Научная статья на тему 'Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении'

Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2154
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бозина Ирина Геннадьевна

Уточняется структура процесса социализации, его компоненты; описываются уровни социализации, их содержательные характеристики; выделяются когнитивный, нравственный и мотивационно-деятельностный компоненты в структуре социализации; анализируется проявление некоторых характеристик социализации у выпускников образовательных учреждений разных типов; уточняются возможности педагогического влияния в образовательной среде гимназии на социализацию школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspect of the process of socialization of senior pupils in educational institution

The article determines the structure of the process of socialization and its components. It describes the levels of socialization and their descriptive characteristics. The article singles out cognitive, moral and activity-motivated components in the structure of socialization, analyses the display of some features of socialization among school leavers of different types of schools, determines the opportunities of educational influence upon socialization of pupils in educational environment of gymnasium.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты процесса социализации старших школьников в образовательном учреждении»

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА № 300(1) Июль 2007

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 371.48

И.Г. Бозина

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Уточняется структура процесса социализации, его компоненты; описываются уровни социализации, их содержательные характеристики; выделяются когнитивный, нравственный и мотивационно-деятельностный компоненты в структуре социализации; анализируется проявление некоторых характеристик социализации у выпускников образовательных учреждений разных типов; уточняются возможности педагогического влияния в образовательной среде гимназии на социализацию школьников.

Современное социально-экономическое положение России, изменение в политической жизни страны предъявляют новые требования к результатам воспитания и образования молодого поколения. В современной педагогической практике наблюдается размытость воспитательных идеалов, эталонов поведения, рассогласование целей государства, общества и личности. Наиболее ярко эти тенденции проявляются в поиске путей успешной социализации школьников.

Большое внимание к проблеме социализации школьников уделялось в трудах Г.М. Андреевой [1], Л.С. Выготского [4], И.С. Кона [5], А.Н. Леонтьева [6], А.В. Мудрика [7], А.А. Реана [11] и др.

В научной литературе работа по теоретическому уточнению процесса социализации еще не завершена. Нередко используют такие понятия, как «социальное развитие личности», «социальная активность», «социальное воспитание», которые или дополняют друг друга, или используют разные теоретические основания.

Мы понимаем социализацию как формирование у школьников социальных норм и ценностей, установок, образцов поведения, в результате которого происходит развитие индивидуальных свойств личности школьника при организации его взаимодействия с окружающей средой и принятии им социального опыта.

Компоненты социализации рассматриваются в работах разных исследователей: Т.В. Пташко [10],

Н.Г. Бодровская и А.А. Реан [3], И. Персиянов [9], А.Я. Наин [8] и др. Социализация представлена в содержательном (освоение социальных норм, формирование у личности социальных качеств и умений) и процессуальном аспектах (процесс воздействия на личность различных социальных факторов и институтов; активность самой личности в социальном самоопределении и самореализации).

Основываясь на анализе работ ученых, опираясь на рабочее понятие социализации, считаем, что в качестве основных компонентов и характеристик социализации старшего школьника можно выделить следующие: когнитивный компонент (развитие, саморазвитие, включающее усвоение старшими школьниками знаний об окружающем мире, умение применять полученные знания на практике, наличие познавательной активности, способность к творческой исследовательской деятельности, стремление к самообразованию и др.); нравственный компонент (формирование социальных норм

и культурных ценностей, их принятие и усвоение; сопричастность и солидарность со средой и обществом, ответственность за сохранение и упрочение действующих в нем порядков и др.); мотивационно-деятельностный компонент (осознанная мотивация к адаптации в обществе: сформированное стремление личности к участию в различных социальных отношениях, активная созидательная позиция личности и др.).

Мы исходим из того, что названия компонентов условное, оно не в полной мере отражает полное содержание этих структурных образований.

На основании теоретического исследования мы определили три уровня социализации личности.

К высокому уровню социализации личности мы отнесли школьников, которых характеризуют глубокие знания, умения и навыки по основам наук; глубокое владение способами различных видов деятельности; сопричастность и солидарность со средой и обществом, несущими ответственность за сохранение и упрочение действующего в нем порядка; у них сформировано стремление к участию в различных видах социальных отношений; их характеризует активная созидательная позиция личности и т.д.

К среднему уровню социализации личности мы отнесли школьников, которые имеют знания, умения и навыки по основам наук, но не всегда на достаточном уровне. Их характеризует некоторое владение способами различных видов деятельности; в некоторых случаях они бывают сопричастны и солидарны со средой и обществом и несут некоторую ответственность за сохранение и упрочение действующего в нем порядка; у них не в полной мере сформировано стремление к участию в различных видах социальных отношений; иногда они активны в реализации заинтересовавших их проектов и т.д.

К низкому уровню социализации личности мы отнесли школьников, имеющих бессистемные знания, умения и навыки по основам наук, недостаточно владеющих способами различных видов деятельности; их характеризует отсутствие сопричастности к среде и обществу; иногда они нарушают действующие в обществе порядки; избегают различного вида социальных отношений; почти всегда пассивны в реализации проектов.

Мы проанализировали каждый компонент социализации старших школьников.

1. Когнитивный компонент представляет собой восприятие школьником социальной информации на

уровне ощущений, знаний, умений, навыков. Значение познания для процесса социализации в том, что оно позволяет раскрыть ученику связи и отношения в окружающем мире. Благодаря этому у школьника формируется целостная картина мира, приобретаются знания, умения, навыки, необходимые в социальной жизни, определяется социальная направленность: стремление к установлению доброжелательных отношений с друзьями, классом; отсутствие эгоистических установок, сформированность чувства ответственности, ориентации на социальные и моральные ценности и др. Важным при этом является овладение школьниками различными способами интеллектуальной деятельности: сравнение, анализ, систематизация, абстрагирование, проектирование, моделирование и др. И.С. Кон считает одним из критериев эффективности образования умение «самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения» [5]. Потому одной из важнейших характеристик когнитивного компонента социализации является умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях, а именно способность к творческой, исследовательской деятельности. Отношение личности к процессу приобретения знаний играет важную роль в процессе социализации.

Проведенное теоретическое исследование позволило нам выделить следующие характеристики когнитивного компонента социализации: наличие знаний, умений и навыков у школьника, способствующие осознанию связей и отношений в окружающем мире, формирующие целостную картину мира; умение самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях; способность к творческой, исследовательской деятельности; наличие желания участвовать в общем деле; коммуникативные умения; владение нормами общественного поведения.

2. Нравственный компонент социализации мы характеризуем как формирование социальных норм и культурных ценностей, их принятие и усвоение; отношение к нормам общественного поведения, правилам социального взаимодействия, формирование гражданской позиции, ответственности.

Принятие и усвоение социальных норм и культурных ценностей предполагает, с одной стороны, знания об отношении к обществу, труду, другому человеку, другой культуре, к самому себе, с другой - преобразование этих знаний в личные убеждения и ценности.

Так, например, незнание чужой культуры нередко приводит к нетерпимости к людям другой национальности, веры. В нашей стране это имеет особое значение, т.к. на ее территории проживают люди более ста национальностей. В связи с этим тенденция к росту национального самосознания любой нации может привести как к консолидации общества, так и к его расколу. Г.М. Андреева отмечает, что национальный экстремизм в большей степени распространен среди молодежи и лиц пожилого возраста, что национализм всегда эмоционально окрашен и иррационален по своей природе [1]. Проводимое нами исследование отношения старшеклассников к лицам иной национальности (опрошено 275 учащихся школ города) продемонстрировало, что 52,8% учащихся 10-11-х классов испытывают неприязнь к представителям других национальностей,

23,5% считают, что в стране и в городе должны жить только русские, и это в городе, где коренное население - шорцы, кроме того, достаточно многочисленные группы татар, немцев, украинцев и т.д. Нередко отсутствие приемлемых способов разрешения конфликтных напряженных ситуаций приводит к стойкой конфронтации между людьми, группами, между личностью и группой. Поэтому важным является формирование у школьников уважительного отношения к другим людям, их внешности, мнениям, взглядам, действиям.

В подростковом возрасте интенсивно происходит интеграция сложных систем норм поведения и осуществляется переход к использованию сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм. Характеристикой нравственного компонента социализации является такое понятие, как «социальная ответственность». Социальная ответственность проявляется в социально оправданном поведении и находит отражение в различных жизненных ситуациях и сферах общественной жизни (неравнодушие к судьбе страны, города, ответственное отношение к работе, осознание обязательств перед собственной семьей).

Еще одним значимым признаком нравственного компонента социализации можно считать гражданскую зрелость личности. И. Персиянов отмечает, что у современных школьников снижена ценностная значимость таких понятий, как «Родина», «Россия», «патриотизм», подтверждая это проведенными исследованиями. Так, на вопрос «считаете ли вы себя патриотом России?» 46% опрошенных старшеклассников ответили отрицательно [9].

Нами был проведен опрос 216 старшеклассников гимназии, в ходе которого выяснялось их отношение к таким понятиям, как «Родина», «патриот», «гражданин» (таблица).

Отношение старшеклассников к понятиям «патриотизм», «гражданская позиция», %

Вопросы Да Нет Затрудняюсь ответить

Считаешь ли ты себя патриотом своей страны? 25 49 26

Имеешь ли ты гражданскую позицию? 13 52 35

Считаешь ли ты необходимым проявлять гражданскую позицию в повседневной жизни? 12 48 40

С одной стороны, полученные данные демонстрируют отсутствие у школьников сформированных представлений о гражданственности и патриотизме, с другой - отсутствие в обществе, в частности в семье и школе, эмоционального положительного отношения к социальнозначимым поступкам. Мы считаем, что для школьников необходима специально организованная воспитательная среда, позволяющая проявлять и гражданственность, и патриотизм.

Теоретическое исследование, проведенное нами, позволило выделить следующие характеристики нравственного компонента социализации: знания об отношении к обществу, труду, другому человеку, другой культуре, к самому себе; преобразование знаний в лич-

ные убеждения, убеждения, ценности; проявление социальной ответственности, патриотизма, гражданской зрелости и др.

3. Мотивационно-деятельностный компонент характеризуется самореализацией в обществе: сформированная мотивация у старших школьников к участию в различных социальных отношениях, активная созидательная позиция личности (наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых целей, склонности к творческим поискам, уверенности в себе, воли в достижение цели); сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения - основные характеристики данного компонента социализации.

Стремление личности к участию в различных социальных отношениях происходит под влиянием основных социальных потребностей. По мнению Э. Фромма, это потребности человека в общении, в межиндивиду-альных узах, в творчестве как в одной из значимых интенций человека, в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, стремление к уподоблению, познанию, освоению бытия [12]. Данные потребности так или иначе связаны с межличностным взаимодействием, общением, активностью, открытостью, стремлением человека позитивно воспринимать окружающий мир. Б.Г. Ананьев считал, что общение как компонент общественной деятельности субъектов может влиять на развитие психической организации человека [4].

Коммуникативные навыки помогают человеку в любой сфере деятельности, помогают урегулировать межличностные конфликты. Особо актуальны коммуникативные умения в школьной среде. Безусловно, ученик, владеющий способами открытого активного общения, будет наиболее популярен в школьном коллективе. Активность, доброжелательность в общении с окружающими, ориентация на сотрудничество и кооперацию позволят ему быть успешным в обществе. В связи с этим важно создать для старшего школьника условия для овладения знаниями о приемах, способах, нормах общения, способах самоорганизации и организации других людей.

Активность личности, согласно установленной системе ценностей в обществе, связана с такими характеристиками, как работоспособность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, что может проявляться в стремлении заниматься общественно-полезной деятельностью, приносить практическую пользу окружающим, обществу. Л.П. Буева считает, что человек, с одной стороны, принимает нормы общества, приспосабливается к существующим условиям, с другой - творчески их преобразует, из чего складывается активность личности, ее индивидуальность, поэтому важным является умение личности ставить реальные цели, планировать деятельность по их достижению [2].

Таким образом, мотивация к деятельности в различных социальных отношениях напрямую связана с основными социальными потребностями личности: системой мотивов и желанием успешно реализоваться в какой-либо деятельности.

Основанием для выделения мотивационно-деятельностного компонента как одного из актуальных компонентов социализации личности является ситуация в со-

временном обществе. Сегодня успех молодого человека зависит не столько от выбранной специальности, сколько от социальных умений, активного опыта социальных взаимодействий, личностных характеристик.

Характеристиками мотивационно-деятельностного компонента социализации можно считать: знания приемов, способов, норм общения, способов самоорганизации и организации других людей, проявление коммуникативной компетенции, ориентация на сотрудничество и кооперацию, умение ставить реальные цели, планировать деятельность по их достижению, наличие реально проявляемого стремления к решению социально значимых задач; инициативность: стремление заниматься общественно-полезной деятельностью, приносить практическую пользу окружающим, обществу; сформированность социального, жизненного и профессионального самоопределения.

Мы предположили, что результатом деятельности образовательного учреждения является проявление характеристик данных компонентов в развитии учащихся, а потому направления развития воспитательнообразовательной системы образовательного учреждения должны соответствовать представленной структуре социализации. Основываясь на представленных компонентах социализации и их характеристиках, нами были разработаны характеристики старших школьников в зависимости от уровня их социализации.

Школьник, имеющий высокий уровень социализации:

- имеет глубокие знания, умения, навыки по основам наук, по предметам нравственной, психологической направленности, прочные системные знания механизмов, способов, норм, правил общения, способов самоорганизации и организации других; хорошо владеет способами гражданской деятельности;

- обладает осознанной гражданской позицией по отношению к ценностям различных культур, высокой мотивацией к проявлению патриотического и гражданского сознания; умеет самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях, обладает уверенностью в себе, волей в достижении целей;

- имеет сознательную потребность в здоровом образе жизни, высокую мотивацию на сотрудничество, кооперацию со многими людьми; оказывает позитивное влияние на межличностные и межнациональные отношения в школьном коллективе; является организатором общественно-полезных дел; осознанно стремится приносить практическую пользу обществу; у него сформирована готовность к социальному, жизненному и профессиональному самоопределению;

- умеет ставить перед собой цели и планировать деятельность по их достижению; являясь организатором общественно-полезных дел, осознанно стремится приносить практическую пользу обществу.

Школьник, имеющий средний уровень проявления социализации:

- имеет знания, умения, навыки по основам наук на среднем уровне; обладает удовлетворительными знаниями по предметам нравственной, психологической направленности, о способах, нормах, правилах общения, способах самоорганизации и организации других; проявляет некоторое владение способами гражданской деятельности, навыками исследовательской деятельности;

- проявляет положительное отношение к ценностям различных культур; обладает готовностью к социальному, жизненному и профессиональному самоопределению;

- мотивирован на сотрудничество, кооперацию с двумя-тремя членами коллектива; включен в межличностные и межнациональные отношения в коллективе; понимает необходимость здорового образа жизни; готов включаться в ситуацию нравственного выбора, принимать ответственность за свое решение;

- эпизодически ставит перед собой цели и планирует деятельность по их достижению; является активным участником общественно-полезных дел.

Школьник, имеющий низкий уровень проявления социализации:

- имеет бессистемные знания, умения, навыки по основам наук, по предметам нравственной, психологической направленности; недостаточно владеет способами гражданской деятельности;

- эпизодически проявляет способность к творческой, исследовательской работе в урочной или внеурочной деятельности, но не проявляет интереса в сфере учебной деятельности; не умеет работать с дополнительными источниками информации;

- может различать положительные и асоциальные жизненные ценности; способен различать ситуации нравственного выбора; у него не сформирована мотивация к профессиональной самореализации;

- эпизодически проявляет некоторые коммуникативные умения; слабо мотивирован на сотрудничество, кооперацию; демонстрирует низкую степень включенности в межличностные отношения в коллектив; не умеет ставить перед собой цели; планирует свою деятельность по ситуации; чаще всего является только участником некоторых общественно-полезных дел; у него существует готовность к социальному, жизненному и профессиональному самоопределению.

Мы провели анализ проявления некоторых характеристик социализации у выпускников школ города. Причем для анализа были выбраны образовательные учреждения разных типов: гимназия и общеобразовательная школа. Исходя из концепций общеобразова-

тельной школы и гимназии мы сравнили желаемый и реальный образ школьника в процессе социализации.

Исследование выявило существенные различия между желаемым и реальным образом ученика гимназии. Если по когнитивному критерию реальный образ ученика гимназии почти совпадает с желаемым, то по всем остальным наблюдаются несовпадения. Наиболее значительны они по нравственному критерию, а в частности по проявлению такой характеристики, как «знания об отношении к обществу, труду, другому человеку, другой культуре, к самому себе», «преобразование знаний в личные убеждения, ценности». Выпускники и общеобразовательной школы, и гимназии имеют близкие показатели по характеристикам когнитивного компонента социализации. Наибольшие различия обнаружились по характеристикам нравственного и мотивационнодеятельностного компонентов социализации. На наш взгляд, это связано с рядом факторов: в общеобразовательных учреждениях не уделяют достаточного внимания знаниям о способах, нормах, правилах взаимодействия, умению планировать собственную деятельность, проявлять инициативу и гражданскую позицию; проявление нравственных и мотивационно-деятельностных характеристик у школьников связано в основном лишь с особенностями семейного воспитания.

Как показало наше исследование, в гимназии в основном обучаются дети из благополучных семей (высокий уровень образования родителей, достаточно высокий материальный достаток, семьи в подавляющем большинстве полные и т.д.), что предполагает позитивное влияние на формирование таких характеристик личности школьника, как «проявление социальной ответственности», «преобразование знаний в личные убеждения и ценности», «стремление заниматься общественнополезной деятельностью» и др.

Полученные данные, безусловно, предполагают, что независимо от вида образовательного учреждения (но с учетом его специфики) необходимо пересмотреть подход к работе с семьями учащихся, образовательное пространство не должно ограничиваться стенами только школы или гимназии, необходимы новые формы взаимодействия родителей, школьников и педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. АндрееваГ.М. Социальная психология: Учебник для высших учебный заведений. 5-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2004. 365 с.

2. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.

3. Бордовская Н.В. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 304 с.

4. Выготский Л.С. Основы педологии. Л.: Ин-т артель, 1935. 133 с.

5. Кон И.С. Ребёнок и общество. М., 1988. 272 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1987. 304 с.

7. МудрикА.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. 80 с.

8. Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. № 5. С. 10

9. Персиянов И.А. Социальное развитие школьников в процессе обучения // Автор диссертации. СПб., 2000.

10. Пташко Т.Г. Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2000.

11. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.

12. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.

Статья поступила в редакцию журнала 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.