Научная статья на тему 'Некоторые аспекты управления конкурентоспособностью и экономическими показателями железнодорожных перевозок'

Некоторые аспекты управления конкурентоспособностью и экономическими показателями железнодорожных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаков В.В.

Актуальность комплексной транспортной услуги существенно возрастает при осуществлении международных перевозок, что является важным фактором интеграции России в мировую транспортную систему. Для улучшения качества транспортного обслуживания грузовладельцев, повышения уровня конкурентоспособности железнодорожного транспорта России целесообразно изучать опыт западных стран в развитии прогрессивных видов перевозок грузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF MANAGING THE COMPETITIVENESS AND ECONOMIC PERFORMANCE OF RAIL TRANSPORT

The relevance of complex transport services increases significantly in the implementation of international transport, which is an important factor in the integration of Russia into the global transport system. In order to improve the quality of transport services for cargo owners and improve the competitiveness of rail transport in Russia, it is advisable to study the experience of Western countries in the development of advanced modes of transportation of goods.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты управления конкурентоспособностью и экономическими показателями железнодорожных перевозок»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

Жаков В.В.

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на транспорте», (РУТ (МИИТ),

г. Москва, Россия

SOME ASPECTS OF MANAGING THE COMPETITIVENESS AND ECONOMIC PERFORMANCE OF RAIL TRANSPORT

Zhakov V.

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Management in Transport,

(RUT (MIIT), Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Актуальность комплексной транспортной услуги существенно возрастает при осуществлении международных перевозок, что является важным фактором интеграции России в мировую транспортную систему. Для улучшения качества транспортного обслуживания грузовладельцев, повышения уровня конкурентоспособности железнодорожного транспорта России целесообразно изучать опыт западных стран в развитии прогрессивных видов перевозок грузов.

ABSTRACT

The relevance of complex transport services increases significantly in the implementation of international transport, which is an important factor in the integration of Russia into the global transport system. In order to improve the quality of transport services for cargo owners and improve the competitiveness of rail transport in Russia, it is advisable to study the experience of Western countries in the development of advanced modes of transportation of goods.

Ключевые слова: транспорт, железнодорожные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг.

Keywords: transport, railway transport, competition, market of transport services.

В условиях рыночной экономики у современной транспортной услуги в сфере железнодорожных перевозок есть продавец и покупатель. В связи с этим к ней предъявляются и соответствующие требования качества, которые также имеют определённую специфику.

Как показали проведённые исследования, качество транспортной услуги в области железнодорожных грузоперевозок характеризуется двумя категориями: стандартом и комплексностью.

Под стандартом качества понимается набор конкретных потребностей грузовладельца, которые в сфере транспорта реализуются через стоимость доставки, скорость доставки, сохранность груза, контроль над его продвижением и др. [2]

Комплексность транспортной услуги состоит в гарантии предоставляемого сервиса, который требует соблюдения таких условий, как:

- соответствие качества перевозки и обработки грузов во всех звеньях транспортной цепи общему стандарту качества, заложенному в систему;

- гарантия надежного продвижения грузов по всему маршруту.

При этом грузовладельцу уже недостаточно только того, что перевозчик переместит его товар из одного пункта в другой. Покупатель транспортной продукции хочет приобрести комплексную услугу у одного лица независимо от того, сколько видов транспорта будет участвовать в доставке, и

сколько намечено операций с грузом на предприятиях транспортной инфраструктуры.

Таким образом, комплексность транспортной услуги выступает как потребность покупателя иметь дело с единственным исполнителем его заказа по доставке товара от «двери» продавца до «двери» покупателя точно в необходимый срок. Его интересует также цена транспортных услуг и правовая защита его взаимоотношений с транспортными организациями и предприятиями.

Комплексная транспортная услуга выполняется экспедиторской организацией, которая, в соответствии с международным опытом, как правило, является агентом перевозчика.

Актуальность комплексной транспортной услуги существенно возрастает при осуществлении международных перевозок, что является важным фактором интеграции России в мировую транспортную систему.

Для улучшения качества транспортного обслуживания грузовладельцев железнодорожным транспортом России целесообразно изучать опыт западных стран в развитии прогрессивных видов перевозок грузов.

В современных условиях развития российского транспортного рынка перед грузовладельцами возникает актуальная проблема определения рационального варианта перевозки. Выбор способа транспортировки, вида транспорта и перевозчика

зависит от целого комплекса разнообразных факторов, таких как наличие доступных видов транспорта в рассматриваемых регионах, величина транспортных тарифов, скорость (или длительность) перевозки, надежность доставки грузов и пр. [1]

Для осуществления любой транспортной операции требуется координация ряда ее элементов:

1. Технических - согласование технических параметров груза с технико-эксплутационными параметрами транспортных средств.

2. Технологических - определение технологии и метода перевозки груза.

3. Экономических - планирование перевозки, ценообразование, расчеты, учет, определение эффективности.

4. Правовых - соответствие национальному и международному правовым режимам.

5. Организационных - информационное обеспечение, решение управленческих задач и т.п.

Доставка экспортных грузов в международном сообщении являются более сложным процессом в организационном, технологическом и, как следствие, в управленческом аспекте по сравнению с перевозками в пределах одной страны. Сложность международных перевозок вызвана необходимостью таможенного регулирования грузопотоков, более сложным документальным оформлением перевозок, инспекционными проверками технического состояния транспортных средств, соблюдением весовых ограничений, и прочими обстоятельствами. [3]

Преодоление указанных проблем обусловлено затратами времени и денежных средств, например, прохождение пограничного контроля, приобретение страховых полисов и т.д., которые носят случайных характер, поэтому при международных перевозках особое внимание должно уделяться организации перевозок с учетом логистического подхода.

На организацию процесса товародвижения во внутреннем и международном сообщении наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

- вид транспорта;

- характер груза;

- вид сообщения;

- транспортно-технологическая система;

- дальность перевозки;

- действующие национальные и международные правовые режимы.

В процессе организации международных перевозок требуется решать большое количество оптимизационных задач, а также необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями:

- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок;

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- совместное планирование транспортного процесса со складскими и производственными процессами и др.

Схематически классификация международных перевозок представлена на рис. 1.

Формы и условия организации международных перевозок

Один вид транспорта I

Один или несколько перевозчиков I

Перевозчик отвечает за всю перевозку или за ее часть I

Унимодальная перевозка

I_

Несколько видов транспорта

отвечает за всю перевозку

Перевозка с перевалкой груза

I -

Интермодальная перевозка

Перевозка в одном грузовом месте или транспортном средстве

Комбинированная перевозка

Рис. 1. - Группировка видов международных перевозок по формам и условиям их организации

При этом общий алгоритм организации транспортировки (рис. 2), включает в себя следующие логистические процедуры:

- выбор вида транспортировки (способа перевозки или системы доставки грузов);

- выбор вида (или несколько видов) транспорта;

- выбор основных и вспомогательных логистических посредников.

К Р И Т Е Р И И

Выбор вида транспортировки (способа перевозки)

| унимодальная

| смешанная

| терминальная

| прочие

Выбор основных логистических посредников

перевозчики

экспедиторы (операторы, агенты)

компании физического распределения

экспедиторы (операторы, агенты)

Выбор вида (видов) транспорта

железнодорожный

морской

внутренний водный

воздушный

трубопроводный |-автомобильный |~

Выбор вспомогательных логистических посредников

страховые

охранные

информационные

финансовые

прочие

О Г Р А Н И Ч Е Н И Я

Рис. 2 - Процессы и элементы выбора видов перевозки при организации транспортировки

Выбор способа перевозки зависит от ряда факторов, среди которых основные - это характеристики груза, его весогабаритные параметры и расстояние. Прочие факторы включают:

- стоимость продукции (так как дорогие виды повышают затраты на запасы и поощряют выбор более быстрых способов перевозки);

- важность (даже продукция с низкой оборачиваемостью, но в отдельных случаях задерживающая выполнение операций, требует быстрой и надежной доставки);

- время в пути (существуют операции, которые должны быстро реагировать на изменения, поэтому поставщики не должны использовать для доставки важных для них компонентов медленных способов доставки);

- надежность (часто для заказчиков стабильные характеристики доставки более важны, чем время в пути);

- затраты и гибкость, учитываемые в ходе переговоров сторон по тарифам;

- репутация перевозчика и стабильность показателей его деятельности;

- безопасность, показатели убытков и повреждений;

- графики и частота доставки;

- наличие особых условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбор вида транспорта определяется множеством факторов объективного и субъективного характера:

- экономический, то есть уровень затрат на транспортировку, время перевозки и сохранность грузов;

- естественно-географическими условиями существования того или иного вида сообщения в зависимости от местоположения контрагентов сделки;

- характером перевозимых товаров и оказываемых услуг;

- универсальностью или специализацией транспортных средств;

- уровнем развития экономических взаимоотношений партнеров;

- степенью воздействия на окружающую среду, экологической безопасностью и др.

Целесообразно разделить все вышеперечисленные факторы на группы, и затем определить экономически сопоставимые варианты доставки, а так же состав и величину транспортных расходов (рис. 3).

Факторы

_груза_

- химический состав;

-физико-механические свойства

- тепловые свойства

-норма естественной убыли;

- темп порчи.

_рынка_

- стоимость груза;

- транспортно-техноло-гические связи;

- первичная упаковка груза и тара;

- способ укрупнения груза;

- принадлежность средств укрупнения груза;

- стабильность грузопотока;

- партионность поставок;

- предназначение груза;

- исходное качество груза;

- вид термической подготовки груза._

технологические

- условия доставки груза (температурный и влаж-ностный режимы, режимы вентилирования воздуха в транспортных средствах и на складах, способ и высота формирования штабеля, предельный срок доставки);

- дальность перевозки;

- типы транспортных и перегрузочных средств;

- типы складов и складского оборудования;

- виды охлаждающих средств.

внешней среды

- период перевозки;

- температура наружного воздуха

Рис. 3. - Классификация факторов, влияющих на состав и величину затрат по доставке груза

Остановимся на характеристике факторов, которые надо учитывать при анализе таких важнейших экономических показателей, как себестоимость перевозок и производительность труда на транспорте. [4]

Сначала рассмотрим факторы, влияющие на себестоимость и производительность труда. Один из них — расстояние перевозки. Чем больше расстояние, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость перевозки и выше производительность труда. Такое влияние объясняется тем, что с увеличением расстояния изменяется соотношение между затратами (стоимостными и трудовыми) на начально-конечные операции и на ходовое время. В 100

результате себестоимость перевозок снижается в меру уменьшения доли стояночных затрат в общей сумме затрат.

Эксплуатационные расходы на перевозки можно представить в следующем виде: Э Энк + Эдв где Энк — затраты на начально-конечные операции; Эдв — затраты на движенческие операции.

На графике (рис. 4) показано изменение доли затрат на начально-конечные операции в долях (%) эксплуатационных расходов в зависимости от расстояния перевозки.

100 км 500 км 1000 км 1500 км

Рис. 4. - Зависимость себестоимости от расстояния перевозки

Другими факторами, оказывающими существенное влияние на себестоимость перевозок и производительность труда, являются грузоподъемность транспортного средства, различие в методике калькуляции себестоимости, соотношение между

выполняемой транспортной работой и провозными возможностями транспортной системы, структура эксплуатационных расходов и др. [5]

Таким образом, использование потенциальных преимуществ, связанных с системным управлением

влиянием различных факторов на процессы компании, затрагивающие её подразделения и информационные системы, позволит перейти современным транспортным копаниям на качественно новый уровень корпоративного менеджмента и реализовать весть потенциал возможностей, базирующихся на основе железнодорожной транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Литература

1. Жаков, В.В. Современные технологии управления конкурентоспособностью мультимо-дальных перевозок [текст] / В.В. Жаков // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов // - М.: Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (Москва), 2015 - С. 102-105.

2. Соколов, Ю.И. Управление спросом на железнодорожные перевозки и проблемы рыночного

равновесия [Текст] / Ю.И. Соколов, Е.А. Иванова, В.А. Шлеин, И.М. Лавров, Л.О. Аникеева-Науменко, В.Н. Нестеров; Под редакцией Ю.И. Соколова // М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015, -320с.

3. Терёшина, Н.П, Галабурда В.Г., Куратова, Э.С., Королькова, Н.В. Экономика товарообменных процессов и транспортная доступность регионов [текст] / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, Э.С. Куратова, Н.В. Королькова; под ред. Н.П. Терёшиной // М.: ФГОУ ВПО МГУПС (МИИТ), 2014. - 192 с.

4. Терёшина, Н.П., Галабурда, В.Г., Токарев, В.А. Экономика железнодорожного транспорта: учебник [текст] / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М.Лапидуса. // - М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. - 550с.

5. Терёшина, Н.П., Резер, А.В. Конкурентоспособность интегрированных транспортно-логи-стических систем [текст] / Н.П. Терёшина, А.В. Ре-зер // - М.: ВИНИТИ РАН, 2015. - 268 с.

ФОРМУВАННЯ 1НСТИТУЦ1ЙНО1 ОСНОВИ НОВОГО СВ1ТОВОГО

Ф1НАНСОВОГО ПОРЯДКУ

Колтець Л.Б.

к.е.н., доцент, докторант кафедри мiжнародноi eKOHOMirn, Тернопшьський нацюнальний eKOHOMiuHuu yHieepcumem

FORMATION OF THE INSTITUTIONAL BASIS OF THE NEW WORLD FINANCIAL ORDER

Kolinets L.B.

Ph.D, Associate Professor, Doctoral student of International economics' department Ternopil National Economic University

АНОТАЦ1Я

У статп розкрито теоретичш основи свггового eK0H0Mi4H0r0 та свггового фшансового порядку. На 0CH0Bi наукових поглядiв сформульовано сутнють поняття «шституцшне середовище свггового фшансового порядку» та подано його структуру. Запропоновано заходи з реформування G20 та МВФ.

ABSTRACT

The article reveals the theoretical foundations of the world economic and world financial order. On the basis of scientific views, the essence of the concept "institutional environment of the world financial order" is formulated and its structure is presented. Measures to reform the G20 and the IMF are proposed.

Ключовi слова: свгтовий фшансовий порядок, шституцшне середовище, МВФ, фшансова система, шституцп

Keywords: world financial order, institutional environment, IMF, financial system, institutions

Постановка проблеми. Сфера глобальних фь нанав, як найдинашчшший сегмент свггового гос-подарства, в епоху глобалiзацii дедалi бшьшою мь рою набувае незалежного й автономного, вщносно механiзмiв нацюнального макроекономiчного регу-лювання, статусу. Йдеться насамперед про и вирь

шальний вплив на формування глобальних параме-трiв грошових агрегалв та нагромадження у сучас-нш свгтогосподарськш системi фшансових дисба-лансiв, впоратися з якими у нинiшньому формап мiжнародного фiнансового порядку украй важко, а почасти й неможливо. Це не тшьки значною мiрою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.