Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования учреждений службы крови'

Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования учреждений службы крови Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
367
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ КРОВИ / ДОНОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО ПРЕПАРАТОВ КРОВИ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF MANAGEMENT / BLOOD TRANSFUSION SERVICES / DONOR MOVEMENT / THE PRODUCTION OF BLOOD PRODUCTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Клименко И. С.

В статье рассматривается организационно-экономический механизм хозяйствования учреждений службы крови в России и за рубежом, выделяются проблемы отечественной службы крови, в частности, проблемы донорского движения и производства препаратов крови, даются рекомендации по повышению эффективности работы данной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving organizational and economic management mechanism of blood transfusion services

The article discusses the organizational and economic mechanism of management in blood transfusion services in Russia and abroad, problems of national blood services are highlighted, in particular the problem of donor movement and production of blood products, and recommendations for improving the effectiveness of the service are given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования учреждений службы крови»



От редакции:

В рамках масштабной программы развития службы крови и донорства, которую реализует Министерство здравоохранения Российской Федерации, на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова открыт Центр крови. Министр здравоохранения В.И.Скворцова приняла участие в его открытии. Это подчеркивает значимость события. Действительно, в этой важной сфере много нерешенных проблем, о чем говорила и сама министр. Обсуждению некоторых из имеющихся в службе крови проблем посвящена публикуемая сегодня статья.

Шеф-редактор Н.Г. Куракова И.С. Клименко,

аспирант кафедры экономики социальной сферы экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия, arsusha@list.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СЛУЖБЫ КРОВИ

УДК 338.462

Клименко И.С. Совершенствование организационно-экономического механизма хозяйствования учреждений службы крови (МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается организационно-экономический механизм хозяйствования учреждений службы крови в России и за рубежом, выделяются проблемы отечественной службы крови, в частности, проблемы донорского движения и производства препаратов крови, даются рекомендации по повышению эффективности работы данной службы.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм хозяйствования, учреждения службы крови, донорское движение, производство препаратов крови.

Учреждения службы крови выполняют важную социальную функцию — они помогают сохранить жизнь многим людям. Если вовремя не перелить компоненты и препараты донорской крови нуждающимся пациентам, то они могут умереть. Донорская кровь необходима при сложных операциях и травмах, больших кровопотерях и заболеваниях крови, злокачественных новообразованиях, при родах, ожогах и многих других случаях. Поэтому учреждения службы крови в основном финансируются государством.

Организационно-экономический механизм хозяйствования учреждений службы крови в

России представлен государственными, муниципальными и ведомственными учреждениями, а также подразделениями службы крови государственных, муниципальных и ведомственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), которые финансируются из соответствующего бюджета.

В Москве, например, заготовкой донорской крови и ее компонентов занимаются Центр крови и Станция переливания крови ФМБА России, Гематологический научный центр и Российский онкологический научный центр им. H.H. Блохина РАМН, учреждения службы крови ряда различных министерств: Минобо-

И.С. Клименко, 2013 г.

1енеджер N°3

здравоохранения 3C313

роны, МВД, ФСБ, Московская областная станция переливания крови, Центральный институт травматологии и ортопедии. Вышеперечисленные учреждения заготавливают кровь и ее компоненты только для нужд ЛПУ ведомственного или федерального подчинения. Основную работу по обеспечению всех ЛПУ столицы компонентами и препаратами донорской крови проводит Служба крови Департамента здравоохранения города Москвы. Она представлена Станцией переливания крови (СПК), 16-ю отделениями переливания крови (ОПК) и более 100 кабинетов трансфузионной терапии (КГТ) [1].

Организационно-экономический механизм хозяйствования учреждений службы крови за рубежом представлен несколько иначе, чем в России. Например, в Японии [2] система заготовки крови, производство ее компонентов и препаратов находится в собственности Красного Креста. Заготовка производится в основном выездными бригадами или в стационарных донорских пунктах, расположенных в людных местах. Всего в стране 141 стационарный пункт заготовки крови: 30 — в центрах крови и 111 — «донорские комнаты».

Если в России региональные клиники обеспечиваются компонентами крови безвозмездно, то в Японии компоненты крови продаются в клиники по стандартным ценам, установленным национальным правительством. Затраты клиник в свою очередь покрываются на 70% государственной системой медицинского страхования или на 90% частными страховыми компаниями, остальное платит пациент. То есть оплата идет таким же образом, что и оплата любой медицинской услуги, оказываемой в клинике. Особенностью является то, что в Японии все участники заинтересованы в экономии своих средств, в том числе и правительство. В целях экономии средств также были введены оплачиваемые должности менеджеров по трансфузиям (лат. Капэ^эю — переливание), которые должны следить за тем, чтобы не производилось необоснованных трансфузий.

В России для этих целей в больницы специально выезжают трансфузиологи Станций переливания крови.

В США переливанием крови занимаются некоммерческие организации, у которых есть лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности, так как кровь там считается лекарством. Они осуществляют свою деятельность под контролем Ассоциации банков крови США и Управления США по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств. Положительной стороной такой формы организации учреждений службы крови является то, что создается конкуренция между СПК, так как американские СПК существуют за счет поставок крови в больницы, поэтому они борются за доноров между собой.

Таким образом, организация учреждений службы крови в Японии и в США более эффективна, чем в России, поскольку идет ориентация на качество выпускаемой продукции и сокращение издержек. России было бы целесообразно также предоставлять донорскую кровь пациентам за счет страхования, а именно, за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Если учреждения службы крови перейдут на систему ОМС, то Станции переливания крови должны будут сами «зарабатывать» себе деньги, освобождая государственный бюджет от функции их основного источника финансирования. Но при этом может возникнуть угроза нехватки денег, по крайней мере, на первых порах. Поддержка государства в данном случае должна быть обязательно: она может выражаться в выделении субсидий на покупку дорогостоящего оборудования, на строительство, т.е. остаются статьи затрат, которые и в других учреждениях здравоохранения покрываются из бюджета. Такой переход позволит Станциям более рационально подходить к использованию денежных средств и заставит принимать более эффективные меры по привлечению доноров. Тем более сейчас в нашей стране большинство

№3 Менеджер

3013 '

здравоохранения

Э-

Таблица 1

Меры по привлечению доноров крови в некоторых зарубежных странах

Страна

Меры по привлечению доноров крови

США

Чувство гражданской ответственности, желание спасти жизнь человеку. На специализированных сайтах в Интернете публикуются истории людей, жизнь которых была спасена благодаря переливанию донорской крови. Кроме того, донорство для многих — семейная традиция.

Национальная служба крови Великобритании (ЫББ) уделяет большое внимание работе с постоянными донорами, а также привлечению новых. Эта работа осуществляется посредством Интернет-сайта организации, специальных информацион-Великобритания ных кампаний в СМИ и разъяснительной работы на местах через региональные

отделения организации, а также местные поликлиники и больницы. Также 2 раза в год издается журнал «Донор», который бесплатно распространяется в торговых центрах, офисах и других местах массового скопления людей.

Многие частные донорские центры пытаются привлечь граждан к донорству следующим образом: каждому донору, приведшему в центр двух человек, выдается подарочный сертификат стоимостью 10 евро, позволяющий участвовать в розыгрыше ценных призов.

Французская организация крови — государственное образование, работающее под эгидой Министерства здравоохранения Франции. Но продвижением и рекламой донорства в большей степени занимаются неправительственные организации разных типов. Наиболее крупное негосударственное учреждение — Французская Федерация добровольных доноров крови — организация, объединяющая региональные ассоциации доноров. Помимо подготовки разовых мероприятий по продвижению донорства, организация занимается и долгосрочными программами, в рамках которых проводятся обучающие семинары, размещаются передвижные пункты приема крови в ВУЗах, распространяются информационная продукция и сувениры

Германия

учреждений здравоохранения начали переход к одноканальному финансированию.

При этом донорская кровь за рубежом сдается в основном безвозмездно, в отличие от организации донорского движения крови в России. Сегодня в 62 зарубежных странах мира (США, Великобритания, Швейцария, Испания и др.) донорство безвозмездное, то есть доноры не получают денежной компенсации за сдачу крови. В качестве поощрения они получают сувениры и им предоставляются легкие закуски. В Японии, например, выплата денег донорам крови запрещена законом, а за нарушение этого правила определены штрафные санкции. Также многие исследования показывают, что качество донорской крови выше, когда донорство безвозмездное. В России, к сожалению, добровольное донорство крови развивается плохо, поэтому, в связи с недостатком крови, некоторым субъектам приходилось привлекать доноров за день-

ги, особенно в Москве (например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы №1848 от 23.12.2011), где самая большая потребность в донорской крови. Но в соответствии с принятием ФЗ № 125 от 20 июля 2012 г. уже в 2013 году платное донорство отменяется во всех учреждениях службы крови в России. Поэтому становится важным вести более эффективную пропагандную политику по привлечению доноров, чем она есть сейчас.

Рассмотрим меры, которые предпринимают некоторые зарубежные страны для стимулирования добровольного донорского движения (таблица 1) [3].

В России далеко не все из перечисленных мероприятий проводятся, к тому же государство не всегда соблюдает выполнение обязательств по льготам, предусмотренным безвозмездным донорам.

Общепринято, что для нормального функционирования системы здравоохранения необхо-

1енеджер №3

здравоохранения 3013

Округа

Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ Южный

федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Приволжский федеральный округ Уральский федеральный округ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

Рис. 1. Среднее количество доноров на 1000 человек по округам России

по состоянию на 2012 год

димо, чтобы на 1000 населения приходилось 25 доноров. В России этот показатель в среднем по округам равен 14 доноров на 1000 человек по состоянию на 2012 год (рис. 1) [4].

Из рис. 1 видно, что больше всего доноров на 1000 чел. в России в Сибирском федеральном округе.

Уменьшение числа доноров началось после ликвидации плановой системы организации донорства в начале XXI века, когда почти полностью была свернута деятельность Красного креста, органов управления здравоохранением по привлечению населения к донорству крови. Так, в 2008 году на 1000 человек приходилось всего 12 доноров. Поэтому с 2008 по 2012 годы Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральным медико-биологическим агентством была принята масштабная Программа развития добровольного донорства крови.

В программе было задействовано 82 субъекта Российской Федерации, в том числе 96 региональных и 11 федеральных учреждений Службы крови. На реализацию Программы только из федерального бюджета было выделено более 16 миллиардов рублей.

Основные направления программы:

1. Техническое переоснащение учреждений Службы крови.

За счет средств федерального бюджета приобретается оборудование по заготовке, переработке, исследованию и хранению донорской крови и ее компонентов. Это оборудование поставляется как в региональные, так и в федеральные медицинские учреждения.

2. Создание единой информационной базы данных по заготовке, переработке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов.

Каждое медицинское учреждение заносит сведения о доноре в свою электронную базу, и эти базы по стране никак не взаимодействуют. Если данную проблему удастся решить, то, во-первых, будет обеспечена возможность эффективного управления ресурсами крови в стране, а во-вторых, станет возможным отстранение от донорства людей, которым это противопоказано.

3. Развитие системы массового безвозмездного донорства крови и ее компонентов.

Реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие регулярного и безвозмездного донорства крови. Как одно из направлений этого служба крови заинтересована в сотрудничестве с частным бизнесом. Если внутри корпорации донорство одобряется, это сильно мотивирует работников корпорации к тому, чтобы стать донором.

№3 Менеджер

3013 '

здравоохранения

Благодаря этой программе уже в 2009 году количество доноров на 1000 человек увеличилось до 14. Делаем вывод, что Программа дала свои положительные результаты. Уже то, что количество доноров на 1000 человек населения возросло, уже хорошо. И направления Программы были выбраны самые необходимые, правда, удалось их реализовать далеко не на 100%. Можно сказать, что все 3 направления Программы удалось лишь немного активизировать.

В столице с целью дальнейшего развития донорства крови в рамках Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)» по инициативе Станции переливания крови Департамента здравоохранения города Москвы (ДЗМ) в подпрограмме учтено направление развития и пропаганды добровольного донорства крови (компонентов) в структуре службы крови ДЗМ.

Также программа модернизации здравоохранения в РФ в период 2011-2012 годов затрагивала развитие службы крови в нашей стране. Основные направления данной программы применительно к учреждениям службы крови были схожи с направлениями Программы развития добровольного донорства крови.

Недостаточно развито в нашей стране производство препаратов крови, многих препаратов не хватает, а каких-то не производят вообще: потребность российской медицины в альбумине удовлетворена на 15%, в иммуноглобулине для внутривенного введения — лишь на 5%, не производятся препараты факторов свертывания VIII и IX для лечения гемофилии и других нарушений гемостаза [1].

Изготовление лечебных препаратов крови основано на технологических принципах производства лекарственных средств в фармацевтической промышленности. Первоначальное отнесение производства препаратов плазмы к службе крови было ошибочным. Переход производственных подразделений СПК на хозрасчетные принципы деятель-

ности существенно повысил бы технологическую и экономическую эффективность переработки плазмы. Например, как показывают исследования, коммерческий сектор перерабатывает в год 27,1 млн. л. плазмы для изготовления препаратов (77% общего количества), некоммерческий сектор — 8,0 млн. л. (23%) [1]. Фракционирование (переработка плазмы) в мире все более становится коммерческим, поскольку при экономической мотивации более эффективно используются производственные мощности. Страны, в которых нецелесообразно создавать предприятия для фракционирования плазмы, практикуют контрактные взаимоотношения с крупными производителями препаратов. Передаваемая на переработку плазма чаще компенсируется готовой продукцией. В РФ, исходя из рекомендаций ВОЗ, необходимо в год перерабатывать на препараты не менее 1200 тыс. л. плазмы. Достигнутый в стране объем фракционирования плазмы недопустимо мал, хотя ресурсы донорства в стране достаточно велики.

Руководством страны приняты решения о строительстве в городах Москве и Кирове современных комплексов по производству препаратов крови, отвечающих международным требованиям качества и безопасности технологии и продукции. Суммарная проектная мощность предприятий предусматривает фракционирование 800 тыс. л. плазмы в год с выпуском основных препаратов. В настоящее время строительство заводов приостановлено. Нельзя допустить, чтобы большие бюджетные средства были «зарыты» в фундаменты уже построенных зданий, закупленное уникальное оборудование не приводилось в действие. А пока следует упорядочить и сделать юридически легитимной передачу плазмы на переработку в другие учреждения, так как сложившаяся практика торговли плазмой непрозрачна и юридически неупорядочена. Станции переливания крови заготавливают плазму на целевые средства местного бюджета, и она предназначена для обеспе-

1енеджер №3

здравоохранения 3013

чения больниц региона. Реализация плазмы другим учреждениям может быть только при наличии ее излишков, что маловероятно, поскольку потребность здравоохранения страны в крови и ее продуктах далеко не удовлетворена. Вырученные средства едва ли способствуют развитию трансфузиологии в регионе и идут совсем на другие цели. Поставляемую на переработку плазму целесообразно компенсировать готовыми препаратами. В таком случае региональное здравоохранение будет получать дефицитные лечебные средства, повысится эффективность использования донорской плазмы. Правда, тогда нарушится удобная практика: расходы за счет бюджета, выручка на премии [1].

Таким образом, необходимо менять организационно-экономическую форму хозяйствования учреждений службы крови в России. Мер, предпринимаемых государством по модернизации здравоохранения и в области донорства крови, недостаточно.

Во-первых, конечно, люди должны сами быть заинтересованы в сдаче крови. Необходимо им напоминать об этом, в частности, например, как в Великобритании, распространять бесплатные журналы, брошюры о донорстве в местах массового скопления

людей, как это делается у нас с обычными товарами и услугами. В них в полной мере раскрывать все плюсы донорства.

Во-вторых, при поддержке государства переводить Станции переливания крови на основы страхования. За счет средств фонда обязательного медицинского страхования покрывать расходы учреждений службы крови, так же, как это делается в поликлиниках и больницах. Тогда Станции переливания крови будут заинтересованы в большем привлечении доноров, лучшем, более современном оборудовании, которое позволит лучше проверять кровь на вирусы, дольше хранить. Ведь сейчас даже в Москве отбраковывается немало крови и по определенным причинам (медицинский аспект) кровь просто утилизируется, так как не хватает современных технологий. Поэтому некоторые компоненты донорской крови остаются по-прежнему в дефиците для многих людей, которые в них нуждаются.

В-третьих, нужно рассмотреть переход подразделений СПК, изготавливающих препараты крови, на хозрасчетные принципы производственной деятельности, что позволит повысить эффективность производства препаратов крови в нашей стране.

Литература

1. Майорова O.A. 60 лет Станции переливания крови города Москвы. 1952-2012. Сборник научных и практических материалов. — М.: ИД «МЕДПРКТИКА-М», 2012.

2. Жибурт Е.Б., Клюева E.A, Караваев A.B., Шестаков E.A. Служба крови Японии// Трансфузиология. — 2010. — №2.

3. URL: http://spbgspk.ru.

4. URL: http://yadonor.ru.

UDC 338.462

Klimenko I.S. Improving of organizational and economic management mechanism of blood transfusion services (Moscow State University M.V. Lomonosov, Russia)

Abstract. The article discusses the organizational and economic mechanism of management in blood transfusion services in Russia and abroad, problems of national blood services are highlighted, in particular the problem of donor movement and production of blood products, and recommendations for improving the effectiveness of the service are given.

Keywords: organizational and economic mechanism of management, blood transfusion services, donor movement, the production of blood products.

№3 Менеджер

3013 здравоохранения /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.