. Д.Семенов, К.К Сент-Илер, А. С. Симонович, В. Д. Сиповский, Н. Е. Скворцов, И. И. Срезневский, И. А. Сте-бут, В. Я. Стоюнин, А. Н. Стран-нолюбский, И. Д. Сытин, Д. И. Тихомиров, Ф. Г. Толль, Г. А. Фальборк, В. И. Фармаков-ский, Н. В. Чехов, А. И. Чумиков, Е. Н. Янжул, К. П. Яновский.

— Педагогическая мысль русской революционной демократии:

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, М. А. Антонович, В. А. Зайцев, М. И. Михайлов, И. А. Пиотровский, Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Слепцов, Н. В. Шелгунов, А. П. Щапов.

— Педагогическая мысль русского народничества:

П. Л. Лавров, М. А. Бакунин, П. Н. Ткачев, В. В. Берви-Флеров-ский, П. А. Кропоткин, Г. З. Елисеев, С. М. Степняк-Кравчинский, Н. К. Михайловский, С. Н. Кривен-ко, С. Н. Южаков.

— Педагогическая мысль русского либерализма:

К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Н. А. Мельгунов, А. М. Унковский, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин,

A. И. Кошелев, К. К. Арсеньев, М. М. Стасюлевич, А. С. Суворин, М. М. Коваленский, В. Д. Спасович, И. И. Петрункевич, Д. Н. Шипов, Д. И. Шаховской, А. И. Шинга-рев, П. В. Струве, С. А. Муромцев,

B. А. Маклаков, П. Н. Милюков, А. А. Кизеветтер.

— Педагогическая мысль русских консерваторов:

С. С. Уваров, Д. А. Толстой, К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, К. Н. Леонтьев, С. С. Гогоцкий, П. Д. Юркевич, А. И. Георгиевский, В. М. Пуришкевич.

— русская марксистская педагогическая мысль:

Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, Н. К. Крупская, В. Д. Бонч-Бруе-вич, В. М. Величкина, М. И. Васильев-Южин.

Детская, педагогическая и экспериментальная психология в России:

И. М. Сеченов, Н. Я. Грот, Н. И. Страхов, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Г. И. Челпанов, В. М. Бехтерев,

A. Е. Оболенский, М. М. Рубинштейн, И. А. Сикорский, В. П. Кащенко.

Физическое воспитание и школьная гигиена в России:

Д. Д. Бекарюков, А. С. Вирениус, Г. А. Покровский, Г. И. Россолимо, Ф. Ф. Эрисман, В. В. Гориневский, Н. П. Гундобин.

Педагогические идеи в русской философии конца XIX — начала XX в.:

В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Е. Н. Трубецкой, С. Н. Трубецкой,

B. П. Флоренский, С. Булгаков (отец), Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский,

C. Л. Франк, Л. П. Карсавин, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский.

Педагогическая мысль в отечественной науке:

Н. И. Лобачевский, А. Н. Бекетов, Д. И. Менделеев, Л. И. Мечников, К. А. Тимирязев, А. Г. Столетов, Н. Е. Жуковский, К. Э. Ци-

олковский, В. О. Ключевский, Н. И. Кареев, Н. А. Рожков, М. М. Филиппов, А. И. Чупров, И. И. Янжул, В. И. Вернадский.

Педагогическая мысль народов России:

К. Хетагуров, К. Атажукин, Г. Насыров, Н. И. Золотницкий, У. Онгодов, Н. Болдонов, Ч. Ахри-ев, Г. Дзасохов, Н. Цагов, М. Гафу-ри, М. Е. Евсевьев, М. Курбангали-ев, Г. Тукай, И. Я. Яковлев.

• Вопросы нравственного воспитания в отечественной педагогической мысли.

• Вопросы трудового воспитания в отечественной педагогической мысли.

• Вопросы эстетического воспитания в отечественной педагогической мысли.

• Вопросы семейного воспитания в отечественной педагогической мысли.

• Выдающиеся отечественные педагоги об учителе и его подготовке.

• Учитель в русской художественной литературе.

• Русские писатели о воспитании и образовании.

• Сборники избранных педагогических сочинений выдающихся русских педагогов и просветителей:

В. М. Бехтерев

A. Н. Острогорский Н. Ф. Бунаков

B. П. Острогорский В. П. Вахтеров

Н. И. Пирогов К. Н. Вентцель П. Г. Редкин Н. Х. Вессель Н. А. Рубакин В. И. Водовозов Д. Д. Семенов А. Я. Герд

В. Я. Стоюнин М. И. Демков Д. И. Тихомиров П. Ф. Каптерев Л. Н. Толстой Н. А. Корф М. К. Цебрикова П. Ф. Лесгафт В. И. Чарнолуский А. Г. Неболсин Н. В. Чехов

A. П. Нечаев Н. В. Шелгунов

B. Ф. Одоевский А. П. Щапов

2. Серии монографий и мемуаров:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Выдающиеся отечественные педагоги.

• Русские педагоги в воспоминаниях современников.

• Летописи жизни и деятельности выдающихся отечественных педагогов.

• Русская школа в воспоминаниях современников.

3. Ученые пособия:

• Учебник по истории педагогики.

• Учебное пособие «История школы и педагогической мысли дореволюционной России».

• Учебное пособие «Историография дореволюционной отечественной школы и педагогической мысли».

• Учебное пособие «Источниковедение истории школы и педагогической мысли дореволюционной России».

• Учебное пособие «Педагогическая библиография».

• Спецкурс «Методология и методика историко-педагогического исследования».

• Спецкурс «Общественно-педагогическое движение в дореволюционной России».

• Спецкурс «Педагогическая журналистика дореволюционной России».

• Спецкурс «Педагогические и просветительские общества, организации и учреждения дореволюционной России».

• Атлас по истории школы и педагогической мысли дореволюционной России.

IX. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ ШКОЛЫ

И ПЕДАГОГИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

• Биобиблиографический словарь педагогов и деятелей просвещения дореволюционной России.

• Указатель библиографических пособий по истории школы и педагогики дореволюционной России (после

1978 г.)1.

• Литература и диссертации по истории школы и педагогики дореволюционной России (после 1977 г.)2.

1 Библиографические указатели за предшествующий период см.: Народное образование и педагогические науки. Аннотированный указатель отечественных библиографических пособий на русском языке, опубликованных с середины XIX в. по 1978 г. / Сост. О. Д. Цыбина, Е. П. Казеева, А. Б. Ландо и др.; научн. ред. Э. Д. Днепров. М. : Педагогика, 1981. - 220 с.

2 Литературу за предшествующий период см.: Днепров Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России (1918-1977) : библиогр. указ. / Э. Д. Днепров ; Акад. пед. наук, НИИ общ. педагогики. - М. : НИИ ОП, 1979. - 446 с.

• Дореволюционная литература по истории отечественной школы и педагогической мысли.

— Материалы по истории отечественной школы и педагогики в общей

Список

1. Днепров Э. Д., Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики 1918-1977 гг. Проблемы, тенденции, перспективы. - М. :

НИИОП, 1981. - 92 с.

и педагогической периодике дореволюционной России.

• Зарубежная литература по истории школы и педагогики дореволюционной России.

литературы

2. Соколова М. А., Кузьмина Е. Н., Родионов М. Л. Сравнительная педагогика. -М. : Просвещение, 1978. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.