Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ДОМОВОДСТВОМ В ШКОЛАХ'

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ДОМОВОДСТВОМ В ШКОЛАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN HYGIENIC PROBLEMS CONCERNING THE ORGANIZATION OF DOMESTIC SCIENCE CLASSES IN SCHOOLS

On the basis of investigations it is pointed out in the article that the area of a domestic science study of a school should be of no less than 70 sq.m. This area can accommodate both sewing and culinary sections if it is provided with many-purpose folding furniture and special equipment for culinary studies. The author emphasizes that lessons on domestic science have a favourable effect on the working capacity of pupils.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИИ ДОМОВОДСТВОМ В ШКОЛАХ»

стр. 53—Пет ров-Масла ков М. А., Климец И. И. Производственная вибрация и специфические функции женского организма. М., 1961—С а фи на С. Казанск. мед. ж 1960 N° 3—Шубина Р. Е. Профилакт. мед., 1925, № 8, стр. 45.—Я н о в-ск'ая Г. А. Гин и акуш., 1929, № 3, стр. 329.—К б р р i с h A., Mich ail a. Z. arztl. Fortbild., 1960, Bd. 54, S. 1094.—H a m e 1 i n R., C. R. Soc. franc. Gynec., 1956, v. 26, n 497

F' ' Поступила 28/V 1962 r.

THE EFFECT OF OCCUPATIONAL FACTORS ON MENSTRUATION AND CHILD BIRTH IN WOMEN-WORKERS OF SOME ENGINEERING CHEMICAL INDUSTRIES

5. M. Kanevskaya

The author studied the menstruation and child birth in a large number of women-workers of engineering and chemical industries. It was proved possible that various occupational factors may affect the menstruation function. The disturbances were noted frequently in women performing work requiring considerable physical strain and in those dealing with compounds and with chlorine substituted aromatic carbohydrates. No effect of occupational factors on the incidence of premature and still birth could be detected.

-¿г -¿г -йг

\

НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЗАНЯТИЙ ДОМОВОДСТВОМ В ШКОЛАХ

Младший научный сотрудник М. Н. Севастьянова Из Института гигиены детей и подростков АМН СССР

В 5—7-х классах общеобразовательной школы введено обучение девочек домоводству. Оно базируется на знаниях и умениях, полученных на уроках труда в начальной школе. Программа по домоводству включает следующие разделы: кройку и шитье, кулинарию, а также некоторые вопросы, связанные с уходом за жилищем и одеждой. На занятия домоводством в учебном году отводится 36 часов; они чередуются с занятиями по обработке древесины в 5-х классах и по обработке металла — в 6—7-х классах.

Школьные здания, построенные по типовым проектам, не имеют специальных кабинетов домоводства. Обследование ряда московских школ показало, что занятия домоводством проводятся, как правило, в обычных классных комнатах или приспособленных помещениях. Заданием на проектирование школ, утвержденным Госстроем СССР в марте 1960 г., по которому в настоящее время ведется проектирование и строительство общеобразовательных школ, предусмотрен специальный кабинет для занятий домоводством площадью 50 м2, однако до сего времени отсутствуют обоснованные гигиенические требования к его

устройству и оборудованию.

В настоящей работе поставлена задача дать гигиенические обоснования размерам кабинета домоводства, его оборудованию и организации учебных занятий в нем.

Работа проводилась в межшкольной мастерской Ленинского района Москвы, имеющей кабинет домоводства из 2 комнат для занятий швейным делом и кулинарией площадью по 70 м2 каждая, и в школе, построенной по экспериментальному проекту, со специально оборудованным кабинетом домоводства площадью 60 м2у со встроенным кулинарным блоком. Оба кабинета оборудованы стандартными двухместными ученическими столами размером 1,2x0,5 м, высотой 0,78 м с горизонтальной поверхностью крышек и ножными швейными

машинами Подольского завода размером 0,8 X 0,45 м, высотой 0,74 см (рис. 1).

При обосновании площади кабинета исходили из размеров существующего оборудования и наиболее рациональной его расстановки, а также из размеров так называемой рабочей зоны учащегося, под которой понимается пространство, необходимое для работы за столом или швейной машиной и минимальных перемещений около рабочего места.

(-—¿5-

гл 0.8

0,5 \ г!~

щ

0.5

]

] О]

N

0.75

0,75

081 7

ш

Г

ш

т

\Q.1S

□ п0 :по

п

■8.1-

Рис. I. Кабинет домоводства с рекомендуемой расстановкой оборудования.

1 — демонстрационный стол;

2 — закройный стол; 3 —

двухместный рабочий стол;

4 — ножная швейная машина.

Рис. 2. Определение площади, необходимой для работы в различных положениях.

В естественных условиях замеряли расстояние от передней поверхности стола до спинки отодвигаемого стула (у 133 учащихся) и расстояние от переднего края машины до спинки отодвигаемого стула (у 120 учащихся). Полученные данные показали, что при работе за столом это расстояние равно в среднем 117,6 см, при работе на ножной машине—120 см. Что касается ширины прохода между машинами, то она должна составить 50 см, а расстояние между рядами столов — 75 см.

Параллельно с этими наблюдениями мы сделали фотосъемку (сверху) работы учащихся за столом и швейной машиной. На полу класса, где стоял стол, наносили сетку, состоящую из квадратов размером 0,25 x 0,25 м (рис. 2). Девочка во время работы вставала, садилась, отодвигала стул. Все ее движения в рабочей зоне фиксировались на фотопленке и таким образом определялась площадь, необходимая для работы в различных положениях (сидя, стоя) и свободного передвижения в пределах рабочей зоны. Данные фотосъемки близки к данным, полученным при визуальном наблюдении: при работе за сто-

лом расстояние в переднезаднем направлении (определяемое размерами стола и стула) равно 90 см для стола и машины. Чтобы выйти из-за стола, необходимо дополнительно 25 см. Размер рабочей зоны в поперечном направлении определялся шириной стола — 60 см (одно рабочее место) и шириной прохода между рядами столов — 75 см; итого 135 см. Следовательно, необходимая рабочая зона при работе за столами при средней наполняемости класса 22 человека должна

быть не менее 33 м2 (1,15 ле X 1,35 м) X 22.

Режим занятий предусматривает, что

каждые две девочки имеют дополнительно одно место за ножной швейной машиной. Рабочую зону при работе за машиной определяли тем же методом; на 11 рабочих мест она составила (130с^Х XI15 сж)Х'1 = 15,4 м2у где 15 см — переднезадний размер машины и стула, 130 см — величина прохода между машинами (50 см) плюс ширина машины (80 см). Таким образом, необходимая рабочая зона в кабинете домоводства при наполняемости 22 человека составляет 48,4 м2.

Специфика работы в кабинете домоводства предусматривает расстановку специального оборудования (манекен, закройный стол, примерочное зеркало и пр.), которое требует дополнительной площади. Принимая во внимание размеры этого оборудования и указанный выше размер рабочей зоны, площадь кабинета домоводства только для занятий швейным делом должна составлять 70 м2 при глубине не менее 6,1 м (3 ряда столов по 120 см, 2 прохода между рядами по 76 см, расстояние между крайними рядами столов и наружной и внутренней стеной по 50 см) и длине 11,7 м (см. рис. 1, где указана расстановка оборудования в соответствии с его размерами). Таким образом, общая площадь на одно рабочее место в кабинете домоводства составляет только для занятий швейным делом 3,1 м2. Наиболее рациональное размещение оборудования в таком кабинете создается, когда столы стоят в 4 ряда параллельно доске, так что расстояние наиболее удаленной точки от доски не превышает 7 м, а швейные машины — параллельно окнам в шахматном порядке. При таком размещении освещение наиболее удаленных от окон мест соответствует аналогичным условиям в классных комнатах.

Кабинет подобной конфигурации с длиной, превышающей глубину, имеется в межшкольной мастерской вместе с кулинарным залом площадью 70 м2. Подобная система использования кабинетов не обоснована, так как занятия шитьем и кулинарией проводятся в разные полугодия. По-видимому, следует ориентироваться на кабинет, представленный одной комнатой, что оправдывается и экономическими соображениями. В связи с этим заслуживает внимания оборудование кабинетов домоводства в школах Эстонии; в этих кабинетах размещены одноместные комбинированные столы размером 0,7 X 0,7 м, высотой 0,8 м с откидывающейся передней стенкой; электрическая швейная машина убирается в стол (рис. 3).

Подобные столы со швейной машиной могут быть использованы как чертежные и закройные, что сокращает рабочую зону до 41 м2. Если воспользоваться опытом школ Эстонии (площадь рабочей зоны при работе за рекомендуемым комбинированным столом замеряли, как изложено выше; она составила 1,9 ж2, где 1,25 м—переднезадний размер стола и стула, 1,55 м—площадь прохода между столами — 0,75 м + 0,8 м — ширина стола), оборудовав кабинет домоводства по-

Рис. 3. Одноместный комбинированный стол.

добными столами и заменив ножные машины электрическими, то освободившаяся площадь может быть оборудована под кулинарный блок и площадь 70 м2 будет достаточной для занятий шитьем и кулинарией в одном помещении.

Таким образом, наши исследования показали, что площадь кабинета домоводства 50 м2 недостаточна, так как не дает возможности разместить необходимое оборудование, рационально организовать работу.

Одновременно с решением вопроса планировки кабинета домоводства представляет интерес и режим занятий, его влияние на организм учащихся, гигиеническая организация. Для этого мы проводили массовый и индивидуальный хронометраж, оценивали умственную работоспособность учащихся, исследовали остроту зрения и видимость прибором Л. Л. Дашкевича. Под наблюдением находились практически здоровые учащиеся 5—7-х классов с остротой зрения Г и выше и не имеющие дефектов осанки. Как показывают исследования ряда авторов, кривая работоспособности у школьников, как правило, возрастает на 1—2-м уроках, достигая максимума на 3-м уроке у младших школьников и на 4-м уроке у учащихся старших классов, после чего наблюдается снижение работоспособности.

Имеющиеся в настоящее время данные свидетельствуют о том, что включение уроков труда в расписание меняет обычный ход кривой работоспособности учащихся, замедляя ее падение к концу дня. Нас интересовал вопрос о влиянии уроков домоводства на кривую работоспособности. Для этого у девочек 5-го класса с помощью корректурных проб определяли умственную работоспособность до и после урока домоводства и в те же дни и часы, когда этот урок заменялся другой общеобразовательной дисциплиной. Исследования проводили по средам и четвергам на 3—4-х уроках.

Таблица показывает, что в дни с уроками домоводства работоспособность возрастает (увеличивается скорость и точность работы); после занятий по общеобразовательным дисциплинам, проводимым в те же дни и часы, подобных сдвигов не наступает, наоборот, работоспособность снижается.

Уровень работоспособности учащихся в дни с уроками домоводства и без них

День Число корректурных проб Число просмотренных зников Число ошибок

до уроков после уроков до уроков • после уроков

С уроками домоводства ....... 324 455,4 518,8 • 2,9 1,4

Без уроков домоводства ...... 298 475,6 402,8 2,4 Ч 2,98

Индивидуальный хронометраж рабочего времени учащихся, проведенный на 62 уроках домоводства, показал, что большинство учащихся во время урока домоводства производит ряд операций: раскрой, сметка, шитье и пр. Продолжительность отдельных операций не превышает 25 минут. Подобное чередование обусловливает попеременную активную деятельность различных мышечных групп, что положительно влияет на работоспособность. Исключение представляют уроки черчения выкроек: они трудны для девочек 5-го класса также и потому, что те не знакомы с элементами черчения. Это подтверждается данными массового хронометража, при котором каждые 2 минуты регистриро-

вали число работающих и отвлекающихся посторонними делами учащихся. При оценке хронометражных листов мы расценивали число отвлечений как показатели утомляемости.

На рис. 4 представлены средние данные, показывающие рост числа отвлечений при занятиях домоводством у учащихся 5-х классов (число отвлечений дано в процентах к общему числу наблюдений за 10 минут; всего 2955 наблюдений). Как видно из рис. 4, чертежная работа быстро

утомляет учащихся, о чем свидетельствуют рост числа отвлечений в конце первого часа, незначительное снижение после перерыва, дальнейшее нарастание в течение второго часа. Ручная работа, по-видимому, менее трудоемка, при ней не наблюдается такого роста числа отвлечений. Работа, связанная с рас-

0-10 11-2021-30 и-60 Ы-70 ы-90 сматриванием деталей, чертежей,

ЗЫО 51-ьо '11-80 Ч1-10и выкроек, вызывает значительное

Ътчер///ежпи»добита зрительное напряжение, поэтому

Руупаяработа мы исследовали остроту зрения

Рис 4. График отвлечений учащихся ДО и после работы на уроках до-

5-х классов на уроках домоводства. моводства, а также пользовались

методом измерения видимости

тест-объекта прибором Л. Л. Дашкевича. Под наблюдением находилось 12 практически здоровых девочек с остротой зрения Г и выше; освещенность рабочего места оставалась постоянной и составляла 380 лк. В 17 наблюдениях из 37 острота зрения у учащихся не менялась, в 8 уменьшалась, в 12 наблюдениях увеличивалась. Средняя величина разницы изменений остроты зрения до и после работы, вычисленная статистически, мала, что свидетельствует о том, что острота зрения после работы на уроках домоводства практически не меняется. При исследовании «видимости» прибором Л. Л. Дашкевича до и после габоты в 19 случаях показатели видимости уменьшились, в 18 увеличились, однако и в этом случае отклонения были незначительны. Таким образом, работа на уроках домоводства не приводит к заметному утомлению зрительного анализатора.

Выводы

1. Кабинет домоводства должен иметь площадь не менее 70 м2. Площадь 50 ж2, предусмотренная заданием на проектирование общеобразовательных школ и школ-интернатов, недостаточна.

2. На площади 70 м2 можно разместить швейный и кулинарный блоки в одном помещении при наличии трансформирующейся мебели и специального оборудования для занятий кулинарией.

3. Занятия домоводством не представляют трудности для учащихся, наоборот, они благотворно влияют на их работоспособность. Уроки черчения выкроек желательно ограничить до минимума в 5-х классах; в 5—7-х классах рекомендуется чередовать их с ручной работой.

ЛИТЕРАТУРА

Громбах С. М. Гигиена учебных занятий в школе. М., 1959, стр. 84.—Г утки н А. Я. Гигиена политехнического обучения, 1959.—Антропова М. В., Сальникова Г. П., Михайлова Л. В. Гигиена труда учащихся общеобразовательной школы. М., 1960, стр. 11, 34.—Сухарев А. Г. Гиг. и сан., 1959, № 11, стр. 36 —X л е-б о в с к и й С. Г. Школа и производство, 1960, 3„ стр. 28.

Поступила 21/УН 1962 г.

CERTAIN HYGIENIC PROBLEMS CONCERNING THE ORGANIZATION OF DOMESTIC SCIENCE CLASSES IN SCHOOLS

M. N. Sevastiyanova, Junior Scientific Worker

On the basis of investigations it is pointed out in the article that the area of a domestic science study of a school should be of no less than 70 sq. m. This area can accommodate both sewing and culinary sections if it is provided with many-purpose folding furniture and special equipment for culinary studies. The author emphasizes that lessons

on domestic science have a favourable effect on the working capacity of pupils.

* * *

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ТКАНЕЙ, ПРОПИТАННЫХ МЕЛАМИН-ФОРМАЛЬДЕГИДНОЙ СМОЛОЙ

Кандидат медицинских наук Я. Я. Курпита

Из кафедры общей и военной гигиены Военно-медицинской ордена Ленина академии имени С. М. Кирова

Высокая теплоизолирующая способность зимней одежды во многом зависит от качества тканей, применяемых для изготовления ее верха. Ткани, идущие на верх зимней одежды, должны иметь малую воздухо- и водопроницаемость, низкую гигроскопичность, высокую па-ропроницаемость, минимальный коэффициент теплопередачи, быть эластичными и т. д. Это имеет особенно большое значение в районах с сырым и холодным климатом.

Большинство одежных тканей, предназначенных для верха зимней одежды, не обладает ветрозащитным свойством, быстро промокает, а плащевые прорезиненные ткани непригодны для изготовления верха теплой одежды, так как задерживают испаряющийся пот с поверхности кожи человека и нарушают его теплообмен с окружающей средой. Метод обработки тканей кремнийорганическими соединениями с целью повышения их гидрофобных свойств, разработанный М. Г. Во-ронковым и Б. Н. Долговым (1954), пока не нашел широкого применения в текстильной промышленности.

Мы обратили внимание на обработку одежных тканей меламин-формальдегидными смолами, применяемыми как в качестве противо-усадочных аппретов, которые, кроме того, облагораживают ткани — делают их более эластичными. Меламин-формальдегидные смолы широко используют для получения водостойкого вискозного (искусственного) каракуля (Я. 3. Сорокин, Н. В. Шубаев1).

Меламин-формальдегидные смолы (метилол мел амины) получают при соединении меламина с формальдегидом. В зависимости от условий, в которых готовят метилолмеламины,. можно получить от моно-до гексаметилолмеламина. Наиболее важны при пропитке тканей ди-и триметилолмеламины. Находясь в кислых растворах, они легко проникают внутрь волокон пряжи и там конденсируются. Есть предположение, что метилолмеламины вступают в химическое взаимодействие с гидроксилами вещества ткани (например, целлюлозы) и с аминогруппами шерсти (С. В. Ключаров, 1953). Волокна пряжи, пропитанные метилолмеламинами, теряют способность к набуханию.

По нашей просьбе на Ленинградской суконной фабрике под руководством начальника лаборатории Н. И. Сигорского была произведена пропитка хлопчатобумажной трико-диагонали, артикул 444, водным

1 Исследование возможностей улучшения вискозного волокна для искусственного каракуля. Рукопись, 1954.

I

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.