Научная статья на тему 'О ТОКСИЧНОСТИ ГЕРБИЦИДОВ ПРОПАЗИНА И ПРОМЕТРИНА'

О ТОКСИЧНОСТИ ГЕРБИЦИДОВ ПРОПАЗИНА И ПРОМЕТРИНА Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ТОКСИЧНОСТИ ГЕРБИЦИДОВ ПРОПАЗИНА И ПРОМЕТРИНА»

УДК 614.72:621.43.068(-22)

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В КРУПНЫХ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛКАХ ВЫХЛОПНЫМИ ГАЗАМИ АВТОТРАНСПОРТА

Канд. мед. наук В. А. Кононова Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены

Материалов о загрязнении атмосферного воздуха автотранспортом в сельской местности мы не нашли. Это послужило основанием для изучения нами загазованности улиц крупных сельских поселков выхлопными газами автотранспорта и выявления при этом защитной роли уличных зеленых насаждений. Работу выполняли в сельских поселках Саратовской области и Краснодарского края. С этой целью в жилом поселке Черноморский Краснодарского края были выбраны улицы (ширина 22—30 м) с довольно интенсивным движением транспорта (до 180 автомашин в час) и в различной степени озелененные. Так, в поселке Черноморский были озеленены 2 улицы. В Саратовской области исследования проводили в селах Елшанка, Клещевка, Шевыревка и Ильиновка, где при такой же ширине улиц наблюдалось еще более значительное движение транспорта (до 220 автомашин в час). Улицы селений, за исключением села Ильиновки, не были озеленены и являлись дорогами районного значения.

Менее интенсивное транспортное движение наблюдалось в селе Ильиновке Саратовской области.

На проезжих и пешеходных участках улиц, а также в жилых домах, выходящих окнами на улицу, мы отбирали пробы воздуха на окись углерода и окислы азота, являющиеся составными частями выхлопных газов автотранспорта. На каждой улице отбирали 2—4 пробы.

В период наших наблюдений деревья, расположенные на границе проезжих участков улиц, были частично пожелтевшими и теряли листву, в то время как обильная зелень в палисадниках и у жилых домов оставалась сочной и ярко-зеленой.

На основании проделанной работы мы установили, что в крупных сельских поселках и поселках, через которые проходят дороги с интенсивным движением, атмосферный воздух загрязняется выхлопными газами автотранспорта. Содержание угарного газа и окислов азота на проезжих участках улиц превышает предельно допустимые концентрации, предусмотренные санитарным законодательством. На пешеходных участках неозелененных улиц концентрация угарного газа в —2 раза превышает предельно допустимую, а концентрация окислов азота в 6 раз. На тротуарах озелененных улиц угарный газ не обнаруживается, а содержание окислов азота в 2—4 раза превышает предельно допустимую концентрацию. Транзитные улицы в соответствии с санитарными нормами должны быть выведены из жилого сектора села. Рекомендуется озеленение тротуаров сельских улиц с интенсивным транспортным движением 2 рядами густокронных насаждений.

Поступила 20/11 1968 г.

УДК 615.778.24-099

О ТОКСИЧНОСТИ ГЕРБИЦИДОВ ПРОПАЗИНА И ПРОМЕТРИНА

A.A. Динерман, Н. А. Лаврентьева

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Пропазин (2-хлор,4,6-бисизопропиламиносиммтриазин) и прометрин (2-метилмер-капто,4,6-бисизопропиламиносиммтриазин) относятся к группе гербицидов — производных симмтриазина (Ю. А. Баскаков; Г. Гизин и Е. Кнюсли, и др.). Пропазин применяют для обработки многих культур перед всходами. Прометрин в основном используют для борьбы с сорняками бобовых, зонтичных, картофеля и помидоров (McWhorter; Ю. А. Баскаков).

Ввиду отсутствия данных литературы о токсичности отечественных препаратов про-пазина и прометрина мы попытались установить их LD60 и выявить действие обоих веществ в условиях подострого опыта. Исследования проводили на белых крысах-самцах с начальным весом 150—300 г. В опытах на 37 животных определяли LD50 веществ. Препараты вводили перорально в виде эмульсии (эмульгатор ОП-7) в объеме, не превышающем 1—1,5% веса тела. При изучении токсического действия гербицидов в условиях подострого опыта крысам ежедневно вводили Vio установленной LD60 препаратов зондом в желудок.

При выборе тестов мы руководствовались картиной макроскопических изменений, возникающих в условиях однократного введения больших доз препаратов, и литературными данными, касающимися изменений, наблюдаемых во время введения других гербицидов триазинового ряда (Ю. И. Шиллингер и Ю. П. Кукель; Palmer и Radeleff, и др.).

Пропазин в дозах 5 и 7,5 г/кг не вызвал гибели крыс. Ввести крысам препарат в большей дозе оказалось невозможным из-за плохой растворимости его, поэтому нами было принято, что LD60 пропазина для крыс превышает 7,5 г/кг. Обработка материалов, полученных при установлении LD60 прометрина методом пробит-анализа по Миллеру и Тейнетеру, показала, что эта величина равна 2,1+0,22 г/кг. Отечественные препараты пропазин и про-метрин менее токсичны, чем швейцарские, LD50 которых составляет соответственно 5 и 0,75 г/кг (Г. Гизин и Е. Кнюсли).

Клиническая картина отравления обоими препаратами напоминает картину острой интоксикации другими триазиновыми гербицидами: появляются парезы, вялость, затруднение дыхания и дисфункция кишечника (Ю. И. Шиллингер и Ю. П. Кукель; А. В. Коваленко и В. В. Святославова; В. Т. Мазаев *).

Для подострого опыта мы взяли 30 крыс-самцов с начальным весом 180—200 г, которых разбили на 3 группы: 1-я из них получала ежедневно по Vio LD60 прометрина в виде эмульсии (эмульгатор ОП-7), 2-я группа—1/i0 LD60 пропазина в виде эмульсии на том же эмульгаторе; 3-й группе (контроль) крыс вводили то же количество эмульгатора. Опыт продолжался 56 дней. Все полученные данные мы обработали статистически методом малой выборки.

Через 14 дней у подопытных животных отмечено увеличение содержания гемоглобина. Снижение его обнаружено лишь к 27-му дню; к концу опыта оно наблюдалось только у крыс, получавших пропазин. Количество эритроцитов оставалось одинаковым у подопытных и контрольных крыс, тогда как количество лейкоцитов несколько повысилось. У обеих подопытных групп выявлена тенденция к снижению активности каталазы через 14 и 22 дня опыта. Активность пероксидазы крови через 14 дней введения гербицидов увеличилась в группе, получавшей прометрин, и уменьшилась при введении пропазина; через 27 дней в обеих группах установлено некоторое снижение активности изучаемого фермента. К концу опыта снижение активности пероксидазы зафиксировано лишь у крыс, которым вводили пропазин Увеличение содержания пировиноградной кислоты у крыс, получавших пропазин, наблюдалось с 9-го дня опыта, а у крыс, получавших прометрин,—с 21-го дня. К концу эксперимента разница оказалась недостоверной. После 9 дней введения гербицидов наблюдалось увеличение содержания кетостероидов у крыс обеих опытных групп, а в конце эксперимента обнаружено только у животных, которые получали пропазин. Аналогичные изменения были и в отношении экскреции витамина С с мочой.

В последние дни опыта всем крысам была поставлена функциональная проба с нагрузкой 40° этиловым спиртом из расчета 0,005 мл на 1 г веса тела. Было обнаружено понижение содержания пировиноградной кислоты в крови, при этом несколько большее количество ее определялось в крови контрольных крыс, однако разница оказалась недостоверной.

По окончании опыта крысы были забиты декапитацией. У них определяли весовые коэффициенты органов и содержание аскорбиновой кислоты (АК) в печени и надпочечниках.

Установлено, что оба вещества малотоксичны и не обладают кумулятивным действием, что согласуется с литературными данными в отношении других гербицидов того же ряда. Введение препаратов вызвало незначительное уменьшение содержания гемоглобина и увеличение количества лейкоцитов, а также тенденцию к снижению активности каталазы и пероксидазы. На протяжении всего опыта обнаруживались сдвиги в содержании пировиноградной кислоты в крови животных, получавших пропазин, с 9-го дня опыта, а в крови животных, получавших прометрин, с 22-го дня. После функциональной нагрузки у обеих опытных групп проявилась Тенденция к снижению уровня пировиноградной кислоты в крови. Особенно выраженные изменения наблюдались в содержании АК и 17-кетостероидов в моче крыс, получавших пропазин, что согласуется с изменением весового коэффициента надпочечников. Эти данные подтверждают разницу в токсичности пропазина и прометрина. Прометрин как более токсичное вещество, по-видимому, вызывает угнетение защитных сил организма, о чем свидетельствует отсутствие сдвигов в экскреции АК и 17-кетостероидов с мочой. У животных обеих опытных групп снижались весовые коэффициенты надпочечников н содержание АК в органах, и это снижение, сочетавшееся в одном случае (пропазин) с повышением экскреции АК и 17-кетостероидов с мочой, а в другом (прометрин) с отсутствием изменений в экскреции АК и 17-кетостероидов, подтверждает некоторую разницу токсического действия обоих препаратов.

Выводы

1. Пропазин и прометрин являются малотоксичными веществами и не обладают кумулятивным действием (в условиях подострого опыта длительностью 56 дней, при использовании функциональных показателей).

2. LD50 пропазина больше 7,5 г/кг, а прометрина — 2,1+0,22 г/кг.

3. Наиболее чувствительными показателями в подостром опыте явились содержание пировиноградной кислоты в крови, экскреция АК и 17-кетостероидов с мочой, содержание АК в органах и весовые коэффициенты органов.

1 Кандидатская диссертация. М., 1962.

ЛИТЕРАТУРА

Баскаков Ю. А. Хим. средства защиты растений, 1959, № 3, с. 42. — В а-в и л и н а Г. П. Вопр. питания, 1964, № 4, с. 3. — Г и з и н Г., К н ю с л и Е. В кн.: Успехи в области изучения пестицидов. М., 1962, с. 168. — Коваленко А. В., С в я-тославова В. В. Гигиена труда, 1963, № 5, с. 54. — Мельников Н. Н., К у-к а л е н к о С. С., Варшавский С. Л. и др. Химическая промышленность, 1961, № 10, с. 39. — Ш и л л и н г е р Ю. И., К у к е л ь Ю. П. В кн.: Гигиена и токсикология новых пестицидов и клиника отравлений. М., 1962, с. 345.—Palmer J. S.t R a d е 1 е f f R. D., Ann. N. Y., Acad. Sei., 1964, v. Ill, p. 729.— M с W h о г t e г С. G, Weeds, 1963, v. 11, p. 279.

Поступила 12/VI 1967 г.

УДК 614.777:832.95(477)

САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ВОДОЕМОВ УКРАИНЫ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСТИЦИДОВ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Канд. мед. наук С. Я- Найштейн

Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной

гигиены

В Украинской ССР уже более 10 лет контролируется санитарное состояние всех открытых водоемов в постоянных створах. В течение последних нескольких лет в связи с применением пестицидов в сельском хозяйстве стали поступать сведения о наличии хлорорга-нических пестицидов в воде даже таких крупных рек, как Днепр, Днестр, Прут и др. ДДТ и гексахлоран обнаружены в Каховском и Кременчугском водохранилищах, в притоках рек и других малых водоемах. На Украине в весенне-летний период проводится также профилактическая обработка мелководий, малых водоемов и заболоченностей в целях борьбы с гнусом. Для бонификационных работ наиболее широко применяются ДДТ и гексахлоран. Такая обработка производится многократно в течение весны и лета, когда водоемы служат местом купания взрослых и детей, используются для водопоя скота и других хозяйственно-бытовых нужд.

Для определения степени загрязнения воды указанными соединениями в 1966 г. под методическим руководством Киевского научно-исследовательского института общей и коммунальной гигиены и при его участии было организовано обследование многих водоемов силами токсикологических лабораторий областных и городских санитарно-эпидемиологических станций. При этом отбирали не только пробы воды, но и ила, так как предполагалось, что взвеси препаратов через определенное время должны выпасть на дно обрабатываемых водоемов. Наличие ядохимикатов определяли модифицированным методом Шехтера и Гал-лера (Ф. Г. Дятловицкая) и хроматографированием на бумаге и в тонком слое. Часть проб исследовали в институте.

Всего подверглось анализу 500 проб воды и ила. Примерно в 160 пробах обнаружены ядохимикаты от следов до нескольких миллиграммов на 1 л.

При анализе воды крупных водоемов, не подвергавшихся специальной обработке для борьбы с гнусом, а загрязнявшихся поверхностным стоком с сельскохозяйственных угодий, установлено, что ДДТ чаще всего обнаруживается в количестве, не выходящем за пределы допустимых концентраций (Каховское водохранилище—0,01—0,04 мг/л, Крас-нознаменский канал — 0,02—0,07 мг/л, Днестр и реки его системы — следы — 0,03 мг/л). В небольших реках Донецкой области, куда пестициды не вносили специально, ДДТ обнаружен в больших количествах — 1,6—3,4 мг/л, что в 8—18 раз превышает установленный уровень предельно допустимой концентрации в воде. В Кременчугском водохранилище, реках Суле, Кривой, Руде, Западном Буге, Уже и Свалявке ДДТ также содержался в относительно высоких концентрациях (0,02—0,8 мг/л), превышающих максимально допустимые (ПДК). I

Что касается гексахлорана, то он был найден нами в основном в воде и иле водоемов, подвергающихся профилактической обработке против кровососущих насекомых. В р. Ян-чекрак оказалось гексахлорана 0,05 мг/л, т. е. вдвое больше его ПДК, а в балках — притоках рек — 0,15—0,8 мг/л, т. е. в 7—40 раз больше нормы. Укажем, что вода балки Ското-ватой (Запорожская область) используется для полива расположенных рядом огородов и в ней обнаруживался гексахлоран на уровне 0,6—0,8 мг/л.

ДДТ найден также в водоемах, которые в известной мере используются в качестве источников питьевого водоснабжения и для водопоя скота. Так, в воде р. Сулы обнаружен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.