Научная статья на тему 'Пути и способы развития организационного фактора инвестиционной привлекательности АПК региона'

Пути и способы развития организационного фактора инвестиционной привлекательности АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ФАКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ORGANIZATIONAL FACTOR / THE STATE SUPPORT OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верзилин Владимир Александрович, Закшевский Василий Георгиевич, Наролина Юлия Владимировна

На нынешнем этапе для повышения инвестиционной привлекательности АПК региона крайне важным представляется развитие организационного фактора. В работе рассмотрена и проанализирована государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей. Предложены меры организационного характера для повышения инвестиционной привлекательности АПК региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верзилин Владимир Александрович, Закшевский Василий Георгиевич, Наролина Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways and means of development of the organizational factor of the investment attractiveness of the regional agroindustrial complex

At the present stage an improvement of the organizational factor is vital for the development of investment attractiveness of agroindustrial complex of the region. The state support of agricultural goods manufacturers is viewed and analyzed in the article. The practical recommendations for the development of the investment attractiveness of the regional agroindustrial complex are offered.

Текст научной работы на тему «Пути и способы развития организационного фактора инвестиционной привлекательности АПК региона»

УДК 330.322:338.43

ПУТИ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ФАКТОРА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АПК РЕГИОНА

© В.А. Верзилин, В.Г. Закшевский, Ю.В. Наролина

На нынешнем этапе для повышения инвестиционной привлекательности АПК региона крайне важным представляется развитие организационного фактора. В работе рассмотрена и проанализирована государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей. Предложены меры организационного характера для повышения инвестиционной привлекательности АПК региона.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; организационный фактор; государственная поддержка сельского хозяйства.

Для развития инвестиционного процесса в регионе необходимо совершенствовать организационный фактор инвестиционной привлекательности АПК региона, важнейшим элементом которого является государственная поддержка инвестиционной деятельности.

Анализ бюджетной политики субъектов как ЦФО, так и других федеральных округов свидетельствует, что государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется по остаточному принципу и не является приоритетом на субъектном уровне.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» в 2004 г. возросли по сравнению с 2003 г. (в действовавших ценах) на 14,7 % при уровне инфляции 11,7 % и росте цен на промышленную продукцию в целом по экономике страны на 28,3 %. При этом удельный вес расходов на сельское хозяйство и рыболовство в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации оставался в 2002-2004 гг. стабильным, при этом в сравнении с 1999-2000 гг. он сократился с 2,8 до 1,7 %. На долю федерального бюджета приходилось в общих расходах консолидированного бюджета 44,6 %, что на 2 процентных пункта ниже, чем в 2003 г.

Государственная поддержка сельских товаропроизводителей не обеспечивает равных условий ее получения для различных категорий производителей (крупных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских фермерских хозяйств и хозяйств населения), несмотря на то, что объемы производства некоторых видов продукции, а именно картофеля, овощей, молока и мяса, в хозяйствах населения и крестьянских фермерских хозяйствах почти равны.

В 2004 г. сельскохозяйственным товаропроизводителям были выплачены субсидии в объеме 26,9 млрд руб., что на 4 % больше, чем в 2003 г. Сельскохозяйственным товаропроизводителям ЦФО было направлено субсидий в объеме 4,5 млрд руб., что составляет 16,7 % их общего объема. Получателями средств федерального бюджета были крупные и средние сельскохозяйственные организации. Доля крестьянских фермерских хозяйств в общем объеме финансирования была крайне незначительной, а хозяйства населения вообще не получали государственной поддержки.

Субсидирование сельхозтоваропроизводителей осуществлялось неравномерно и непропорционально. Если к 2002 г. объем субсидий возрос более чем в 2 раза, то по сравнению с 2003 г. их размер уменьшился на 357 млн руб., или на 7,3 %, при этом общий размер субсидий по стране возрос на 1126 млн руб., или на 4,3 %.

Объем государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей превысил показатель 2003 г. только в 6 регионах ЦФО из 18. В Воронежской области резко было снижено субсидирование - на 31 %.

В ходе проведенных в субъектах ЦФО контрольных мероприятий установлено, что темпы роста расходов федерального бюджета, направляемых на государственную поддержку АПК, опережают темпы роста финансирования из региональных бюджетов. При этом бюджетные ассигнования на развитие производства получают не более 48 % сельскохозяйственных товаропроизводителей, функционирующих в данных регионах.

Значимость государственной поддержки в форме субсидирования производства сель-

скохозяйственной продукции проявилась на уровне рентабельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, рассчитанной до налогообложения. Так, в 2004 г. данный показатель составил по Российской Федерации 10,4 %, а по ФЦО - 5 %. Без учета субсидий этот показатель составил по Российской Федерации 5,3 % и 1,9 % - по ЦФО.

Государственная поддержка позволила 5 областям из 7, имевшим отрицательный результат производственно-финансовой деятельности (без учета выплаченных субсидий), выйти на рентабельный уровень производства.

Вместе с тем в результате анализа отношения объема финансирования субсидий к объему выручки от реализации (как одному из основных показателей развития рынка) установлено, что в целом по стране объем субсидирования сельскохозяйственного производства составил 6,2 копейки на рубль выручки от реализации, по ЦФО - 4,1 копейки, в т. ч. по Воронежской области - 2,1 копейки (277 млн руб.).

Эти данные свидетельствуют о том, что субсидирование сельскохозяйственных товаропроизводителей в том виде, который существует в настоящее время, не оказывает влияния на решение важнейшей задачи -увеличение рынка отечественной сельскохозяйственной продукции.

В структуре централизованного финансирования сельского хозяйства остается значительной доля расходов, направляемых на содержание подведомственных структур и прочих расходов, т. е. не связанных с производством непосредственно.

Вследствие этого в 2004 г. отдельные виды субсидий сельскохозяйственного производства не оказывают реального влияния на экономические показатели. Так, субсидии из федерального бюджета на племенное животноводство компенсируют не более 10 % затрат в расчете на содержание одной головы маточного поголовья крупного рогатого скота; субсидии из федерального бюджета, выделенные на элитное семеноводство, компенсируют лишь 5-7 % от стоимости приобретения семян, что не покрывает даже их удорожания; субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями также не стимулируют развитие садоводства (площади многолетних насаждений сокращаются), не-

смотря на то, что компенсируется до 80 % затрат на посадку и уход за многолетними насаждениями.

Относительно новая форма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей (возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса) позволила в 2002-2004 гг. дополнительно привлечь денежные ресурсы только 3 субъектам ЦФО, в которых проводился аудит эффективности использования бюджетных ассигнований, в объеме 1622,9 млн руб.

В 2004 г. на данный вид государственной поддержки было направлено 4730 млн руб., из них 1326,9 млн руб., или 28 %, - предприятиям и организациям агропромышленного комплекса ЦФО. Однако в 2004 г. объемы субсидируемого кредитования уменьшились.

Наряду с увеличением объема централизованного финансирования сельского хозяйства необходимо реализовать следующие меры организационного характера для повышения инвестиционной привлекательности АПК региона:

- обеспечить эффективное расходование средств на конкретные мероприятия по развитию сельского хозяйства;

- принять меры по увеличению объемов продукции животноводства отечественного производства, в т. ч. проводить более действенную таможенно-тарифную политику, ограничивающую необоснованное насыщение рынка импортной продукцией;

- обеспечить равные условия доступа к государственным программам субсидирования всех сельхозтоваропроизводителей независимо от организационных форм и видов собственности;

- предусмотреть государственные товарные и закупочные интервенции не только на рынке зерна, но и другой продукции сельского хозяйства;

- на уровне субъектов Российской Федерации принять ряд мер по внедрению новых организационных структур, осуществляющих снабженческо-сбытовые функции, а также по созданию производств по переработке сельхозпродукции [1].

Помимо перечисленных выше мер, необходимо преобразовать систему управления АПК.

В целях создания условий для проведения единой агропродовольственной политики необходимо обеспечить четкое разграничение сфер ответственности федеральных, региональных и муниципальных органов управления АПК и их тесное взаимодействие в решении стоящих задач.

В целях осуществления функций государственного управления и контроля необходимо обеспечить бесперебойное функционирование по всей вертикали управления от федерального до районного уровня ветеринарных, охотничьих мелиоративных служб, инспекций по карантину растений и других государственных служб, инспекций и их территориальных органов.

Одной из важнейших задач является регулирование основных рынков, которое будет осуществляться федеральными органами через государственные специализированные структуры совместно с негосударственными организациями в аграрном секторе (отраслевыми «продуктовыми» союзами и ассоциациями).

В сфере управления государственной собственностью в АПК необходимо: провести

тщательную ее инвентаризацию и продолжить приватизацию с целью повышения эффективности аграрного сектора; на стратегически значимых рынках необходимо создать государственные интегрированные структуры, которые станут базой проведения государственной продовольственной политики [2].

1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации // Счетная палата Российской Федерации. 2006. № 2 (98).

2. Основные направления агропродовольствен-ной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы. URL: www. mcx.ru/dep_doc.html?he_id=800&doc_id=5000.

Поступила в редакцию 12.05.2009 г.

Verzilin V.A., Zakshevsky V.G., Narolina Yu.V. The ways and means of development of the organizational factor of the investment attractiveness of the regional agroindustrial complex. At the present stage an improvement of the organizational factor is vital for the development of investment attractiveness of agroindustrial complex of the region. The state support of agricultural goods manufacturers is viewed and analyzed in the article. The practical recommendations for the development of the investment attractiveness of the regional agroindustrial complex are offered.

Key words: investment attractiveness; organizational factor; the state support of agriculture.

УДК 330.322:338.43

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АПК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

© Ю.В. Наролина

В статье рассмотрена и проанализирована инвестиционная активность Воронежской области и проведен сравнительный анализ инвестиционной активности с другими областями ЦентральноЧерноземного региона. Дана оценка уровня инвестиционной привлекательности АПК Воронежской области.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность; оценка инвестиционной привлекательности; инвестиции.

Для оценки инвестиционной привлекательности региона целесообразно провести анализ его финансово-экономического развития. Анализ финансово-экономического развития региона позволяет определить привлекательность регионального рынка для ин-

весторов, уровень жизни населения и инвестиционную привлекательность рынка [1].

Инвестиционная активность в 2004 г. понизилась в большинстве областях Центрально-Черноземного района. Среди областей региона большая часть инвестиций в 2004 г. сосредоточена в Липецкой области -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.