ISSN 2313-1152
Дружинина А.В.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРАЖДАНСКОГО ТИПА ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
В настоящей статье в основе деления государства и права на определенные типы находится либертарно-юридическая типология выдающегося исследователя в сфере теории и истории права В.С. Нерсесянца. Представляется, что предложенную ученым и его последователями типологию государства и права можно представить следующим образом: от неопределенности, способствующей государственному произволу, к законодательному закреплению прав и обязанностей индивида или иными словами от полной несвободы всех к свободе и равенству для всех. В целом, по учению В.С. Нерсесянца, в мировом масштабе право и государство в своем развитии прошли:
- этнический тип права и государства, где свободные люди являлись субъектами, а несвободные - объектами права и государства. Так, человек в Древней Греции и Риме не мыслился вне государства, и наделялся определенными правами и свободами только как часть социума (как гражданин). «Афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины (civitas), римскими гражданами и субъектами римского права (ius сш1е) - лишь квириты (исконные римляне)» [7, с. 243].
- сословный тип права и государства, где «каждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъектности и государствосубъектности сочетается с межсословным неравенством - неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов» [7, с. 244]. В это время основой мировоззрения являются религиозно-нравственные нормы и принципы, согласно которым все люди являются потомками первородного греха и поэтому одинаково греховны. Однако законодательство не следовало этим учениям и строго подразделяло подданных на сословия. Различия в правовом, социально-экономическом и политическом положении российских подданных воспринимались верховной властью и обществом как справедливые. Считалось, что сословия должны иметь определенные права и свободы в зависимости от обязанностей перед государством и от той пользы (блага), которую они приносили.
В Новое время осуществляется переход к индивидуально-гражданскому типу права и государства, при котором «человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия» [7, с. 244]. Одновременно формируется и концепция рационального естественного права, которая преобразовала идеи античных и средневековых учений. Она была разработана в трудах Г. Гроция, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Т Джефферсона и других ученых. Взгляды мыслителей Нового Времени оказали влияние не только на дальнейшее развитие идеи правового государства в истории общественно-политической мысли, но и на законодательство, закрепляющее
12
Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015
юридический статус граждан и подданных европейских государств.
В документах буржуазных революций XVII-XVIn веков впервые в истории были четко сформулированы элементы юридического статуса граждан. «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями» («Habeas Corpus Amendment Act») 1679 г. (Англия), Декларация независимости 1776 г., Билль о правах 1789 г. (США), Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция) и др. провозгласили основные права и свободы человека и гражданина: право на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, жилища, процессуальные гарантии прав граждан и т.д.
В России же на протяжении столетий история отличалась пренебрежением к праву. Предпочтение всегда отдавалось интересам государства как системы, поглощающей личность. Это определило и специфическое представление о справедливости, которая отождествлялась с защитой интересов коллектива или государства в целом. Данным обстоятельством объясняется и господствующее представление о дарованном характере прав и свобод российских подданных.
Можно выделить 3 этапа законодательного оформления юридического статуса подданного в России. На первом этапе происходит окончательное оформление сословного статуса российского подданного (XVIII-первая половина XIX вв.), а, следовательно, и сословного типа права и государства. После реформ Петра I окончательно оформилось «общее крепостное состояние сословий» [11, с. 18]. Действительно, сословия всецело были закрепощены государством. Непривилегированные сословия (горожане и сельские обыватели) подчинялись также власти общины, а крепостные - и воле своего владельца.
До 1762 года (времени издания Манифеста Петра III, которым он освободил дворян от обязательной государственной службы) о закрепленных законом неотъемлемых правах подданных речи не шло, так как идеи о правах личности подрывали укоренившуюся стабильность российского общества. Б.Н. Чичерин писал: «Вольности дворянства были началом свободы в России... Таково значение привилегированных сословий в неограниченной монархии. Привилегии составляют изъятие от тяжестей, но вместе с тем и от произвола: они дают исключительное право, но все-таки право» [15, с. 61].
Екатерина II 21 апреля 1785 года Жалованной грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства [8] даровала «первой опоре престола» неприкосновенность личности и незыблемое право частной собственности. В правление императрицы были также созданы дворянские собрания и губернские учреждения и т.д. Определенные привилегии городских обывателей содержались в Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской Империи (от 21 апреля 1785 года) [9].
При Николае I в ходе систематизации законодательства окончательно оформился юридический статус «природных подданных» всех сословий в Российской Империи: дворянства, духовенства, городских жителей и сельских обывателей. По-прежнему наиболее привилегированным сословием продолжало оставаться дворянство, были подтверждены преимущества «первой опоры трона», «дарованные» еще Екатериной II. Крестьянство оставалось самым бесправным и незащищенным сословием в Российской Империи.
13
ISSN 2313-1152
Второй этап связан с «эпохой великих реформ» и знаменует зарождение элементов всесословного статуса российского подданного (сер. XIX-нач. XX вв.), который в свою очередь знаменует становление индивидуально-гражданского типа права и государства. При Александре II в 1861 году от крепостной зависимости были освобождены крестьяне: 19 февраля 1861 года император подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей, и об устройстве их быта» [10]. Получив определенные гражданские права и свободы, крестьяне, все-таки были ограничены в своих правах по сравнению с другими сословиями. Эти ограничения существовали в российском законодательстве вплоть издания в 1906 году именного Высочайшего Указа «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий» [12].
Сословный тип организации государства и соответствующее ему законодательство стали сменяться пробуржуазной системой политических и юридических институтов лишь с середины XIX века. Отсюда позднее появление представлений об универсальных правах и обязанностях подданного, не зависящих от сословного статуса.
Длительное сохранение в России монархии абсолютистского образца, сословного строя и крепостного права привело к тому, что до середины XIX века не существовало понятия единого субъекта права. Только в 1861 г. точно определилось в нашем гражданском праве общее понятие «лица» [2, с. 401]. До этого времени выделить права «лиц вообще» не представлялось возможным и необходимым, так как в России в рассматриваемый период существовали разные состояния: дворяне, лица духовного звания, городские и сельские жители, каждое из которых было наделено собственным объемом прав.
Крестьянская реформа 1861 года положила начало другим «Великим реформам»: в сфере образования в 1863-1864 гг.; суда (1864 г.); земств (1864 г.); цензуры (1865 г.) -была отменена предварительная цензура, теперь наказание могло налагаться на прессу только за уже появившиеся статьи; военного дела (1874 г.); также была проведена городская реформа (1870 г.). Именно реформы 60-70-х годов XIX века ознаменовали новый период в развитии сословного государства и права в России. Они способствовали превращению крепостнической России в свободную; начинает зарождаться институт гражданственности, несмотря на последующие контрреформы.
Наконец, третий этап знаменует собой оформление конституционных начал унифицированного юридического статуса российского подданного (1905-1906 гг.) и укрепление индивидуально-гражданского типа права и государства. С.Ю. Витте в Записке о необходимости политических реформ, представленной Николаю II 9 октября 1905 года писал, что с 1861 года «Россия вступила на путь обновления государственных форм на началах обеспеченной гражданской свободы. Сорокалетняя затем реакция - сначала эпизодическая, потом сплошная, - несмотря на неимоверные усилия, идейного прогресса не остановила. Она лишь свернула его с прямой дороги, расколола правительство и идейно сильную часть общества на два враждебных стана и привела в тупик. В одном стане раздалось: так дальше жить нельзя. В другом - почувствовалась необходимость уступок» [1, с. 579].
На начало XX века пришелся пик народного возмущения действиями верховной
14
Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015
власти. Именно под воздействием недовольства народа своим бесправным положением, Николай II был вынужден «даровать» либерально-демократические права и свободы российским подданным [5]. В царском Манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [13].
23 апреля 1906 года последний русский самодержец Николай II утвердил Основные законы Российской Империи. Перечень продекларированных прав и свобод российских подданных был несколько увеличен по сравнению с Манифестом 1905 года [6]. Важность принятия данных правовых актов не стоит недооценивать, так как они явились основой для разработки законодательства об уравнении в правах и свободах всех сословий Российской Империи, что, в конечном счете, и привело к уничтожению сословий, которое осуществили большевики Декретом ВЦИК и СНК РСФСР 11 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [4, с. 72].
Существует точка зрения, что в Российской Империи существовала «полусвобода государственных подданных», так как верховной властью принимались только «полумеры, полузаконы, полушаги» [3, с. 20-21]. С этим можно согласиться, поскольку при неограниченной власти монарха (как в России, так и за рубежом) гарантировать весь комплекс прав и свобод подданных в полном объеме в принципе невозможно. При абсолютной монархии отсутствуют, например, такие важные политические права подданных, как избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления. То есть при такой форме правления, юридический статус подданного, в любом случае, существует в ограниченном объеме.
Тем не менее, «борьба» общества за право постепенно приносила свои плоды. Отчасти играло свою роль и желание российских монархов сохранить Россию в ряду передовых держав мира. Представленный в настоящей статье материал доказывает, что с середины XIX века по начало XX века словный тип права постепенно преобразуется в гражданский, а институты самодержавия понемногу начинают сочетаться с народным представительством. Следовательно, развитие юридического статуса индивида - один из элементов развития индивидуально-гражданского типа права и государства.
15
ISSN 2313-1152
Литература
1. Витте С.Ю. Записка о необходимости политических реформ, представленная Николаю II (9 октября 1905 г.) // Конституционализм: исторический путь России к либеральной демократии: Сб. документов / Авт.-сост.: А.В. Гоголевский, Б.Н. Ковалев. М., 2000.
2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону.
1995.
3. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М., 1998.
4. Декреты Советской власти. TI. М., 1957.
5. Дружинина А.В. Оформление конституционных начал индивидуальногражданского типа права (1905-1906 гг.) // Государство и право в XXI веке. 2014. № 1.
6. Дружинина А.В. Юридический статус подданного в «Основных законах Российской Империи» от 23 апреля 1906 года // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2.
7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002.
8. Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. I. TXXTT. № 16187.
9. Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. I. Т XXII. № 16188.
10. Полное собрание законов российской империи. СПб., Собр. II. T XXXVI. Отд.
1. № 36650.
11. Правовое государство, личность, законность. М., 1997.
12. СУ. Отд.1. 5 окт. 1906 г.
13. СУ. 1905. Отд. I. .Ст. 1658.
14. СУ. 1906. Отд. I. Ст. 603.
15. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России // Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.
16