НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОП-ДЖАЗОВОГО ПЕНИЯ *
УДК 37.016:784 DOI: 10.52063/25792652-2023.2.17-234
ЛАРИАННА НЕРСИСЯН
преподаватель кафедры поп-джазовой музыки Ереванской государственной консерватории им. Комитаса (2009-2012гг.), певица, г. Москва, Российская Федерация Ю 0009-0002-4029-9767 [email protected]
Цель статьи: рассмотреть методологические задачи обучения искусству поп-джазового пения на современном этапе, связанные с исполнительским техническим аппаратом вокалиста, начиная с первоначального этапа по становлению и развитию голоса учащегося.
Задачи: на основе педагогического опыта представить методологические подходы к обучению искусства поп-джазового пения. Отмечается, в частности, что учащиеся начинают занятия на разном возрастном этапе, поэтому профессиональное образование и методика его преподавания в музыкальных вузах должны способствовать этому процессу. Отмечается и задача педагога - быть внимательным и обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту в соответствии с его способностями, уровнем развития, и, конечно же, учитывать стилевые предпочтения в поп- или джазовой музыке.
Методология статьи. Статья написана с использованием описательного и аналитического метода и на основе музыковедческого подхода, при этом учитывются и факторы, касающиеся особенностей исполнительского искусства. Обработан ряд научно-исследовательской литературы и приведены некоторые значительные высказывания, используемая литература, а также нотные примеры и упражнения на основе предложенных автором эмпирических методов и соответствующие упражнения для овладения музыкально-исполнительскими навыками поп-джазового пения.
В заключении статьи автор констатирует, что обучение поп-джазовой музыки в рамках консерваторно-вузовских диссциплин началось только 25 лет назад и его методика до сих пор формируется. В последние годы на кафедре организовывается научная библиотека и дискография, поэтому возникла необходимость в научных трудах для образовательного процесса.
Ключевые слова: вокальное искусство, поп-джазовое пение, методологические подходы, задачи исследования, задачи педагога, методические навыки, вокальные упражнения, технический аппарат вокалиста.
* Япф4шЬ|] 1|Ьр^ш]шдф[ t 30.05.2023р., фш^пиф[' 20.06.2023р., mщшqpnLрJшl ц1фи1ф[ 31.07.2023р.:
Введение
Наша статья посвящена 100-летию ЕГК, деятельности кафедры сольного пения, что в ходе своего развития привело к созданию в 1997 году кафедры поп-джазовой музыки. В качестве особого примера этой деятельности можно назвать создателя армянской вокальной школы Тамару Шахназарян, а также талантливую армянскую певицу Айкануш Даниелян (Базинян 43; 45-46).
«Сусанна Мартиросян, Ваан Миракян прошли испытательный срок в оперном театре «Ла Скала» в Милане, Аршавир Карапетян в Академии «Санта-Лючия» в Риме. И не случайно авторитетные итальянские специалисты высоко оценили вокальную школу вышеназванных певцов. Их роль значительна в сохранении и создании специализированной школы детского голоса. Тамара Шахназарян способствовала развитию и укреплению вокальной методики. Именно в те годы в Армении кафедра академического пения участвовала во всесоюзных методологических конференциях, где она исполняет вокально-познавательную, научно-методическую армянскую народную песню с выступлениями о вокальном образовании певцов» (Базинян 45).
И поныне есть представители из первых предподавателей консерватории, которые обучались в классах академического пения, а уже потом переквалифицировались в поп-джазовых исполнителей. Первый выпуск этого отделения относится к 2001 году (это мое поколение, и мы закончили не только бакалавриат и магистратуру, но и аспирантуру. С 2005 года мы являемся первыми выпускниками-преподавателями на кафедре поп-джазовой музыки (по специализации поп-джазовое пение) Ереванской государственной консерватории им. Комитаса).
В современном мире значительно возрос интерес к вокальному искусству. Во время обучения искусству поп-джазового пения педагог должен обратить внимание на решение методологических задач и технических вопросов, связанных с голосовым аппаратом учащегося. Таким образом, вопросы исполнительского искусства в сфере среднего и высшего музыкального образования ставят перед педагогом ряд задач. Автор статьи уже имеет педагогический опыт в сфере поп-джазовой музыки и ряд методических навыков, анализу которых посвящено данное исследование.
Для начала обратимся к искусству поп-джазового пения. В первую очередь, отметим тот факт, что учащиеся в этой области начинают обучение в разном возрасте: и в раннем, и в более зрелом. Соответственно, методику преподавания надо организовать таким образом, чтобы она способствовала развитию навыков сольного пения и у учеников детских музыкальных школ, и у не имеющих музыкального образования 18-летних студентов высших музыкально-учебных заведений.
Перед педагогом вокала стоит задача индивидуального подхода к каждому отдельному ученику в соответствии с его способностями, навыками, степенью развития и, конечно же, жанровым предпочтениями, а также задача обеспечения спокойной обстановки во время занятий. Первостепенной задачей является помочь учащемуся раскрыть свои природные данные, при этом учитывая их желания и умение высказываться посредством пения. И конечно же, необходимо помнить обо всех этих факторах в процессе обучения.
Предлагаемые методы
Основная цель предлагаемых методов - овладение навыками поп-джазового пения. В качестве примера считаем правильным обратиться к жанру песни, так как именно он является основным в репертуаре интересующей нас музыкальной
области. Таким образом, необходимо изучить жанр песни, а также, овладев техническими навыками голосового аппарата, осознать художественную идею произведения и воплотить ее при помощи музыкальных средств.
В процессе обучения необходимо проявить профессиональный подход, начиная с первых шагов постановки голоса до его дальнейшего развития и усовершенствования. Для достижения результата необходима последовательная усердная работа для овладения голосовым аппаратом, техническими навыками, тембром, ровным звучанием голоса на протяжении всего диапазона. Учитывая все вышеперечисленные задачи, при регулярных занятиях гарантирован видимый результат.
Часто джазовые исполнители имеют большой диапазон, мощный голос и приятный запоминающийся тембр. Педагог в процессе обучения должен помочь учащемуся - будущему певцу-исполнителю раскрыть естественную красоту голоса, тембровые оттенки, вибрацию голоса, и поэтому каждое занятие должно начинаться с вокальных упражнений. При помощи вокальных упражнений педагог должен усовершенствовать все вышеперечисленные навыки для правильного развития и созревания голоса. А упражнения помогут определить точный диапазон певца и обучить правильному владению голосом, научить петь свободно и раскрепощенно.
При исполнении вокальных упражнений необходимо обратить внимание на дыхание. Начинающим певцам надо наглядно объяснить разницу грудно-брюшного и брюшно-диафрагматического дыхания, научить петь правильно, имея целью достижение ощущения естественности дыхания.
Также надо суметь развить у учащегося навык слухового восприятия собственного исполнения. При этом желательно, чтобы педагог проиллюстрировал свои замечания на примере собственного исполнения.
Интонационная чистота исполнения - одна из основных задач поп-джазовой музыки. Для начала надо научить учащегося петь чисто и естественно звуки первой октавы, а потом постепенно расширять диапазон, приучая петь высокие ноты, не забывая о равномерном распределении дыхания в пределах уже освоенного спектра звучания.
«В методике преподавания большое значение имеет умение научить студента самостоятельно разбирать произведение. Разбор любого вокального произведения начинается прежде всего с тщательного и детального изучения словесного текста, который определяет всю структуру построения музыкальной фразеологии. Знание языков крайне необходимо для любого студента, чтобы брать дыхание, где надо, а не где попало; не отделять артикль от слова; соблюдать правильное сочетание ударных и безударных слогов, которые в основном совпадают с сильными и слабыми долями музыкального текста. Знание значения каждого слова поможет правильному раскрытию сути знаков препинания музыкального языка, внутренних законов фразообразования, которые выходят за рамки обычного сочетания сильных и слабых долей.
Каждый язык обладает своей спецификой, влияющей не только на рисунок музыкального языка, но и на способы звукоизвлечения. Поэтому произведения всегда надо петь на языке оригинала и в редакциях страны оригинала» (Арутюнов 85). Вспомним слова великого поэта и ученого: «Наши предки завещали нам и миру немалое наследство. Но мы должны понимать и понимая никогда не забывать, что величайшее сокровище нашего наследия — это наш язык. Идущий из глубины веков, проходящий сквозь многие века, общаясь с языками многих народов, армянский язык является энциклопедией с незапамятных времен, многих веков и многих народов. На нас возложена забота о нашем языке, его чистоте и защите».
Паруйр Севак (3.1.1962, Ереван)» (Паруйр Севак).
Таким образом, четко владея навыками дикции и осознавая артикуляционные особенности разных языков, учитывая метрические закономерности текста при исполнении песен, певец может наиболее полноценно воплотить заданный композитором образ, и, как отмечает доктор искусствоведения Ж. Зурабян, добиться так называемой «мелоинтонации» (Матевосян 60).
Пение
Важность вокальных упражнений заключается в том, что они дают певцу возможность воспроизведения гласных звуков и овладения правильной дикцией (Хачикян 65-74). Во время исполнения надо петь, опираясь на диафрагму и сохранять оттенок тембра на протяжении всего диапазона. Добавление согласных при исполнении упражнений остается на усмотрение педагога, так как артикуляционный аппарат у разных людей разный. «Поскольку наш аппарат расположен внутри нас, мы его не видим, а только ощущаем, и у разных исполнителей он (аппарат) по-разному устроен (у одних от природы высокое небо, у других язык стоит картошкой, у третьих разговорная речь полудефектная, изобилующая полугласными и т.д.), поэтому система объяснения не может быть трафаретной и догматичной. С каждым - свой язык, метод и подход» (Арутюнов 84).
Согласные надо пробовать в сочетании с разными гласными, добиваясь ровности и плавности звучания. Такого рода упражнения имеют важное значение для джазового исполнителя, так как в джазовой музыке особое место занимает вокальная выразительность: четкое воспроизведение интонации для развития навыка построения импровизации вокруг согласных и гласных звуков.
Не секрет, что в джазе семантика слова имеет второстепенное значение. Важно другое: четкость мотивов и ритмических рисунков, интонационная кантилена, и, конечно, владение средствами музыкальной выразительности. Поэтому данное упражнение наиболее значимо в жанре поп-джазовой музыки, так как здесь место семантики слова занимает музыкальная интонация. Таким образом, мастерство дикции способствует наиболее полному воплощению художественного образа произведения.
При помощи упражнений в ходе занятий, в зависимости от возраста, необходимо достигнуть большого дыхания, постепенно подвести к исполнению звуков в высоком регистре и, конечно же, добиться ровного звучания. Для грамотного исполнения нужно, чтобы тело исполнителя было в спокойном состоянии, мышцы диафрагмы должны быть крепкими, но гибкими, голова и шея в естественном свободном состоянии, дыхание - грудное, звуки - головные. Эти подходы заимствованы из вокальной школы преподавания из старейшин профессоров консерватории Тамары Костантиновны Шахназарян, которая, можно сказать, и создала армянскуюю вокальную школу (Шахназарян, 10 заповедей).
Поп-джазовое пение также подразумевает непринужденную осанку, свободную манеру держаться на сцене, раскованность движений, которые обеспечивают естественное воспроизведение звука. Для достижения подобного результата в процессе обучения надо обращать внимание на правильную осанку учащегося: грудная клетка, спина, плечи расслаблены, голова в ровном положении, ноги на ширине плеч, дыхание беззвучное. Учащийся делает вдох и, сохраняя равномерность воздушной струи, поет. Петь нужно в свободной расслабленной позе. Педагог должен следить за тем, чтобы учащийся не напрягался: голова и шея
должны быть расслаблены, а плечи - опущены. Таким образом, вокальные упражнения преследуют несколько целей.
В качестве своеобразного упражнения рекомендуем хорошо поставленным голосом без слов (с разными звуками) петь мелодию разучиваемого сочинения. Необходимо чтобы рот, язык и челюсть привыкли к произношению отдельных звуков, что в дальнейшем будет способствовать интонационной выразительности исполняемого сочинения.
Нотный пример 1.
Учащийся должен петь на одном звуке слога «па-пе-пи-по-пу» (по примеру Татевик Ованисян при исполнении импровизации «Шалахо»), в пунктирном ритме или с синкопой в восходящем движении до тех пор, пока не добьется ясного, свободного интонирования и ритмической четкости.
При исполнении второго упражнения гласные звуки должны звучать максимально легато. Например, со звуками «ра-а-а-а». Нотный пример 2.
Если воспроизведение звука слабое (ноты от «до» до «соль» первой октавы звучат слабо в основном у начинающих), то рекомендуется петь звуки от «до» первой октавы по полутонам вверх и с возвращением к исходному тону. Петь упражнение надо, обращая особое внимание на чистоту интонации и сохраняя тембр звука.
Нотный пример 3.
Петь нисходящие последовательности в пределах квинты, постепенно спускаясь вниз. Например, начиная с «ми» второй октавы до «до» первой октавы. При правильном исполнении должна быть слышна ровность звучания.
Для сопрано важно петь упражнение с округленным ртом, небольшим звонким голосом, внимательно следя за дыханием и обязательно следить за чистотой интонации. Мышцы шеи и челюсти должны быть свободны, расслаблены, а мышцы брюшины - натянуты, но без напряжения. Надо обратить особое внимание, чтобы пение было без дополнительных вибрато, которые могут привести к зажатости мышц.
Мастерство педагога заключается также в том, что он может быстро определить на слух естественный тембр голоса исполнителя и в соответствии с
этим выбрать определенные упражнения, необходимые конкретно для этого учащегося. Обязательно надо учитывать и беречь, особенно при работе с детьми, охранять детские голоса (Шахназарян, Охрана). Голосовой аппарат, являющийся рабочим органом для певцов, представляет собой сложную систему. «При неумелом использовании аппарата фонации, пренебрежительном отношении к основным требованиям гигиены - голос становится слабым, изменяется его диапазон, могут возникнуть затруднения дыхания и чувство дискомфорта в гортани» (Матевосян, Причины 148).
Надо научить будущего певца-исполнителя заниматься следующим образом: во время дыхания расходовать воздух экономно, чего можно достигнуть посредством пения мелодических интервалов легато.
Нотный пример 4.
Ра - а - а - а ■ а
Вдохнуть и зафиксировать вдох, затем спеть «до» растягивая звук «о», затем спеть соль, выдохнуть и спеть оставшуюся фразу на одном дыхании. Петь данное упражнение по полутонам вниз и вверх, постепенно добавляя новые звуки для расширения диапазона и включая более высокий регистр.
Например: вдох - пауза - «до-о-соль, фа-ми-ре-до» или «до-о, со-оль-фа-ми-ре-до-о-о» не меняя высоты.
Основа вокального искусства - правильное певческое дыхание, равномерное распределение звука при поднятых резонаторах в высоком регистре, головной звук, мягкое небо, формирующее конструкцию певческого раструба (Хачикян 58-59). Спокойное, равномерное распределение звука обеспечивает плавность мелодической линии.
Петь надо по полутонам вверх, затем - вниз, в зависимости от возможностей певца-исполнителя.
Нотный пример 5.
Ми ре ля ми ре ля
Петь слоги «ми-и-ре-е-ля».
Для начинающих на усмотрение педагога можно петь упражнение от «соль» первой октавы.
Постепенно, от урока к уроку, упражнение надо закреплять посредством овладения навыком головного звучания.
Сочетание головной и грудной техник закрепляем посредством упражнений.
Например, для сопрано:
Повторить упражнения, обращая внимание на дыхание и внимательно слушая звучание собственного голоса. Для достижения результата необходимо добиться чистоты звучания. Овладения дыханием - один из основных методов в
вокальной педагогике. Певческое образование обусловлено от навыков дыхания. «Работа мышц управляющих дыханием, являются лишь частью той сложной механики певческого аппарата, где мышечная зажатость или расслабленность запаса воздуха, решает вопрос эластичности, гибкости звука, в значительной мере чистоты интонации и красоты тембра» (Матевосян, Некоторые 167).
Глотка у разных певцов-исполнителей от природы бывает разная. У одних она может быть более подвижной и гибкой, у других - менее. Но даже при не очень гибкой глотке, при правильных занятиях, можно достичь ощутимых положительных результатов.
Нотный пример 6.
Ми - ре - я - а
По желанию исполнять звуки «ми-и-и-и-и-и-и-и» или слоги «ми-ре-ля-а». Это упражнение способствует расширению диапазона певца.
Заключение
Приведенные в работе примеры и упражнения при регулярных занятиях способствуют расширению диапазона певца-исполнителя. После чего посредством конкретных сочинений, подобранных сообразно с данными и навыками учащегося, можно трудиться над совершенствованием исполнительского мастерства.
Данная методика доступна и предназначена как пособие для молодых преподавателей, и как учебно-практический материал, разработанный для студентов.
Благодаря выдающемуся народному артисту Арм. ССР, профессору ЕГК Аршавиру Карапетяну, специалисту, высоко ценившему роль воспитания поколений, который придавал огромное значение сохранению детского голоса. Во многих музыкальных школах существуют вокальные классы, классы поп-джазового пения, игры на ударных и клавишных инструментах. Начальное образование способствует дальнейшему обучению и совершенствованию в консерватории. Выпускники ЕГК и по сей день выступают на многих сценах мира, сохраняя все певческие традиции армянской школы (Нью-Йорк -джазовая певица Татевик Оганисян, Лос Анджелос, Эльвина Макарян).
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Авесян, Карапет. «Погос Джелалян. "Семь секвенций"» //Научный Арцах, № 4(11), 2021, С. 270-282, DOI:10.52063/25792652-2021.4-270. (на арм. языке).
2. Севак, Паруйр. Полное собрание социнений, 6 т., (Сылка внутри текста т. 5)-Литературоведение, критика, Ер.: Айастан, 1974. https://msargsyan.wordpress.com/2013/03/05/preserve-and-enrich-motherland-pa/ Дата просмотра: 6.12.2022, время: 0.38 (на арм. языке).
3. Basso exstraordinaire, Brillant, /Сборник научно-методических статей В. А. Арутюнян (Составитель: М. А. Саргсян), Ер.: Издательство ЕГК, 2021. - 100 с.
4. Базинян, Армине. «Подвижники кафедры сольного пения ЕГК и их деятельность», //Музыкальная Армения, N 1 (62) 2022, Ер.: Издательство ЕГК, 2020, С. 43-46, D0l:10.58580/18290019-2022.1.62-43. (на арм языке.).
5. Матевосян, Гаяне. Некоторые закономерности формировния метода владения дыханием в вокальном искусстве, /Сборник учебно-методических статей преподавателей Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, Выпуск 10/2019, Ер.: Издательство ЕГК, 2020, С. 164-174.
6. —. Причины возникновения заболеваний голосового аппарата, /Сборник учебно-методических статей преподавателей Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, Выпуск 10/2019, Ер.: Издательство ЕГК, 2020, С. 148163.
7. Нерсисян, Ларианна. «Вокальные упражнения на основе произведений армянских композиторов», //Армянский композитор, 2021-2022, С. 57-62 (на арм. языке).
8. Педагогические методы мастеров армянского вокального искусства, /Сборник методических статей, Ер.: Лусабац, 2006, - 98 с. (на арм. языке).
9. Тер-Симонян, Асмик. Профессор Тамара Шахназарян. Очерк жизни и творчества, Ер.: Комитас, 2001 (на арм. языке).
10. Хачикян, Грант. Основы звукообразования в певческом искусстве, учебник для музыкальных вузов, Ер.: Издательство ЕГК, 2005, 216 с. (на арм. языке).
11. Шахназарян, Тамара. 10 заповедей Комитаса певцам, /Комитасакан., Книга 1, Ер.: Издательство АН Арм. ССР, 1981., (на арм языке).
12. ---. Охрана детских голосов, Ер., 1974 (на арм. языке).
WORKS CITED
1. Avesyan, Karapet. «Poghos Jalalyan. "Sem' sekventzij"» [Seven Sequences], // Nauchnyj Artzakh, № 4(11), 2021., S.270-282., D0I:10.52063/25792652-2021.4-270. (in Armenian).
2. Sevak, Parujr. Polnoe co,hfybt socinenij [A Complete Collection of Works], 6 t., (Damrosch at al. t. 5) - Literaturavedeniya, kritika., Yer., Hayastan, 1974.
https://msargsyan.wordpress.com/2013/03/05/_wmhwmlblp-bU-hmnurnmglblp-
Jixiiriblihli-ixiixi/ Data procmotra: 6.12.2022 ., Vremya: 0.38 , (in Armenian).
3. Basso exstraordinaire, Brillant., /Sbornik nauchno-metodicheskikh statej V. A. Arutyunyan; (Sostavitel': M. A. Sargsyan)., Yer.: Izdatel'stvo EGK., 2021. - 100 s.
4. Bazinyan, Armine. «Podvizhniki kafedry sol'rogo peniya EGK i ikh deyatel'nost'». [Subordinates of the Solo Singing Department of the YSC and their Activities], //Muzykal'naya Armeniya, N 1 (62) 2022., Yer.: Izdatel'stvo EGK, 2020., S. 43-46., D0I:10.58580/18290019-2022.1.62-43. (in Armenian).
5. Matevosyan, Gayane. Nekotorye zakonomernosti formirovniya metoda vladeniya dykhaniem v vokal'nom iskusstve. [Some Regularities of Formation of the Method of Possession of Breath in Vocal Art], /Sbornik uchebno-metodicheskikh statej prepodavatelej Yerevanskoj gosudarstvennoj konservatorii im. Komitasa, Vypusk 10/2019., Yer.: Izdatel'stvo EGK, 2020., S. 164-174. (in Russian)
6. Matevosyan, Gayane. Prichiny vozniknoveniya zabolevanij golosovogo apparata. [Causes of Diseases of the Vocal Apparatus], /Sbornik uchebno-metodicheskikh statej prepodavatelej Yerevanskoj gosudarstvennoj konservatorii im. Komitasa, Vypusk 10/2019., Yer.: Izdatel'stvo EGK, 2020., S. 148-163. (in Russian)
7. Nersisyan, Larianna. «Vokal'nye uprazhneniya na osnove proizvedenij armyanskikh kompozitorov». [Vocal Exercises based on Works by Armenian Composers], //Armyanskij kompozitor., 2021-2022., S. 57-62., (in Armenian)
8. Pedagogicheskie metody masterov armyanskogo vokal'nogo iskusstva /Sbornik metodicheskikh statey. [Pedagogical Methods of the Masters of Armenian Vocal Art], Yer.: Lusabayz., 2006., - 98 s., (in Armenian).
9. Ter-Simonjan, Asmik. Professor Tamara Shahnazaryan. Ocherk zhizni i tvorchestva. [Prof. Tamara Shahnazaryan. Sketch of Life and Work], Yer.: Komitas., 2001., (in Armenian).
10. Khachikyan G. O., Osnovy zvukoobrazovaniya v pevcheskom iskusstve., uchebnik dlya muzykal'nykh vuzov. [Fundamentals of Sound Formation in the Art of Singing, textbook for music universities], Yrr.: Izdatel'stvo EGK., 2005., - 216 s., (in Armenian).
11. Shahnazaryan, Tamara. 10 zapovedej Komitasa pevtzam. [Komitas's 10 Commandments to Singers], /Komitasakan., Yer.: Tipografija EGU., 1981., (in Armenian)
12. Shahnazaryan, Tamara. Okhrana detskikh golosov. [Guarding Children's Voices], Yer., 1974.. (in Armenian)
ono-3UQ bPO-bsmnhra-sub nmnhsuub ub&n^u^ub ^ursbr
LUPhULLU LbPUhUSUL
bpLwl^ wUЦwU LyhwwIwl
IjnUubp^wwnpfiwjfi bpwd2snLpjwl
LuUpfinbfi riwuwfynu (2009-2012 pp.), hpq^nLhfi, f. Unu^w, fT-nLuwuwwlfi H-w2lnLpjnLb
^nq4wb^ U^wmw^U t q^mwp^bL wpq^ dwJwUw^UbpnLJ ^n^-2wqwj^U bpqwp4bum^ nLunLgJwU Jbpnqw^wU ^Uq^pUbpp* ^wjJwUw4np4wb bpq^ ^wmwpnqw^wU mb^U^w^wU w^wpwmn4'> u^uwb nLunLgJwU u^qpUw^wU ^nLL^g: ^bq^Uw^p Ubp^wjwgUnLJ t ^p* JwU^w4wpdw^wU ^np6n4 h^JUw4npwb Jbpnqw^wU JnmbgnLdUbpp, npnUg U4^p4wb t wju hnq4w&p:
^bq^Uw^p U2nLJ t hbmUjwL faUq^pp. uwUbpU ^pbUg nLunLJp u^unLJ bU swppbp mwp^p^g, nLum^ JwuUwq^mw^wU ^ppnLpjnLUU nL bpw^sw^wU pnLhbpnLJ qwuw4wUqJwU JbpnqUbpp ^bmp t U^wumbU wjq qnpbpUpwg^U: b24nLJ t UwU nLunLg^U 4bpwpbp4nq faUq^pp* L^UbL nL2wq^p U wUhwrnw^wU JnsbgnLJ gnLgwpbpbL jnLpwgwUynLp uwU^ U^wmJwJp* ^p ^wpnqnLpjnLUUbp^U, qwpqwgJwU Jw^wpqw^U hwJw^wmwu^wU, U, ^hwp^b, hw24^ wnUbL n6wj^U Uwfawu^pnLpjnLUUbpp* ^n^ 4wJ 2wq bpwd2rnnLpjnLUp:
^nq4wbp qp4wb t bpw^rnwq^rnw^wU JnmbgJwJp* U^wpwqpw^wU U 4bpLnLbw^wU JbpnqUbpn4: wnUbLn4 UwU ^wrnwpnqw^wU wp4bum^
wnwU6Uwhwm4nLpjnLUUbppx J2w^4b t hbmwqnmw^wU qpw^wUnLpjnLU, U Jb2pbp4b bU npn2 U2wUw^wL^g qpnypUbp: Pbp4wb bU Unrnwj^U op^Uw^Ubp U 4wpdnLpjnLUUbp: ^nq4wbnLJ hbq^Uw^U wnw2wp^nLJ t JbpnqUbp* pwqJwJjw ^pw^rn^
w2^wmwUp^ op^Uw^n4, ^U^bu UwU ^n^-2wqwj^U bpqwp4bum^ bpw^sw^wU U ^wmwpnqw^wU hJmnLpjnLUUbp^ jnLpwgJwU JbpnqUbp U qpwUg hwJw^wmwufawU 4wpdnLpjnLUUbp:
^nq4wb^ 4bp2wpwUnLJ hbq^Uw^p ^pw4wg^npbU U2nLJ t, np ^nUubp4wmnp^w^wU pnLhw^wU qwupUpwgUbp^ 2p2wUw^UbpnLJ ^n^-2wqwj^U bpwd2rnnLpjwU qwuw4wUqnLJp umbq&4bL t pUqwJbUp 25 mwp^ wnw2 U 2wpnLUw^4nLJ t 6Uw4np4bL: U^wjU 4bp2^U mwp^Ubp^U wJp^nUnLJ t
q^mw^wU qpwqwpwU, q^u^nqpw^w, U nLunLdUw^wU qnpbpUpwg^ hwJwp wUhpwdb2S bU q^mw^wU w2^wmwUpUbp:
QbSUMUb УРвУЮ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 2 (17), 2023
Я^иишршпЬрл Ьрш&2Шш^шЬ шрфит, фnф-2шq bpqbgnqnL^jnLb, иЬрпцш^шЬ LfnmbgnLUUbp, hbmшqnmшQшU ЬщштшЦЬЬр, ^шишЦшЬ^^шЬ ГийфрЬЬр, иЬрпцш^шЬ hümnLpjnLUUbp, Ьрш&2Шш^шЬ ЦшpdnLpjnLbbbp, Ьрш&2Шш^шЬ тЬГЬМшЦшЬ шщшршт:
SOME METHODOLOGICAL QUESTIONS OF TEACHING POP-JAZZ SINGING
LARIANNA NERSISYAN
State Conservatory after Komitas (2009-2012), Department of Pop-Jazz music, Pedagogue, Singer, Moscow, the Russian Federation
The purpose of the article is to consider the methodological tasks of teaching the art of pop-jazz singing at the present stage, related to the performing technical apparatus of the vocalist, starting from the beginning stage and through the formation and development the student's voice.
Tasks: methodological approaches based on pedagogical experience, which this article is devoted to, are presented. The author notes that students start classes at different ages, so professional education and teaching methods in music universities should contribute to this process. The task of the teacher is also noted - to be attentive and provide an individual approach to each student in accordance with his abilities, level of development, and of course, take into account style preferences - pop or jazz music.
The article is written using descriptive and analytical methods of presentation with a musicological approach, also taking into account the features of the performing arts, a number of research literature has been processed and some significant statements have been cited. Note examples and exercises are based on the empirical methods of many years of practical work proposed by the author, and the corresponding exercises for mastering the musical and performing skills of pop-jazz singing are given.
In the conclusion of the article, the author fairly states that the teaching of pop-jazz music within the framework of conservatory-university disciplines was created only 25 years ago and is still being formed. And only in recent years, a scientific library and discography have been organized at the department, so scientific works are needed for the educational process.
Key Words: vocal art, pop-jazz singing, methodological approaches, research objectives, teacher's tasks, methodological skills, vocal exercises, vocalist's technical apparatus.