ЛИТЕРАТУРА
Быховская М. С., Гинзбург С. Л., Хализова О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе. М., 1966. Елоховская Н. П., Ершова К. П., Ицкова А. И.— Гиг.
и сан., 1978, № 12, с. 64—76. Новиков Ю. В., Дмитриев М. Т., Хрусталева В. А.— Там же, 1973, № 6, с. 70—74.
Перегуд Е. А., Гернет Е. В. Химический анализ воздух»
промышленных предприятий. Л., 1973. Ринькис Г. Я- Методы ускоренного колориметрического определения микроэлементов в биологических объектах. Рига, 1963, с. 47—53.
Поступила 26/1II 1979 г _
УДК 613.692:656.2-052
Канд. мед. наук А. М. Лакшин
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва
Рост пассажирских перевозок железнодорожным транспортом поставил перед железнодорожными гигиенистами целый ряд новых проблем.
В задачу гигиенистов, занимающихся пассажирскими перевозками, входит санитарно-гигиеническая оценка новых типов пассажирских вагонов и вокзалов с учетом требований по повышению комфорта и культуры обслуживания, предупреждению заболеваний и сохранению здоровья пассажиров. Наибольшее санитарно-гигиеническое значение имеют вагоны поездов дальнего следования, обслуживающие массовые потоки пассажиров, для которых они являются временным жильем и пунктом общественного питания.
В настоящее время перевозка пассажиров представляет собой сложную санитарно-техническую задачу, поскольку обеспечение удобных, здоровых и безопасных условий для проезда приходится решать в условиях габарита вагона с ограниченной площадью и кубатурой при температуре наружного воздуха от 40 до —40 °С, и больших колебаниях его относительной влажности.
Современный пассажирский вагон дальнего следования — сложное коммунальное сооружение, оснащенное автономным отоплением с электрическими циркуляционными насосами, позволяющими поддерживать температуру воздуха в оптимальных пределах при температуре наружного воздуха до —40 °С, мощной системой вентиляции, подающей в вагон до 5500 м3 воздуха, комбинированным кипятильником и охладителем кипяченой воды, общим и местным освещением, радиотрансляционной сетью и др.
Многие вагоны имеют систему кондиционирования воздуха, обеспечивающее поддержание температуры на уровне 24±2 °С при наружной температуре до 40 °С. При постройке современных вагонов широко используются легкие металлические сплавы, новые синтетические материалы, обладающие высокой прочностью, малой массой, хорошими теплозащитными и звукоизолирующими свойствами. Эти материалы имеют хороший внешний вид, не требуют дополнительной окраски,
допускают уборку и обработку теплой водой и дезинфекционными средствами. Улучшены планировка и оборудование вагонов открытого типа, для чего число спальных мест в них сокращено с 58 до 54, а мест для сиденья — с 87 до 81. Вагоны с 9 четырехместными купе оборудуются полумягкими диванами. На дорогах страны курсируют также вагоны повышенной комфортабельности с двухместным купе и вагоны международного сообщения габарита РИЦ. Эти вагоны отвечают требованиям высокого комфорта, оборудованы холодильниками для продуктов, дополнительными раковинами для умывания, помещениями для приема душа, устройствами для переговоров с дежурным проводником. Все вагоны имеют двухместные купе для отдыха проводников.
Весьма комфортабельны вагоны, предназначенные для скоростного движения, типа «Русская тройка» (РТ-200). Эти вагоны имеют мягкие кресла с подвижной спинкой, фиксируемой в удобном для пассажира положении. Проведенные в последние годы исследования опытных образцов пассажирских вагонов установили, что микроклимат и воздушная среда помещений вагона зависят от инженерного оборудования и характера ограждающих конструкций. Так, недостаточность герметизации вагонов приводит к проникновению воздуха в их помещения, а также внутрь ограждений, что понижает температуру внутренних поверхностей. Существующая конструкция окон является источником отрицательной радиации в зимний период, но при подаче теплого воздуха на окно она может быть уменьшена в 1*/2—2 раза. Как известно, зависимость теплообмена от вида деятельности, одежды, пола, возраста, климатических зон, подвижности терморегуляторных реакций обусловливает специфику нормирования микроклимата. О необходимости дифференциации температурных норм в зависимости от климатической зоны и сезонных изменений указывали в начале 60-х годов И. С. Го-ромосов и Н. А. Циппер, однако до сих пор в вагонах для разных климатических зон рекомендуются одни и те же температуры.
Санитарные нормативы, изложенные в «Типовых требованиях по технике безопасности и производственной санитарии для проектирования и постройки грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта», основаны на изучении теплового состояния больших контингентов пассажиров и служат основой для инженерного проектирования вагонов и расчета температуры ограждающих поверхностей. Однако они могут обеспечить тепловой комфорт лишь для 70—80% пассажиров, так как адаптация людей к определенному микроклимату, степень их закаленности, а также возрастные и половые особенности различны и изменения микроклиматических параметров могут вызвать весьма существенные сдвиги теплообмена, обеспечивающего физиологический оптимум организма. Это в первую очередь касается детей, больных и ослабленных людей, которым проезд по железной дороге необходим для доставки к месту лечения и отдыха.
Из сказанного следует, что в будущем при проектировании и строительстве пассажирских вагонов дальнего следования следует учесть индивидуальные особенности пассажиров и оборудовать вагоны системами, регулируемыми пассажирами в индивидуальном порядке.
В последние годы в практику пассажирского вагоностроения все шире внедряются системы кондиционирования воздуха, но далеко не все они полноценны в гигиеническом отношении. Все еще около 75% воздуха подается на рециркуляцию, что небезопасно в эпидемическом отношении. Широкое применение пластических материалов в вагоностроении привело к выделению в зону пребывания пассажиров большого количества продуктов их деструкции. Как показали исследования, количество продуктов деструкции находится в прямой зависимости от температуры воздуха в вагоне. Поэтому выбор полимерных материалов, не загрязняющих воздух купе, представляет одну из актуальных задач.
Недостаточные площади производственных и вспомогательных площадей при приготовлении пищи и горячей воды в вагонах-ресторанах затрудняют поддержание санитарно-гигиенических условий на кухнях, создают ряд трудностей и неудобств. Для облегчения условий труда на кухнях предложена горелка на жидком топливе, которая создает более благоприятные условия работы персонала, не загрязняет помещения вагона-ресторана продуктами сгорания топлива, что дало возможность рекомендовать такую плиту для практического применения.
Результаты многолетних исследований подвижного состава и накопленный опыт послужили основанием для разработки ряда санитарных правил и инструкций, а также проекта отраслевых стандартов «Подвижной состав железнодорожного транспорта. Предельно допустимые параметры среды на рабочих местах и местах пассажиров».
Совместно с медицинскими службами дорог раз-
работан проект «Гигиенических нормативов для новых вагонов межобластного сообщения, спальных вагонов и вагонов-ресторанов», рекомендованный Международному комитету организации сотрудничества железных дорог для использования на железнодорожном транспорте.
Большое внимание уделяется гигиенистами вопросам проектирования и эксплуатации железнодорожных вокзалов. Современный вокзал — это и крупный транспортный узел, и архитектурный ансамбль, и сложное санитарно-гигиеническое сооружение.
В настоящее время при строительстве новых и реконструкции старых вокзалов для размещения отдельных помещений все шире используется подземное пространство. Поскольку по санитарно-гигиеническим условиям они отличаются от наземных помещений вокзалов, были проведены исследования, результаты которых послужили основанием для разработки санитарно-гигиенических требований к подземным помещениям железнодорожных вокзалов.
Изучение микроклимата подземных помещений показало, что зимой при нормальной относительной влажности температура воздуха в них колебалась от 3,2 до 17,2 °С, а летом — от 28 до 32 °С. Только в переходные периоды года температура отвечала гигиеническим требованиям и равнялась 16,8—22 °С. Перепады ее по вертикали не превышали 1,3—1,5 °С. Суточные колебания температуры воздуха в помещениях были незначительными, что свидетельствует о некоторой автономности температурного режима подземных помещений.
В подземных помещениях вокзалов, особенно в зимнее время, были обнаружены высокие концентрации углекислого газа, значительное число тяжелых ионов (до 5280 в 1 см3) при почти полном отсутствии легких ионов, увеличение запыленности воздуха, бактериальная загрязненность с наличием гемолитического и зеленящего стрептококков, что свидетельствует о недостаточном воздухообмене данных подземных помещений. Установлено также, что уровень освещенности в некоторых помещениях ниже предусмотренного нормативами.
Дальнейшее повышение культуры обслуживания пассажиров, обеспечение комфортных и безопасных условий в пассажирских вагонах и на вокзалах являются сложной и ответственной задачей, имеющей большое социально-гигиеническое значение. К ней относятся и создание надежного и безопасного подвижного состава, и красивых вокзалов с удобной планировкой, внутренним оборудованием и отделкой, совершенствование систем отопления, водоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха, искусственного освещения, термоизоляции, снижение уровней шума и вибрации и многие другие вопросы, связанные как с внедрением новых технических решений, так и с применением новых материалов для строительства и оборудования вагонов и вокзалов.
■3*
— 67 -