Научная статья на тему 'Оптимизация уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью'

Оптимизация уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / БОРЬБА С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ / КРИМИНОЛОГИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белоцерковский Сергей Дмитриевич

В статье обосновывается необходимость оптимизации уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в целом. Делаются и обосновываются конкретные предложения, направленные на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства. Результаты изложенного в статье исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности. Статья предназначена для научных и практических работников в сфере борьбы с преступностью, а также всех интересующихся данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белоцерковский Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZING CRIMINAL-EXECUTIVE LEGISLATION IN THE CONTEXT OF OPTIMIZATION OF THE SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF COMBATING ORGANIZED CRIME

The article substantiates the necessity of optimization of the criminal-Executive legislation in the context of optimization of the system of legal regulation of combating organized crime in General. Made and justify specific proposals aimed at improving the criminal-Executive legislation. The results presented in the article of the study can be used in lawmaking. This article is intended for researchers and practitioners in the field of combating crime, as well as all those interested in this subject.

Текст научной работы на тему «Оптимизация уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью»

7.3. ОПТИМИЗАЦИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Белоцерковский Сергей Дмитриевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: S-belot2012@yandex.ru

Аннотация: В статье обосновывается необходимость оптимизации уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в целом. Делаются и обосновываются конкретные предложения, направленные на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства. Результаты изложенного в статье исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности. Статья предназначена для научных и практических работников в сфере борьбы с преступностью, а также всех интересующихся данной тематикой.

Ключевые слова: преступность, организованная преступность, борьба с организованной преступностью, криминология, уголовно-исполнительное право.

OPTIMIZING CRIMINAL-EXECUTIVE LEGISLATION IN THE

CONTEXT OF OPTIMIZATION OF THE SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF COMBATING ORGANIZED CRIME

Belotserkovsky Sergey Dmitrievich, PhD at law, associate professor. Position: Professor. Place of employment: Academy of The Prosecutor General's office of Russian Federation. E-mail: S-belot2012@yandex.ru

Annotation: The article substantiates the necessity of optimization of the criminal-Executive legislation in the context of optimization of the system of legal regulation of combating organized crime in General. Made and justify specific proposals aimed at improving the criminal-Executive legislation. The results presented in the article of the study can be used in lawmaking. This article is intended for researchers and practitioners in the field of combating crime, as well as all those interested in this subject.

Keywords: crime, organized crime, organized crime, criminology, criminal-Executive law.

Практика борьбы с организованной преступностью и результаты криминологических исследований свидетельствуют о том, что оптимизация уголовно-исполнительного законодательства в контексте борьбы с организованной преступностью должна заключаться в установлении для осуждённых к отбыванию наказания в виде лишения свободы организаторов, руководителей и иных участников организованных преступных формирований более строгих условий отбывания наказания и с обеспечением их изоляции от основной массы осуждённых, с целью недопущения рекрутирования в свои ряды новых членов, а также

распространения норм, обычаев и традиций криминальной среды.

Значимость этой задачи объясняется следующими обстоятельствами.

Любой социальной системе присущи, по меньшей мере, два обязательных признака, которыми являются наличие иерархии и установленных правил поведения, выраженных в нормах, обычаях и традициях и поддерживаемых присущими данной системе средствами социального контроля.

При этом формирование тех или иных норм, обычаев и традиций направлено на создание системой наиболее оптимальных условий своего выживания и функционирования. Они сохраняют историческую преемственность, но при необходимости приводятся в соответствие со складывающимися социально-экономическими реалиями.

Нормы, обычаи и традиции согласовывают деятельность и поведение входящих в неё отдельных индивидов, социальных групп и объединений, сводят их в определённое единство и, таким образом, способствуют сохранению этой социальной системы как целостности.

Содержание же норм, обычаев и традиций существенно отличается в зависимости от того, какой социальной системе они присущи.

Давая определение «криминальному обществу» и рассматривая его как подструктуру «большого общества», которая существует наряду и во взаимодействии с так называемым «легалистским» или официальным обществом, проф. А.И. Долгова отмечает, что оно формируется и функционирует на основе тех противоречащих Конституции, закону отношений, норм, систем социального контроля, которые создаются лидерами организованной преступности в процессе развития организованной криминальной деятельности

и широкого социального обеспечения криминальных

1

интересов .

На важную роль норм, обычаев и традиций в криминальной среде давно обратили внимание законодатели зарубежных государств, которые также стали включать их в качестве одного из признаков в определения организованной преступности.

В соответствии со статьей 416 УК Италии, «Объединение следует считать объединением мафиозного типа, когда участвующие в нём пользуются насилием со стороны объединения, а также зависимостью и законом молчания (омерты) в отношении него для совершения преступлений, для установления прямого или косвенного руководства или иного контроля за экономической деятельностью, концессиями, разрешениями, подрядами и общественными службами или для получения незаконных прибылей или преимуществ для себя либо третьих лиц».

Специальная президентская комиссия США, созданная для изучения гангстеризма, в своём докладе в 1977 году определила организованную преступность как ассоциацию, «которая стремится действовать вне контроля американского народа и органов власти, она включает в себя тысячи преступников, действующих в рамках таких же сложных структур, как структуры крупных корпораций и подчиняющихся своим законам,

1 Долгова А.И. Преступность, её организованность и криминальное общество. М., 2003. С. 370-371.

6-2017

Пробелы в российском законодательстве

которые применяются с большей сложностью, чем законы государства...»2.

Таким образом, одним из важных признаков «криминального общества» всегда является наличие криминальной субкультуры - способа поведения людей, образа действий, принятых в криминальной среде.

Ошибочно было бы полагать, что нормы, обычаи и традиции «криминального общества» направлены исключительно на установление и поддержание власти «лидеров» этого общества. Такой подход не обеспечил бы выживание и эффективное функционирование «криминального общества» как подструктуры общества легального, в котором существуют общепринятые нормы, обычаи и традиции.

Необходимо также принимать во внимание и то обстоятельство, что любая социальная система в своём функционировании не может стоять на месте сколько-нибудь продолжительное время - если она не развивается, то деградирует. А в своём развитии аналогичные системы всегда находятся в состоянии конкуренции между собой. «Криминальное общество» считает себя системой аналогичной легальному обществу и в «воровских прогонах» - своих нормативно-правовых предписаниях, называет себя «собственным государством»3.

Поэтому представляется, что нормы, обычаи и традиции «криминального общества» направлены на оптимизацию его функционирования, одним из главных элементов которого является установление и поддержание власти его лидеров, что непосредственно связано с необходимостью регулирования его деятельности. Вместе с тем, конкуренция с «легальным обществом» заставляет лидеров «криминального общества» заботиться не только об эффективности, но и о привлекательности своих норм, обычаев и традиций, в том числе, в аспекте пополнения организованных преступных формирований членами «легального общества».

Сосуществование «легального общества» и «криминального общества» обусловливает экспансию в «легальное общество» норм, обычаев и традиций криминальной субкультуры, которая в настоящее время, главным образом, осуществляется путём приобщения к «ценностям» «криминального общества» лиц, которые оказались в сфере наибольшего влияния криминальных норм, обычаев и традиций, а именно - в местах лишения свободы.

Общественная опасность собственно норм, обычаев и традиций «криминального общества» выражается, по меньшей мере, в двух основных моментах.

Во-первых, они не базируются на общепризнанных достижениях цивилизации, общечеловеческих ценностях, которые находят отражение в законотворческой деятельности государств и международно-правовых документах. Принять такие нормы, обычаи и традиции или следовать им - значит отказаться от достижений и ценностей, накопленных предыдущими поколениями людей, что означало бы деградацию «легального общества». Во-вторых, они ориентированы на лиц, занимающихся преступной деятельностью и предназначены для наиболее эффективного противостояния принимаемым «легальным обществом» мерам по борьбе с ними. По этой причине они не могут быть позитив-

2 Организованная преступность. Проблемы. Дискуссии. Предложения. «Круглый стол» издательства «Юридическая литература» / Под ред. А.И.Долговой и С.В.Дьякова. М., 1989. С. 282.

3 Долгова А.И. Преступность, ее организованность и крими-

нальное общество. М., 2003. С. 370-371.

ными для «легального общества» и следование таким нормам, обычаям и традициям членами «легального общества» также означает его деградацию.

Вместе с тем, эти нормы, обычаи и традиции просты, понятны и внешне благородны. Поэтому они легко воспринимаются членами «легального общества», особенно молодёжью, которая, зачастую, идеализирует «криминальное общество» и охотно перенимает некоторые его правила поведения, что создаёт весьма благоприятные условия для вовлечения в совершение преступлений законопослушных лиц. Эти нормы, обычаи и традиции многочисленны и исследователи приводят различные их классификации.

О.П. Дубягина подразделяет нормы, обычаи и традиции криминальной среды на общие и частные. При этом к общим нормам данный автор относит нормы, принятые в криминальном сообществе, в независимости от государства, формулируемые и принимаемые на «сходках», «правилках» «воров в законе», прописанные в «воровских прогонах», регламентирующие нормы повседневной жизни и устанавливающие санкции за их неисполнение: не сотрудничать с правоохранительными органами, не раскрывать секреты организации, не скрывать деньги от организации, не совершать преступлений в отношении членов семей преступной организации, строгое иерархическое подчинение, принесение присяги-клятвы на верность преступному сообществу и пр. Частные нормы - нормы, характерные для конкретной криминальной группы, которые устанавливает лидер данного сообщества. При этом они могут опираться как на общие нормы поведения, так и на нормы, сформировавшиеся в данном сообществе и не имеющие аналогов в других криминальных группах.

К общим обычаям и традициям тот же автор относит установки (правила поведения), присущие всем (независимо от страны и государственного строя) криминальным сообществам и сформировавшиеся под влиянием внешних и внутренних факторов, имеющие исторический, традиционно-устойчивый характер, сложившийся на длительном этапе существования и развития данного сообщества, позволяющие ему противостоять законам, нормам законопослушного общества: иерархическое построение организации, разделение функций внутри неё, меры по нейтрализации действий правоохранительных органов, стремление к максимальной выгоде в короткий срок, высокая степень конспиративности, использование последних достижений науки и техники, коррумпирование госслужащих, в последние годы - прикрытие криминальной деятельности легальными формами. Частные обычаи, по мнению автора, имеют ограничения во времени и пространстве, призваны обеспечивать узкопрофессиональные интересы представителей разной крими-

4

нальной специализации .

С.Я. Лебедев разделяет нормы, обычаи и традиции, принятые в криминальном сообществе, на три элемента: регулятивные, атрибутивные и эмоциональные. К регулятивным он относит те, которые регулируют взаимоотношения между преступниками в связи с ведением антиобщественного образа жизни и совершением преступлений, специфические ритуалы общения и поведения в преступной среде. К атрибутивным элементам - те, которые отражают принадлежность той или иной личности к преступной деятельности и к

4 См.: Дубягина О.П. Нормы, обычаи и средства коммуникации криминальной среды. М., 2008.

эмоциональным элементам - песни, стихи, поговорки, отражающие эмоциональную сторону антиобщественного образа жизни и совершения преступления .

Необходимо учитывать, что нормы, обычаи и традиции «криминального общества» направлены на организованное объединение в целях обеспечения своего общего интереса, к разделу сфер влияния, поддержанию традиций криминальной среды, созданию общих фондов для оказания поддержки тех, кто разоблачается и отбывает наказание, разрешению специфических споров и т.д.6.

Соблюдение своих норм, обычаев и традиций «криминальное общество» поддерживает определёнными санкциями за их неисполнение.

В ходе организации эффективной борьбы с преступностью вообще и с организованной преступностью, в особенности, нельзя игнорировать наличие её неофициальной нормативной основы и недооценивать её значение в криминализации общественных отношений. Необходимо учитывать также происходящую конкуренцию норм, обычаев и традиций «криминального общества» с общепринятыми нормами, обычаями и традициями легального общества, в которой решающее значение имеет их эффективность в регулировании общественных отношений.

Попадая в поле действия криминальных норм, обычаев и традиций, но оставаясь одновременно гражданином государства с его легальными законами, индивид неизбежно оказывается перед выбором какими законами ему руководствоваться. Зачастую решающим фактором в этом выборе имеет то обстоятельство, чьи законы наиболее эффективно решают его проблемы и обеспечивают наиболее комфортное существование.

Не отрицая того утверждения, что эффективно бороться с организованной преступностью, с её «неофициальными» нормами, обычаями и традициями можно путём применения комплексных мер экономического, организационно-управленческого, социально-

воспитательного, духовно-культурного, просветительного и пропагандистского характера, представляется, что воздействие государства на их негативное воздействие с целью его нейтрализации должно осуществляться, кроме того, по двум основным направлениям.

Общее направление, которое заключается в непрерывном совершенствовании всего законодательства и процедуры его применения. Законы должны быть максимально направлены на защиту прав и законных интересов граждан и при этом обеспечивать скорейшее их восстановление в случае нарушения. При этом важное значение имеет обеспечение неотвратимости применения законов, что зависит от деятельности органов и должностных лиц, занимающихся правоприменением.

Частное направление заключается в собственно нейтрализации распространения норм, обычаев и традиций «криминального общества». Здесь следует выделить два самостоятельных момента. Первый состоит в нейтрализации экспансии криминальной субкультуры в «легальное общество» и в этом контексте представляется давно назревшей необходимость криминализации пропаганды криминальных норм, традиций и обычаев. И второе направление заключается в

5 Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность. М., 1995. С. 19 - 20.

6 Долгова А.И. Криминология. М., 2003. С. 256.

нейтрализации их негативного влияния на лиц, которые оказались в сфере их действия.

По мнению О.П. Дубягиной, такая деятельность в местах отбывания наказания в виде лишения свободы должна вестись по следующим основным направлениям:

1) развенчание криминальных лидеров;

2) нейтрализация криминальных авторитетов путём их концентрации в одном месте;

3) введение в состав группы осуждённых лиц, способных предотвратить возможные разногласия её членов, с целью дальнейшего переориентирования их криминальной направленности и установок на законопослушный образ жизни;

4) создание ситуаций, в которых лица, не пользующиеся авторитетом, могли бы проявить качества, способствующие формированию к ним уважительного отношения как к лицам законопослушной направленности;

5) разработка мер по сотрудничеству администрации ИУ с руководством предприятий и общественными организациями, помогающих лицам, отбывшим наказание с трудоустройством и дальнейшей адаптацией в законопослушном обществе;

6) наблюдение за лицами, условно-досрочно освобождёнными от наказания, и проведение с ними воспитательной работы7.

В этой связи наиболее оптимальным представляется дополнение УИК РФ разделом, посвящённым особенностям исполнения наказаний в отношении осуждённых участников организованных преступных формирований, в которую необходимо включить нормы, регулирующие круг осуждённых, в отношении которых применяются требования этого раздела, правила определения места отбывания ими наказания в виде лишения свободы и виды исправительных учреждений, а также условия отбывания этой категорией лиц наказания в виде лишения свободы и их раздельное содержание, порядок изменения им вида исправительного учреждения, а также нормы, предусматривающие контроль за данной категорией лиц, освобождаемых от отбывания наказания.

Требования этого раздела должны применяться в отношении осуждённых за совершение преступлений в составе организованных преступных формирований. При этом исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении таких осуждённых должно осуществляться в общем порядке, установленном разделами I-VIII УИК РФ, с изъятиями, предусмотренными данным разделом.

Так, условия отбывания наказания в виде лишения свободы этой категорией осуждённых должны быть более строгими, поэтому отдельной нормой должны быть конкретизированы указанные в ст. 74 «Виды исправительных учреждений» УИК РФ, виды исправительных учреждений, в которых они должны отбывать наказание в виде лишения свободы - осуждённые участники организованных преступных формирований отбывают не менее половины назначенного по приговору суда срока лишения свободы в тюрьме. Оставшийся срок наказания отбывается ими в соответствии с приговором суда в исправительной колонии строгого или особого режимов.

Должны быть также предусмотрены и более строгие требования к изменению осуждённым участникам ор-

7 Дубягина О.П. Указ. соч. С. 138.

6'2017

Пробелы в российском законодательстве

ганизованных преступных формирований вида исправительного учреждения.

За злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания такие осуждённые могут быть переведены из исправительной колонии строгого или особого режимов в тюрьму, причём до окончания назначенного судом срока наказания. А предусмотренная ст. 78 «Изменение вида исправительного учреждения» УИК РФ возможность перевода осуждённых из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение не должна распространяться на осуждённых организаторов, руководителей и иных участников организованных преступных формирований. Такие осуждённые не могут быть переведены из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение.

Одной из главных особенностей, касающихся исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осуждённых организаторов, руководителей и иных участников организованных преступных формирований, должно стать положение об их раздельном от других осуждённых содержании, что должно найти отражение в отдельной норме. При этом, исходя из сравнительно небольшой численности осуждаемых лиц этой категории, представляется целесообразным не отводить для их содержания определённые исправительные учреждения, а обеспечивать такое раздельное содержание в рамках существующих исправительных учреждений.

Поэтому в предлагаемой норме УИК РФ должно быть указано, что осуждённые за преступления в составе организованных преступных формирований должны содержаться в особых зонах изолированно от других осуждённых.

Для этой категории осуждённых к лишению свободы должны быть предусмотрены более строгие условия отбывания данного вида наказания, чем те, которые содержатся в главе 13 «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях» УИК РФ.

В ч. 1 ст. 87 «Условия отбывания наказания осуждёнными к лишению свободы» УИК РФ предусмотрены обычные, облегчённые и строгие условия отбывания наказания в пределах одной исправительной колонии и предусмотренные видом режима данной колонии.

Осуждённые организаторы, руководители и иные участники организованных преступных формирований должны находиться на строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данного исправительного учреждения, и при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания могут быть переведены в обычные условия отбывания наказания не ранее, чем через один год при отбывании наказания в колонии строгого режима и не ранее, чем через полтора года при отбывании наказания в колонии особого режима или тюрьме.

При этом, такие осуждённые не могут: а) переводиться на облегчённые условия отбывания наказания; б) передвигаться без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения; в) выезжать за пределы исправительного учреждения; г) представляться к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания после фактического отбытия указанной в законе части срока наказания.

К таким осуждённым также не должны применяться меры поощрения, предусмотренные пунктами «г», «е», «ж», «и» ч. 1 ст. 113 «Меры поощрения, применяемые к осуждённым к лишению свободы» УИК РФ, а именно разрешение на получение дополнительной посылки

или передачи, предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания, разрешение дополнительно расходовать деньги в размере 500 рублей на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости, досрочное снятие ранее наложенного взыскания. На них также не должны распространяться положения ч. 2 ст. 114 «Порядок применения мер поощрения к осуждённым к лишению свободы» УИК РФ о том, что в порядке поощрения осуждённым в течение года может быть разрешено получение дополнительно до 4 посылок или передач и предоставлено дополнительно до 4 краткосрочных или длительных свиданий.

При этом объём дополнительных ограничений должен зависеть от режима и условий отбывания наказания в виде лишения свободы.

Так, осуждённым, отбывающим наказание в обычных условиях в ИК строгого режима, должно разрешаться:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 «Приобретение осуждёнными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости» УИК РФ, а именно средств, заработанных в период отбывания наказания и получаемых пенсий и социальных пособий, также и иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех тысяч рублей; б) иметь три краткосрочных и три длительных свидания в течение года; в) получать три посылки или передачи и три бандероли в течение года.

Осуждённым, отбывающим наказание в строгих условиях в ИК строгого режима, должно быть разрешено: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, указанные в ч. 2 ст. 88 настоящего Кодекса;

б) иметь два краткосрочных и одно длительное свидание в течение года; в) получать две посылки или передачи и одну бандероль в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

Осуждённым, отбывающим наказание в обычных условиях в ИК особого режима, должно разрешаться: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, указанных в ч. 2 ст. 88 «Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости» УИК РФ, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере не более одной тысячи пятисот рублей; б) иметь два краткосрочных и одно длительное свидание в течение года; в) получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года.

Осуждённым, отбывающим наказание в строгих условиях в ИК особого режима, должно быть разрешено: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, указанные в ч. 2 ст. 88 УИК РФ; б) иметь два краткосрочных свидания в течение года; в) получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

В том случае, если осуждённые организаторы, руководители и иные участники организованных преступных формирований отбывают лишение свободы в тюрьме, то они должны содержаться в одиночных камерах.

В этих случаях, отбывающим наказание в тюрьме на общем режиме должно разрешаться: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и

предметов первой необходимости помимо средств, имеющиеся на их лицевых счетах, средства в размере не более одной тысячи пятисот рублей; б) иметь два краткосрочных и одно длительное свидание в течение года; в) получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

А отбывающим наказание в тюрьме на строгом режиме должно быть разрешено: а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, имеющихся на их лицевых счетах, средства в размере не более одной тысячи рублей; б) иметь два краткосрочных свидания в течение года; в) получать одну посылку или передачу и одну бандероль в течение года; г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Таким образом, формирование современной системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России должно быть продолжено. Помимо включения в её структуру комплексного, межотраслевого Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью», значимым здесь представляется сужение круга общественных отношений, регулируемых иными нормативными правовыми актами.

Список литературы:

1. Белоцерковский С.Д. Система правового регулирования борьбы с ор-ганизованной преступностью и научные основы её оптимизации: монография. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011.

2. Белоцерковский С.Д. Общие начала борьбы с организованной преступностью // Вестник Российской правовой академии. 2016. № 4. С. 46-51.

3. Васин Ю.Г., (2017), Криминологические модели противодействия организованной преступности: практические аспекты реализации. Пробелы в российском законодательстве, 4: 26-30.

4. Джумаева Р.Х. (2014) Защита населения от организованной преступности и проявлений экстремизма. Пробелы в российском законодательстве, 3: 268-270;

5. Долгова А.И. Преступность, её организованность и криминальное общество. М., 2003. С. 370-371.

6. Долгова А.И. Криминология. М., 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дубягина О.П. Нормы, обычаи и средства коммуникации криминальной среды. М., 2008.

8. Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность. М., 1995.

9. Организованная преступность. Проблемы. Дискуссии. Предложения. «Круглый стол» издательства «Юридическая литература» / под ред. А.И.Долговой и С.В.Дьякова. М., 1989. С. 282.

10. Янковский Д.А. (2014) Ответственность участников организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций). Пробелы в российском законодательстве, 6: 151-154.

Рецензия

на рукопись статьи С.Д. Белоцерковского «Оптимизация уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью»

Статья С.Д. Белоцерковского «Оптимизация уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью» выполнена на актуальную тему. Организованная преступность продолжает оставаться угрозой национальной безопасности не только Российской Федерации, но и других государств.

В статье обосновывается необходимость оптимизации уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в целом. Делаются и обосновываются конкретные предложения, направленные на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства.

Статья имеет научное и практическое значение, сформулированные автором выводы и предложения могут служить, в том числе, основой для дальнейшего совершенствования борьбы с организованной преступностью.

Статья написана грамотным юридическим языком.

Высказанные рецензентом замечания и предложения устранены автором в ходе рецензирования статьи.

Вывод: на основании изложенного, полагаю возможным рекомендовать рукопись статьи С.Д. Белоцерковского «Оптимизация уголовно-исполнительного законодательства в контексте оптимизации системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью» к публикации в журналах, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Рецензент:

Профессор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор А.В. Агутин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 85,64%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.