Научная статья на тему 'Роль налогового администрирования при определении процедуры банкротства'

Роль налогового администрирования при определении процедуры банкротства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / НАЛОГ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ОТЧИСЛЕНИЯ / ФОНД / ДОЛЖНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безбородова Т.И.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в России ежегодно образуется порядка 150-200 тыс. организаций отсутствующих должников, около 80% из них имеют задолженность менее 10 тыс. руб., в то время как расходы по их ликвидации в судебном порядке составляют в среднем 15 тыс. руб. Создание постоянных рабочих групп позволит скоординировать действий по проведению процедур банкротства должников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безбородова Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль налогового администрирования при определении процедуры банкротства»

РОЛЬ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА

Т. И. БЕЗБОРОДОВЛ,

кандидат, экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности E-mail: bezborodovati@mail.ru Всероссийский заочный финансово-экономический институт, филиал в г. Пензе

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в России ежегодно образуется порядка 150-200тыс. организаций - отсутствующих должников, около 80 % из них имеют задолженность менее 10тыс. руб., в то время как расходы по ихликвидации в судебном порядке составляют в среднем 15тыс. руб. Создание постоянныхрабочихгрупп позволит скоординировать действия по проведению процедур банкротства должников.

Ключевые слова: банкротство, налог, таможенные платежи, отчисления, фонд, должник.

Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса государства зависит от того, насколько правильно и гибко построена его налоговая система, состоящая из четырех основных элементов:

- законодательства о налогах и сборах;

- совокупности налогов и сборов;

- механизма налогового администрирования;

- плательщиков налогов и сборов [2].

Через органы, входящие в состав налогового администрирования, государство осуществляет воздействие на поведение хозяйствующих субъектов и на экономику в целом (рис. 1).

Состав налоговых администраций представлен нарис. 1.

Налоговое администрирование включает налоговое планирование, налоговый контроль, налоговое регулирование и функцию принуждения.

Функция налогового планирования осуществляется финансовыми и налоговыми органами с целью

обеспечения качественных и количественных параметров заданий по формированию доходности части бюджетов различных уровней.

Налоговый контроль находится в ведении налоговых, таможенных органов и органов внутренних дел. Цель налогового контроля — обеспечение такого уровня налогового производства, при котором исключаются или сводятся к минимуму нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выявление и предупреждение этих нарушений.

Реализация функции налогового регулирования возложена на финансовые, налоговые и таможенные органы с целью достижения компромисса между фискальными интересами государства и экономическими интересами налогоплательщиков.

Функцию принуждения осуществляют налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Цель мероприятий, направленных на выполнение этой функции, — обеспечение обязательности исполнения всеми субъектами законодательства о налогах и сборах, в том числе принудительного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.

В состав налоговых администраций не входят органы государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающие функции государства по социальной защите населения и решения других конкретных вопросов и сохраняющие статус участников налоговыхправоотношений [1].

Реализация функции налогового контроля проводится через нормативное регулирование взи-

Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные подразделения

Минфин России,

органы исполнительной власти субъектов РФ и иные органы

местного самоуправления, уполномоченные в области финансов

Федеральная таможенная служба (ФТС России) и ее территориальные подразделения

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД

России и ее территориальные подразделения

Рис. 1. Состав налоговых администраций [2]

Хозяйствующие субъекты призваны самостоятельно исполнять обязанности по уплате обязательных платежей в срок, установленный законодательством, при несоблюдении которого производится принудительное взыскание за счет их денежных средств или иного имущества.

Однако в силу тех или иных причин у налогоплательщика может возникнуть просроченная задолженность в бюджет

мания налогов, таможенных платежей и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды у налогоплательщиков (табл. 1) [3,7—9]. Сих помощью государство поддерживает неплатежеспособные предприятия или ликвидирует отсутствующие предприятия-должников. Органом контроля выступает Минфин России, обеспечивающий полноту поступлений налоговых доходов в бюджет и создающий условия через Федеральную налоговую службу и таможенные органы, препятствующие уходу налогоплательщика от уплаты налога [3].

по налогам и сборам, таможенным пошлинам и платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Необходимо обеспечить взаимодействие ФНС России и ФТС России, основанное на законе и общности задач налогового, таможенного и валютного контроля, в целях обеспечения полноты поступления налогов в бюджет, их взыскания и штрафныхсанкций (рис. 2) [2].

Таблица 1

Нормативное регулирование обязанностей органов финансового контроля

Показатель Обязанности органов контроля за уплатой страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов

Нормативно-правовое регулирование Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Таможенный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Налоговый кодекс Российской Федерации

Органы, осуществляющие контроль Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы, Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы Таможенные органы (пользуются правами налоговых органов) Налоговые органы

Плательщики Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (если в законодательстве о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное) Декларанты, иные лица Физические и юридические лица

Платежи Страховые взносы в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Ввозная (вывозная) таможенная пошлина; НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; таможенные сборы Федеральные, региональные, местные налоги

я

«

я

н

о

«

о

ч

о

Я

Я я

со я

(Я я

« Я я я

Я я

ч

Ц о.

(Я о

я о

& и

я

я

я

о

л

я

о

я

о

о

V У

Обмен информацией

Разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер по обеспечению законодательства и предупреждению преступлений

Разработка совместных инструктивных и методологических документов по проведению проверок в области соблюдения таможенного законодательства

Унификация информации, используемой для проведения мероприятий налогового и таможенного контроля, выработка и реализация совместных решений по обмену информацией и ее защите

Разработка новых информационных технологий, направленных на интеграцию информационных ресурсов

Рис. 2. Основные направления взаимодействия и координации ФНС России

и ФТС России

Таможенные органы и государственные внебюджетные фонды уведомляют уполномоченный орган о наличии задолженности по обязательным платежам, предоставляя установленный пакетдо-кументов (рис. 3) [4].

О результатах рассмотрения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам перед РФ, а также о включении соответствующих требований в реестр требований кредиторов уполномоченный орган отчитывается перед Минфином России ежегодно не позднее 30 дней с момента получения запроса. Отчетность включает аналитические и статистические отчеты. Аналитические отчеты информируют о практических проблемах применения законодательства о несостоятельности (банкротстве); об участии федеральных органов исполнительной власти в деле о банкротстве и в процедурах, применя-

емых в деле о банкротстве. Аналитические отчеты содержат также информацию об особенностях применения законодательства о несостоятельности в субъектах Федерации, о тенденциях развития института банкротства в РФ.

Статистические отчеты информируют об общем количестве возбужденных дел о несостоятельности (банкротстве) с участием уполномоченного органа; о количестве и видах процедур, применяемых в деле о банкротстве, на территории каждого субъекта РФ и в отношении организаций каждой отрасли экономики.

Следствием развития ситуации по непогашению задолженности по налогам и сборам является принятие решения о подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в пятидневный срок с момента принятия такого решения [5]. Также существует возможность отложить подачу заявления на срок до шести месяцев (единожды) до истечения сроков.

Для изменения срока уплаты налога в виде отсрочки или рассрочки платежа, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита должнику необходимы веские причины непогашения долга. Это могут быть:

- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованному лицу из-за единовременной уплаты им налога;

Сведения о направлении судебному приставу-исполнителю постановления о взыскании страховых взносов, налога (сбора) за счет имущества

должника или соответствующего исполнительного листа

Решение о взыскании денежных средств со счетов должника

Уведомления в уполномоченный орган о наличии задолженности по обязательным платежам

Справка о размере задолженности по страховым взносам, по

налогу (сбору), не уплаченным в более чем трехмесячный срок

\1

Решение и постановление о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующее

судебное решение, вступившее в законную

силу, а также исполнительный лист

Документы, подтверждающие основания возникновения задолженности

Рис. 3. Перечень документов о наличии задолженности по обязательным платежам

Таблица 2

Приостановка подачи заявления в арбитражным суд уполномоченным органом о признании должника банкротом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действия должника Основание Срок рассмотрения документов

Должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований РФ по денежным обязательствам Решение арбитражного суда, вступившее в силу Не более 2 мес.

Должник осуществляет взыскание просроченной дебиторской задолженности, сумма которой превышает сумму кредиторской задолженности по денежным обязательствам перед РФ График погашения задолженности, документы о погашении задолженности

Обжалование должником требований РФ по обязательным платежам в арбитражном суде или в вышестоящем налоговом органе Исковое заявление или жалоба (это действие может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом)

Обжалование должником действия (бездействия) должностных лиц налоговых, таможенных или иных органов власти Исковое заявление или жалоба. По мнению должника, эти лица создали предпосылки для появления признаков его несостоятельности (банкротства)

- утверждение арбитражным судом мирового соглашения;

- утверждение арбитражным судом графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления (табл. 2) [3]. Повторное решение о признании должника

банкротом принимается в исключительных случаях по решению Президента РФ или Правительства РФ [4].

Перед проведением собрания кредиторов о выборе процедуры банкротства уполномоченный орган запрашивает мнение соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления. По их ходатайству вводятся такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление, мировое соглашение или внешнее управление при наличии гарантии (поручительства) третьих лиц по требованиям об уплате обязательных платежей и по денежным обязательствам в бюджет государства. Однако в случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления [3].

О результатах работы управлениями ФНС России составляется отчет по обеспечению процедур банкротства, где раскрываются организационная работа и задолженность организаций — должников по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Однако на тот же уполномоченный орган возложены и дополнительные обязанности по

ликвидации отсутствующих должников за счет средств ежегодно выделяемых из федерального бюджета. Отсутствующими должниками считаются должники, у которых место нахождения постоянного органа, а также учредителей, участников, менеджеров и должностных лиц, без которых юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность, невозможно установить в течение шести месяцев [5]. Основанием для их ликвидации является непредставление налоговой декларации по истечении одного года после установленного срока представления.

Аудиторы, проанализировав использование денежных средств из федерального бюджета в 2005— 2007гг. на ликвидацию отсутствующих должников, пришли к выводу, что действующая процедура банкротства чрезмерно усложнена, затратна и неэффективна. По оценкам Счетной палаты РФ, только по состоянию на 01.07.2007 количество организаций — отсутствующих должников составило 352тыс., а в условиях действующего законодательства о банкротстве их ликвидация займет около восьми лет (без учета банкротства вновь возникших отсутствующих должников), и на это потребуется не менее 5 млрд руб. В России ежегодно образуется порядка 150—200 тыс. организаций — отсутствующих должников, причем около 80 % из них имеют задолженность менее 10 тыс. руб., в то время как расходы по их ликвидации в судебном порядке составляют в среднем 15 тыс. руб. При этом в2010г. прогнозируется увеличение числа банкротств по инициативе налоговой службы. При этом все чаще специалисты высказывают мнение о необходимости внесения статьи о привлечении к ответственности руководителя предприятия, приведшего его к банкротству, в Федеральный закон [10].

Создание постоянно действующих рабочих групп с участием специалистов ФТС России и ФНС России позволит скоординировать их взаимодействие по проведению процедур банкротства должников и, возможно, затормозит процесс появления отсутствующих должников. Примером может служить работа Центрального таможенно-

Список литературы

го управления и налоговых органов Московской области [6]. Созданная ими группа осуществляет коллективное рассмотрение вопросов инициирования процедуры банкротства и в ходе совместных совещаний обменивается информацией, вырабатывает рекомендации по совершенствованию работы.

1. Барулин С. В. Финансы: учебник. М.: КНОРУС, 2010.

2. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / под ред. И. А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. ot29.06.2004).

4. О некоторых вопросах обеспечения интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве: постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 № 663.

5. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

6. О создании постоянно действующей рабочей группы по координации взаимодействия таможенных органов Центрального таможенного управления и налоговых органов Московской области: приказ ЦТУ и УФНС России по Московской области от 07.04.2008 № 154/01-04-21/67.

7. О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

8. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8.12.2003 № 164-ФЗ.

9. Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ.

10. ZR. PRESS. RU // URL: http://www.zrpress.ru/zr/2009/83/21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.