Научная статья на тему 'АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА / ВЫЯВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА / АРЕСТ ИМУЩЕСТВА / САНКЦИОНИРОВАНИЕ АРЕСТА ИМУЩЕСТВА / ВЗЫСКАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ И ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / РЕГИСТРИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липатова Надежда Григорьевна, Гладков Андрей Романович

В статье определены особенности правового регулирования института ареста имущества в законодательстве о таможенном регулировании и иных отраслях права, на основе которых установлена возможность эффективного применения данного института таможенными органами для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей. Определение особенностей ареста имущества как института обеспечения взыскания таможенных и иных платежей позволило структурировать процесс принятия решения о наложении ареста имущества и представить его в виде двух укрупненных этапов: выявления имущества должника таможенными органами и санкционирования решения таможенного органа о наложении ареста имущества органом прокуратуры. Дальнейшее исследование каждого из указанных этапов позволило определить состав механизмов применения ареста имущества таможенными органами, включающий связанные между собой группы правовых, организационных и технических механизмов. Анализ механизмов выявления имущества должников показал, что основные проблемы рассматриваемого этапа связаны с недостаточным уровнем развития правовых основ информационного взаимодействия таможенных органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию и контроль гражданского оборота отдельных видов имущества, а также проблемами организации и технологии взаимодействия. Установлено, что проблемы применения механизмов санкционирования ареста имущества обусловлены отсутствием электронных форм документов. В результате систематизации выявленных проблем предложены направления развития механизмов применения института ареста имущества для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARREST OF THE PROPERTY AS THE INSTITUTE OF THE ASSURANCE OF THE COLLECTION OF CUSTOMS AND OTHER PAYMENTS

The article defines the special aspects of law regulation of the institute of the arrest of the property in customs and other legislation as the base of effective use of that institute customs authorities for purposes of the assurance of the collection of customs and other payments. Defining of the special aspects of the arrest of the property as the institute of the assurance of the collection of customs and other payments makes possible to structure of making decision about arrest process and propose it in two aggregate phases: the revealing of the property of the debtor and the arrest authorization. The research of both phases allows to defining the composition of the mechanisms of the use of the arrest of the property customs authorities, including the cooperating groups of law, organisational and technical mechanisms. The analysis of the mechanisms of the revealing of the property of the debtor demonstrates that core problems of this phase are with insufficient level of development of law base of information interaction between customs authorities and authorities granted to the state registration and the control of civilian circulation of the certain types of the property, consequents problems of the organisation and technology of the interaction concerned. It has established that the problems of mechanisms of the arrest authorization are with the failure of electronical form of documents concerned. The systemization of the revealing problems allows proposing directions of development of mechanisms of the use of the institute of the arrest of the property for purposes of the assurance of the collection of customs and other payments.

Текст научной работы на тему «АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ POINT OF VIEW

УДК 339.543

АРЕСТ ИМУЩЕСТВА КАК ИНСТИТУТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Н. Г. Липатова1, А. Р. Гладков1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье определены особенности правового регулирования института ареста имущества в законодательстве о таможенном регулировании и иных отраслях права, на основе которых установлена возможность эффективного применения данного института таможенными органами для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей. Определение особенностей ареста имущества как института обеспечения взыскания таможенных и иных платежей позволило структурировать процесс принятия решения о наложении ареста имущества и представить его в виде двух укрупненных этапов: выявления имущества должника таможенными органами и санкционирования решения таможенного органа о наложении ареста имущества органом прокуратуры. Дальнейшее исследование каждого из указанных этапов позволило определить состав механизмов применения ареста имущества таможенными органами, включающий связанные между собой группы правовых, организационных и технических механизмов. Анализ механизмов выявления имущества должников показал, что основные проблемы рассматриваемого этапа связаны с недостаточным уровнем развития правовых основ информационного взаимодействия таможенных органов с органами, осуществляющими государственную регистрацию и контроль гражданского оборота отдельных видов имущества, а также проблемами организации и технологии взаимодействия. Установлено, что проблемы применения механизмов санкционирования ареста имущества обусловлены отсутствием электронных форм документов. В результате систематизации выявленных проблем предложены направления развития механизмов применения института ареста имущества для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей.

Ключевые слова: имущество должника, выявление имущества должника, арест имущества, санкционирование ареста имущества, взыскание, таможенные и иные платежи, таможенные органы, регистрирующие органы, органы прокуратуры, межведомственное электронное взаимодействие.

THE ARREST OF THE PROPERTY AS THE INSTITUTE OF THE ASSURANCE OF THE COLLECTION OF CUSTOMS AND OTHER PAYMENTS

N. G. Lipatova1, A. R. Gladkov1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article defines the special aspects of law regulation of the institute of the arrest of the property in customs and other legislation as the base of effective use of that institute customs authorities for purposes of

© Липатова Н. Г., Гладков А. Р., 2022

the assurance of the collection of customs and other payments. Defining of the special aspects of the arrest of the property as the institute of the assurance of the collection of customs and other payments makes possible to structure of making decision about arrest process and propose it in two aggregate phases: the revealing of the property of the debtor and the arrest authorization. The research of both phases allows to defining the composition of the mechanisms of the use of the arrest of the property customs authorities, including the cooperating groups of law, organisational and technical mechanisms. The analysis of the mechanisms of the revealing of the property of the debtor demonstrates that core problems of this phase are with insufficient level of development of law base of information interaction between customs authorities and authorities granted to the state registration and the control of civilian circulation of the certain types of the property, consequents problems of the organisation and technology of the interaction concerned. It has established that the problems of mechanisms of the arrest authorization are with the failure of electronical form of documents concerned. The systemization of the revealing problems allows proposing directions of development of mechanisms of the use of the institute of the arrest of the property for purposes of the assurance of the collection of customs and other payments.

Keywords: the property of debtor, the revealing of the property of debtor, the arrest of the property, the arrest authorization, collection, the customs and other payments, customs authorities, registration authorities, procuracy authorities, interdepartmental electronical interaction.

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность реализации фискальной функции государства является важным индикатором состояния экономической безопасности России. Федеральная таможенная служба (ФТС России) как орган, уполномоченный на осуществление контроля и надзора в области таможенного дела, играет важную роль в обеспечении формирования доходной части федерального бюджета.

Среди администрируемых ФТС России доходов основную долю занимают таможенные и иные платежи, взимаемые таможенными органами. В настоящее время важной государственной задачей и сложной научно-практической проблемой является обеспечение высокой собираемости таможенных и иных платежей.

Данные ФТС России свидетельствуют о тенденции к увеличению собираемости таможенных и иных платежей в период 2016-2020 гг. В частности, на протяжении указанного периода значительно снизилась сумма задолженности по таможенным платежам и пеням (с 43,4 до 26,8 млрд руб.) и сумма непогашенной задолженности по таможенным платежам и пеням (26,4 до 2,9 млрд руб.), увеличилась сумма взысканной задолженности по таможенным платежам и пеням (с 17,0 до 23,9 млрд руб.). Увеличение собираемости таможенных и иных платежей связано в первую очередь с повышением эффективности контрольных мероприятий, осуществляемых таможенными органами на этапах таможенного декларирования и после выпуска товаров. Так, в период 2016-2021 гг. доля результативных досмотров товаров на этапе таможенного декларирования увеличилась с 39,3 до 54,7%, доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров выросла с 87,0 до 92,0% [1].

Вместе с тем обеспечение дальнейшей поступательной динамики показателей собираемости ограничивается возможностями существующих механизмов взыскания таможенных и иных платежей. Ограниченность выражается во

взыскании таможенных и иных платежей, как правило, за счет того имущества плательщика, которое связано с перемещением товаров через таможенную границу. Основные виды этого имущества определены в п. 3 ст. 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 289-ФЗ) [2].

Сведения об имуществе, связанном с перемещением товаров через таможенную границу, регистрируются в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов (ЕАИС ТО) Российской Федерации (РФ). Поэтому данное имущество может быть оперативно найдено и использовано для целей взыскания таможенных и иных платежей. Однако проблема заключается в том, что имущество плательщика, связанное с перемещением товаров через таможенную границу, хорошо изучено и в значительной мере учтено в учетных системах таможенных органов. В связи с этим оно уже не может рассматриваться как источник взыскания дополнительных таможенных доходов федерального бюджета.

С целью решения обозначенной проблемы в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [3] и направленных на ее реализацию плановых документах («План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [4], «Детальный план мероприятий ФТС России по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года на период 2021-2024 годов» [5]) предложено перейти к новым механизмам взыскания таможенных платежей, основанным на интеграции информационных ресурсов ЕАИС ТО с информационными ресурсами государственных органов, осуществляющих регистрационные действия и контроль гражданского оборота отдельных видов имущества (регистрирующие органы).

Реализация подобной инициативы позволит более полно использовать потенциал иных способов обеспечения взыскания таможенных и иных платежей, в первую очередь института ареста имущества.

Однако представленная инициатива не имеет необходимых механизмов реализации, что выражается в закреплении на законодательном уровне возможности применения института ареста имущества в целях взыскания таможенных и иных платежей при недостаточном развитии и общей несогласованности обеспечивающих ее практическое воплощение подзаконных актов, системы организации и технологий информационного взаимодействия таможенных органов с регистрирующими органами, что отрицательно влияет на полноту, своевременность и законность взыскания таможенных и иных платежей за счет применения ареста имущества.

В сложившихся условиях перед ФТС России ставится важная государственная задача развития механизмов применения института ареста имущества для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей, включающих взаимосвязанные правовые, организационные и технические механизмы.

Необходимость поиска решений сформулированной задачи определила важность и актуальность для таможенного дела настоящего исследования, целью которого является оценка состояния и проблем применения института ареста имущества таможенными органами для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей. В соответствии с поставленной целью сформулирован ряд частных научных и практических задач, наиболее важными среди которых представляются следующие:

1) выявление общих и специфических особенностей института ареста имущества в законодательстве о таможенном регулировании и иных отраслях права;

2) анализ правовых, организационных и технических механизмов выявления имущества должников таможенными органами;

3) анализ правовых и организационных механизмов взаимодействия таможенных органов с органами прокуратуры при санкционировании ареста имущества должников;

4) систематизация проблем и определение направлений развития механизмов применения института ареста имущества таможенными органами для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей.

ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА АРЕСТА ИМУЩЕСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общие признаки ареста имущества в качестве меры обеспечения исполнения обязательств определены в гражданско-процессуальном законодательстве [6]. К указанным признакам относятся:

1) вынужденный характер применения мер по обеспечению исполнения обязательств, направленных на предотвращение неисполнения решения;

2) возможность применения нескольких мер по обеспечению исполнения обязательств;

3) обязанность незамедлительного сообщения о принятых мерах по обеспечению исполнения обязательств в регистрирующие органы;

4) соразмерность мер по обеспечению исполнения обязательств заявленному требованию;

5) проверка законности принятия мер по обеспечению исполнения обязательств, без которой их реализация осуществляться не может;

6) возможность замены одних мер по обеспечению исполнения обязательств другими мерами по обеспечению исполнения обязательств по заявлению лица, участвующего в деле, в целях содействия добровольному исполнению обязательств, в том числе связанных с уплатой денежной суммы.

Дальнейшее развитие норм гражданско-процессуального законодательства о применении института ареста имущества происходило по двум основным направлениям:

1) административный (досудебный) порядок применения ареста имущества (налоговое законодательство, законодательство о таможенном регулировании [2, 7]);

2) судебный порядок применения ареста имущества (уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об исполнительном производстве, законодательство об административных правонарушениях) [8-10].

Варианты административного порядка применения института ареста имущества, представленные в налоговом законодательстве и законодательстве о таможенном регулировании, имеют много общего и в то же время принципиально отличаются.

Общие особенности применения института ареста имущества, характерные для налогового законодательства и законодательства о таможенном регулировании, включают как общие принципы, сформулированные в гражданско-процессуальном законодательстве, так и положения, заимствованные законодательством о таможенном регулировании из налогового законодательства в силу более раннего появления в первом положений и норм о применении института ареста имущества.

Наличие множества общих особенностей у институтов ареста имущества в налоговом законодательстве и законодательстве о таможенном регулировании позволяет сделать вывод, что наиболее интересным с точки зрения развития механизмов применения ареста имущества в таможенном деле представляется опыт применения ареста имущества в налоговой сфере.

Главное отличие, определяющее все остальные отличия налогового законодательства и законодательства о таможенном регулировании в части правового регулирования применения института ареста имущества для обеспечения взыскания обязательных платежей, состоит в относительно более простой правовой конструкции института ареста имущества в законодательстве о таможенном регулировании по сравнению с налоговым законодательством. Конструкция института ареста имущества, установленная п. 1 ст. 77 Налогового кодекса РФ, заимствована из п. 2 ст. 139 Гражданского процессуального кодекса РФ и представляет собой ее частный случай. Основными элементами данной конструкции являются неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в установленные сроки и наличие оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Конструкция института ареста имущества, установленная п. 9 ст. 78 ФЗ № 289, включает только первый из представленных выше элементов.

Сформулированный вывод имеет важные следствия для практики применения института ареста имущества в налоговом и таможенном законодательстве, среди которых:

1) более высокая степень формализации процедуры применения ареста имущества таможенными органами по сравнению с налоговыми органами, поскольку критерии принятия решений о наложении ареста имущества являются стандартными и объективными (неисполнение в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей) по сравнению с субъективным критерием о наличии оснований полагать, что налогоплательщик предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество;

2) большая доступность в обеспечении законности решения о наложении ареста на имущество в законодательстве о таможенном регулировании по сравнению с налоговым законодательством, поскольку во втором случае часть критериев носит субъективный характер и может быть признана незаконными в процессе санкционирования решения о наложении ареста на имущество органами прокуратуры;

3) создание возможностей для более высокой оперативности применения института ареста имущества в законодательстве о таможенном регулировании по сравнению с налоговым законодательством, которая определяется первыми двумя следствиями и, в конечном счете, препятствует уклонению от уплаты таможенных и иных платежей.

Наиболее сложной правовой конструкцией обладают институты ареста имущества, представленные в уголовно-процессуальном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях [8, 9]. Это связано с целевой ориентацией института ареста имущества в представленных отраслях права на борьбу с правонарушениями, имеющими множество качественных признаков, не поддающихся строгой формализации.

Промежуточное по степени сложности положение занимает конструкция института ареста имущества, установленная в законодательстве об исполнительном производстве [10]. Перечень оснований его применения гораздо шире, чем в налоговом законодательстве и законодательстве о таможенном регулировании, и, в частности, он содержит близкие основания взыскания задолженности, в том числе по обязательным платежам, взимаемым налоговыми и таможенными органами, включая случаи взыскания на основании обращения налоговых и таможенных органов. С другой стороны, данный перечень является более конкретным и менее широким, чем перечень оснований, установленный в уголовно-процессуальном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях.

Следовательно, опыт применения законодательства об исполнительном производстве может представлять определенный интерес для целей совершенствования механизмов применения ареста при взыскании таможенных и иных платежей.

В целом можно сделать вывод, что основные отличия института ареста имущества определяются подходами к принятию решения о наложении ареста на имущество, используемыми в различных отраслях права. В то же время процессуальные действия по наложению ареста имущества близки по содержанию во всех исследованных отраслях права, что связано с административным характером института ареста как меры государственного принуждения. Поэтому и опыт осуществления процессуальных действий по наложению ареста на имущество может быть использован в межотраслевом разрезе.

МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКОВ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Более детальный анализ процесса принятия таможенными органами решения о наложении ареста имущества позволил выделить в нем два укрупненных этапа:

1) выявление имущества должников таможенными органами;

2) санкционирование решения таможенного органа о наложении ареста имущества органом прокуратуры.

Возможности обеспечения требуемых характеристик формализации, законности и оперативности ареста имущества определяются уровнем развития механизмов (правовых основ, порядка организации и технологии) процесса принятия решения о наложении ареста на указанных этапах.

Одним из отличительных признаков ареста имущества как института обеспечения взыскания таможенных и иных платежей является использование имущества должника, т. е. имущества, не связанного с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поэтому в данном случае механизмы выявления имущества основаны на межведомственном взаимодействии таможенных органов с регистрирующими органами.

Анализ положений ст. 78 ФЗ № 289 позволил сделать ряд принципиальных выводов об уровне развития правовых основ взаимодействия таможенных органов с регистрирующими органами.

Во-первых, аспекты взаимодействия таможенных и регистрирующих органов отражены в законе лишь частично. Обращает на себя внимание отсутствие правовых норм, регулирующих взаимодействие на этапе выявления имущества должников [2]. Представляется очевидным, что без подобных норм невозможно применять организационные и технические механизмы выявления имущества, основанные на межведомственном информационном взаимодействии.

Во-вторых, положения рассматриваемого федерального закона о взаимодействии таможенных и регистрирующих органов при направлении решений о наложении ареста имущества и уведомлений об отмене такого решения не охватывают все регистрирующие органы, а именно в них отсутствуют упоминания о Росавиа-ции, Росморречфлоте, МЧС России.

В-третьих, в законе отсутствуют положения о взаимодействии таможенных и регистрирующих органов в электронной форме, в том числе через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Среди регистрирующих органов межведомственное информационное взаимодействие с ФТС России реализует только МВД России. Используемая при этом информационная система содержит необходимый набор сведений об имуществе, включаемый в решение таможенного органа об аресте [11].

Основным недостатком организационно-технических механизмов информационного взаимодействия ФТС России с МВД России является низкий технологический уровень, что выражается в необходимости выполнения должностными лицами таможенных органов комплекса операций по входу в информационную систему МВД России, поиску автотранспортных средств, их выгрузке в ЕАИС ТО. Возможность автоматического получения сведений о транспортных средствах и их владельцах механизмами электронного взаимодействия не предусмотрена.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ САНКЦИОНИРОВАНИИ АРЕСТА ИМУЩЕСТВА

Правовое регулирование взаимодействия таможенных органов с органами прокуратуры при санкционировании ареста имущества должников осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:

1) ФЗ № 289 (п. 9 ст. 78 «Арест имущества и арест товаров, в отношении которых таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени не уплачены или уплачены не полностью») [2];

2) приказ Генпрокуратуры России от 10.06.2019 № 384 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей» (приказ Генпрокуратуры России № 384) [12].

Пунктом 9 ст. 78 ФЗ № 289 закреплены условия производства ареста имущества (санкция прокурора, решение таможенного органа, неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком в установленный срок обязанности по уплате таможенных и иных платежей) [2]. Особенностью санкции прокурора как условия производства ареста имущества является ее определяющий характер по отношению к другим условиям, поскольку на стадии санкционирования ареста прокурором все другие условия должны быть выполнены и решение об их выполнении принимается прокурором.

В целом п. 9 ст. 78 ФЗ № 289 представляется достаточной законодательной базой для правового регулирования взаимодействия таможенных органов с органами прокуратуры. Данная норма, с одной стороны, четко определяет место и роль органов прокуратуры при применении ареста имущества, а с другой - оставляет свободу выбора механизмов реализации закона.

В настоящее время правовые и организационные механизмы взаимодействия таможенных органов с органами прокуратуры при санкционировании ареста имущества должников регулируются приказом Генпрокуратуры России № 384 [12].

На основании п. 2 указанного приказа можно сделать вывод, что решения прокурора принимаются только на бумажном носителе, что существенно снижает оперативность применения ареста имущества и создает условия для сокрытия должником своего имущества [12].

Форма решения таможенного органа представляет собой набор формализованных и структурированных сведений о задолженности по уплате таможенных и иных платежей и имуществе, используемом для ее погашения. Санкция на арест имущества также представляет собой набор стандартных сведений (наименование органа прокуратуры, фамилия, имя, отчество, классный чин, подпись, печать, дата в формате число, месяц, год), которые могут быть формализованы с помощью специальных информационно-программных средств [12].

Следовательно, в рамках взаимодействия таможенных органов и органов прокуратуры возможно перейти к решениям в виде электронных документов. Это потребует изменений в приказ Генпрокуратуры России№ 384 и заключения

межведомственного соглашения об информационном взаимодействии, предметом которого будет являться автоматический и автоматизированный обмен документами и сведениями при санкционировании ареста имущества и применении иных процедур ареста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволили установить возможность эффективного применения института ареста имущества таможенными органами для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей. Это стало результатом выявления, сравнения и обобщения общих и специфических особенностей правового регулирования института ареста имущества в законодательстве о таможенном регулировании и иных отраслях права, заключающихся в закреплении в гражданско-процессуальном законодательстве общих принципов применения ареста имущества в качестве меры обеспечения исполнения обязательств, их развитии по направлениям административного (налоговое законодательство, законодательство о таможенном регулировании) и судебного порядков применения (уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об исполнительном производстве и административных правонарушениях), степени формализации критериев принятия решения о наложении ареста имущества: наименее формализованные - в уголовно-процессуальном законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях, частично формализованные -в законодательстве об исполнительном производстве и налоговом законодательстве, формализованные - в законодательстве о таможенном регулировании.

Выявленные особенности создают возможность эффективного применения института ареста имущества таможенными органами за счет высокой степени формализации процедуры принятия решения о наложении ареста, доступности в обеспечении законности решения таможенного органа о наложении ареста и его санкционировании органом прокуратуры. Вследствие указанных особенностей на практике может быть достигнута высокая оперативность ареста имущества в качестве важнейшего условия предотвращения уклонения от уплаты таможенных и иных платежей.

Структурный анализ процесса принятия таможенными органами решения о наложении ареста имущества позволил выделить в нем правовые, организационные и технические механизмы выявления имущества должников таможенными органами, правовые и организационные санкционирования решения о наложении ареста имущества органом прокуратуры.

Арест имущества предполагает использование имущества, не связанного с перемещением товаров через таможенную границу. Поэтому механизмы его выявления основаны на межведомственном взаимодействии таможенных и регистрирующих органов.

Характерными для механизмов выявления имущества должников проблемами являются частичное отражение аспектов взаимодействия таможенных

и регистрирующих органов в ФЗ № 289, отсутствие взаимодействия с рядом регистрирующих органов (Росреестр, органы Гостехнадзора, Росавиация, Росмор-речфлот, МЧС России), отсутствие электронного взаимодействия таможенных и регистрирующих органов, за исключением информационного взаимодействия с МВД России.

Взаимодействие ФТС России с МВД России в полной мере обеспечивает информационные потребности таможенных органов и содержит необходимый набор сведений об имуществе, включаемый в решение таможенного органа о наложении ареста. Однако оно имеет низкий технологический уровень, что выражается в необходимости выполнения в ручном режиме операций входа в информационную систему МВД России, поиска автотранспортных средств, их выгрузки в ЕАИС ТО. Возможность автоматического получения сведений о транспортных средствах и их владельцах не предусмотрена.

Правовые и организационные механизмы взаимодействия таможенных органов с органами прокуратуры при санкционировании ареста имущества должников определяются положениями ФЗ № 289 и приказа Генпрокуратуры России № 384.

Содержательный анализ п. 9 ст. 78 ФЗ № 289, в котором закреплены особенности санкционирования прокурором решения таможенного органа об аресте имущества, позволил сделать принципиальный вывод о достаточности данной правовой нормы для правового регулирования взаимодействия таможенных органов с органами прокуратуры, поскольку она четко определяет место и роль органов прокуратуры при применении ареста имущества таможенными органами и в то же время оставляет свободу выбора механизмов реализации закона.

Основные проблемы применения механизмов санкционирования органом прокуратуры решения таможенного органа о наложении ареста имущества связаны с отсутствием электронных форм документов. При этом сведения формы решения таможенного органа об аресте имущества представляются в достаточной степени стандартизированными и формализованными для формирования в электронном виде.

В целях развития механизмов санкционирования ареста имущества органами прокуратуры требуется внести изменения в приказ Генпрокуратуры России № 384 в части закрепления электронных форм документов и заключить межведомственное соглашение об электронном информационном взаимодействии, предметом которого будет являться обмен документами и сведениями при санкционировании ареста имущества.

В результате систематизации представленных выше проблем можно предложить следующие направления развития механизмов применения таможенными органами института ареста имущества для целей обеспечения взыскания таможенных и иных платежей:

1) включение в ФЗ № 289 принципов организации информационного взаимодействия таможенных и регистрирующих органов, всех регистрирующих органов и этапов их взаимодействия с таможенными органами, положений об электронном информационном взаимодействии таможенных и регистрирующих органов;

2) установление порядка информационного взаимодействия таможенных и регистрирующих органов и его закрепление в рамках межведомственных соглашений, в которых будут раскрыты особенности организации информационного взаимодействия;

3) внедрение наиболее прогрессивных технологий информационного взаимодействия таможенных и регистрирующих органов, предполагающих автоматическое получение сведений об имуществе должника;

4) закрепление в приказе Генпрокуратуры России № 384 возможности использования электронных форм документов при санкционировании решения таможенного органа об аресте имущества;

5) заключение соглашения об информационном взаимодействии ФТС России с Генпрокуратурой России, которое позволит реализовать переход на обмен документами и сведениями в электронном виде.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» за 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii, свободный (дата обращения: 05.11.2021).

2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2021).

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda, свободный (дата обращения: 05.11.2021).

4. План мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (информация ФТС России от 21.11.2020) [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20bn0127/, свободный (дата обращения: 05.11.2021).

5. Детальный план мероприятий ФТС России по реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» на период 2021-2024 годов (утвержден руководителем ФТС России В. И. Булавиным 28.12.2020).

6. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2021).

8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2021).

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изменениями от 09.11.2021) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2021).

10. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от

30.12.2020) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 05.11.2021).

11. Соглашение между МВД России и ФТС России об обмене информацией в электронном виде от 30.09.2013 № 1/9087/01-69/11 (заключено 30.09.2013 в г. Москве).

12. Приказ Генпрокуратуры России от 10.06.2019 № 384 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей».

REFERENCES

1. Ezhegodnyj sbornik "Tamozhennaja sluzhba Ro.ssij.skoj Federacii" za 2016-2020 gody [E^lektronny^j resurs] [Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" for 20162020 [Electronic resource]]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii, free. (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

2. Federal'nyj zakon ot 03.08.2018 no. 289-FZ "O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii" (red. ot 02.07.2021) [E^lektronny^j resurs] [Federal Law dated August 3, 2018 no. 289-FZ "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (ed. dated July 2, 2021) [Electronic resource]] /// OficiaFnyj internet-portalpravovoj in-formacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access:

05.11.2021). (In Russ.).

3. Strategija razvitija tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030 goda (utverzhdena raspor-jazheniem Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 no. 1388-r) [Elektronny^j resurs] [The Strategy for the development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 (approved by the Decree of the Government of the Russian Federation dated May 23, 2020 no. 1388-r) [Electronic resource]]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda, free (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

4. Plan meroprijatij na period 2021-2024 godov po realizacii "Strategii razvitija tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030goda" (informacija FTS Rossii ot21.11.2020) [ E4ektronnysj resurs] [Action plan for the period 2021-2024 for the implementation of the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 (information of the FCS of Russia dated November 21, 2020) [Electronic resource]]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20bn0127/, free (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

5. Detal'nyj plan meroprijatij FTS Rossii po realizacii "Strategii razvitija tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2030 goda" na period 2021-2024 godov (utverzhden rukovoditelem FTS Rossii V. I. Bu-lavinym 28.12.2020) [Detailed plan of activities of the FCS of Russia on the implementation of the Strategy of development of customs service of the Russian Federation until 2030 for the period 2021-2024 (app. the head of the FCS of Russia Vladimir Bulavina December 28, 2020]. (In Russ.).

6. Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14.11.2002 no. 138-FZ (red. ot 01.07.2021) [Elektronny^j resurs] [Civil procedural code of the Russian Federation dated November 14, 2002 no. 138-FZ [Electronic resource]] // OficiaVny^j internet-portal pravovoj infor-macii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

7. Nalogovyj kodeks RF ot 31.07.1998 no. 146-FZ (red. ot 02.07.2021) [Elektronnyj resurs] [Tax Code of the Russian Federation dated July 31, 1998 no. 146-FZ (ed. dated July 2, 2021) [Electronic resource]] // OficiaFnyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

8. Ugolovno-processual'nyj kodeks RF ot 18.12.2001 no. 174-FZ (red. ot 01.07.2021) [E^lektronnyj resurs] [Criminal Procedure Code of the Russian Federation dated December 18, 2001 no. 174-FZ (ed. dated July 1, 2021) [Electronic resource]] // OficiaFnyj internet-portal

pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

9. Kodeks Ro.ssij.skoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30.12.2001 no. 195-FZ (red. ot 01.07.2021, s izm. ot 09.11.2021) [Elektronnyj resurs] [Code of the Russian Federation on Administrative Offences dated December 30, 2001 no. 195-FZ (as amended on July 1, 2021, with amendments from November 9, 2021) [Electronic resource]] // OficiaFnyj internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

10. Federal'nyj zakon ot 02.10.2007 № 229-FZ "Ob ispolnitel'nom proizvodstve" (red. ot 30.12.2020) [E^lektronny^jresurs] [Federal Law dated October 2, 2007 no. 229-FZ "On Enforcement Proceedings" (ed. dated December 30, 2020) [Electronic resource]] // OficiaVny^j internet-portal pravovoj informacii [Official Internet portal of legal information]. URL: http://pravo.gov.ru (date of access: 05.11.2021). (In Russ.).

11. Soglashenie mezhdu MVD Rossii i FTS Rossii ob obmene informaciej v jelektronnom vide ot 30.09.2013 no. 1/9087/01-69/11 (zakljucheno 30.09.2013 v g. Moskve) [Agreement between the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Federal Customs Service of Russia on the exchange of information in electronic form dated September 30, 2013 no. 1/9087/01-69/11 (concluded on September 30, 2013 in Moscow)]. (In Russ.).

12. Prikaz Genprokuratury Rossii ot 10.06.2019 no. 384 "Ob osushhestvlenii organamiprokuratury pol-nomochij po sankcionirovaniju reshenij tamozhennyh organov ob areste imushhestva dlja obespech-enija vzyskanija tamozhennyh i inyhplatezhej" [Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated June 10, 2019 no. 384 "On the exercise by the Prosecutor's Office of the powers to authorize decisions of customs authorities on the seizure of property to ensure the collection of customs and other payments" [Electronic resource]]. (In Russ.).

Информация об авторах

Липатова Надежда Григорьевна - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, и. о. директора научно-исследовательского института, ведущий научный сотрудник, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru, тел.: 8 (495) 500-13-90;

Гладков Андрей Романович - кандидат экономических наук, начальник отдела исследования таможенных проблем развития евразийской интеграции научно-исследовательского института, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: ar.gladkov@customs-academy. ru, тел.: 8 (495) 500-13-98.

Information about the authors

Lipatova Nadezhda G. - candidate of sciences in technology, senior researcher, acting director of the Research institute, leading researcher, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail: n.lipatova@customs-academy.ru, tel.: 8 (495) 500-13-90;

Gladkov Andrey R. - candidate of sciences in economics, head of sector for research customs problems of Eurasian integration of the Research institute, Russian Customs Academy, 4 Komsomolsky prospect, Lyubertsy, Moscow region 140015, Russian Federation, e-mail ar.gladkov @customs-academy.ru, tel.: 8 (495) 500-13-98.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests

The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article. Для цитирования

Липатова Н. Г., Гладков А. Р. Арест имущества как институт обеспечения взыскания таможенных и иных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 1. С. 80-93.

For citation

Lipatova N. G., Gladkov A. R. The Arrest of the Property as the Institute of the Assurance of the Collection of Customs and Other Payments. In: Vestnic of Russian Customs Academy, 2022, no. 1, pp. 80-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.