Научная статья на тему 'Некоторые аспекты становления и развития индивидуально-гражданского типа права и государства в России'

Некоторые аспекты становления и развития индивидуально-гражданского типа права и государства в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
417
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛИБЕРТАРНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРАЖДАНСКИЙ ТИП ПРАВА И ГОСУДАРСТВА / СОСЛОВИЯ / ПРАВА / ОБЯЗАННОСТИ / LIBERTARIAN JURIDICAL TYPOLOGY / INDIVIDUAL-CIVIL TYPE OF LAW AND STATE / CLASSES / RIGHTS / OBLIGATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дружинина А.В.

В статье исследуются некоторые аспекты становления и развития индивидуальногражданского типа права и государства в России. В основе деления государства и права на типы находится либертарное правопонимание. Либертарно-юридическая типология выдающегося ученого, академика РАН В.С. Нерсесянца выделяет: этнический тип права и государства, при котором человек представлял ценность как часть этноса; сословный тип права и государства, где в зависимости от пользы, которое сословие приносило государству, и даровались определенные права и привилегии; и только при индивидуально-гражданском типе права и государства человек самоценен как самостоятельный политический индивид с присущими ему правами и свободами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of individual civil type law and state formation and development in Russia

The article examines some aspects of the formation and development of individual-civil type of law and state in Russia. Libertarian law approach is the basis of the state and law division into types. Libertarian juridical typology created by an outstanding scientist, academician of RAS V.S. Nersesyants highlights: ethnic type of law and state in which a person is of value as a part of the ethnic group; class type of law and state, where, depending on use, which class brought to the state, certain rights and privileges are granted; and individual-civil type of law and state where a man is valuable as an independent political person with inherent rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты становления и развития индивидуально-гражданского типа права и государства в России»

ISSN 2313-1152

Дружинина А.В.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОГО ТИПА ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

В настоящей статье в основе деления государства и права на определенные типы находится либертарно-юридическая типология выдающегося исследователя в сфере теории и истории права В.С. Нерсесянца. Представляется, что предложенную ученым и его последователями типологию государства и права можно представить следующим образом: от неопределенности, способствующей государственному произволу, к законодательному закреплению прав и обязанностей индивида или иными словами от полной несвободы всех к свободе и равенству для всех. В целом, по учению В.С. Нерсесянца, в мировом масштабе право и государство в своем развитии прошли:

- этнический тип права и государства, где свободные люди являлись субъектами, а несвободные - объектами права и государства. Так, человек в Древней Греции и Риме не мыслился вне государства, и наделялся определенными правами и свободами только как часть социума (как гражданин). «Афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины (civitas), римскими гражданами и субъектами римского права (ius сш1е) - лишь квириты (исконные римляне)» [7, с. 243].

- сословный тип права и государства, где «каждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъектности и государствосубъектности сочетается с межсословным неравенством - неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов» [7, с. 244]. В это время основой мировоззрения являются религиозно-нравственные нормы и принципы, согласно которым все люди являются потомками первородного греха и поэтому одинаково греховны. Однако законодательство не следовало этим учениям и строго подразделяло подданных на сословия. Различия в правовом, социально-экономическом и политическом положении российских подданных воспринимались верховной властью и обществом как справедливые. Считалось, что сословия должны иметь определенные права и свободы в зависимости от обязанностей перед государством и от той пользы (блага), которую они приносили.

В Новое время осуществляется переход к индивидуально-гражданскому типу права и государства, при котором «человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия» [7, с. 244]. Одновременно формируется и концепция рационального естественного права, которая преобразовала идеи античных и средневековых учений. Она была разработана в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т Джефферсона и других ученых. Взгляды мыслителей Нового Времени оказали влияние не только на дальнейшее развитие идеи правового государства в истории общественно-политической мысли, но и на законодательство, закрепляющее

12

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

юридический статус граждан и подданных европейских государств.

В документах буржуазных революций XVII-XVIn веков впервые в истории были четко сформулированы элементы юридического статуса граждан. «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями» («Habeas Corpus Amendment Act») 1679 г. (Англия), Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1789 г. (США), Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) и др. провозгласили основные права и свободы человека и гражданина: право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, жилища, процессуальные гарантии прав граждан и т.д.

В России же на протяжении столетий история отличалась пренебрежением к праву. Предпочтение всегда отдавалось интересам государства как системы, поглощающей личность. Это определило и специфическое представление о справедливости, которая отождествлялась с защитой интересов коллектива или государства в целом. Данным обстоятельством объясняется и господствующее представление о дарованном характере прав и свобод российских подданных.

Можно выделить 3 этапа законодательного оформления юридического статуса подданного в России. На первом этапе происходит окончательное оформление сословного статуса российского подданного (XVIII-первая половина XIX вв.), а, следовательно, и сословного типа права и государства. После реформ Петра I окончательно оформилось «общее крепостное состояние сословий» [11, с. 18]. Действительно, сословия всецело были закрепощены государством. Непривилегированные сословия (горожане и сельские обыватели) подчинялись также власти общины, а крепостные - и воле своего владельца.

До 1762 года (времени издания Манифеста Петра III, которым он освободил дворян от обязательной государственной службы) о закрепленных законом неотъемлемых правах подданных речи не шло, так как идеи о правах личности подрывали укоренившуюся стабильность российского общества. Б.Н. Чичерин писал: «Вольности дворянства были началом свободы в России... Таково значение привилегированных сословий в неограниченной монархии. Привилегии составляют изъятие от тяжестей, но вместе с тем и от произвола: они дают исключительное право, но все-таки право» [15, с. 61].

Екатерина II 21 апреля 1785 года Жалованной грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства [8] даровала «первой опоре престола» неприкосновенность личности и незыблемое право частной собственности. В правление императрицы были также созданы дворянские собрания и губернские учреждения и т.д. Определенные привилегии городских обывателей содержались в Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской Империи (от 21 апреля 1785 года) [9].

При Николае I в ходе систематизации законодательства окончательно оформился юридический статус «природных подданных» всех сословий в Российской Империи: дворянства, духовенства, городских жителей и сельских обывателей. По-прежнему наиболее привилегированным сословием продолжало оставаться дворянство, были подтверждены преимущества «первой опоры трона», «дарованные» еще Екатериной II. Крестьянство оставалось самым бесправным и незащищенным сословием в Российской Империи.

13

ISSN 2313-1152

Второй этап связан с «эпохой великих реформ» и знаменует зарождение элементов всесословного статуса российского подданного (сер. XIX-нач. XX вв.), который в свою очередь знаменует становление индивидуально-гражданского типа права и государства. При Александре II в 1861 году от крепостной зависимости были освобождены крестьяне: 19 февраля 1861 года император подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта» [10]. Получив определенные гражданские права и свободы, крестьяне, все-таки были ограничены в своих правах по сравнению с другими сословиями. Эти ограничения существовали в российском законодательстве вплоть издания в 1906 году именного Высочайшего Указа «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» [12].

Сословный тип организации государства и соответствующее ему законодательство стали сменяться пробуржуазной системой политических и юридических институтов лишь с середины XIX века. Отсюда позднее появление представлений об универсальных правах и обязанностях подданного, не зависящих от сословного статуса.

Длительное сохранение в России монархии абсолютистского образца, сословного строя и крепостного права привело к тому, что до середины XIX века не существовало понятия единого субъекта права. Только в 1861 г. точно определилось в нашем гражданском праве общее понятие «лица» [2, с. 401]. До этого времени выделить права «лиц вообще» не представлялось возможным и необходимым, так как в России в рассматриваемый период существовали разные состояния: дворяне, лица духовного звания, городские и сельские жители, каждое из которых было наделено собственным объемом прав.

Крестьянская реформа 1861 года положила начало другим «Великим реформам»: в сфере образования в 1863-1864 гг.; суда (1864 г.); земств (1864 г.); цензуры (1865 г.) -была отменена предварительная цензура, теперь наказание могло налагаться на прессу только за уже появившиеся статьи; военного дела (1874 г.); также была проведена городская реформа (1870 г.). Именно реформы 60-70-х годов XIX века ознаменовали новый период в развитии сословного государства и права в России. Они способствовали превращению крепостнической России в свободную; начинает зарождаться институт гражданственности, несмотря на последующие контрреформы.

Наконец, третий этап знаменует собой оформление конституционных начал унифицированного юридического статуса российского подданного (1905-1906 гг.) и укрепление индивидуально-гражданского типа права и государства. С.Ю. Витте в Записке о необходимости политических реформ, представленной Николаю II 9 октября 1905 года писал, что с 1861 года «Россия вступила на путь обновления государственных форм на началах обеспеченной гражданской свободы. Сорокалетняя затем реакция - сначала эпизодическая, потом сплошная, - несмотря на неимоверные усилия, идейного прогресса не остановила. Она лишь свернула его с прямой дороги, расколола правительство и идейно сильную часть общества на два враждебных стана и привела в тупик. В одном стане раздалось: так дальше жить нельзя. В другом - почувствовалась необходимость уступок» [1, с. 579].

На начало XX века пришелся пик народного возмущения действиями верховной

14

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

власти. Именно под воздействием недовольства народа своим бесправным положением, Николай II был вынужден «даровать» либерально-демократические права и свободы российским подданным [5]. В царском Манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [13].

23 апреля 1906 года последний русский самодержец Николай II утвердил Основные законы Российской Империи. Перечень продекларированных прав и свобод российских подданных был несколько увеличен по сравнению с Манифестом 1905 года [6]. Важность принятия данных правовых актов не стоит недооценивать, так как они явились основой для разработки законодательства об уравнении в правах и свободах всех сословий Российской Империи, что, в конечном счете, и привело к уничтожению сословий, которое осуществили большевики Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [4, с. 72].

Существует точка зрения, что в Российской Империи существовала «полусвобода государственных подданных», так как верховной властью принимались только «полумеры, полузаконы, полушаги» [3, с. 20-21]. С этим можно согласиться, поскольку при неограниченной власти монарха (как в России, так и за рубежом) гарантировать весь комплекс прав и свобод подданных в полном объеме в принципе невозможно. При абсолютной монархии отсутствуют, например, такие важные политические права подданных, как избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления. То есть при такой форме правления, юридический статус подданного, в любом случае, существует в ограниченном объеме.

Тем не менее, «борьба» общества за право постепенно приносила свои плоды. Отчасти играло свою роль и желание российских монархов сохранить Россию в ряду передовых держав мира. Представленный в настоящей статье материал доказывает, что с середины XIX века по начало XX века словный тип права постепенно преобразуется в гражданский, а институты самодержавия понемногу начинают сочетаться с народным представительством. Следовательно, развитие юридического статуса индивида - один из элементов развития индивидуально-гражданского типа права и государства.

15

ISSN 2313-1152

Литература

1. Витте С.Ю. Записка о необходимости политических реформ, представленная Николаю II (9 октября 1905 г.) // Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.-сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. М., 2000.

2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.

1995.

3. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998.

4. Декреты Советской власти. TI. М., 1957.

5. Дружинина А.В. Оформление конституционных начал индивидуальногражданского типа права (1905-1906 гг.) // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1.

6. Дружинина А.В. Юридический статус подданного в «Основных законах Российской Империи» от 23 апреля 1906 года // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2.

7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.

8. Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. I. TXXTT. № 16187.

9. Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. I. Т XXII. № 16188.

10. Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. II. T XXXVI. Отд.

1. № 36650.

11. Правовое государство, личность, законность. М., 1997.

12. СУ. Отд.1. 5 окт. 1906 г.

13. СУ. 1905. Отд. I. .Ст. 1658.

14. СУ. 1906. Отд. I. Ст. 603.

15. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.