Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития высшего педагогического образования в новых условиях социально-политической жизни России (1990-2000 гг. )'

Некоторые аспекты развития высшего педагогического образования в новых условиях социально-политической жизни России (1990-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АКАДЕМИЧЕСКАЯ АВТОНОМИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / СТРУКТУРА / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / АСПЕКТ / ИМПЕРАТИВ / РЕФОРМЫ / ВОСПИТАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / CIVIL SOCIETY / EDUCATIONAL POLICY / ACADEMIC INDEPENDENCE / CONTENT / STRUCTURE / IDENTITY / STATE / ASPECT / IMPERATIVE / REFORM / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещангина Е.И.

В статье рассматриваются социально-экономические, политические преобразования, которые оказали существенное влияние на российское образование в 90-е гг. XX в. Развитие демократического гражданского общества началось с перехода к академической автономии высших учебных заведений, многообразию образовательных учреждений, вариативности образовательных программ и новой культуре воспитания. Эти изменения протекали во всей структуре высшего педагогического образования, что обеспечило оптимальную возможность его развития и совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE NEW CONDITIONS OF SOCIO-POLITICAL LIFE OF RUSSIA (1990-2000)

The article discusses socio-economic, political transformations, which had a significant impact on the Russian education in the 1990-s. Development of the democratic civil society began with the transition to the academic independence of higher education institutions, variety of educational institutions, diversity of educational programs, and the new culture of education. These changes took place in the whole structure of the higher pedagogical education, which provided its optimal development and improvement.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития высшего педагогического образования в новых условиях социально-политической жизни России (1990-2000 гг. )»

УДК 93:378(470 + 571) Мещангина Елена Ивановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ (1990-2000 ГГ.)

Аннотация:

В статье рассматриваются социально-экономические, политические преобразования, которые оказали существенное влияние на российское образование в 90-е гг. XX в. Развитие демократического гражданского общества началось с перехода к академической автономии высших учебных заведений, многообразию образовательных учреждений, вариативности образовательных программ и новой культуре воспитания. Эти изменения протекали во всей структуре высшего педагогического образования, что обеспечило оптимальную возможность его развития и совершенствования.

Ключевые слова:

педагогическое образование, гражданское общество, образовательная политика, академическая автономия, содержание, структура, личность, государство, аспект, императив, реформы, воспитание.

Meshchangina Elena Ivanovna

PhD in History, Assistant Professor, Philosophy and Psychology Department, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

SOME ASPECTS OF THE PEDAGOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN THE NEW CONDITIONS OF SOCIO-POLITICAL LIFE OF RUSSIA (1990-2000)

Summary:

The article discusses socio-economic, political transformations, which had a significant impact on the Russian education in the 1990-s. Development of the democratic civil society began with the transition to the academic independence of higher education institutions, variety of educational institutions, diversity of educational programs, and the new culture of education. These changes took place in the whole structure of the higher pedagogical education, which provided its optimal development and improvement.

Keywords:

pedagogical education, civil society, educational policy, academic independence, content, structure, identity, state, aspect, imperative, reform, education.

Начавшиеся в начале 90-х гг. ХХ в. социально-экономические, политические преобразования в России оказали существенное влияние на российское образование. Эти преобразования повлекли за собой коренную перестройку всей системы педагогического образования. В России началась адаптация к принципиально новым условиям социально-политической жизни, к развитию демократического гражданского общества, наступил переход к академической автономии высших учебных заведений, многообразию образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Эти процессы нашли свое отражение и закрепление в виде законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Насколько далеко мы продвинулись в практической реализации? На наш взгляд, были сделаны лишь первые шаги. Изменения в системе педагогического образования происходили, но не в тех масштабах, как это объективно необходимо. Эти изменения протекали на фоне резкого снижения бюджетного финансирования, несформированности нормативно-правовой базы высшей педагогической школы и старения профессорско-преподавательского состава.

Однако комплексное обновление системы образования не было завершено, в связи с чем его содержание и структура, материальная база, организационно-экономические и управленческие механизмы, статус педагогического работника не стали соответствовать современным потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.

Тем не менее система высшего педагогического образования не только «выжила», но и достаточно полноправно живет и при этом достаточно интенсивно развивается. Она не только выдержала испытание кризисом, но внутренне мобилизовалась и с трудом, но преодолевает свою традиционную инерционность.

В настоящее время комплексная и глубокая модернизация всей системы образования -это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. По-видимому, следует признать, что с самого начала «реформирования» системы образования в России не вполне точно были определены конечные цели этой реформы. В обществе все чаще стали раздаваться голоса о необходимости срочной разработки Национальной доктрины образования, неотложного решения вопросов, связанных с анализом состояния и перспектив развития всей системы образования и высшего педагогического образования в частности.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 14)

Кроме того, переход к рыночной экономике не дал возможности сориентировать цели реформы высшего педагогического образования. Вместе с тем было очевидно, что в прошедшие 90-е гг. бюджетных средств не хватало для решения копившихся годами финансовых и материально-технических проблем. В этих условиях стало необходимым дальнейшее развитие многоканального финансирования педвузов из бюджетов различных уровней, привлечения в систему образования внебюджетных средств за счет расширения дополнительных образовательных услуг и инновационной научной деятельности.

Вместе с тем разразившийся социально-экономический кризис в стране поставил перед системой педагогического образования России целый ряд острых проблем. В решении их определяющей являлась роль профессорско-преподавательского состава. Повышение профессионализма педагогов, соответствующее запросам современной жизни, рассматривается как первостепенная задача и необходимое условие развития и совершенствования всей системы педагогического образования.

Кадровая политика должна обеспечивать оптимальную, качественную структуру кадров высшей школы в соответствии с перспективными требованиями социально-экономического развития страны, именно они определяют процесс формирования и воспитания студента как личности и специалиста. Преподавательский корпус в конечном счете определял содержание и уровень не только собственно высшего профессионального образования, но и последипломного образования, то есть всей системы непрерывного образования в стране.

Через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподаватели вузов имеют возможность получать и постоянно пополнять общекультурные, профессиональные, психолого-педагогические и специальные (по профилю преподаваемых дисциплин) знания.

Обеспечение качества педагогического образования невозможно без развития научных исследований. В частности, сегодня необходимо ориентировать научно-исследовательскую работу педвузов на фундаментализацию. Именно она поможет преодолеть имеющуюся разобщенность естественно-научного и гуманитарного образования. Система педагогического образования должна создаваться на основе сочетания новейших естественно-научных и гуманитарных знаний.

Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, от его качества также зависит успешность подготовки специалистов во всех образовательных структурах.

Высшая педагогическая школа играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Она в значительной мере определяет уровень образованности, духовного, научного и культурного потенциалов общества, его способности к прогрессивному развитию на основе общечеловеческих ценностей, гуманизма, нравственности, демократии.

Высшее профессиональное образование - ключевое звено системы непрерывного образования, поскольку в высшей школе педагогический процесс тесно связан с наукой и производством, сконцентрирована большая часть наиболее квалифицированных научно-педагогических и научных работников.

В наши дни, спустя десятилетия после начала нового пути развития Российского государства, в стране нет единого мнения в оценке современного состояния в целом и высшего педагогического образования в особенности, как нет единства взглядов на философию образования, его миссию и роль в государстве, государственную образовательную политику, доктрину развития образования в России, концепции образовательных реформ, причины кризиса и путей выхода из него, равно как и на стратегию дальнейшего развития.

Процесс формирования государственной политики, направленный на развитие системы педагогического образования в России в начале перестройки, прошел ряд этапов. Новые цели развития и выбор образовательных реформ были сформулированы в 1990-1991 гг. Масштабные реформы в системе высшего образования в 1992-1996 гг. положили начало проектированию системной реформы образования. В 1997-2000 гг. были реализованы основные направления государственной образовательной политики. Действительно, с 1990 г. было принято несколько десятков нормативных документов, отражавших попытки государства ослабить или компенсировать последствия социально-экономических реформ в области высшего педагогического образования.

Однако они не были подкреплены соответствующим механизмом их выполнения, например в части доли финансирования системы высшего педагогического образования от расходной части бюджета. Финансирование образования всегда проводилось по остаточному принципу. В период с 1990 по 1993 гг. объем капиталовложений в образование в целом сократился до 4,7 % и продолжал уменьшаться до 1998 г. (3,45 %) [1, с. 76].

Однако можно отметить, что в последние годы ХХ в. значительно обновилась и пополнилась нормативно-правовая база функционирования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы. Это создало определенные предпосылки и воз-

можности для ее прогрессивного развития. В 90-е гг. ХХ в. происходит абсолютное и относительное увеличение числа преподавателей, имеющих ученую степень кандидата наук (с 6,1 % в 1991 г. до 9,5 % в 2000 г.), и увеличение числа преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук (с 4,2 % в 1991 г. до 8,7 % в 2000 г.) [2, с. 152]. Однако в области аттестации и подготовки научных кадров (кандидатов и докторов наук) предстоит усилить требования к защите диссертаций, тем самым повысив эффективность аспирантуры и докторантуры.

Сегодня развитие высшего педагогического образования невозможно без научных исследований. Основной проблемой является слабость материально-технической базы и недостаточность финансирования. Низкий уровень доли расходов на науку в федеральном бюджете свидетельствует о том, что развитие научно-исследовательских работ фактически не числилось в ряду важных задач развития системы образования. За исследуемый период наблюдается критическое снижение показателя отношений расходов на НИР (с 2,6 % в 1990 г. и до 2,1 % в 2000 г.) [3, с. 207]. Необходимы срочные меры финансовой помощи, так как это не дает возможность активизировать инновационную деятельность высших учебных заведений, в частности педвузов. Необходимо ориентировать научно-исследовательскую работу на фундаментализацию. Именно фундаментализация НИР поможет преодолеть имеющиеся разобщенности естественно-научного и гуманитарного образования. Система педагогического образования должна создаваться на основе сочетания новейших естественно-научных и гуманитарных знаний.

Государственные образовательные стандарты второго поколения отражали специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения. Однако разработка и внедрение нового третьего поколения стандартов высшего профессионального образования позволили обеспечить повсеместный переход на многоуровневую систему высшего образования, дальнейшее укрепление специальностей, повышение эффективности высшего образования на уровне бакалавриата и обеспечение необходимых специализаций, более качественную подготовку на уровне магистратуры. Поскольку перед системой высшего образования встают задачи, связанные с интеграцией РФ в мировое образовательное пространство, то введение уровней бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить экспорт образовательных услуг.

В российской системе образования стала складываться новая культура воспитания в высшей школе. С одной стороны, наблюдается отход от традиционной интерпретации воспитания и прежней системы (внеаудиторной) воспитательной работы, а с другой - изменение механизмов и технологий воспитания не стало областью общественного подхода при разработке его концептуальных и ценностных оснований в освоении высшими педагогическими вузами новых организационных форм и технологий воспитания.

Поэтому в контексте изложенного предстояло решить следующие приоритетные задачи дальнейшего развития высшего педагогического образования:

1. Преодолеть отставание системы педагогического образования от общих процессов обновления высшей школы, сформировать его как опережающее по отношению к практической деятельности образовательных учреждений.

2. Создать комплексные целевые программы подготовки и поддержки педагогических кадров высшей школы.

3. Привести нормативно-правовую базу развивающейся системы высшего педагогического образования в соответствие с современными требованиями.

4. Обеспечить финансовую, материальную и техническую поддержку системы высшего педагогического образования.

5. Сформировать научную систему высшей педагогической школы в единый блок, интегрированный в научно-технический комплекс всей страны.

6. Разработать новые технологии воспитания студенчества, отвечающие современным социально-экономическим и политическим условиям.

Принятие Национальной доктрины образования и Концепции модернизации российского образования определило организационную и материальную основы стратегии уже не выживания, а развития российского образования на ближайшее время.

Ссылки:

1. Мещангина Е.И. Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг.). Соликамск, 2012. 164 с.

2. Мещангина Е.И. Подготовка научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского профессионального образования // Известия МГТУ «МАМИ». 2014. № 2 (20). С. 152-154.

3. Россия в цифрах. М., 1998. 281 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.