Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ЛИТЕРАТУРА

Быховская М. С., Гинзбург С. Л., Хализова О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе. М., 1966. Елоховская Н. П., Ершова К. П., Ицкова А. И.— Гиг.

и сан., 1978, № 12, с. 64—76. Новиков Ю. В., Дмитриев М. Т., Хрусталева В. А.— Там же, 1973, № 6, с. 70—74.

Перегуд Е. А., Гернет Е. В. Химический анализ воздух»

промышленных предприятий. Л., 1973. Ринькис Г. Я- Методы ускоренного колориметрического определения микроэлементов в биологических объектах. Рига, 1963, с. 47—53.

Поступила 26/1II 1979 г _

УДК 613.692:656.2-052

Канд. мед. наук А. М. Лакшин

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Рост пассажирских перевозок железнодорожным транспортом поставил перед железнодорожными гигиенистами целый ряд новых проблем.

В задачу гигиенистов, занимающихся пассажирскими перевозками, входит санитарно-гигиеническая оценка новых типов пассажирских вагонов и вокзалов с учетом требований по повышению комфорта и культуры обслуживания, предупреждению заболеваний и сохранению здоровья пассажиров. Наибольшее санитарно-гигиеническое значение имеют вагоны поездов дальнего следования, обслуживающие массовые потоки пассажиров, для которых они являются временным жильем и пунктом общественного питания.

В настоящее время перевозка пассажиров представляет собой сложную санитарно-техническую задачу, поскольку обеспечение удобных, здоровых и безопасных условий для проезда приходится решать в условиях габарита вагона с ограниченной площадью и кубатурой при температуре наружного воздуха от 40 до —40 °С, и больших колебаниях его относительной влажности.

Современный пассажирский вагон дальнего следования — сложное коммунальное сооружение, оснащенное автономным отоплением с электрическими циркуляционными насосами, позволяющими поддерживать температуру воздуха в оптимальных пределах при температуре наружного воздуха до —40 °С, мощной системой вентиляции, подающей в вагон до 5500 м3 воздуха, комбинированным кипятильником и охладителем кипяченой воды, общим и местным освещением, радиотрансляционной сетью и др.

Многие вагоны имеют систему кондиционирования воздуха, обеспечивающее поддержание температуры на уровне 24±2 °С при наружной температуре до 40 °С. При постройке современных вагонов широко используются легкие металлические сплавы, новые синтетические материалы, обладающие высокой прочностью, малой массой, хорошими теплозащитными и звукоизолирующими свойствами. Эти материалы имеют хороший внешний вид, не требуют дополнительной окраски,

допускают уборку и обработку теплой водой и дезинфекционными средствами. Улучшены планировка и оборудование вагонов открытого типа, для чего число спальных мест в них сокращено с 58 до 54, а мест для сиденья — с 87 до 81. Вагоны с 9 четырехместными купе оборудуются полумягкими диванами. На дорогах страны курсируют также вагоны повышенной комфортабельности с двухместным купе и вагоны международного сообщения габарита РИЦ. Эти вагоны отвечают требованиям высокого комфорта, оборудованы холодильниками для продуктов, дополнительными раковинами для умывания, помещениями для приема душа, устройствами для переговоров с дежурным проводником. Все вагоны имеют двухместные купе для отдыха проводников.

Весьма комфортабельны вагоны, предназначенные для скоростного движения, типа «Русская тройка» (РТ-200). Эти вагоны имеют мягкие кресла с подвижной спинкой, фиксируемой в удобном для пассажира положении. Проведенные в последние годы исследования опытных образцов пассажирских вагонов установили, что микроклимат и воздушная среда помещений вагона зависят от инженерного оборудования и характера ограждающих конструкций. Так, недостаточность герметизации вагонов приводит к проникновению воздуха в их помещения, а также внутрь ограждений, что понижает температуру внутренних поверхностей. Существующая конструкция окон является источником отрицательной радиации в зимний период, но при подаче теплого воздуха на окно она может быть уменьшена в 1*/2—2 раза. Как известно, зависимость теплообмена от вида деятельности, одежды, пола, возраста, климатических зон, подвижности терморегуляторных реакций обусловливает специфику нормирования микроклимата. О необходимости дифференциации температурных норм в зависимости от климатической зоны и сезонных изменений указывали в начале 60-х годов И. С. Го-ромосов и Н. А. Циппер, однако до сих пор в вагонах для разных климатических зон рекомендуются одни и те же температуры.

Санитарные нормативы, изложенные в «Типовых требованиях по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта», основаны на изучении теплового состояния больших контингентов пассажиров и служат основой для инженерного проектирования вагонов и расчета температуры ограждающих поверхностей. Однако они могут обеспечить тепловой комфорт лишь для 70—80% пассажиров, так как адаптация людей к определенному микроклимату, степень их закаленности, а также возрастные и половые особенности различны и изменения микроклиматических параметров могут вызвать весьма существенные сдвиги теплообмена, обеспечивающего физиологический оптимум организма. Это в первую очередь касается детей, больных и ослабленных людей, которым проезд по железной дороге необходим для доставки к месту лечения и отдыха.

Из сказанного следует, что в будущем при проектировании и строительстве пассажирских вагонов дальнего следования следует учесть индивидуальные особенности пассажиров и оборудовать вагоны системами, регулируемыми пассажирами в индивидуальном порядке.

В последние годы в практику пассажирского вагоностроения все шире внедряются системы кондиционирования воздуха, но далеко не все они полноценны в гигиеническом отношении. Все еще около 75% воздуха подается на рециркуляцию, что небезопасно в эпидемическом отношении. Широкое применение пластических материалов в вагоностроении привело к выделению в зону пребывания пассажиров большого количества продуктов их деструкции. Как показали исследования, количество продуктов деструкции находится в прямой зависимости от температуры воздуха в вагоне. Поэтому выбор полимерных материалов, не загрязняющих воздух купе, представляет одну из актуальных задач.

Недостаточные площади производственных и вспомогательных площадей при приготовлении пищи и горячей воды в вагонах-ресторанах затрудняют поддержание санитарно-гигиенических условий на кухнях, создают ряд трудностей и неудобств. Для облегчения условий труда на кухнях предложена горелка на жидком топливе, которая создает более благоприятные условия работы персонала, не загрязняет помещения вагона-ресторана продуктами сгорания топлива, что дало возможность рекомендовать такую плиту для практического применения.

Результаты многолетних исследований подвижного состава и накопленный опыт послужили основанием для разработки ряда санитарных правил и инструкций, а также проекта отраслевых стандартов «Подвижной состав железнодорожного транспорта. Предельно допустимые параметры среды на рабочих местах и местах пассажиров».

Совместно с медицинскими службами дорог раз-

работан проект «Гигиенических нормативов для новых вагонов межобластного сообщения, спальных вагонов и вагонов-ресторанов», рекомендованный Международному комитету организации сотрудничества железных дорог для использования на железнодорожном транспорте.

Большое внимание уделяется гигиенистами вопросам проектирования и эксплуатации железнодорожных вокзалов. Современный вокзал — это и крупный транспортный узел, и архитектурный ансамбль, и сложное санитарно-гигиеническое сооружение.

В настоящее время при строительстве новых и реконструкции старых вокзалов для размещения отдельных помещений все шире используется подземное пространство. Поскольку по санитарно-гигиеническим условиям они отличаются от наземных помещений вокзалов, были проведены исследования, результаты которых послужили основанием для разработки санитарно-гигиенических требований к подземным помещениям железнодорожных вокзалов.

Изучение микроклимата подземных помещений показало, что зимой при нормальной относительной влажности температура воздуха в них колебалась от 3,2 до 17,2 °С, а летом — от 28 до 32 °С. Только в переходные периоды года температура отвечала гигиеническим требованиям и равнялась 16,8—22 °С. Перепады ее по вертикали не превышали 1,3—1,5 °С. Суточные колебания температуры воздуха в помещениях были незначительными, что свидетельствует о некоторой автономности температурного режима подземных помещений.

В подземных помещениях вокзалов, особенно в зимнее время, были обнаружены высокие концентрации углекислого газа, значительное число тяжелых ионов (до 5280 в 1 см3) при почти полном отсутствии легких ионов, увеличение запыленности воздуха, бактериальная загрязненность с наличием гемолитического и зеленящего стрептококков, что свидетельствует о недостаточном воздухообмене данных подземных помещений. Установлено также, что уровень освещенности в некоторых помещениях ниже предусмотренного нормативами.

Дальнейшее повышение культуры обслуживания пассажиров, обеспечение комфортных и безопасных условий в пассажирских вагонах и на вокзалах являются сложной и ответственной задачей, имеющей большое социально-гигиеническое значение. К ней относятся и создание надежного и безопасного подвижного состава, и красивых вокзалов с удобной планировкой, внутренним оборудованием и отделкой, совершенствование систем отопления, водоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха, искусственного освещения, термоизоляции, снижение уровней шума и вибрации и многие другие вопросы, связанные как с внедрением новых технических решений, так и с применением новых материалов для строительства и оборудования вагонов и вокзалов.

■3*

— 67 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.