Научная статья на тему 'Некоторые методические аспекты преподавания дисциплины «Финансовый учет» студентам специальности «Менеджмент организации»'

Некоторые методические аспекты преподавания дисциплины «Финансовый учет» студентам специальности «Менеджмент организации» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ / СТУДЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАДАЧА / ТЕСТ / ДИСЦИПЛИНА / FINANCIAL ACCOUNTING / STUDENT / MANAGEMENT / TASK / TEST / DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наприенко Андрей Алексеевич

В настоящее время в связи с процессами реформирования бухгалтерского (финансового) учета и постоянными изменениями в законодательстве и усилением роли МСФО представляется актуальным поиск новых методических и организационных подходов к преподаванию дисциплины «Финансовый учет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые методические аспекты преподавания дисциплины «Финансовый учет» студентам специальности «Менеджмент организации»»

Некоторые методические аспекты преподавания дисциплины «Финансовый учет»

студентам специальности «Менеджмент организации» Наприенко А.А.

Наприенко Андрей Алексеевич /Napienko Andrey Alekseevich - кафедра бухгалтерского учета и аудита, старший

преподаватель

Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова, г. Ярославль

Аннотация: в настоящее время в связи с процессами реформирования бухгалтерского (финансового) учета и постоянными изменениями в законодательстве и усилением роли МСФО представляется актуальным поиск новых методических и организационных подходов к преподаванию дисциплины «Финансовый учет».

Ключевые слова: финансовый учет, студент, менеджмент, управление, задача, тест, дисциплина. Keywords: financial accounting, student, management, task, test, disciplines.

Управление хозяйственной деятельностью предприятий, невозможно без высококвалифицированного специалиста, который владеет современной технологией организации учетного процесса. Большая часть информации, необходимая для принятия управленческих решений формируется в системе бухгалтерского учета, что оказывает влияние на особенности преподавания дисциплины «Финансовый учет» студентам специальности «Менеджмент организации». Преподавание дисциплины сопряжено с проблемами часто меняющегося законодательства в области регулирования бухгалтерского учета и налогообложении. Особенности преподавания, в основном, основываются на проведении практических занятий, а именно, на решении ситуационных задач по направлениям содержания дисциплины курса согласно требованиям государственного образовательного стандарта и утвержденной рабочей программе.

Первое занятие отводится на ознакомление студентов с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в России и детальному изучению норм Федерального закона от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Проведение аудиторных занятий проходит путем изучения курса лекций разработанных автором на основе систематизации информации нормативных документов и литературы ведущих специалистов: Шеремета А.Д., Палия В.Ф., Соколова Я.В., а так же собственного практического опыта. Прочтение студентами курса лекций на основе заранее изданного учебного пособия лектора с комментариями автора (приводятся практические примеры) и дискуссией на возникающие вопросы (ответы на вопросы, обсуждение различных точек зрения, объяснение целесообразности и рациональности применения бухгалтерских процедур) позволяет по максимуму использовать отведенное лекционное время - изложить и осмыслить больший объем информации, исключив фактическую запись материала.

Практические занятия проводятся в следующих основных формах: заполнение первичных документов, решение задач с заданиями двух основных видов:

- сформулировать содержание хозяйственной операции, рассчитать сумму и составить бухгалтерскую запись, основываясь на описании факта (фактов) хозяйственной деятельности изложенного в задаче;

- на основании бухгалтерской записи сформулировать содержание и раскрыть практический смысл хозяйственной операции.

Заполнение реквизитов унифицированных первичных форм: платежного поручения, приходного и расходного кассового ордера, чека для получения наличных денежных средств с расчетного счета, авансового отчета, счета-фактуры и пр. закрепляет у студентов полученные теоретические навыки и знакомит с документальным оформлением операций.

Содержание ситуационных задач построено, в основном, по принципу: от формирования уставного капитала до расчета финансового результата с составлением оборотной ведомости, бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах. По мере изучения материала увеличивается наполнение задач фактами хозяйственной деятельности, в сравниваемых аспектах с применением различных методик бухгалтерского учета и отражением особенностей учета отдельных хозяйственных операций. Особое внимание уделяется влиянию на организацию бухгалтерского учета: организационно правовой формы, виду деятельности, размеру, системе налогообложения предприятия.

Студенту специальности «Менеджмент организации» по окончании обучения на практике предстоит работа с бухгалтерскими регистрами, содержащими бухгалтерские проводки, поэтому студент должен четко представлять и формулировать экономический смысл отраженной хозяйственной операции, причины и последствия.

Одна из итоговых задач предлагаемых студентам к решению имеет следующее задание: составить по указанным данным бухгалтерские записи, определить финансовый результат и отразить суммы налогов подлежащие взносу в бюджет исходя из следующих вариантов: 1. Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) без использования счета 40 и формированием полной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов на основное производство), 2. Учет продукции по

учетным ценам (плановой себестоимости) с использованием счета 40 и формированием полной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов на основное производство) 3. Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) без использования счета 40 и формированием сокращенной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов в качестве условно-постоянных на продажи) 4.Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) с использованием счета 40 и формированием сокращенной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов в качестве условно-постоянных на продажи). Решение данной задачи позволяет наглядно продемонстрировать студентам как, используя разные методы бухгалтерского учета, отражая статическую экономическую ситуацию (процесс формирования себестоимости и продаж продукции), можно получать различный финансовый результат в отчетном периоде.

В процессе обучения обращается особое внимание, что современные программные продукты, ориентированные на комплексную обработку входящей информации по бухгалтерскому учету, требуют серьёзной адаптации к процессу принятия управленческого решения. Современное предприятие ориентировано на интегрированную обработку экономической информации, так как передача ЭВМ технических функций по бухгалтерскому учету освобождает специалиста для выполнения аналитических (управленческих) функций, которые и являются основными для студентов специальности «Менеджмент организации».

Следует отметить, что руководство пользователя к программным продуктам описывают лишь инструментарий, но не постановку учета и тем более не сам учётный процесс в условиях автоматизации. Более того, сами руководства и инструкции по применению программных продуктов требуют пояснений, так как их тексты не соответствуют экономической и бухгалтерской терминологии.

Накопленный опыт и описанная методика преподавания предполагает дать будущим специалистам знания и привить навыки моделирования бухгалтерского учёта, основы которого закладываются в теории бухгалтерского учёта. Такие знания, которые будут необходимы при любом программном продукте. Возможности моделирования в различных программных продуктах не одинаковы, большинство программ имеют ограниченные возможности моделирования и нацелены на принятие информации через ручной её ввод с готовых форм первичной документации. В дальнейшем, решая итоговые (комплексные) ситуационные задачи в различных бухгалтерских программах, студенты смогут оценить их положительные и выделить отрицательные стороны.

Сложность преподавания дисциплины заключается в недостаточном количестве отведенных часов. Фактически курс «Финансовый учет» включает дисциплины: «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Бухгалтерская отчетность». Таким образом, не представляется возможным рассмотреть четко, полно и подробно многообразие элементов метода бухгалтерского учета и их практическое применение. Представляется целесообразным перенести изучение дисциплины на более поздние курсы, после изучения студентами общеэкономических и налоговых дисциплин, для практического применения полученных знаний и навыков о возможных фактах хозяйственной деятельности, налогообложении и особенностями их отражения в бухгалтерском учете.

Литература

1. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. От 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.