Научная статья на тему 'Некоторые направления организационно-финансового развития агропромышленного комплекса на региональном уровне (на примере центрального федерального округа)'

Некоторые направления организационно-финансового развития агропромышленного комплекса на региональном уровне (на примере центрального федерального округа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Брилон Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления организационно-финансового развития агропромышленного комплекса на региональном уровне (на примере центрального федерального округа)»

бина переработки и соответствующие потери сырья; снижение покупательной способности населения.

В сложившихся условиях основное направление повышения эффективности отрасли — интенсификация производства путем создания высокопродуктивных насаждений с малогабаритными кронами на вегетативно размножаемых слаборослых (клоновых) подвоях; совершенствование породно состава, выращивание урожайных, устойчивых к основным болезням и вредителям сортов; более широкое применение орошения и удобрений; максимально возможная механизация возделывания; реконструкция существующих садов и ягодников с учетом научно обоснованного чередования культур.

Один из путей решения проблем плодоводства в Пензенской области — кооперация и агропромышленная интеграция, объединяющие производство, переработку, транспортировку, хранение и реализацию продукции.

Главное, условие создания подобных формирований — соблюдение принципов добровольности, самостоятельности и оптимальности хозяйственных звеньев, а также построение внутренних экономических отношений на основе рыночных стимулов и регуляторов. Не менее важен ценовой паритет, который на практике пока не получает последовательной реализации, обусловливая различия фактической эффективности партнёров по плодово-ягодному подкомплексу.

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОФИНАНСОВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

11. В. БРИЛОН, соискатель

Российский ГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Центральный Федеральный округ, на долю которого приходится четверть общего объема производства сельскохозяйственной продукции, занимает по величине этого показателя 1 место в стране. Однако большую его часть (35%) производят 5 областей ЦЧЗ (Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская, Белгородская), тогда как в состав округа входит 17 субъектов РФ.

Анализ показывает, что для аграрного сектора экономики наиболее характерны следующие проблемы.

Зависимость сельхозтоваропроизводителей от обеспечения горюче-смазочными материалами. Наиболее высокий рост цен на ГСМ отмечается, главным образом, в сезон интенсивных полевых работ, когда объем их потребления резко возрастает. По расчетам Минсельхоза РФ только из-за этого потери сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2005 г составили свыше 18 млрд руб.

Сокращение площади посевов. В 2003 г. ЦФО она уменьшилась по сравнению с 2000 г на 7,3% и составила 15,5 млн га. Ситуацию усугубляет снижение поголовья крупного рогатого скота, в результате чего сокращаются посевы кормовых культур.

Незначительные денежные поступления от реализации сельскохозяйственной продукции, что связано с низким уровнем цен на нее и высокой себестоимостью.

Высокая задолженность предприятий АПК по кредитам, платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Большая ее часть приходится на пени и штрафы за просроченные платежи. Кредиторская задолженность хозяйств ЦФО составила в 2004 г. 118,3 млрд руб., что на 7% превышает выручку от продажи продукции и составляет одну треть (31,4% величины этого показате-

ля) в целом по стране. Причем доля предприятий ЦФО в общем объеме кредиторской задолженности сельхозтоваропроизводителей за период с 2000 по 2004 г. возросла на 5,4%. Наряду с этим увеличилась и дебиторская задолженность, что свидетельствует о неудовлетворительном финансовом состоянии агарного сектора.

Коммуникационное развитие села до сих пор отстает от города, идет повышенная миграция сельского населения, особенно молодежи, в крупные города и областные центры. Как следствие, ухудшается профессиональный и возрастной состав руководителей и специалистов. Острее всего ощущается нехватка агрономов и ветеринарных врачей. Поэтому важнейшим фактором закрепления кадров следует считать улучшение условий жизни на селе.

В отрасли сохраняется низкий уровень заработной платы (в 2,5-4 раза ниже, чем в промышленности). Несмотря на то, что в целом по ЦФО он в 2004 г: был на 17,6% выше, чем в среднем в России, размер заработной платы составил всего 3134 руб. в месяц. Кроме того, наблюдается большая дифференциация его величины по регионам. Так, в Брянской области среднемесячная зарплата равна 1892 руб., а в Московской — 6693 руб.

Износ основныхфондов в агропромышленном комплексе ЦФО достиг 80%. Обеспеченность сельскохозяйственного производства в округе на начало 2005 п тракторами составляла 54%, зерноуборочными комбайнами — 56, кормоуборочными комбайнами - 58, сеялками — 72%;

По нашему мнению, в целях создания благоприятных условий для развития АПК в Центральном округе необходимо принять ряд мер правового, организационного и экономического характера.

Для нормативно-правового обеспечения функционирования аграрного сектора нужно:

ускорить принятие федерального закона «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка»;

принять во всех субъектах Федерации положения, предусмотренные Земельным кодексом РФ и законом «Об обороте сельскохозяйственных земель», а также разработать и активно применять федеральные и региональные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы природопользования, улучшения инвестиционного и предпринимательского климата;

создать систему ипотечного кредитования, позволяющую привлекать средства на длительный срок под залог земельных участков;

усовершенствовать систему страхования урожая. В организационном плане необходимо обеспечить эффективное расходование средств предусмотренных для реализации конкретных мероприятий по развитию сельского хозяйства;

стимулировать увеличение производства продукции животноводства, в том числе путем осуществления более действенной таможенно-тарифной политики, направленной на защиту национальных производителей;

обеспечить равные условия доступа к государственным программам субсидирования всех предприятий независимо от организационных форм и видов собственности;

предусмотреть государственные товарные и закупочные интервенции не только на рынке зерна, но и другой продукции аграрного сектора;

на уровне субъектов РФ принять меры по созданию новых структур, осуществляющих снабженческо-сбытовые функции, а также переработку сельхозсырья.

К числу мер экономического характера относятся: компенсация потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей от неконтролируемого роста цен на топливо и энергоносители;

стимуляция расширения посевных площадей зерновых культур с учетом агротехнической и экономической целесообразности, совершенствование механизмов закупочных и товарных интервенций, поддержка семеноводства и освоения ресурсосберегающих технологий, развитие инфраструктуры зернового рынка, направленной на минимизацию числа посредников;

финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций (предприятий).

Сложившаяся в последнее время в агропромышленном комплексе ситуация, диктует необходимость всесторонней государственной поддержки товаропроизводителей сучетом эффективного иностранного опыта. Государство должно создать благоприятные условия для деятельности предприятий всех форм собственности и хозяйствования, а также способствовать развитию производственной кооперации и интеграции - от сельхозмашиностроения до хранения и реализации продукции.

Система поддержки аграрного сектора должна, во-первых, способствовать приходу частных инвестиций для создания современного конкурентоспособного производства, во-вторых, проводить социальную политику, которая позволяла бы обеспечивать привлекательность жизни на селе и сохранение этого важнейшего уклада.

Действенная форма государственной поддержки аграрного сектора — субсидирование части процентных

ставок по кредитам, которые сельхозтоваропроизводители берут для своих нужд в коммерческих банках. Она практикуется в России с 2001 г. и уже позволила крестьянам и переработчикам привлечь около 150 млрд руб.

Важно отметить, что в России за последние годы сформирована государственная финансово-кредитная система обслуживания АПК. Сегодня в 65 субъектах Федерации работают представительства Россельхозбанка, в ряде регионов создана сеть и на районом уровне. По объемам средств, предоставленных товаропроизводителям АПК, он занимает второе место после Сбербанка России. Средний размер кредита - 2 млн руб. В связи с этим аграрным предприятиям ЦФО нужно лучше использовать кредитную систему для повышения экономической эффективности сельского хозяйства в регионе.

В последние годы в России появились инвесторы, готовые вкладывать капитал в развитие крупных агропромышленных формирований. На наш взгляд их вхождение в сельское хозяйство носит во многом противоречивый характер. С одной стороны, при несовершенстве рынка и высоких рисках невыполнения условий контрактов создание подобных структур позволяет уменьшить трансакционные издержки по продвижению продукции до потребителя, привлечь в отрасль дополнительные средства, а значит освоить заброшенные земли, новые технологии и методы управления. Как правило, от инвесторов региональные власти требуют участия в финансовом оздоровлении неплатежеспособных сельхозорганизаций, которые значительную часть операций осуществляют по бартеру или за наличный расчет, что ведет к финансовым злоупотреблениям. Создание новых крупных формирований централизует финансовые потоки, укрепляет дисциплину, легализует хозяйственную деятельность. В результате растут занятость и оплата труда.

Однако, с другой стороны, с приходом инвесторов часто ограничиваются самостоятельность сельхозпроизводителей, их имущественные права, увеличивается степень монополизации рынков. Кроме того, инвесторы экономят на развитии социальной и инженерной инфраструктуры. Происходит чрезмерная концентрация земли и имущества, что порождает сложности в управлении интегрированными структурами и стимулировании труда работников.

Серьезные негативные экономические и социальные последствия прихода инвесторов в село ряда регионов ЦФО — это создание сверхкрупных формирований ла-тифундистского типа, в прямом управлении которых могут находиться десятки тысяч гектаров земли, и обезземеливание сельхозтоваропроизводителей. Чтобы не допустить этого необходимо жестче ограничить предельную площадь земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц, а также снизить издержки по оформлению участков в собственность.

Разумной альтернативной сверхкрупным холдингам могут быть более мелкие агрофирмы, лучше всего кооперативного, а не акционерного типа; развитие инфраструктуры, облегчающей доступ к рынкам готовой продукции и ресурсов независимым предприятиям; создание предпосылок для выполнения контрактов и соглашений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.