Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО РОЗЫСКУ ОСУЖДЕННЫХ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ'

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО РОЗЫСКУ ОСУЖДЕННЫХ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / УЧАСТОК ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ КАК ИСПРАВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ОСУЖДЕННЫЕ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РОЗЫСК / ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Журавлев А. Н., Моисеев Н. Д.

В статье рассматриваются некоторые направления взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по розыску осужденных уклоняющихся от принудительных работ. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию данного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME AREAS OF INTERACTION BETWEEN OPERATIONAL UNITS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES AND THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM ON THE SEARCH FOR CONVICTS WHO EVADE FORCED LABOR

The article discusses some areas of interaction between the operational units of the internal affairs bodies and the penal enforcement system to search for convicted evaders of forced labor. Some suggestions are being made to improve this interaction.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО РОЗЫСКУ ОСУЖДЕННЫХ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_7_105 УДК 343.8

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО РОЗЫСКУ ОСУЖДЕННЫХ, УКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ SOME AREAS OF INTERACTION BETWEEN THE OPERATIONAL UNITS OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES AND THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM FOR THE SEARCH FOR CONVICTED PERSONS EVADING FORCED LABOR

ЖУРАВЛЕВ Александр Николаевич,

Академия ФСИН России, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности,

кандидат юридических наук, доцент.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, д.1.

E-mail: zan-19-64@mail.ru;

МОИСЕЕВ Николай Дмитриевич,

Академия ФСИН России, доцент кафедры организации оперативно-розыскной деятельности,

кандидат юридических наук, доцент.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, д.1.

E-mail: zan-19-64@mail.ru;

ZHURAVLEV Alexander Nikolaevich,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Associate Professor of the Department of Organization of Operational Investigative Activities, Candidate of Legal Sciences, associate professor. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru;

MOISEEV Nikolay Dmitrievich,

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Associate Professor of the Department of Organization of Operational Investigative Activities, Candidate of Legal Sciences, associate professor. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: zan-19-64@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются некоторые направления взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по розыску осужденных уклоняющихся от принудительных работ. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию данного взаимодействия.

Abstract: the article discusses some areas of interaction between the operational units of the internal affairs bodies and the penal enforcement system to search for convicted evaders of forced labor. Some suggestions are being made to improve this interaction.

Ключевые слова: принудительные работы, исправительный центр, участок функционирующий как исправительный центр, осужденные, оперативные подразделения, взаимодействие, розыск, оперативная обстановка.

Keywords:. forced labor, correctional center, a site functioning as a correctional center, convicts, operational units, interaction, search, operational situation.

Для цитирования: Журавлев А.Н., Моисеев Н.Д. Некоторые направления взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по розыску осужденных, уклоняющихся от принудительных работ // Аграрное и земельное право. 2023. № 7(223). С. 105-108. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_105.

For citation: Zhuravlev A.N., Moiseev N.D. Some areas of interaction between the operational units of the internal affairs bodies and the penal enforcement system for the search for convicted persons evading forced labor // Agrarian and Land Law. 2023. No. 7(223). pp. 105-108. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_7_105.

Статья поступила в редакцию: 08.07.2023

Согласно «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года» [1] в период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которыми: установлено совершенствование компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях; установлена возможность направления (перевода) осужденного к лишению свободы (принудительным работам) в исправительное учреждение (исправительный центр), расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.

В результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться.

В целях исполнения наказания в виде принудительных работ сформирована сеть исправительных центров. В соответствии с законо-

дательством Российской Федерации в настоящее время около 182 тыс. осужденных к лишению свободы имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры.

Интенсивное расширение применения уголовного наказания в виде принудительных работ объективно вызывает целый ряд правовых, организационных и тактических проблем, одной из которых является предупреждение и раскрытие преступлений и иных правонарушений совершаемых осужденными к этому виду наказанию.

Принудительные работы, как вид уголовного наказания не связанный с лишением свободы и изоляцией от общества согласно Федеральному закону № 420-ФЗ от 07.12.2011 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» появились в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации в конце 2011 г., но назначать данный вид наказания суды стали лишь с 1 января 2017 г., как только были введены в эксплуатацию первые исправительные центры (ИЦ) и участки, функционирующих как исправительные центры (УФИЦ) при колонии, в которых исполняются принудительные работы [2, с. 37-44].

Необходимо отметить то, что законодатель не учел некоторые особенности функционирования ИЦ и УФИЦ. Это связано с тем, что данный вид наказания раньше не применялся на территории Российской Федерации.

Одной из основных задач, стоящих непосредственно перед оперативными подразделениями учреждений и органов УИС обслуживающими ИЦ (УФИЦ), является предупреждение самовольных выездов осужденных к принудительным работам за пределы административного района их трудового использования и розыск самовольно выехавших и уклоняющихся от отбывания наказания в ИЦ (УФИЦ). Решение этой задачи складывается из выявления причин самовольного оставления административного района и условий, способствующих этому, выявления осужденных, склонных к самовольному выезду, непосредственного розыска самовольно выехавших и уклоняющихся от отбывания наказания.

Проблема повышения раскрываемости совершенных преступлений непосредственно связана с проблемой розыска самовольно выехавших как непосредственно осужденных к принудительным работам по приговору суда, так и осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которым в соответствии с ч. 2 ст. 80 Уголовного кодекса Российской Федерации неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания принудительными работами. Так как во время самовольного выезда осужденными могут совершаться различные преступления.

Оперативными подразделениями учреждений и органов УИС обслуживающими ИЦ (УФИЦ), в первую очередь должна решаться задача выявления и проверки лиц, самовольно выезжающих за пределы административного района на короткий период времени. Поскольку во время так называемых кратковременных отлучек осужденные могут совершать различные преступления, а в поле зрения оперативных подразделений органов внутренних дел (ОВД) не попасть.

Оперативному сотруднику необходимо вести постоянную работу по недопущению совершения осужденными преступлений во время отбывания наказания как на территории ИЦ (УФИЦ), так и за его пределами. Для этого оперуполномоченному необходимо постоянно иметь большое количество осведомителей. Если на территории исправительного центра часть данной работы ложится на плечи дежурной смены, то за пределами ИЦ (УФИЦ) работа по предупреждению преступлений без оперативного сопровождения сводится к нулю. Поэтому работа оперативного сотрудника также распространяется на рабочие объекты, куда были трудоустроены осужденные к принудительным работам. Для эффективной работы осведомители должны из числа работников организации, где трудоустроен осужденный, или лиц, проживающих в непосредственной близости к месту трудоустройства [3, с. 145-148].

Оперативным подразделениям учреждений и органов УИС обслуживающим ИЦ (УФИЦ) необходимо принимать своевременные меры по розыску самовольно выехавших лиц, поисковые действия проводить на высоком профессиональном уровне, с использования всех имеющихся сил и средств. Розыск - проблема комплексная и может быть успешно решена только при активном участии всех отраслевых служб учреждений и органов УИС при тесном взаимодействии с ОВД.

Совершенствование розыска путем овладения его передовыми формами и методами является одним из направлений активизации борьбы с правонарушениями, обеспечивающей быстрое и полное раскрытие преступлений и исправление осужденных.

Профессиональный уровень розыскной работы в первую очередь предполагает изучение личности разыскиваемых, ведь именно особенности, характеризующие личность, определяют в значительной степени направление и содержание розыскных мероприятий.

Оценивая работу по предупреждению самовольных выездов осужденных с объектов их трудового использования, следует выделить следующие отрицательные факторы, способствующие самовольным выездам осужденных. Имеет место поверхностный подход администрации некоторых исправительных учреждений к отбору осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, которым в соответствии с ч. 2 ст. 80 Уголовного кодекса Российской Федерации неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания принудительными работами, в результате чего на свободе оказываются лица, не вставшие на путь исправления, неоднократно нарушавшие установленный порядок (режим) отбывания наказания и вынашивающие преступные замыслы. Узким местом остается слабая организация надзора за осужденными в жилых помещениях ИЦ (УФИЦ) и на объектах их трудового использования. Далеко не лучшим образом организована оперативно-розыскная работа по предупреждению самовольного оставления места дислокации ИЦ (УФИЦ).

Необходимо, чтобы в каждом оперативном подразделении учреждений и органов УИС, обслуживающих ИЦ (УФИЦ) были четко определены обязанности этих сотрудников по пресечению самовольных выездов осужденных, порядок использования в этой работе необходимых сил и средств, способы взаимного информирования и поддержания связи как непосредственно внутри учреждений и органов УИС, таки во взаимодействии с ОВД, в том числе и на транспорте. Именно в этих мерах, заключается важный резерв улучшения розыскной работы.

Взаимодействие оперативных подразделений учреждений УИС и территориальных органов ФСИН, обслуживающих ИЦ (УФИЦ) с ОВД является важнейшим направлением деятельности. Данную работу следует выстраивать не только на уровне района дислокации ИЦ (УФИЦ) но и на уровне города и области в следующих формах: - проведение совместных координационных совещаний по выработке единых согласованных действий для решения задач оперативно-розыскной деятельности; - обмен оперативной информацией; - совместный анализ оперативной информацией в части, касающейся взаимодействия, а также анализа оперативной обстановки, на основе которой следует принимать управленческое решение; - проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий; - доведение итогов совместной оперативно-розыскной деятельности, разбор и исправление недостатков, выявленных в ходе проведения мероприятий.

Работа по взаимодействию с другими правоохранительными органами поможет деятельности оперативных сотрудников закрепленными за ИЦ (УФИЦ) в получения информации о лицах, отбывающих наказание в данном центре, организации помощи в поисках лиц, уклоняющихся от отбывания наказания. Правоохранительным органам данное взаимодействие интересно в рамках получения оперативно значимой информации, раскрытия ранее совершенных преступлений лицами, отбывающими наказание в виде принудительных работ.

Самовольно выехавшие осужденные чаще всего направляются в те места, где они до осуждения жили либо работали, где проживают их близкие связи или родственники. Поэтому сразу после ознакомления с материалами на вновь прибывшего и его личностью (особенно, если имеются сведения о его намерении покинуть объекты трудового использования) оперативному сотруднику учреждения или территориального органа ФСИН обслуживающего ИЦ (УФИЦ) следует направить сообщение в ОВД по месту прежнего жительства прибывшего или по месту жительства его родственников. В сообщении произвольной формы следует отразить: установочные данные осужденного, время его прибытия в ИЦ (УФИЦ), адрес и наименование прежнего места работы и жительства, степень родства близких ему лиц, по возможности, их точный адрес и цель направляемого сообщения. Такой целью будет просьба к ОВД периодически посещать указанные места, чтобы в случае появления там осужденного принять соответствующие меры. Кроме того, при наличии оперативной информации о том, что осужденный мог выехать с целью совершения преступления в заинтересованные ОВД целесообразно направлять справку с данной информацией. Такое информирование территориальных органов внутренних дел может оказать им существенную помощь в работе по нераскрытым преступлениям.

ОВД по месту прежнего жительства самовольно выехавшего осужденного в случае его появления необходимо информировать об этом территориальный орган ФСИН, а также ИЦ (УФИЦ) по телефону (а затем и письменно); задержать его.

Сообщения, направляемые оперативным сотрудником учреждения или органа УИС обслуживающего ИЦ (УФИЦ) в местные ОВД, будут способствовать предупреждению совершения преступлений на их территории осужденным, самовольно выехавшим за пределы объекта трудового использования. Таким образом, направление сообщения и его исполнение полезно не только ИЦ (УФИЦ), но и органу внутренних дел.

Оперативным сотрудникам учреждения или органа УИС обслуживающего ИЦ (УФИЦ) в случаи получения информации о намерении осужденного совершить кратковременный самовольный выезд за пределы района трудоиспользования (а иногда и за пределы области), необходимо провести с ним профилактическую беседу, либо предупредить его о возможном возвращении в места лишения свободы, усилить за данными осужденными наблюдение.

Оперативные сотрудники учреждения или органа УИС обслуживающего ИЦ (УФИЦ) лично и с помощью осведомителей обязаны выявлять причины самовольных выездов осужденных и условий, им способствующих. При выявлении таких причин и условий вносить предложения по их устранению руководству учреждения или органа УИС, а также руководству объекта трудового использования осужденных.

При проведении розыскных мероприятий необходимо собирать сведения о связях осужденного, о возможных путях его следования, предполагаемом месте нахождения, намерениях.

При предупреждении самовольных выездов и розыске осужденных наиболее эффективны следующие мероприятия: сбор данных о личности осужденного, сведения о родственниках, знакомых и их местожительстве; проверка мест возможного укрытия или появления разыскиваемого; получение сведений о связях осужденных, особенно женщинах, с которыми они могут вести переписку, установление их адресов; наблюдение за связями разыскиваемого, которые могут знать о его местонахождении.

При розыске осужденных самовольно оставивших объекты трудового использования или расположение ИЦ (УФИЦ) основные сведения об осужденных, полученные за истекшие сутки, нужно отражать на макетах-схемах, находящихся в дежурных частях (схема этажей общежитий, рядов вагончиков и т. п.). К макету прилагаются списки проживающих в комнатах, вагончиках и алфавитный журнал всех осужденных. На схеме условными знаками отражается движение осужденных (убыл за пределы административного района по разрешению; арестован и т. п.), а также решение об усилении контроля за отдельными осужденными, могущими совершить побег. Особо обозначается отсутствие осужденного при проверке по неустановленной причине (не появился на работе, не вернулся в ИЦ (УФИЦ) не возвратился из отпуска и т. п.). Это служит сигналом для осуществления проверочных и розыскных мероприятий.

Практика розыскной работы показывает, что о связях разыскиваемого могут быть осведомлены лица не только работавшие на одном объекте с разыскиваемым или совместно проживавших в общежитии, но и связанных с ним прежним местом жительства (землячеством). Такие лица наиболее осведомлены о намерениях разыскиваемого, его ближайших связях, возможном месте нахождения. Они же могут знать и все родственные (или наиболее значимые в такой ситуации для разыскиваемого) связи, не отраженные в личном деле осужденного.

В качестве предложений по совершенствованию розыска осужденных самовольно выехавших за пределы административного района их трудового использования или места расположения ИЦ (УФИЦ) хотелось бы видеть создание совместного приказа ФСИН России и МВД России, в котором прописать следующие. В территориальных органах ФСИН созданы отделы (отделения) розыска. Они должны во взаимодействии с

сотрудниками, закрепленными за оперативным обслуживанием ИЦ (УФИЦ) выступать инициаторами составления плана совместных мероприятий учреждений и органов УИС во взаимодействии с территориальными ОВД по предупреждению и пресечению самовольных выездов осужденных за пределы административных районов, где дислоцируются ИЦ (УФИЦ). В плане должны предусматриваться совместные комплексные действия оперативных подразделений учреждений и органов УИС с оперативными подразделениями ОВД, в том числе органов внутренних дел на транспорте, по розыску самовольно выехавших. Необходимо также планировать изучение путей и маршрутов движения, самовольно выехавших осужденных, создание на этой основе так называемых «коридоров розыска», которые нужно перекрывать совместными розыскными группами УИС и служебными нарядами территориальной и транспортной полиции. Координировать работу оперативных заслонов на транспорте, групп оперативного сопровождения поездов и совместных розыскных групп учреждений и органов УИС с подразделениями ОВД. Использовать конфидентов в местах возможного появления самовольно выехавших или оставивших территорию ИЦ (УФИЦ) осужденных, а также в местах их вероятного появления или укрытия.

На основе изучения оперативной обстановки совместные группы по розыску должны периодически вносить необходимые изменения в планы единой дислокации постов и маршруты патрулирования полиции с целью сосредоточить необходимое количество сил и средств и максимально приблизить их к местам дислокации ИЦ (УФИЦ), вокзалам, станциям, пристаням, аэропортам и другим пунктам вероятного появления самовольно выехавших осужденных.

С целью организации и обмена оперативной информацией о противоправных намерениях осужденных необходимо организовывать проведение рабочих встреч с оперативными подразделениями территориальных органов МВД России, на территории обслуживания которых расположены ИЦ (УФИЦ) и объекты трудоустройства, с обязательным составлением протокола.

Проблемные вопросы при организации взаимодействия правоохранительных органов с учреждениями и органами УИС, осуществляющими оперативное сопровождение ИЦ (УФИЦ), необходимо рассматривать на заседаниях постоянно действующих Координационных совещаний руководителей оперативных подразделений территориальных органов МВД России и ФСИН России.

Организация первоначальных оперативно-розыскных мероприятий в случае самовольного оставления осужденными административного района их трудоиспользования или места дислокации ИЦ (УФИЦ) заключается в следующем:

изучение личного дела на осужденного, информации полученной от конфидентов, материалов дел оперативного учета;

проведение беседы с осужденными по месту дислокации ИЦ (УФИЦ) и работы разыскиваемого, а также с администрацией объектов трудового использования последних;

осуществление проверки по учетам медвытрезвителя, моргов, лечебных учреждений, и иных мероприятий, направленных на получение необходимой информации;

выявление мест возможного нахождения осужденных, самовольно выехавших за пределы административного района трудоиспользования, и ориентировка территориальных ОВД;

ориентировка ОВД на транспорте о предполагаемых маршрутах движения разыскиваемого.

В заключение необходимо констатировать, что от четкого и слаженного взаимодействия оперативных подразделений учреждений и органов УИС с оперативными подразделениями ОВД зависит эффективность, оперативность и успех в розыске самовольно выехавших и уклоняющихся от отбывания наказания в ИЦ (УФИЦ) осужденных. Что в свою очередь интересно органам внутренних дел в рамках получения оперативно значимой информации, раскрытия ранее совершенных преступлений лицами, отбывающими наказание в виде принудительных работ, а также совершение ими новых преступлений.

Библиогра фия:

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 N 1138-р (ред. от 27.05.2023). [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 07.07.2023).

2. Дворянсков И.В., Сика А.М. Предупреждение преступлений, совершаемых осужденными к принудительным работам на территории исправительных центров (участков, функционирующих в режиме исправительных центров) и за их пределами // Вестник Пермского института ФСИН России. 2022 № 4 (47). С. 3744.

3. Симагин А.О. Оперативная работа в исправительных центрах на этапе становления наказания в виде принудительных работ // Вестник Самарского юридического института. 2019. № 4 (35). С.145-148.

References:

1. On the Concept of the development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030. Order of the Government of the Russian Federation of 29.04.2021 N 1138-r (ed. of 27.05.2023). [Electronic resource] // SPS "Consultant Plus" (accessed 07.07.2023).

2. Dvoryanskov I.V., Sika A.M. Prevention of crimes committed by convicts to forced labor on the territory of correctional centers (sites operating in the regime of correctional centers) and beyond // Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2022 No. 4 (47). pp. 37-44.

3. Simagin A.O. Operational work in correctional centers at the stage of formation of punishment in the form of forced labor // Bulletin of the Samara Law I n-stitute. 2019. No. 4 (35). pp.145-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.