УДК 614.72:621.43.068(-22)
НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В КРУПНЫХ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛКАХ ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ АВТОТРАНСПОРТА
Канд. мед. наук В. А. Кононова Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены
Материалов о загрязнении атмосферного воздуха автотранспортом в сельской местности мы не нашли. Это послужило основанием для изучения нами загазованности улиц крупных сельских поселков выхлопными газами автотранспорта и выявления при этом защитной роли уличных зеленых насаждений. Работу выполняли в сельских поселках Саратовской области и Краснодарского края. С этой целью в жилом поселке Черноморский Краснодарского края были выбраны улицы (ширина 22—30 м) с довольно интенсивным движением транспорта (до 180 автомашин в час) и в различной степени озелененные. Так, в поселке Черноморский были озеленены 2 улицы. В Саратовской области исследования проводили в селах Елшанка, Клещевка, Шевыревка и Ильиновка, где при такой же ширине улиц наблюдалось еще более значительное движение транспорта (до 220 автомашин в час). Улицы селений, за исключением села Ильиновки, не были озеленены и являлись дорогами районного значения.
Менее интенсивное транспортное движение наблюдалось в селе Ильиновке Саратовской области.
На проезжих и пешеходных участках улиц, а также в жилых домах, выходящих окнами на улицу, мы отбирали пробы воздуха на окись углерода и окислы азота, являющиеся составными частями выхлопных газов автотранспорта. На каждой улице отбирали 2—4 пробы.
В период наших наблюдений деревья, расположенные на границе проезжих участков улиц, были частично пожелтевшими и теряли листву, в то время как обильная зелень в палисадниках и у жилых домов оставалась сочной и ярко-зеленой.
На основании проделанной работы мы установили, что в крупных сельских поселках и поселках, через которые проходят дороги с интенсивным движением, атмосферный воздух загрязняется выхлопными газами автотранспорта. Содержание угарного газа и окислов азота на проезжих участках улиц превышает предельно допустимые концентрации, предусмотренные санитарным законодательством. На пешеходных участках неозелененных улиц концентрация угарного газа в —2 раза превышает предельно допустимую, а концентрация окислов азота в 6 раз. На тротуарах озелененных улиц угарный газ не обнаруживается, а содержание окислов азота в 2—4 раза превышает предельно допустимую концентрацию. Транзитные улицы в соответствии с санитарными нормами должны быть выведены из жилого сектора села. Рекомендуется озеленение тротуаров сельских улиц с интенсивным транспортным движением 2 рядами густокронных насаждений.
Поступила 20/11 1968 г.
УДК 615.778.24-099
О ТОКСИЧНОСТИ ГЕРБИЦИДОВ ПРОПАЗИНА И ПРОМЕТРИНА
A.A. Динерман, Н. А. Лаврентьева
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Пропазин (2-хлор,4,6-бисизопропиламиносиммтриазин) и прометрин (2-метилмер-капто,4,6-бисизопропиламиносиммтриазин) относятся к группе гербицидов — производных симмтриазина (Ю. А. Баскаков; Г. Гизин и Е. Кнюсли, и др.). Пропазин применяют для обработки многих культур перед всходами. Прометрин в основном используют для борьбы с сорняками бобовых, зонтичных, картофеля и помидоров (McWhorter; Ю. А. Баскаков).
Ввиду отсутствия данных литературы о токсичности отечественных препаратов про-пазина и прометрина мы попытались установить их LD60 и выявить действие обоих веществ в условиях подострого опыта. Исследования проводили на белых крысах-самцах с начальным весом 150—300 г. В опытах на 37 животных определяли LD50 веществ. Препараты вводили перорально в виде эмульсии (эмульгатор ОП-7) в объеме, не превышающем 1—1,5% веса тела. При изучении токсического действия гербицидов в условиях подострого опыта крысам ежедневно вводили Vio установленной LD60 препаратов зондом в желудок.