Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
22
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ»

иммунизации, т. е. во второй период образования антител (на 10,56—14,21%). После длительного голодания и введения метилнитрофоса титр гемолизинов через 10 дней после 1-й иммунизации значительно снизился по сравнению с контрольными крысами и животными, получавшими хлорофос (на 26,82%). В восстановительном периоде до голодания титр гемолизинов был несколько выше титра, наблюдаемого у контрольной группы. Однако после длительного голодания титр гемолизинов значительно снизился по сравнению с уровнем, наблюдаемым в этом периоде у контрольных крыс и животных, получавших хлорофос (на 25—27,5%). Более стойким, как и при действии хлорофоса, был титр гемагглютининов. Однако в восстановительном периоде после длительного голодания через 5 и 10 дней после 1-й иммунизации он был значительно ниже уровня, наблюдаемого у контрольных крыс и животных, получавших хлорофос (на 25—44%).

Изучение динамики титра антител, начатое через 2'/2 мес после введения метилннтро-фоса, показало так же, как и при введении хлорофоса, более длительную стимуляцию нарастания титра гемолизинов (через 5 и 10 дней после 1-й иммунизации). Однако титр этих антител быстро снижался на 30, 37 и 50-й день (период более длительный, чем при хлорофосе). Интересно отметить, что на 30-й и 37-й день титр гемагглютининов в отличие от гемолизинов оказался выше, чем в контроле. К 60-му дню титр антител, как и при воздействии хлорофоса, был на уровне того, который наблюдался у контрольных животных.

Титр комплемента так же, как и при введении хлорофоса, на всем протяжении опыта изменялся незначительно. Содержание угло^Улинов ПРИ введении метилнитрофоса имело тенденцию к повышению через Зг/2 мес восстановительного периода после длительного голодания. Эти изменения в содержании 7'гл°бУлин0В. по нашему мнению, свидетельствуют о некоторой защитной реакции при введении в организм постороннего вещества. Изменения активности ацетилхолииэстеразы при воздействии метилнитрофоса в отличие от хлорофоса были стойкими. Через 71/2 мес отначала введения пестицидартмечалось снижение активности ацетилхолинэстеразы на 31,4%; такой уровень сохранялся и в восстановительном периоде после длительного голодания (на 39%).

В заключение можно отметить, что в наших опытах иммунные свойства организма по ряду показателей у животных, иммунизированных эритроцитами барана, были чувствительными к воздействию малых доз хлорофоса и особенно метилнитрофоса. Наиболее чувствительной была искусственная иммунизация — титр гемолизинов, в основном в начальный период образования антител, т. е. через 5 дней после иммунизации. Титр гемагглютининов был более стойким и изменялся лишь в конце опыта и только при введении метилнитрофоса.

Изменение иммунологических реакций организма подопытных животных существенно не отразилось на их общем состоянии. По-видимому, изменения иммунологических реакций находились в пределах компенсаторных возможностей организма.

Результаты сравнительного изучения влияния хлорофоса и метилнитрофоса на иммунологическое состояние теплокровных животных при введении их в дозах, равных 1/100 ЬД50, на фоне оптимального питания, позволили прийти к выводу, что применению хлорофоса в сельском хозяйстве для обработки продовольственных культур следует отдать предпочтение.

ЛИТЕРАТУРА. Каминский Л. С. Статистическая обработка лабора« торных и клинических данных. Л., 1964, — Резникова Л. С. Комплемент и его значение в иммунологических реакциях. М., 1967. — Тамбовцев Е. П. и др. — сЖ. микробиол.1, 1971, № 1, с. 74—79. — Троицкий Г. В. Электрофорез белков. Харьков, 1962.

Поступила 26/У1 1974 г.

УДК 615.831.4.095*4

Канд. мед. наук Ю. И. Прокопенко (Москва)

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ О МЕХАНИЗМАХ ЗАЩИТНОГО ДЕЙСТВИЯ

УФ-ИЗЛУЧЕНИЯ

Вопрос о повышении неспецифической иммунологической реактивности организма изучен хорошо. Вместе с тем появляются данные о повышении устойчивости организма и к неблагоприятным факторам внешней среды химической природы. Так, показано, что в результате УФ- облучения субэритемными дозами животных значительно возрастает устойчивость организма к действию токсических количеств фтора и свинца, а также органических соединений, таких, как метилмеркаптофос (И. Н. Мотузков и Р. Д. Габович; Р. Д. Га-бович и соавт.). Субэритемные дозы УФ-излучения проявляют выраженный защитный эффект в отношении химического канцерогена— 3,4-бензпирена, что отмечено в наших исследованиях (Н. М. Данциг и соавт.). Чувствительность организма к действию тех или иных химических факторов внешней среды во многом зависит от активности ферментов тканевого дыхания и микросомальных ферментов печени (С. Е. Манойлов; Cohney и Burns). В связи с изложенным мы сочли целесообразным изучить влияние различных доз длинноволнового УФ-излучения на активность сукцинатдегидрогеназы (СДГ) и а-глицерск}юсфатдегидроге-

/

Таблица 1

Распределение количества лимфоцитов по их ферментативной активности

Группа животных Фермент Количество лимфоцитов с активностью (гранулы формазана)

0 — 8 9—16 17 — 24 25 — 28

1-Я сдг 19,2 20,7 7.8 3,3

а-ГФД 40,0 8,9 1.2 0

2-я СДГ 33,5 13,9 2,5 0,3

а-ГФД 27,4 17,7 4.2 0,8

3-я СДГ 31,8 15,2 3,6 0 .

(контроль) а-ГФД 36,4 9,8 3,8 0

назы (а-ГФД) в лимфоцитах цельной крови, определяемую методом количественной цитохимии (Р. П. Нарцисов).

В эксперименте использованы белые мыши линии Бальб весом 20—25 г. Животные были разделены на 3 группы, по 12 особей в каждой. 1-ю группу подвергали облучению 3/4 эритемной дозы, 2-ю группу —6 эритемными дозами ежедневно (соответственно 90 и 720 мэр-ч/м2). Облучение продолжали 12 нед. 3-я группа животных, служившая контролем, облучению не подвергалась. Выбор доз обоснован следующим. 3/4 эритемной дозы являются максимально рекомендуемой профилактической дозой, она широко используется в целях профилактики «светового голодания». Люди нередко подвергаются облучению большими дозами УФ-излучения в условиях гиперинсоляции.

Активность ферментов определяли одновременно в начале эксперимента, через 4 и 12 нед опыта. Через 4 нед эксперимента, когда выявились наиболее отчетливые различия в активности ферментов животных различных групп, проведены определения активности микросомальных ферментов печени по их способности метаболизировать гексабарбитал (БШге! и соавт.).

В ходе опыта не отмечено достоверных различий в динамике веса и поведении животных, хотя у мышей, облучавшихся 6 эритемными дозами, наблюдались свойственные УФ-пере-облучению явления — гиперемия, отечность и шелушение кожи на ушах.

Во всех группах животных за 12 нед наблюдений выявился непрерывный рост активности а-ГФД. Вместе с тем обращал на себя внимание тот факт, что наиболее интенсивный рост активности отмечался при облучении большой дозой (прирост активности составил 110% по отношению к исходной величине), тогда как при облучении 3/4 эритемной дозы прирост активности составлял только 48% (Р<0,05). Если рассматривать а-ГФД как «шунтирующий» вспомогательный фермент в транспорте электронов, то это может свидетельствовать о меньшей степени напряжения процессов компенсации в системе тканевого дыхания при облучении субэритемной дозой, чем в контроле и тем более чем при облучении 6 эритемными дозами.

В табл. 1 показано распределение количества лимфоцитов по их ферментативной активности. Эти данные позволяют заключить, что при облучении животных субэритемной дозой наблюдается повышение активности ферментов тканевого дыхания без признаков напряжения компенсаторных механизмов.

Активность микросомальных ферментов печени, тестированная по гексабарбиталу, была наиболее высокой у животных, облучавшихся субэритемной дозой УФ-нзлучения. При сопоставлении активности ферментов тканевого дыхания и микросомальных ферментов печени выявлена тесная взаимосвязь этих показателей (табл. 2). По всей видимости, суб-эритемная доза УФ-излучения, повышая активность ферментов тканевого дыхания, в какой-то мере способна активировать и микросомальные ферменты печени.

Общая направленность изменений изученных показателей 2 различных систем организма в некоторой степени позволяет объяснить тот защитный эффект, который наблюдается при УФ-облучении организма в сочетании с действием различных химических веществ ок-

Таблица 2

Соотношение активности ферментов тканевого дыхания и микросомальных ферментов ♦ печени

Группа СДГ а-ГФД СДГ/а-ГФД Время гексабарбитало-вого сна (в мин)

1-Я 567^77,6 245^30,7 2,55^:0,52 16,3^3,55

2-я 346— 41,6 432—28,5 0,82—0,12 37,0^:2,82

3-я (контроль) 356±31,8 316^49,6 1,15— 0,12 33,0^:1,93

ружающей среды, оказывающих влияние как на тканевое дыхание, так и на активность мик-росомальных ферментов печени.

На наш взгляд, это имеет важное гигиеническое значение, поскольку систематическое использование профилактических УФ-облучений может стимулировать адаптационно-приспособительные механизмы в борьбе организма с неблагоприятными факторами окружающей среды. Для подтверждения этого целесообразно изучить влияние различных доз УФ-излучения на формирование защитной реакции организма при действии химических факторов окружающей среды.

Выводы

1. Субэритемные дозы УФ-излучения повышают активность ферментов тканевого дыхания и микросомальных ферментов печени, благодаря чему может быть достигнут защитный эффект при действии химических факторов окружающей среды.

2. Облучение животных большими дозами УФ-излучения снижает активность ферментов тканевого дыхания и микросомальных ферментов печени, вызывает напряжение компенсаторных процессов, что может способствовать снижению резистентности организма к действию химических факторов окружающей среды.

ЛИТЕРАТУРА. Габович Р. Д., Полянский А. А., Швай-к о И. И. и др. — «Гиг. и сан.», 1974, № 2, с. 12—18. — Беликова В. К., Завалу е в а А. П., С е р к о в а Р. Н. и др. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны внешней среды. М., 1974, с. 19—26.—М а н о й л о в С. Е. Биохимические основы злокачественного роста. Л., 1971. — Мотузков И. Н., Габович Р. Д. — В кн.: Ультрафиолетовое излучение и его применение в биологии. Пущино-на-Оке, 1973, с. 139— 140,—Н а р ц и с о в Р. П. — «Арх. анат.», 1969, № 5, с. 85—91. — С о n n е у А. Н., BurnsJ.J. — «Science», 1972, v. 178, p. 576. — S t i t z e 1 R. E., Stevens J.T., McPhillipsJ.J. — «Metabolism», 1972, v. 1, p. 229—248.

Поступила 22/XI 1974 г.

УДК 612.015.31:546.47-053.5:658.386.1

Л. И. Буряк, А. К. Руденко

БАЛАНС ЦИНКА В ОРГАНИЗМЕ ПОДРОСТКОВ

Днепропетровский медицинский институт, Киевский научно-исследовательский институт гигиены питания

Баланс цинка изучали по методике, рекомендованной Институтом питания АМН СССР. Содержание вещества в рационах и выделениях подростков определяли методом эмиссионного спектрального анализа на спектрографе ИСП-28. Фотометрию осуществляли на микрофотометре МФ-2. Микрофотометрическое измерение интенсивности почернения анализируемых линий цинка проводили по длине волны — 3282,3 А. Для изучения баланса цинка в организме подростков были взяты под наблюдение учащиеся 15—16 лет с 2-годичным сроком обучения профессионально-технического училища Днепропетровска. Наблюдение осуществляли в группах из 5—7 здоровых подростков со средним физическим развитием, которых отбирали на основании тщательного медицинского освидетельствования. Обследование производили в естественных условиях труда и быта учащихся во время обычного учебного процесса, экзаменов и производственного обучения на заводе на фоне питания, обычного для профессионально-технического училища.

Судя по среднегодовым данным питательной ценности пищевого рациона, питание подростков в период наблюдений существенно не отличалось от гигиенической нормы (калорийность питания составляла 2894—2939 ккал).

Однако количество белка в рационах было ниже установленных гигиенических рекомендаций, это особенно заметно в отношении белка животного происхождения. Содержание жиров также оказалось пониженным. В то же время все рационы питания содержали повышенное количество углеводов. В рационах было достаточно витаминов А, В^ солей калия, фосфора и железа. Однако содержание витаминов Вг, С и РР было зайетно понижено. Несмотря на значительное снижение уровня белка в рационах подростков профессионально-технических училищ по сравнению с гигиеническими рекомендациями, количество его в основном обеспечивало потребность организма.

Учитывая особое значение белка для растущего организма, мы сочли необходимым выяснить фактическую обеспеченность подростков белком путем изучения баланса азота. Как показали результаты наблюдений, в период обычного учебного процесса у подростков задерживалось около 26 мг азота на 1 кг веса тела в день, т. е. практически отмечалось балансовое равновесие. Во время экзаменов задержка азота увеличивалась, о чем свидетельствовало некоторое снижение выведения его из организма.При введении в организм подростков добавочного количества белка уровень выведения азота не изменился, но резко уве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.