Г. Р. Биккулова
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, КОНЦЕПТУАЛЬНО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Работа представлена кафедрой английского языка для гуманитарных факультетов. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Ю. В. Еремин
Статья посвящена некоторым основным направлениям в области продуктивного дистанционного обучения (ДО) иностранному языку. Обосновывается важность самостоятельной деятельности студента в ДО; приводятся важные методические принципы, которые рассматриваются с позиций современных требований к языковому образованию.
344
Некоторые методические положения, концептуально определяющие особенности содержания...
The article deals with some important tendencies in the field of productive foreign language distance learning. Students' self-education is proved to be based on the main methodological principles, which are considered in the context of modern tendencies in language education.
Для того чтобы основательно прояснить суть дистанционного обучения (ДО) как специфической формы получения знаний в той или иной области социальной сферы, необходимо осуществить сопоставление его с традиционным обучающим процессом (ТО). Прежде всего сопоставление этих форм обучения следует осуществлять относительно ключевого субъекта учебного процесса, а именно преподавателя, его места и выполняемых им функций.
Согласно установившемуся в педагогической литературе пониманию, в центре учебного процесса находится преподаватель, и его главная роль заключается в управлении этим процессом. Это положение характеризует традиционную модель обучения как взаимосвязанную систему «преподаватель - обучаемый», находящихся, согласно современной педагогической концепции, в «субъектно-субъектных» отношениях. Причем следует заметить, что в системно и методически корректно организованном учебном процессе управляемое взаимодействие обучаемого с группой или обучаемых между собой является непременным условием продуктивного овладения знаниями, навыками и умениями.
К числу существенных недостатков ТО следует прежде всего отнести возможную пассивность некоторой части учащихся в силу различных факторов, обстоятельств, их психофизиологических особенностей и пр.
Можно предположить также, что это имеет место и в силу того, что основным источником информации и «передатчиком» знаний является преподаватель, который в этом процессе просто не в состоянии активизировать восприятие всех обучаемых. В результате этой преобладающей до сих пор формы обучения и имеет место естественная значительная потеря для будущей профессиональной деятельности информа-
ции. Применение технических средств обучения, различного вида опор и наглядности повышает результативность восприятия, но не решает проблемы полностью, поскольку ТО практически не предусматривает интерактивных форм и самостоятельности в получении знаний.
Возникает необходимость, причем продиктованная новейшими требованиями в образовании, переместить акценты с пассивного восприятия на самостоятельное получение знаний с помощью современных технологий.
Обратимся к дистанционной форме обучения. Здесь трудно представить преподавателя, выполняющего те же функции, что и в ТО, поскольку в центре дистанционного обучающего процесса находится обуча-емый, а смысл его учебной деятельности -самостоятельная работа, цель - развивать способности к самообучению, формировать соответствующие навыки и умения. Условием успешности и продуктивности ДО становятся активность и интерактивность как одни из ведущих дидактических принципов.
Справедливости ради следует заметить, что дистанционная форма обучения не подменяет и не заменяет традиционного обучения, а существенным образом дополняет его.
Основываясь на имеющихся результатах исследований в области концептуального обоснования содержания образования в общем, можно выделить следующие основные направления в обеспечении продуктивности ДО иностранному языку:
• самостоятельность - как полностью индивидуализированно обеспеченная практика в выбранном виде речевой деятельности;
• активность - как взаимосвязанная продуктивная учебно-обучающая деятельность равнозначных субъектов;
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
• рефлексивность - эффективное обеспечение обратной связи в широком смысле (поочередная, пошаговая, поэтапная, внешняя и внутренняя, явная и латентная и пр.);
• вариативность образовательных контактов (парные, групповые, комбинированные, внутренние и внешние и пр.).
При организации самостоятельной деятельности в ДО обучении следует отталкиваться от уже имеющихся в методике иностранных языков принципов с учетом системно-функциональных особенностей данной формы обучения.
Коммуникативный принцип, который реализуется только при непосредственных контактах с преподавателем, теперь представляется как коммуникативно-интерактивный: получение информации из различных баз данных, конференций, Интернета и региональных сетей, библиотек и пр., обработка, соответствующие выводы, реагирование и получение в конечном итоге квинтэссенции информации, необходимой для прогрессивного движения вперед по самостоятельному образовательному маршруту.
Принцип сознательности трактуется нами как принцип сознательной автоматизации навыков и умений самостоятельной деятельности, когда определенная система правил, инструкций и рекомендаций, предваряющих формирование навыков и умений на сознательной основе, постепенно отходит на задний план и не играет активной роли. Все действия выполняются на сознательно-автоматизированной основе.
Сознательно-автоматизированное выполнение действий, а в последующем и всей деятельности предваряется целым рядом различного вида «поддержек», иначе -опор, представляющих собой триединое взаимосвязанное целое. Разделить это целое возможно лишь в теоретическом плане с целью изучения и анализа каждого элемента по отдельности.
Принцип поддержек предполагает реализацию следующих опор:
• родной язык (на определенном этапе овладения умениями самостоятельной деятельности);
• правила и инструкции, необходимые для корректировки образовательного маршрута;
• различные виды и формы наглядности (внутренней и внешней, языковой и предметной и пр.) с целью формирования и закрепления ассоциативных связей.
Данный принцип имеет методологически важное значение для успешного обучения иностранному языку дистанционно. Однако это вовсе не значит, что другие методологические принципы не следует использовать, если они, естественно, не противоречат указанным концептуальным положениям.
Особую значимость для организации дистанционного обучения имеют следующие факторы:
• отбор и организация аутентичного языкового материала в соответствии с целями и задачами курса;
• структурирование курса с точки зрения его методической и технологической организации (гипертекстовые технологии, Web-cтpaницы и пр.);
• методически корректное планирова-ние работы группы;
• организация систематических консультаций с преподавателем и куратором сервера;
• установление и умелое поддержание положительного психологического клима-та в группе.
ДО призвано решать специфические задачи, относящиеся к развитию творческой составляющей образованности обучающегося в самостоятельном режиме:
• повышение активности учащегося в направлении собственного образования (в постановке образовательных целей, выборе направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях);
• постепенное увеличение объема ин-формации, доступ к мировым культурным
и научным сокровищам для обучающихся из любого населенного пункта;
• получение возможности общения обучающегося с педагогами-профессионалами, со сверстниками-единомышленниками, консультирование у специалистов высокого уровня независимо от их территориальной расположенности;
• увеличение эвристической составляющей дистанционного учебного процесса за счет применения интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих программ;
• обеспечение условий для творческого самовыражения обучающегося, возможность демонстрации продуктов своей творческой деятельности.
Новые информационные технологии, прежде всего компьютерные игры, могут оказать существенное влияние на психологию и мировоззрение обучающихся. Они отвечают принципу интерактивности - возможность совершать действия, требующие быстроты, ловкости, смекалки.
В сфере программного обеспечения, которое является необходимым компонентом
ДО, наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Разработка интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности эвристической технологии ДО. Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучающихся.
Суммируя все изложенное, полагаем, что существующие различия между традиционной и дистанционной технологиями обучения, выявленные при сопоставлении, определяют структуру и процесс учебной деятельности в дистанционном обучении иностранному языку. В этой связи одним из важных направлений нам представляется необходимость исследования психологических особенностей изучения иностранного языка с использованием дистанционных технологий, что является отдельной темой исследования.