Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА / ВЫЯВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА / АРЕСТ ИМУЩЕСТВА / ВЗЫСКАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ И ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА ИМУЩЕСТВА / СИСТЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Гладков Андрей Романович

В статье обоснована необходимость использования сведений государственного учета имущества при взыскании таможенных и иных платежей путем ареста имущества. Для обеспечения их использования определен состав механизмов выявления имущества должников, включающий информационные ресурсы государственного учета имущества, правовые, организационные и технологические механизмы информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества. Анализ информационных систем органов государственного учета имущества позволил установить, что они располагают сведениями, соответствующими информационным потребностям таможенных органов. Однако их использованию препятствует недостаточное развитие правовой базы, организационных механизмов и технологий информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества. В интересах развития правовой базы предложены изменения в нормативные правовые акты о таможенном регулировании, позволяющие установить принципы информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества и необходимые для этого формы документов и сведений. В качестве организационных механизмов рассмотрены возможности использования межведомственных соглашений об информационном взаимодействии Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества, базовый состав которых включает определение основных условий обмена информацией, в том числе предмет соглашения, направления информационного взаимодействия, его формы, технологические условия реализации, состав предоставляемых сведений. Технологии информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества предложено осуществлять на единой технологической платформе Системы межведомственного электронного взаимодействия. Данные механизмы обеспечат внедрение технологии автоматического выявления имущества должников, создадут условия для принятия таможенными органами объективных, законных и оперативных решений об аресте имущества при взыскании таможенных и иных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Гладков Андрей Романович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR THE REVEALING OF THE PROPERTY OF THE DEBTORS IN THE ASSURANCE OF THE COLLECTION OF CUSTOMS AND OTHER PAYMENTS

The article substantiates the need to use information from the state accounting of property when collecting customs and other payments by arresting property. To ensure their use, the composition of mechanisms for identifying debtors' property has been determined, including information resources of state property accounting, legal, organizational and technological mechanisms of information interaction between the Federal Customs Service of Russia and state property accounting authorities. The analysis of the information systems of the state property accounting authorities allowed us to establish that they have information that meets the information needs of customs authorities. However, their use is hindered by the insufficient development of the legal framework, organizational mechanisms and technologies of information interaction between the Federal Customs Service of Russia and the state property accounting authorities. In the interests of developing the relevant legal framework, the article proposes amendments to the legislation and regulations on customs regulation, which allow establishing the principles of information interaction between the Federal Customs Service of Russia and the state property accounting authorities and the forms of documents and information necessary for this. As organizational mechanisms, it is proposed to use interdepartmental agreements on information interaction between the Federal Customs Service of Russia and state property accounting bodies, the basic composition of which includes the definition of key conditions for information exchange, including the subject of the agreement, directions of information interaction, its forms, technological conditions of implementation, the composition of the information provided. Technologies of information interaction of the Federal Customs Service of Russia with state property accounting authorities are proposed to be implemented on a single technological platform of the System of interdepartmental electronic interaction. The proposed mechanisms will ensure the introduction of technology for automatic identification of debtor’s property, create conditions for customs authorities to make objective, legal and operational decisions on the seizure of property when collecting customs and other payments.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКОВ ПРИ ВЗЫСКАНИИ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_04_89

совершенствование механизмов выявления имущества должников при взыскании таможенных и иных платежей

н. г. липатова1, А. р. гладков1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье обоснована необходимость использования сведений государственного учета имущества при взыскании таможенных и иных платежей путем ареста имущества. Для обеспечения их использования определен состав механизмов выявления имущества должников, включающий информационные ресурсы государственного учета имущества, правовые, организационные и технологические механизмы информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества. Анализ информационных систем органов государственного учета имущества позволил установить, что они располагают сведениями, соответствующими информационным потребностям таможенных органов. Однако их использованию препятствует недостаточное развитие правовой базы, организационных механизмов и технологий информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества. В интересах развития правовой базы предложены изменения в нормативные правовые акты о таможенном регулировании, позволяющие установить принципы информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества и необходимые для этого формы документов и сведений. В качестве организационных механизмов рассмотрены возможности использования межведомственных соглашений об информационном взаимодействии Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества, базовый состав которых включает определение основных условий обмена информацией, в том числе предмет соглашения, направления информационного взаимодействия, его формы, технологические условия реализации, состав предоставляемых сведений. Технологии информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с органами государственного учета имущества предложено осуществлять на единой технологической платформе Системы межведомственного электронного взаимодействия. Данные механизмы обеспечат внедрение технологии автоматического выявления имущества должников, создадут условия для принятия таможенными органами объективных, законных и оперативных решений об аресте имущества при взыскании таможенных и иных платежей.

Ключевые слова: имущество должника, выявление имущества, арест имущества, взыскание, таможенные и иные платежи, таможенные органы, органы государственного учета имущества, Система межведомственного электронного взаимодействия.

improvement of mechanisms for the revealing of the property of the debtors in the assurance of the collection of customs and other payments

N. g. Lipatova1, A. R. Gladkov1

Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article substantiates the need to use information from the state accounting of property when collecting customs and other payments by arresting property. To ensure their use, the composition of mechanisms for identifying debtors' property has been determined, including information resources of state property accounting,

© Липатова Н. Г., Гладков А. Р., 2022

legal, organizational and technological mechanisms of information interaction between the Federal Customs Service of Russia and state property accounting authorities. The analysis of the information systems of the state property accounting authorities allowed us to establish that they have information that meets the information needs of customs authorities. However, their use is hindered by the insufficient development of the legal framework, organizational mechanisms and technologies of information interaction between the Federal Customs Service of Russia and the state property accounting authorities. In the interests of developing the relevant legal framework, the article proposes amendments to the legislation and regulations on customs regulation, which allow establishing the principles of information interaction between the Federal Customs Service of Russia and the state property accounting authorities and the forms of documents and information necessary for this. As organizational mechanisms, it is proposed to use interdepartmental agreements on information interaction between the Federal Customs Service of Russia and state property accounting bodies, the basic composition of which includes the definition of key conditions for information exchange, including the subject of the agreement, directions of information interaction, its forms, technological conditions of implementation, the composition of the information provided. Technologies of information interaction of the Federal Customs Service of Russia with state property accounting authorities are proposed to be implemented on a single technological platform of the System of interdepartmental electronic interaction. The proposed mechanisms will ensure the introduction of technology for automatic identification of debtor's property, create conditions for customs authorities to make objective, legal and operational decisions on the seizure of property when collecting customs and other payments.

Keywords: the property of the debtor, the revealing of the property, the arrest of the property, the collection, the customs and other payments, customs authorities, state property accounting authorities, System of Interdepartmental Electronical Interaction.

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием применения института ареста имущества при взыскании таможенных и иных платежей является выявление имущества должников, которое может быть использовано для таможенных целей.

В отличие от иных способов взыскания при применении ареста имущества осуществляется выявление имущества, которое определено подп. 10 п. 3. ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон № 289-ФЗ) как «иное имущество плательщика (лица, несущего солидарную обязанность)» и не входит в категории, указанные в подп. 1-9 п. 3. ст. 71 соответствующего закона [1]. Это означает, что данное имущество не является товарами, транспортными и денежными средствами, перемещаемыми или связанными с перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза. Поэтому сведения о таком имуществе в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС ТО) Российской Федерации (РФ) отсутствуют. Следовательно, возникает необходимость определения информационных систем и ресурсов, с помощью которых могут быть найдены соответствующие сведения.

В РФ функции государственного учета имущества выполняют многие государственные органы [2]. В связи с этим актуальными становятся вопросы исследования информационных систем и ресурсов органов государственного учета имущества в целях определения их соответствия информационным потребностям таможенных органов и создания необходимого комплекса правовых, организационных

и технологических условий для использования сведений государственного учета имущества при выявлении имущества должников таможенными органами.

Эффективное решение задачи выявления имущества должников должно опираться на существующие механизмы, наиболее полно реализующие информационные, правовые, организационные, технологические и иные возможности обеспечения взыскания таможенных и иных платежей путем применения института ареста имущества. В связи с этим цель настоящей статьи сформулирована как совершенствование механизмов выявления имущества должников при взыскании таможенных и иных платежей путем применения института ареста такого имущества. В качестве механизмов в статье рассматриваются информационные ресурсы для выявления имущества должников, правовые и организационные механизмы, а также технологии информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы (ФТС России) с органами государственного учета имущества.

информационные ресурсы для выявления имущества должников

Из существующих информационных ресурсов государственного учета имущества таможенными органами используются ресурсы федеральной информационной системы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ФИС ГИБДД, ГИБДД, МВД России). В указанной системе имеются сведения об автотранспортных средствах, формируемые по результатам их государственной регистрации ГИБДД. Эти сведения представляются достаточными с точки зрения идентификации имущества должника, производимой на момент принятия решения об аресте имущества. В то же время технология взаимодействия ЕАИС ТО с ФИС ГИБДД является недостаточно эффективной. Должностные лица таможенных органов самостоятельно осуществляют поиск сведений об имуществе должника в автоматизированном режиме [3].

Более технологичным представляется информационное взаимодействие через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). ФИС ГИБДД по форматам и структурам данных, способам и методам информационного взаимодействия интегрирована в СМЭВ. Она аккумулирует данные о результатах оказания государственной услуги регистрации автотранспортных средств, предоставляемой через СМЭВ. ЕАИС ТО также интегрирована в СМЭВ через автоматизированную подсистему предоставления государственных услуг в электронном виде [4]. Следовательно, существует возможность информационного взаимодействия МВД России и ФТС России на единой технологической основе СМЭВ.

Важным технологическим преимуществом такого информационного взаимодействия является возможность использования электронных сервисов информационных систем государственных органов - поставщиков данных, автоматически формирующих ответы на запросы информационных систем государственных органов - потребителей данных [4]. Это позволяет государственным органам использовать необходимые информационные ресурсы информационных систем в интересах решения своих государственных задач, выполнения функций и услуг.

Анализ, проведенный в отношении других органов государственного учета имущества, позволил установить, что сведения об отдельных видах имущества, находящиеся в их информационных системах, соответствуют информационным потребностям таможенных органов, а сами эти системы подключены к СМЭВ [5]. В связи с этим существует потенциальная возможность получения таможенными органами сведений об отдельных видах имущества должников посредством СМЭВ.

Однако получению сведений от органов государственного учета имущества через СМЭВ препятствует ряд проблем, которые носят как правовой, так и организационно-технологический характер. Такие проблемы связаны с недостаточным развитием правового обеспечения, отсутствием межведомственных соглашений и регламентированных процедур информационного взаимодействия с ФТС России, необходимостью адаптации сведений информационных систем органов государственного учета имущества к формам документов таможенных органов и технологическим условиям обмена информацией с ЕАИС ТО. Выявленные проблемы не позволяют таможенным органам создать и внедрить прогрессивные технологии автоматического выявления имущества должников при взыскании таможенных и иных платежей.

предложения по развитию правового обеспечения информационного взаимодействия фтс россии с органами государственного учета имущества

В целях правового закрепления содержания и принципов информационного взаимодействия ФТС России с органами государственного учета имущества предлагается внести изменения в ст. 78 «Арест имущества и арест товаров, в отношении которых таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены или уплачены не полностью» Федерального закона № 289-ФЗ и подзаконные акты РФ. Такие изменения должны включать следующие основные положения.

1. Установление возможности информационного взаимодействия таможенных органов с органами государственного учета имущества в целях выявления имущества должника, подлежащего аресту.

2. Определение полного состава органов государственного учета имущества, с которыми таможенные органы осуществляют информационное взаимодействие.

3. Закрепление состава сведений, передаваемых через СМЭВ: направление таможенными органами в органы государственного учета имущества сведений о должниках и предоставление последними в таможенные органы сведений об имуществе должников.

4. Установление срока предоставления сведений об имуществе должников органами государственного учета имущества в таможенные органы (в течение дня, следующего за днем получения от таможенных органов сведений о должниках).

5. Включение положения о том, что порядок направления и предоставления сведений, предусмотренных п. 3, определяется межведомственным соглашением.

6. Установление условия, что формы и форматы предоставляемых в электронном виде сведений, а также порядок заполнения форм утверждаются ФТС России.

Предлагаемые изменения сформулированы на основе анализа опыта взаимодействия налоговых органов РФ и органов государственного учета имущества [6], а также с учетом особенностей применения института ареста имущества для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей с ориентацией на современные технологии межведомственного взаимодействия.

В развитие указанных законодательных изменений дополнительно предлагается издать приказ ФТС России, в котором должны быть утверждены формы, форматы и порядок заполнения электронных документов, применяемых в целях обеспечения взыскания таможенных и иных платежей за счет имущества должника. Формы электронных документов предлагается разработать в виде XML-фай-лов, соответствующих формам документов на бумажных носителях, утвержденных приказом ФТС России от 21.11.2018 № 1876 [7]. Выбор данного способа разработки электронных документов определяется тем, что язык XML используется в ЕАИС ТО, СМЭВ и при предоставлении сведений органов государственного учета имущества в налоговые органы [4]. Форматы большинства сведений указанных форм электронных документов уже определены в рамках ЕАИС ТО. Форматы оставшейся части сведений предлагается определить исходя из форматов сведений, предоставляемых органами государственного учета имущества. Последние форматы предлагается утвердить приказами ФТС России.

В приказе ФТС России также необходимо будет представить пошаговые указания по заполнению форм электронных документов. Это позволит обеспечить соответствие содержащихся в них сведений требованиям ЕАИС ТО и СМЭВ, создаст условия для прохождения форматно-логического контроля, обеспечит необходимую полноту и достоверность сведений.

Применительно к сведениям, предоставляемым органами государственного учета имущества, предлагается согласовать с соответствующими органами и издать приказы ФТС России, определяющие формы, форматы представления сведений об отдельных видах имущества в электронном виде и порядки заполнения форм. В целях экономии ресурсов на подготовку таких документов целесообразно использовать опыт и действующие приказы Федеральной налоговой службы (ФНС России), определяющие аналогичные требования к сведениям, предоставляемым органами государственного учета имущества.

Заключительным блоком предложений по формированию правового обеспечения информационного взаимодействия ФТС России с органами государственного учета имущества являются предложения по дополнению нормативно-правовой базы, обеспечивающей включение таможенных органов в список субъектов, имеющих право на получение сведений об отдельных видах имущества из информационных систем государственного учета имущества. В частности, такие дополнения предлагается внести в п. 4 ст. 6 Федерального закона от 14.03.2009 № 31-Ф3 «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» [8],

п. 103 Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 06.05.2013 № 170 [9].

предложения по совершенствованию организации информационного взаимодействия фтс россии с органами государственного учета имущества

Организационные основы информационного взаимодействия ФТС России с органами государственного учета имущества предлагается закрепить в соответствующих межведомственных соглашениях, определяющих основные условия и механизмы реализации информационного взаимодействия.

Такие условия и механизмы необходимо раскрыть в рамках типового межведомственного соглашения в следующих разделах:

1) предмет соглашения об информационном взаимодействии;

2) основные направления информационного взаимодействия;

3) формы информационного взаимодействия;

4) технологические условия реализации информационного взаимодействия;

5) состав сведений, предоставляемых в рамках информационного взаимодействия.

Рассмотрим содержание каждого из представленных выше разделов.

1. Предмет соглашения об информационном взаимодействии. В качестве предмета соглашения об информационном взаимодействии предлагается рассматривать процедуры обеспечения эффективного взаимодействия между ФТС России и органом государственного учета имущества в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них нормативными правовыми актами РФ.

Выбранный предмет межведомственного соглашения, с одной стороны, должен соответствовать задачам и функциям ФТС России и органов государственного учета имущества, реализуемым с помощью информационного взаимодействия и связанным с применением ареста имущества для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей, а с другой - должен позволять в дальнейшем расширять набор передаваемых сведений на единой технологической основе СМЭВ.

2. Основные направления информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие в рамках межведомственных соглашений предлагается осуществлять по следующим основным направлениям:

1) выработка согласованной позиции при подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, внутриведомственных и межведомственных нормативных документов по вопросам организации информационного взаимодействия;

2) разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение законодательства в области государственного учета

имущества, государственной регистрации прав на имущество, осуществления учетных действий и таможенного дела;

3) разработка согласованной нормативно-технической документации и нормативно-справочной информации, совместных методологических документов в целях выработки и реализации единых требований к построению и развитию информационного взаимодействия сторон;

4) принятие решений, направленных на развитие информационных ресурсов сторон на основе новых информационных технологий.

Указанные направления информационного взаимодействия соответствуют основным принципам информационного взаимодействия ФНС России с органами государственного учета имущества, в рамках которого уже созданы значительные заделы, правовая, информационная, организационная и технологическая базы взаимодействия. Особенности и направления информационного взаимодействия ФТС России с органами государственного учета имущества определяются исходя из потребностей и статуса ФТС России как органа, осуществляющего поиск имущества должников для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей. Представленные направления обеспечивают ориентацию ФТС России и органов государственного учета имущества на постоянное и комплексное развитие способов, методов и средств информационного взаимодействия.

3. Формы информационного взаимодействия. В рамках межведомственных соглашений предлагается осуществлять информационное взаимодействие в следующих формах:

1) информационное взаимодействие с использованием СМЭВ в автоматизированном режиме (без направления запросов);

2) информационное взаимодействие с использованием СМЭВ (на основании запросов);

3) информационное взаимодействие с использованием сетей связи общего пользования;

4) информационное взаимодействие путем передачи сведений на электронных носителях.

Информационное взаимодействие в рамках первой формы предлагается осуществлять путем предоставления (направления) одной стороной другой стороне сведений в случаях осуществления действий либо наступления контролируемых событий, предусмотренных межведомственным соглашением, с использованием информационных систем взаимодействующих сторон без участия должностных лиц ФТС России и органа государственного учета имущества, т. е. в автоматическом режиме.

Межведомственные соглашения должны предусматривать обмен информацией в автоматическом режиме в следующих случаях:

1) неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таможенных или иных платежей;

2) принятие таможенным органом решения о наложении ареста на имущество лица, которое не уплатило таможенные и иные платежи;

3) принятие таможенным органом решения об отмене ареста имущества лица, которое не уплатило таможенные и иные платежи.

В состав действий (событий), от которых зависит предоставление сведений органом государственного учета имущества в ФТС России, входят:

1) получение от ФТС России сведений о лицах, не уплативших таможенные и иные платежи;

2) получение от ФТС России сведений о принятых таможенными органами решениях о наложении ареста на имущество лиц, не уплативших таможенные и иные платежи;

3) получение от ФТС России сведений о принятых таможенными органами решениях об отмене ареста имущества лиц, которые не уплатили таможенные и иные платежи.

При отсутствии возможности взаимодействия через СМЭВ информационное взаимодействие предлагается осуществлять с использованием сетей связи общего пользования, сертифицированных по требованиям информационной безопасности средств криптографической защиты информации. При отсутствии таких сетей взаимодействие может осуществляться путем передачи сведений на электронных носителях.

4. Технологические условия реализации информационного взаимодействия. Технологические условия реализации информационного взаимодействия предлагается утвердить совместным приказом ФТС России и органа государственного учета имущества, определяющим порядок информационного обмена, что соответствует общепринятой практике межведомственного информационного взаимодействия.

5. Состав сведений, предоставляемых в рамках информационного взаимодействия. В состав сведений, предоставляемых ФТС России органу государственного учета имущества, предлагается включить:

1) сведения о лицах, не уплативших таможенные и иные платежи;

2) сведения о принятых таможенными органами решениях о наложении ареста на имущество лиц, не уплативших таможенные и иные платежи;

3) сведения о принятых таможенными органами решениях об отмене ареста имущества лиц, не уплативших таможенные и иные платежи.

Орган государственного учета имущества должен предоставлять ФТС России следующие виды сведений:

1) сведения об имуществе, принадлежащем лицам, не уплатившим таможенные и иные платежи;

2) сведения об имуществе, принадлежащем лицам, не уплатившим таможенные и иные платежи, в отношении которого регистрирующим органом принято решение о приостановлении регистрационных действий;

3) сведения об имуществе, принадлежащем лицам, не уплатившим таможенные и иные платежи, в отношении которого регистрирующим органом принято решение о возобновлении регистрационных действий.

Указанный состав сведений информационного взаимодействия соответствует информационным потребностям ФТС России при проведении

таможенными органами ареста имущества лица, не уплатившего таможенные и иные платежи.

Наряду с рассмотренными разделами, в типовое межведомственное соглашение об информационном взаимодействии ФТС России с органом государственного учета имущества предлагается также включить следующие разделы:

1) принципы информационного взаимодействия (соблюдение требований законодательства, в первую очередь в области защиты информации и соблюдения охраняемой законом тайны; принципы создания и реализации правового обеспечения, организационных и технологических механизмов на базе прогрессивных методов и средств межведомственного информационного взаимодействия и др.);

2) правовое обеспечение информационного взаимодействия (ст. 78 Федерального закона № 289-ФЗ и нормативные правовые акты ФТС России; законодательство и подзаконные акты, регулирующие использование информационной системы органа государственного учета имущества);

3) организация работы по развитию механизмов информационного взаимодействия (создание межведомственных рабочих групп, рассматривающих вопросы совершенствования информационного взаимодействия с учетом предмета информационного взаимодействия);

4) условия действия, изменения и расторжения межведомственного соглашения об информационном взаимодействии (исходя из необходимости, в том числе в связи с изменениями в законодательстве, задачах и функциях ФТС России и органов государственного учета имущества, технологиях взаимодействия).

Представленные правовые, организационные и технологические механизмы информационного взаимодействия ФТС России с органами государственного учета имущества позволят разработать и заключить межведомственные соглашения, направленные на внедрение в таможенных органах прогрессивных технологий автоматического выявления имущества должников с использованием сервисов СМЭВ.

заключение

В настоящее время сложились благоприятные правовые, организационные и технологические условия для внедрения прогрессивных технологий информационного взаимодействия ФТС России с органами государственного учета имущества, основанными на взаимодействии информационных систем государственных органов с использованием СМЭВ (без участия должностных лиц и без направления запросов).

Среди предпосылок внедрения указанных технологий можно выделить:

1) высокий уровень развития информационно-технологической инфраструктуры СМЭВ, связанный с охватом практически всех государственных органов, увеличением перечня автоматизируемых государственных услуг и функций, переходом на взаимодействие с помощью веб-сервисов информационных систем государственных органов, стандартизацией процедур взаимодействия, форматов и структур передаваемых сведений;

2) положительный опыт электронного взаимодействия ФНС России с органами государственного учета имущества, позволивший формализовать процесс взаимодействия и установить единые требования к формату данных;

3) формализация процесса принятия таможенными органами решения о наложении ареста на имущество должников до уровня четкой последовательности действий и утвержденных форм документов, прежде всего, при принятии решения о наложении ареста на имущество должника; это позволяет интегрировать в принятое таможенными органами решение сведения об имуществе должников, предоставляемые органами государственного учета имущества.

Указанные предпосылки дополняются разработанными в настоящей статье предложениями по развитию правового обеспечения информационного взаимодействия ФТС России с органами государственного учета имущества, по совершенствованию организации и технологии реализации такого взаимодействия, включая подготовку и заключение межведомственных соглашений об информационном взаимодействии ФТС России с органами государственного учета имущества.

Автоматизация процессов межведомственного информационного взаимодействия на базе разработанных предложений создаст условия для использования полной и достоверной информации об имуществе должников, обеспечения высокой оперативности выявления такого имущества и предотвращения уклонения от уплаты таможенных и иных платежей, а также достижения высокого уровня объективности и законности принятия решений об аресте имущества (зависящих только от событий и действий, связанных с уплатой таможенных и иных платежей). В целом предложенные механизмы выявления имущества должников при взыскании таможенных и иных платежей обеспечат эффективное использование ареста имущества как института обеспечения взыскания таможенных и иных платежей.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2022).

2. План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (информация ФТС России от 21.11.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20bn0127/ (дата обращения: 05.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Арест имущества как институт обеспечения взыскания таможенных и иных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 80-93.

4. Технологический портал СМЭВ [Электронный ресурс]. URL: https://smev3.gosuslugi.ru/ portal/ (дата обращения: 05.11.2022).

5. Отчет о НИР по теме «Арест имущества, применяемый таможенными органами для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей» / науч. рук. А. Р. Гладков, отв. исп. Н. Г. Липатова, исп.: Е. В. Жеребен, Н. А. Тарасов, А. Э. Петросян, А. В. Ефимов; Российская таможенная академия, научно-исследовательский институт. Люберцы, 2021. 307 с.

6. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2022).

7. Приказ ФТС России от 21.11.2018 № 1876 «Об утверждении форм документов, применяемых таможенными органами в целях обеспечения взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней за счет имущества и обращения взыскания на товары» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/18pr1876/ (дата обращения: 05.11.2022).

8. Федеральный закон от 14.03.2009 № 31-Ф3 «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.11.2022).

9. Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними (утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 06.05.2013 № 170, ред. от 20.10.2014) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта. URL: https://favt.gov.ru/dokumenty-admmistrativnye-reglamenty?id=2844 (дата обращения: 05.11.2022).

информация об авторах

Липатова Надежда Григорьевна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, и. о. директора научно-исследовательского института, ведущий научный сотрудник, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 500-13-90;

Гладков Андрей Романович - кандидат экономических наук, начальник отдела исследования таможенных проблем развития евразийской интеграции научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: ar.gladkov@customs-academy. ru, тел.: 8 (495) 500-13-98.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Совершенствование механизмов выявления имущества должников при взыскании таможенных и иных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 4. С. 89-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.