направляются на установку термического сжигания. Менее загрязненные сточные воды обезвреживаются биологическим способом.
Доочистка сточных вод Северодонецкого химического комбината осуществляется в биологических прудах и с помощью озонирования. После доочистки состав стоков заметно улучшается и, что особенно важно, в них отсутствуют специфические ингредиенты.
В десятой пятилетке на Северодонецком химическом комбинате интенсивно ведутся работы по расширению комплекса сооружений биологической очистки мощностью до 113 тыс. м8/сут, строительству локальных очистных сооружений для очистки сточных вод от промывки вагонов мощностью 2,6 тыс. м3/сут, строительству дополнительных систем оборотного водоснабжения. Разрабатывается технико-экономическое обоснование по полному прекращению сброса неочищенных сточных вод в Северский Донец.
Некоторые химические предприятия в районе Донбасса (Донецкий и Славянский содовые заводы) не имеют очистных сооружений для обезвреживания стоков.
Для очистки Северского Донца от минеральных загрязнений содовыми заводами разработан технологический процесс переработки дистиллерной жидкости на пищевую поваренную соль, хлористый кальций, хлористый аммоний и кальцинированную соду. Для разработки технологического процесса получения пищевой поваренной соли из дистиллерной жидкости (сточных вод) содовых заводов использованы наши экспериментальные материалы. В результате переработки дистиллер-
ной жидкости на ценные продукты количество ее сократилось с 4 млн. до 57 тыс. м8/год.
Из других мероприятий по санитарной охране Северского Донца на десятую и последующие пятилетки, вытекающих из постановления Совета Министров СССР (1976 г.), следует отметить следующие:
— к 1980 г. все категории сточных вод должны быть охвачены 100% очисткой, т. е. к этому сроку в Северский Донец должен быть прекращен сброс неочищенных сточных вод; к 1990 г. все населенные пункты необходимо канализировать, на этом уровне должна быть обеспечена полная биологическая очистка бытовых сточных вод, остаточное содержание органических веществ (по ВПК) не более 10 мг/л, взвешенных веществ не более 10—12 мг/л;
— к 2000 г. к сточным водам, прошедшим биологическую очистку, следует применить доочистку. На этом уровне сточные воды, направляемые в водный источник, должны иметь ВПК не более 5—7 мг/л, взвешенных веществ не более 7 мг/л.
Прогноз состава бытовых и производственных сточных вод и качества воды Северского Донца в районе Рубежанско-Лисичанского промышленного узла на перспективу до 2000 г. составлен Всесоюзным научно-исследовательским институтом охраны вод (ВНИИВО) с учетом материалов наших исследований. Расчеты показали, что ВПК4 сточных вод к 1990—2000 гг. уменьшится на 78—79%, взвешенных веществ — соответственно на 80—85%, эфирорастворимых веществ — на 96—97%, минерализация—на 56—53%. Поступление поверхностно-активных веществ в Северский Донец к 1990 г. сократится на 11 %, а к 2000 г. — на 21 %. Сброс фенолов в реку к 1990 г. снизится на 89%, а к 2000 г.— на 98,5%.
Поступила 5/VII 1979 г.
УДК £77.11С.088.1
Доктор мед. наук Б* А. Неменко, М. М. Молдакулова
АТОМНО-АБСОРБЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ
Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии, Алма-Ата
Многие из существующих методов определения микроэлементов имеют значительные недостатки. Низкая чувствительность (колориметрия) или большая трудоемкость (эмиссионная спектроскопия, полярография) препятствует проведению как массовых исследований объектов окружающей среды, так и анализов биологического материала при незначительных навесках (Г. Я. Ринькис).
Этих недостатков лишен метод атомной абсорбции (Ю. В. Новиков и соавт.; Н. П. Елаховская и соавт.), основанный на избирательном поглощении света свободными атомами элементов, которые, находясь в слое нагретой плазмы, меняют свои энергетические характеристики. Проба нагревает-
ся в газовом пламени, через которое проходит излучение лампы с полым катодом. Интенсивность аналитической линии измеряется с помощью фотоэлектрических устройств.
Специальные приборы для фотометрии весьма дефицитны, ввиду чего нами сконструирована фотоэлектрическая атомно-абсорбционная приставка к спектрофотометру «Спектромом-201» (Венгрия), играющая в данном случае роль монохроматора. Питание фотоэлектрических устройств и ламп с полым катодом (ЛСП-1, ЛСП-2) осуществлялось от универсального источника (УИП-1) и блока, аналогичного устройству «Перкин-Элмер». Сигнал регистрировался на высокочувствительном гальва-
нометрИ^Ишжной шкалой фирмы «Карл Цейса» (Иена). Источник света отделялся от регистрирующей области механическим абтюратором, разделяющим сигнал поглощения и сигнал излучения пламени. В качестве последнего применена смесь воздух — пропан. Используя соответствующие лампы с полым катодом, мы проводили анализ (в одной пробе) следующих элементов: цинка ( длина волны 213,8 нм), свинца (283,3 им), никеля (232 нм), ^ меди (324,7 нм), кадмия (228, 8 нм), кобальта (240,7 нм), хрома (357,8 нм), бериллия (234,8 нм). Чувствительность определения колебалась от 0,005 до 0,1 мкг в мл раствора, т. е. была лишь ненамного ниже установленной на стандартной аппаратуре (цинк 0,005 мкг/мл, кадмии 0,05 мкг/мл, медь 0,01 мкг/мл, никель 0,1 мкг/мл, кобальт 0,1 мкг/мл). Для анализа хрома и бериллия предпочтительно применять смесь ацетилен — воздух. Если проба представляет собой жидкость (вода, моча), то она сразу после предварительной фильтрации пригодна для анализа. Мочу необходимо исследовать в ближайшее после отбора время без фильтрации, так как она может исказить результаты определения. Твердые образцы (почва, растения, пылевые сметы) следует подвергать кислотному разложению. Это дает возможность анализировать в пробе все элементы, для которых имеются соответствую-! щие лампы. После высушивания пробы в сушильном шкафу берут навеску (от 10 мг до 1 г в зависимости от содержания микроэлементов), растирают в ступке, помещают в колбу и доводят до кипения в 30 мл концентрированной соляной кис-1 лоты. После этого в колбу добавляют 10 мл концентрированной азотной кислоты, раствор упаривают до 5 мл и разбавляют 20 мл дистиллированной воды. Смесь кипятят, доводят водой до объема 100 мл и фильтруют. Если проба плохо разлагается указанным методом, ее следует обработать «царской водкой» — смесью азотной и соляной кислот в соотношении 1:3.
Большое разведение пробы дистиллированной водой производят для предотвращения возможного влияния концентрированных кислот на аппаратуру. С этой же целью распыление пробы и ее сгорание осуществляют в изготовленной из титана горелке, над которой установлен вытяжной зонт. Объем разведения, как и величину навески, устанавливают экспериментальным путем. Желательно, чтобы концентрация элементов в пробе не находилась на границе чувствительности метода определения.
Биологический материал (ткани органов, волосы, ногти) следует подвергать тому же кислотному разложению, предварительно доведя до постоянной массы в сушильном шкафу. Температура сушки не должна превышать 100 °С. Цельную кровь подготавливают следующим образом: 5 мл Р крови растворяют в 25 мл 50 % азотной кислоты, смесь слегка подогревают, доводят до 50 мл дистиллированной водой и отфильтровывают. Весьма
перспективна возможность атомно-абсорбционного анализа аспирационных проб. Их химический анализ, как правило, трудоемок и не всегда удовлетворяет по чувствительности (М. С. Быховская и соавт.; Е. А. Перегуд и Е. В. Гернет). Кислоты и органические растворители не разлагают синтетическую ткань фильтров, в связи с чем мы разработали метод кислотных смывов металлов с поверхности ткани после отбора проб. Фильтр помещают в химический стаканчик, смачивают дистиллированной водой, заливают 10 мл «царской водки» и кипятят под тягой в течение 15 мин при непрерывном помешивании. После этого фильтр извлекают, трижды обмывают дистиллированной водой, смывы объединяют с первым раствором и смесь полностью выпаривают. После остывания стаканчика в него добавляют 10 мл 20% соляной кислоты. Помимо экспрессности и высокой точности, преимущество указанного метода еще и в том, что в одной пробе можно определить несколько микроэлементов, не прибегая к предварительному разделению. Для контроля брали кислотные смывы с поверхности чистых фильтров с последующим анализом на каждый из перечисленных элементов. В случае необходимости в расчеты вносили поправку.
Для количественного определения элементов в пробе по результатам фотометрии эталонных растворов строили график. Эталоны для каждого элемента подбирали в концентрациях от 0,005 до 1 мкг/мл в зависимости от чувствительности анализа и регистрировали через 10—15 проб. Экспрес-сность метода позволяет фотометрировать до 300 проб в день. При необходимости можно добиться значительного повышения чувствительности атомной абсорбции. Последнее достигается в основном изменением качества пламени, хотя для некоторых металлов границы определения при этом могут уменьшиться. Хорошие результаты получены при использовании кислородно-ацетиленового пламени, смеси ацетилена с закисью азота, а также аргона с водородом. Весьма ощутимое увеличение чувствительности достигается применением ультразвуковых распылителей, нагревом камеры горелки и др., но подобные усовершенствования, как правило, доступны далеко не каждому аналитику. Тем не менее пламенная абсорбция вполне оправдывает себя даже при достижении лишь средних границ определения.
Однако атомко-абсорбционный метод нельзя считать универсальным для всех элементов периодической системы, подвергающихся анализу. Так, показатели чувствительности атомной эмиссии для лития, стронция, бария, кальция и индия значительно лучше, чем для атомной абсорбции. Следовательно, для этих элементов предпочтительнее пламенная фотометрия, а оба метода следует считать дополняющими один другой.
3 Гигиена и санитария № 4
— 65 —
ЛИТЕРАТУРА
Быховская М. С., Гинзбург С. Л., Хализова О. Д. Методы определения вредных веществ в воздухе. М., 1966. Елоховская Н. П., Ершова К. П., Ицкова А. И.— Гиг.
и сан., 1978, № 12, с. 64—76. Новиков Ю. В., Дмитриев М. Т., Хрусталева В. А.— Там же, 1973, № 6, с. 70—74.
Перегуд Е. А., Гернет Е. В. Химический анализ воздух»
промышленных предприятий. Л., 1973. Ринькис Г. Я- Методы ускоренного колориметрического определения микроэлементов в биологических объектах. Рига, 1963, с. 47—53.
Поступила 26/1II 1979 г _
УДК 613.692:656.2-052
Канд. мед. наук А. М. Лакшин
НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены, Москва
Рост пассажирских перевозок железнодорожным транспортом поставил перед железнодорожными гигиенистами целый ряд новых проблем.
В задачу гигиенистов, занимающихся пассажирскими перевозками, входит санитарно-гигиеническая оценка новых типов пассажирских вагонов и вокзалов с учетом требований по повышению комфорта и культуры обслуживания, предупреждению заболеваний и сохранению здоровья пассажиров. Наибольшее санитарно-гигиеническое значение имеют вагоны поездов дальнего следования, обслуживающие массовые потоки пассажиров, для которых они являются временным жильем и пунктом общественного питания.
В настоящее время перевозка пассажиров представляет собой сложную санитарно-техническую задачу, поскольку обеспечение удобных, здоровых и безопасных условий для проезда приходится решать в условиях габарита вагона с ограниченной площадью и кубатурой при температуре наружного воздуха от 40 до —40 °С, и больших колебаниях его относительной влажности.
Современный пассажирский вагон дальнего следования — сложное коммунальное сооружение, оснащенное автономным отоплением с электрическими циркуляционными насосами, позволяющими поддерживать температуру воздуха в оптимальных пределах при температуре наружного воздуха до —40 °С, мощной системой вентиляции, подающей в вагон до 5500 м3 воздуха, комбинированным кипятильником и охладителем кипяченой воды, общим и местным освещением, радиотрансляционной сетью и др.
Многие вагоны имеют систему кондиционирования воздуха, обеспечивающее поддержание температуры на уровне 24±2 °С при наружной температуре до 40 °С. При постройке современных вагонов широко используются легкие металлические сплавы, новые синтетические материалы, обладающие высокой прочностью, малой массой, хорошими теплозащитными и звукоизолирующими свойствами. Эти материалы имеют хороший внешний вид, не требуют дополнительной окраски,
допускают уборку и обработку теплой водой и дезинфекционными средствами. Улучшены планировка и оборудование вагонов открытого типа, для чего число спальных мест в них сокращено с 58 до 54, а мест для сиденья — с 87 до 81. Вагоны с 9 четырехместными купе оборудуются полумягкими диванами. На дорогах страны курсируют также вагоны повышенной комфортабельности с двухместным купе и вагоны международного сообщения габарита РИЦ. Эти вагоны отвечают требованиям высокого комфорта, оборудованы холодильниками для продуктов, дополнительными раковинами для умывания, помещениями для приема душа, устройствами для переговоров с дежурным проводником. Все вагоны имеют двухместные купе для отдыха проводников.
Весьма комфортабельны вагоны, предназначенные для скоростного движения, типа «Русская тройка» (РТ-200). Эти вагоны имеют мягкие кресла с подвижной спинкой, фиксируемой в удобном для пассажира положении. Проведенные в последние годы исследования опытных образцов пассажирских вагонов установили, что микроклимат и воздушная среда помещений вагона зависят от инженерного оборудования и характера ограждающих конструкций. Так, недостаточность герметизации вагонов приводит к проникновению воздуха в их помещения, а также внутрь ограждений, что понижает температуру внутренних поверхностей. Существующая конструкция окон является источником отрицательной радиации в зимний период, но при подаче теплого воздуха на окно она может быть уменьшена в 1*/2—2 раза. Как известно, зависимость теплообмена от вида деятельности, одежды, пола, возраста, климатических зон, подвижности терморегуляторных реакций обусловливает специфику нормирования микроклимата. О необходимости дифференциации температурных норм в зависимости от климатической зоны и сезонных изменений указывали в начале 60-х годов И. С. Го-ромосов и Н. А. Циппер, однако до сих пор в вагонах для разных климатических зон рекомендуются одни и те же температуры.