Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития способностей в эстетическом воспитании студентов с использованием орнаментального рельефа'

Некоторые аспекты развития способностей в эстетическом воспитании студентов с использованием орнаментального рельефа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ягупова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития способностей в эстетическом воспитании студентов с использованием орнаментального рельефа»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО РЕЛЬЕФА.

Т.А. ЯГУПОВА

Воздействие искусства на людей, их духовный мир, чувства и разум не ограничивается переживанием обычных человеческих эмоций. Оно не просто «заражает» эмоциями, оно преображает и развивает их.

Приобщая студентов к искусству, развивая их творческие способности, необходимо, прежде всего, прививать взгляды на задачи эстетического воспитания, правильнее подойти к решению проблем развития творческих способностей. Основная задача художественно-графических факультетов - активно способствовать формированию духовного мира студента. Он не может ограничиваться решением лишь чисто профессиональных задач, он должен уметь выразить в своем изображении и идейное содержание.

В понятие формирования и развития творческих способностей студентов на занятиях по орнаментальному - рельефу входит совершенствование мировоззрения, самостоятельности мышления, формирование эстетического вкуса и психологической предрасположенности к творчеству, развитие композиционного мышления, овладение терминологическим аппаратом.

Развитие должно происходить параллельно и одновременно с приобретением научных знаний и практических умений. Вместе с тем накопление творческого опыта должно стимулировать изучение и усвоение законов изобразительной грамоты.

Единство учебных и творческих задач в ходе обучения декоративно-прикладному искусству вытекает из самой природы творческого процесса. Начиная с первого занятия по орнаментальному рельефу, удельный вес творческих задач должен постоянно возрастать. По мере накопления научных знаний и практических навыков должно возрастать качество творческой (выразительной) стороны работы. Это закономерно. Чем больше знает и умеет студент, тем больше освободившегося внимания и времени он сможет уделить во время работы образному решению, творческой стороне дела. В процессе такой работы, собственно, и возможно развитие способностей.

Способности, сочетание и взаимодействие которых определяет успех работы в декоративно-прикладном искусстве, принято называть творческими. Они выделяются в комплексе специальных способностей и отделяются от умений и навыков, которые приобретаются в результате практической работы на основе развития способностей. К такому делению можно прийти на основе представления творчества как процесса продуктивного развития. Развитие творческих способностей, как и общее развитие человека, проходит на различной исходной основе (задатки, онтогенетическое развитие) под влиянием неповторимых обстоятельств (условия жизни, окружение, воспитание, интересы и т.д.). Однако существуют и некоторые общие закономерности развития личных творческих потенциалов, так как существование индивидуальных моментов творчества не означает непознаваемости их общих закономерностей. Педагогическая проблема заключается в том, чтобы соединить интересы и потребности студентов с объективными закономерностями учебного процесса.

Способности человека успешно проявляются лишь в той деятельности, которая требует развития именно этих способностей. Соответственно для развития творческих способностей необходима деятельность, содержащая в себе творчество. Развитие их на занятиях по орнаментальному рельефу связано с активизацией мышления на основе личного восприятия.

Оно, безусловно, проходит в процессе повседневного восприятия и непосредственного наблюдения жизни, произведений декоративно-прикладного искусства и общения с другими видами искусства. Во всех этих случаях предметы и явления окружающей жизни, действуя на мозг человека посредством органов чувств, видоизменяют его психологическую структуру и тем самым совершенствуют работу самого мозга, его качественное состояние. Ссылаясь на закон формирования психики человека в процессе его деятельности, открытый в работах Л.С.Выготского и С.Л. Рубинштейна, можно сказать, что творческие способности развиваются

параллельно с развитием психики, которая в свою очередь формируется в процесс роста и жизнедеятельности человека.

Творческие способности можно развивать, создавая определенные условия, даже в случае отсутствия частичных задатков, которые компенсируются за счет других, родственных. На основе личных склонностей проявляется направленность личности к конкретному виду творчества. Рождается интерес, который со временем переходит в свою следующую стадию - потребность. Потребность и является одной из движущих сил развитию творческих способностей. Безусловно, отсутствие главных, определяющих задатков будет тормозить развитие способностей, а в некоторых случаях явится главным препятствием к достижению положительных результатов.

Необходимым условием успешного развития творческих способностей студентов выступают навыки и умение рисования с натуры, по памяти, по представлению и воображению. Навыки и умения можно выработать только в результате личной практической работы, развивая специальные изобразительные способности.

Таким же необходимым условием является постоянное приобретение широких знаний и накопление творческого опыта. Между знаниями, умениями и творческими способностями существует прямая связь. Новые технические возможности и опыт работы в том или ином материале дают в сумме новую возможность для решения творческих задач на более высоком уровне, т.е. для дальнейшего развития творческих способностей.

В развитии способностей студентов особую роль играет восприятие. В организации восприятия и творческой направленности работы студентов, значительную роль играет педагог. От умения педагога организовать и упорядочить внимание студента в ходе работы во многом зависит развитие свойств его восприятия. Воспитание восприятия надо понимать, прежде всего, как задачу по воспитанию профессиональных качеств художника, от которых зависит характер и уровень художественных качеств работы. Воспитание восприятия связано с эстетическим воспитанием, с развитием художественного вкуса и является их составной частью.

Как известно, повседневное обыденное восприятие человека отличается от восприятия художника. Художник замечает гораздо больше изобразительных и выразительных возможностей в передаче качеств предметов. Основное достоинство такого наблюдения, т.е. целенаправленного восприятия, заключается в том, что оно упорядочено, систематизировано и точнее отражает состояние предметов. Проходит корректировку формируется образ в сознании, приобретается опыт наблюдения и отрабатывается методика индивидуального «видения». Для студентов ХГФ верно организованное восприятие является необходимым условием развития творческих способностей во время обучения, основой педагогической и творческой работы. Воспитание восприятия в целом должно быть направлено на развитие образного видения, способности оперировать художественными образами в сознании.

Главная задача занятий по орнаментальному рельефу всех видов - (лекционных, лабораторных, практических) - помочь формированию самостоятельности мышления, умения проблемного решения вопроса на основе идейно -нравственного и профессионального воспитания.

Лекции вводят студентов в данную область искусства; учат причинному и логическому объяснению явлений; формируют субъективно- психологическую и объективно-логическую стороны мышления.

Занятия по орнаментальному рельефу способствуют развитию композиционного мышления студентов, закреплению знаний законов композиции. Орнаментальный рельеф в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в развитии студентов, в ходе этих занятий они расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают необходимыми техническими навыками, тренируют руку и глаз. Содержание практической деятельности предполагает решение следующих учебных задач: композиции, формы - пропорций - конструкции, передачу пространства и объема, использование цвета.

Анализируя искусство как одно из важнейших средств формирования личности, можно сделать вывод, что оно есть наиболее полная, специфическая форма эстетического отношения человека к действительности, создаваемая для воплощения эстетических потребностей, взглядов и идеалов. А использование декоративной пластики поможет в учебном процессе реализовать наиболее полно.

Занятия по орнаментальному рельефу являются подготовкой высококвалифицированных художников - проектировщиков широкого профиля, способных создавать проекты архитектурно -декоративных произведений.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд., М., 1967.

2. Горюнова Т. Педагогическое образование Сборник статей по современным проблемам педагогического образования. Вып 4.- М.: Прометей,1991.

3. Демина Н.Д. О системе эстетического воспитания учащихся. - Рига. Эвайгзене, 1978.

4. Згвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука// Инновационные процессы в образовании.- Тюмень,1990.

5. Инновационная обучение: стратегия и практика/ Под ред. В.Я. Лияудис.- М.1994.

6. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. - М.: Изобразительное искусство,1993.

7. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение,1977.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

9. Мелик -Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.- М.: Знание, 1981.

10. Педагогика /Под ред. Ю. К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.

11. Педагогика/ Под ред. Г.Нойнера, Ю.К. Бабанского. П-24-М.: Просвещение, 1984.

12. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковский и др., Пер. с нем. - М.: Педагогика, 1981.

13. Терлов Б.М. психологические вопросы художественного восприятия// Известия АПН РСФСР. М., Вып.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.