Научная статья на тему 'К вопросу о динамике интеграционных процессов в системе образования России и стран Европы'

К вопросу о динамике интеграционных процессов в системе образования России и стран Европы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНОЕ ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Ю. И.

Статья посвящена рассмотрению некоторых тенденций и перспектив развития интеграционных процессов в системах высшего образования России и стран Европы в процессе создания единого европейского образовательного пространства, а именно росту масштабов высшего образования, диверсификации и интернационализации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о динамике интеграционных процессов в системе образования России и стран Европы»

УДК 378

К ВОПРОСУ О ДИНАМИКЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И СТРАН ЕВРОПЫ

© 2011 Ю. И. Семенова

канд. пед. наук доцент каф. методики преподавания иностранных языков e-mail: kinisha2@yandex. ru

Курский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению некоторых тенденций и перспектив развития интеграционных процессов в системах высшего образования России и стран Европы в процессе создания единого европейского образовательного пространства, а именно росту масштабов высшего образования, диверсификации и интернационализации высшего образования.

Ключевые слова: интегративное образовательное пространство, единое

европейское образовательное пространство, глобализация, интернационализация образования, качество образования, диверсификация образования.

Сегодня направленность и эффективность образования определяют перспективы развития человечества и современной цивилизации. Образование, в частности высшее, выступает ведущим фактором социального и экономического прогресса. Повышенное внимание к проблемам образования вызвано осознанием того, что приоритетной ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и применению новых знаний, а также к принятию нестандартных решений.

Большинство развитых стран мира проводило различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования, получившие статус государственной политики, в русле которой решались вопросы, связанные с ростом числа студентов вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, внедрением новых информационных технологий и т.д. Тем не менее в последние 1015 лет накопился ряд проблем, которые невозможно решить с помощью традиционных подходов, что и послужило началом всемирного кризиса образования.

Успешное преодоление кризиса возможно лишь при объединении национальных сил и ресурсов, при условии международной солидарности и взаимопомощи. Кризис свидетельствует о потребности в международной интеграции высшего образования. Современные европейские интегративные тенденции и социально-экономические изменения в России, приведшие к необходимости модернизации социальных институтов, и в первую очередь системы образования, непосредственно связаны с экономическими процессами как в европейском, так и в российском масштабах. Необходимость изменений вызвана следующими предпосылками: потерей европейским образованием конкурентоспособности в мире; необходимостью формирования в обществе культуры обучения в течение всей жизни; усилением роли высшей школы как центра экономической культурной конкуренции; изменениями на рынке труда; окончанием периода спонтанного развития высшего образования и началом периода жесткой конкуренции образовательных услуг [Казаринова 2006].

Сегодня все больше внимания уделяется изменениям в образовании разных стран, осуществляемым в рамках Болонского процесса. Участники процесса рассматривают его как историческую возможность для достижения новых высот и превращения образования в мощный фактор экономического развития на длительную перспективу. При этом предполагается, что в первую очередь повысится эффективность самого образования.

В статье рассматриваются некоторые аспекты динамики интеграционных процессов в системе высшего образования ряда стран-участниц Болонского процесса, а именно тенденции и направления развития в системе мирового высшего образования на пути к взаимодействию в границах Европейской зоны высшего образования.

Высшее образование - ключевой социальный институт, функционирующий с целью удовлетворения социальных потребностей и поэтому реагирующий на все изменения и процессы в обществе. Расширение границ кросскультурной коммуникации, мировые тенденции развития цивилизации находят свое отражение в системе образования. Очевидно: возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию мирохозяйственные связи формируют потребность в универсальных кадрах специалистов, получающих профессиональную подготовку в национальных университетах. Поэтому содержание национальных систем высшего образования стремится к так называемым «мировым стандартам», выдвигаемым современной наукой и технологиями, которые универсализируют содержание высшего образования и обеспечивают трансляцию знаний. Глобализация, представляющая собой объективную реальность, требует от национальных систем высшего образования новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности на ценностях общечеловеческой этики.

Обладая огромным экономическим потенциалом, развитой социальной инфраструктурой, общностью культурно-исторических традиций, Европа несомненно опережает другие регионы и в области образования. Стратегическая линия образовательного пространства Европы создается благодаря конкуренции образовательных систем, что приводит к интеграции как к наиболее универсальной и антикризисной модели. Интеграция, в частности синтез интеграционных форм, способствует формированию единого европейского образовательного пространства. В ходе формирования такого пространства меняется характер отношений образовательных систем в сторону открытости и взаимодействия, поскольку такие сложные системы, как континентальная образовательная система, в условиях изоляции оказывается в кризисной ситуации. Формирование единого европейского образовательного пространства выступает в современной ситуации как реальная потребность [Бадаева 2010].

Интегративное образовательное пространство отличается такими характеристиками, как открытость; динамизм; использование информационных технологий в обучении; мобильность и самостоятельность студентов; профильность и индивидуальный подход в обучении; интеграция науки и образования; стремление к объединению в единое образовательное пространство [The Recognition... 2003]. А. П. Лиферов и Е. И. Бражник рассматривают интеграцию в современном образовании как процесс и результат межкультурного взаимодействия специалистов в области образования, который способствует развитию нового качества образования в европейском культурно-образовательном пространстве [Лиферов 1999: 50].

А. Я. Данилюк утверждает, что образование, по сути, есть интеграция (см.: [Гохберг 2006: 74]).

Вызовы современной эпохи - расширение демократии, усиление правового государства, идеи равноправия, толерантности и академической свободы,

формирование новых социокультурных ценностей, гуманизация общественных отношений - формируют основные тенденции в высшем образовании.

Во-первых, важнейшей тенденцией, связанной с возрастанием роли науки в производстве и социуме, можно назвать рост масштабов высшего образования, которое становится все более массовым. Уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения в некоторых странах Европы составил в среднем около 60%. Идет количественный рост студентов вузов. Число студентов в мире, по данным ЮНЕСКО, на начало XXI века возросло почти в семь раз по сравнению с серединой XX века и составило 88,2 млн [World education report 2000: 116]. В 30 странах Европы в 2000 году обучалось 16,5 миллионов студентов, из них более 78% - в странах Европейского союза. Средний показатель доли студентов высшего образования в составе всей учащейся молодежи для этих стран составил 15%. Наибольшая доля студентов в составе всей учащейся молодежи отмечается в Греции, Испании и Финляндии - 21%, самая низкая характерна для Румынии - 10%. Самыми мощными системами высшего образования обладают Великобритания, Германия и Франция с численностью, превышающей 2 млн. человек, и приблизительно одинаковыми пропорциями представительства студентов в учащейся молодежи, соответственно: 13%, 12% и 14%. Далее располагаются Испания и Италия с контингентом студентов примерно 1,8 млн. человек, но более высокими пропорциями представительства студентов в составе всех учащихся, соответственно 21% и 17 %. Численность студентов в странах ЕС за четверть века выросла более чем в два раза и составила в 2000 г. 12,6 млн. При этом в Греции, Испании, Ирландии, Финляндии и Португалии она даже утроилась. Самый низкий рост численности студентов наблюдался в Германии - 50%. С середины 90-х гг. численность студентов в Германии и Франции даже несколько сократилась, а в Бельгии, Голландии и Италии прекратилось ее увеличение. Общая численность студентов в высшем образовании России на 01.01.2002 года составила 8 млн. чел. За последние годы число студентов вузов увеличилось в два раза. Среднее число студентов на один вуз в России в среднем - 4,5 тыс (ср.: в Канаде и США - 25-30 тыс.). Более того, в Канаде один вуз приходится на 420 тыс. населения, в России - на 270 тыс. [Лукичев 2004: 23-30].

Во-вторых, к не менее важной тенденции, стремительно развивающейся со второй половины XX века, можно отнести диверсификацию высшего образования по институциональным формам, уровням и содержанию. Диверсификация обеспечит развитие образовательных систем как России, так и европейских стран и будет способствовать:

• повышению социального спроса на более высокий уровень образования и необходимости удовлетворения потребностей гораздо более разнообразных слоев населения;

• разработке образовательными учреждениями альтернативных программ и систем обучения;

• постоянно изменяющемуся спросу на рынке рабочей силы и принятию мер образовательными учреждениями по подготовке специалистов в новых профессиональных областях с учетом реструктуризации и регионализации экономики.

Диверсификация в европейской и Российской системах образования характеризуется такими факторами, как:

• повышенный социальный спрос на более высокий уровень профессионального образования и необходимость удовлетворения все возрастающих потребностей разнообразных слоев населения;

• достижения в области науки, которые содействовали развитию академических дисциплин, усилению фундаментализации содержания образования и развитию междисциплинарности;

• ускоренное развитие информационных и коммуникационных технологий.

Для России характерны следующие факторы:

• переструктуризация экономики, которая вызвала огромный спрос на группы профессий и специальностей «третьей сферы»;

• изменение места личности в сфере образовательных услуг, когда личность поставлена в центр образовательной системы, что привело к развитию конкуренции на рынке труда, усложнило трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений, изменило отношения между субъектами образовательного процесса;

• изменение роли профессиональных образовательных учреждений в образовательном пространстве в связи с новыми целями образования, процессами гуманизации и демократизации, что привело к расширению прав образовательных учреждений, усилению регионализации профессионального образования, послужило возникновению и усилению конкуренции между профессиональными образовательными учреждениями, развитию и расширению их профессионального поля деятельности [Ломакина].

Диверсификация высшего образования породила проблему его адекватности современным требованиям и качественных различий в разных типах учебных заведений. Для России эта проблема выражается в качественных различиях контингента студентов и преподавательского состава, а следовательно, и уровня подготовки в государственных и коммерческих вузах.

В-третьих, еще одной ключевой тенденцией, набирающей силу, является интернационализация высшего образования, основанная на универсальности знаний, мобилизации совместных усилий международного научного сообщества, что проявляется как в возрастающей роли международного сотрудничества в деятельности национальных образовательных учреждений, так и в появлении наднациональных организаций, программ и фондов. В сфере высшего образования «наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике» [The Recognition. 2003]. Идет универсализация содержания образования, которую невозможно остановить в эпоху информатизации и существующих мировых универсальных коммуникационных систем. По данным статистики, число студентов, получающих высшее образование за пределами своей страны, составило 1 млн. 550 тыс. человек на начало XXI века [World education report 2000:118]. Интернационализация высшего образования приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, о чем свидетельствует появление соответствующей политикоправовой базы интеграционного комплекса. В 2000 году 2,3% от всей численности студентов ЕС продолжало свое образование в других странах континента. В университетском секторе мобильность составила 5%. В рамках Болонского процесса осуществляются меры по стимулированию дальнейшего роста академической мобильности по всем направлениям подготовки. В частности, в странах ЕС программы подготовки педагогов предусматривают обязательное обучение в течение одного семестра в другой европейской стране, целью которых является форматирование общеевропейского рынка труда. Адаптация учебных курсов, взаимное признание результатов промежуточных экзаменов и всех видов дипломов/квалификаций, а также ряд других мер призваны стимулировать передвижение студентов через границы.

Переход всеми европейскими странами на сопоставимые структуры высшего образования, принятие ими системы переводных учебных кредитов (зачетных единиц) усилят эти тенденции. Интернационализация высшего образования, отвечающая растущей потребности в межкультурной коммуникации, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации, потребительских рынков и т.д., является благоприятной тенденцией. Однако мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой негативной тенденции, как «утечка умов». Утрата квалифицированных человеческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызвана не исключительно академической мобильностью, но и активизацией международной миграции и тем, что развитые страны целенаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия.

По своему содержанию интеграция высшего образования представляет собой всемерное сближение национальных образовательных систем, их

взаимодополняемость, превращение высшего образования в мировую социальную систему. Но следует отметить, что интеграция мировой системы высшего образования - это процесс объединения, а не само объединение [Лиферов 1999: 50].

Как любое объективное явление, процесс международной интеграции влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Расширение масштабов высшего образования ставит остро проблему качества обучения. Общество может и должно стимулировать качественное высшее образование, воздействуя на рынок труда молодых специалистов. Кроме того, остро стоит проблема финансирования растущих масштабов высшего образования. Рост числа студентов заставляет многие учебные заведения сокращать затраты на модернизацию инфраструктуры, библиотечные фонды, международное сотрудничество, педагогические кадры.

Важную роль в процессе развития международной интеграции высшего образования играет международное сотрудничество, которое является мощным рычагом развития мировой системы высшего образования. Оно призвано решать ряд актуальных задач:

- соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;

- выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах;

- укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;

- совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;

- содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных фондов;

- координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования;

- стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин «утечки умов»;

- поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью [Бадаева 2010] .

Важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств, к которым прежде всего, по мнению В. А. Садовничего, относится «научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность» [Садовничий 2000: 7].

Создание и использование поэтапных форм участия в интеграционных процессах под влиянием интернационализации приведут к нивелировке барьеров на пути к сближению высших учебных заведений. Для дальнейшего развития высшего образования необходимо укрупнение вузов, их интеграция, создание университетских комплексов, консорциумов вузов для воспитания саморазвивающего человека, обладающего высоким потенциалом решения интеллектуальных и практических задач.

Библиографический список

Бадаева А. С. Интеграция образовательных систем стран ЕС: автореф. дисс. ... кан. полит. наук. М.: ИМЭМО РАН, 2010. 17с.

Гохберг Л. М. Наука и образование в России: пути интеграции // Вестник Финансовой академии. 2006. № 1-2. С. 71-77.

Казаринова Д. Б. Европейская интеграция: политико-институциональное и социокультурное измерения. М.: РТВ-медиа, 2006. 160 с.

Кузнецова Т. Е. Интеграция образования и пауки в России: поиск эффективных форм и механизмов // Вопросы образования. 2007. № 1.С. 188-132.

Лиферов А. П. Интеграционные процессы в мировом образовании: основные тенденции // Международный журнал по проблемам образования. 1999. С. 50

Ломакина Т. Ю. Диверсификация как общепедагогический принцип развития системы непрерывного профессионального образования [Сайт]. URL: www.eduhmao.ru/info/1/3692/23109/ (дата обращения: 10.05.2010).

Лукичев Г.А. Трансграничное образование // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 23-30.

Садовничий В.А. Университеты: Настоящее. Будущее: Выступление на Первой международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество». М., 2000. С. 7.

The Recognition, Treatment, Experience and Implications of Transnational Education in Central Europe 2002-2003, report undertaken by Stephen Adam for the Hogskoleveket, Swedish National Agency for Higher Education. 2003, UK.

World education report. UNESCO, Paris, 2000. P. 116-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.