Научная статья на тему 'Историография высшего образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг. )'

Историография высшего образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ ВОЗЗРЕНИЙ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИСТОЧНИКИ / РЕФОРМА / ПОЛИТИКА / ИССЛЕДОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION / HISTORY / EVOLUTION OF OPINIONS / DEVELOPMENT STRATEGY / SOURCES / REFORM / POLITICS / RESEARCHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещангина Елена Ивановна

Радикальные преобразования в 90-е гг. XX в. привели к глубоким изменениям в сфере высшего образования. Новый этап развития данной системы обусловил возникновение современной историографии по вопросам образовательной политики. Обновление знаний, интеграция научных дисциплин, возникновение областей на стыках наук изменили требования к образованию, его роли и месту в государстве. Методологический плюрализм позволил вскрыть многие проблемы истории высшей школы. Историографический анализ показал, что в источниках представлено осмысление основных направлений образовательной политики. Успешное становление высшей школы способствовало возникновению современной историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORIOGRAPHY OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF NEW RUSSIA (1990-2000)

The dramatic transformations of the 1990-s resulted in profound changes in the sphere of higher education. The new stage in development of the education system stipulated the emergence of the modern historiography regarding the education policy. Updated knowledge, integration of scientific disciplines, emergence of new cross-disciplinary subjects altered the requirements to the education, its role and place in the country. The methodological pluralism allowed covering all the problems of the history of higher education. The historiographical analysis has shown that the sources present conceptualization of the main areas of the education policy. The efficient establishment of the higher school contributed to the development of the contemporary historiography.

Текст научной работы на тему «Историография высшего образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг. )»

УДК 93

Мещангина Елена Ивановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) Университета машиностроения

ИСТОРИОГРАФИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИИ (1990-2000 ГГ.)

Meshchangina Elena Ivanovna

PhD in History, Assistant Professor, Philosophy and Psychology Department, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI)

THE HISTORIOGRAPHY OF HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF NEW RUSSIA (1990-2000)

Аннотация:

Радикальные преобразования в 90-е гг. XX в. привели к глубоким изменениям в сфере высшего образования. Новый этап развития данной системы обусловил возникновение современной историографии по вопросам образовательной политики. Обновление знаний, интеграция научных дисциплин, возникновение областей на стыках наук изменили требования к образованию, его роли и месту в государстве. Методологический плюрализм позволил вскрыть многие проблемы истории высшей школы. Историографический анализ показал, что в источниках представлено осмысление основных направлений образовательной политики. Успешное становление высшей школы способствовало возникновению современной историографии.

Summary:

The dramatic transformations of the 1990-s resulted in profound changes in the sphere of higher education. The new stage in development of the education system stipulated the emergence of the modern historiography regarding the education policy. Updated knowledge, integration of scientific disciplines, emergence of new cross-disciplinary subjects altered the requirements to the education, its role and place in the country. The methodological pluralism allowed covering all the problems of the history of higher education. The historiographical analysis has shown that the sources present conceptualization of the main areas of the education policy. The efficient establishment of the higher school contributed to the development of the contemporary historiography.

Ключевые слова:

высшее образование, история, эволюция воззрений, стратегия развития, источники, реформа, политика, исследования.

Keywords:

higher education, history, evolution of opinions, development strategy, sources, reform, politics, researches.

В 90-е гг. XX в. в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к глубоким изменениям в экономической, политической, культурной областях, в том числе и в сфере высшего образования.

Быстрое обновление знаний, интеграция научных дисциплин, возникновение новых, быстро развивающихся областей на стыках наук принципиально изменили требования к образованию, его роли и месту в государстве и обществе.

На рубеже 80-90-х гг. XX в. в отечественной историографии произошел сложный процесс смены методологических парадигм: отказ от формационного и переход к цивилизационному, структурно-функциональному и другим подходам. Методологический плюрализм позволил вскрыть многие проблемы истории высшей школы, в частности педагогического звена. Новый этап развития системы образования обусловил возникновение современной историографии, в том числе и непосредственно по вопросам образования и воспитания.

Первой работой общероссийского масштаба, затрагивающей тему российского образования в 90-е гг. XX в., можно назвать работу «История образования и педагогической мысли» В.Г Пряниковой и З.И. Равкина [1]. Авторы дают оценку процессам, которые еще не завершены, событиям, последствия которых еще не выявились. В работе анализируются попытки внести корректировки в структуру образовательной системы России в 1988-1991 гг., рассматриваются первые итоги реформ, которые нашли отражение в российском законе «Об образовании» (1992), а также показываются первые итоги выполнения этого закона. Серьезным достоинством книги является наличие в ней библиографии с выделением антологии сочинений видных отечественных педагогов, коллективных обобщающих работ, индивидуальных монографий по истории педагогики, библиографических указателей. При этом главный акцент делается на педагогические, а не социально-политические аспекты, преобладает анализ педагогической мысли, педагогического

опыта. Проблемы функционирования образования как системы, как совокупности государственных образовательных учреждений и организаций, однако, остаются у педагогов на втором плане. Это особенно ощутимо, когда обращаешься к проблемам системного реформирования высшего образования в России.

В разработке названной проблематики несомненное лидерство принадлежит Э.Д. Дне-прову, издавшему книги «Четвертая школьная реформа в России» и «Школьная реформа между “вчера” и “завтра”». В 1990-1992 гг. он был министром образования РФ и основным разработчиком закона «Об образовании». В этих монографиях Э.Д. Днепров высоко оценивает роль образования в реформировании России и обобщает первый опыт функционирования Минобразования в начале перестройки [2]. Он пишет, «что сфера образования - это сфера стратегических интересов России» [3], вряд ли кто ему может возразить - это подтверждается опытом развития отечественного образования в 90-е гг. ХХ в.

Среди других публикаций доминируют работы ученых РАО. Работы Г.Б. Корнетова, Б.С. Гершунского, Н.Н. Пахомова, В.Б. Миронова, В.Д. Шадрикова и А.А. Пинского [4]. Они описывают критическую ситуацию и отсутствие ясной государственной политики в развитии образования как важнейшей «отрасли общественного развития». Названные публикации охватывают историко-образовательную проблематику, преимущественно в федеральном аспекте.

Общественности представлено фундаментальное издание президента Фонда развития инновационных технологий Я.М. Нейматова, рассматривающего российский опыт развития образования в контексте зарождающихся тенденций начавшегося XX в. [5].

Особое внимание заслуживают работы О.Н. Смолина, крупного ученого, заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке. Для исследователя, берущегося за разработку истории образования в 90-е гг. ХХ в. - основательные, глубокие научные труды составляют по своей сути философско-методологический фундамент. В них рассматривается государственная образовательная политика в контексте радикальной трансформации социума в РФ, но только в более общих социально-политических и правовых изменениях [6].

Принципиально важным видом документов по истории образования 90-х гг. XX в. являются послания Президента Федеральному собранию. В президентских посланиях Б.Н. Ельцина выдвигались требования обеспечить соответствие перемен, осуществляемых в высшей школе, общему курсу реформ. Указывалось на устаревшую структуру оставшейся от СССР системы образования, «моральный износ» учебных программ, которые вели к тиражированию кадров невостребованных на рынке труда [7].

В посланиях Президента В.В. Путина ставятся вопросы о том, как развязать гордиевы узлы проблем в образовании [8]. Хотя по времени эти положения относятся к третьему тысячелетию и вроде бы выходят за пределы 90-х гг., они помогают предвидеть контуры образовательной политики в тот период, выделив определенные ее аспекты.

Проблемы высшего педагогического образования и кадрового потенциала педагогических вузов довольно активно разрабатывались в рамках общих исследований проблем высшей школы. Их результаты широко использовались в практике построения новой отечественной системы образования. К авторам необходимо отнести Б.М. Смирнова, В.И. Шкатуллу, В.Е. Шушку-нова и других.

В работах В.А. Бордовского, И.В. Васениной, Н.Д. Сорокиной, посвященных кадровым нововведениям в вузах, рассматривались такие принципиальные моменты работы как современная кадровая инноватика, мотивация интеллектуальной деятельности и методы научно-образовательной работы [9].

Анализируя эволюцию концептуальных воззрений современных исследований, нужно отметить, что первоначально авторы пытались главным образом выяснить влияние перестройки на повышение эффективности образования и становления образовательного комплекса страны в целом [10].

Успешное развитие высшей школы в современных условиях непосредственно связано с ее главным стратегическим направлением - подготовкой научно-педагогических кадров. Значительную теоретическую базу для решения проблем подготовки научно-педагогических кадров к преподавательской деятельности создали многие отечественные исследователи: В.А. Сластенин, З.Ф. Есарева, А.И. Щербаков. Они отмечали, что развитие высшей школы в современных условиях непосредственно связано с ее главным стратегическим направлением - подготовкой научно-педагогических кадров. От их научной квалификации, профессионально-научной компетентности зависит формирование нового поколения мобильных и конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем общей профессиональной культуры, интеллектуального развития [11].

После смены прежней общественно-политической системы воспитание, которое ранее именовалось «коммунистическое», было отодвинуто на второй план. Сегодня это явление критически рассматривается многими учеными, предлагают новые концепции и модели воспитания в современных условиях, учитывающие, с одной стороны, рыночную системы отношений, с другой - необходимость формирования молодого человека в духе патриотизма, других атрибутов гражданского демократического общества. Достаточно большой интерес вызывают работы Е.В. Бондаревской, Л.П. Буевой, А.С. Запесоцкого [12]. Анализ показывает, что у исследователей воспитание рассматривается как общественное явление, как воспитательный процесс. Поэтому данный процесс характеризуется особенностями генезиса, категориальным содержанием, функциональным и формальным своеобразием в зависимости от этапа общественно-исторического развития общества; оно тесно связано с такими формами общественного сознания, как политика, мораль, право, наука, искусство.

Плодом сотрудничества ученых Российской академии образования, МГУ, Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, межвузовской проблемной группы «Философия образования», Международной академии педагогического образования и фонда «Новое тысячелетие» явился фундаментальный сборник статей, тематически охватывающий основные вопросы образования, включая и его историю [13].

Социально-экономические реалии постсоветского времени выявили и обострили кризис образования вообще и педагогического образования в частности. Исходя из данного анализ истории и перспектив развития высшего педагогического образования нужно вести в контексте не только проблемы реформирования самой высшей школы, но и изменения отношений между сферой образования и всеми другими социальными институтами общества и государства.

Составной частью реформирования высшего образования стало изменение его содержания в соответствии с современной социокультурной ситуаций. Принятие ГОСТ РФ в 1994-1996 гг. законодательно закрепило многоступенчатую подготовку педагогических кадров, начатую рядом педагогических вузов с 1992 г. в порядке эксперимента. Как отмечают А.В. Суханов и Х.Г. Тхагапсоев, стандарты должны давать норму образованности, которой необходимо иметь четкие контуры педагогической деятельности. Они отмечают, что в сложившейся практике подготовки педагогов высшей школы проявился ряд проблем. С одной стороны, есть государственный образовательный стандарт, но нет конкретики содержания подготовки преподавателя вуза; с другой - высшая школа должна готовить специалиста будущего, но в существующих стандартах нет перспективных пунктов, отражающих прогностические требования к деятельности преподавателя вуза [14].

Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация, новые педагогические идеи, зарубежный опыт показали, что необходим переход к непрерывному образованию и многоуровневой системе высшего образования; предоставление каждому члену общества образовательных услуг, позволяющих ему выбирать индивидуальную траекторию получения образования, соответствующую его запросам и социальным ориентациям, а также уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки преподавателей.

Представления о состоянии дел в системе образования, проблемах, постановке конкретных задач дают сборники документов и отдельные нормативные акты, издаваемые правительством и федеральным министерством образования. Данные материалы помогли бы выявить направления развития высшего образования, позволили бы оценить степень эффективности принимаемых мер, определить стимулирующие и тормозящие факторы в развитии высшего педагогического образования, отразившиеся на темпах реформы и ее результатах.

Ценным материалам являются ежегодные отчеты научно-исследовательского института высшего образования (НИИ ВО), регулярно поступавшие в Министерство образования. Они содержат большую информацию по интересующей нас проблеме. Анализ данных профессорско-преподавательского состава (ППС) дает возможность уточнить и дополнить данные о научных педагогических кадрах высшей педагогической школы. При изучение финансовой стороны деятельности правительства рассматривались финансовые отчеты. Содержащиеся в них сведения позволили определить основные источники финансовых поступлений на развитие педагогических университетов и вузов. Все эти материалы хранятся главным образом в фондах Государственного архива РФ.

Изучение новейшей отечественной истории, включая и сферу образования, невозможно без источников периодической печати. Тем не менее, в условиях широкой гласности и господства плюралистического подхода к рассмотрению жизненных реалий, наличие нескольких источников и возможность поиска объективной истины значительно расширяются. Тем более, что многие периодические издания ориентируются непосредственно на документы, в том числе Министерства и управления народного образования как в России в целом, так и в областях, краях, городах РФ. Во многих газетах и журналах те или иные руководящие документы публикуются полностью.

Историографический анализ показывает, что в источниках представлено осмысление основных направлений образовательной политики в целом. Они посвящены отдельным вопросам высшего образования. Также они позволят с достаточной полнотой и достоверностью осветить все проблемы высшей педагогической школы в 90-е гг. XX в.

Ссылки:

1. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. М., 1995.

2. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

3. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.

4. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М., 1994; Гер-шунский Б.С. Философия образования для XXI в. (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции). М., 1997; Пахомов Н.Н. Философия образования для XXI в. М., 1999; Миронов В.Б. Век образования. М., 1990; Пинский А.А. К новой парадигме в образовании. М., 1996.

5. Нейматов Я.М. Образование в XXI в.: тенденции и прогнозы. М., 2002.

6. Смолин О.Н. Образование. Революция. Закон: проблемы законодательного обеспечения Российской государственной образовательной политики 90-х гг. М., 1999.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Об управлении российским государством. Основные направления внутренней и внешней политики». М., 1994.

8. Послание Президента РФ Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства». М., 2000.

9. Бордовский В.А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования: моногр. СПб., 1998; Васенина И.В., Сорокина Н.Д. Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы. М., 1993.

10. Мещангина Е.И. Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России (1990-2000 гг.). Соликамск, 2012.

11. Сластенин В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1990.

12. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д., 1995; Буева Л.В. Человек, культура и образование в кризисном социуме. М., 1998; Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб., 1996.

13. Философия образования: сб. науч. ст. М., 1996.

14. Суханов А.В. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСТ // Высшее образование в России. 1996. № 3; Тхагапсоев Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика. 1998. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.