Научная статья на тему 'Некоторые аспекты стратегического управления современной внешней торговлей России'

Некоторые аспекты стратегического управления современной внешней торговлей России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
588
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИНАМИКА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ / ЕЕ ТОВАРНАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / СИЛЬНЫЕ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕЮ / THE DYNAMICS OF RUSSIAN FOREIGN TRADE / ITS PRODUCT AND GEOGRAPHICAL STRUCTURE / STRENGTHS / WEAKNESSES / OPPORTUNITIES AND THREATS OF RUSSIAN FOREIGN TRADE / THE TOOLS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF RUSSIAN FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реутов В.Е., Каплина О.В.

Cтатья посвящена определению состояния внешней торговли России в 2014-2017 годах и совокупности инструментов стратегического управления для решения ее проблем. В процессе анализа состояния внешней торговли были рассчитаны показатели: внешнеторговый оборот, сальдо внешней торговли, коэффициент покрытия экспортом импорта, доля российского экспорта и импорта в мировой торговле; выявлены тенденции динамики, товарной и географической структуры российской внешней торговли. С помощью SWOT-анализа определены проблемы и перспективы современной российской внешней торговли. Основными ее проблемами остаются недиверсифицированность экспорта, его преимущественно сырьевой характер, отрицательное сальдо внешней торговли высокотехнологичными товарами, санкционные войны. Раскрыто содержание четырех групп инструментов стратегического управления современной внешней торговлей России политико-дипломатических, экономических, организационных и кадровых, информационных и консультационных, предназначенных для решения ее проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF MODERN FOREIGN TRADE OF RUSSIA

The article is devoted to determining the state of Russia's foreign trade in 2014-2017 and a set of strategic management tools for solving its problems. In the process of analyzing the state of foreign trade, the following indicators were calculated: foreign trade turnover, foreign trade balance, export-import coverage ratio, the share of Russian exports and imports in world trade; identified trends in the dynamics, commodity and geographical structure of Russian foreign trade. Problems and prospects of modern Russian foreign trade were identified by the help of the SWOT-analysis, Its main problems remain the nondiversification of exports, its predominantly raw-material nature, the negative balance of foreign trade in high-tech goods, sanctions wars. The content of the four groups of tools of the strategic management of modern foreign trade of Russia political and diplomatic, economic, organizational and personnel, information and consulting, was investigated to solve its problems.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты стратегического управления современной внешней торговлей России»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 4. С. 129-140.

УДК 339.541

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕЙ РОССИИ Реутов В. Е.1, Каплина О. В.2

'Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

2Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Ярославль, Российская Федерация E-mail: reutov@ieu.cfuv.ru

Статья посвящена определению состояния внешней торговли России в 2014-2017 годах и совокупности инструментов стратегического управления для решения ее проблем. В процессе анализа состояния внешней торговли были рассчитаны показатели: внешнеторговый оборот, сальдо внешней торговли, коэффициент покрытия экспортом импорта, доля российского экспорта и импорта в мировой торговле; выявлены тенденции динамики, товарной и географической структуры российской внешней торговли. С помощью SWOT-анализа определены проблемы и перспективы современной российской внешней торговли. Основными ее проблемами остаются недиверсифицированность экспорта, его преимущественно сырьевой характер, отрицательное сальдо внешней торговли высокотехнологичными товарами, санкционные войны. Раскрыто содержание четырех групп инструментов стратегического управления современной внешней торговлей России - политико-дипломатических, экономических, организационных и кадровых, информационных и консультационных, предназначенных для решения ее проблем.

Ключевые слова: динамика внешней торговли России, ее товарная и географическая структура, сильные, слабые стороны, возможности и угрозы российской внешней торговли, инструменты стратегического управления ею.

ВВЕДЕНИЕ

Внешняя торговля России относится к числу стратегически важных областей экономической политики государства, так как является не только важнейшим источником доходов федерального бюджета страны, но и формирует международный имидж и определяет уровень и потенциал конкурентоспособности национальной экономики в целом.

Стратегия развития внешней торговли России исходит из национальных целей и стратегических задач развития российской экономики, обозначенных в указе Президента России от 7 мая 2018 года [1]. Так, в сфере развития экспорта к числу ключевых относятся следующие задачи:

- ориентация промышленной, аграрной и торговой внешнеэкономической политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках;

- создание гибкой системы финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2021 году), включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки;

- совершенствование инфраструктуры железнодорожного, автомобильного и морского транспорта при экспорте товаров;

- создание единой системы институтов продвижения экспорта.

Государственное управление процессами развития внешней торговли Российской Федерации реализуется, исходя из определенных принципов, к числу которых относятся:

- обусловленность внешнеторговой политики целевыми ориентирами и приоритетными направлениями внутренней экономической политики;

- активное обеспечение реализации национальных интересов во внешнеэкономической сфере, включая поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний;

- установление четких и понятных ограничений и льгот для иностранных партнеров в отношении отраслей, товаров, услуг, имеющих стратегический характер;

- поддержка российских экспортеров на традиционных рынках, стимулирование освоения ими новых рынков и продвижения новых экспортных товаров в соответствии с приоритетами инновационного роста и развития экономики России;

- расширение участия субъектов Российской Федерации в реализации национальной внешнеторговой политики;

- более активное присутствие на внешних рынках наряду с крупными компаниями-экспортерами представителей малого и среднего бизнес-сообщества.

Приоритетные направления национальной внешнеторговой политики определены в важнейшем документе - Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2] (рис. 1).

Рис. 1. Приоритетные направления развития национальной внешнеторговой политики России [2], [3]

В соответствии с этими направлениями определены ключевые цели и целевые показатели повышения экспортной конкурентоспособности российской экономики, поставленные в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года. Они включают:

- формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов1, общая доля экспорта которых составит к 2024 г. не менее 20 % валового внутреннего продукта страны;

- достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров к 2024 г. 250 млрд долл. США в год, в том числе продукции машиностроения - 50 млрд долл. США в год и продукции агропромышленного комплекса - 45 млрд долл. США в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долл. США в год.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

В данном исследовании были выявлены тенденции развития внешней торговли России посредством изучения ее товарной, географической, структуры и динамики и расчета удельного веса российского экспорта и импорта мировом товарообороте в период 2014 -2017 гг. Результаты расчетов представлены в табл.1.

Таблица 1

Показатели внешней торговли России за 2014-2017 гг.

Показатель/Год 2014 2015 2016 2017

Экспорт из России, млн долларов США 497 909 343 543 285 491 357 083

Импорт в Россию, млн долларов США 286 669 182 719 182 265 226 966

Цепные темпы прироста «+» (снижения «-») экспорта из России, % - -31,00 -16,90 +25,08

Цепные темпы прироста «+» (снижения «-») импорта из России, % - -36,26 -0,25 +24,53

Внешнеторговый оборот России, млн 784 578 526 262 467 756 584 049

долларов США

Сальдо внешней торговли, млн долларов США +211 240 +160 824 +103 226 +130 117

Коэффициент покрытия экспортом импорта 1,74 1,88 1,57 1,57

Мировой экспорт, млн дол. США 18 832 791 16 406 967 15 860 881 17 177 323

Мировой импорт, млн дол. США 18 762 833 16 453 455 15 960 482 17 507 492

Доля российского экспорта в мировом 2,64 2,09 1,80 2,08

экспорте, %

Доля российского импорта в мировом 1,53 1,11 1,14 1,30

импорте, %

Источник: составлено авторами на основе [5].

1 Оперируя терминами сырьевого и несырьевого экспорта, указ Президента от 7 мая 2018 года исходит из классификации экспортных товаров, разработанной АО «Российский экспортный центр» совместно с ВАВТ Минэкономразвития России. В общем виде в товарной структуре экспорта выделяются две группы товаров: сырьевые и несырьевые. Главным критерием для отнесения товара к сырью или несырью является степень участия человека в формирования его принципиальных характеристик. Как обособленная группа выделяются несырьевые энергетические товары - переработанное топливо (нефтепродукты, угольный кокс и прочие) и электроэнергия. Несырьевые неэнергетические товары делятся на 3 группы по степени передела. Все несырьевые энергетические товары, кроме электроэнергии, могут быть отнесены к продукции нижних переделов, электроэнергия - к продукции средних переделов [4]

Таблица 1 свидетельствует, что на протяжении 2014-2016 гг. экспорт и импорт товаров страны сокращался, равно как и их доли в международной торговле. Некоторое оживление российской внешней торговли наблюдалось в 2017 году. Отечественный экспорт и импорт товаров демонстрировали сходную динамику с почти одинаковыми темпами прироста и снижения за исключением 2016 года, в котором экспорт «просел» гораздо ниже, чем импорт. Этому способствовали два обстоятельства, с нашей точки зрения. Во-первых, экспорт сократился за счет уменьшения выручки от продажи нефти и газа, вызванного вступлением энергетического рынка в фазу ценового падения. Во-вторых, импорт уменьшился за счет запрета на ввоз продовольствия из целого ряда стран, поддержавших антироссийские санкции. При этом России все же удалось не допустить перехода сальдо торгового баланса в отрицательную зону, оно осталось положительным.

Для определения тенденции развития Российской Федерации по основным объемным показателям ее внешней торговли были построены уравнения трендов в программе MS Office Excel (рис. 2).

Экспорт России Импорт России Внешнеторговый оборот

России

Рис. 2. Линии трендов показателей внешней торговли России в 2014-2017 гг., млн долл. США.

Исследованием было установлено, что все линии тренда основных показателей внешней торговли России близки к квадратной полиномиальной зависимости с высокими коэффициентами детерминации (R2 колеблется от 0,9767 до 0,9995). Выявленный тренд позволяет сделать вывод о том, что в среднесрочном периоде внешняя торговля России прошла «дно», и в настоящее время наблюдается ее некоторое оживление. Об этом свидетельствуют также данные Monthly Bulletin of Statistics Online о положительных темпах прироста российского экспорта и импорта за первое полугодие 2018 года.

Таким образом, очевидно, что в период турбулентности 2014-2017 года во внешней торговле Российской Федерации произошли изменения. Эти же выводы подтверждают и построенные нами уравнения трендов российских экспорта, импорта и внешнеторгового оборота. Это означает, что Российская Федерация начала постепенно адаптироваться к условиям турбулентности и налаживать свои внешнеторговые отношения.

Текущий кризис, идущий на фоне резкого и продолжительного снижения мировых цен на энергоресурсы и с участием совершенно нового фактора - санкций, повлиял не только на объемы и динамику внешней торговли России, но и на ее структуру (табл. 2).

Таблица 2

Виды товаров, на которые пришлась основная доля экспортных поставок России в

2014-2017 гг., %

№ п/г Наименование вида товара 2014 2015 2016 2017

1 Минеральные продукты 70,4 63,8 59,2 60,4

2 Металлы и изделия из них 8,1 9,6 10,1 10,4

3 Продукция химической промышленности 5,9 7,4 7,3 6,7

4 Машины, оборудование и транспортные средства 5,3 7,4 8,6 7,9

5 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 3,8 4,7 6,0 5,8

6 Драгоценные металлы и камни 2,4 2,3 3,1 3,1

7 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,3 2,9 3,4 3,3

8 Прочие 1,8 1,9 2,3 2,4

9 Всего 100 100 100 100

Систематизировано по источнику [6]

Наибольшая доля в экспорте России в 2014-2017 гг. приходилась на минеральные продукты. В начале анализируемого периода они составляли 70,4 % от общего объема экспорта. На протяжении 2015-2016 гг. доля минеральных продуктов постепенно снижалась. Далее за 2017 г наблюдался ее небольшой цепной прирост на 1,2 процентных пункта.

Второй по размеру экспортной доли на протяжении рассматриваемого периода была товарная группа «Металлы и изделия из них» с явной положительной динамикой в товарной структуре экспорта с 8,1 % в 2014 году до 10,4 % в 2017 году.

Доли остальных товарных групп имели наименьшее значение в 2014 году, к 2016 году они несколько выросли с последующим небольшим снижением за 2017 год.

Также представляет интерес анализ динамики доли российского импорта (табл. 3).

Таблица 3

Виды товаров, на которые пришлась основная доля импортных поставок

Российской Федерации в 2014-20 17 гг., %

№ п/п Наименование вида товара 2014 2015 2016 2017

1 Машины, оборудование и транспортные средства 44,8 42,9 44,3 45,6

2 Продукция химической промышленности 16,2 18,6 18,5 17,7

3 Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 13,9 14,5 13,7 12,7

4 Металлы и изделия из них 6,7 6,4 6,2 6,9

5 Текстиль и обувь 7,3 5,9 6,0 6,0

6 Минеральные продукты 2,5 2,7 1,8 2,0

7 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 2,1 2,0 1,9 1,6

8 Прочие 6,5 7 7,6 7,5

9 Всего 100 100 100 100

Систематизировано по источнику [6]

Наибольшую часть в импорте товаров России в 2014-2017 гг. составили машины, оборудование и транспортные средства. В начале периода на них приходилось 44,8 % от общего объема импорта, а к концу периода уже 45,6 %. Цепной прирост на 2,4 процентных пункта в 2015 году доли продукции химической промышленности сменился снижением вплоть до 2017 года. Доля импорта продовольственных товаров также сократилась с 13,9 % в 2014 г. до 12,7 % в 2017 году.

Проведенный анализ показал, что наряду с определенными успехами в диверсификации товарной структуры экспорта России в сторону несырьевых товаров, пока ключевое место в экспорте страны продолжает занимать сырье, в частности минеральные продукты.

Период турбулентности оказал заметное влияние на географическую структуру внешней торговли Российской Федерации. Введенные западными странами в 2014 году санкции ограничили часть поставок из России на территорию ряда государств. Контрсанкции РФ также оказали свое влияние на импорт продукции из некоторых стран.

Таблица 4

Доли стран мира во внешнеторговом обороте Российской Федерации

в 2014 1—2017 гг., %

№ п/п Наименование группы стран 2014 2015 2016 2017

1 Китай 11,29 12,08 14,13 14,89

2 Германия 8,95 8,70 8,70 8,56

3 Нидерланды 9,35 8,35 6,90 6,76

4 Беларусь 4,02 4,60 5,01 5,17

5 Италия 6,19 5,82 4,23 4,10

6 США 3,73 3,98 4,33 3,97

7 Турция 3,97 4,44 3,39 3,70

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Южная Корея 3,49 3,43 3,24 3,30

9 Япония 3,93 4,05 3,43 3,13

10 Казахстан 2,69 2,95 2,79 2,95

11 Польша 2,94 2,62 2,79 2,82

12 Франция 2,34 2,22 2,84 2,65

13 Украина 3,56 2,84 2,19 2,20

14 Великобритания 2,47 2,13 2,22 2,18

15 Финляндия 2,04 1,85 1,93 2,11

16 Бельгия 1,63 1,61 1,71 1,66

17 Индия 1,22 1,49 1,65 1,60

Систематизировано по источнику [6]

Здесь явно прослеживаются следующие тенденции (табл. 4):

1) Сохранение традиционных партнерских отношений с крупными европейскими странами, прежде всего с Германией и Нидерландами.

2) Постепенная переориентация экспортных и импортных товарных потоков на внешние рынки Азии и стран Востока.

3) Турбулентные внешнеторговые отношения с Турцией, Египтом и подобными странами, экономические связи с которыми очень зависимы от колебаний политической конъюнктуры.

Несмотря на некоторые изменения в географической структуре внешней торговли Российской Федерации за 2014-2017 гг., основными партнерами страны среди групп остались страны ОЭСР и страны ЕС. Однако Россия находится в поиске новых торговых партнеров и активно сотрудничает со странами ЕАЭС и АТЭС.

80 60 40 20 0

1 9 Р

57

' 1,7 7'3 ' 2,5 ^ ' 3,5 9,1 ' 3,4

2014 2015 2016 2017

СНГ ОЭСР "ЕС ОПЕК АТЭС "ЕАЭС

Рис. 3. Доли группировок стран в экспорте РФ в 2014-2017 гг., % Систематизировано по источнику [6]

За анализируемый период в объеме российского экспорта уменьшилась доля стран ОЭСР и ЕС на 6,6 и 7,4 процентных пункта соответственно. Часть российского экспорта, приходящаяся на страны СНГ, АТЭС и ЕАЭС увеличилась за рассматриваемый период на 0,5; 2,6 и 2,1 процентных пункта соответственно (рис. 3).

80 60 40 20 0

58,6

4 1,3 36,2 38 >,4 37,9 38 ,3 39,9

1 г ■ 1 1 1 1 .„ I □ 1 (

Г 0 ,8 7,2 1 N 7'6|| 1 1,1

53,1

Ш2 4 2

2 40,3 2

7,8

2014 2015 2016 2017

■ СНГ ОЭСР "ЕС ОПЕК АТЭС "ЕАЭС

Рис. 4. Доли группировок стран в импорте РФ в 2014-2017 гг., %

Систематизировано по источнику [6]

За 2014-2017 годы наибольший прирост доли в объеме импорта РФ пришелся на страны АТЭС: с 36,2 % в 2014 году до 40,3 % на 4,1 процентных пункта. Также за анализируемый период увеличение доли в общем объеме российского импорта показали страны ОПЕК и ЕАЭС на 1,2 и 0,6 процентных пункта соответственно.

Часть российского импорта, приходящаяся на страны ОЭСР, СНГ и ЕС, уменьшилась на 5,5; 0,7 и 3,1 процентных пункта соответственно (рис.4).

На восточном направлении в политике России все более явно прослеживается стратегия создания более сбалансированных отношений с ключевыми странами в

Тихоокеанской Азии - с Китаем, Индией, Вьетнамом, Южной Кореей, Японией. Она также активно работала в многосторонних форматах - АТЭС.

Динамика развития на постсоветском пространстве в рамках интеграционных объединений полностью укладывается в новейшие общемировые тренды: страны-члены ЕАЭС, с одной стороны, стремятся к извлечению максимальной выгоды из нового экономического союза. С другой стороны, они все больше руководствуются открыто провозглашаемым принципом «национального эгоизма», получившим сегодня невероятную популярность в международных отношениях вплоть до появившихся формулировок о торговых войнах между крупнейшими державами. Институциональные и технические проблемы ЕАЭС (что явственно проявилось на саммите Союза в Санкт-Петербурге в конце декабря 2016 г.) усугубились финансово-экономическими трудностями, возникшими как в результате санкционного давления Запада на Россию (и российских контрсанкций), так и падения цен на энергоносители и курса рубля. Протекционистские решения России встречают ответный протекционизм со стороны Белоруссии. Высказывает особые пожелания Киргизия. И, скорее всего, можно спрогнозировать, что дальнейшее поступательное развитие евразийской интеграции будет сопровождаться большим количеством вопросов, решение которых будет требовать дополнительных усилий и компромиссов стран-партнеров в целях достижения общих интересов и взаимовыгодного сотрудничества.

Эффективное управление российской внешней торговлей требует также глубокого осмысления ее объективных трудностей. Как показал анализ литературы [7], [8], [9], [10], большинство исследователей выделяют следующие основные проблемы внешней торговли РФ:

• невысокая степень включенности в международную торговлю;

• недиверсифицированность внешней торговли;

• низкая доля высокотехнологичного экспорта;

• сокращение импорта инвестиционных товаров;

• высокая доля экспорта ресурсов;

• нестабильность мировых нефтяных цен;

• девальвация рубля, ведущая к удорожанию импорта;

• зависимость от стран-транзитеров, особенно при экспорте нефти и газа с использованием трубопроводного транспорта;

• торговля с офшорами, что может быть связано с отмыванием денег;

• санкции стран Запада;

• закрытость экономики, которая ведет к ограничению конкуренции со стороны более качественных и инновационных товаров на мировом рынке.

Среди проблем внешней торговли России выделяются два различных типа. Одни берут свое начало во время периода турбулентности (западные санкции; падение нефтяных цен; ослабление национальной валюты), в то время, как другие (недиверсифицированность экспорта, низкая доля инновационных товаров, слабое участие в глобальных цепочках стоимости) стоят остро уже достаточно давно и, к сожалению, так и не были своевременно решены.

В заключительной части исследования представляется возможным дать комплексный анализ сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей внешней

торговли России с выходом на инструменты стратегического управления ее развитием. Ниже приводятся результаты анализа (табл. 5)

Таблица 5

_TOWS Matrix внешней торговли России за 2014-2017 гг._

Шансы — О - Наращивание торгового сотрудничества со странами с высокими темпами экономического роста. - Возможность создания инновационных экспортоориентированных отраслей экономики. - Намерения ряда западных политиков смягчить или снять санкции. - Потенциал для развития несырьевого экспорта. - Возможный рост нефтяных цен. - умеренная девальвация рубля Угрозы — T - Нестабильность международных рынков. - Затяжной период выхода мировой экономики из кризиса. - Сохранение политического и экономического давления на Россию. - Противоречия целей участников ЕАЭС и прочих группировок стран с участием России. - Геополитическая мировая нестабильность. - Разрыв связей с традиционными партнерами. - Зависимость от стран-транзитеров.

Сильные стороны — S - Высокая степень географической диверсификации внешней торговли. - Конкурентные преимущества в цене в связи со слабым рублем. - Широкие возможности экспорта природных ресурсов. - Участие в региональных интеграционных объединениях (ЕАЭС и др.). - Положительное сальдо внешней торговли - наличие эффективных инструментов стратегического управления внешней торговлей SO - Наращивание торгового сотрудничества со странами с высокими темпами экономического роста ведет к росту внешнеторгового оборота России и его географической диверсификации. - Возможность создания инновационных экспортоориентированных отраслей экономики, реализация потенциала для развития несырьевого экспорта и умеренная девальвация рубля увеличат положительное сальдо внешней торговли. ST - Конкурентные преимущества в цене компенсируют нестабильность мировых цен. - Участие в региональных интеграционных объединениях сокращает негативные эффекты от давления со стороны третьих стран и позволяет адаптироваться к затяжному периоду выхода мировой экономики из кризиса и геополитической мировой нестабильности. - Широкие возможности экспорта природных ресурсов позволяют сохранить за Россией роль нетто-экспортера. - Наличие эффективных инструментов стратегического управления внешней торговлей поможет преодолеть противоречия целей участников ЕАЭС и прочих группировок стран с участием России.

Слабые стороны — W - Закрытость экономики - Низкая степень товарной диверсификации экспорта. - Преобладание экспорта продукции низкой степени переработки. - Дороговизна импорта из-за дешевого рубля. - Низкие цены на российскую нефть. WO - Намерения ряда западных политиков смягчить повысить степень включенности России в международную торговлю. - Создание инновационных отраслей и развитие несырьевого экспорта диверсифицируют товарную структуру внешней торговли и решают проблему экспорта продукции низкой степени переработки. - Умеренная девальвация рубля позволит компенсировать негативное влияние низких цен на российскую нефть за счет роста экспорта - Возможный рост нефтяных цен позволит укрепить курс рубля, что сделает более дешевым импорт товаров, импортозамещение которых в России затруднено WT - Нестабильность международных рынков затрудняет управление международной торговлей. - Сохранение экономического и политического давления и геополитическая нестабильность могут усугубить разрыв мирохозяйственных связей и дороговизну импорта. - Зависимость от стран-транзитеров затрудняет реализацию экономических интересов России

Перспективы долгосрочного роста российской экономики во многом зависят от успеха формирования новой модели встраивания в мировые рынки, характеризующейся

более диверсифицированной структурой экспорта (товарной и пространственной) и созданием условий для устойчивого притока капитала, вплоть до превращения России из страны традиционного чистого капитального экспортера в чистого импортера (развитие национальных ри11-факторов). [11]

Итак, в условиях экономических санкций для реализации Россией адекватной внешнеторговой политики импортозамещения, перехода к несырьевому высокотехнологичному экспорту и продвижения на новые рынки восточноазиатского направления необходимо использование соответствующих инструментов стратегического управления. Приведем ниже наиболее важные из них.

Первая группа - политико-дипломатические инструменты, позволяющие отстаивать национальные интересы России в мировом сообществе внеэкономическим путем. Включают результативное участие России в международных организациях и группах действий, таких как G20, АТЭС, ОПЕК, ЛАГ, МАГАТЭ, ШОС и др. К ним также относится тщательная подготовка и проведение двусторонних государственных переговоров, консультации в рамках глобальных организаций, членом которых является Россия (ВТО, ОЭСР), а также заключение соглашений о торговом и экономическом сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Вторая группа - экономические инструменты. Сюда включается весь комплекс мер поддержки отечественных экспортеров, особенно работающих в несырьевом и неэнергетическом секторе; экономическая защита интересов отечественных компаний, подпадающих не только под западные санкции, но и под дискриминационные тарифные ограничения (экспортеры стали, ГГ-продуктов и др.). Ключевую роль отводим инструментам интеграции в рамках ЕАЭС.

Третья группа - организационные и кадровые инструменты. Речь идет о поддержке участия в зарубежных выставках и ярмарках, проведения бизнес-миссий, о привлечении внешнеторговых представительств России в зарубежных странах к продвижению и рекламированию отечественной продукции и поиску потенциальных покупателей на внешних рынках. К этому можно добавить необходимость существенного расширения как по спектру профилей, так и в территориальном разрезе подготовки в государственных вузах специалистов в области внешнеторговой деятельности. Российские компании испытывают большой дефицит по таким узким специальностям, как экспорт-менеджеры, риск-менеджеры по ВЭД, экономисты-международники, владеющие деловым иностранным языком, бухгалтеры и аудиторы, специализирующиеся на международных стандартах финансовой отчетности.

Четвертая группа - информационные и консультационные инструменты как наиболее диверсифицированная группа среди средств стратегического управления. Они охватывают оказание помощи предприятиям-экспортёрам в поиске квалифицированных кадров; содействие их подготовке через центры промышленных компетенций и инженерные школы; выполнение запросов предприятий по поиску кооперационных возможностей в сфере экспортоориентированного производства; услуги по бизнес-планированию и инвестиционному проектированию; составление инфраструктурных, логистических и процессных дорожных карт для формирования и реализации внешнеэкономической деятельности компаний) [12, с. 68].

Особое место в системе институтов поддержки экспорта занимает Российский экспортный центр, созданный в 2015 году, который предлагает эффективные стратегические инструменты поддержки внешнеторговой деятельности предприятий. Среди этих инструментов наиболее востребованы следующие [4]:

- консультирование по вопросам таможенного администрирования;

- консультирование по вопросам логистики;

- таможенное оформление;

- консультирование по вопросам преодоления торговых ограничений на внешних рынках;

- консультирование по вопросам валютного контроля;

- консультирование по вопросам заключения экспортного контракта на поставку товаров;

- предоставление онлайн материалов по процедурам валютного контроля;

- консультирование об условиях экспортного контракта;

- консультирование по вопросам подтверждения обоснованности применения процентной ставки НДС и др.) [4].

Представленные основные инструменты стратегического управления современной внешней торговлей России могут быть успешно использованы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а некоторые из них - естественно, в доработанном виде и при согласовании всех сторон - и в форматах евразийской экономической интеграции.

ВЫВОДЫ

В целом можно сделать вывод о том, что стратегическое управление внешней торговлей России будет испытывать в обозримом будущем как давление со стороны ограничительных факторов, так и влияние прогрессивных тенденций роста. В качестве сдерживающих факторов для российской внешней торговли сохранятся международная напряженность, негативные последствия санкций, нестабильность мировой энергетической политики, волатильность нефтяных цен, тревожные инфляционные ожидания внутри российской экономики. С другой стороны, такая ситуация является мощным стимулом для развития национальной системы поддержки экспорта, географической диверсификации зарубежных продаж с акцентом на азиатские страны и другие развивающиеся рынки, формирования в рамках политики импортозамещения производств, обладающих экспортным потенциалом) [13, с.13].

В условиях системных трансформаций миропорядка России потребуется реализация всех рассмотренных групп инструментов стратегического управления внешней торговлей и поиск новых возможностей для продвижения своих внешнеторговых интересов.

Список литературы

1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: [указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204] // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017)] // Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» // СПС «Консультант Плюс»

4. Официальный сайт Российского экспортного центра [Электронный ресурс]. URL: https://exportcenter.ru/

5. Monthly Bulletin of Statistics Online // Официальный сайт UNSD [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/unsd/mbs/app/DataView.aspx?tid=34&cid=643&yearfrom=2014&yearto=2017&p=Y

6. Статистика внешней торговли РФ // Официальный сайт ФТС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru

7. Россия и мир: 2017. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Рук. проекта: А. А. Дынкин, В. Г. Барановский; отв. ред.: Г. И. Мачавариани, И. Я. Кобринская. М.: ИМЭМО РАН,

2016, 166 с.

8. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики «Внешняя торговля: переход к восстановлению». 2017. № 40 (декабрь) [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/17665.pdf

9. Department of Economic and Social Affairs Statistics Division, Trade by country trade [Электронный ресурс]. URL: https://comtrade.un.org/pb/downloads/2016/ITSY2016VolI.pdf

10. Доклад о торговле и развитии, 2017 год // Конференция ООН по торговле и развитию. Женева.

2017. [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2017_en.pdf

11. Центр исследования экономической политики ЭФ МГУ им. М. В. Ломоносова. Стратегическое управление развитием российской экономики в условиях мировой турбулентности: аналитический доклад [Электронный ресурс]. URL: https://www.econ.msu.ru/ext/lib/News.pdf

12. Андреева Е. Л., Соболев А. О., Ратнер А. В., Внешнеторговые связи Свердловской области и их перспективы с учётом новых ориентиров развития несырьевого экспорта // Российский внешнеэкономический вестник, 2017. № 2. С. 55-70.

13. Спартак А. Н. Перестройка в российском экспорте // Российский внешнеэкономический вестник, 2017. № 4. С. 3-13.

Статья поступила в редакцию 26.11.2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.