Научная статья на тему 'Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной России (часть III)'

Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной России (часть III) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕИССЛЕДОВАННЫЕ И МАЛОИССЛЕДОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫИ ПЕДАГОГИКИ / THE PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAN SCHOOL AND PEDAGOGICS / ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ / HISTORIOGRAPHY OF THE HISTORY OF PEDAGOGICS / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH / UNSOLVED AND LITTLE-INVESTIGATED PROBLEMS OF THE HISTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепров Эдуард Дмитриевич

В статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, а так же библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Эдуард Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME UNSOLVED AND LITTLE-INVESTIGATED PROBLEMS OF THE HISTORY OF EDUCATION AND PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA PART III

The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered. The

Текст научной работы на тему «Некоторые неисследованные и малоисследованные проблемы истории образования и педагогики дореволюционной России (часть III)»

Методология и методика

историко-педагогического

исследования

Э. Д. Днепров

Некоторые

НЕИССЛЕДОВАННЫЕ И МАЛОИССЛЕДОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ РОССИИ ЧАСТЬ III*

УДК 37(450+571)(091) ББК 74.03(2)г

В статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, а так же библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.

Ключевые слова: неисследованные и малоисследованные проблемы истории дореволюционной отечественной школыи педагогики; историография истории педагогики, историко-педагогическое исследование.

Е. D. Dneprov

Some unsolved and little-investigated

PROBLEMS OF THE HISTORY OF EDUCATION AND

PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

PART III

The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.

The Key Words: unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, historiography of the history of pedagogics, historical-pedagogical research.

* Начало статьи в № 4, 2013 и № 1, 2014 г.

V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

1. Общие вопросы истории, педагогической мысли и педагогической науки в России

• Народная педагогика как предмет историко-педагогического исследования:

— Народная педагогика: содержание понятия и предмет исследования.

— Народная педагогика и этнопе-дагогика.

— Народная педагогика и проблемы этнографии детства.

— Проблемы периодизации народной педагогики.

— Источники изучения народной педагогики.

— Методы изучения народной педагогики.

• *Русская народная педагогика в ее историческом развитии. Народная педагогика в контексте народного миросозерцания и народной культуры

• Отечественная педагогическая мысль как предмет исследования

• Периодизация истории педагогической мысли и педагогической науки в дореволюционной России (в соотнесении с общеисторической периодизацией и периодизацией истории отечественной школы)

• *Генезис, основные направления и этапы развития педагогической мысли и педагогической науки в дореволюционной России

• *Русская педагогическая мысль в общем контексте развития национальной культуры и общественной мысли

• Педагогическая мысль дореволюционной России и задачи социально-экономического, политического и культурного развития страны

• Педагогическая мысль и идейные течения в дореволюционной России

• Становление и развитие основных социально-педагогических направлений в педагогике дореволюционной России

• Официальная педагогика в дореволюционной России: социальные

функции, круг идей, эволюция * * *

• Идеи гуманизма в прогрессивной педагогике дореволюционной России

• Гражданственность и идеи общественного служения в прогрессивной педагогике дореволюционной России

• Демократические традиции прогрессивной педагогики дореволюционной России

• Традиции и новаторство в дореволюционной отечественной педагогике:

— Традиции народной педагогики в прогрессивной педагогической мысли дореволюционной России.

• Прогрессивная педагогическая мысль России как фактор развития дореволюционной отечественной школы.

— Влияние передовой отечественной педагогической мысли на развитие школьного дела в дореволюционной России.

— Влияние прогрессивной отечественной педагогической мысли на практическую деятельность школы

дореволюционной России.

* * *

• *Становление и развитие педагогической науки в России (факто-

ры, этапы, тенденции и направления)

• Предмет, метод, структура и функции педагогики в педагогической литературе дореволюционной Россия

• Влияние прогрессивной русской общественной мысли на формирование и развитие педагогической науки в дореволюционной России

• Прогресс естественных наук как фактор становления и развития педагогической науки в дореволюционной России

• Педагогический опыт как фактор развития педагогической науки в дореволюционной России

• Влияние общественно-педагогического движения на развитие педагогической науки в дореволюционной России:

— Педагогическая журналистика как фактор развития педагогической науки в дореволюционной России.

— Роль педагогических обществ в развитии дореволюционной отечественной педагогики.

— Роль педагогических съездов в развитии дореволюционной отечественной педагогики.

• *Формирование педагогической науки в дореволюционной России как системы знаний

• Педагогическая наука в общей системе знаний и в опытах классификации наук в дореволюционной России

• *Развитие педагогической теории в дореволюционной России

• Развитие методов педагогических исследований в дореволюционной отечественной педагогике

— Опыт и эксперимент в педагогической науке и практике дореволюционной России

• Институционализация педагогической науки в дореволюционной России

• Педагогика как учебный предмет в дореволюционной России

• История педагогики как учебный предмет в дореволюционной России

• Учебник педагогики в дореволюционной России

• Учебник истории педагогики в дореволюционной России

• *Русская педагогическая терминология. Развитие педагогических

понятий и категорий

* * *

• Принцип народности воспитания в дореволюционной отечественной педагогике

• Принцип деятельности в дореволюционной отечественной педагогике

• Идея развития в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема связи школы с жизнью в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема единой школы в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема обучения на родном языке в педагогике дореволюционной России

• Проблема взаимосвязи педагогической теории и практики в педагогике дореволюционной России

2. Отдельные этапы развития педагогической мысли и педагогической 1

науки •

1 В данном разделе названы лишь некоторые из неисследованных проблем, относящихся к выделенным периодам. В тех же хронологических границах могут быть локализованы и сквозные темы, которые представлены в других разделах настоящей части перечня.

• *Русская педагогическая мысль XVIII века: факторы, этапы, тенденции и направления развития:

— Преемственность русской педагогической мысли XVII и XVIII веков. Новые тенденции в русской педагогике, формирование отечественной педагогики как самостоятельной отрасли знания.

— Социальные истоки педагогических идей XVIII века. Русское просветительство и педагогическая мысль. Педагогические проблемы в русском просвещении.

— Естественно-научный материализм и русская педагогическая мысль XVIII века.

— Проблема человека в русской педагогической мысли XVIII в. Определение целей воспитания и образования.

— «Естественная мораль» и «естественный человек» в русской педагогической мысли XVIII века.

— Расширение сферы педагогических проблем и обогащение теоретических представлений в русской педагогике XVIII века.

— Теоретические идеи педагогических проектов XVIII века. Разработка педагогических проблем в ходе реорганизации школьного дела.

— Педагогические идеи в Комиссии по составлению нового Уложения.

— Комиссия об учреждении народных училищ и ее роль в развитии русской педагогической мысли.

— Соотношение развития педагогической мысли и школьного дела в России в XVIII века. Опережающее развитие педагогической мысли и его истоки.

— Проблемы воспитания и образования в русской литературе и пуб-

лицистике XVIII века.

— Демократическая интеллигенция России и русская педагогическая мысль XVIII века.

— Московский университет и развитие русской педагогической мысли

в XVIII веке.

— Академия наук и развитие русской педагогической мысли в

XVIII веке.

— Влияние европейской педагогической мысли на образование и воспитание в России в XVIII веке.

• *Русская педагогическая мысль первой половины XIX века: факторы, тенденции и направления развития:

— Преемственность русской педагогической мысли XVIII и

XIX веков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Основные направления педагогических поисков в России в первой половине XIX века.

— Педагогическая мысль и основные философские течения в России первой половины XIX века.

— Педагогическая мысль и русское просветительство первой четверти XIX века.

— Вопросы воспитания и образования в русском утопическом социализме второй четверти XIX века.

— Славянофильская концепция воспитания и образования.

— Естественно-научный материализм и русская педагогическая мысль первой половины XIX века.

— Психологические проблемы в русской педагогике первой половины XIX века.

— Педагогическая мысль и развитие школьного дела в России в первой половине XIX века. Педагогическое содержание школьных реформ.

— Главный педагогический институт и развитие русской педагогической мысли в первой половине XIX века.

— Главное правление училищ и русская педагогическая мысль первой половины XIX века.

— Вопросы воспитания и образования в русской литературе и публицистике первой половины XIX века.

• *Русская педагогическая мысль второй половины XIX века: основные идеи, проблемы, факторы, тенденций и направления развития:

— Преемственность русской педагогической мысли первой и второй половины XIX века.

— Влияние первого демократического подъема 1860-х годов на развитие отечественной педагогики.

— Русская педагогическая мысль и социально-педагогические задачи эпохи. Социально-педагогические идеи и инициативы прогрессивной русской пе -дагогики второй половины XIX века.

— Прогрессивная русская педагогическая мысль второй половины XIX века как фактор развития отечественной школы.

— Основные социально-педагогические направления в русской педагогике второй половины XIX века.

— Отражение социальных противоречий русской жизни в отечественной педагогической мысли второй половины XIX века.

— Основные линии развития и обогащения русской педагогической мысли во второй половине XIX века.

— Рост национального самосознания и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Расцвет русской культуры и русская педагогическая мысль второй половины XIX в.

— Развитие естественных наук и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Становление и развитие научной педагогики в России во второй половине XIX века.

— Проблема научных и национальных оснований педагогики в русской педагогической мысли второй половины XIX века.

— Педагогическая мысль и идейно-философские течения в России второй половины XIX века.

— Революционная демократия и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Революционное народничество и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Либеральное народничество и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Русский либерализм и отечественная педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Русский консерватизм и отечественная педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Неогегельянство и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Неославянофильство и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Позитивизм и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Православно-теистическая философия и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.

— Русская педагогическая мысль и этические концепции второй половины XIX века.

— Педагогические идеи в демократической публицистике второй половины XIX века.

— Русская литература и педагогическая мысль второй половины XIX века.

• *Русская педагогическая мысль конца XIX — начала XX века: основные идеи, проблемы, факторы, тенденции и направления развития:

— Наследие второй половины XIX века и новые явления в русской педагогической мысли периода империализма и буржуазно-демократических революций. Расширение сферы педагогики и усложнение ее структуры и функций.

— Поляризация политических сил и процесс размежеваний в русской педагогике в конце XIX — начале XX века. Основные социально-педагогические направления и их противоборство.

— Передовая русская педагогическая мысль в борьбе за демократизацию народного образования в России в период двух буржуазно-демократических революций.

— Влияние первой российской революции на характер и направления развития отечественной педагогической мысли.

— Отечественная педагогическая мысль и идейные течения конца XIX — начала XX века.

— Марксизм и русская педагогическая мысль.

— Русская идеалистическая философия и педагогическая мысль.

— Веховство и русская педагогическая мысль.

— Русский «религиозный ренессанс» и педагогическая мысль конца

XIX — начала XX века.

— Русская педагогическая мысль и этические концепции конца XIX

— начала XX века.

— Научная революция конца XIX

— начала XX века и ее влияние на развитие отечественной педагогической мысли.

— *Педагогические течения в России конца XIX — начала XX века.

— *Разработка методологических и общетеоретических проблем в русской педагогике конца XIX — начала

XX века.

— Дискуссии о принципах, основаниях и методах построения научной педагогики в русской педагогической литературе конца XIX — начала XX века. Программы построения педагогики как науки.

— Проблема предмета и функций педагогики в русской педагогической литературе конца XIX — начала XX века.

— Вопрос о путях и методах педагогического познания в русской педагогической литературе конца XIX

— начала XX века.

— Проблема структуры педагогической науки в русской педагогической литературе конца XIX — начала XX века.

— Проблема соотношения педагогики с другими науками в русской педагогической литературе конца XIX

— начала XX века.

— Интегративные процессы в русской педагогике конца XIX — начала XX века.

— Углубление интереса к истории педагогики в конце XIX — начала

XX века как отражение роста самосознания отечественной педагогической науки.

3. Развитие отдельных отраслей педагогического знания

Теория воспитания

• *Становление и развитие теории воспитания в дореволюционной России как самостоятельной области педагогического знания

• Теория и практика нравственного воспитаний в дореволюционной России

• Теория и практика умственного воспитания в дореволюционной России

• Теория и практика трудового воспитания в дореволюционной России

— Проблема подготовки к труду в системе общего образования и ее разработка в педагогической литературе дореволюционной России

• Теория и практика физического воспитания в дореволюционной России

• Теория и практика эстетического воспитания в дореволюционной России

• Теория и практика семейного воспитания в дореволюционной России

• Теория и практика дошкольного воспитания в дореволюционной России

• Проблема игры в дореволюционной отечественной педагогике

* * *

• Проблема формирования личности в прогрессивной педагогике дореволюционной России

• Проблема формирования мировоззрения в прогрессивной педагогике дореволюционной России

• Проблема формирования гражданской активности в прогрессивной педагогике дореволюционной России

• Проблема единства нравственного и эстетического начал в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема полового воспитания в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема коллектива в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема взаимодействия семьи и школы в дореволюционной отечественной педагогике

• Правила для учащихся в школах дореволюционной России

• Проблема самовоспитания в дореволюционной отечественной педагогике

* * *

• Детское и юношеское движение в дореволюционной России:

— Детские и юношеские организации в дореволюционной России.

— Разработка педагогических проблем детского и юношеского движения в дореволюционной отечественной педагогике.

• Проблемы детского творчества в педагогике дореволюционной России

Теория образования и обучения

• *Становление и развитие дидактики в дореволюционной России как самостоятельной области педагогического знания

• *Развитие теории учебного процесса в дореволюционной отечественной педагогике

• Развитие теории содержания образования в дореволюционной отечественной педагогике:

— Проблема материального и формального образования в дореволюционной отечественной педагогике.

— Проблема классического и реального образования в дореволюционной отечественной педагогике.

— Проблема учебного предмета в дореволюционной отечественной пе-

дагогике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Проблема фуркаций обучения в дореволюционной отечественной педагогике.

— Проблема учебных программ в дореволюционной отечественной педагогике.

— Проблема учебного плана в дореволюционной отечественной педагогике.

— Проблема соотношения общего и профессионального образования в дореволюционной отечественной педагогике.

• Проблемы организационных форм обучения в дореволюционной отечественной педагогике

— Проблема урока в дореволюционной отечественной педагогике.

• Развитие теории методов обучения в дореволюционной России:

— Разработка новых методов обучения в педагогике дореволюционной России.

— Проблемное обучение в дореволюционной России.

• Идея развивающего обучения в дореволюционной отечественной педагогике

• Идея воспитывающего обучения в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема соединения обучения с производительным трудом в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема профессиональной ориентации в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблемы самообразования в дореволюционной отечественной педагогике

• Проблема межпредметных связей в дореволюционной отечественной

дидактике

• Факультативные занятия в педагогической теории и школьной практике дореволюционной России

• Проблемы педагогического краеведения в дореволюционной России

• Проблема самостоятельной работы учащихся в дидактике дореволюционной России

• Проблема домашних заданий учащихся в дидактике дореволюционной России

• Проблема учета и оценки знаний в дореволюционной отечественной дидактике

* * *

• Общие тенденции, направления и этапы развития частных методик в дореволюционной России

• Разработка методов начального обучения в дореволюционной России

• Направления разработки методики преподавания отдельных учебных предметов в дореволюционной России (по учебным предметам)

• Исторические опыт создания школьного оборудования и технических средств обучения в дореволюционной России

Педагогическая психология, дефектология, школьная гигиена

• *Становление и развитие педагогической психологии в дореволюционной России: факторы, этапы, тенденции, течения и направления

• Отражение борьбы основных психологических течений в педагогической психологии дореволюционной России

• Педология в дореволюционной России

• Экспериментальная психология и экспериментальная педагогика в дореволюционной России

• Психологические проблемы личности в педагогике и педагогической психологии дореволюционной России

• Психологические проблемы воспитания в педагогике и педагогической психологии дореволюционной России

• Психологические проблемы образования и обучения в педагогике и педагогической психологии дореволюционной России

• Проблемы возрастной психологии в педагогике дореволюционной России

• *Детская психология в дореволюционной России

• Становление и развитие дефектологии (коррекционной педагогики) дореволюционной России:

— Теоретическая разработка проблем сурдопедагогики в дореволюционной России.

— Теоретическая разработка проблем тифлопедагогики в дореволюционной России.

— Теоретическая разработка проблем олигофренопедагогики в дореволюционной России.

• Становление и развитие школьной гигиены в дореволюционной России

Школоведение

• Становление и развитие школоведения в дореволюционной России как отрасли педагогического знания:

— Предмет, метод и структура школоведения в дореволюционной отечественной педагогической литературе.

— Разработка теоретических проблем организации системы образования и ее отдельных звеньев в педагогике дореволюционной России.

— Разработка теоретических про-

блем управления народным образованием в педагогике дореволюционной России.

— Учебники школоведения в дореволюционной России.

разработка теоретических и методических проблем высшего, профессионального, педагогического и внешкольного образования

• *Становление и развитие педагогики высшей школы в дореволюционной России. Разработка теоретических основ и методических проблем учебно-воспитательного процесса в высшей школе

• Разработка теоретических основ и методических проблем профессионального образования в дореволюционной отечественной педагогике

• Разработка теоретических основ и методических проблем педагогического образования в дореволюционной отечественной педагогике

• Разработка теоретических основ и методических проблем внешкольного образования в дореволюционной отечественной педагогике

• Разработка теоретических и методических проблем образования взрослых в дореволюционной отечественной педагогике

4. Педагогическая и учебная литература

• Педагогическая литература в дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития:

— Русская педагогическая литература XVIII века.

— Переводы и издания зарубежной педагогической литературы в XIX веке.

— Русская педагогическая литература первой половины XIX века.

— Русская педагогическая литература второй половины XIX — начала XX века.

— Переводная педагогическая литература второй половины XIX — начала XX века.

— Справочные и словарно-энцик-лопедические издания по педагогике в дореволюционной России.

• История русской педагогической книги

* * *

• Проблемы школьного учебника в дореволюционной отечественной педагогике

• *Учебная литература в дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития:

— Учебная литература в России в XVIII веке.

— Учебная литература в России в первой половине XIX века.

— Учебная литература в России во второй половине XIX — начале XX века.

• Учебная литература для начальных народных школ в дореволюционной России

• Исторический опыт создания учебной литературы для средней школы в дореволюционной России (в целом и по отдельным учебным предметам)

• Учебная литература для высшей школы в дореволюционной России

• Учебная литература для профессиональных учебных заведений в дореволюционной России

• Учебная литература для педагогических учебных заведений в дореволюционной России

* * *

• Разработка педагогических проблем детской книги в дореволюционной России

• Разработка педагогических проблем детского чтения в дореволюционной России

• Детские словарно-энциклопеди-ческие издания в дореволюционной России

5. Педагогическая библиография

• Становление и развитие педагогической библиографии в дореволюционной России

• Библиографические издания по педагогике и народному образованию в дореволюционной России

• Библиографические указатели по отдельным звеньям, видам и отраслям образования и областям педагогического знания в дореволюционной России:

— История педагогики в педагогической библиографии дореволюционной России.

• Библиографические сведения по педагогике и народному образованию в общих библиографических изданиях дореволюционной России

• Педагогика в краеведческих библиографических указателях дореволюционной России

• Каталоги книжных издательств, магазинов, музеев, библиотек как источник педагогической библиографии в дореволюционной России

• Деятели педагогической библиографии дореволюционной России

• Педагоги и деятели просвещения в биобиблиографиях дореволюционной России

Список литературы

1. Гулыга, А. В. История как наука / А. В. Гулыга // Философские проблемы исторической науки. — М. : Наука, 1969. - С. 35.

2. Днепров, Э. Д. Историография школы и педагогики Древней Руси / Э. Д. Днепров // Советская педагогика, 1984. - № 4. - С. 105-111.

3. Днепров, Э. Д. О разработке методологических, историографических и источниковедческих проблем истории педагогики / Э. Д. Днепров // Школа России накануне и в период революций

1905-1907 гг. - М., 1985. - С. 5-24.

4. Днепров, Э. Д. Русская школа и педагогическая мысль первой половины XIX века: советская историография и методологические проблемы изучения / Э. Д. Днепров //Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. - М., 1986. -С. 5-86

5. Днепров, Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики. 1918-1977. Проблемы, тенденции, перспективы /

Э. Д. Днепров.- М., 1981. - 90 с.

6. Днепров, Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918-1977. Библиографический указатель / Э. Д. Днепров // Акад. пед. наук. НИИ общ. педагогики. - М., 1979. - 446 с.

7. Днепров, Э. Д. Школа пореформенной России в советской литературе / Э. Д. Днепров // Историографические и методологические проблемы изучения

отечественной школы и педагогики. - М.,

1989. - С. 23-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Днепров, Э. Д. Советская историография отечественной школы конца XIX

- начала XX вв. / Э. Д. Днепров // Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. Сб. науч. трудов. Под ред. Э. Д. Днепрова и О. В. Кошелевой.

- М., 1984. - С. 59-84

9. Днепров, Э. Д. Становление и развитие отечественной истории педагогики: основные этапы и тенденции / Э. Д. Днепров // Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. - М., 1989.

- С4-22.

10. Жураковский, Г. Е. Тематика кандидатских диссертаций по истории педагогики / Г. Е. Жураковский // Советская педагогика, 1941. - № 2. - С. 122.

11. Струминский, В. Я. Об итогах изучения литературно-педагогического наследства К. Д. Ушинского: Учен. зап. Ярослав. пед. ин-та. Вып. XIII (XXIII) / В. Я. Струминский // Педагогика и психология. - Ярославль, 1948. - С. 9.

12. Чувашев, И. В. О планировании и координации научно-исследовательской работы по истории педагогики / И. В. Чувашев // Советская педагогика, 1957. - № 10. - С. 115.

13. Шелгунов, Н. В. Воспоминания / Н. В. Шелгунов, Л. П. Шелгунова, М. И. Михайлов. - М., 1967. - Т. 1.

- С. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.