Научная статья на тему 'Из истории железнодорожного сервиса России: пассажирский вагон как важный элемент комфорта в транспортном облуживании'

Из истории железнодорожного сервиса России: пассажирский вагон как важный элемент комфорта в транспортном облуживании Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1357
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимова Г. Н.

В статье рассматриваются исторические аспекты развития железнодорожного транспорта в России, подчеркивается роль и значение повышения качест-ва обслуживания пассажиров посредством повышения ком-фортабельности пассажирского вагона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From History of Rail Service in Russia: Passenger Carriage as Important Ele ment of Comfort in Transport Service

The article looks into the historic aspects of the rail transport development in Russia. The author underscores the role and impor-tance of raising passenger service quality by increasing the passenger carriage comfort.

Текст научной работы на тему «Из истории железнодорожного сервиса России: пассажирский вагон как важный элемент комфорта в транспортном облуживании»

Из истории железнодорожного сервиса России: пассажирский вагон как важный элемент комфорта в транспортном облуживании

Ефимова Г. Н.,

ст. преп. Московского государственного университета путей сообщения «МИИТ»

В статье рассматриваются исторические аспекты развития железнодорожного транспорта в России, подчеркивается роль и значение повышения качества обслуживания пассажиров посредством повышения комфортабельности пассажирского вагона.

Пассажирский вагонный парк является одним из важнейших видов железнодорожного подвижного состава. От его технического состояния и способности удовлетворять потребности в перевозках зависит качество перевозочного процесса, своевременность доставки пассажиров, производительность транспорта и эффективность его использования.

Пассажирский вагон как неотъемлемая часть пассажирского комплекса железных дорог должен обеспечивать возрастающий спрос на сервисные услуги железнодорожного транспорта,

которые характеризуются такими показателями, как «комфортабельность» и «ездовой комфорт».

Комфортабельность пассажирского вагона принято рассматривать как единство конструкции кузова, планировки, дизайна и внутреннего оборудования, предназначенного для улучшения условий проезда пассажиров. Ездовой комфорт характеризует динамические качества вагона исходя из условий физиологического воздействия ускорений и частот колебаний пассажирского вагона на организм человека.

Первые вагоны паровозной линии Ливерпуль—Манчестер имели форму экипажа с установленными поперек скамьями, на которых приходилось сидеть «спина к спине». У таких вагонов практически отсутствовали рессоры. Для перевозки пассажиров часто использовались обычные экипажи и кареты, которые ставились на железнодорожные платформы или рельсы. Многие вагоны не имели окон и крыш.

Поэтому на линии Лейпциг—Дрезден пассажирам предлагали приобрести маски для защиты лица от ветра, пыли и паровозных искр [6, с. 52].

Первые поезда Царскосельской ж. д. состояли из вагонов четырех классов. Самыми комфортными и дорогими явились кареты, называвшиеся «берлинами» и «дилижансами». Они имели закрытые кузова, мягкие сиденья и делились на отделения с самостоятельными входами. В отделении вагона I класса размещалось 8 человек, II класса — 10. Использовались также открытые повозки или «линейки» с крышей (шарабаны) и без нее (вагоны). Стенки у последних доходили только до середины высоты кузова. Вагоны не имели отопления и освещения [4, с. 39—40].

Пассажирские вагоны отечественного производства, по сравнению с зарубежными аналогами, отличались упрощенной формой кузова. Изменение конструкции кузова пассажирского вагона шло в направлении увеличения его объема под ширину колеи 1524 мм, что позволило создать уютный и удобный интерьер, рациональную внутреннюю планировку и здоровый микроклимат. Кузов имел закрытые тамбуры, входные двери, открывавшиеся вовнутрь, переходные мостики для прохода в соседний вагон. Были определены размеры коридоров, диванов, отделений, дверей и окон, сконструированы подъемные спинки диванов для организации спальных мест, а также полки для ручной клади и багажа. Тамбуры и коридоры также были приспособлены для удобного прохода. Конец XIX в. характеризуется внедрением и развитием внутреннего оборудования пассажирского вагона для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека в пути следования: отопления, водоснабжения, освещения и вентиляции.

Во второй половине XIX в. в пассажирских вагонах конструируются мягкие сиденья, а затем сначала в Америке, а потом в Европе появляются спальные

вагоны. Однако прототипы спальных вагонов появились еще в 1836 г. в США на Пенсильванской ж. д. В них были устроены трехъярусные полки, а пассажирам выдавались соломенные матрацы. Постельное белье и подушки не предусматривались [2, с. 100—101].

В России в 1871 г. на Ковровских мастерских Московско-Нижегородской ж. д. был создан пассажирский вагон I класса, оборудованный четырнадцатью креслами-кроватями, на которых пассажирам было удобно сидеть или лежать. На заводе Бремме и Левестама в Москве был построен мягкий купейный вагон I класса для Петербурго-Московской ж. д. Посредине кузова размещался салон для пассажиров. Впервые в этом вагоне были поставлены диваны с подъемными спинками [1, с. 9—11].

В 1882 г. на Всероссийской промышленно-художественной выставке Сормовский завод экспонировал пассажирский вагон I класса с креслами кроватями, за конструкцию которых ему была присуждена высшая награда — право изображения Государственного герба России[1, с. 12].

Для организации железнодорожных путешествий в составы поездов стали включать смотровые салоны-вагоны, позволявшие пассажирам любоваться пейзажем из открытых окон или располагаться в креслах на открытых площадках. Некоторые салоны-вагоны оборудовались роскошной мебелью, коврами, музыкальными инструментами.

Так, в 1864 г. появился первый комфортабельный состав Pioneer, изобретателем которого стал Д. Пульман. Он же в 1872 г. основал получившую всемирную известность компанию PULLMAN PALACE CAR COMPANY, которая предлагала самые комфортабельные пассажирские вагоны, так называемые дворцовые.

В это же время бельгиец Д. Негель-мейкерс создал поезд с роскошными вагонами Orient Express. С 1883 по 1977 г. этот поезд совершал регулярные

рейсы по маршруту Париж—Стамбул [2, с. 100-104].

В 1879 г. в России Сормовский завод построил служебный пассажирский вагон, в котором располагались салон с тремя диванами и два купе с одним диваном в каждом. Салон имел выход через торцовую дверь на открытую веранду с крышей для осмотра железнодорожного пути и окружающей местности [7, с. 52].

В 1891 г. в России начала функционировать пассажирская компания «Международное общество спальных вагонов». Комфортабельные поезда, принадлежавшие данному обществу, ходили в европейские столицы и на Восток. Например, «Сибирский экспресс» состоял из семи вагонов: трех спальных I класса, вагона-ресторана с кухней широкого ассортимента, «вагона-бассейна» с гимнастическим отделением, багажного и вагона-библиотеки с мягкими креслами, уютным освещением, коврами. Свежая пресса регулярно пополнялась на крупных станциях. Поезд шел в восточном направлении 11 суток, при этом трижды менялось фирменное, с вензелями, тонкое постельное белье.

В 1896-1897 гг. на Александровском заводе в Санкт-Петербурге началось строительство императорского поезда для путешествий по России. Первые семь вагонов поезда представляли собой вагон-мастерскую, служебный вагон с помещениями для размещения прислуги, свитский, вагон-опочивальню с детским отделением, вагон-салон-сто-ловую, вагон-кухню и багажный вагон с помещением для дворцовой прислуги. Вагоны окрашивались в темно-синий цвет с темной золотой продольной линией. Они отличались высоким техническим оснащением и уровнем комфорта.

В 1931 г. начал курсировать первый фирменный поезд «Красная стрела» между Москвой и Ленинградом. Фир-

менные поезда относятся к категории поездов дальнего следования повышенной комфортабельности [3, с. 487].

В 1960—1980 гг. по железным дорогам СССР курсировали туристские поезда «Президент-экспресс», «Русь», в 1990-е гг. появился российско-швейцарский вариант известного поезда «Orient Express».

В 2007 г. состоялась презентация нового туристского поезда «Золотой Орел». В составе поезда 19 вагонов двух классов: Gold и Silver. Каждое пассажирское купе оборудовано душевой кабиной с подогревом пола, индивидуальной системой кондиционирования воздуха, плазменным телевизором, аудиосистемой, встроенным гардеробом и комфортабельным спальным местом. В меню вагонов-ресторанов — традиционные блюда русской и сибирской кухни. [5, с. 8—9].

Первая трехдневная поездка с туристами на новом комфортабельном поезде «Золотой Орел» с паровозной тягой до Екатеринбурга и обратно с остановкой в Казани стала открытием ретропаро-возного туризма в России.

Получившие широкое распространение на железных дорогах мира двухэтажные вагоны появятся и на российских железных дорогах. Предполагается, что эти вагоны будут востребованы туристскими компаниями для организации железнодорожных путешествий. Такой вагон будет иметь купол для обозрения местности, рациональную планировку для размещения туристов и оборудование для обеспечения необходимого комфорта в пути следования.

Таким образом, на всем протяжении развития железных дорог пассажирские вагоны позволяли удовлетворять самые разнообразные и взыскательные потребности любителей путешествий. Железные дороги благодаря скорости и комфорту являются идеальным видом туристского транспорта.

Литература

1. Анисимов П. С. Развитие вагоностроения в России / П. С. Анисимов, А. А. Иванов. — М. : МИИТ.

— 2003.

2. Гюнтер Г. Железная дорога. Ее возникновение и жизнь. — М. : Транспечать НКПС. — 1930.

3. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия.

— М. : Научное издательство «Большая российская энциклопедия». — 1994.

4. История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836-1917 гг. — СПб. — 1994.

5. Новый частный туристический поезд класса «люкс» на Российских железных дорогах // Ло-котранс. — 2007, № 6.

6. Сотников Е. А. Железные дороги мира из XIX в XXI век. — М. : Транспорт. — 1993.

7. Шадур Л. А. Развитие отечественного вагонного парка. — М. : Транспорт. — 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.