Научная статья на тему 'Особенности решения практических задач по дисциплине "Управленческий учет"'

Особенности решения практических задач по дисциплине "Управленческий учет" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / MANAGEMENT ACCOUNTING / СТУДЕНТ / STUDENT / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЗАДАЧА / TASK / ТЕСТ / TEST / ДИСЦИПЛИНА / DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наприенко Андрей Алексеевич

В настоящее время в связи с процессами реформирования бухгалтерского (управленческого) учета и постоянными изменениями в законодательстве и усилением роли МСФО представляется актуальным поиск новых методических и организационных подходов к преподаванию дисциплины «Управленческий учет». Дисциплина «Управленческий учет» относится к вариативной обязательной части Блока 1, является теоретическим курсом, продолжающим изучение экономических отношений. Для освоения данной дисциплины необходимы «входные» знания и умения, полученные при изучении следующих дисциплин: экономическая теория, математика, статистика, экономика и организация производства, финансовый учет. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Управленческий учет» будут необходимы студентам при изучении дисциплины Управление персоналом, Управленческий консалтинг. Решение практических ситуационных сквозных задач является необходимым инструментом для отработки практических навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наприенко Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности решения практических задач по дисциплине "Управленческий учет"»

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ» Наприенко А.А. Email: [email protected]

Наприенко Андрей Алексеевич - доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль

Аннотация: в настоящее время в связи с процессами реформирования бухгалтерского (управленческого) учета и постоянными изменениями в законодательстве и усилением роли МСФО представляется актуальным поиск новых методических и организационных подходов к преподаванию дисциплины «Управленческий учет». Дисциплина «Управленческий учет» относится к вариативной обязательной части Блока 1, является теоретическим курсом, продолжающим изучение экономических отношений. Для освоения данной дисциплины необходимы «входные» знания и умения, полученные при изучении следующих дисциплин: экономическая теория, математика, статистика, экономика и организация производства, финансовый учет. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Управленческий учет» будут необходимы студентам при изучении дисциплины Управление персоналом, Управленческий консалтинг. Решение практических ситуационных сквозных задач является необходимым инструментом для отработки практических навыков обучающихся. Ключевые слова: управленческий учет, студент, менеджмент, управление, задача, тест, дисциплина.

PECULIARITIES OF SOLVING PRACTICAL PROBLEMS IN THE DISCIPLINE "MANAGEMENT ACCOUNTING" Naprienko A.A.

Naprienko Andrey Alekseevich - Associate Professor, DEPARTMENT OF ACCOUNTING, ANALYSIS AND AUDIT, YAROSLAVL STATE UNIVERSITY BY P.G. DEMIDOV, YAROSLAVL

Abstract: currently, in connection with the processes of reforming accounting (management) Accounting and constant changes in legislation and strengthening the role of IFRS, it is important to find new methodical and organizational approaches to teaching Management accounting disciplines. The discipline "Management accounting" refers to the variant of the mandatory part of Block 1, is a theoretical course, continuing the study of economic relations. For the development of this discipline necessary "input" knowledge and skills obtained in the study of the following disciplines: Economic theory, mathematics, statistics, economics and organization of production, financial accounting. The knowledge and skills obtained during the study of the Discipline "management accounting" will be necessary for students in the study of the discipline of Personnel management, management consulting. The solution of practical situational cross-cutting tasks is a necessary tool for working out practical skills of trainees.

Keywords: management accounting, student, management, task, test, disciplines.

УДК 657.22

Управление хозяйственной деятельностью предприятий, невозможно без высококвалифицированного специалиста, который владеет современной технологией организации учётного процесса. Большая часть информации, необходимая для принятия управленческих решений формируется в системе бухгалтерского учета, что оказывает влияние на особенности преподавания дисциплины «Управленческий учет»

студентам направления подготовки «Менеджмент». Преподавание дисциплины сопряжено с проблемами часто меняющегося законодательства в области регулирования бухгалтерского учета и налогообложении. Особенности преподавания, в основном, основываются на проведении практических занятий, а именно на решение ситуационных задач по направлениям содержания дисциплины курса согласно требованиям государственного образовательного стандарта и утвержденной рабочей программе.

Практические занятия проводятся в следующих основных формах: заполнение первичных документов, решение задач с заданиями двух основных видов:

1) сформулировать содержание хозяйственной операции, рассчитать сумму и составить бухгалтерскую запись, основываясь на описании факта (фактов) хозяйственной деятельности изложенного в задаче,

2) на основании бухгалтерской записи сформулировать содержание и раскрыть практический смысл хозяйственной операции.

Заполнение реквизитов унифицированных первичных форм: платежного поручения, приходного и расходного кассового ордера, чека для получения наличных денежных средств с расчетного счета, авансового отчета, счета-фактуры и пр. закрепляет у студентов полученные теоретические навыки и знакомит с документальным оформлением операций.

Содержание ситуационных задач построено, в основном, по принципу: от формирования уставного капитала до расчета финансового результата с составлением оборотной ведомости, бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах. По мере изучения материала увеличивается наполнение задач фактами хозяйственной деятельности, в сравниваемых аспектах с применением различных методик бухгалтерского управленческого учета и отражением особенностей учета отдельных хозяйственных операций. Особое внимание уделяется влиянию на организацию бухгалтерского управленческого учета: организационно правовой формы, виду деятельности, размеру, системе налогообложения предприятия.

Студенту по окончании обучения на практике предстоит работа с бухгалтерскими регистрами, содержащими бухгалтерские проводки, поэтому студент должен четко представлять и формулировать экономический смысл отраженной хозяйственной операции, причины и последствия.

Одна из итоговых задач предлагаемых студентам к решению имеет следующее задание: составить по указанным данным бухгалтерские записи, определить финансовый результат и отразить суммы налогов подлежащие взносу в бюджет исходя из следующих вариантов: 1) Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) без использования счета 40 и формированием полной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов на основное производство), 2) Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) с использованием счета 40 и формированием полной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов на основное производство) 3) Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) без использования счета 40 и формированием сокращенной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов в качестве условно-постоянных на продажи) 4) Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) с использованием счета 40 и формированием сокращенной себестоимости выпущенной продукции (списание общехозяйственных расходов в качестве условно-постоянных на продажи). Решение данной задачи позволяет наглядно продемонстрировать студентам как, используя разные методы бухгалтерского управленческого учета, отражая статическую экономическую ситуацию (процесс формирования себестоимости и продаж продукции), можно получать различный финансовый результат в отчетном периоде. Рассмотрим в качестве примера сквозную ситуационную задачу. Исходные данные: Учредители (физические лица) ООО «ВАСЯ» с уставным капиталом

100.000руб. внесли: наличными в кассу 50.000руб., материалами 10.000руб., основными средствами 25.000руб.

С расчетного счета по счет-фактурам оплачены и получены материалы: 18.000руб. (в т.ч. НДС 10%) и 24500руб. (в т.ч. НДС 18%). Из кассы выданы директору в подотчет 5.000руб. для приобретения канцелярских товаров, из заработной платы директора удержано алиментов 2.000руб.

В отчетном периоде: начислена заработная плата: рабочим основного производства 40.000руб., работникам заводоуправления 50.000руб., начислен износ основных средств общепроизводственного назначения 5.000руб., израсходованы материалы в основном производстве 20.000руб.

Принята на склад готовая продукция в количестве 100единиц, незавершенное производство на конец периода 3.500руб. Учетная цена - 950руб. \единица,

Продажи (отгрузка) за период составили 128.915руб. (в т.ч. НДС 18%) за которые получено: по банковской выписки 100.000руб., по отчетам кассира 8.915руб. Начислен налог на имущество 1225руб.

Остаток готовой продукции на конец периода (по учетным ценам) 14250руб.

Заработная плата не выплачивалась, лимита остатка наличных в кассе нет.

Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости) без использования счета 40 и формированием сокращенной себестоимости выпущенной продукции.

Задание:

Составить по вышеуказанным данным бухгалтерские записи, определить финансовый результат, провести реформацию баланса и отразить (начислить) суммы налогов, подлежащие взносу в бюджет: НДС и Налог на прибыль, НДФЛ и Страховые взносы (30%) (без травматизма).

Решение оформим в таблице 1.

Таблица 1. Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб- Дебет Кредит

1 Отражена задолженность учредителей по взносам в уставный капитал 100000 75/1 80

2 Поступили наличные денежные средства в кассу от учредителя 50000 50 75/1

3 Оприходованы материалы, поступившие от учредителя 10000 10 75/1

4 Принят объект основных средств, поступивший от учредителя 25000 08 75/1

5 Объект основных средств введен в эксплуатацию 25000 01 08

6 Оприходованы материалы от поставщиков Стоимость материалов 18000-1636 НДС 18000*10/110 Итого 16364 1636 18000 10 19 60 60

7 Оприходованы материалы от поставщиков Стоимость материалов 24500-3737 НДС 24500*18/118 Итого 20763 3737 24500 10 19 60 60

8 Перечислено с расчетного счета поставщикам за поступившие материалы 24500+18000 42500 60 51

9 Выдано подотчет из кассы на приобретение канцтоваров 5000 71 50

10 Начислена заработная плата: Рабочим основного производства Работникам заводоуправления Итого 40000 50000 90000 20 26 70 70

11 Удержан НДФЛ из заработной платы 90000*13/100 11700 70 68

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб. Дебет Кредит

12 Начислены страховые взносы : Рабочим основного производства 40000*30/100 Работникам заводоуправления 50000*30/100 Итого 12000 15000 27000 20 26 69 69

13 Удержано из заработной платы по исполнительному листу 2000 70 76

14 Начислена амортизация основных средств общепроизводственного назначения 5000 25 02

15 Отпущены со склада материалы в основное производство 20000 20 10

16 Списаны общепроизводственные расходы на затраты основного производства 5000 20 25

17 Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция по плановой себестоимости 95000 43 20

18 Отражено отклонение учетной цены от фактической себестоимости продукции 95000-73500-сторно 21500 43 20

19 Отгружена покупателям готовая продукция 128915 62 90/1

20 Отражен НДС 128915*18/118 19665 90/3 68/2

21 Списана плановая себестоимость реализованной продукции 85*950 80750 90/2 43

22 Списано отклонение по реализованной продукции 1. 21500/100*85- сторно 2. ЧЕРЕЗ КОЭФФИЦИЕНТ К=21500/95000=0,2263157*80750=18275 90/2 43

18275

23 Списаны общехозяйственные расходы 50000+15000 65000 90/8 26

24 Выявлен и списан результат о реализации продукции 128915-19665-80750+18275-65000-убыток 18225 99 90/9

25 Начислен налог на имущество 1225 91/2 68/4

26 Принят к зачету НДС по поступившим МПЗ 1636+3737 5373 68/2 19

27 Списано сальдо прочих расходов 1225 99 91/9

28 Поступило от покупателей В кассу На расчетный счет Итого 8915 100000 108915 50 51 62 62

29 Реформация баланса Закрытие субсчета 90/1 Закрытие субсчета 90/2 Закрытие субсчета 90/3 Закрытие субсчета 90/6 Закрытие субсчета 91/2 Закрытие счета 99 18225+125 (непокрытый убыток) 128915 62475 19665 65000 1225 19450 90/1 90/9 90/9 90/9 91/9 84 90/9 90/2 90/3 90/6 91/2 99

В качестве дополнительного задания предлагается составление Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах.

В процессе обучения обращается особое внимание, что современные программные продукты, ориентированные на комплексную обработку входящей информации по бухгалтерскому учёту, требуют серьёзной адаптации к процессу принятия управленческого решения. Современное предприятие ориентировано на интегрированную обработку экономической информации, так как передача ЭВМ технических функций по управленческому учёту освобождает специалиста для

выполнения аналитических (управленческих) функций, которые и являются основными для студентов специальности «Менеджмент».

Накопленный опыт и описанная методика преподавания предполагает дать будущим специалистам знания и привить навыки моделирования бухгалтерского управленческого учёта, основы которого закладываются в теории бухгалтерского учёта. Такие знания, которые будут необходимы при любом программном продукте. Возможности моделирования в различных программных продуктах не одинаковы, большинство программ имеют ограниченные возможности моделирования и нацелены на принятие информации через ручной её ввод с готовых форм первичной документации. В дальнейшем, решая итоговые (комплексные) ситуационные задачи в различных бухгалтерских программах, студенты смогут оценить их положительные и выделить отрицательные стороны.

Сложность преподавания дисциплины заключается в недостаточном количестве отведенных часов. Представляется целесообразным перенести изучение дисциплины на более поздние курсы, после изучения студентами общеэкономических и налоговых дисциплин, для практического применения полученных знаний и навыков о возможных фактах хозяйственной деятельности, налогообложении и особенностями их отражения в бухгалтерском управленческом учете.

Список литературы /References

1. Наприенко А.А.. Некоторые методические аспекты преподавания дисциплины «Финансовый учет» студентам специальности «Менеджмент организации» // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 61-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.