Методология и методика
историко-педагогического
исследования
Э. Д. Днепров
Некоторые
НЕИССЛЕДОВАННЫЕ И МАЛОИССЛЕДОВАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ РОССИИ ЧАСТЬ III*
УДК 37(450+571)(091) ББК 74.03(2)г
В статье представлен перечень неисследованных и малоисследованных проблем истории дореволюционной отечественной школы и педагогики, а так же библиография по этой теме, и историография, и перечень некоторых дальнейших направлений исследований и тематики публикаций.
Ключевые слова: неисследованные и малоисследованные проблемы истории дореволюционной отечественной школыи педагогики; историография истории педагогики, историко-педагогическое исследование.
Е. D. Dneprov
Some unsolved and little-investigated
PROBLEMS OF THE HISTORY OF EDUCATION AND
PEDAGOGICS IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA
PART III
The article deals with unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics. The bibliography and historiography of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, some further research tendencies and subject matters of publications are considered.
The Key Words: unsolved and little-investigated problems of the history of the pre-revolutionary Russian school and pedagogics, historiography of the history of pedagogics, historical-pedagogical research.
* Начало статьи в № 4, 2013 и № 1, 2014 г.
V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
1. Общие вопросы истории, педагогической мысли и педагогической науки в России
• Народная педагогика как предмет историко-педагогического исследования:
— Народная педагогика: содержание понятия и предмет исследования.
— Народная педагогика и этнопе-дагогика.
— Народная педагогика и проблемы этнографии детства.
— Проблемы периодизации народной педагогики.
— Источники изучения народной педагогики.
— Методы изучения народной педагогики.
• *Русская народная педагогика в ее историческом развитии. Народная педагогика в контексте народного миросозерцания и народной культуры
• Отечественная педагогическая мысль как предмет исследования
• Периодизация истории педагогической мысли и педагогической науки в дореволюционной России (в соотнесении с общеисторической периодизацией и периодизацией истории отечественной школы)
• *Генезис, основные направления и этапы развития педагогической мысли и педагогической науки в дореволюционной России
• *Русская педагогическая мысль в общем контексте развития национальной культуры и общественной мысли
• Педагогическая мысль дореволюционной России и задачи социально-экономического, политического и культурного развития страны
• Педагогическая мысль и идейные течения в дореволюционной России
• Становление и развитие основных социально-педагогических направлений в педагогике дореволюционной России
• Официальная педагогика в дореволюционной России: социальные
функции, круг идей, эволюция * * *
• Идеи гуманизма в прогрессивной педагогике дореволюционной России
• Гражданственность и идеи общественного служения в прогрессивной педагогике дореволюционной России
• Демократические традиции прогрессивной педагогики дореволюционной России
• Традиции и новаторство в дореволюционной отечественной педагогике:
— Традиции народной педагогики в прогрессивной педагогической мысли дореволюционной России.
• Прогрессивная педагогическая мысль России как фактор развития дореволюционной отечественной школы.
— Влияние передовой отечественной педагогической мысли на развитие школьного дела в дореволюционной России.
— Влияние прогрессивной отечественной педагогической мысли на практическую деятельность школы
дореволюционной России.
* * *
• *Становление и развитие педагогической науки в России (факто-
ры, этапы, тенденции и направления)
• Предмет, метод, структура и функции педагогики в педагогической литературе дореволюционной Россия
• Влияние прогрессивной русской общественной мысли на формирование и развитие педагогической науки в дореволюционной России
• Прогресс естественных наук как фактор становления и развития педагогической науки в дореволюционной России
• Педагогический опыт как фактор развития педагогической науки в дореволюционной России
• Влияние общественно-педагогического движения на развитие педагогической науки в дореволюционной России:
— Педагогическая журналистика как фактор развития педагогической науки в дореволюционной России.
— Роль педагогических обществ в развитии дореволюционной отечественной педагогики.
— Роль педагогических съездов в развитии дореволюционной отечественной педагогики.
• *Формирование педагогической науки в дореволюционной России как системы знаний
• Педагогическая наука в общей системе знаний и в опытах классификации наук в дореволюционной России
• *Развитие педагогической теории в дореволюционной России
• Развитие методов педагогических исследований в дореволюционной отечественной педагогике
— Опыт и эксперимент в педагогической науке и практике дореволюционной России
• Институционализация педагогической науки в дореволюционной России
• Педагогика как учебный предмет в дореволюционной России
• История педагогики как учебный предмет в дореволюционной России
• Учебник педагогики в дореволюционной России
• Учебник истории педагогики в дореволюционной России
• *Русская педагогическая терминология. Развитие педагогических
понятий и категорий
* * *
• Принцип народности воспитания в дореволюционной отечественной педагогике
• Принцип деятельности в дореволюционной отечественной педагогике
• Идея развития в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема связи школы с жизнью в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема единой школы в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема обучения на родном языке в педагогике дореволюционной России
• Проблема взаимосвязи педагогической теории и практики в педагогике дореволюционной России
2. Отдельные этапы развития педагогической мысли и педагогической 1
науки •
1 В данном разделе названы лишь некоторые из неисследованных проблем, относящихся к выделенным периодам. В тех же хронологических границах могут быть локализованы и сквозные темы, которые представлены в других разделах настоящей части перечня.
• *Русская педагогическая мысль XVIII века: факторы, этапы, тенденции и направления развития:
— Преемственность русской педагогической мысли XVII и XVIII веков. Новые тенденции в русской педагогике, формирование отечественной педагогики как самостоятельной отрасли знания.
— Социальные истоки педагогических идей XVIII века. Русское просветительство и педагогическая мысль. Педагогические проблемы в русском просвещении.
— Естественно-научный материализм и русская педагогическая мысль XVIII века.
— Проблема человека в русской педагогической мысли XVIII в. Определение целей воспитания и образования.
— «Естественная мораль» и «естественный человек» в русской педагогической мысли XVIII века.
— Расширение сферы педагогических проблем и обогащение теоретических представлений в русской педагогике XVIII века.
— Теоретические идеи педагогических проектов XVIII века. Разработка педагогических проблем в ходе реорганизации школьного дела.
— Педагогические идеи в Комиссии по составлению нового Уложения.
— Комиссия об учреждении народных училищ и ее роль в развитии русской педагогической мысли.
— Соотношение развития педагогической мысли и школьного дела в России в XVIII века. Опережающее развитие педагогической мысли и его истоки.
— Проблемы воспитания и образования в русской литературе и пуб-
лицистике XVIII века.
— Демократическая интеллигенция России и русская педагогическая мысль XVIII века.
— Московский университет и развитие русской педагогической мысли
в XVIII веке.
— Академия наук и развитие русской педагогической мысли в
XVIII веке.
— Влияние европейской педагогической мысли на образование и воспитание в России в XVIII веке.
• *Русская педагогическая мысль первой половины XIX века: факторы, тенденции и направления развития:
— Преемственность русской педагогической мысли XVIII и
XIX веков.
— Основные направления педагогических поисков в России в первой половине XIX века.
— Педагогическая мысль и основные философские течения в России первой половины XIX века.
— Педагогическая мысль и русское просветительство первой четверти XIX века.
— Вопросы воспитания и образования в русском утопическом социализме второй четверти XIX века.
— Славянофильская концепция воспитания и образования.
— Естественно-научный материализм и русская педагогическая мысль первой половины XIX века.
— Психологические проблемы в русской педагогике первой половины XIX века.
— Педагогическая мысль и развитие школьного дела в России в первой половине XIX века. Педагогическое содержание школьных реформ.
— Главный педагогический институт и развитие русской педагогической мысли в первой половине XIX века.
— Главное правление училищ и русская педагогическая мысль первой половины XIX века.
— Вопросы воспитания и образования в русской литературе и публицистике первой половины XIX века.
• *Русская педагогическая мысль второй половины XIX века: основные идеи, проблемы, факторы, тенденций и направления развития:
— Преемственность русской педагогической мысли первой и второй половины XIX века.
— Влияние первого демократического подъема 1860-х годов на развитие отечественной педагогики.
— Русская педагогическая мысль и социально-педагогические задачи эпохи. Социально-педагогические идеи и инициативы прогрессивной русской пе -дагогики второй половины XIX века.
— Прогрессивная русская педагогическая мысль второй половины XIX века как фактор развития отечественной школы.
— Основные социально-педагогические направления в русской педагогике второй половины XIX века.
— Отражение социальных противоречий русской жизни в отечественной педагогической мысли второй половины XIX века.
— Основные линии развития и обогащения русской педагогической мысли во второй половине XIX века.
— Рост национального самосознания и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Расцвет русской культуры и русская педагогическая мысль второй половины XIX в.
— Развитие естественных наук и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Становление и развитие научной педагогики в России во второй половине XIX века.
— Проблема научных и национальных оснований педагогики в русской педагогической мысли второй половины XIX века.
— Педагогическая мысль и идейно-философские течения в России второй половины XIX века.
— Революционная демократия и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Революционное народничество и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Либеральное народничество и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Русский либерализм и отечественная педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Русский консерватизм и отечественная педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Неогегельянство и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Неославянофильство и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Позитивизм и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Православно-теистическая философия и русская педагогическая мысль второй половины XIX века.
— Русская педагогическая мысль и этические концепции второй половины XIX века.
— Педагогические идеи в демократической публицистике второй половины XIX века.
— Русская литература и педагогическая мысль второй половины XIX века.
• *Русская педагогическая мысль конца XIX — начала XX века: основные идеи, проблемы, факторы, тенденции и направления развития:
— Наследие второй половины XIX века и новые явления в русской педагогической мысли периода империализма и буржуазно-демократических революций. Расширение сферы педагогики и усложнение ее структуры и функций.
— Поляризация политических сил и процесс размежеваний в русской педагогике в конце XIX — начале XX века. Основные социально-педагогические направления и их противоборство.
— Передовая русская педагогическая мысль в борьбе за демократизацию народного образования в России в период двух буржуазно-демократических революций.
— Влияние первой российской революции на характер и направления развития отечественной педагогической мысли.
— Отечественная педагогическая мысль и идейные течения конца XIX — начала XX века.
— Марксизм и русская педагогическая мысль.
— Русская идеалистическая философия и педагогическая мысль.
— Веховство и русская педагогическая мысль.
— Русский «религиозный ренессанс» и педагогическая мысль конца
XIX — начала XX века.
— Русская педагогическая мысль и этические концепции конца XIX
— начала XX века.
— Научная революция конца XIX
— начала XX века и ее влияние на развитие отечественной педагогической мысли.
— *Педагогические течения в России конца XIX — начала XX века.
— *Разработка методологических и общетеоретических проблем в русской педагогике конца XIX — начала
XX века.
— Дискуссии о принципах, основаниях и методах построения научной педагогики в русской педагогической литературе конца XIX — начала XX века. Программы построения педагогики как науки.
— Проблема предмета и функций педагогики в русской педагогической литературе конца XIX — начала XX века.
— Вопрос о путях и методах педагогического познания в русской педагогической литературе конца XIX
— начала XX века.
— Проблема структуры педагогической науки в русской педагогической литературе конца XIX — начала XX века.
— Проблема соотношения педагогики с другими науками в русской педагогической литературе конца XIX
— начала XX века.
— Интегративные процессы в русской педагогике конца XIX — начала XX века.
— Углубление интереса к истории педагогики в конце XIX — начала
XX века как отражение роста самосознания отечественной педагогической науки.
3. Развитие отдельных отраслей педагогического знания
Теория воспитания
• *Становление и развитие теории воспитания в дореволюционной России как самостоятельной области педагогического знания
• Теория и практика нравственного воспитаний в дореволюционной России
• Теория и практика умственного воспитания в дореволюционной России
• Теория и практика трудового воспитания в дореволюционной России
— Проблема подготовки к труду в системе общего образования и ее разработка в педагогической литературе дореволюционной России
• Теория и практика физического воспитания в дореволюционной России
• Теория и практика эстетического воспитания в дореволюционной России
• Теория и практика семейного воспитания в дореволюционной России
• Теория и практика дошкольного воспитания в дореволюционной России
• Проблема игры в дореволюционной отечественной педагогике
* * *
• Проблема формирования личности в прогрессивной педагогике дореволюционной России
• Проблема формирования мировоззрения в прогрессивной педагогике дореволюционной России
• Проблема формирования гражданской активности в прогрессивной педагогике дореволюционной России
• Проблема единства нравственного и эстетического начал в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема полового воспитания в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема коллектива в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема взаимодействия семьи и школы в дореволюционной отечественной педагогике
• Правила для учащихся в школах дореволюционной России
• Проблема самовоспитания в дореволюционной отечественной педагогике
* * *
• Детское и юношеское движение в дореволюционной России:
— Детские и юношеские организации в дореволюционной России.
— Разработка педагогических проблем детского и юношеского движения в дореволюционной отечественной педагогике.
• Проблемы детского творчества в педагогике дореволюционной России
Теория образования и обучения
• *Становление и развитие дидактики в дореволюционной России как самостоятельной области педагогического знания
• *Развитие теории учебного процесса в дореволюционной отечественной педагогике
• Развитие теории содержания образования в дореволюционной отечественной педагогике:
— Проблема материального и формального образования в дореволюционной отечественной педагогике.
— Проблема классического и реального образования в дореволюционной отечественной педагогике.
— Проблема учебного предмета в дореволюционной отечественной пе-
дагогике.
— Проблема фуркаций обучения в дореволюционной отечественной педагогике.
— Проблема учебных программ в дореволюционной отечественной педагогике.
— Проблема учебного плана в дореволюционной отечественной педагогике.
— Проблема соотношения общего и профессионального образования в дореволюционной отечественной педагогике.
• Проблемы организационных форм обучения в дореволюционной отечественной педагогике
— Проблема урока в дореволюционной отечественной педагогике.
• Развитие теории методов обучения в дореволюционной России:
— Разработка новых методов обучения в педагогике дореволюционной России.
— Проблемное обучение в дореволюционной России.
• Идея развивающего обучения в дореволюционной отечественной педагогике
• Идея воспитывающего обучения в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема соединения обучения с производительным трудом в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема профессиональной ориентации в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблемы самообразования в дореволюционной отечественной педагогике
• Проблема межпредметных связей в дореволюционной отечественной
дидактике
• Факультативные занятия в педагогической теории и школьной практике дореволюционной России
• Проблемы педагогического краеведения в дореволюционной России
• Проблема самостоятельной работы учащихся в дидактике дореволюционной России
• Проблема домашних заданий учащихся в дидактике дореволюционной России
• Проблема учета и оценки знаний в дореволюционной отечественной дидактике
* * *
• Общие тенденции, направления и этапы развития частных методик в дореволюционной России
• Разработка методов начального обучения в дореволюционной России
• Направления разработки методики преподавания отдельных учебных предметов в дореволюционной России (по учебным предметам)
• Исторические опыт создания школьного оборудования и технических средств обучения в дореволюционной России
Педагогическая психология, дефектология, школьная гигиена
• *Становление и развитие педагогической психологии в дореволюционной России: факторы, этапы, тенденции, течения и направления
• Отражение борьбы основных психологических течений в педагогической психологии дореволюционной России
• Педология в дореволюционной России
• Экспериментальная психология и экспериментальная педагогика в дореволюционной России
• Психологические проблемы личности в педагогике и педагогической психологии дореволюционной России
• Психологические проблемы воспитания в педагогике и педагогической психологии дореволюционной России
• Психологические проблемы образования и обучения в педагогике и педагогической психологии дореволюционной России
• Проблемы возрастной психологии в педагогике дореволюционной России
• *Детская психология в дореволюционной России
• Становление и развитие дефектологии (коррекционной педагогики) дореволюционной России:
— Теоретическая разработка проблем сурдопедагогики в дореволюционной России.
— Теоретическая разработка проблем тифлопедагогики в дореволюционной России.
— Теоретическая разработка проблем олигофренопедагогики в дореволюционной России.
• Становление и развитие школьной гигиены в дореволюционной России
Школоведение
• Становление и развитие школоведения в дореволюционной России как отрасли педагогического знания:
— Предмет, метод и структура школоведения в дореволюционной отечественной педагогической литературе.
— Разработка теоретических проблем организации системы образования и ее отдельных звеньев в педагогике дореволюционной России.
— Разработка теоретических про-
блем управления народным образованием в педагогике дореволюционной России.
— Учебники школоведения в дореволюционной России.
разработка теоретических и методических проблем высшего, профессионального, педагогического и внешкольного образования
• *Становление и развитие педагогики высшей школы в дореволюционной России. Разработка теоретических основ и методических проблем учебно-воспитательного процесса в высшей школе
• Разработка теоретических основ и методических проблем профессионального образования в дореволюционной отечественной педагогике
• Разработка теоретических основ и методических проблем педагогического образования в дореволюционной отечественной педагогике
• Разработка теоретических основ и методических проблем внешкольного образования в дореволюционной отечественной педагогике
• Разработка теоретических и методических проблем образования взрослых в дореволюционной отечественной педагогике
4. Педагогическая и учебная литература
• Педагогическая литература в дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития:
— Русская педагогическая литература XVIII века.
— Переводы и издания зарубежной педагогической литературы в XIX веке.
— Русская педагогическая литература первой половины XIX века.
— Русская педагогическая литература второй половины XIX — начала XX века.
— Переводная педагогическая литература второй половины XIX — начала XX века.
— Справочные и словарно-энцик-лопедические издания по педагогике в дореволюционной России.
• История русской педагогической книги
* * *
• Проблемы школьного учебника в дореволюционной отечественной педагогике
• *Учебная литература в дореволюционной России: основные этапы, тенденции и направления развития:
— Учебная литература в России в XVIII веке.
— Учебная литература в России в первой половине XIX века.
— Учебная литература в России во второй половине XIX — начале XX века.
• Учебная литература для начальных народных школ в дореволюционной России
• Исторический опыт создания учебной литературы для средней школы в дореволюционной России (в целом и по отдельным учебным предметам)
• Учебная литература для высшей школы в дореволюционной России
• Учебная литература для профессиональных учебных заведений в дореволюционной России
• Учебная литература для педагогических учебных заведений в дореволюционной России
* * *
• Разработка педагогических проблем детской книги в дореволюционной России
• Разработка педагогических проблем детского чтения в дореволюционной России
• Детские словарно-энциклопеди-ческие издания в дореволюционной России
5. Педагогическая библиография
• Становление и развитие педагогической библиографии в дореволюционной России
• Библиографические издания по педагогике и народному образованию в дореволюционной России
• Библиографические указатели по отдельным звеньям, видам и отраслям образования и областям педагогического знания в дореволюционной России:
— История педагогики в педагогической библиографии дореволюционной России.
• Библиографические сведения по педагогике и народному образованию в общих библиографических изданиях дореволюционной России
• Педагогика в краеведческих библиографических указателях дореволюционной России
• Каталоги книжных издательств, магазинов, музеев, библиотек как источник педагогической библиографии в дореволюционной России
• Деятели педагогической библиографии дореволюционной России
• Педагоги и деятели просвещения в биобиблиографиях дореволюционной России
Список литературы
1. Гулыга, А. В. История как наука / А. В. Гулыга // Философские проблемы исторической науки. — М. : Наука, 1969. - С. 35.
2. Днепров, Э. Д. Историография школы и педагогики Древней Руси / Э. Д. Днепров // Советская педагогика, 1984. - № 4. - С. 105-111.
3. Днепров, Э. Д. О разработке методологических, историографических и источниковедческих проблем истории педагогики / Э. Д. Днепров // Школа России накануне и в период революций
1905-1907 гг. - М., 1985. - С. 5-24.
4. Днепров, Э. Д. Русская школа и педагогическая мысль первой половины XIX века: советская историография и методологические проблемы изучения / Э. Д. Днепров //Актуальные вопросы историографии и источниковедения истории школы и педагогики. - М., 1986. -С. 5-86
5. Днепров, Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики. 1918-1977. Проблемы, тенденции, перспективы /
Э. Д. Днепров.- М., 1981. - 90 с.
6. Днепров, Э. Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России. 1918-1977. Библиографический указатель / Э. Д. Днепров // Акад. пед. наук. НИИ общ. педагогики. - М., 1979. - 446 с.
7. Днепров, Э. Д. Школа пореформенной России в советской литературе / Э. Д. Днепров // Историографические и методологические проблемы изучения
отечественной школы и педагогики. - М.,
1989. - С. 23-58.
8. Днепров, Э. Д. Советская историография отечественной школы конца XIX
- начала XX вв. / Э. Д. Днепров // Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. Сб. науч. трудов. Под ред. Э. Д. Днепрова и О. В. Кошелевой.
- М., 1984. - С. 59-84
9. Днепров, Э. Д. Становление и развитие отечественной истории педагогики: основные этапы и тенденции / Э. Д. Днепров // Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики. - М., 1989.
- С4-22.
10. Жураковский, Г. Е. Тематика кандидатских диссертаций по истории педагогики / Г. Е. Жураковский // Советская педагогика, 1941. - № 2. - С. 122.
11. Струминский, В. Я. Об итогах изучения литературно-педагогического наследства К. Д. Ушинского: Учен. зап. Ярослав. пед. ин-та. Вып. XIII (XXIII) / В. Я. Струминский // Педагогика и психология. - Ярославль, 1948. - С. 9.
12. Чувашев, И. В. О планировании и координации научно-исследовательской работы по истории педагогики / И. В. Чувашев // Советская педагогика, 1957. - № 10. - С. 115.
13. Шелгунов, Н. В. Воспоминания / Н. В. Шелгунов, Л. П. Шелгунова, М. И. Михайлов. - М., 1967. - Т. 1.
- С. 138.