Научная статья на тему 'Некоторые методологические вопросы управления стратегией развития регионального АПК'

Некоторые методологические вопросы управления стратегией развития регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция / программа развития / регион / Стратегическое управление / принципы / агросфера / Concept / the development program / region / Strategic management / principle / Agrosphere

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Можаев Е. Е., Новиков В. Г.

В статье авторы исследуют теоретико-методологические основания формирования эффективной стратегии управления развитием агросферы на региональном (субфедеральном) уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article authors investigate the teoretiko-methodological bases of formation of effective strategy of management of agrosphere development at regional (subfederal) level.

Текст научной работы на тему «Некоторые методологические вопросы управления стратегией развития регионального АПК»

Экономика

НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК

Е.Е. МОЖАЕВ (фото),

кандидат экономических наук, профессор,

В.Г. НОВИКОВ,

кандидат экономических наук, профессор, Российский государственный аграрный заочный университет

Ключевые слова: концепция, программа развития, регион, стратегическое управление, принципы, агросфера.

В Федеральном законе «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития в РФ» [1] дано определение концепции социально-экономического развития, которая представляет собой систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. С учетом специфики аграрного сектора экономики можно предложить следующую трактовку этого понятия. Концепция развития сельскохозяйственного производства - это ведущий элемент системы стратегического управления, содержащий идею развития, комплекс взаимосвязанных целей и задач, и обосновывающий механизмы их реализации через анализ соответствующих предпосылок развития и взаимоувязывания их с соответствующими ресурсами [2]. Концепция представляет собой основу для разработки других плановых и программных документов, в которых должны найти отражение детализация концепции, ресурсы и проблемы конкретных отраслей и организаций, а также вытекающие отсюда механизмы и сроки исполнения мероприятий, необходимых для реализации стратегии. Неотъемлемой составляющей компонентой должны стать и стратегии развития хозяйствующих субъектов отрасли.

Гипотеза - научное предвидение, исходя из общей теории, то есть исходную базу построения гипотезы составляют теории и открытия на ее основе закономерности причинно-следственных связей функционирования исследуемых объектов.

Прогноз - это система научно-обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. В отличие от гипотезы прогноз имеет большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и количественных показателях. Он выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории и поэтому более достоверен.

План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем

п

ЛГЛ

отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы их сочетания могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана, следовать за ним, проводиться в процессе разработки плана или самостоятельно играть роль плана.

К сожалению, недостаточно внимания уделяется методическим аспектам стратегического развития сельскохозяйственного производства на всех уровнях хозяйствования. В периодической печати есть публикации, которые посвящены вопросам разработки стратегии развития сельского хозяйства в отдельно хозяйствующем субъекте. Однако обычно там перечисляются приоритетные направления, описываются целевые ориентиры, то есть приводятся результаты стратегического планового процесса без описания порядка работы, использованных методов и т.д. Очевидно, что назрела необходимость создания методологии стратегического регионально-отраслевого управления развития.

В общем виде определение методологии может быть представлено как совокупность приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретной науки, определяет принципы, подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления. В мировой практике сформировались две методологии прогнозирования и планирования экономического и социального развития. Первая основана на марксистской теории расширенного воспроизводства. Эта теория является основой при планировании в условиях командно-административной системы. Вторая теория базируется на кейнсианской и монетарной теориях. Она получила свое развитие в странах с рыночной экономикой.

Однако стратегическое планирование имеет свои особенности, которые влияют на раскрытие понятия методологии. В связи с этим под методологией стратегического планирования необходимо понимать систему подходов, принципов, параметров, методов разработ-

143900, Московская область, г. Балашиха-8, ул. Юлиуса Фучика, 1; тел. 8 (495) 521-24-56

ки и обоснования стратегии развития, а также логику данного процесса.

Основные подходы к стратегическому планированию в сельском хозяйстве региона, района, по нашему мнению, должны быть представлены следующими положениями.

■ Как известно, целью сельскохозяйственного производства является удовлетворение потребности населения в продуктах питания, большинство из которых не могут быть произведены без участия перерабатывающей промышленности. Поэтому на региональном уровне стратегия развития сельскохозяйственного производства должна разрабатываться как часть стратегии развития агропродовольственного комплекса региона.

■ Уровень и динамика платежеспособного спроса, емкость и структура продовольственного рынка, по сути, выступают внешним окружением для агропродовольственного комплекса в целом и сельского хозяйства в частности. В методологическом и методическом аспектах такое разграничение важно для научного обоснования стратегии развития агропродовольственного комплекса, организационно-экономического обоснования ее реализации, форм и методов воздействия органов управления АПК на сельхозтоваропроизводителей.

■ Агропродовольственная стратегия хозяйствующего субъекта должна быть ориентирована в первую очередь на обеспечение региональной продовольственной безопасности, под которой понимается состояние экономики данного субъекта Федерации, при котором достигается достаточное (по медицинским нормам) обеспечение продуктами питания (за счет собственной продукции) при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в случае осложнения продовольственного положения в Российской Федерации и соответствующем уровне доступности продовольствия [3]. Это определение относится к аграрным и аграрно-промышленным регионам, в задачу которых входит не только самообеспечение терри-

Concept, the development program, region, strategic management, principle, agrosphere.

тории продуктами питания, но и поставка их излишков на федеральный агропро-довольственный рынок.

Методология прогнозирования и управления развитием экономики определяет основные принципы проведения прогнозных и плановых расчетов, раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов, планов и их осуществления.

Принципы - это основополагающие правила управления, то есть исходные положения формирования прогнозов и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Иными словами, это основные требования, которые должны выполняться при разработке планов и прогнозов [4].

Общество, развиваясь, предъявляет определенные требования к принципам управления. Одни из них имеют объективную основу и могут использоваться при любых социально-экономических отношениях, другие порождаются этими отношениями и перестают действовать при изменении аграрной политики. Условно принципы, используемые в планировании, можно подразделить на две группы: общие и специфические. К первой группе можно отнести принципы научности, сочетания централизованного государственного руководства и его отраслей с инициативой коллективов организаций и местных органов управления. Основными принципами второй группы являются директивность; обеспечение комплексности, взаимной увязки и единства всех частей и разделов плана, пропорциональности и сбалансированности плана; непрерывность управления на основе согласованности перспективных и текущих планов. При переходе к рыночным отношениям одни принципы перестали действовать, другие изменились, а третьи рождаются, отражая специфику иных экономических отношений.

Принцип целенаправленности предполагает обоснование стратегических целей и приоритетов экономического развития объекта управления.

Принцип комплексности означает, что процесс формирования приоритетных функций планируемого объекта на перспективу должен быть согласован со всей совокупностью полученных прогнозных оценок и факторов его развития.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности. Следование его требованиям означает, что при определении приоритетных функций развития любой социально-экономической системы на перспективу следует принимать в расчет предпосылки и ограничения для ее развития, обусловленные функционированием и развитием в перспективе внешней по отношению к ней среды.

Принцип адаптивности означает, что с учетом возможных изменений внешней среды должны быть отработаны процедуры корректировки целей и

приоритетов развития, сформулированных в стратегических концепциях и программах, путем использования механизмов обратной связи и системы мониторинга.

Принцип эффективности означает, что при формировании стратегического выбора направлений развития социально-экономической системы необходимо добиваться, чтобы предполагаемый набор приоритетных функций обеспечивал достижение желаемого состояния планируемой системы при рациональном использовании всех видов ресурсов.

Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта развития социально-экономической системы на уровне законодательного органа.

С принципом легитимности тесно связан принцип демократичности, означающий привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и специалистов отрасли.

Реализация принципа профессионализма при формировании стратегических документов обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов соответствующего профиля, организацией независимой экспертизы.

К специфическим принципам разработки концепции целесообразно отнести следующие:

■ согласованность со стратегией развития сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса России в целом;

■ учет региональных природно-экономических особенностей;

■ оптимизация структуры сельскохозяйственного производства агропромышленного комплекса;

■ поддержка конкурентоспособности продукции на межрегиональном и внешнем рынках;

■ ориентация на собственные научные, производственные, сырьевые, финансовые и иные ресурсы;

■ содействие становлению внутреннего агропродовольственного рынка, вытеснение элементов теневой экономики;

■ развитие взаимовыгодных межрегиональных связей в области сбыта сельскохозяйственной и агропродоволь-ственной продукции и материально-технического обеспечения отрасли;

■ поддержка сельхозтоваропроизводителей различных организационно-правовых форм хозяйствования и масштабов деятельности;

■ решение проблемы экологизации производства на всех стадиях получения конечного продукта;

■ поддержка социальных преобразований на селе.

Учитывая сложность и важность объекта управления, считаем целесообразным выделить три этапа в рамках

Экономика

алгоритма разработки концепции:

■ подготовительный этап;

■ этап разработки проекта концепции;

■ этап согласования проекта и утверждения концепции [5].

Каждый из этапов представляет собой логически обоснованный комплекс действий, для которого характерны свои методы и подходы к организации работ, качественно различные виды промежуточного и конечного продуктов, обусловленные целями и задачами.

Подготовительный этап включает разработку пакета организационных и распорядительных документов по созданию концепции, разработке технического задания, предварительной генерации идей, формированию группы разработчиков концепции, подготовке научнометодической базы, планированию процесса разработки.

Решение о разработке концепции развития агросферы должно приниматься на уровне руководства органов исполнительной власти субъекта Федерации обычно в виде распоряжения председателя правительства (губернатора). Подобный документ может разрабатываться в дополнение к концепции социально-экономического развития региона с предусмотренной законодательством региона периодичностью. В распоряжении обязательно должны быть указаны сроки подготовки проекта концепции и ответственное лицо - руководитель органа управления сельского хозяйства данного субъекта Федерации, который назначает руководителя разработки концепции, утверждает состав координационной комиссии (группы).

Конечными продуктами этапа разработки проекта концепции являются:

■ анализ развития сельского хозяйства региона как объективная оценка сложившейся ситуации в данном секторе экономики субъекта Федерации с целью выявления сложившихся тенденций и определения стратегических параметров его функционирования;

■ проект концепции развития агропро-довольственного комплекса региона, включающий стратегические направления и приоритеты развития агробизнеса;

■ методическая схема организации и проведения мониторинга реализации концепции как научно обоснованный комплекс действий, позволяющих осуществлять оперативный контроль эффективности реализуемых мероприятий.

Стадия согласования проекта концепции включает осуществление информационно-аналитического сопровождения, задача которого заключается в вовлечении населения, общественных организаций, предпринимателей, органов законодательной и исполнительной власти, а также местного самоуправления в активный диалог с разработчиками с целью доработки проекта с учетом мнения всех заинтересованных физических и юридических лиц.

На заключительном этапе должны

Экономика

стратегического управления развитием сельскохозяйственного производства, что будет служить одним из важных факторов для преодоления кризисного состояния отрасли.

быть разработаны целевые программы, выделяются ресурсы с отражением в

комплексные программы развития сель- законе о бюджете субъекта Федерации и

скохозяйственного производства, инве- назначается ответственное лицо.

стиционные проекты. По каждой програм- Таким образом, предлагаемый подме определяются сроки ее выполнения, ход позволит сформировать систему

Литература

1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 23 июня 1995 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 30.

2. Банникова Н. В. Стратегическое планирование в аграрном производстве. Ставрополь : СГАУ, 2005. 196 с.

3. Модебадзе Н. Оценка продовольственной безопасности региона //АПК: экономика, управление. 1997. № 12. С. 3-7.

4. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М. : ИНФРА-М, 2003. 260 с.

5. Новиков В. Г., Можаев Е. Е., Куракин С. Г. Актуальные проблемы стратегического управления развитием агросферы региона: вопросы теории, методологии, практики. М. : РосАКО АПК, 2009. 181 с.

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Е.А. ГАТАУЛИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, ВИАПИ им. А.А. Никонова

Ключевые слова: финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций, финансовый анализ, Уральский федеральный округ.

Уральский федеральный округ (УрФО), безусловно, прежде всего промышленный регион с развитой добычей полезных ископаемых и обрабатывающей промышленностью. Доля сельского хозяйства в структуре валовой добавленной стоимости округа в 2 раза ниже среднероссийской -2,5%1 (Росстат, 2007 г.). В то же время роль сельского хозяйства для обеспечения жизнедеятельности региона нельзя недооценивать. В Челябинской, Свердловской и особенно Курганской областях его вклад в валовой региональный продукт достаточно весом: 6,5; 3,4 и 16% соответственно. Насущная необходимость обеспечения продовольствием населения региона, вахтовых поселков в условиях высоких транспортных затрат ставит перед органами власти задачу всемер-

Рентабельность реализации СХО УрФО с учетом и без учета субсидий, 2008 г., %*

Таблица 1

Субъекты РФ Рента- бельность реализации без субсидий Рента- бельность реализации с субсидиями Прибавка в пунктах рентабельности благодаря субсидиям Рентабельность по чистой прибыли Доля в валовой продукции сельского хозяйства СХО РФ Доля субсидий в выручке

Российская Федерация 12,6 26,7 14,2 14,7 100,00 12,3

Уральский федеральный округ 7,8 28,9 21,1 15,3 5,94 18,7

Курганская область 26,8 41,2 14,3 30,3 0,74 11,3

Свердловская область 4,9 20,3 15,4 11,3 1,77 13,8

Тюменская область (без округов) 9,3 52,0 42,8 21,6 1,42 37,3

* Источник: расчет автора на основе форм сводных годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Минсель-хоза РФ за 2008 г. и ГМЦ Росстата «Продукция сельского хозяйства в 2008 г.».

1 С учетом охоты и лесного хозяйства

2 Данные Минсельхоза РФ, 2008 г.

ного развития собственного сельскохозяйственного производства. Решается она, в частности, за счет субсидий, значительно поднимающих рентабельность сельскохозяйственных организаций региона (табл. 1).

Из таблицы 1 видно, что государственная помощь сильно зависит от доходов региональных бюджетов, а не от вклада СХО субъекта в производство сельхозпродукции. Особенно значительна поддержка в богатой нефтью Тюменской области и ее округах, где субсидии обеспечивают до 79% прибавки в пунктах рентабельности (Ямало-Ненецкий АО). Ясно, что в настоящее время в автономных округах производство в сельскохозяйственных организациях без дотаций глубоко убыточно, всецело зависит от государственной помощи и поэтому неус-

_ 105064, Москва, а/я 342,

Б. Харитоньевский пер., 21/6, стр. 1; тел. 8 (495) 607-76-76; е-таМ: egatauina@viapi.ru

тойчиво. При этом если в Ханты-Мансийском АО преобладает семейный тип аграрной структуры (на долю СХО приходится 15% производства, остальное дают хозяйства населения и фермеры), то в Ямало-Ненецком АО доля СХО существенна - 45%2. В целом все субъекты УрФО (за исключением Ханты-Мансийского АО) имеют смешанный тип аграрной структуры (доля СХО в валовой продукции сельского хозяйства выше 30, но ниже 50%). А в Свердловской области доля СХО превышает 50%, то есть она относится к корпоративному типу сельского хозяйства [1]. Таким образом, финансово устойчивое состояние сектора СХО имеет важнейшее влияние на продовольственное обеспечение региона.

Цель и методика исследований Целью данного исследования является оценка финансового состояния сектора сельскохозяйственных организаций Уральского федерального округа.

К финансово устойчивым относят предприятия, не только ведущие текущее прибыльное производство и своевременно погашающие краткосрочные обязательства, но при этом состояние счетов этих предприятий должно обеспечивать способность и в будущем погашать имеющиеся долгосрочные обязательства. Одним из обязательных условий финансовой устойчивости является соблюдение правил финансирования, регулирующих соотношение между собственными и

Financial stability of agricultural enterprises, financial analysis, the Ural federal district.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.