Научная статья на тему 'Некоторые направления оптимизации современной организационно-экономической модели службы крови Свердловской области'

Некоторые направления оптимизации современной организационно-экономической модели службы крови Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
232
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учреждения здравоохранения / институт донорства / организационно-экономическая модель службы крови / реорганизация / эффективность и результативность деятельности учреждений службы крови / health care institution / institute of blood donation / organizational and economic model / reorganization / activity effectiveness and performance of blood banking organizations

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Леонтьев Игорь Леопольдович, Штейгервальд Мария Борисовна

Рассмотрены основные итоги реорганизации службы крови Свердловской области, проводимой с 2006 г. Определено, что по причине низкой экономической результативности осуществленных преобразований в значительной мере снижаются достигнутые медико-социальные эффекты. Выделены основные аспекты функционирования службы, затрудняющие процесс оптимизации ее деятельности. Предложены основные этапы дальнейшего изменения организационно-экономической модели службы крови и соответствующие им мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Леонтьев Игорь Леопольдович, Штейгервальд Мария Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article the basic results of the Sverdlovsk region blood banking reorganization that has been carried out since 2006 are examined. It is determined that because of low economic productivity of the executed reforms medical and social effects are considerably reduced. The basic aspects of the functioning of the service which impede the process of the optimization of its activity are singled out. The basic stages of the further changes in the organizational and economic model of the blood banking and proper measures are proposed.

Текст научной работы на тему «Некоторые направления оптимизации современной организационно-экономической модели службы крови Свердловской области»

И.Л. ЛЕОНТЬЕВ

зав. кафедрой экономики и управления здравоохранением Уральского государственного экономического университета, доктор медицинских наук, г. Екатеринбург

е-таИ: zdravo@usue.ru

М.Б. ШТЕЙГЕРВАЛЬД

соискатель Уральского государственного экономического университета,

г. Екатеринбург е-таИ: aniscinamasha@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СЛУЖБЫ КРОВИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены основные итоги реорганизации службы крови Свердловской области, проводимой с 2006 г. Определено, что по причине низкой экономической результативности осуществленных преобразований в значительной мере снижаются достигнутые медико-социальные эффекты. Выделены основные аспекты функционирования службы, затрудняющие процесс оптимизации ее деятельности. Предложены основные этапы дальнейшего изменения организационно-экономической модели службы крови и соответствующие им мероприятия.

Ключевые слова: учреждения здравоохранения, институт донорства, организационно-экономическая модель службы крови, реорганизация, эффективность и результативность деятельности учреждений службы крови.

УДК 338.23 ББК 65.05

I.L. LEONTYEV

Chair of Department of Economy and Management in Health Care of Ural State University of Economics, Doctor of Medical Science, Yekaterinburg

e-mail: zdravo@usue.ru

M.B. SHTEYGERVALD

post-graduate student of Ural State University of Economics,

Yekaterinburg e-mail: aniscinamasha@yandex.ru

SOME TRENDS OF OPTIMIZATION OF MODERN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MODEL OF THE BLOOD BANKING OF THE SVERDLOVSK REGION

In the article the basic results of the Sverdlovsk region blood banking reorganization that has been carried out since 2006 are examined. It is determined that because of low economic productivity of the executed reforms medical and social effects are considerably reduced. The basic aspects of the functioning of the service which impede the process of the optimization of its activity are singled out. The basic stages of the further changes in the organizational and economic model of the blood banking and proper measures are proposed.

Keywords: health care institution, institute of blood donation, organizational and economic model, reorganization, activity effectiveness and performance of blood banking organizations.

В службе крови Свердловской области с 2006 г. проводятся мероприятия по ее реорганизации. Результатом данных преобразований явились положительные медико-социальные эффекты, однако с точки зрения эконо-

мической результативности осуществленные мероприятия характеризуются иначе.

Несмотря на наличие бюджетной эффективности осуществленных мероприятий (1,47), по маржинальному счету экономи-

© И.Л. Леонтьев, М.Б. Штейгервальд, 2010

ческая эффективность данных мероприятий составила 0,65. В результате на сегодняшний день отмечается снижение показателя эффективности функционирования службы крови области (2005 г. — 1,7; 2008 г. — 1,1). Результативность деятельности службы [5] после реорганизации (2006-2008 гг.) также снизилась (2003 г. — 0,59; 2005 г. — 0,69; 2008 г. — 0,55), и на сегодняшний день уровень 2005 г. не достигнут.

Анализ современной модели службы крови Свердловской области позволил выявить следующие аспекты, затрудняющие процесс оптимизации ее деятельности: отсутствие четкой системы снабжения учреждений здравоохранения области продуктами крови; неорганизованность межбюджетных взаимоотношений между станциями переливания крови и муниципальными учреждениями здравоохранения, на территории которых располагаются отделения заготовки крови; высокая степень зависимости дееспособности учреждений от бюджетного финансирования; формальный подход руководителей учреждений к необходимости оптимизации деятельности станций; отсутствие механизма анализа и корректировки заявок муниципальных образований на продукты крови на стадии планирования производственной деятельности станций переливания крови; отсутствие четких границ между понятиями «платное» и «безвозмездное» донорство.

Названные проблемы в значительной мере снижают полученные в результате реорганизации службы медико-социальные эффекты. Для повышения эффективности деятельности учреждений следует продолжить мероприятия по изменению организационно-экономической модели службы крови.

Первый этап преобразований — изменение организационно-правовой формы учреждений переливания крови, их перевод из бюджетных учреждений в автономные некоммерческие организации с предоставлением права самостоятельно принимать решение — сохранить отделения заготовки крови как структурные подразделения либо реорганизовать их и сохранить как площадку для выездной деятельности по заготовке крови и ее компонентов.

Что касается государственных услуг учреждений службы крови и их оказания учреждениям здравоохранения Свердловской

области, на данном этапе предлагаем следующую схему: министерство здравоохранения области становится покупателем крови и компонентов крови для областных и муниципальных учреждений здравоохранения посредством создания некоторого объема государственного заказа для станций переливания.

Министерство здравоохранения обеспечивает препаратами крови подведомственные учреждения посредством размещения государственного заказа, что касается муниципальных учреждений здравоохранения — взаимоотношения между ними и станциями переливания крови строятся на договорной основе.

Установленный министерством здравоохранения области объем государственного задания размещается на станциях переливания крови на конкурсной основе. Финансирование выполнения государственного задания осуществляется в виде предоставления субсидий, размер которых определяется исходя из стоимости продуктов крови, обоснованной станциями при проведении конкурса. Направления расходования субсидий определяются в соглашении о выполнении государственного задания.

При формировании государственного задания для станций переливания крови учитываются установленные нормативы потребления продуктов крови, а также современные разработки по использованию компонентов крови, позволяющие добиться лучшего клинического эффекта при меньшем объеме и количестве гемотрансфузий [1-4]. Однако основой данного процесса являются заявки учреждений-потребителей. Для дополнительной проверки адекватности составленных учреждениями-получателями заявок предлагается следующее.

На момент согласования муниципального и государственного задания станции переливания крови представляют в министерство здравоохранения области информацию о заявках учреждений здравоохранения на продукты крови, с тем чтобы у членов комиссии была возможность уточнять представленные в заявках объемы.

Кроме устанавливаемого государственного задания министерством здравоохранения предусматривается удовлетворение сверхплановых срочных потребностей в

компонентах и препаратах крови посредством заключения соглашений со станциями переливания об оперативном предоставлении необходимых продуктов крови. Заинтересованность станций в наличии некоторого запаса может поддерживаться следующим образом. Определяется некий страховой взнос, выплачиваемый соответствующим станциям переливания крови министерством ежемесячно независимо от того, были ли потреблены «страховые запасы продуктов крови». В случае актуализации потребности в «страховых запасах» станция выдает их без взимания платы.

Несмотря на тот факт, что учреждения переливания крови становятся автономными некоммерческими организациями и при отсутствии какого-либо продукта крови могут решить данный вопрос, заключив договор с другой станцией, считаем необходимыми и актуальными разработку и принятие нормативного акта, устанавливающего правила взаимодействия учреждений службы крови Свердловской области между собой по вопросам, касающимся обеспечения медицинских учреждений кровью, компонентами и препаратами крови, на основе следующих принципов: социальная эффективность — первоочередное обеспечение срочной заявки; оперативность — быстрота и слаженность действий учреждений службы крови; информационная достаточность — снижение транзакционных издержек учреждений, достигаемое за счет наличия оперативной, достоверной и полной информации по необходимым разделам функционирования учреждений службы крови; документальность — документальное отражение производимых операций по передаче заявки медицинского учреждения; объективность — учет переданного обязательства по обеспечению медицинского учреждения компонентами или препаратами крови как исполнение государственного задания соответствующего учреждения, а именно — осуществляющего предоставление необходимого продукта.

На этом же этапе преобразований модели службы крови предлагается осуществить изменение существующей системы мотивации доноров.

Во-первых, определить, что предполагаемое питание донора после донации является обязательным и не подлежит замене на де-

нежную компенсацию, но может быть получено им в течение недели после донации. Кроме медицинской значимости, данное мероприятие несет экономический смысл, определяемый эффектом мультипликатора. Станции переливания крови не имеют в своей структуре столовых, для осуществления питания будут заключены договоры с организациями общественного питания, которые получат при этом доход, облагаемый налогом на прибыль, что позволит вернуть часть затрат в соответствующие бюджеты. Выделяемые средства не будут рассеяны, они позволят осуществить крупные единовременные вложения в экономику.

Во-вторых, установить материальную компенсацию за сдачу крови и (или) ее компонентов. При этом необходимо донести до доноров, что выплата либо ее альтернатива являются платой за донорство, соответственно любые компенсации, получение званий, а возможно, и участие в каких-либо акциях для доноров, где в условиях получения значится «безвозмездная сдача крови или ее компонентов», отсекаются для платных доноров.

Второй этап преобразований — отмена безусловного безвозмездного обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения компонентами крови, установление возможности для субъектов Российской Федерации определять условия для осуществления безвозмездного обеспечения муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами.

Процесс получения компонентов областными учреждениями остается прежним — посредством размещения государственного задания для станций переливания крови министерством здравоохранения Свердловской области. Что касается муниципальных медицинских учреждений, предлагается оформление соглашений между ними и министерством здравоохранения, устанавливающих обязательства органов местного самоуправления развивать институт донорства путем принятия муниципальных целевых программ (согласованных с министерством здравоохранения Свердловской области) и обязательства министерства обеспечивать организации муниципальной системы здравоохранения донорской кровью и ее компонентами. Объем финансирования программы может устанавливаться в зависимости от уровня

Существующая на сегодняшний день модель

£

х с го

I и (О

си ^ щ

5 3 £

- * I

и «и

0 ей

1 * "

&

материальное

стимулирование ■—► -->

ИНСТИТУТ ДОНОРСТВА

БУ СПК

БУСПК

БУ СПК

Муниципальные учреждения здравоохранения

Областные учреждения здравоохранения

Предлагаемые изменения

ЭТАП 1

Основное преобразование

Дополнительные элементы оптимизации модели

Изменение организационно-правовой формы станций переливания крови (БУ—е-АНО)

Разработка принципов взаимодействия станций при обеспечении МУ Создание единого информационного пространства Разграничение понятий «платное» и «безвозмездное» донорство Первичный анализ заявок МУ комиссией министерства здравоохранения

Основные результаты

Предоставление станциям права самостоятельно решать вопросы реорганизации отделений заготовки крови : Оптимизация организационной модели, устранение необоснованных расходов

Размещение государственного задания на конкурсной основе = Формирование конкурентной среды

Изменение формы оплаты выполнения государственного задания (сметное финансирование —е- предоставление субсидий) I Повышение заинтересованности станций в оптимизации расходования средств

Увязка объема государственного задания и финансирования его выполнения I Повышение заинтересованности станций в получении государственного задания

Наличие оперативной консолидированной информации по ситуации с продуктами крови и их потреблением в субъекте РФ

Повышение устойчивости института донорства

ЭТАП2

Основное преобразование Дополнительные элементы оптимизации модели

Отмена безусловного безвозмездного обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения компонентами крови (внесение изменений в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.) Создание обязательства муниципальных образований принимать целевые программы, направленные на развитие института донорства

Основные результаты

Формирование самоконтроля за потреблением продуктов крови со стороны учреждений здравоохранения

4. 4 ==

Предлагаемая модель

Процесс оптимизации модели службы крови Свердловской области

(БУ — бюджетное учреждение; АНО — автономная некоммерческая организация;

СПК — станция переливания крови; МУ — медицинское учреждение;

МЗ СО — министерство здравоохранения Свердловской области)

потребления крови и ее компонентов муниципальными организациями здравоохранения (на уровне 30-40% от него). По результатам анализа государственного задания, установленного для станций переливания крови на 2008 г., был определен условный объем средств, направленных на удовлетворение потребности муниципальных образований Свердловской области в донорской крови и ее компонентах. В том случае если финансовое обеспечение целевых программ будет на уровне 30-40% от потребления крови и ее компонентов муниципальными организациями здравоохранения, доля данных мероприятий в объеме средств местных бюджетов по разделу «Здравоохранение» составит от 0,3 до 0,8%.

В итоге реализации приведенных мероприятий получаем более эффективную (с позиции медико-социальной и экономической эффективности) модель службы крови (рис.). На представленном рисунке отображены описанные в данной статье оптимизационные меры и предполагаемые результаты преобразований. Данная модель не позволит обеспечивать медицинские учреждения продуктами крови с помощью административного ресурса, вместе с тем в области будет функционировать самостоятельная, заинтересованная в своем развитии и имеющая на это финансовые средства служба крови с адекватной в сегодняшних условиях системой мотивации развития института донорства.

Список использованной литературы

1. Гузовский Е.В., Афонин А.Н., Суханов Ю.С. К вопросу о нормативах потребления компонентов крови // Вестник службы крови России. 1998. № 4.

2. Гузовский Е.В., Суханов Ю.С. Способ планирования потребностей в свежезамороженной плазме // Эффективная терапия. 1999. № 2.

3. Жибурт Е.Б., Шестаков Е.А. Внедрение правил назначения компонентов крови в клиническую практику // Трансфузиология. 2007. № 3—4.

4. Жибурт Е.Б., Шестаков Е.А., Губанова М.Н. Внедрение аудита гемотрансфузий в клиническую практику // Главврач. 2008. № 1.

5. Трешутин В.А., Герасименко Н.Ф., Егорова И.А. Методика оценки эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений: метод. рекомендации. М., 1999.

Bibliography (transliterated)

1. Guzovskii E.V., Aphonin A.N., Sukhanov Yu.S. K voprosu o normativakh potrebleniya componentov krovi // Vestnik sluzhby krovi Rossii. 1998. № 4.

2. Guzovskii E.V., Sukhanov Yu.S. Sposob planirovaniya potrebnostei v svezhezamorozhennoi plazme // Effektivnaya terapiya. 1999. № 2.

3. Zhiburt E.B., Shestakov E.A. Vnedrenie pravil naznacheniya componentov krovi v clinicheskuyu praktiku // Transphuziologiya. 2007. № 3—4.

4. Zhiburt E.B., Shestakov E.A., Gubanova M.N. Vnedrenie audita gemotransphuzii v clinicheskuyu praktiku // Glavvrach. 2008. № 1.

5. Treshutin V.A., Gerasimenko N.Ph., Egorova I.A. Metodika otsenki effektivnosti deyatel'nosti lechebno-prophilakticheskikh uchrezhdenii: metod. recomendatsii. M., 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.