Научная статья на тему 'Некоторые аспекты условно-досрочного освобождения осуждённых к пожизненному лишению свободы'

Некоторые аспекты условно-досрочного освобождения осуждённых к пожизненному лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВНО-ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОСУЖДЁННЫЙ / A CONDITIONAL EARLY RELEASE / THE LIFELONG IMPRISONMENT / CONDEMNED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коростылёва О. В.

На основе краткого анализа зарубежного и отечественного опыта автором предлагается схема условного освобождения осуждённых к пожизненному лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of a conditional early release condemned to lifelong imprisonmen

On the basis of the short analysis of foreign and domestic experience the author offers the scheme of conditional release condemned to lifelong imprisonment.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты условно-досрочного освобождения осуждённых к пожизненному лишению свободы»

По данным иностранных государств, реальные сроки отбывания наказания в виде пожизненного заключения существенно различаются. Так, в Австрии средний срок отбывания заключения составляет 22 года, у Хорватии

- от 20 до 40 лет, в Дании - максимально 20 лет, в Эстонии - минимально 30 лет, в Финляндии в среднем отбывают от 10 до 15 лет, а освобождаются только по постановлению Президента. В Люксембурге срок пожизненного заключения до того, как будет пересматриваться вопрос об освобождении -15 лет. В Украине применяется полное пожизненное заключение, но через 20 лет можно подать специальное прошение Президенту1. В нашей стране согласно ч. 5 ст. 79 УК РФ к осуждённым, отбывающим пожизненное лишение свободы, может быть применено условно-досрочное освобождение (далее - УДО) после фактического отбытия ими не менее двадцати пяти лет лишения свободы, если судом будет признано, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания. Для тех лиц, которым суд отказал в УДО, предусмотрено, что повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее, чем по истечении трёх лет со дня вынесения постановления суда об отказе (ч. 10 ст. 175 УИК РФ).

Сравнительный анализ данных специальной переписи осуждённых 2009 г. и социального паспорта коллектива осуждённых одной из исправительных колоний особого режима для осуждённых, отбывающих пожизненное лишение свободы, позволил составить криминологический «портрет» среднестатистического осуждённого-«пожизненника». Это мужчина в возрасте 33 лет, не состоящий в браке, здоровый и трудоспособный, не имевший определённых занятий до осуждения, имеющий среднее общее образование, повторно осуждённый как исполнитель за совершение тяжкого преступления по предварительному сговору. Во время отбывания наказания он не работает постоянно по не зависящим от него обстоятельствам. Такой осуждённый не стремится проявить себя ни с положительной, ни с отрицательной стороны, не выражает желания самообразовываться. Эта та категория осуждённых, которая по российскому законодательству может через 5-7 лет покинуть стены исправительных учреждений, где они отбывают наказание.

Не составляет труда предположить, что в будущем по отбытии 25-летнего срока на свободу могут выйти психически неустойчивые, физически ослабленные, абсолютно не приспособленные к жизни на свободе люди, утратившие такие элементарные социально полезные навыки, как приготовление пищи, поход за покупками и др. В связи с этим представляется целесообразным обратиться к проблеме условно-досрочного освобождения осуждённых к пожизненному лишению свободы.

Прежде всего, следует согласиться с мнением, что употребление термина «условно-досрочное освобождение» применительно к «пожизненникам» некорректно. УДО всё-таки предполагает какую-то

1 Ходчкинсон П. Пожизненное лишение свободы как альтернатива смертной казни // Пожизненное лишение свободы: Международные стандарты и практика : материалы международной научнопрактической конференции. - Алматы: Фирма Киік, 2003. - С. 25-26.

конечность срока, в связи с чем оно может быть применено. Поэтому целесообразнее было бы говорить об «условном освобождении» .

Основываясь на изложенном, представляется целесообразным предложить следующую схему условного освобождения осуждённых к пожизненному лишению свободы.

Во-первых, срок УДО следовало бы сократить до 20 лет, что в какой-то степени соответствует международным стандартам и не исключает возможности последующей социальной адаптации .

Во-вторых, двадцатилетний срок, после отбытия которого осуждённый может быть условно освобождён, должен складываться из следующего:

- по прибытии в исправительную колонию особого режима для «пожизненников» осуждённые помещаются в строгие условия отбывания наказания на срок не менее 5 лет;

- при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания осуждённые могут быть переведены в обычные условия отбывания наказания сроком не менее 5 лет;

- по отбытии в обычных условиях отбывания наказания осуждённые могут быть переведены в облегчённые условия на срок не менее 10 лет.

Данное предложение потребует внесения соответствующих изменений в ч. 3 и 4 ст. 127 УИК РФ: слова «не менее 10 лет» заменить словами «не менее 5 лет», а ч. 4 изложить в следующей редакции: «По отбытии не менее 5 лет в обычных условиях отбывания наказания осуждённые могут быть переведены в облегчённые условия по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 124 настоящего Кодекса, на срок не менее 10 лет. Осуждённые, отбывающие наказание в облегчённых условиях отбывания наказания, проживают в общих камерах».

В-третьих, необходимо создание специализированных центров адаптации (далее - СЦА), которые необходимы для более успешной ресоциализации освобождённых осуждённых-«пожизненников», на временном (до восьми лет - срок снятия судимости) или постоянном проживании. Представляется, что создание и финансирование центров должно осуществляться за счёт бюджетных средств федеральных органов власти и органов местного самоуправления, органов труда и социальной защиты, здравоохранения и образования. В то же время нельзя исключить возможность создания центров и работы в них представителей общественных объединений, в том числе и религиозных. СЦА могли бы действовать и на территории колоний-поселений, тем более что в соответствии с утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р от 14 октября 2010 г. Концепцией развития уголовно-исполнительной

2 Уголовно-исполнительное право : учебник: в 2 т. Т. 2: Особенная часть / под общей редакцией Ю. И. Калинина. - М.; Рязань: Логос; Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. - С. 329.

3 Резолюция (76) 21 Комитета Министров Совета Европы «Об обращении с лицами, приговорёнными к длительным срокам заключения» (принята Комитетом Министров 17 февраля 1976 г. на 254-ом заседании Представителей Министров). - URL: // http://www.echr-base.ru/res76_2.jsp (дата обращения: 19 дек. 2010 г.).

системы Российской Федерации до 2020 года предусматривается передача контрольных функций за поведением условно-досрочно освобождённых в уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России4. На наш взгляд, данное предложение устранит пробел в законодательстве по поводу «специализированного государственного органа» (ч. 6 ст. 79 УК РФ).

В-четвёртых, к освобождённым осуждённым-«пожизненникам» в целях осуществления надлежащего контроля за их поведением целесообразно было бы применять электронные и иные технические средства надзора и контроля (например, электронные браслеты).

Такова в общем плане предложенная нами схема условного освобождения осуждённых к пожизненному лишению свободы. Вместе с тем, уже на раннем этапе отбывания наказания с указанной категорией осуждённых необходимо проводить подготовку к освобождению, чтобы они перестали представлять в дальнейшем опасность для общества, сохранили здоровье и не утратили тех качеств, которые им будут необходимы на свободе.

4 Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru^nlme/base/?теq=doc;base=LAW;n=106055 (дата обращения: 19 дек. 2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.