страняли среди санитарных врачей и помощников санитарных врачей Брестской областной и районной санэпидстанций и районных санэпидстанций Жабин-ковского, Каменецкого.Малоритскогои Пружанско» го районов Брестской области. Всего опрошены 44 сотрудника. Руководители и специалисты объектов л (107 человек) были опрошены в Брестском, Жабин-ковском и Малоритском районах. Каждый опрашиваемый должен был указать стаж своей работы по данной специальности, самое важное, по его усмотрению, личное качество санитарного врача и наиболее значимый фактор, от которого больше всего зависит санитарное состояние объекта. Время ответа не ограничивалось. Независимо от анкеты можно было вносить свои предложения и замечания. Достоверность результатов опроса оценивали с помощью критерия Стьюдента.
Наиболее важным личным качеством санитарного врача, необходимы для проверки объекта, 90,9% сотрудников санэпидстанций считали объективный и честный подход к оценке санитарного состояния, в то время как лишь 56,1% работников И подконтрольных объектов считают это качество основным.
Способность санитарного врача войти в положение руководителя и специалиста объекта вообще отрицается сотрудниками санэпидстанций как самое необходимое качество врача, а 42,1% руководителей и специалистов считают это качество важнейшим для установления рабочего контакта, особенно при высокой квалификации санитарного врача и компетентности его в производственных процессах. Лишь 9,1% сотрудников санэпидстанций выделяют как основное качество санитарного врача строгость суждений при обследовании объекта, тогда как сами работники подконтрольных объектов не имеют тенденции считать это качество тако-
вым. Мягкость, уступчивость и другие качества санитарного врача не указываются опрошенными как первостепенные.
Для практической санитарии важным моментом является определение причин, от которых больше всего зависит санитарное состояние объекта. Большинство (63,6%), опрошенных работников объектов и лишь 40,9% сотрудников санэпидстанций считают, что санитарное состояние зависит главным образом от личного отношения к нему самих работников.
Вопросу обеспеченности объектов всем необходимым для поддержания санитарного состояния придается приблизительно одинаковое значение равным процентом персонала санэпидстанций и объектов, однако следует отметить, что среди сотрудников объектов, проработавшие по своей последней специальности менее 5 лет, 22,5% называют эту причину основной, в то время как среди проработавших более 5 лет — 44,8%.
Как следует из изложенного, мнение руководителей и специалистов объектов о должных личных качествах санитарного врача и основных факторах, влияющих на санитарное состояние, не всегда могут совпадать с мнением сотрудников санэпидстанций. Это обусловлено тем, что убеждения опрошенных работников не были прямым ответом на поставленные вопросы, а преломились через уже накопленный профессиональный опыт, который в свою очередь складывался в зависимости от предшествующих внешних воздействий. Иными словами, профессиональные условия ежедневной работы различно воздействовали на формирование мнения о причинах санитарного состояния и должных качествах санитарного врача у работников санитарной службы и объектов.
Поступила 11.10.82
УДК 613.95:001.8 «1»8|»
М. И. Чурьянова, Н. А. Ананьева, Н. А. Бесстрашная, Л. А. Борисова, В. М. Зубкова, В. Е. Карасик, И. Б. Крамаренко, Н. А. Краснушкина,
Г. В. Терентьева
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Институт гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва
В Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР ежегодно проводятся научные исследования по выявлению важнейших отечественных и зарубежных достижений в области медицинской науки. Анализ всех доступных источников информации, содержащих сведения о результатах научных исследований по гигиене детей и подростков, позволил выявить наиболее важные * научные достижения по проблеме за 1981 г.
В одиннадцатой пятилетке дальнейшее опережающее развитие получат фундаментальные направления медицинской науки. При этом особое вни-
мание будет уделено изучению основных закономерностей высших мозговых функций человека, исследованию механизмов созревания функциональных систем в псстнатальном онтогенезе, основных стадий целенаправленных поведенческих актов человека (А. М. Чернух и Г. В. Погодаев). В этом плане актуальны результаты законченных в 1982 г. научных исследований, проведенных в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР, касающиеся возрастной динамики ряда физиологических и психологических показателей у подростков (К. Э. Павлович и 3. Н. Брике; Н. А. Бес-
страшная и Л. Ф. Халдеева; Д. Н. Крылов и Т. П. Кулакова). Впервые с использованием комплексного подхода и значительного числа различных методов исследования получены материалы о возрастной динамике таких важных психофизиологических параметров, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов; состояние вегетативной нервной системы по показателям частоты сердечных сокращений; параметры условной негативной волны; работоспособность, память, внимание; особенности психомоторики; состояние некоторых анализаторов. Выявлены половые различия в уровне функционирования перечисленных показателей, а также показана картина изменения этих уровней в зависимости от возраста.
Выделено 7 личностных групп, выяснены динамика личностных параметров с возрастом и их особенности, связанные с полом.
Четкое знание уровней и характера функционирования основных физиологических систем в разные годы подросткового возраста имеет чрезвычайно важное значение при учете требований, предъявляемых трудовым процессом к организму подростка. Знание личностных и характерологических свойств подростков на каждом возрастном этапе, особенностей приспособления к окружающей среде и характера поведенческих и физиологических реакций на ее изменения имеет существенное значение при исследовании закономерностей формирования личности. Таким образом, что серьезные фундаментальные исследования, имеющие многоаспектное значение.
К фундаментальным относятся исследования, проведенные в лаборатории физиологии умственного труда Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР по оценке функционального состояния и интегратнвной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) школьника в течение учебного года (Ю. М. Пратусевич и соавт.). При этом выдвинута новая теоретическая концепция, суть которой сводится к тому, что невозможно оценить физиологическую значимость изменений функций организма под влиянием учебной нагрузки без учета онтогенетического созревания его физиологических систем. Предложен новый принцип, или модель «наложения», как способ оценки функциональных изменений в течение учебного года, с помощью которого оцениваются функциональные сдвиги на фоне общей возрастной тенденции развития. Модель основана на том принципе, что онтогенетическое развитие ЦНС обеспечивает лучшую функциональную приспособляемость учащихся к социальным требованиям жизни, а внутри-годовые функциональные изменения, вызванные учебной нагрузкой, ухудшают их умственную работоспособность, т. е. возрастные и функциональные изменения имеют противоположную направленность. Следовательно, «наложение» внутрнго-довых функциональных сдвигов нейродинамиче-ских и психофизиологических показателей на онтогенетические изменения этих же показателей
позволяет более объективно и дифференцированно оценить и прогнозировать функциональное состояние ЦНС учащихся. Модель «наложения» рекомендуется использовать для выборочного обследования учащихся в целях оценки различных факторов внешней среды, прежде всего режимов и программ обучения. *
В области гигиены обучения и воспитания школьников в настоящее время в условиях постепенного перехода к обучению детей в школе с б летнего возраста очень актуальными становятся исследования, направленные на оптимизацию режима и условий обучения детей 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ. На основании результатов комплексных научных исследований Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Института физиологии детей и подростков АМН СССР и ряда НИИ гигиенического профиля разработаны медико-педагогические рекомендации по организации учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы (Е. К. Глушкова и соавт.; С. М. Тромбах; С. П. Ефи- 0 мова и соавт.). Указанные рекомендации дают возможность создать необходимые условия и режим обучения для 6-летних детей в общеобразовательной школе с учетом их функциональных возможностей. Разработанные рекомендации апробированы в базовых учреждениях НИИ в Москве, Ереване, Минске, Тбилиси и др. Полученные материалы обобщены и изданы в 1981 г. в форме «Методических указаний».
Среди задач, выдвигаемых XXVI съездом пар-тин, указано на усиление физкультурной и спортивной работы среди детей и молодежи. С этой же целью принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» (1981). Одной из важных медико-социальных проблем в настоящее время является проблема гиподинамии. * В результате многолетних исследований в Таллинском НИИ эпидемиологии, микробиологии и гигиены Минздрава Эстонской ССР путем применения большого числа различных методов исследования определены следующие валидные показатели двигательного «голодания» у детей и подростков: высокий уровень холестерина в крови, повышенная частота пульса в покое, увеличенная толщина подкожно-жировой складки, сниженные становая сила и максимальная мощность выдоха, низкие спортивные результаты. Особенно информативным показателем является уровень холестерина в крови (Р. В. Силла и соавт.). Предложены гигиенические нормы двигательной активности для детей разного возраста и пола. Полученные данные можно использовать для оценки распространен- * ности гипокинезии среди детей и подростков в различных регионах страны, что имеет важное значение для разработки системы профилактиче-
ских мероприятий двигательного «голодания» детей и подростков.
В Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР разработаны физиологические подходы к гигиеническому нормированию физиче-^ ских нагрузок различного характера и интенсивности при физическом воспитании дошкольников (Г. П. Юрко). Представлена характеристика нагрузок по величине энерготрат, изменению частоты сердечных сокращений и ЦНС. На основании полученных данных подготовлены методические рекомендации, касающиеся медико-педагогического контроля за физическим воспитанием детей в дошкольных учреждениях.
Решения XXVI съезда КПСС определили задачи дальнейшего повышения уровня и качества всех видов медицинской помощи населению страны. В одиннадцатой пятилетке важное значение приобретут исследования, посвященные комплексному изучению состояния здоровья детей. Эта проблема будет решаться как в медицинском, так ♦ и в социальном аспектах, определяющих здоровье изучаемых контингентов.
В Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР впервые в методическом плане намечены новые подходы к комплексной оценке состояния здоровья, которая предусматривает не только констатацию заболеваний, но и качественную и в известной степени количественную характеристику состояния здоровья путем использования ряда критериев и отнесения ребенка к одной из «групп здоровья». Комплексная оценка состояния здоровья апробирована Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР и рядом других научно-исследовательских учреждений страны; она изложена в специальных «Методических рекомендациях по комплексной оцен-^ке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах». Использование схемы определения «группы здоровья» позволяет органам здравоохранения проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов как на момент обследования, так и при динамическом контроле для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.
В отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду партии указывается на необходимость повышения эффективности диспансеризации и охвата ею всего населения и в первую очередь за счет расширения диспансеризации детей и подростков. При этом важное значение придается использованию прогрессивных форм и методов организации труда ^медицинского персонала, рациональному использованию медицинских кадров. В Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР (Н. А. Ананьева) разработана новая форма организации массовых медицинских осмотров учащих-
ся с использованием метода скринирования. Она предусматривает 3 этапа обследования. На 1-м этапе обследование всех детей проводится по скрининг-программе средним медицинским персоналом (доврачебный осмотр). На 2-м этапе обследование детей, выделенных с помощью скрининг-тестов, осуществляется врачом школы. На 3-м этапе проводится обследование специалистами поликлиники детей, направленных из школы на консультацию. Данный принцип поэтапного медицинского осмотра предусматривает значительное повышение роли среднего медицинского персонала в контроле за состоянием здоровья учащихся и обеспечивает рациональное использование времени врача школы и специалистов поликлиники. Новый принцип организации массовых медицинских осмотров с целенаправленным выявлением детей «группы риска» с помощью скрининг-программы обеспечивает дальнейшее совершенствование всеобщей диспансеризации детского населения. В настоящее время апробация новой формы организации осмотров, проводимая в отдельных базовых школах Москвы, показала ее значительные преимущества. Готовятся специальные «Методические рекомендации по использованию массовых диагностических скрининг-тестов в практике школьного здравоохранения».
Значительное внимание уделяется широкому осуществлению мер первичной профилактики наиболее распространенных среди школьников заболеваний, к числу которых относится близорукость. В Оренбургском медицинском институте (Л. Л. Богомолов) получены материалы по сезонной динамике функции аккомодации глаза у школьников под влиянием естественной ультрафиолетовой радиации. Это является новым в теоретическом плане и имеет практическое значение. Научно обоснована целесообразность проведения искусственных ультрафиолетовых облучений школьников в осенне-зимний период года в целях профилактики сезонного ослабления аккомодации и повышения зрительной работоспособности учащихся. Подготовлены методические рекомендации «Санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике близорукости у учащихся общеобразовательных школ». Предложено проводить офтальмологические обследования школьников в период наибольшего ослабления аккомодационного аппарата глаза, т. е. в зимнее время, что имеет значение для своевременной диагностики начальных зрительных расстройств у школьников.
Важнейшей народнохозяйственной задачей остается совершенствование и усиление государственного санитарного надзора. Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР на основании ряда проведенных научных исследований разработаны и изданы в форме методических указаний в 1981 г. «Гигиенические требования к одежде детей».
Дана гигиеническая характеристика материалов, в том числе полимерных, используемых для
2 Гигиене и санитария — 33 —
изготовления детской одежды. Обоснованы специальные гигиенические требования, предъявляемые^ детской одежде в разные сезсны года. Впервые представлены физиолого-гигиенические требования к верхней зимней одежде детей школьного возраста, предназначенной для районов с суровыми климатическими условиями. Рассмотрены вопросы санитарного надзора за детсксй одеждой.
И, наконец, определенное значение в повышении качества научных исследований имеют разработанные и апробированные в гигиене детей и подростков новые методы исследования. Так, в Венгрии в Государственном институте гигиены (К. Бретз) используется комплексный метод психофизиологического исследования школьников с помощью специальной технической конструкции, оборудованной в экспериментальном классе института. Эта конструкция позволяет проводить на базе инфракрасной техники телеметрическую регистрацию частоты сердечных сокращений, электроэнцефалограммы в естественных условиях в процессе школьного урока одновременно у 10 детей. В данной системе имеется также комплекс для измерения времени реакции и силы давления пишущей ручки на бумагу при письме также одновременно у 10 школьников. Измерительный комплекс создан на базе управляющей ЭВМ, которая выдает результаты в цифровой форме и диаграммах.
Литература. Ананьева Н. А. — В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981, с. 22—23.
Бесстрашная Н. А., Халдеева Л. Ф. — В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981, с. 17—18.
Богомолов Л. Л. Функциональное состояние аппарата аккомодации у школьников в связи со световым и ультрафиолетовым климатом. Автореф. дис. канд. М., 4
1981' - М I по 1
Гигиенические требования к одежде детей, м., 1»о1.
Глушкова Е. К., Попова Н. М., Улицкая Э. М. — I иг. и сан., 1980, № 12, с. 22-24.
Громбах С. М. — Сов. педагогика, 1981, № 12, с. 42— 46.
Ефимова С. П., Лосева О. А., Гребенкина Е. Г. — В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981, с. 256.
Крылов Д. Н., Кулакова Т. П. — В кн.: Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста. М., 1981, с. 58—59.
Методические рекомендации по комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков при массовых врачебных осмотрах. (Мин-во здравоохранения СССР, Ин-т гигиены детей и подростков). М., 1981.
Павлович К. Э., Брике 3. Н. — В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981, с. 49—50. г ,,
Пратусевич Ю. М., Соловьев А. В., Квасов Г. И. — Гиг.» и сан., 1981, № 4, с. 30-32.
Силла Р. В., Теосте М. Э. и др. — В кн.: Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков. М., 1980, с. 22—28.
Черных А. М., Погодаев Г. В. - Вестн. АМН СССР, 1981, № 4, с. 15—22.
Юрко Г. П. — Педиатрия, 1981, Л» 10, с. 63—66.
Бретз К- — В кн.: Международный семинар по гигиене детей и подростков. 2-й. Тезисы докладов. М., 1981, с. 75.
Поступила 06.07.82
УДК 614.3/.4.07:в 13.в:658.386.3(477.62)
А. 3. Кириченко, В. П. Нифонов
О РАБОТЕ ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТНОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА
Донецкая областная санэпидстанция
Областной санэпидстанцией наряду с направлением специалистов на курсы усовершенствования и специализации в соответствии с ежегодными планами Минздрава Украинской ССР применяются и другие формы и методы подготовки кадров для городских и районных санэпидстанций.
Повышение квалификации гигиенистов труда в области планируется на основании данных о подготовке специалистов на протяжении всего периода работы в санитарно-эпидемиологической службе и уровне их квалификации; составляется не только годовой, но и перспективный план на пятилетку.
Молодые специалисты направляются на рабочие места в городские санэпидстанции, которые являются передовыми по организации обслуживания трудящихся предприятий угольной, металлургической, машиностроительной и других отраслей
промышленности (таких санэпидстанций в области 7). Обучение специалистов проводится по специальной 2-недельной программе, разработанной нами. Программой предусматриваются рассмотрение проектов и обследование строящегося или реконструируемого объекта, проведение комплексного обследования промышленного предприятия, а также проверка профилактической работы медсанчасти и здравпункта. После прохождения обучения каждый врач предоставляет в областную санэпидстанцию самоотчет о проделанной работе и копии документов, в составлении которых он принимал участие.
Повышают свою квалификацию молодые специа^ листы и на рабочих местах в Донецком НИИ гигиены труда и профзаболеваний. Там они изучают влияние неблагоприятных факторов производственной среды на организм работающих, осваи-