Некоторые аспекты участия .
УДК 346.3
некоторые аспекты участия федеральной таможенной службы в делах о банкротстве
Соколова Людмила Ярославовна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, e-mail: smolyanka72@mail.ru
Автор статьи обращается к актуальным вопросам банкротства организаций, в частности, к вопросу участия органов Федеральной таможенной службы Российской Федерации в процедурах признания хозяйствующих субъектов несостоятельными (банкротами), защиты предъявляемых Федеральной таможенной служ-бой требований с учетом очередности их удовлетворения, положения таможенных органов при заявлении требований залоговых кредиторов, а также объема предъявляемых требований органами Федеральной таможенной службы, их взаимосвязи с Федеральной налоговой службой
Ключевые слова: Федеральная таможенная служба; Федеральная налоговая служба; банкротство; очередность удовлетворения требований; таможенная стоимость; таможенные платежи; текущие платежи; административный штраф; санкция
some aspects of the federal customs service's participation in bankruptcy cases
Sokolova Lyudmila Y.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Civil Law Disciplines, e-mail: smolyanka72@mail.ru
The author of the article addresses topical issues of bankruptcy of organizations, in particular, the issue of participation of bodies of the Federal Customs Service of the Russian Federation in the procedures for recognizing business entities as insolvent (bank-rupt), protection of claims made by the Federal Customs Service, taking into account the order of their satisfaction, the position of customs authorities when applying for claims of collateral creditors, as well as the volume of claims made by Federal cus-toms authorities services and their relationship with the Federal Tax Service
Keywords: Federal Customs Service; Federal Tax Service; bankruptcy; priority of claims satisfaction; customs value; customs payments; current payments; administrative fine; sanction
Для цитирования: Соколова Л.Я. Некоторые аспекты участия Федеральной таможенной службы в делах о банкротстве // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2024. № 1 (89). С. 111-114.
Вопросы банкротства на сегодняшний день являются актуальной проблемой как для юридической, так и для экономической сфер жизни общества и государства. В течение последних трех лет происходят серьезные изменения в сфере правового регулирования бан-кротного права. Практически ежегодно меняется правовое регулирование института банкротства и судебная практика «банкротных дел». По данным Casebook [1] количество «банкротных дел» в 2023 г. увеличивалось в следующем порядке: январь 2023 г. - 50 300 дел, июль - 62 600 и к ноябрю 2023 г. количество дел достигло цифры 68 621. На конференции «Банкротства - новая реальность», проходившей с 16 по 17 ноября 2023 г. по инициативе Федресурса, также было заявлено об увеличении «банкротных» дел в 2023 г. на 16 % (на август 2023 г.), по суммам задолженности - это более 103 трлн руб. [2]. Таким образом, следует констатировать рост дел о несостоятельности, в том числе в связи с истекшим сроком моратория,
что делает данную тему актуальной для рассмотрения в данной статье. Российская Федерация, находясь на началах прокредитных государств (хотя и тяготеет к смешанным), максимально защищает интересы кредиторов, в том числе публичных субъектов, посредством участия в делах о банкротстве уполномоченных органов власти.
В качестве кредиторов в делах о банкротстве, согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 26.11.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) [3], уполномоченным органом, участвующим в делах о банкротстве является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России). Тем не менее Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) является активным участником процесса и процедур банкротства в арбитражных судах.
Взаимодействие ФНС России и ФТС России в делах о несостоятельности хозяйствующих субъектов обусловлено рядом взаимосвязанных
функций данных уполномоченных органов исполнительной власти, закрепленных в соответствующих нормативно-правовых актах.
Во-первых, это Письмо ФТС России от 18.11.2004 № 01-06/7598 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» [4], определяющее характер и роль участия ФТС России в различных процедурах несостоятельности.
Во-вторых, действует Приказ Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы № 656/САЭ-3-19/333 от 19.07.2005 «О порядке взаимодействия органов Федеральной таможенной службы и органов Федеральной налоговой службы по обеспечению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» [5] относительно электронного документооборота между указанными структурами в случае участия в делах о банкротстве должников перед бюджетными и внебюджетными фондами РФ, который определяет порядок взаимодействия органов власти. Аналогичные соглашения ФНС России имеет и с другими органами исполнительной власти РФ относительно участия в делах о банкротстве хозяйствующих субъектов.
В-третьих, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» [6], нормы которого, в свою очередь, детализируют полномочия исполнительных органов власти в качестве представителей кредиторов.
В-четвертых, важным подзаконным актом в регулировании данного вопроса является Приказ Минэкономразвития РФ от 19.10.2007 № 351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 3 августа 2004 г. № 219 «О Порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов» [7].
Возможные задолженности потенциального банкрота в бюджетные и внебюджетные фонды, неуплаченные обязательные выплаты включают в себя также и таможенные платежи. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) [8] к таковым относит согласно п. 1 ст. 46 ТК ЕАЭС:
- ввозную таможенную пошлину;
- вывозную таможенную пошлину;
- налог на добавленную стоимость (далее -НДС), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
- акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
- таможенные сборы.
Согласно п. 2 ст. 97 Федерального закона РФ от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании» (далее - Закон о таможенном регулировании) [9] уплате должником также подлежат специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Согласно п. 7 Постановления Правительства № 257, при неисполнении субъектом внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) требований об уплате обязательных платежей, органы ФТС России в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления обязаны направить в ФНС России уведомление о наличии задолженности по обязательным платежам. Далее по запросу ФНС России органы таможенной службы участвуют в судебных заседаниях для включения указанных требований в реестр требований кредиторов. Таким образом, участие ФТС России в банкрот-ных делах носит, в принципе, опосредованный характер.
И если вопрос включения требований ФТС России в реестр кредиторов по основным суммам задолженностей в бюджет не вызывает проблем, то вопрос, касающийся уплаты неустойки, пеней, штрафов в качестве требований кредиторов публичного статуса не имеет однозначного подхода.
Так, Арбитражный суд Московского округа в Постановлении по делу № А-40-126705/2022 вынес решение о включении в реестр требований кредиторов сумму 19,6 млрд руб., в том числе сумму административного штрафа, заявленную ФНС России в качестве денежного требования. Кассационная инстанция подтвердила возможность включения штрафов в третью очередь кредиторских требований, ссылаясь на то, что в данном случае п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве не применим [10].
Проблема классификации пеней была также освещена в «Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (далее -Обзор) [11], где пени в делах о банкротстве были четко квалифицированы на пени, возникающие из текущих платежей (в рамках компенсации потерь бюджета по текущим платежам), и пени, начисляемые не в связи с текущими платежами, а в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате платежей/взносов. Явно выраженной становится проблема удовлетворения требований относительно текущих пеней. Так
Некоторые аспекты участия ..
п. 7 Обзора отнес к ним и штрафы, назначенные должнику при привлечении его к административной, налоговой ответственности, если соответствующее правонарушение совершено должником после возбуждения дела о банкротстве. Правовые последствия отнесения пеней к текущим платежам либо не относящимся к таковым следующие: либо требования кредитора (в данном случае таможенных органов в интересах государства как кредитора) в отношении уплаты пеней входят в основную очередь, либо требования удовлетворяются по «остаточному» принципу - после удовлетворения требований по основным суммам задолженности. Существенным моментом является также и то, что относительно пеней, не относящихся к текущим платежам, уполномоченный орган утрачивает право голоса на собрании кредиторов, то есть правовые последствия имеют не только имущественный характер, но и неимущественные последствия организационного толка. Выводы Обзора не являются при этом новаторскими, в п. 6, 7 которого указывается, что квалификация задолженностей предусмотрена ст. 75 Налогового кодекса РФ [12].
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» [13] решает вопросы, относящиеся к порядку определения таможенной стоимости, а также особенностям взыскания таможенных платежей, при этом в документе особое внимание уделено полномочиям таможенных органов в делах о банкротстве. Так, в случае наличия задолженностей по таможенным платежам к товарам применимы меры задержания и обращения взыскания. Если пошлина за товар, ввезенный декларантом, не была уплачена либо уплачена не в полном объеме, таможенная служба имеет право обратить взыскание непосредственно на товар, что означает исключение данного товара из конкурсной массы в процедуре банкротства [14]. Таким образом, можно провести аналогию между правовым статусом таможенных органов и правовым статусом залогового кредитора, имеющего определенный приоритет в процедуре банкротства должника.
В отношении вопроса об участии таможенных органов в делах о банкротстве хозяйствующих субъектов следует отметить еще одну проблему, связанную с невозможностью истребования так называемых безнадежных платежей. Согласно ст. 82 Закона о таможенном регулировании требования ФТС России полностью прекращаются для взыскания платежей при признании платежа безнадежным, а именно:
- требования по уплате таможенных платежей к лицам, уже признанным банкротами;
- требования по уплате таможенных платежей к ликвидированным юридическим лицам
(соответственно и к недействующим юридическим лицам);
- требования по уплате таможенных платежей к организациям, не являющимися юридическими лицами.
Данная ситуация (по аналогии) возможна и по отношению к субъектам малого и среднего предпринимательства, которые, согласно редакции 2023 г. норм ст. 21.3 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [15], могут проводить процедуру ликвидации юридического лица в упрощенном порядке. В 2019 г. безнадежной к взысканию была признана и списана сумма таможенных платежей и пеней в размере 29 864 877,0 тыс. руб. [16].
Для решения данной проблемы ФТС России совместно с другими ведомствами в ближайшее время должна разработать технологические карты межведомственного взаимодействия/соглашения об информационном обмене для минимизации потерь бюджета по основаниям безнадежности должника, что будет способствовать применению единообразного подхода к решению вопросов о взыскании задолженностей с хозяйствующих субъектов в пользу публичных образований.
Итак, в заключение можно отметить значительную роль таможенных органов в делах о банкротстве с позиции защиты интересов Российской Федерации как кредитора. Следует учитывать важную роль ФТС России в рассматриваемых правоотношениях, несмотря на непосредственное участие и инициативность органов ФНС России в делах о банкротстве при опосредованном участии ФТС России. Кроме того, необходимо обозначить проблему, связанную с квалификацией имеющихся задолженностей какой-либо организации-банкрота на текущие платежи и платежи, не относящиеся к основной сумме задолженностей, что существенно влияет на порядок удовлетворения требований уполномоченного органа в интересах государства-кредитора и статус уполномоченного органа при голосовании на собрании кредиторов. Важным также является аспект возможности изъятия из конкурсной массы товаров, находящихся у таможенных органов в связи с задолженностью субъекта внешнеэкономической деятельности, находящегося в процессе банкротства, что, с одной стороны, усиливает позицию ФТС России, но, с другой - вызывает вопросы процедурного характера. И можно выделить еще одну проблему, требующую разрешения при участии таможенных органов в делах о банкротстве, - это проблема взыскания так называемых безнадежных платежей, что требует оперативного реагирования таможенных органов на информацию о банкротстве, ликвидации или введения процедуры признания юридичес-
кого лица недействующим.
Библиографический список:
1. Статистика дел по банкротству. URL: https://case-book.ru/#_bankruptcy.
2. Флагманский форум «Банкротство - новая реальность. URL: https://bankrupt-forum.interfax.ru.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 26.11.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 43 ст. 4190.
4. Письмо ФТС от 18.11.2004 №01-06/7598 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» // В данном виде документ опубликован не был. Доступ из информационно-правовой системы «Гарант».
5. Приказ Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы №656/САЭ-3-19/333 от 19.07.2005 «О порядке взаимодействия органов Федеральной таможенной службы и органов Федеральной налоговой службы по обеспечению интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» // Бюллетень «Таможенные ведомости», 2005, № 10.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 №257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 07 июня 2004 г. № 23 ст. 2310.
7. Приказ Минэкономразвития РФ от 19.10.2007 № 351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом и внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от
3 августа 2004 г. № 219 «О Порядке голосования уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства при участии в собраниях кредиторов» // Российская газета от 29.12.2007, № 294.
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // URL: http://www.eaeunion.org/.
9. Федеральный закон Российской Федерации от
03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 06 августа 2018 г. № 32 (часть I), ст. 5082.
10. Банкротство в октябре: правила субсидиарки и очередность штрафов // URL: https://oaufenix.ru/ news/1519/.
11. «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ, №9, сентябрь, 2017.
12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 03 августа 1998 г. № 31, ст. 3824.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от
26.11.2019 №49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского союза» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 1, январь, 2020.
14. Товар банкрота может достаться таможенникам // URL: https://rusbankrot.ru/legislative-news/tovar-bank-rota-mozhet-dostatsya-tamozhennikam/.
15. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 августа 200 г. № 33 (часть I), ст. 431.
16. Левинская Е.В., Лунева М.С. Совершенствование фискальной функции в условиях цифровой трансформации таможенной службы // Таможенное дело, 2021, № 3. С. 22-24.