Научная статья на тему 'Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта (на примере г. Брянска)'

Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта (на примере г. Брянска) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
2096
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / НАСАЖДЕНИЯ / РЕКОМЕНДАЦИИ / MOTOR TRANSPORT / POLLUTION / STABILITY / PLANTINGS / RECOMMENDATIONS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Мельников И.В., Мельников Е.В., Любимов В.Б.

Приведены результаты исследований по изучению загрязнения атмосферного воздуха г. Брянска. автотранспортом и предложены рекомендации по нейтрализации отрицательного влияния загрязнения от автотранспорта путем создания насаждений различного целевого назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLLUTION OF ATMOSPHERIC AIR BY MOTOR TRANSPORT EMISSIONS (ON THE EXAMPLE OF BRYANSK)

Results of researches on studying of pollution of atmospheric air of of Bryansk are resulted. Motor transport also offers recommendations about neutralisation of negative influence of pollution from motor transport by creation of plantings of a various special-purpose designation.

Текст научной работы на тему «Загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта (на примере г. Брянска)»

УДК 551.510. 04 Бр

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВЫБРОСАМИ АВТОТРАНСПОРТА

(НА ПРИМЕРЕ Г. БРЯНСКА)

И.В. Мельников, Е.В. Мельников, В.Б. Любимов

Приведены результаты исследований по изучению загрязнения атмосферного воздуха г. Брянска. автотранспортом и предложены рекомендации по нейтрализации отрицательного влияния загрязнения от автотранспорта путем создания насаждений различного целевого назначения. Ключевые слова: автотранспорт, загрязнение, устойчивость, насаждения, рекомендации.

В настоящее время развитие экологического кризиса породило целый ряд проблем, связанных с ухудшением качества окружающей человека природной среды. Эти проблемы продолжают развиваться в результате индустриализации и урбанизации образа жизни человека, истощения энергетических и сырьевых ресурсов. Это ведет к уничтожению многих видов растений и животных, к отрицательным генетическим последствиям, вызываемым загрязнением природы [2-8].

О влиянии автомобильного транспорта на загрязнение окружающей природной среды и его роли в загрязнении атмосферы городов отмечается во многих работах многими авторами. Длительное время в качестве основных загрязнителей атмосферы в крупных городах рассматривались промышленные предприятия, которые являлись источниками поступления в окружающую среду сернистого газа, окислов азота, сажи. Автомобильному транспорту как источнику загрязнения не уделялось должного внимания, хотя выхлопные газы автомобилей содержат около 200 вредных веществ. В среднем один автомобиль за год выбрасывает около 200 кг СОх, 60 кг КхОх, 40 кг СхНх, 3 кг металлической и резиновой пыли. Автотранспорт является важной экологической проблемой сегодняшнего дня, в значительной степени загрязняющий атмосферный воздух, почву, воду, растения и сельскохозяйственную продукцию, являющийся одним из мощных источников накопления в геофизических средах, растительном и животном мире тяжелых металлов. Автомобильный транспорт загрязняет окружающую среду выбросами отработанных газов, сажи, аэрозолей. Негативно, на человека, сказывается шум, вибрация и электромагнитные поля, создаваемые во время движения автомобильного транспорта. Большое значение имеет и поглощение автотранспортом кислорода. [8, 9,10-14].

Нами были проведены исследования по изучению загрязнения атмосферного воздуха автомобильным транспортом в г. Брянске. Заложенные пробные площадки были выбраны с таким расчетом, чтобы они охватывали урбанизированные территории, отличающиеся по степени техногенного прессинга и, прежде всего, по динамике интенсивности движения автотранспорта. Пробные площадки (1111) были заложены: 1111 № I - у областного ГАИ - на территории Советского района - по ул. Советской; 1111 № II - у Ботанического сада им. Гроздова - в Советском районе - по ул. Горького; 1111 № III - Набережная - в Советском районе по ул. Калинина; 1111 № IV - у Бежицкого рынка - в Бежицком районе по ул. 3 - го Интернационала; 1111 № V - у школы №11 - в Бежицком районе по ул. 22 - го Съезда КПСС; 1111 № VI - ост. Дворец - в Фокинском районе, проспект Московский; 1111 № VII - Авторынок - в Супонево. Результаты отражены в табл. 3 и табл. 4.

При проведении исследований тип автотранспорта устанавливался нами в соответствии с общепринятой классификацией.[1] Для определения вредных выбросов использовались нормы расхода горючего при движении в условиях города. Значение коэффициентов, определяющих выбросы вредных веществ приведено в табл.1

Таблица 1

Значения коэффициентов, определяющих выбросы вредных веществ в зависимости от вида

горючего

Вид Значение коэффициента (К)

топлива угарный газ углеводороды диоксид азота

бензин 0,6 0,1 0,04

дизельное 0,1 0,03 0,04

Коэффициент (К) численно равен количеству вредных выбросов угарного газа, углеводородов и диоксида азота в литрах при сгорании в двигателе топлива (в литрах),

необходимого для проезда одного километра. В процессе исследований определялось общее количество израсходованного топлива и количество выделившихся вредных веществ по каждому виду и общее количество вредных веществ, выделенных в атмосферный воздух с выхлопными газами от всех видов топлива на каждой из пробных площадей города Брянска.

В нашем случае пробег автомобиля в пределах видимости вдоль пробных площадей составляет 1 км. Путь, пройденный зарегистрированным в течение часа автотранспортом, вычисляется по формуле: ^ = N¡1, где К! - количество автомашин каждого типа за один час; 1 - тип автотранспорта; 1 - длина участка, км. Определение количества топлива литров), сжигаемого двигателями осуществляется по формуле: Q1 = ЬУ1. Далее, используя значение коэффициента К из табл. 1, определяется объем выбрасываемых токсичных веществ в атмосферный воздух за час всеми типами автомобилей.

Средняя норма расхода топлива автотранспортом в литрах на 100 км и его удельный расход в литрах из расчета на один км приведена в табл.2

Таблица 2

Норма расхода топлива при движении автотранспорта в городских условиях и его удельный

расход

Тип автомашин Норма на 100 км (литров) Удельный расход топлива литров на 1 км (У)

Легковой автомобиль 12 0,12

Грузовой автомобиль 31 0,31

Автобус 43 0,43

Дизельный автомобиль 32 0,32

Таблица 3

Расход бензина и объем выбросов автотранспортом в условиях города Брянска (2010 - 2011г.)

Тип автомобилей Кол-во машин (час/шт.) Расход топлива (литров)(бензин) Выбросы (л/час)

СО УВ N02

П.П. № 1 - «у обл. ГАИ» - находится на тер] итории Советского района по ул. Советской

легковые 1068 128,2 76,9 12,8 5,2

грузовые 84 26,1 15,7 2,6 1

автобусы 30 12,9 7,7 1,3 0,5

ИТОГО: 1182 167,2 100,3 16,7 6,7

П.П. № 2 - «у зС им. Гроздова» - находится в Советском районе по ул. Горького

легковые 702 84,3 50,5 8,4 3,4

грузовые 33 10,2 6,2 1 0,4

автобусы - - - - -

ИТОГО: 735 94,5 56,7 9,4 3,8

П.П. № 3 - «Набережная» - находится в Советском районе по ул. Калинина

легковые 1758 210,9 126,5 21,1 8,4

грузовые 135 41,9 25 4,2 1,7

автобусы 42 18,1 10,8 1,8 0,7

ИТОГО: 1935 270,9 162,3 27,1 10,8

П.П. № 4 - «у Бежицкого рынка» - находится в Бежицком районе по ул. 3 - го Интернационала

легковые 1188 142,6 85,5 14,3 5,7

грузовые 144 44,6 26,7 4,5 1,8

автобусы 60 25,8 15,5 2,6 1

ИТОГО: 1392 213 127,7 21,4 8,5

П.П. № 5 - «у школы №11» - находится в Бежицком районе по ул. 22 - го Съезда КПСС

легковые 1275 153 91,8 15,3 6,1

грузовые 168 52,1 31,3 5,2 2,1

автобусы 33 14,2 8,5 1,4 0,6

ИТОГО: 1476 219,3 131,6 21,9 8,8

П.П. № 6 - «ост. Дворец» - находится в с Эокинском районе, проспект Московский

легковые 1275 153 91,8 15,3 6,1

грузовые 72 22,3 13,4 2,2 0,9

автобусы 36 15,5 9,3 1,5 0,6

ИТОГО: 1383 191 114,5 19 7,6

П.П. № 7 - «Авторынок» - находится в Супонево

легковые 2394 281,3 168,8 28,1 11,2

грузовые 228 71 42,6 7,1 2,8

автобусы 87 37,5 22,5 3,7 1,5

ИТОГО: 2709 389,8 133,9 38,9 15,5

Таблица 4

Статистические показатели, характеризующие результаты исследований по определению

интенсивности движения автотранспорта в районах г. . Брянска ' 2010 - 2011г.)

Район пробной площади M±m (шт./ час) СТ 2 а V t P N

П.П. № 1 - «у обл. ГАИ» 1182±22 7858,8 88,65 7,5 54 2 16

П.П. № 2 - «у БС им. Гроздова» 735±15 3457,4 58,8 8 49 2 16

П.П. № 3 - «Набережная» 1935±44 30345,6 174,2 9 44 2,3 16

П.П. № 4 - «у Бежицкого рынка» 1392±35 19376,6 139,2 10 40 2,5 16

П.П. № 5 - «у школы №11» 1476±30 13947,6 118,1 8 49 2 16

П.П. № 6 - «ост. Дворец» 1383±35 19126,8 138,3 10 39,5 2,5 16

П.П. № 7 - «Авторынок» 2709±47 35948,2 189,6 7 58 2 16

Полученные средние арифметические значения заслуживают доверия на 95% доверительном уровне. Показатель точности опыта значительно меньше 5%, а критерий Стьюдента выше 3.

Интенсивный рост автопарка в значительной степени отрицательно влияет на окружающую среду. В наибольшей степени подвержены загрязнению выхлопными газами автотранспорта территория П.П. № 3 - «Набережная» и П.П. № 7 -«Авторынок», где в час автомобильным транспортом выбрасывается, соответственно, 162,3 и 133,9 литра окиси углерода, 27,1 и 38,9 литра углеводородов, 10,8 и 15,5 литра диоксида азота. Несколько ниже объем выбросов зарегистрирован в районе П.П. № 5 - «школа №11», которая находится в Бежицком районе по ул. 22 - го Съезда КПСС. Самый низкий объем выбросов был зарегистрирован в районе П.П.П.П. № 2, где в час выбрасывается, соответственно, 56,7 литра окиси углерода, 9,4 литра углеводородов, 3,8 литра диоксида азота. В районах г. Брянска в 2010 - 2011 гг. интенсивность движения автотранспорта составляет в среднем от 735±15 (П.П.2) до 2709±47 (П.П.7) автомашин в час. На всех пробных площадях в черте Брянска отмечен с годами интенсивный рост количества автотранспорта, что усугубляет экологическую обстановку урбанизированной территории города и негативно сказывается на состояние здоровья населения города.

Для обеспечения нормальной экологической ситуации предлагается:

1 Организация комплексного мониторинга окружающей среды на урбанизированных территориях г. Брянска.

2 Реконструкция существующих и создание новых зеленых насаждений насаждений, что является одним из наиболее эффективных методов оздоровления среды в городах и поселках.

Анализ накопленного фактического материала, результаты наших исследований позволяют сделать заключение о целесообразности продолжения и углубления исследований этого направления, с целью качественного улучшения экологической ситуации в городе.

Results of researches on studying of pollution of atmospheric air of of Bryansk are resulted. Motor transport also offers recommendations about neutralisation of negative influence of pollution from motor transport by creation of plantings of a various special-purpose designation.

The keywords: motor transport, pollution, stability, plantings, recommendations.

Список литературы:

1 Алексеев С. В. Практикум по экологии: учебное пособие / С. В Алексеев, Н. В. Груздева,

A. Г. Муравьев, Э. В. Гущина . М.: АО МДС,1996. 192 с.

2 ГородковА. В. Совершенствование проектирования средозащитных озеленительных пространств / А.В. Городков.Брянск: БГТА, 1999.234с.

3Городков А. В. История ландшафтного искусства / А. В. Городков. Брянск: БГТА, 2003. 203с.

4ГородковА. В. Принципы озеленения промышленных территорий / А. В. Городков // Молодые ученые40летию Победы и 1000летию города Брянска. Брянск: БТИ, 1985. С. 2022.

5Городков А. В. Субъективная оценка промышленного шума в жилых районах города Брянска / А.

B. Городков // Материалы, технология и конструкция для Нечерноземья. Науч.практ. конф. Брянск: БТИ, 1985. С. 197198.

6 ГородковА. В. Влияние зеленых насаждений на уменьшение шума железнодорожного транспорта / А. В. Городков. Брянск: БТИ, 1985. 13 с.

7ГородковА. В. К оценке оптимальной позиции шумозащитных полос зеленых насаждений / А. В. Городков // Совершенствование лесоустроит. проектирования и учета лесов: Тез. докл. науч. произв. конф.Брянск: БТИ, 1989. С. 3132.

8 Илькун Г. М. Загрязнители атмосферы и растения / Г. М. Илькун.Киев: Наукова думка, 1978.247 с.

9 Любимов В.Б. Экологические законы и их практическая значимость при интродукции древесных растений / В.Б. Любимов // Сб. матер. науч. чтений Международной академии наук экол. и безопасности.Петербург: МАНЭБ, 1999. С. 8586.

10 Любимов, В.Б. Интродукции деревьев и кустарников в засушливые регионы / В.Б. Любимов, В.Г. Зиновьев.Воронеж Белгород: БГУ, 2002. 224 с.

11 Любимов, В.Б. Интродукция растений (теория и практика) / В.Б. Любимов.Брянск: Курсив, 2009.364 с.

12 Мельников И.В. Оценка древеснокустарниковой флоры и ее роль в оптимизациигородской среды (на примере г. Брянска) / И. В. Мельников // дис. кан. биол. наук. Брянск, 2009. 226 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Назаров Ю.В. Экологическое состояние урбанизированных территорий Балашовского района иих защита от негативного влияния автотранспорта

/ Ю.В. Назаров // дис. кан. биол. наук. Балашов, 2006. 222 с.

14 РубаникВ. Г. Зеленый нарядгородам и селам / В. Г. Рубаник, М. И. Черкасов. АлмаАта: Кайнар, 1971. 157 с.

Об авторах:

Любимов В.Б - доктор биологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, eco_egf@mail.ru

Мельников И.В. - кандидат биологических наук Брянского государственного университета, eco_egf@mail.ru

Мельников Е.В. - аспирант Брянского государственного университета, eco_egf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.