Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
810
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПЕНИ / ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ ТОВАРОВ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронова О.С., Чернев Р.С., Вербицкая Ю.Н.

Статья посвящена вопросам разработки предложений по совершенствованию администрирования задолженности по уплате таможенных платежей и иных доходов, администрируемых таможенным органами России, в целях снижения общего уровня задолженностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) перед таможенными органами (ТО) путем стимулирования добровольного погашения задолженности участников ВЭД и принудительного взыскания недоимки, процентов и пеней. Раскрывается необходимость придерживаться целевых ориентиров Стратегии развития таможенной̆ службы до 2030 года, активного внедрения новых программно-аппаратных средств при доначислении и взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, информационном обмене между органами взыскания, плательщиками таможенных платежей, кредитными организациями, и Федеральной службой судебных приставов (ФССП). Основным выводом в рамках данного исследования является то, что, совершенствование администрирования задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов должно производится за увеличения размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, активного применения практики обращения взыскания на качественные активы должника, расширения нормативно-правовой регламентации отражения фактов образования задолженности в документах учета, применения инновационных технологий идентификации наличие (отсутствия) задолженности у декларанта, и вовлечения его в процесс подтверждения добросовестности исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миронова О.С., Чернев Р.С., Вербицкая Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF DEVELOPMENT OF ADMINISTRATION OF DEBT ON PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the development of proposals to improve the administration of arrears in the payment of customs duties and other income administered by the customs authorities of Russia in order to reduce the overall level of indebtedness of participants in foreign economic activity (FEA) to the customs authorities by stimulating voluntary repayment of debts of participants in foreign economic activity and compulsory collection of arrears, interest and penalties. The article reveals the need to adhere to the targets of the Customs Service Development Strategy until 2030, the active introduction of new software and hardware for additional accrual and collection of arrears in the payment of customs duties, information exchange between collection authorities, payers of customs payments, credit organizations, and the Federal Bailiff Service. The main conclusion in the framework of this study is that the improvement of the administration of arrears in the payment of customs duties and taxes should be carried out by increasing the size of the enforcement of the obligation to pay customs duties, the active use of the practice of foreclosure on high-quality assets of the debtor, the expansion of regulatory and legal regulation of the reflection of the facts of debt formation in accounting documents, the use of innovative identification technologies the presence (absence) of debt from the declarant, and involving him in the process of confirming the conscientiousness of the fulfillment of the obligation to pay customs duties.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.С. Миронова, студент

Р.С. Чернев, студент

Ю.Н. Вербицкая, канд. экон. наук, доцент

Российской таможенной академии

(Россия, г. Люберцы)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-1-2-204-213

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки предложений по совершенствованию администрирования задолженности по уплате таможенных платежей и иных доходов, администрируемых таможенным органами России, в целях снижения общего уровня задолженностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) перед таможенными органами (ТО) путем стимулирования добровольного погашения задолженности участников ВЭД и принудительного взыскания недоимки, процентов и пеней. Раскрывается необходимость придерживаться целевых ориентиров Стратегии развития таможенной' службы до 2030 года, активного внедрения новых программно-аппаратных средств при доначислении и взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, информационном обмене между органами взыскания, плательщиками таможенных платежей, кредитными организациями, и Федеральной службой судебных приставов (ФССП). Основным выводом в рамках данного исследования является то, что, совершенствование администрирования задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов должно производится за увеличения размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, активного применения практики обращения взыскания на качественные активы должника, расширения нормативно-правовой регламентации отражения фактов образования задолженности в документах учета, применения инновационных технологий идентификации наличие (отсутствия) задолженности у декларанта, и вовлечения его в процесс подтверждения добросовестности исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенные платежи, федеральные таможенные доходы, таможенное администрирование, задолженность, пени, прослеживаемость товаров, система управления рисками.

В связи с нарастанием нестабильности в глобальных и внутригосударственных экономических отношениях, появлением ряда трудностей для участников внешнеэкономической деятельности по ведению внешнеторгового бизнеса в связи с появлением новых политико-экономических угроз, и нарушением цепочек поставок товаров, и как следствие увеличением издержек при осуществлении трансграничных операций, существенно снижается платежеспособность участников ВЭД, что результирует в нарастании частотности недобросовестного декларирования товаров с целью занижения сумм таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с

перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического Союза (ЕАЭС) и увеличении образовавшейся задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.

Указанное наблюдение подтверждает заключение Счетной палаты Российской Федерации, составленное по результатам исследования проекта федерального Бюджета на 2023 г., в рамках которого была обозначена проблема положительной тенденции роста долговой нагрузки широкого круга субъектов финансовых отношений РФ [1]. На основании оценки долговременного тренда по данным Счетной палаты в 2023 году ожидается учащение случа-

ев несвоевременного исполнения обязанности должников по погашению задолженности перед кредиторами, а также фискальными органами в России.

Развитие администрирования задолженности по уплате таможенных платежей является краеугольным камнем Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 г. В рамках программного документа одним из ключевых направлений совершенствования фискальной функции ТО обозначена трансформация технологий взыскания задолженности по таможенным пла-

Как видно из табл. 2 среди наиболее частотных причин, влияющих на возникновение задолженности по уплате таможенных платежей выделяют недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров, недостоверную классификацию товаров, нарушения порядка использования товаров в соответствии заявленной

тежам [2]. Как видно из табл. 1 дальнейшая модернизация технологий автоматизированного и электронного взыскания задолженности по уплате платежей имеет обоснованные предпосылки: ввиду того, что в последние три года удельный вес задолженности участников внешнеэкономической деятельности в структуре государственных доходов рос весьма существенно необходимо принимать меры по обеспечению полноты и своевременности поступления доходов, администрируемых таможенными органами [3].

таможенной процедурой [4]. Образование задолженности в связи с нарушением сроков уплаты таможенных платежей характерно только для пеней ввиду того, что в соответствии с п. 1. ст. 57 таможенного кодекса (ТК) ЕАЭС сроком уплаты таможенных платежей, как правило, признается момент выпуска декларации на товары.

Таблица 1. Динамика изменения удельного веса задолженности по уплате таможенных платежей в структуре таможенных доходов и доходов федерального бюджета РФ (по состоянию на 1 января указанного года) ___

Год Задолженность по уплате таможенных платежей, млрд. руб Погашенная задолженность по уплате таможенных платежей, млрд. руб Удельный вес задолженности по уплате таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета РФ, % Удельный вес задолженности по уплате таможенных платежей в структуре таможенных доходов ФТС РФ, % Удельный вес погашенной задолженности в струк-гуре задолженности по уплате таможенных платежей, %

2018 46,1 7,5 0,31 1,01 16,27

2019 49,2 12,5 0,25 0,81 25,41

2020 26,8 22,2 0,13 0,45 82,84

2021 28,4 23,9 0,15 0,60 84,15

2022 45,9 41,6 0,18 0,64 90,63

Таблица 2. Причины образования задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, выявленные ФТС России в 2022 г._

Причина возникновения задолженности Сумма задолженности участников ВЭД по таможенным платежам, млрд. руб Сумма задолженности участников ВЭД по пеням, млрд. руб Удельный вес, %

Недостоверное заявление таможенной стоимости товаров 10,06 2,29 26,9

Недостоверная классификация товаров ТН ВЭД ЕАЭС 7,16 1,27 18,4

Нецелевое использование товаров, в от-

ношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, 3,83 1,03 10,6

налогов

Недекларирование товаров 0,22 0,03 0,5

Нарушение сроков уплаты таможенных платежей 0,00 0,003 0,0

Нарушения порядка использования то-

варов в соответствии с заявленными та- 10,50 1,68 26,6

моженными процедурами

Необоснованное применение льгот и

преференций по уплате таможенных 0,87 0,10 2,1

платежей

Иные случаи предоставления недосто-

верных сведений, влияющих на размер 5,33 0,91 13,6

уплаченных таможенных платежей

Обнаружение на таможенной террито-

рии товаров, ввезенных с нарушением 0,11 0,02 0,3

таможенных правил

Иные причины 0,31 0,17 1,0

Итого: 38,4 7,5 100

В соответствии с заключением Федеральной счетной палаты в 2022 г. следующие факторы (в части администрирования задолженности) в наибольшей степени определяли тенденции выполнения федерального бюджета по доходам:

- снижение платежеспособности плательщиков обязательных платежей в бюджет РФ;

- рост доначисленных сумм по результатам камеральных и выездных проверок [5].

Несмотря на то, что указанные выводы явно сигнализировали о росте общей величины задолженности по перечислениям в бюджет, объем дебиторской задолженности ФТС РФ остается в 2022 одним из наименьших среди всех главных администраторов федерального бюджета. Как видно из табл. 3 объём задолженности, ад-министрируемый ФТС РФ в пятнадцать раз уступает аналогичному показателю Федеральной налоговой службы, в 10 раз ниже показателя Росимущества, и в 2 раза ниже, чем у ФССП РФ [5].

Таблица 3. Показатели администрируемой задолженности федерального бюджета неко-

торыми главными администраторами доходов бюджета

№ п/п Наименование главного администратора федерального бюджета Удельный вес администрируемой задолженности федерального бюджета, %

1 Федеральная налоговая служба 29,5%

2 Федеральное агентство по сельскому хозяйству 26,9%

3 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 21,4%

4 Федеральное агентство железнодорожного транспорта 9,5%

5 Федеральная служба судебных приставов 3,8%

6 Федеральная таможенная служба 2,2%

Как видно из рис. 1 механизм работы с задолженностью ФТС России постоянно совершенствуются как посредством циф-ровизации операций, так и путем изменения нормативной базы. Ключевой целью является модернизации механизма создание правовой и информационной среды, обеспечивающей своевременное и добровольное исполнение плательщиками своих обязанностей и исключающей возможность уклонения от уплаты таможенных платежей. Ключевым результатом применения обозначенных сервисов стал тот факт, что в 2021 году более 70% (63% в

2020 г.) погашенной недоимки оплачено должниками добровольно.

Немаловажным драйвером расширения использования практики добровольного погашения задолженности по уплате таможенных платежей является применение системы риск-категорирования участников внешнеэкономической деятельности.

Наличие задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов относится к блокирующим критерием, не позволяющим плательщикам использовать упрощения, предназначенные для участников ВЭД низкого и среднего уровня риска.

Рис. 1. Ключевые результаты повышения эффективности администрирования взыскания задолженности по уплате таможенных платежей

Исследуя эффективность деятельности таможенных органов по взиманию таможенных платежей, необходимо отметить, что важнейшим показателем оценки эффективности деятельности таможенной системы по администрированию задолженности по уплате таможенных платежей является анализ динамики доначисления таможенных платежей по результатам проводимых таможенных проверок. Как видно из табл. 4 эффективность проведе-

ния одной таможенной проверки возросла за 5 лет более чем в 30 раз, при этом не наблюдается чрезмерного увеличения общего количества таможенных проверок, что свидетельствует о рациональном использовании ресурсов таможенных органов для достижения результатов по наполняемости бюджета России таможенными доходами за счет эффективного взыскания задолженности по уплате таможенных платежей [2].

Таблица 4. Основные показатели динамики и эффективности (фискальной составляю-

щей) проведения таможенных проверок

Год Количество проверок, шт. Средняя величина таможенных платежей, доначисленных по результатам одной проверки, млн. руб.

2018 1503 2,4

2019 1652 7,7

2020 1593 15

2021 1866 32,4

2022 (I и II кварталы) 933 62

Несмотря на проводимую ФТС качественную трансформацию механизма взыскания задолженности в настоящее время продолжают оказывать влияние на объемы взыскиваемых таможенных платежей следующие факторы:

- приостановление взыскания в связи с обжалованием в суде решения таможенного органа, принятого по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров;

- прекращение деятельности проверяемого участника ВЭД в ходе проверки и в ходе судебного обжалования ее результатов;

- длительные сроки ведения исполнительного производства;

- отсутствие у должников - физических лиц финансовых средств и имущества, за счет которых возможно погашение задолженности;

- использование недобросовестными участниками ВЭД процедур (ликвидации, банкротства, учреждение фирм-однодневок) и норм, предусмотренных законодательством [6].

В 2018-2022 гг. отмечается существенный рост сумм взысканной ТО задолженности (табл. 5). Немаловажным фактором такого роста является применение системы документальной прослеживаемости товаров [7].

Таблица 5. Основные показатели результативности и эффективности подразделений

взыскания задолженности ФТС России (по состоянию на 1 января указанного года)

Год Количество лиц, у которых по результатам проведения таможенных проверок выявлена задолженность по уплате таможенных платежей, тыс. шт. Величина взысканной задолженности по уплате таможенных платежей, млрд. руб. Темп прироста сумм взысканной задолженности, %

1 2 3 4

2018 6 12,5 -

2019 7 22,2 82

2020 11 23,9 10

2021 13 41,6 74

2022 21 69,5 68

Таким образом, к ключевым факторам эффективности взыскания задолженности по уплате таможенных платежей ТО можно отнести:

- создание комфортных и удобных механизмов для добровольного погашения задолженности;

- принятие эффективных мер по ее принудительному взысканию в случаях неуплаты в установленный срок;

- предотвращение новых фактов образования задолженности.

Обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (обеспечение) - это один из ключевых инструментов, применяемых в настоящее время ТО для гарантирования соблюдения плательщиком своих обязанностей по своевременной уплате таможенных пошлин и налогов, и недопущения образования задолженности. Несмотря на то, что в последние годы размер обеспечения исполнения обязанности превышал в 4-15 раз размер таможенных платежей, фактически

перечисленных в доходы бюджета, весьма распространены случаи, при которых сумма такого обеспечения недостаточна для покрытия недоимки по уплате таможенных платежей, что в свою очередь приводит к образованию задолженности и начислению пени за неуплату таможенных платежей, срок по уплате которых в соответствии со ст. 56 ТК ЕАЭС уже наступил [8].

Для детального исследования подобных случаев рассмотрим следующий пример:

«1 июня 2022 года в Россию в адрес ООО «А» был ввезен товар: «Самосвал карьерный с дизельным двигателем». Код товара ТН ВЭД - 8704101029. Мощность двигателя - 420 л.с., объем двигателя -11596 см3. Таможенная процедура -4000013. Стоимость самосвала по инвойсу

- 83400 евро. Страна происхождения - Китай. 15 октября 2022 г. была проведена выездная таможенная проверка, в ходе которой выяснилось, что 12 июля 2022 г. самосвал был передан в аренду третьей стороне (компании ООО «Б»). По результатам проверки должностным лицом ТО была составлена корректировка декларации на товары и отправлено плательщику через личный кабинет уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей».

В соответствии со ст. 55 ФЗ № 289-ФЗ, 126 и 55 ТК ЕАЭС декларантом было внесено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в форме поручительства. Как видно из табл. 7 и табл. 6 объем задолженности превышает объем обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6. Расчет размера обеспечения исполнения обязанности, предоставляемого при ввозе товаров____

Вид Сумма Предыдущая сумма Изменения

2010 261624,55 0,00 261624,55

5010 1098823,11 1046498,20 52324,91

313949,46

Таблица 7. Расчет размеров задолженности по уплате таможенных платежей по резуль-

татам таможенной проверки

Вид Сумма Предыдущая сумма Изменение Номер и дата ПП

2010 261624,55 0,00 261624,6 000153 от 15.10.2022

2011 20001,06 0,00 20001,06 000153 от 15.10.2022

5010 1098823,11 1046498,20 52324,91 000153 от 15.10.2022

5011 4000,17 0,00 4000,17 000153 от 15.10.2022

Для целей упрощения администрирования задолженности по уплате таможенных платежей предлагается пересмотреть порядок расчета размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.

Как видно из табл. 8, в рассмотренном выше случае величина пени составит 5%

от общего объема недоимки уже на 67 день, следующий за днем, признанный сроком исполнения обязанности уплате таможенных платежей, что составит существенную величину в общей сумме задолженности.

Таблица 8. Расчет размера пени, при уплате задолженности по таможенным платежам в размере 313949,46 руб. и размере ключевой ставки - 7,5%_

Характеристика задол- День, следующий за днем, считающимся сроком исполнения обязанности по уплате

женности таможенных платежей

- 55 60 65 67 70 75 80 85

Сумма пени, руб. 12950 14128 15305 15776 16482 17660 18837 20014

Удельный вес пени в

величине задолженно- 4,13 4,50 4,88 5,03 5,25 5,63 6,00 6,38

сти, %

Как видно из табл. 7 величина пени «переступает порог» существенности в срок, который зависит от величины ставки рефинансирования. В связи с этим предлагается при расчете размеров обеспечения исполнения обязанности ввести поправочный коэффициент, равный величине ставки рефинансирования.

К следующему направлению совершенствования администрирования задолженности по уплате таможенных платежей можно отнести разработку правовой регламентации фиксирования фактов начисления пени, которые начисляются таможенным органом после отправки уведомления о неуплаченных в установленный срок таможенных платежах.

В соответствии с пп. 2 чт. 16 ст. 72 ФЗ №289-ФЗ в случае, если на день начисления пени обязанность по их уплате плательщиком не исполнена, ТО производит начисление пени по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Однако, ч. 2 ст. 74 ФЗ №289-ФЗ не установлен документ, которым бы мог отражаться факт начисления пени с момента отправки уведомления по дату взыскания задолженности. Ввиду того, что производить корректировку корректировки декларации на товары недопустимо предлагается дополнить ч. 2 ст. 74 ФЗ №289-ФЗ разъяснением, в каком документе должностное лицо может отражать факт образования пени у плательщика после отправки ему уведомления [9].

К третьему направлению совершенствования администрирования задолженности по уплате таможенных платежей можно отнести ограничение фактов взыскания задолженности по уплате таможенных платежей за счет иного имущества плательщика. Вследствие того, что ФССП признают дебиторскую задолженность компаний-должников быстрореализуемым активом обращение взыскания на такой вид задолженности учащается. В то же время сама компания-должник в целях погашения задолженности перед ТО с минимальными издержками, не стремится по результатам ревизии признавать некоторые из своих случаев задолженности безнадёжными. В результате взыскания

ФССП и передачи дебиторской задолженности в ведение РИиИПУО ФТС России устанавливается, что произведенное взыскание может покрыть далеко не полностью сумму задолженности по уплате таможенных платежей.

В продолжение стоит так же отметить, что Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ допускается обращение взыскания на ценные бумаги должника (акции, облигации, векселе и др.). В связи с тем, что в 2022 году добавочный капитал большинства российских компаний упал более чем на 43%, предлагается ОТП ТО направлять в подразделения ФССП рекомендации о нежелательности взыскания задолженности за счет ценных бумаг плательщика.

Четвертым направлением совершенствования администрирования задолженности можно назвать расширение института солидарной ответственности при исполнении обязанности по уплате таможенных платежей. В случае, если иностранная компания ввозит товары на таможенную территорию ЕАЭС, выступает декларантом указанных товаров, и не имеет представительств на территории России, взыскание задолженности с такой компании может быть крайне затруднительным. Следовательно, необходимо обязать такие компании декларировать товары посредством использования услуг лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

К еще одному направлению совершенствования администрирования задолженности можно отнести стимулирование добровольного погашения задолженности по уплате таможенных платежей путем не только риск-категорирования участников ВЭД, но и вовлечения плательщиков в процесс многоступенчатого подтверждения отсутствия у него фактов, влекущих не образование у него задолженности по уплате таможенных платежей.

В настоящее время подразделениями взыскания задолженности применяются ресурсы цифровых двойников, на основании которых должностные лица подразделений таможенного контроля после вы-

пуска товаров могут приниматься решения о экономической целесообразности (вероятности обнаружения значительного размера задолженности) таможенных проверок. Для этого предлагается использовать элементы таможенного аудита и новой «формы, обеспечивающей проведение таможенного контроля» - таможенного мониторинга.

Интеграция систем учета товаров участников внешнеэкономической деятельности, комплексного программного средства таможенных органов «Постконтроль» и информационных систем аудиторских предприятий КПС «Таможенный аудит», при внедрении указанных технологий в деятельность подразделений взыскания задолженности, позволит в режиме реального времени оценить степень риска по конкретной товарной партии, уровень доверия таможенных органов к сведениям, заявленным при ее декларировании, а также в полном объеме оценить добросовестность деятельности фирмы в сфере трансграничной торговли.

Искусственный интеллект, используя значительные ресурсы, получаемые из

программных средств «Sap», «Галактика», «1С» (элементы аналитического учета -электронные счета фактуры, платежные поручения и др.) будет способен сопоставлять их с данными декларации на товары и информацией, предоставленной иными органами исполнительной власти, посредством формирования электронного досье в системе цифрового двойника. В результате синхронного анализа должностному лицу будет представляться тепловая карта с указанием рисков по неуплате (неполной уплате таможенных платежей) - триггерам таможенных проверок: классификации товаров по Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС, применения системы тарифных преференций, контроле таможенной стоимости товаров, помещении товаров под таможенную процедуру, порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей, исчислению, своевременности и полноте уплаты таможенных платежей.

Результаты семантического анализа (тепловая карта), проводимого вычислительной техникой, могут быть представлены в виде Бостонской матрицы (рис. 2).

Вероятность образования задолженности

Рис. 2. Тепловая карта рисков образования задолженности по уплате таможенных платежей в КПС «Постконтроль»

В результате автоматизации процесса подсчета величины задолженности плательщика по конкретной декларации ДЛ ОТП получает приблизительную величину сумму задолженности плательщика по декларации, ниже которой производить доначисление платежей нецелесообразно.

Несмотря на то, что подобные расчеты носят справочный характер, а также расчёты, производимые программными средствами, являются приблизительными, сведения о профилях рисков, на основании которых выявлена задолженность являются средствами поддержки принятия решений ДЛ ТО и являются по своей правовой природе доказательством, которое могут применять ДЛ ТО при взыскании ТП в ходе судебного разбирательства.

Таким образом, механизм работы с задолженностью ТО постоянно совершенствуются как посредством цифровизации операций, так и путем изменения нормативной базы. Ключевой целью является модернизации механизма создание правовой и информационной среды, обеспечивающей своевременное и добровольное исполнение плательщиками своих обязанностей и исключающей возможность уклонения от уплаты таможенных платежей. К ключевым результатом применения обозначенных сервисов можно отнести,

погашенной недоимки будет оплачено должниками добровольно, не менее 95% уведомлений будет отправлено через личный кабинет участника ВЭД, сроки взыскания задолженности будут сокращены на 13%, и около 100% документов по взысканию задолженности будут направляться участникам ВЭД и в банки электронно. Совершенствование администрирования задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов должно производится за увеличения размеров обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, более активного применения практики обращения взыскания на качественные активы (и пассивы) должника, расширения нормативно-правовой регламентации отражения фактов образования задолженности в документах учета, применения инновационных технологий идентификации наличие (отсутствия) задолженности у декларанта, и вовлечения его в процесс подтверждения добросовестности исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (применение технологий таможенного мониторинга и таможенного аудита), автоматизированное исследование деятельности плательщика на основе принципов андеррайтинга в целях семантического анализа вероятности образования задолженности.

что в 2023 году ожидается, что более 70%

Библиографический список

1. Заключение на законопроект о федеральном бюджете 2023-2025 гг. Счетная палата Российской Федерации. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit/project-2023

2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2021 году» // Федеральная таможенная служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845

3. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.gov.ru

4. Килина И.П. Анализ деятельности таможенных органов по взысканию задолженности по уплате таможенных платежей // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. - 2021. - №8. - С. 88-107.

5. Оперативный доклад об исполнении федерального бюджета за январь-июнь 2022 года. Счетная палата Российской Федерации. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://ach.gov.ru/audit/oper-II-2022.

6. Чепурная И.В. Взыскание таможенных пошлин и налогов на современном этапе: та-моженно-правовой и гражданско-правовой аспекты // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2021. - №2 (95). - С. 18-23.

7. Чернышова Е.Г. Прогнозирование и планирование таможенных доходов: курс лекций / Е.Г. Чернышова, О.Б. Сокольникова. РИО Российской таможенной академии, 2020. -С. 70-73.

8. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз. Налоги и таможенные платежи: монография. - Москва: проспект, 2021. - С. 374-382.

9. Петровская, А.С. К вопросу о судебной практике, касающейся взыскания таможенными органами задолженности по уплате таможенных платежей // Молодой ученый. -2022. - № 17 (412). - С. 230-232.

WAYS OF DEVELOPMENT OF ADMINISTRATION OF DEBT ON PAYMENT OF CUSTOMS DUTIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

O.S. Mironova, Student R.S. Chernev, Student

Yu.N. Verbitskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article is devoted to the development of proposals to improve the administration of arrears in the payment of customs duties and other income administered by the customs authorities of Russia in order to reduce the overall level of indebtedness ofparticipants in foreign economic activity (FEA) to the customs authorities by stimulating voluntary repayment of debts of participants in foreign economic activity and compulsory collection of arrears, interest and penalties. The article reveals the need to adhere to the targets of the Customs Service Development Strategy until 2030, the active introduction of new software and hardware for additional accrual and collection of arrears in the payment of customs duties, information exchange between collection authorities, payers of customs payments, credit organizations, and the Federal Bailiff Service. The main conclusion in the framework of this study is that the improvement of the administration of arrears in the payment of customs duties and taxes should be carried out by increasing the size of the enforcement of the obligation to pay customs duties, the active use of the practice of foreclosure on high-quality assets of the debtor, the expansion of regulatory and legal regulation of the reflection of the facts of debt formation in accounting documents, the use of innovative identification technologies the presence (absence) of debt from the declarant, and involving him in the process of confirming the conscientiousness of the fulfillment of the obligation to pay customs duties.

Keywords: customs authorities, customs control after the release of goods, customs payments, federal customs revenue, customs administration, debt, penalties, traceability of goods, risk management system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.