Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ С. РИГГСА, Б. МЕННИНГА, К. ТЕМЛИНА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ ВОКАЛУ'

МЕТОДИКИ С. РИГГСА, Б. МЕННИНГА, К. ТЕМЛИНА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ ВОКАЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1097
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫЙ ВОКАЛ / ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ / ПОЛОЖЕНИЕ ГОРТАНИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов Дмитрий Николаевич, Козлова Юлия Дмитриевна

В статье анализируются современные методики обучения эстрадно-джазовому вокалу следующих американских авторов: Сета Риггса, Бретта Меннинга и Кена Темплина. Описана практическая значимость статьи для начинающих педагогов эстрадно-джазового вокала. Выделяются следующие показатели для подробного анализа учебных пособий: певческое дыхание; деление в процессе обучения певческих голосов на типы; упражнения; целевая аудитория и форма изложения методического материала. В процессе анализа методики Сетта Риггса упомянута критика постоянного контроля положения гортани и сделана отсылка к труду Владимира Петровича Морозова, чьи опыты в психофизиологии показывают, что неосознанно работающие части тела можно активизировать с помощью лишь мысли. Упомянута схожесть методик Сетта Риггса и Бретта Меннинга, но при этом отмечено, что методика Бретта Меннинга является более универсальной. В процессе анализа методики Кена Темплина, проводится параллель с методикой Франческо Ламперти, которая известна, начиная с XVIII века. Отмечается основное отличие методики Темплина, от методик Сетта Риггса и Бретта Меннинга, которое заключается в акцентировании автором внимания на важности понимания сути модификаций гласных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODS OF S. RIGGS, B. MENNING, K. TAMLIN AND ITS APPLICATION IN THE PROCESS OF STUDYING POP-JAZZ VOCAL

The article analyzes modern methods of teaching pop and jazz vocals to the following American authors: Seth Riggs, Brett Manning and Ken Tamplin. The article describes the practical significance of the article for beginning teachers of pop and jazz vocals. The following indicators are identified for a detailed analysis of textbooks: singing breathing; division of singing voices into types during training; exercises; target audience and form of presentation of methodological material. In the process of analyzing the Sett Riggs method, the criticism of constant monitoring of the larynx position is mentioned and a reference is made to the work of Vladimir Petrovich Morozov, whose experiments in psychophysiology show that unconsciously working parts of the body can be activated only by thought. The similarity of the methods of Sett Riggs and Brett Manning is mentioned, but it is noted that the method of Brett Manning is universal. In the process of analyzing Ken Tamplin's method, a parallel is drawn with the method of Francesco Lamperti, which is known since the XVIII century. The main difference between the Templin method and the methods of Sett Riggs and Brett Manning is that the author focuses on the importance of understanding the essence of vowel modifications.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ С. РИГГСА, Б. МЕННИНГА, К. ТЕМЛИНА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОМУ ВОКАЛУ»

УДК 784.93

КОЗЛОВ Дмитрий Николаевич

доцент кафедры эстрадно-джазового пения, Институт современного искусства, Россия, г. Москва

КОЗЛОВА Юлия Дмитриевна

преподаватель кафедры эстрадно-джазового пения, Институт современного искусства, Россия, г. Москва

МЕТОДИКИ С. РИГГСА, Б. МЕННИНГА, К. ТЕМЛИНА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНО-

ДЖАЗОВОМУ ВОКАЛУ

Аннотация. В статье анализируются современные методики обучения эстрадно-джазовому вокалу следующих американских авторов: Сета Риггса, Бретта Меннинга и Кена Темплина. Описана практическая значимость статьи для начинающих педагогов эстрадно-джазового вокала. Выделяются следующие показатели для подробного анализа учебных пособий: певческое дыхание; деление в процессе обучения певческих голосов на типы; упражнения; целевая аудитория и форма изложения методического материала. В процессе анализа методики Сетта Риггса упомянута критика постоянного контроля положения гортани и сделана отсылка к труду Владимира Петровича Морозова, чьи опыты в психофизиологии показывают, что неосознанно работающие части тела можно активизировать с помощью лишь мысли. Упомянута схожесть методик Сетта Риггса и Бретта Меннинга, но при этом отмечено, что методика Бретта Меннинга является более универсальной. В процессе анализа методики Кена Темплина, проводится параллель с методикой Франческо Ламперти, которая известна, начиная с XVIII века. Отмечается основное отличие методики Темплина, от методик Сетта Риггса и Бретта Меннинга, которое заключается в акцентировании автором внимания на важности понимания сути модификаций гласных.

Ключевые слова: эстрадно-джазовый вокал, певческое дыхание, положение гортани, методика преподавания, вокальные упражнения.

В современном музыкальном образовании преподаватели эстрадно-джазового вокала стремятся к созданию уникальной методики преподавания, которая, как правило, является переосмыслением и адаптацией методик уже существующих.

Представленный в данной статье анализ методик Сета Риггса, Бретта Меннинга и Кена Темплина призван помочь педагогам эстрадно-джазового вокала в разработке собственных педагогических приёмов, а также в возможном использовании рекомендаций в их педагогической деятельности.

Среди авторов рассматриваемых нами учебных пособий только Сетт Риггс опубликовал свою авторскую методику. Его книга также в дальнейшем была переведена и издана в России под названием «Как стать звездой. Техника пения в речевой позиции» [5]. Бреттом

Меннингом было выпущено аудио-пособие, а Кеном Темплином - видео-пособие.

Анализ этих трёх методик будет проводиться исходя из следующих показателей:

• Певческое дыхание;

• Деление в процессе обучения певческих голосов на типы;

• Упражнения;

• Форма изложения методического материала.

Рассмотрим методическое пособие Сетта Риггса (книга и диск). Автор утверждает, что его методика подходит для вокалистов любого уровня. Тем не менее, начинающим певцам он советует приступать к занятиям только под контролем педагога.

Обратимся к основополагающему принципу данной методики, который также отражён в её названии - к речевой позиции в пении. «Пение в речевой позиции - способ звукоизвлечения,

похожий на то состояние, когда вы говорите в тихой, удобной манере, ваши внешние мышцы не вмешиваются в работу гортани. Это происходит потому, что вас заботит не сам звук, а передаваемая с его помощью информация. Поэтому ваша гортань находится в стабильном положении, которое мы и называем речевой позицией. Это идеальное положение гортани в пении» [5, с. 93].

Сет Риггс не придерживается принципа классификации голосов по типу. Он утверждает, что вокальный голос должен базироваться на исходном качестве разговорного голоса. Этот тезис можно сопоставить с высказыванием отечественного преподавателя эстрадно-джазового вокала Александра Сергеевича Полякова в его книге «Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс»: «В эстрадном пении четкая классификация голосов не является актуальной, поскольку в нем широко используются различные вокальные режимы и приемы, позволяющие выходить за рамки стандартного диапазона. Таким образом, в эстрадном вокале единственным критерием при классификации голоса является его тембральная окраска» [4, с. 85].

При выполнении упражнений Сет на первый план ставит координацию, отмечая, что сила голоса появится после того, как координация будет налажена. Исходя из этого положения, автор рекомендует исполнять упражнения в динамике не громче меццо-форте. Также в методике дана рекомендация по контролю внешних мышц гортани таким образом, чтобы они не вмешивались в ее работу.

Упражнения, представленные в методическом пособии Риггса построены на нескольких основных пассажах, которые используются для пения различных артикуляций и гласных [1].

Наибольшую популярность получил длинный пассаж в гармоническом сочетании тоника-доминанта-тоника, который также называется «длинной гаммой» («long scale») - арпеджио, движущееся верх по тоническому трезвучию и вниз по доминантсептаккорду. Данный пассаж известен начиная с XVIII века благодаря методическому труду итальянского педагога Франческо Ламперти [2, с. 124].

Сет предлагает начинать подготовительный и разогревающий этап с упражнений, исполняющихся на «длинной гамме» с артикуляцией «трель губами». Целью данного упражнения является расслабление мышц лица и формирование потока воздуха в нужном вокальном

направлении. В дальнейшем, автор рекомендует переключиться на артикуляцию «трель языком», звучание которой соответствует твердому звуку «р».

По методике Сета Риггса, основополагающая работа над голосом представляет собой правильное формирование гласных. После подготовительных упражнений стоит приступить к пропеванию более сложных звуковых сочетаний - «ней-ней», «мам-мам», «гаг-гаг», «гоу-гоу», «ги-ги», «ку-ку».

Как было отмечено выше, Сетт Риггс уделяет большое внимание положению гортани. Описывая её положение во время исполнения упражнений, он упоминает, что она должна быть слегка опущена и отмечает важность контроля за отсутствием напряжения. В пособии мы не находим указания на определённое положении гортани в пении, но автор подчёркивает необходимость удержания гортани во время фонации в одном и том же положении, не допуская её от поднятия вверх [10].

Данный взгляд автора относительно положения гортани встречает немало критики в академической среде. Наша позиция относительно этого вопроса соответствует позиции Владимира Петровича Морозова, описанной в его книге «Искусство резонансного пения». В своём труде автор акцентирует внимание на том, что во время пения вокалисту не следует думать о своей гортани, так как, исходя из его экспериментов в области психофизиологии, он придерживается точки зрения, которая гласит, что неосознанно работающие части тела можно активизировать с помощью лишь мысли [3].

Одним из спорных моментов в методике Сета мы можем назвать недостаток внимания, уделённого роли дыхания. Сет утверждает, что правильное дыхание - это следствие правильной певческой позиции, звукоизвлечения и постановки корпуса. Несмотря на это, начинающих вокалистов он знакомит с информацией о певческом дыхании, но не фокусирует на этом внимание [6].

Подводя итог, следует сказать, что данная методика подойдет вокалистам с высоким уровнем подготовки, так как в пособии почти не сказано о певческом дыхании, а упражнения рассчитаны на подготовленных вокалистов. Помимо этого, использование данной методики новичками может быть осложнено отсутствием в пособии подробных комментариев к упражнениям.

Сильной стороной методики можно назвать упражнения «трель губами» и «трель языком» на «освобождение» голоса и расслабление лицевых мышц. Эти упражнения могут способствовать лучшему пониманию и ощущению начинающими вокалистами перехода между регистрами.

Обратимся к следующей обучающей программе «Полный успех в пении», автором которой является последователь Сетта Риггса -Бретт Меннинг.

Программный материал, изложенный в двенадцати дисках, выстроен следующим образом:

• в самом начале автор знакомит ученика с вокальной и музыкально-теоретической терминологией, даёт ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы;

• далее следуют базовые упражнения и рекомендации;

• завершают курс специфические упражнения, к которым автор рекомендует приступать только после того, как базовые упражнения исполняются с лёгкостью.

В упражнениях Бретта Меннинга мы можем заметить сходство с упражнениями из методического пособия Сетта Риггса. Оно заключается, главным образом, в идентичных гаммах и арпеджио на базовом уровне. Наиболее часто используется последовательность - тоника-доминанта-тоника. Эту последовательность Бретт рекомендует петь как упражнения «трель языком» и «трель губами». Автор методики постоянно напоминает ученикам о свободе и комфорте во время исполнения: они должны контролировать свою позу и следить за тем, чтобы не возникало напряжение.

Основой работы над голосом, как указывает Бретт, является правильное формирование гласных. Стоит отметить, что в пособии, в частности, в представленном в нём дереве гласных звуков, каждая гласная, исходит либо от гласной «У», либо - от «И».

Перед русскоязычными вокалистами может возникнуть определённая проблема, связанная с тем, что в английском языке, по сравнению с русским, произношение гласных намного уже. В одном из разделов своего пособия автор упоминает о множестве оттенков произнесения одной гласной в английском языке (так, гласная «А» может быть произнесена с четырьмя разными оттенками) [8].

По нашему мнению, по сравнению с методикой Сета Риггса, данная методика является наиболее универсальной так как:

• содержание уроков рассчитано как на начинающих, так и на профессиональных вокалистов;

• к упражнениям даны подробные комментарии;

• приложения содержат фортепианные аудио-треки без голоса;

• дан большой объём информации относительно физиологии голосового аппарата;

• пособие включает раздел для развития приемов в пении в нескольких вокальных эстрадных жанрах.

К слабым местам методики можно отнести:

• недостаточно подробный разбор техники певческого дыхания;

• категоричное, по нашему мнению, разделение автором понятия голоса на «части», что мешает восприятию голоса как некой целостности.

Рассмотрим методику Кена Темплина «Как петь лучше, чем кто-либо». Методика представлена в форме аудио- и видео-пособия, что, бесспорно, является её преимуществом.

Программа изложена последовательно и логично. К каждому упражнению автор даёт очень подробно изложенные комментарии (правильная поза, диафрагмальное дыхание, расширение грудной клетки, трель губами, упражнение для укладывания языка, закон гласных, правильная позиция для каждой гласной, основы вибрато и так далее).

Отметим основное отличие методики Тем-плина от вышеизложенных методик, которое заключается в акцентировании автором внимания на важности понимания сути модификаций гласных. В своей программе Кен Темплин, как и Сетт Риггс, обращается к методике Фран-ческо Ламперти, в частности, в вопросе работы над формированием гласных. Кен, как и Фран-ческо, предлагает нам следовать принципу выстраивания позиции от одной гласной. Оба педагога используют гласную «А» как базовую. Подобный выбор обусловлен тем, что обучающемуся, в процессе исполнения этой гласной, становится легче ощутить «открытое горло» и в дальнейшем, исходя из этого ощущения, начать выстраивать другие гласные, лишь меняя форму рта [9].

Для Кена очень важна последовательность в обучении: он настоятельно рекомендует начать обучение с теоретической части и

следом переходить к аудио-упражнениям, при этом постоянно контролируя себя, возвращаясь к видео материалам.

В отличие от методик Сетта Риггса и Бретта Меннинга, Кен Темплин уделяет большое внимание дыханию. По его мнению, единственно правильным певческим дыханием является диафрагмальное. Главным компонентом в его методике можно назвать апподжио (appoggio) - поддержку. Согласно Ламперти, это «устойчивое давление воздуха на голосовые связки во время извлечения тона» [2, с. 8].

Как и Бретт Меннинг, значительное место в своей программе Темплин отводит мышечной свободе. Также, говоря о положении гортани, он упоминает, что она должна пребывать в нейтральной позиции.

Кен также не поддерживает разделение голоса на части: он считает, что это затрудняет обучение и препятствует цельности звукоиз-влечения.

Кен утверждает, что в первую очередь следует укреплять грудной голос и в дальнейшем добавлять переходный участок. В процессе обучения автор рекомендует переходить от грудного голоса в головной на упражнениях «трель губами» и языковой зарядке. Также он напоминает, что первостепенно следует сосредоточиться на дыхании и свободном горле [7].

По нашему мнению, методика Кена Тем-плина является самой подробной и последовательной в своем воплощении. Из положительных сторон мы можем отметить следующее:

• отдельно собраны упражнения для мужских и женских голосов;

• видео-упражнения для дыхания;

• видео-уроки с учениками, посредством которых можно увидеть частые ошибки, которые допускают певцы, и учесть этот опыт в процессе своего обучения.

К слабым сторонам методики можно отнести отсутствие раздела, в котором могли быть представлены упражнения, тренирующие стилистическую гибкость голоса, и однообразие в вокальных упражнениях.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные методики в соответствии с указанными нами показателями, были выявлены их сильные и слабые стороны. Перспективы использования данных методических работ в педагогической практике весьма высоки, на что указывает результативный педагогический опыт

авторов методик. По нашему мнению, данные методические работы необходимы для изучения педагогам эстрадно-джазового вокала. Можно сказать, что данная статья направлена на оказание практической помощи начинающим педагогам эстрадно-джазового вокала в работе с методическими пособиями в процессе их собственной педагогической деятельности.

Литература

1. Кузьмичев Н. Звукоизвлечение в вокале по системе Сета Риггса. URL: https://www.youtube.com/watch?v=1A0PPz 1JzfI (дата обращения: 25.09.2020).

2. Ламперти Ф. Начальное теоретико-практическое руководство к изучению пения. Начальное теоретико-практическое руководство к изучению пения. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. Ежедневные упражнения в пении: учеб. пособие / Ф. Ламперти. 1-е изд. СПб.: Планета музыки,

2014. 144 с.

3. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В. П. Морозов. М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, 2008. 496 с.

4. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадного пения. Экспресс-курс. М.: Согласие,

2015. 248 с.

5. Риггс С. Как стать звездой. Техника пения в речевой позиции. М.: Guitar College, 2005. 103 с.

6. Ульева И. Плюсы и минусы вокальной методики Сета Риггса. URL: http://www.belcantoschool.ru/index.php?vi ew=article&catid=56%3Aanalyst&id=189%3Asetr iggs&format=pdf&option=com_content&Itemid= 79 (дата обращения: 30.09.2020).

У. Ken Tamplin Vocal Academy. URL: https://kentamplinvocalacademy.com/about / (дата обращения: 27.08.2020).

8. Manning B. Complete Singing Success [Electronic resource]. Nashville : SS, 2003. - 12 CD (CD-ROM).

9. Tamplin K. How to Sing Better Than Anyone Else [Electronic resource]. Los Angeles: KTVA, 2013. - 9 CD (CD-ROM).

10. The Seth Riggs Vocal Studio. URL: http ://www.sethriggsvocalstudio.com/sethri ggs/theman.html

KOZLOV Dmitrij Nikolaevich

Associate Professor of the Chair of pop and jazz vocals, Associate Professor, Institute of Contemporary Art, Russia, Moscow

KOZLOVA Yuliya Dmitrievna

Teacher of the Chair of pop and jazz vocals, Institute of Contemporary Art, Russia, Moscow

THE METHODS OF S. RIGGS, B. MENNING, K. TAMLIN AND ITS APPLICATION IN THE PROCESS OF STUDYING POP-JAZZ VOCAL

Abstract. The article analyzes modern methods of teaching pop and jazz vocals to the following American authors: Seth Riggs, Brett Manning and Ken Tamplin. The article describes the practical significance of the article for beginning teachers of pop and jazz vocals. The following indicators are identified for a detailed analysis of textbooks: singing breathing; division of singing voices into types during training; exercises; target audience and form of presentation of methodological material. In the process of analyzing the Sett Riggs method, the criticism of constant monitoring of the larynx position is mentioned and a reference is made to the work of Vladimir Petrovich Morozov, whose experiments in psychophysiology show that unconsciously working parts of the body can be activated only by thought. The similarity of the methods of Sett Riggs and Brett Manning is mentioned, but it is noted that the method of Brett Manning is universal. In the process of analyzing Ken Tamplin's method, a parallel is drawn with the method of Francesco Lamperti, which is known since theXVIII century. The main difference between the Templin method and the methods of Sett Riggs and Brett Manning is that the author focuses on the importance of understanding the essence of vowel modifications.

Keywords: pop-jazz vocals, singing breathing, laryngeal position, teaching methods, vocal exercises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.